Что имел в виду Иисус

Тема в разделе "Христианство и иудаизм", создана пользователем plot, 16 янв 2011.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Эта тема мне весьма интересна, но я не нахожу возможным обсуждать её на http://forum.rozamira.ws . Позволил себе поместить здесь копию двух первых постов Сони из одной ветки на том форуме (одновременно отдавая должное и многим другим постам в той ветке).
    Добавлено спустя 11 минут 51 секунду:

    Почин Сони по поводу обсуждения Н.З. я поддерживаю горячо. Честно говоря, сам хотел написать своего рода толкование или комментарии к Н.З. в своё время.
    Имхо, самым продуктивным вариантом обсуждения была бы выработка для начала всех возможных вариантов интерпретации тех или иных эпизодов. Дальше, думаю, многое бы прояснилось.

    Добавлено спустя 16 минут 17 секунд:

    Теперь по сабжу.
    Из всего евангельского повествования можно сделать следующие выводы (они, кажется, вполне очевидны):
    1. Иисус обладал определёнными способностями в области... скажем так... ораторского искусства что ли. Мы видим все эти филигранные паузы и вовремя сказанные точные слова. Мы видим как Он мастерски управлял вниманием (в благом смысле) слушателей, направляя его на то, на что нужно было для донесения до них смысла.
    2. Часто то, что Он говорил, было действительно весьма шокирующим для слушателей, причём для всех, даже для, т.с., ближников. Имхо, это шокирование было одним из приёмов для управления вниманием. Причём уже не только слушателей, но и тех, кто в последствии читал и читает эти повествования. Он ПРИВЛЕКАЛ НАШЕ ВНИМАНИЕ к этим словам.
    По поводу евхаристии. Это - одно из таких мест - "ешьте плоть Мою, пейте кровь Мою". Как бы там ни было, оно действительно шокирует. Возможно, вообще больше, чем что-либо. Значит, Он тем самым привлёк наше внимание к чему-то архиважному.
    Самый глухой выход в данном случае - буквальное истолкование, как это произошло в современной церкви с обрядом евхаристии. В результате - потеря смысла сказанного, в результате - магизм и т.д.
    Давно думал над этими Его словами. На сегодняшний день получились вот какие интерпретации (отсюда):
    Добавлено спустя 15 минут 28 секунд:

    С другой стороны, Иисус совсем не был, судя по всему, одним из безумных святых, которые опровергают все устои, ходят голыми, живут в бочке и т.д. Нет, его шокирование публики не было юродствованием, как мне кажется. Например, в этом смысле Иоанн Креститель был по-круче. Цель Иисуса, кажется, была в том, чтобы донести до людей некий смысл.
    Юродивый эпатирует публику просто потому, что таков его путь. Он как бы идёт своим путём, поперёк общества и то, что кто-то с этого ещё и чему-то научается - скорее случайность или Провидение.
    Учитель Риндзай-дзэн эпатирует только своих учеников, или тех, кто может ими стать. И в этом он идёт до конца.
    Иисус же общался в основном с массами "простых" людей, никак на учеников не тянувших. Однако, Он их эпатировал. Зачем? Я нахожу два варианта ответа, которые, впрочем, друг другу не противоречат:
    1. Целью Его в этом эпатировании было разрушение неких фундаментальных иллюзий у слушателей, зарождение людей нового типа, с новым, менее ядрёным набором иллюзий.
    2. Целью было привлечение внимания к определённым моментам. В том числе - нашего внимания. При этом Он не открывал смысл сказанного тут же, иначе эффект был бы потерян. Человек должен озадачиться, задуматься, загрузиться. Начать искать.
     
  2. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    На ВэСе обсуждение завернуло в сторону степени вероятности "ёрничества" Иисуса. Не поговорить ли тут, на конкретных данных примерах о необходимости (именно так) ломки стереотипов, о неизбежности этого занятия для настоящего, не показушного развития сознания?
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Тут ещё вопрос не только о степени вероятности ёрничества, но и просто о степени ёрничества.
    Имхо, можно, именно в контексте истории Иисуса. По крайней мере. Для начала.
     
  4. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Тут, боюсь, оснований для точного расчёта этой степени маловато. Пожалуй, есть только верные основания говорить, что внешне это выглядело именно так, именно так воспринималось с одной стороны и принималось во внимание именно такое восприятие с другой.
    Именно.
    Известно, что "шибко грамотных" среди апостолов вероятнее всего не было. Возможно что часть из них как-то была связана с ессеями, так же, как и сам Иисус, но даже эта версия едва ли даёт много оснований для отвержения традиционной версии - большая часть учеников Иисуса была людьми совсем не книжными и не больно-то благочестивыми по мало изменившимся с тех пор меркам. И, вечный вопрос "иисусоведов" - чему и как их учил Христос три года? Думаю, ответ близок к поставленной теме...
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Слова о плоти и крови были, скорее, шокирующими. Это, имхо, более подходящее слово.
    А вот по поводу всяческих сравнений ЦН и Бога... Тут нужно смотреть по цитатам. Никогда не рассматривал эти его слова с такой точки зрения. Подумаю. Интересно. Всё же ёрничество - это одна из возможных интерпретаций, причём такая манера характерна лишь определённому типу психики и не факт что у Иисуса психика относилась именно к этому типу. То есть не факт, что Он вообще был склонен к ёрничеству. Просто надо помнить, что Его слова, вернее их подоплёку, можно интерпретировать несколькими способами и лучше для начала, хотя бы чисто гипотетически, рассмотреть как можно большее их число.
    Ну, насчёт благочестивости тут вопрос... По-своему они видимо были всё же довольно набожными людьми. Их отличало другое: говоря кастанедовским жаргоном - сравнительно подвижная точка сборки. Они могли выйти за пределы традиционного жёстко-иудейского описания мира. И соответственно хоть как-то воспринять то, что им пытался передать Иисус. Если посмотреть вообще на Его окружение - таких ведь было очень мало. Были ещё женщины, но они воспринимали Его Весть иначе. Они просто Его любили, судя по всему. Не в смысле влюблённости, конечно (или не конечно).
    А так - постоянно возникает ощущение, что никто вокруг в упор не понимает о чём Он говорит, а Он видит, что Его не понимают и видит, что Его так и не поймут при Его жизни, но знает, что рано или поздно до них дойдёт. И Он просто бросает в них зёрна.
    Да, вопрос великолепный.
    Вообще-то, если посмотреть на всё это глазами инопланетянина, очень бросается в глаза сходство методов Иисуса с тем, что было позже у суфиев. Нигде такого больше не было в то время. Ессеи всякие и даже пророки были упёртыми ортодоксальными иудеями со всеми их прибамбасами. УФФФ....
    Если говорить языком простым и незамысловатым, то у меня вот какое ощущение получилось: иудаизм был по большей части религией Иалдабаофа, Верховного Отца. И это было чревато, кстати, для всей мировой цивилизации, при иудейской-то пассионарности. Так вот, Иисус попытался вывести людей за пределы этой системы Иалдабаовства в сторону того, что называется Дхармой, то есть за пределы дуальности Дэвы-Асуры, за пределы Дэвалоки. Причём попытался Он сделать это как можно более мягко, не ломая систему. Да собственно, если бы Он попытался совершить такой слом - Его бы ВООБЩЕ НИКТО не стал бы слушать. И так-то распяли.
    Так вот, все эти годы Он видимо методично и каждодневно разбивал в апостолах эту картину, в которой не было ничего кроме дэвов-асуров. Ничего кроме закона и грешников. И возможно Иуда пошёл на свой шаг именно поэтому. Иуда, вероятно, был упёртым и самоотверженным "воином света". А Иисус его сводил с ума. И не вынесла душа поэта.
     
  6. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Ёрничество ёрничеству рознь. Можно предположить, с некоторым основанием, что Иисус ёрничал очень выразительно и артистично, "типа на полном серьёзе".
    "Шокирующее" - это вряд ли полный смысл отражает. А "нарочито, сознательно шокирующее" - это уже практически синоним "ёрничества". Иисус знал, что Его наставление будет воспринято именно как издевательство.
    Ещё примеры -
    Иоан 8, 3-11; Мат 21, 23-46. Гиперболы вроде "заглатывания верблюда" или "вынимания бревна из глаза" тоже едва ли могут служить примером "сдержанности и деликатности".
    По тогдашним иудейским меркам - едва ли. Впрочем и по теперешним тоже. Разве что "по-своему"... :)
    Это, вообще-то, не очень хорошо совмещается с набожностью.
    Вот и прикол - какие именно зёрна. Что не набожности - так это наверняка.
    Бродячие учителя были в Палестине и до Ииуса, наверняка нестандартные методы проповеди тоже широко обкатывались и до него. Естественно, ни в иудейских, ни в христианских писаниях их проповедь не отразилась, но об их существовании свидетельств осталось достаточно.

    Иалдабаоф - образ не столько отца, сколько безумного тирана. Песцовский - это не просто "простой и незамысловатый"...
    Не только дэвалоки, по большому счёту. И эта мифологическая схема не очень точно подходит под описание тогдашнего иудейского мировосприятия, хотя и похоже, конечно. Дело в том, что, похоже, в метафизическо-спекулятивном аспекте восприятия иудеи вообще не считали язычников достойными врагами, это была кара Господня, а не противостоящая Иегове сила...
    Вполне веррроятно, что гомилетическим новаторством Иисуса было обращение к Жуткому Яхве словом "авва" - "батюшка", "папочка". И вообще полное изменение отношения к Богу. Агапэ взошла из этого посева.
    Кроме крутоты и слабости, гордости и унижеия, благополучия и нищеты и т.д. и т.п. А Иуда, по словам автора евангелия от Иоанна ещё и хитёр был. Впрочем, одно другому может и не противоречить.
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну, пусть так. Это уже скорее вопрос терминологии.
    Компания там была, судя по всему, довольно разношёрстная: и простые рыбаки-крестьяне, и мытарь, и, кажется, бывший вор... Кто был ещё - не припомню. Однако вспомним, что первые апостолы увидели в Нём мессию, потом прибежали к своему брату Нафанаилу, сказали ему о том что нашли мессию (говорю по памяти) и тот пошёл смотреть. Примечательно, что Иисус видел Нафанаила в то время как тот молился. Из всего этого можно сделать вывод, что как минимум, эти люди были религиозно-неравнодушны. А, так ведь ещё у Него и ученики Иоанна остались, кажется.
    Не очень, но не обязательно подразумевает не-набожность. По-крайней мере, в исходном состоянии. Это можно, вероятно, назвать, "ищущая набожность", когда человек задумывается. А как иначе? Человек совсем-совсем набожный (не ищущий) за Иисусом не пошёл бы. И совсем-совсем ненабожный - тоже. Понтий Пилат например.
    Говоря "нигде такого не было", я имел в виду - нет у нас таких исторических данных. Однако, если мы даже взглянем на тогдашних "неформалов" типа тех же ессеев, то увидим, что они были вполне себе ортодоксы, просто по-своему. Ортодоксальность тогда имела несколько устоявшихся форм. И вряд ли тогдашние бродячие проповедники рисковали выходить за пределы этого набора. Даже Иоанн при всей его "отмороженности", говорил и действовал вполне ортодоксально. Всё же свидетельств о других проповедниках, действовавших с помощью методов подобных иисусовым и проповедовавших что-то подобное (в Иудее именно), кажется, нет. Вероятно, именно поэтому за ним ходили толпы. Это было необычно и интересно.
    Дык. Ну не Иалдабаоф - как угодно назови. Существо Закона. Именно Существо и именно Закона. В смысле, насаждающее Закон.
    Да. Однако, приверженность к картине мира с Существом Закона в центре от этого слабее не становилась. Да ещё и с этаким гешефтным оттенком. Смесь гремучая.
    Ну, не только из этого, видимо. Хотя и это тоже, конечно.
    Да, этот автор, видимо, сильно не любил Иуду :) . Его комментарии вообще-то называются инсинуациями и "чтением в сердце".
    Хотя, конечно, им виднее было.

    Добавлено спустя 2 часа 14 минут 17 секунд:

    Просто, если он был действительно вор и сказал так исходя из соответствующих намерений, это было бы весьма наглым поступком в свете того, что он видел и знал об Иисусе. Тогда получается, что Иуда Иисуса вообще ни в грош не ставил и, грубо говоря, "держал за лошару". Маловероятно это, имхо.

    Добавлено спустя 13 минут 31 секунду:

    Так вот, хотелось бы прояснить, что я понимаю под системой "дэвы-асуры", а то замечаю за собой склонность к слишком вольному обращению с терминами.
    Я имел в виду вот что: это мировоззрение, в котором есть "светлые" и "тёмные", которые противостоят друг другу. Бог в этой системе - глава "светлых" ну и типа вообще самое крутое существо. Отличительной особенностью религиозного пути "светлых" является приверженность Закону, праведности.
    В этом смысле арья - не "светлые" и не "тёмные", а, как сказал Максим, "прозрачные". Они вообще вне этого противостояния. Но не так, как высшие дэвы мира форм или не-форм, "превзошедшие праведность" или наоборот, превзошедшие "путь асуров". Они вне этого противостояния изначально, держа путь в другую сторону, перпендикулярно.
    В этом смысле, древне-иудейская традиция, судя по всему, была совершенно дэвасурская. Новый Завет выбивает из этой наезженной колеи, которая, на самом деле, является замкнутым кругом. И удары Иисуса, как мне видится, наносились именно по этому мировоззрению. Каждый раз, каждый почти эпизод - это удар по преклонению перед Законом, перед формальной праведностью.
     
  8. SomeOne

    SomeOne Guest

    То есть его мало интересовал Бодхидхарм, скорее всего он смотрел на него, как на омно с сандалиями на голове. В этот самый момент он и показал свое истинное лицо, причину, из-за которой он звал, выпучил свое я.

    Дальше можно просто сказать цитатами
    Благими намерениями вымощена дорога в ад
    Сделай хорошее дело и выкини его в реку.
    Тут речь идет о гордости, отождествлении себя со спасителем…

    Но из вопроса то видны корыстные цели всех этих действ…. Получается так – построю еще десяток монастырей, подкормлю еще пару сотен монахов и тогда уже точно в рай…. Или больше надо? Спрошу ка я у Бодхидхарма:)

    Притом гордость не в смысле чувства собственного достоинства. С этой формулировкой я пожалуй не соглашусь, как с грехом. Гордость – это скорей то, что мы видим в этом примере.

    Не знаю, как ад может показать не плохим местом)

    На самом деле мы можем только гадать на какие общие мировосприятия накладывались эти слова. И в какую сторону уходила из под ног земля. Вот отрывок, в нем говорится про друидов, которые были широко известны своими жестокими обрядами в ДоХритовую Эпоху. Например они могли гадать на судорогах умирающего, притом сами вонзали кинжал в спину. Да и тюрьм как таковых у них не было, преступников сжигали пачками в жертвенных огнях и по дыму шедшему из органов делали предсказания. Так вот о них пишут.



    Вот те же строки, только в другом переводе.
    http://www.sunhome.ru/navigator/v.magiya_druidov

    Так что да, скорей всего это Ерничество. Хотя… Причащение вином и хлебом кстати тоже не Ноу Хау Иисуса, такой обряд был известен и до него.
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Например, если он рай :)
    В том, что касается иудеев, эти мировосприятия задокументированы довольно подробно. Причём не одними только иудеями.
     
  10. SomeOne

    SomeOne Guest

    лже поклонение Богу является тяжелейшим грехом. это узрел Бодхидхарм кроме всего прочего. человек делающий все это от чистого сердца не стал бы задавать таких глупых вопросов, вызывать святого черти откуда. Тщеславие… Расскажу по памяти одну историю. Демоны кричали уже поднимающемуся в рай святому – ты победил нас! Ты молодец! Ты сделал нас!!! НА что святой спокойно отвечал поднимаясь – нет… еще не победил…. А вот когда он долетел. Улыбнулся и сказал. А вот теперь победил. А Император попал бы прямиком в самый настоящий АД, притом в самый нижний и никаким раем он бы ему точно не показался.
    Было бы странно, если бы иудеи документировали мировосприятия других религий, тем более языческих, которые они искореняли. И тем более упоминали бы что-либо о них в своих книгах. Они могли описать только чувства, которые испытывали от услышанного. Церковь не плохо наследила в истории…. Так хорошо, что другие следы бывает найти не возможно.ИМХО
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я бы поостерёгся так заявлять, что узрел Бодхидхарма. Тем более что понятиями "Бог" и "поклонение" он вроде как не оперировал
    Да лана? Опять же, я бы поостерёгся так вот решать кто куда попадает.
    Император делал добрые дела. За это попадают в рай. Однако по сути, рай мало чем отличается от ада. Разве что антуражем. Иные ады в плане пробуждения поэффективнее будут иных раев.
     
  12. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я имел в виду, что иудейские обычаи и мировоззрения были описаны иностранными деятелями.
    Но и их собственные писания вполне сохранились. Ондатру тут как историку карты в руки.
     
  13. SomeOne

    SomeOne Guest

    это ИМХО
    Согласен. Назовем это стремлением попасть в рай. Яркий пример, когда стирается грань между чисто техническими действиями и реальным положением вещей. Нельзя купить себе билет в рай за деньги. Нельзя строить храмы пачками, кормить всех подряд. Нужно нечто другое. Хватит и одного храма – Шаолиньского например. Хватит и одного нищего… Помните, как в детских сказках – добро должно делаться не ради корысти, а от чистого сердца без желания наживы, которой является желание попасть в рай. тогда все получится. Ну да ладно не суди сам, да не судим будешь.
    Нет, не за это.
     
  14. SomeOne

    SomeOne Guest

    Думаете им было видно большее, чем самим Иудеям? Не уверен.

    Да, интересно послушать Ондатра.
     
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Нормальное такое стремление. Не хуже чем стремление получить повышение, например.
    А Вы не допускаете, что раев - целая куча?
    И если человек делает добрые дела, даже просто затем, чтобы попасть в рай, он таки туда и попадёт (в один из них), если остальные деяния не перевесят.
    Желание попасть в рай совсем не препятствует попаданию туда. Даже наоборот. Но не более того.
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Нет за это. :haha:
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я думаю, что мировоззрение и обычаи иудеев задокументированы подробнее, чем что бы то ни было из их времён. Более того, они во многом сохранились до нынешних времён.
     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я думаю, Бодхисаттва своими словами во-первых показал, что рай не отличается от ада в том плане, что всё это - сансара. Более того, рай может стать настоящей ловушкой. И в конце концов и бытию в рае придёт конец. Во-вторых, он по сути дал Императору шанс пойти к чему-то большему. Но тот шанс не использовал.
     
  19. SomeOne

    SomeOne Guest

    Есть большая разница между желаниями просветлиться и желанием попасть в рай. Просветление, или духовное развитие – это хорошо выученные уроки, счастливая жизнь на земле и как следствие попадание в миры находящиеся выше... А стремление попасть в рай, посредствам не хитрых мудростей таких как богослужение, корыстных добрых дел – это обман. Одно дело принять, поверить, искать пути к просветлению… такого человека мало волнует куда он попадет, ведь правда? Он и так одной ногой в раю…
    Есть миры, которые находятся выше. Чем выше, тем ближе к раю. Чем легче душа, тем выше она поднимается.
     
  20. SomeOne

    SomeOne Guest

    Мнения разделились)
     
  21. SomeOne

    SomeOne Guest

    тогда что может быть проще, чем попасть в рай?) да я этих добрых дел в жизни делал переделал:) религия гораздо глубже. Добрые дела - это всего-лишь показатель. одна из составляющих... гораздо важней мотивы
     
  22. SomeOne

    SomeOne Guest

    Убрано все лишние, неугодное. ИМХО
     
  23. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Конечно. Попасть в рай просто. Совершай добрые дела, не греши сильно. И попадёшь. На какое-то время.
    Мы явно трактуем понятие "рай" по-разному. Что такое рай в Вашей трактовке?
    А желание просветлиться - ничем не лучше желания попасть в рай. Что в лоб, что по лбу.
     
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Неугодное кому?
     
  25. SomeOne

    SomeOne Guest

    На небо берут не твои добрые дела, а твою душу. Там утаить ничего не получится. Если злой человек занимается добрыми делами ради стремления попасть в рай, то дорога закрыта.

    Для упрощения назову раем самый верхний мир.
    Лучше дождаться Ондатра:)
     

Поделиться этой страницей