Это, в некотором роде, продолжение темы Доколумбова Америка ) Африка гораздо ближе к главным цивилизационным центрам, чем Америка. И часть её (Египет) даже сама является таким центром. Но тем не менее, Юго-Западная часть континента сравнительно долго развивалась самостоятельно и самобытно. Причём, с отставанием от Доколумбовой Америке в культурно-социальном плане где-то на тысячу лет. Поэтому европейское завоевание застало её ещё на более ранней стадии. Эту часть мы и назовём Чёрная Африка. Выглядит зонирование Африки так: цветные значки - мт.-гаплогруппы Чёрная линия - северная граница негроидной расы (к северу от неё мехтоидная, к северо-востоку - восточноафриканская) Фиолетовая линия - северная граница нигеро-кордофанских языков Красная линия - южная граница доминирования Y-гаплогруппы Е1b1b в период до 16 в. (сейчас она вместе с Сахарой заметно сдвинулась к югу). вот то что южнее этих линий это и есть Чёрная Африка.
Начнём с генетики и антропологии. Изначально Африку (всю) населяли представители двух мужских (Y) гаплогрупп - А и В и женской (mt) - L. И это были не негры. Хотя, возможно, среди них и преобладали чернокожие. Ныне наиболее типичные А - это койсанцы (бушмены и т.д.), а наиболее типичные В - это пигмеи. Но вообще эти гаплогруппы достаточно антропологически разнообразны. Древние А и В были люди первобытные , но продвинутые ). Такие технологии как лук и стрелы, микролитическая техника, пещерная живопись и украшения, которое в Евразии отождествляются с очень поздним палеолитом и мезолитом в Африке спорадически появлялись ещё 80-90 000 лет назад. Но потом забывались. ем не менее и в целом палеолит африканский был куда продвинутей евразийского. 18-15 000 лет до н.э.на Среднем Ниле уже вплотную подошли к земледелию и скотоводству (и неизвестно не перешли ли эту границу (халафская культура). Но дальше нужда отпала - кончился Ледниковый период, в Северной Африке пошли дожди и жить стало и так хорошо ) Антропологические негроиды стали терять свои черепа только 6-7 000 лет назад - видимо, тогда (илу чуть раньше) и сформировался этот расовый тип. Этому событию предшествовали значительные подвижки населения.
бушмены пигмеи негроиды Гвинейского залива Главные события поисходили в Сахаре. В ледниковый период Сахара была больше и засушливей, чем сейчас. Леса и степи были только на побережье Магриба. Из долины Нила 17 000 л.до н.э. туда расселились племена иберо-мавританской культуры. Но едва ли это те люди которые нас интересуют. в 12тыс. до н.э.. до н.э. началось Аллерёдское потепление. В Сахаре пошли дожди и появились первые люди. Надо думать они пришли с юга. Потом климат опыть несколько похолодал. 9700 до н.э. наконец потепление(в Сахаре увлажнение0 стало стабильным За пару тысяч лет она превратилась в саванну с крокодилами и бегемотами. Вот туда и началась миграция с востока (вероятно из Азии). Это были носители y-гаплогруппы Е. двигались они не только в Сахару. Одна волна пошла в Восточную Африку, вторая в Европу - в Грецию и на острова Средиземноморья (Е -составляет доэллинский субстрат население Греции, он и сейчас там значителен, Е - обнаружена в осанках жителя Испании умершего ок. 5000 г до н.э., и многих умерших в Руссильёне (граница Франции и Испании) 3000 л до.э. Очевидно эта та самая волна которая несла неолитические технологии (7 тыс. до н.э.). третья распространялась по побережью Магриба (капсийская культура - с кон. 9 тыс. до н.э.) все эти люди были белыми. наконец, четвёртая в тоже время оказалась в Сахаре - киффийская культура. Она нас и интересует более всего. Остаётся предположить, что киффийцы по каким-то причинам пришли без женщин и взяли местных (mt -L). От них и пошла изначальная негроидная раса. Племена эти были знакомы с идеей производящего хозяйства. К 6000 г до н.э. у них была керамика, наскальная живопись, они пытались приручить местных баранов (строили загоны), и кое-где выращивали просо (Амекни) Культура эта процветала в Сахаре примерно до 6-го тысячалетия до н.э. , когда начался новый период относительной засушливости. После этого население сместилось на юг - в Западный Судан.
В Западном Судане (Сахеле) были доместифицированы сорго и африканский рис (6-е тыс.), на границе лесной зоны на юге - ямс и масличная пальма (к 4000 до н.э.). ок 4500 до н.э. в Сахаре снова начался период увлажнения и туда пришли скотоводы - предки берберов (тоже y-Е, но других субкладов). У них сахельцы позаимствовали азиатские виды скота (овец и коз). Начавшийся к 3000 г. новый (и уже окончательный) засушливый период в Сахаре надолго отрезал Чёрную Африку от "цивилизованного мира". Восточной Африке этого не произошло. и там мы видим очень большое разнообразие mt-гаплогрупп. Зато в Чёрной более разнообразны Y. Уцелели А и В. Е представлено несколькими субкладами. Но самым поразительным является наличие в Камеруне гаплогруппы R1b (западноевропейской). У народа мандара. не знаю как объясняют это палеогенетики, но самоназвание этого народа- вандала .
Как-то мало сведений об этих культурах и их носителях. http://lah.flybb.ru/topic2028.html http://www.sciencedaily.com/releases/19 ... 080500.htm "Учёные из Потсдамского института исследования климата считают, что прецессия земной оси влияет на климат. В частности, при максимальном наклоне земной оси 24,14 градусов (который был около 7000 г. до н.э.) муссоны, по их расчётам, должны были проникать далеко в Сахару и создавать там сезон дождей. По данным той же группы исследователей, изменение климата Сахары происходило в несколько этапов: до 4700 до н.э. был тропический муссонный климат, характер растительности -- саванна; 4700 -- 3500 до н.э. -- постепенное уменьшение количества осадков; 3500 -- 2000 до н.э. -- стабильный период более сухого климата, характер растительности -- степь; 2000 -- 1600 до н.э. -- быстрое опустынивание. Считается также, что к опустыниванию мог приложить руку и человек: истребление растительности слишком расплодившимся скотом и эрозия почв приводят к нарушению естественного круговорота воды. "
это очень стабильная модель - как должно было быть ) но дендрохронология показывает значительные колебания внутри этого цикла. Если ты про вандалов, то как известно из источников, в 5-6 вв. они жили в Магрибе. И если это они, то к югу от Сахары северяне опять оказались без своих женщин.
Стабильная неолитическая эпоха продолжалась до сер. 2 тыс. до н.э. Во 2-м тысячелетии начинается новая масштабная миграция - продвижение племён банту дальше вглубь Африки - основная миграция была на восток , в район Великих озёр. Далее в результате серии миграций банту заселили всю Центральную и значительную часть Южной Африки. Но эти последние миграции происходили уже в новых условиях железного века, давшего банту огромные преимущества. Металлургия появилась здесь в сер. 2 тыс. до н.э. - сначала это была медная металлургия в Южной Сахаре. Бронза позднее тоже появляется, но видимо уже параллельно железу. Первые попытки обрабатывать железо начались кажется очень рано, чуть ли не к 1200 г до н.э. И так или иначе к 5 в до н.э. железо уже обрабатывалось повсеместно. Кузнечное дело было в Африке очень элитарным занятием - для магов и вождей. Собственно с этого времени (сер. 1 тыс. до н.э.) и появляются первые следы социальной стратификации - отдельные курганы вождей (с человеческими жертвоприношениями). Стратификации могла способствовать и постепенно наладившаяся (к 4 в до н.э.) караванная торговля через Сахару (вели её берберы). Но никакого всплески цивилизионног развития или монументального строительства все эти события не вызвали. Т.е. мы имеем первобытные общины железного века. Вполне возможно, что причины в низкой плотности населения. Заметим, что все первые путешественники за Сахару (пер. пол - сер. 1 тыс. до н.э.), сушей или морем, не заметили там никаких негров. ) Все они встречали только пигмеев. Что касается банту, то заселив большую часть Африки (к 5 в. н.э.) они принесли туда свои близкородственные языки. Но в результате смешения с аборигенами приобрели довольно разнообразный антропологические тип. банту из Центральной Африки банту из Восточной Африки банту из Южной Африки
Где находился центр "африканской цивилизации" в 1 тыс. до н.э. мы можем определить довольно точно : это Северная Нигерия - культура Нок (9-2 вв. до н.э., рассцвет с 5 в. до н.э.) (череп!) а за ней почти тысячелетний разрыв... (хотя, может быть, в будущем археология его и заполнит)
А юмор в том, что ямы-то как таковой и нет. В эту тысячу лет (со 2 до н.э. по 8 н.э.) процессы не замирали. Банту активно двигались на юг (к 400 г.н.э. они достигли границ нынешних Ботсваны и ЮАР), переход к вождествам на просторах Западного судана шёл постепенно и неуклонно (к 7 в.н.э. они стали здесь наиболее распространённой формой политического устройства). Возникали крупные посёлки. Городок Дженне в 4 в. н.э. был обнесён крепостной стеной. На поставках слоновой кости и диких животных в Римскую империю из Западного Судана в Сахаре сложилась целая цивилизация гарамантов (но что они везли взамен на юг, не вполне ясно. Очевидно, соль, как и в последующие века). Просто, видимо, отсутствовали катализаторы, которые могли количественные изменения перевести в качественные. Вплоть до того, что просто не возникла нужная идеология.
К 9 в. н.э. мы снова видим важные культурные очаги в Западном Судане: Царство Гана - возможно первое раннее государство . Развилось, продолжив транссахарские караванные пути до зоны тропических лесов с их золотыми приисками. Золото на соль, на века стало формулой транссахарской торговли. Протогород Дженне, к 9 в. имел площадь 40,5 га. и возглавлял вождество с населением ок. 50 000 человек. и культура Игбо-Укву в Северной Нигерии, весьма слабое децентрализованное образование с развитой бронзовой металлургией От них уже идёт непрерывная культурная традиция. Чёрная Африка вступает в свой "классический период".
Западный Судан (Сахель) Именно здесь процессы пошли наиболее динамично. Область эта была не самой населённой в Африке. К к 800 г. здесь жило ок. 4 млн. человек, к 16 веку - ок. 5,5 млн. "Катализаторов", видимо, было несколько - 1. усилившееся этническое разнообразие: появление на севере региона выходцев из Восточной Африки, говоривших на чадских и нило-сахарских языках, а затем пронкновение берберов-мусульман. последнее было тесно связано с 2. началом золотой торговли - т.е. разработкой гвинейских золотых приисков - удилиннением транссахарских торговых путей - и , соответственно, смещение главных посреднических центров из Сахары на юг - ими стали такие сахельские города как Тимбукту, Гао, Дженне на Нигере и Гана (Кумби -Сале) в Южной Мавретании. 3. с этими событиями связано появление лошадей и переворот в военной технике. К 9 веку Сахель от озера Чад до атлантического побережья Сенегала довольно плотно покрывали вождества и городки, среди которых выделялись отдельные крупные центры - столицы протогосударств (священных царств ). По очереди тому или иному раннему государству удавалось стать гегемоном. Это были : 1. Гана (народа сонинке) примернно с 8 в. по 11. Её столица Гана (Кумби-Сале) в 11 в. имела площадь в квадратную милю и от 15 до 30 000 жителей. У неё было два ядра - царский дворец , в окружении священных рощ-капищ и торговый квартал мусульманских купцов. 2. Каниага (народа сосо) - 11-13 вв. (1076-1230) 3. Мали (народа малинке) 13-15 вв. его столица Ниами протянулась на 25 километров. 4. Сонгай (15-16 вв.) - величайшая из африканских империй, по сложности устройства дошедшая практически до уровня настоящего государства.
Начиная с 10 в. здесь распротраняется ислам (в начале хариджитский, потом маликитский). В 11 в. большинство суданских царств официально его принимают. На бытовом уровне , однако, это сказывается слабо. Ещё в 14 в. ибн Батута встретил дочерей царя Мали на улице совершенно голыми, во главе процессии из 200 голых невольниц. Продолжали действовать языческие храмы. Главным успехом царя-мусульманина Кано , когда он во главе гвардейцев взял главный языческий храм штурмом, стало отнюдь не его разрушение, а право назначать жрецов. Войны с неверными велись не ради их обращения в ислам, а ради их обращения в рабство. При этом суданские цари регулярно ходили паломниками в Мекку, соблюдали основные исламские установления (5 столпов) и за большие деньги заманивали к себе факихов. особенно много исламских специалистов прибыло в 14 в., а каирском университете тогда же появились студенты из Мали. В Тимбукту открылось медресе. Появились постройки в магрибинском стиле. Но вообще архитектура следовала скорее местной традиции, когда постройки фактичски лепились из глины. мавзолей царя сонгая аския Мухаммеда (16 век) Тимбукту в том же стиле сооружались и более поздние постройки
Общество вполне можно назвать рабовладельческим, поскольку рабство и работорговля играли громадную роль. Можно и кастово-сословным. Статусы и занятия были распределены между кланами - высшие военно-земледельческие, средние кланы марабутов (факихов), потом ремесленные (частью лично зависимые в рамках служебной организации), потом рабские. При этом каста гриотов (что-то вроде бардов-друидов), насмотря на официально невысокий статус, пользовалась огромным влиянием, а из рабов состояла царская гвардия и немалая часть высших должностных лиц.
В 16 веке западносуданская цивилизация достигла рассцвета. К этому же времени исламизация наконец начала давать не совсем уж формальные плоды. В целом период 8-16 вв. н.э. здесь можно сравнивать , скажем , с шумерским 3 тыс. до н.э. Однако, "ывсокой культурой" для региона стала не местная , а северная - исламская. С севера же привозились в обмен на золото и предметы роскоши/произведения искусства, оттуда же приезжали богословы и законоведы. пришло арабское письмо. Эты мусульманская культура оставалась элитарной, и даже уже ,чем элитарной. Местные чёрные факихи с трудом говорили по-арабски, и не царь , ни вельможи не умели писать и читать. Но на привозных грамотеев и их потомков тратили немалые суммы. В 1591-99 гг. Сонгай был завоёван мароканскими войсками, ударной силой которых были европейские наёмники с мушкетами. Однако, контролировать столь отдалённые провинции Марокко оказалось не под силу, и местные "конкистадоры" фактически были предоставлены сами себе, став просто одной из группировок в регионе. Добыча золотом, увезённая на север была колоссальна, однако взять под контроль золотодобывающие регионы не удалось. Фактически эти события только ускорили , наметившийся уже в 16 в. упадок транссахарской торговли. В 17 веке это стало фактом. торговля гвинейского региона также была переориентирована с севера на юг - на европейскии фактории. В сахеле начался хаос и варваризация - продвижение с севера кочевников -туарегов и фульбе, и главное широкие завоевания язычников-бамбара. относительно цивилизованными центрами оставались города -государства народа хауса. В 18 -нач. 19 в. главной силой в регионе становятся фульбе, возглавляемые теократическими суфийскими имамами. Они начинают священную войну против язычников и псевдо-мусульман. Это было уже реальное исламское движение, приведшее к значительной трансформации региона перед приходом европейских колонизаторов. Из культур почти незатронутых данным процессом можно назвать догонов.
догоны самы себя считают выходцами из всокоранговых кланов царства Мали и действительно во многом сейчас представляют именно эту древнесуданскую традицию. Однако лингвисты выделяют догонские языки в отдельную группы семьи Нигер-Конго (или даже в отдельную семью). Генетически они представляют древний субклад Е - Е1а (всего он у трети населения современного Мали) народы Манде (те которые основали древние Мали и Гану) выглядят вот так (группа манде семьи Нигер-Конго) сонгаи и хауса (говорят на нило-сахарских языках в основном распространнённых заметно восточнее). фульбе (атлантическая группа семьи Нигер-Конго) 18% имеют редкостную гаплогруппу Т (самая высокая плотность в мире), 12 % гаплогруппу а - древнеафриканскую