1. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    416
    Симпатии:
    437
    В этом году я снова несколько недель провел в Питере. Нравится возвращаться в этот город — открывать его новые уголки, гулять, смотреть на парки, дворцы, храмы.

    Среди других экскурсий и поездок была одна, особенная, имеющая непосредственное отношение к «Розе Мира». Она не относится к числу популярных, на нее набирается не так много желающих. Называется экскурсия «Петербург — город всех религий», и я от души рекомендую ее посетить. Она автобусная, маршрут проходит по красивым местам центра города, островам, автобус дважды пересекает Неву.

    На эту экскурсию мне давно хотелось попасть. А добрались до нее мы с Леной 14 августа этого, 2016 года.

    В нашем случае экскурсия включала Соборную мечеть, буддийский дацан, лютеранскую кирху, Большую хоральную синагогу, православный Никольский собор и католический костел св. Екатерины. Экскурсия продолжалась почти пять часов.

    Ниже я приведу фотографии с краткими комментариями и кое-где — сведения из истории храмов и соответствующих конфессий. Конечно, такая виртуальная экскурсия не может заменить настоящую.

    Наш маршрут в начале пролегал из центра мимо Марсова поля и Летнего сада на Петроградскую сторону. И первая остановка была у мечети.

    [​IMG]

    Санкт-Петербургская Соборная мечеть.

    Построена в 1909 — 1920 годах архитектором Н.В. Васильевым и инженером С.С. Кричинским в стиле «северный модерн». Вмещает до 5000 человек.

    Ислам в Питере активно развивается, а яркая и красивая мечеть привлекает туристов. Независимо от их религиозности. Может быть, поэтому в мечеть нас не пустили.

    Хотя все равно было немножко обидно. Это единственный храм на маршруте, в который не удалось зайти.

    [​IMG]

    Минарет соборной мечети. Высота 48 метров.

    [​IMG]

    После мечети двигаемся дальше на север, через Каменный остров, и попадаем в Приморский район.

    Здесь нас ждет буддийский дацан.

    Тут с самого начала я был в некотором предвкушении, так как мимо дацана проходил до этого по меньшей мере трижды, в разные годы, но внутри так и не побывал.

    [​IMG]

    Буддийский дацан Гунзэчойнэй.

    В переводе название означает источник святого учения Всесострадающего

    [​IMG]

    Архитектурный проект храма в соответствии с канонами тибетской архитектуры был разработан в 1909 году студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским (автором проекта Елисеевского гастронома на Невском).

    [​IMG]

    Основателем храма был Агван Доржиев, который в 1909 году выкупил участок земли на северной окраине города, в Старой деревне. Он же был и первым настоятелем дацана.

    [​IMG]

    Агван Доржиев

    Петербургская буддийская община в те годы была небольшой. В 1897 году насчитывалось 75 буддистов, в 1910 году — 184 (163 мужчины и 21 женщина). В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки.

    Дацан, проработав несколько лет, закрылся в 1916 году, подвергся разграблению в 1919, но в 1924 снова начал функционировать. Однако, в 1935 был снова закрыт, и теперь уже надолго. В 1937 большинство прихожан, имевших отношение к дацану, были схвачены, многие расстреляны.

    В 1960 году здание было передано Академии наук. Буддистам храм вернули только в начале 90-х.

    В настоящее время община живет активной жизнью, в дацане регулярно проводятся богослужения.

    Молитвенные барабаны располагаются вокруг дворика

    [​IMG]

    их нужно крутить, проходя мимо, чтобы вызывать движение записанных внутри молитв. Обычно буддисты обходят дворик по кругу, вращая барабаны, прежде чем зайти в храм.

    Внутри дацан выглядит красочно, празднично.
    А поскольку тут действовал запрет на съемку, приведу фото, взятое из интернета.

    [​IMG]

    Справа видна большая позолоченная статуя будды. На подушках посередине сидят монахи во время богослужения. Левее видны используемые при богослужении барабаны.

    Я впервые был в буддийском храме, поэтому впечатления были яркими и запоминающимися. Приятно радовала какая-то простота, почти домашняя атмосфера, сочетающаяся с торжественностью и церемониальностью.

    Одно из богослужений начиналось сразу после нашей экскурсии, так что мы видели верующих, которые собирались в храме, выполняли ритуальные поклоны и совершали пожертвования еды монахам храма.

    Богослужения проводятся дважды в день по пятницам, субботам и воскресеньям, а также в дни буддийских праздников.

    В дацане нам подробно рассказали обо всех храмовых атрибутах, изображениях будд, статуях, фресках.

    Узнаем, что расположение храма рядом с Большой Невкой напротив Елагина острова выбрано не случайно. Близость к воде и лесу требуется согласно буддийским канонам для общения с духами леса и воды (то есть со стихиалями).

    Пробыв в дацане почти час, идем к автобусу. Суета жизни противится ощущению тишины, которое оттуда уносишь — мы неожиданно попадаем на дорогу где шумят отбойные молотки, рабочие кладут асфальт.

    Что-то словно мешает сосредоточиться на впечатлениях, связанных с дацаном.

    Наша следующая остановка — лютеранская кирха.

    [​IMG]

    Лютеранская церковь св. Екатерины на Васильевском острове

    Построена в 1768 — 1771 годах в стиле классицизм, архитектор Юрий Фельтен. Церковь перестраивалась в 1902 — 1903 годах. С середины 1930-х и до начала 90-х церковь была закрыта.

    [​IMG]

    В настоящее время в Петербурге находится около десяти лютеранских храмов, которые конфессионально относятся к Союзу Евангелическо-лютеранских церквей или к Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (первая связана с лютеранской церковью в Германии, а вторая с церковью Финляндии). Церковь Ингрии по некоторым вопросам более консервативна, например, в ней не допускается служение женщин в качестве священников, что считается нормальным у других лютеран. Этническую основу церкви Ингрии первоначально составляли финны-ингерманландцы.

    Лютеранские церкви отличаются более строгим внутренним убранством, по сравнению с католическими и уж тем более — с православными.

    В то же время они довольно много переняли от католицизма, так например, в лютеранских храмах используется при богослужении орган.

    О догматических отличиях протестантизма от католичества, наверное, нет необходимости говорить, так как они хорошо известны.

    Если же говорить об ощущениях, то пожалуй, католицизм более мистичен, но с другой стороны, в протестантизме больше свободы. И наверное, можно напомнить, что согласно «Розе Мира» католицизм соотносится с Романо-католической метакультурой, а протестантизм — с Северо-западной.

    Наш дальнейший путь через Неву вел обратно в Центр, в район, известный под названием Коломна. Этот район, спокойный, тихий, со старой исторической застройкой, является, наверное, и самым «экуменическим» в Питере, так как на небольшой территории сосредоточено много храмов самых разных вероисповеданий.
     
    Владимир К, Glenn и list нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    416
    Симпатии:
    437
    * * *

    …Трудно не любить Петербург! Где-то здесь, по этим улицам гулял Достоевский. И Лермонтов жил совсем близко, а там, чуть дальше за Крюковым каналом — Мариинский театр. А на другой стороне канала маленький католический храм святого Станислава, в котором мы слушали органную музыку за день до экскурсии. По этим же улицам проезжал я во время ночной экскурсии, и Питер был тогда совсем другим.

    И вот — Большая Хоральная синагога на Лермонтовском проспекте.

    [​IMG]

    Что-то в ней есть из восточных сказок, от персидских дворцов. Выглядит тепло и празднично.

    Построена синагога в 1883 — 1893 годах. Проект здания выполнили архитекторы Л. И. Бахман и И. И. Шапошников при участии В. В. Стасова и Н. Л. Бенуа.

    Ниже большое панорамное фото из сети

    [​IMG]

    Еврейская община сложилась в Питере во второй половине 19 века. До этого евреям не разрешали жить в столицах, существовала так называемая «черта оседлости».

    Однако еще до ее отмены императоры нередко закрывали глаза на собственные указы и разрешали некоторым евреям жить в Петербурге. В первую очередь, это касалось врачей и купцов.

    С 1828 года евреев стали призывать в русскую армию. Евреи появились среди солдат петербургского гарнизона, жили они вместе с семьями. По выходе в отставку эти евреи остались в Питере, а Александр II отменил большую часть запретов на проживание евреев.

    В 1869 император разрешил строительство синагоги для растущей еврейской общины, которая насчитывала к тому времени около 10 тыс. человек.

    Начался сбор средств на строительство и выбор места.

    [​IMG]

    Так выглядела синагога вскоре после постройки.

    В синагоге три этажа — подвальный, первый и второй. Большой зал для богослужений напоминает католическую базилику. Боковое пространство так же отгорожено от основного рядами колонн, в центре находится алтарь.

    [​IMG]

    Алтарь пуст, что символизирует непознаваемость Бога.

    По бокам от алтаря находятся семисвечники. Семисвечник, или менора, — один из символов Ветхого Завета. К моему удивлению, мы насчитали девять свечей вместо семи. Но оказалась, что менора изображается символически, при этом число свечей не принципиально.

    Синагога богато украшена орнаментами, главным мотивом является шестиконечная звезда.

    [​IMG]

    Есть тут нечто общее и с мечетью. Во время богослужения женщины находятся на втором этаже, а мужчины — на первом.

    Впрочем, вид со второго этажа более красив. :)

    Внимательно осмотрев синагогу и посетив магазин кошерных продуктов (в котором продавались пирожки с картошкой и капустой и разные сладости), мы отправились дальше.

    * * *

    Совсем недалеко от синагоги находится православный Никольский собор.

    Если ехать по улице Глинки мимо Мариинского театра, то собор виден впереди, в перспективе улицы. Красивый вид на него открывается и с набережной Крюкова канала, и с Грибоедова канала — ведь храм расположен прямо у их пересечения.

    Наблюдая всю эту красоту, хочется снять шляпу перед строителями Петербурга.

    Никольский Собор был следующей точкой на нашем маршруте. Я думаю, из множества красивейших православных соборов Питера (уместно упомянуть экскурсию «Соборное кольцо») он был выбран из-за удобства расположения.

    [​IMG]

    Никольский (Николо-Богоявленский) Морской собор

    Однако и сам по себе собор примечателен. Безусловно, он один из самых красивых и один из трех — никогда не закрывавшихся.

    Собор морской — это означает, что его священники были духовниками матросов, плавали на кораблях, участвовали в освящении судов.

    Никольский собор — еще и один из старейших в Питере.

    Он был построен с 1752 по 1763 год в правлении Елизаветы Петровны и по стилю относится к елизаветинскому барокко.

    [​IMG]

    Архитектор собора — С. И. Чевакинский

    По архитектурному стилю, по устремленным ввысь бело-голубым линиям Никольский собор напоминает Смольный. Они действительно строились примерно в одно время.

    Наконец, завершающей точкой нашей экскурсии стало посещение католического костела св. Екатерины на Невском проспекте.

    Это соборный католический храм Петербурга. Он имеет статус базилики, единственной в России.

    [​IMG]

    Базилика св. Екатерины на Невском проспекте.

    Построена в 1738 — 1783 годах. Первоначальный проект создан Пьетро Антонио Трезини, который впоследствии уехал в Италию.

    Храм достроен в 1782-1783 под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди

    [​IMG]

    Здесь проводятся богослужения на иностранных языках, в том числе польском и французском. Храм посещает много иностранцев, как живущих в Питере, так и приезжающих.

    Нам повезло — во время нашего посещения шла месса на французском языке.

    Я всего второй раз в жизни присутствовал на католическом богослужении и впервые слушал его на французском. Это оставило яркое, запоминающееся впечатление.

    Среди франкоговорящих прихожан много африканцев, присутствие которых добавляет в богослужение особый колорит.

    К сожалению, одними словами сложно передать атмосферу католической мессы на французском языке.

    Сложно передать и наши ощущения после экскурсии, включившей себя так много за какие-то неполные пять часов.

    Если я о чем и жалею, то о том, что не отправился на эту экскурсию раньше и что до этого мало посещал инославных храмов, которых, как оказалось, так много в Петербурге и Москве.

    Воронеж в этом плане несомненно беднее.

    Среди других городов, в которых я бывал, вспоминается маленькая Евпатория и маршрут «малый Иерусалим», с двумя православными храмами, мечетью, синагогой и даже кераимской кенассой. Пожалуй, это единственный город, кроме Питера, где такое разнообразие храмов можно встретить на столь небольшой площади.

    А наша экскурсия была закончена.

    Не хотелось уезжать из центра, был теплый августовский день. Мы прогулялись вдоль канала Грибоедова до Спаса-на-Крови.

    [​IMG]
     
    Владимир К, Glenn, Ондатр и ещё 1-му нравится это.
  3. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.785
    Симпатии:
    3.347
    Очень интересно было читать. Спасибо большое и за рассказ, и за фото замечательные.
    Не смогла вот удержаться от благодарности. )
    А что символизируют цифры 2 4 6?
     
  4. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    416
    Симпатии:
    437
    Спасибо, Ира! рад, что понравилось!

    Нам тоже было интересно, когда туда вошли и увидели цифры! оказалось - номера псалмов, исполняемых на богослужении. :)
     
  5. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.785
    Симпатии:
    3.347
    Ну я так и подумала, что это какое-то зашифрованное объявление. ) Для посвящённых. )
     

Поделиться этой страницей