Бальзак. Шагреневая кожа ) Модерн и модернизм. Часто путаница. И не случайно, в англоязычной культурологии это синонимы. ар нуво (с импрессионизма) рассматривается как первая стадия модернизма. На континенте они различаются. Модерн (ар нуво) скорее завершение предыдущей эпохи, а модернизм (авангард) начало новой. И начинать его надо как раз с экспрессионизма. Но всё текуче здесь. Экспрессионизм родной ребёнок символизма, зарождается внутри модерна, очень рано. Отпочкование произошло в 1905, когда группа Мост в Германии выступила с авангардистским манифестом. Многие символисты кстати к группе примкнули (хотя и номинально). Действительно экспрессионизм как бы логически вытекает из позднего символизма, из акцентирования его "инфернальной" стороны. С импрессионизмом отношения сложней. Это одно из его "преодолений", анти-импрессионизм. Вместо "остановись мгновенье, ты прекрасно", "творенье ни годится никуда". Другое "преодоление" - сезанизм, скорее формальное, от импрессионисткой дематериализации материи, к подчёркнутой материализации (контурами, жирными красками, тектоничностью). у экспрессионтстов же "анти" через состояние, настроение, вместо радости-беззаботности, конвульсирующий мир, пребывающий в дуккхе. В этом различие с фовизмом, формально и по времени имеющиего много общего с экспрессионизмом, кричащие цвета, деформации. Но... всё же ближе к мажору. А так кто-то из немецких экспрессионистов на самом деле был ближе к фовизму (Макке), кто -то из фовистов эволюционировал в к экспрессионизму (Дерен)...
Ван Гог. 1888 "В этой картине я пытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зеленым цветом. Комната кроваво-красная и глухо-желтая с зеленым бильярдным столом посредине; ...лимонно-желтые лампы, излучающие оранжевый и зеленый. Всюду столкновение и контраст наиболее далеких друг от друга красного и зеленого; в фигурах бродяг, заснувших в пустой, печальной комнате, - фиолетового и синего. Кроваво-красный и жёлто-зеленый цвет бильярдного стола контрастирует... с нежно-зеленым цветом прилавка, в котором стоит букет роз. Белая куртка бодрствующего хозяина превращается в этом жерле ада в лимонно-желтую и светится бледно-зеленым... Я пытался показать, что кафе - это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом, я пытался, сталкивая контрасты нежно-розового с кроваво-красным и винно-красным, нежно-зеленого... с желто-зеленым и жестким сине-зеленым, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвет бледной серы, передать демоническую мощь кабака-западни" (Ван Гог) Эмиль Бернар 1890 1891 Серюзье. 1891 Эрнст Юсефсон (Швеция) 1889 1893 1900
Первым несомненным экспрессионистом ( и при этом символистом) признаётся норвежец Мунк картины 1890-1900 (ночь в Сен Клу. 1890) Меланхолия Ревность Тревога Отчаяние Крик
улица Карла Йохана . 1892 Лихорадка. 1893 Лунная ночь Голос танцы глаза в глаза поцелуй руки вампир Пепел голгофа автопортрет
В экспрессионизме нет объективных фактов, там есть предельная субъективность страдающего эго. Здесь литературными предтечами в 19 веке выступали, наверно Кьёркегор и Достоевский. Но та же волна , что породила экспрессионизм в искусстве породила в философии 20 века психоанализ и чуть позднее - экзистенциализм. в отличие от символизма экспрессионизм посюсторонен, хотя дукха здесь явно основа бытия, но проявление её всегда личностно и конкретно. будь это невроз и экзистенциальная "забота" и "заброшенность"
1900-1905 Карло Карра 1900. Италия Войцех Вейс (1902) . Австро-Венгрия. Вламинк . Франция. 1904 Пабло Пикассо (Испания) Посмотреть вложение 133164
Паула Модерзон-Беккер (Германия) Посмотреть вложение 133173 Посмотреть вложение 133176 Посмотреть вложение 133178
1904/5 гг. важный переломный момент в это время выходят например такие сочинения как Красный смех Леонида Андреева (кон. 1904) и Апофез беспочвенности Льва Шестова, первые публикации Кафки , во франции впервые выставляются фовисты, а в Германии возникает группа "Мост" (ди Брюке) и отсюда уже начинается признанная история модернизма и экспрессионизма в частности. с открытым разрывом с традицией. уже в 6 г. модернизм становится общезначимым новым фактом в арт пространстве, и начинает бурный рост. Модернизм знаменовал великий отказ от всей предшествующей традиции, от жизнеподобия, изящества и красоты (ну кроме принципиально новой) По духу это было аскетическое движение )