Элементика

Тема в разделе "Психопрактика", создана пользователем plot, 16 авг 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Море даёт ценные возможности для практики. Можно например взять небольшую надувную подушку, отплыть от берега и медитировать там следующим образом:

    1. Сосредоточиться на своём движении вместе с волнами, на том, как вода обнимает и колышет тело. При этом можно закрыть глаза.

    2. Созерцать поверхность воды, затаив дыхание.

    3. Созерцать точку в воде: поместить точку внимания перед собой, вне тела, в толщу воды. Удерживать внимание в этой точке.

    4. Остро созерцать все ощущения, связанные с водой, в которой вы находитесь, вглядываясь в вопрос "в чём суть моря?"

    5. Качаясь на волнах, пребывать в шаматхе.

    Если есть волны, можно лечь на берегу на спине и представлять, что волны проходят сквозь тело, от ног к голове и обратно.
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Пока наиболее удобный найденный мной способ морской элементики такой - отплыть с надувной подушкой к буйку, зацепиться за него чтобы не сносило течением, и зависать там. Практика при этом - по типу номер 3. Закрыв глаза, установить внимание в точке перед собой на уровне примерно живота-груди, в толще воды. Для поддержания внимания, поскольку отвлекающих факторов довольно много, повторять некое специфическое слово. В моём случае наиболее удобное слово - "Вланмим". Это у Даниила Андреева - стихиаль поверхностных слоёв моря. Не нашёл более подходящего слова. Нужно всецело сосредоточиться в этой точке, потерять себя в ней, как бы полностью влезть в неё, затаив дыхание, в это живое бирюзовое пространство, безмолвие, чистоту несозданного.
    Если бы место было безлюдное, можно было бы обойтись без буйка - сидеть или стоять у берега, примерно по грудь.
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Наткнулся на удивительную заметку, в которой рассказывается о человеке, спонтанно пришедшем к методу медитации на небе. Это как увидеть внезапно обнаружившегося родственника.

    Рыболов.
    [​IMG]

    Айвар – суровый на вид рыбак из Латвии, который живет в своем доме, расположенном в одном из диких районов берега Восточного Курземе. На первый взгляд он ничем не отличается от остальных жителей этого мало затронутого цивилизацией места благодаря закрытости этой территории во времена СССР. Но это только первое впечатление. Все местные считают Айвара сумасшедшим, но об этом немного позже.

    Его дом снаружи характерен тем, что у него раздвижная крыша, а рядом валяется огромное количество лодок. Сейчас Айвару около 40 лет, и он живет один. Как считает он сам, самое главное в его жизни это небо. С очень сильным прибалтийским акцентом он говорит: «Небо есть жизнь для я». С этими словами мы проходим внутрь его дома и замечаем среди обычного для тех мест быта, рыболовных снастей, небольшие бронзовые изваяния Будды. Самое сильное впечатление производит чуть позеленевший Будда, сидящий в позе лотоса вместо стеклянного экрана и кинескопа, внутри деревянного корпуса старого советского телевизора, стоящего на четырех ножках. На ножках вырезаны какие-то изречения. Возможно из книги Перемен.

    Лет с 12, обычно после отличного улова, Айвар убегал на пустынный пляж, ложился на песок и смотрел вверх. Солнце, тучи, чайки, движение облаков. Так продолжалось до 90х годов. Дальше он узнал из книг, что такое медитация. «Я небо внутрь сейба есть медитациа»- сложно понять, что это значит, но переслушивая несколько раз в диктофоне эту фразу, поневоле начинаешь ей верить. Даже можно сказать, что испытываешь душевный подъем.

    Раймонд – приятель нашего рыбака-буддиста, подходит к 2 лодкам лежащим на берегу, мы стаскиваем их в море, достаем весла и начинаем грести ими в сторону от берега. В одной из лодок лежит рюкзак с примерным запасом еды и питьевой воды на неделю. Но мы же должны скоро вернуться. Нас ждет машина, гостиница и многое, многое другое. Нас, но не Айвара.

    Отплыв на порядочное расстояние от берега, так что даже почти не видно земли, Раймонд просит нас перелезть к нему в лодку, и мы оставляем Айвара одного в его посудине. Отплывая метров на 20-30, мы смотрим на оставленную нами лодку. Айвар ложится спиной на дно своего корабля и смотрит вверх. Его борода и усы вьются на ветру и у них не получается скрыть улыбку этого человека. Далее слышится какой-то гул, и Раймонд поясняет, что Айвар поет мантру.

    Плывя на сушу, мы узнаем, что какое то время назад Айвар любил выбрасывать весла в море, дойдя до нужной для него точки, что самое долгое время, при котором продолжалась его медитация в море была пара недель, что даже пограничники уже знают и помнят именно эту лодку. Перед нашим отъездом Раймонд дарит нам по треске и просит назвать заметку «Медитация в Балтийском море», но это слишком высокопарно и не совсем отражает суть.


    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  5. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.397
    Еще удивительным покоем наполняется все существо, если лежишь на волнах, покачиваешься и смотришь вверх, в небо.
    Только надо правильно дышать, чтобы держаться на поверхности воды.
    Когда мы отдыхали в Кенозерском парке под Архангельском, там были заповедные уголки, совсем пустынные, безлюдные, куда тебя привозят на моторке, а потом оставляют, на сколько тебе хочется - там можно просто лежать в зарослях цветущих кувшинок и смотреть на облака, проплывающие по небу. Иногда вода становится гладкой, как стекло, в ней четко отражаются небо, облака, прибрежные заросли, плоские листы кувшинок - тогда возникает ощущение, что ты не то паришь, не то плывешь в удивительном и тихом мире, как будто небо обволакивает тебя ...
    Если же задует ветер, грани этого мира текут, струятся и смещаются, и тело становится легким, невесомым, словно прозрачная вода заполнила его, как сосуд. А, возможно, ты на самом деле переполняешься небом.
     
    plot нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    С огнём: созерцая горящие ветки и поленья, представлять это тело так же сгорающим.
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Созерцать дерево как живое осознающее существо. Своего рода стихиальная випашьяна.
     
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Тем более что так и есть: они живые осознающие существа. Как и река, трава (вся и каждая травинка в отдельности) и т.п. Интересно, что совокупность сознаний (лес, например) - это нечто иное, чем одно дерево. Однажды я стояла в городе на мосту над оврагом и смотрела на деревья, кроны их с высоты выглядели как пена и тогда впервые ощущались мной как единое сознание-Океан (солярис). Но каждое дерево имеет и своё собственное. Всё как у нас.
     
    La Mecha нравится это.
  9. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Вообще интересным мне показался такой ход: от контакта с любым индивидуальным сознанием леса, - будь то жучок, стрекоза, муравей, травинка, упавшая с сосны шишка, песчинка, дерево, тропинка, - к соединению с сознанием Леса. Это подобно тому, как, общаясь с определённым человеком, мы видим перед собой не только человека, но и весь макрокосмос, заключённый в нём. Так мы вживую и непосредственно постигаем разность и одновременно фрактальное подобие отдельных форм (одно во всём, всё в одном etc.). Любопытно, что этот контакт от одного дерева к лесу действительно можно установить. То есть можно сообщаться с ним.

    Другое наблюдение.
    На природе хорошо очищать восприятие от шаблонов и стереотипов. Я называю это "выход за пределы имён". Обычно мы смотрим на объект, и ум сразу подсказывает его название. Видим дерево и думаем - это дерево. И дальше сразу идёт цепочка: это дерево берёза там, или дуб, или сосна. И в сознании мгновенно возникает сконструированный ранее шаблон: всё, что мы знаем об этом дереве. (То же самое с восприятием людей.) Интересно же попробовать "забыть" всё, что ты знаешь об этой планете, и идти по ней так, будто ты здесь вообще впервые. И не знаешь ни объектов, ни их свойств. Тогда река, ветер, лес открываются совсем по-другому. Это очень сильное переживание.
     
    La Mecha, Лис и plot нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Тонглен для Матери-Земли

    1. Успокаиваем сознание.
    2. Смотрим на Землю как на живое сознающее существо, обнимающее всё живое, обитающее на ней.
    3. Представляем в груди чёрное пятно, средоточие нашего личного эгоизма.
    4. На вдохе впитываем в себя всё страдание, которое испытывает Земля. При этом чёрное пятно растворяется.
    5. На выдохе отдаём всю благодать, которую имеем, все заслуги от духовных практик Матери-Земле и через неё - всем живущим.

    Цикл повторить бессчётно.
    Для медитации на ветре всё же пожалуй самый лучший способ - сосредотачиваться на его прикосновениях к коже.
     
    list нравится это.
  11. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Река. Равностность и соединение с потоком.
    Если река позволяет, хорошо заплыть на середину, равно удалённую от обоих берегов, - на середине река ощущается иначе, чем у берега, - и встать в течение, укрепившись ногами. Можно и плыть против течения - фактически при этом остаёшься на одном месте, но происходит это в результате двух разнонаправленных движений - течения и усилий человека. Помимо познания философского аспекта ощущений, можно почувствовать, как поток воды словно проходит через всё существо - плотная ткань реки, вода, обнимает твоё физическое тело, эфирная или тонкая - касается соответствующих измерений, всё струится друг сквозь друга. А потом в какой-то момент оставить все усилия, отпустить себя и весь свой мир, соединиться с течением, и пусть оно несёт, позволяя одновременно быть в потоке и самим потоком.
     
    Последнее редактирование: 26 июн 2015
    plot нравится это.
  12. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    О расширении сферы восприятия, переживании космического зеркала и драла - элементах реальности в учении Шамбалы
    Из книги Чогьям Трунгпа "Шамбала. Священный Путь Воина"
     
    Последнее редактирование: 27 июн 2015
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Всё-таки из всех практик с дождём и ветром остановился на сосредоточении на ощущениях касания к коже. Начинать видимо стоит с небольшого участка на коже, постепенно распространив осознание ощущений на всём теле.

    Интересно вот медитация под водопадом в Дзэн - в чём её суть? Кто-нибудь сталкивался с описанием этой практики?
     
  14. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Возможно, суть - в ощущении очищения, опустошения. Но это общепринятые версии, насчёт конкретно Дзэн-практики не знаю.

    Меня ещё завораживает наблюдение за растительностью, колышимой ветром. Оно становится замедленное, травы и ветви деревьев словно оживают, всё это может приобретать ощущение Присутствия. При этом можно сохранять концентрацию на тактильных ощущениях, и таким образом теряешь себя совершенно - становишься единым безличным - и безграничным! - пространством (единым со всеми остальными его проявлениями).
     
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да, созерцание растений на ветру - хороший способ. Просто я больше кинестетик. Для визуала конечно лучше именно что-то зрительное.
    Сегодня рано утром залип на полураскрывшихся цветах цикория.
     
  16. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Я тоже кинестетик. Может быть именно потому, что вот этому всеохватному, сильному чувствованию касаний ветра всем телом требуется какой-то выход, саморастворение, и возникает спонтанная переакцентировка на зрительное восприятие. На природе здорово позволить существу сознания-тела самому вести практику, импровизационно, не ставя специальной цели. Оно лучше знает, что ему надо. )
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Каждую из стадий этого процесса можно выполнять отдельно. Например, стадия 2 может выглядеть так: повторение имени "Мати" или "Великая Мать", для обновления памятования о том что вот это сейчас всё вместе - одно огромное существо. Полезно при этом рассредотачивать внимание.
    Вернее, стадии 2 и 3-4-5.
     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Если ветер более или менее сильный и ровный, хороша такая практика: мы представляем что ветер проходит сквозь тело и главное - сквозь как бы поле вокруг тела, тождественное нашему сознанию. Проходя сквозь него, ветер вычищает все помрачения, оставляя чистое ясное пространство.
     
    list нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Примерно вывел схему практики - не только в элементике, но в том числе и в ней. Буду говорить на примере практики с водой - рекой, морем, океаном. Суть схемы в том, что мы постепенно переходим ко всё более тонким аспектам сознания.

    1. Грубое удерживание внимание. Тут можно использовать повторение ключевого слова - скажем "Река" или "Вода" с чётками и т.д. Аналогом этого этапа в анапанасати является счёт дыханий. Как только внимание начинает удерживаться более или менее стабильно, переходим к следующей стадии.

    2. Непрерывное удержание внимания на физических ощущениях. Например на том, как вода касается кожи, как течение толкает тело и т.д. Когда сознание более или менее очищается от посторонних факторов, переходим к следующей стадии.

    3. Религиозное устремление. Необходимо почувствовать божественную природу созерцаемого. Например, что Река - это нирманакайя Будды-Реки, просветлённой сущности. Тогда погружение в реку станет религиозной практикой, а мы будем с чистым сознанием взывать к этой сущности, открываясь её благословению. Просьба благословения-инспирации, погружение в благодать этого просветлённого существа. Иногда для перехода от п.2 к п.3 нужна промежуточная практика, связанная с воображением. Скажем, можно представлять, что наше тело - полностью проницаемо, а вода свободно течёт сквозь него. Либо что вода - это энергетическая, а не физическая, субстанция, живая, полная сознания.

    4. В ходе п. 3 постепенно появляется интенсивное чувство блаженства-экстаза, разного рода тонкие ощущения. Теперь переходим к созерцанию этих аспектов, полностью погружаясь в них. Преддверием к их появлению является то, что наше дыхание становится очень тихим, замирает, а ощущение тела почти исчезает. Т.е. исчезает привычная идентификация физического тела.

    5. Далее мы вглядываемся в изначальную природу этого чувства, как бы безмолвно пытаясь отыскать-увидеть ответ на вопрос - "где здесь запредельный Дух?"
     
    Последнее редактирование: 24 авг 2015
    Ондатр и Glenn нравится это.
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.566
    Симпатии:
    13.716
    6. и тонем 8-)
     
    Glenn и plot нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Применительно к анапанасати напишу чуть позже. В пункте 3 термин "религиозное устремление" условен.
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Здесь написал.
     
  23. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Эта схема применима ко многим методам медитации, так или иначе. Но человек в своей практике может остановиться на какой-либо стадии: например я сам одно время буксовал на каждой стадии некоторое время. То пытался довести счёт дыханий (в анапанасати) до совершенства, то сугубо сосредотачивался на физических ощущениях, то до меня долго не доходило, что расслабление на третьей стадии - один из ключевых моментов и т.д. Также мы можем, например, застрять на религиозном поклонении объекту.
     

Поделиться этой страницей