высшее Я. обзор

Тема в разделе "Мифическая география", создана пользователем Ондатр, 1 окт 2011.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ладно, помаленьку буду писать.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Александров М.М.

    Высшее «Я». Обзор.

    Глас Божий и ангел-хранитель

    Это восприятие знакомо многим. Что-то вне сознания, что уберегает, спасает, выдаёт неожиданное, но абсолютно правильное решение, исполняет желания. Для многих это Бог и они ощущают себя божьими избранниками, ведь Бог на их стороне. Для других это ангел-хранитель, персонаж известный не только христианам, но и, например, тибетцам.
    Иногда это Глас, весьма повелительный, и в глубине веков он слышен значительно отчётливее: иди и сделай! «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу». Ещё дальше, к уилберовскому пурпурному (фиолетовому) мему это восприятие станет ещё отчётливей, охватывая всё более широкие слои сознания..
    Сознание себя, собственной психики как объекта, может показаться современному человеку странным, но для архаичного сознания это в норме вещей. «Мысль была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалось. Мысль была, по существу, откровением, не чем-то искомым и навязанным, убедительным в своей непосредственной данности.» - Юнг Архетип и символ

    Другой я

    Отсюда недалеко до восприятия себя как конфедерации множественных «я», отмеченное практически во всех культурах (что впрочем не свидетельствует о том, что их создавали шизофреники).

    Суммируя, можно говорить о следующих так или иначе упоминаемых «душах»:

    1. Личное божество-покровитель. Гений.
    2. Жизненная сила, даруется каждому свыше. После смерти человека возвращается к первоисточнику. Жизненная сила может быть похищена, в таком случае жертва умирает или попадает под полный контроль похитителя.
    3. Жизненная сила-дыхание, поддерживает существование физического тела и умирает вместе с ним.
    4. Свободная душа или Двойник. Часто пребывает вне тела, например, покидает его и путешествует во время сна. Её пленение во время странствий вызывает болезнь. После смерти человека некоторое время продолжает существовать, нуждаясь в пище и эмоциональной подпитке живых. Лишённая этого, гибнет или превращается в злого духа.— вампира и паразита. В некоторых системах это именно та душа, которая отправляется в загробный мир, как Тень.
    5. Имя или Родовая душа остаётся и передаётся в роду или селении покойного. Душа –Имя существует пока пребывает в памяти. Иногда от срока её существования зависит существование Тени.
    6. Душа- Сердце выделяется не всегда, носитель личности и желаний, Эго. Трансформируется после смерти тела.
    7. Душа-носитель. Возникает после смерти тела как носитель сознания. Перевоплощается или отправляется в загробный мир (или отправляется в загробный мир, а затем перевоплощается. Может отождествляться с Тенью и Свободной душой.
    8. Иногда отдельно поминается Судьба.


    Сохранился любопытнейший древнеегипетский текст кон. 3 тыс. до н.э., именуемый «Разговор разочарованного со своей душой (точнее, со своим Ба). Ба выступает как полноправный участник диалога. Разочарованный помышляет о самоубийстве, Ба его отговаривает, весьма скептически воспринимая предложение об уютной гробнице.

    «Сказал мне (148) Ба мой: "Оставь свое недовольство14 (149), мой товарищ, мой брат. Жертва твоя на огне (150) лучше борения твоего с жизнью, (как и) сказал ты. Люби (151) меня здесь. Направляешься ты в сторону Запада. Действительно, желаешь ты (152) достигнуть Запада. (Вот) пойдет тело к земле. (153) Оживу я после того, как устанешь ты. (154) А затем сделаем мы вместе жилище (себе)".

    Слово Ба букв. означает «могущественный», «величественный», иногда «бог». Видимо первоначально считалось , что Ба обладают только цари и высшая светская и духовная знать.
    После смерти человека его Ба ведёт автономное существование в виде птицы с человеческой головой, то пребывая в загробном мире («западе»), то покидая его. Ба способно вселятся в другие существа, часто в животных.
    Ба имели не только люди но и боги, и города, эти ба – звёзды.

    В зороастризме описывается Фраваши – предсуществующая душа. Существовавшая до тебя, и та которая останется после. Личный гений, духовная сущность. Фраваши есть и у богов, у общин.
    Аналог фраваши – даэна, в женском облике встречающая каждого у врат загробного мира, праведного в облике прекрасной девушки, грешника – уродливой старухи.
    Именно фраваши почитаются в культе предков (в т.ч. как звёзды).

    Во многих религиях конфедерация душ после смерти разделяется и божественная, высшая часть возвращается на небо, низшая уходит в загробный мир или становится призраком
    В Китае это Шэнь (дух) и Гуй (призрак). В вуду «Большой хороший ангел» и «Маленький хороший ангел».
    В понятие высшей души всегда вкладывается и высшая жизненная энергия (Шэнь складывается из «разумной души», энергий лин (всеобщая духовная пневма) и ци (жизненная, порождающая энергия).

    В Бон выделялись несколько сопутствующих каждому человеку духов.
    Существуют два вместерождённых духа – Лха и Дре, светлый и тёмный поддерживающие человека соответственно в его правильных и греховных наклонностях.
    После смерти Лха соединившись с душой Сем идёт вверх где присоединяется к другим божествам – лха.
    Дре соединяется с той частью души которая идёт под землю и становится злым призраком. Дре является родственникам покойного и требует разного рода жертвоприношений и поминальных обрядов. Обычно его принимают за душу самого покойного.
    Эти духи могут продолжить отдельное существование покровительствуя или вредя людям.

    Видимо сопутствующий светлый дух близок к тому что называется Дра Лха – божество –защитник, он же голос совести, защищающий умершего на загробном суде.
    Злой же сопровождающий дух выступает обвинителем.
     
  3. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Хызра видимо тоже можно отнести к "Другому Я"?
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Не уверен. Впрочем в суфийской тематике я не силён.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ум и обитель высшего Я.

    Итак, практически во всех древних традициях мы встретим, минимум три компонента формирующих человека, это:

    1.животная сила, обеспечивающая функционирование тела и исчезающая после смерти.
    2.подвижная душа, тень. Часть души, идущая в нижний (загробный) мир
    3.часть души, идущая в верхний мир – божество покровитель и божественная энергия

    Нетрудно соотнести их с более поздними трехчастными делениями, характерными для Средиземноморья:

    Тело
    Душа
    Дух


    В Кабале, души:

    Нэфэш – жизнь
    Руах – дух (ветер), психика
    Нешама – собственно душа, истинная индивидуальность.


    У Аристотеля найдём души:
    Растительную – ответственную за рост, питание и размножение.
    Животную – обладающую чувствами волей, желаниями, мышлением, фантазией, памятью.
    Человеческую – связанную с абстрактным мышлением и стремлением к познанию.

    У платоников:
    Тело
    Душа
    Ум


    В изложении Плутарха, тело и душа дают начало неразумное и страстное, связанное со страданием и наслаждением, а душа и ум создают разум, связанный с добродетелью и пороком. После смерти, тело остаётся земле, душа с умом поднимается, постепенно очищаясь, пока не попадает на Луну, и там пребывает в качестве «демона». Оттуда она или идёт в новое воплощение на Землю или переживает «вторую смерть» – Ум «вылупляется из души и уходит в высший мир – на Солнце, после чего сброшенная оболочка души – пустая тень, постепенно впитывается луной.

    У гностиков к Деве Света (духовному Солнцу) восходит изначально даруемая ей энергия, а прочие, идущее от архонтов, остаётся в их власти.
    В герметической философии после смерти (освобождения от физической оболочки) гностик последовательно восходит через планетные сферы, освобождаясь там от привнесённого ими психику:
    «24. - Ты обучил меня всему, - сказал я, - как я и желал, о Ум; но просвети меня еще в том, каким образом происходит вознесение.

    - Сначала, - сказал Пэмандр, - разложение материального тела предоставляет его составляющие для преобразований; видимая форма исчезает, моральный характер (эго?) теряя свою силу, отдается демону, ощущения возвращаются к своим источникам и становятся их частью, снова смешиваясь с энергиями. Отвращение и вожделение возвращаются в бессловесную Природу.

    25. Далее Человек возносится через строение кругов, оставляя в первом из них (Луна) способность расти и уменьшаться; во втором (Меркурий) - лишается своей силы источник злобы и коварства; в третьем (Венера)- обессиливается наваждение похоти; в четвертом (Солнце) тщеславие власти; в пятом (Марс) безбожное высокомерие и дерзость; в шестом исчезает привязанность к богатству (Юпитер); в седьмом (Сатурн)- лукавая ложь.

    26. И, очищенный таким образом от всего, что произвела совокупность кругов, он входит в огдоадическую (восьмую) природу (т.е. сферу неподвижных звёзд), сохранив только свою собственную силу, и поет вместе с сущностями гимны во славу Отца. Все радуются его появлению, и, став похожим на них, он поет мелодичным голосом Сил, кои суть выше огдоадической природы и которые поют хвалы Богу. И тогда они (присутствующие души) по порядку поднимаются к Отцу, и доверяются Силам, и, став Силами, рождаются в Боге. Таково конечное Благо тех, кто владеет Знанием, - стать Богом». (Поймандр)

    Собственно это ничто иное, как обратный путь «души» в свою духовную родину которую, согласно неоплатоникам она некогда покинула:

    «[13] Следовательно, под действием этого первоначального бремени, душа, соскользнувшая с Зодиака и Млечного Пути к низлежащим сферам, пока скользит через них не только, как уже сказано, окутывается на каждой [сфере] приращением [accessu] светового тела, но и производит присущие отдельной душе движения, которыми будет обладать в [дальнейшей земной] деятельности. [14] На сфере Сатурна она обретает рассуждение и понимание, которые называются λογιστικόν и θεωρετικον[рассудочным и умозрительным началами]; на сфере Юпитера — силу действовать, именуемую - πρακτικόν [деятельным началом]; на сфере Марса — пыл мужества, нарекаемый θυμικόν[яростным началом]; на сфере Солнца — способность чувствовать и мнить, которые зовутся άίσθητικόν и φανταστικόν [чувственным и имагинативным началами]; а движение желания, называемое επίσυμητικόν [вожделеющим началом], — на сфере Венеры; способность формулировать и толковать воспринятое, именуемую έρμηνευτκόν [истолковывающим началом], — на круге Меркурия, при вступлении же на Лунный шар [душа] развивает способность сеять тела и давать им рост — φυτικόν [растительное начало]. [15] И насколько эта [растительная способность] далека от божественного, настолько в нас и во всем земном она первейшая, ибо это наше тело представляет собой и осадок божественного и первую субстанцию живого. [16] А различие между земными и небесными телами (я имею в виду [тела] неба, звезд и прочих элементов) состоит в том, что последние, так сказать, призваны ввысь, к седалищу [sedem] души, и обрели бессмертие как из-за самой природы этой области, так и вследствие подражания возвышенности [этого места]. А к сим земным телам душа низводится сама и поэтому, как полагают, умирает, заключаясь в области бренного [caducum] и седалище [sedem] смертности». (Макробий Комментарий на «Сон Сципиона»)
    Нас не должна смущать астрономическая терминология. С давних времён именно она маркировала иные «астральные» (т.е. букв. звёздные) миры. А небеса служили их зримой картой.
    Именно звёздами «становились» («зажигали звёзды») «высшие я» древних традиций (Египет, Иран, Индия и т.д.), и именно они остановились обожествлёнными предками (фраваши, питри и т.д.).
    Теперь высшая душа – это сам гностик, сбросивший с себя оболочки «психического», а не «Другой». Высшее – абстрактное мышление (логическая интуиция) это его сущность, а не то что приходит как глас извне.
    Небеса – звёздное и то, что находится за ним, это его родина – интеллигибельный, умопостигаемый, чувственно не доступный мир. Это мир праобразов – абстрактных понятий (в древние времена, например в Вавилоне, именно звёзды рассматривались в качестве таких вечных праобразов земных вещей, земного мира).
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Смерть и бессмертие.

    В различении «ума» и «души», как высшего и низшего я, лежит кажущаяся жестокость разделения на обретших «вечную жизнь» и «погибель». В античных системах бессмертие стяжается ровно настолько насколько задействовано в сознании высшее, «разумное» Я, которое только и имеет шанс на бессмертие по своей природе. Ставший этим разумом бессмертен. Отождествляющий себя с эмоционально-психическим «болотом», обречён вслед за ним на спуск в «нижний мир», в «страну теней», «страну мрака» и окончательную смерть (либо новое земное воплощение). Причём понятно , что под «разумом» не понималась способность к мышлению как таковая. Мышление находящиеся в плену страстей, эмоций и земных забот, собственно говоря, «разумом» не является.
    По этой линии идёт жёсткое размежевание на «пневматиков», «психиков» и «гиликов», с отсутствием шансов на спасение у последних. И инфернальность загробного мира у большинства древних мифологий, где шанс вырваться имеют только знающие пути и пароли иного мира.
     
  7. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Максим, я так по диагонали, не подробно просмотрел твоё эссе. Оно как всегда прекрасно!

    Маленькое замечание: некоторые твои выкладки больше похожи на моё " высшее Мы", чем на высшее "Я".
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ничего, я ещё не закончил ), успеешь.
    ну, будет настроение, расскажешь.
     
  9. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    По моему имху

    ты слегка залезаешь в трансперсональность

    те же "фраваоши" в начале твоей работы?
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Речь у меня идёт именно об условности границы. то что для одного транс- для другого вполне персонально. Для одного фраваши это "другой", для другого он сам.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Иерархия миров и Вечный праобраз.

    Однако Миром Идей дело не ограничивается. Христианство, ислам (суфизм), иудаизм (каббала) открывают иной, надрациональный мир.
    Если нижней границей Мира Идей, доступного гнозису, мыслилось звёздное небо, то верхней – небо «второе», вне временное. В патристике, в учении «великих каппадокийцев» третье небо озаряется уже только чистым светом эпигнозиса (мистического постижения, именуемого в этих трудах верой).
    Именно этот мир (третье небо) был сотворён их небытия, а второе небо лишь его отражение, а наш, подлунный мир – тень. Второе небо – родина человека, место пребывания до грехопадения, третье небо – место его предназначения. На втором небе душа обретает образ Божий, на третьем –Божие подобие.
    В теологии Ибн аль Араби, рай расположен над звёздным небом, но ниже Сферы Башен – мира праобразов, универсальных идей. Ещё выше Мир Завес – отделяющих творение от Творца, именно здесь место высших духовных праобразов для всего уникального – человеческих душ.
    В каббале это мир Брия, Высший рай (Ганн Эден Эльон). Вечное и постоянное пребывание данной каждому Богом души – нешама.
    Таким образом является соответствующая эим мирам, ещё одна часть души, часто рассматриваемая, как неподверженная рождению в низших мирах.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Поиски субъекта и анатмавада.

    В Индии древняя йогическая традиция позволила выявить эти уровни мироздания значительно раньше. Тогда же были созданы учения о соответствующих им уровнях сознания. Ответ на вопрос – кто я? последовательно отвергал самоидентификацию с физическим телом, органами чувств, эмоциями, умом и т.д. которые соотносились с колесницей, конями, возничим, в то время как истинное Я – невидимый седок, неподвластный перерождениям и страданиям. Его именовали Атман или Джива.
    Остальные уровни психо-физической реальности рассматривались также как его оболочки или «тела».
    В джайнизме это:
    Физическое тело (тело пищи)
    Вайкрия (изменчивое) тело у богов и демонов
    Ахарака – выделяемое – эманируемые при необходимости развившими оккультные способности
    Тайджаса – огненное
    Кармическое (носитель кармической информации)
    И наконец Джива – монада, истинное Я

    В индуизме
    Аннамайя-коша – физическое тело
    Пранамайя коша, оболочка/тело энергии, атман состояший из великих элементов (стихий -махабхута). жизненная сила
    Маномайя коша, тело ума
    Виджянамайя коша, тело познания-интуиции, аханкара (я-сознание) и буддхи – индвидуальность, бессмертная часть души
    Анандамайя коша, тело блаженства
    (в дальнейшем терминоогия претерпевала изменения, за счёт снижения на один уровень, так маномайя стала рассматриваться как тело стихий).
    Против отождествления их с истинным Я –атманом, а также представления об атмане как о личности, не подверженной власти кармы и наслаждающийся всеми деяниями как благими так и греховными, была направлена буддийская анатмавада.
    Аргументация буддизма была направлена против идеи субстанционального присутствия высшего Я в низшем. Подобно тому как нельзя сказать, что молоко продолжает субстанционально присутствовать в сыре.Т.е. когда присутствует идентификация себя со стихийным и плотным телом, то невозможна идентификация с телом ума, и тем более с телом виджняны, и, соответственно, наоборот.
    Точно также нельзя говорить, что Я это анандамайя, поскольку на этом уровне отсутствует само отдельное я-сознание (в индуизме – аханкара, в буддийской терминологии – манас).
    Это не противоречит позиции Упанишад и классической Веданты, согласно которым истинный Атман, находящийся внутри всех оболочек это Брахман – Абсолют.
     
  13. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да. Главное разногласие здесь, насколько я понимаю, именно в том, что приверженцы атмавады (именно те, с которыми и выходят главные споры) приписывают этому самому истинному Атману некую "яшность", тогда как дихотомия "я"-"не-я" тут вообще не применима. Это наводит на подозрение, что их представление об "истинном Атмане" либо чисто умозрительное, либо они за него принимают нечто другое. Видимо виджнянамайя-кошу?
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    возможно
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    как явствует из вышеизложенного, в качестве атмана - субстанционального я, может выступать любое из "тел"
     
    Glenn нравится это.
  16. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Могу также с довольно большой долей уверенности (процентов 85-90) сказать, что суфийский путь (по крайней мере, из разряда "тех самых" суфиев) это путь анандамайя-коши. Во всяком случае - он точно не останавливается на виджнянамайя-коше. Последняя, судя по всему, соответствует "глубинному сознанию":
    Анандамайя же соответствует видимо "сокровенному сознанию":
    Как ты полагаешь?
    (Цитаты из книги "Психология суфизма" Дж.Нурбахша)
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Вполне вероятно
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Личность и индивидуальность.


    Следует сразу оговорится, что вопрос о субстанциональном «я» отличен от вопроса об индивидуальности.
    Во многих учениях развёртывание мироздания от Абсолюта (инволюция), идёт от Единого к многому, от Мировой Души к дробности человеческих душ. И восхождение соответственно исчезновение в Едином.
    В других (таких как атеистическая санкхья, джайнизм, буддизм) говорится об индивидуальности сознания (буд. Сантана) применительно к самым высшим состояниям. Причём эта индивидуальность никак не увязывается с я-сознанием. Более того, одно и тоже просветлённое сознание (в буддизме) легко может одновременно проявляться в материальных и тонких мирах через множество воплощений, каждое из которых будет полноценной индивидуальностью/личностью.
    Точно также в каббале, наряду сотворённой Богом душой Нешама (истинной индивидуальностью, высшим Я) говорится ещё о высших «душах» человека Хая и Ехида, из которых Хая – божественная жизнь влитая в душу, божественная энергия, а Ехида – полное единение души с Богом – Божественное присутствие в человеческом.
    Строго говоря, в виду относительности для высшей реальности различия единого и многого, субъекта и объекта, это различие также оказывается не принципиальным.
    Строгий христианин Экхарт говорит: «Где кончается тварь, там начинается Бог. И Бог не желает от тебя ничего большего, как чтобы ты вышел из себя самого, поскольку ты тварь, и дал Богу быть в тебе Богом» .
    Действительный рубеж пролегает между двайтой и адвайтой (двойственностью и недвойственностью), поскольку для двайты, тесно связанной с практикой бхакти, оказывается принципиальным отношение к Богу как к Ты, и соответственно утверждение себя и Бога как личностей в диалоге.
     
    Glenn нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Оккультная философия и девальвация терминологии.

    Эта проблема создаёт много путаницы для желающего разобраться. Дело в том, что многие мистические термины созданные для обозначения определённых уровней сознания имеют свойство девальвироваться – переносится на другие более «низкие» уровни. Отчасти это связано с тем, что адепты считая свой уровень достижения высшим из возможных начинают подгонять под него традиционную шкалу, отчасти с тем, что новые системы, доказывая собственное превосходство загоняют шкалу конкурентов в нижние ярусы, создавая для высших собственные обозначения, но чаще всего тем и другим одновременно. Понятно поэтому, что чем древнее терминология, тем более она девольвирована. В наибольшей степени это относится к терминологии раннего буддизма и санкхьи. Процесс однако продолжается, так например в современном оккультизме термин «астральное» все более обозначает «подсознательное»,а «ментальное» (восходящее к платоновскому умопостижимому) всё относящееся к мыслительному процессу. Буддийские «три мира» уже в теософии соотносятся исключительно с астральным и ментальным, не говоря уже о том, во что превратилось понятие «нирвана».
    В случае санкхьи – пуруша и пракрити – высшие и предельные онтологические понятия в позднем шиваизме также низводятся до ментального плана.
    Всё это придётся учитывать в последующем изложении.

    Идентичность я- тело

    Базовая идентичность, далеко не обязательно признак примитивности сознания.
    Принятое в современной медицине стремление сохранить жизнь тела любой ценой сколь возможно продолжительно, независимо от желания пациента, и независимо от его безнадёжно «овощного» состояния следствие этого взгляда.
    В авраамических религиях спиритуализм не слишком гармонично сочетается с учением о воскресении мертвых во плоти. Пожалуй, наиболее последовательны в этом вопросе Свидетели Иеговы, отрицающие бессмертие души.
    В шаманизме, душа считается существующей отдельно от тела, её можно похитить (тогда человек болеет) или отдать на сохранение.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    мы-идентичность. вполне может доминировать над я-идентичностью. Характерный пример Библия. Вопросы загробного существования не рассматриваются. субъектами отношений выступают Бог и Народ. Народ в целом несёт ответственность, на народ налагается воздаяние. Народу обещано мессианское царство. Сама идея личной ответственности и личного воздаяния появляется (очень негромко) только у пророков и в псалмах.
    —— добавлено: 19 окт 2011 в 13:53 ——
    формой социальной идентичности выступает во многих древних традициях я-имя (родовое я, социальное лицо, слава) - (Египет, Двуречье, Китай) - уничтожение (забвение, исчезновение) имени означает смерть я.
     
  21. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Мечта коммунизма :)
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    пранамайя-коша, энергетическое тело в шаманизме рассматривается как отдельная душа, умирающая вскоре после смерти физического тела. яркий пример я-идентичности на этом уровне - видящие Кастанеды (светящиеся яйца).
     
  23. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Кастанедовский дубль похож на джайнскую Ахараку?
    —— добавлено: 20 окт 2011 в 06:29 ——
    Вот этот момент интересный. Только что был разговор, который я привёл в ветке про реинкарнацию. Правильно ли, что буддизм совсем не цепляется именно к "линейному" перерождению, на самом деле? То индивидуальное сознание, набор дхарм, безусловно продолжается причинно-следственно и после смерти. Т.е. оно оставляет после себя некие следствия, которые проявляются далее в виде плодов. А вот каких плодов - это по сути не столь уж важно. Эти плоды могут породить образование двух новых "я" или трёх или войти как некие мотивы в иные "я", или же линейно привести к образованию нового "я", причём, видимо, чем более развито сознание тем вероятность такого исхода до определённого предела выше. Иными словами, в буддизме карма данного конкретного человека наследуется совсем не некоей душой, в всей сансарой и проявляется многообразно и непредсказуемо, однако если она помрачённая, она неизбежно ведёт к увеличению страдания.
    В этом смысле становится более ясен обет бодхисаттвы. Избавляясь от помрачений, он избавляет от них всю Вселенную, всю сансару. Избавляет её от неисчислимых и многообразных плодов своих помрачений, которые бы образовались, если бы он не вступил на этот путь.
    Вот почему реинкарнация в буддизме, получается, это не перерождения неких душ, а лишь круговорот кармы в сансаре. Очень закономерный и логичный. Настолько логичный, что против него не попрёшь.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    фраза, конечно, не вполне понятна. вероятность какого исхода? преодоление линейности, судя по всему, может быть осуществлено только сознательно, что предполагает весьма высокий уровень развития.
    —— добавлено: Oct 20, 2011 2:39 PM ——
    Насколько я помню, дубль был характеристикой только нагвалей. Поэтому, думается, более близким аналогом будет тело сновидения.
    Идентификация именно с энергетическим телом легко преодолевает проблему идентичности при оборотничестве. Тело вайкрия (изменчивое), согласно описаниям, вообще идеально лабильно, и может себя вести и как плотное физическое тело и как тонкое (проходить сквозь стены и т.д.). Интересно в этом отношении евангельское описание Иисуса после воскресения.
     
  25. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я имел в виду, что у очень примитивных созданий, видимо, перерождение происходит "диспергированно", нелинейно. Чем более развито сознание, начиная примерно с может быть высших животных, тем большая вероятность линейного перерождения. Тогда как существа пробужденные, судя по всему, опять выходят за пределы линейности, воплощаясь во множестве миров и форм одновременно.
    Слушай, а кроме кастанедовского учения ты встречал методы целенаправленного развития такого тела?
    Это ведь какие возможности открываются... Мне почему-то первое что приходит на ум - исследования других планет безо всяких этих ухищрений наподобие звездолётов. Да ещё если учесть, что судя по описаниям вайкрия может перетягивать за собой и физическое тело, то получается тирьямпампация.
     

Поделиться этой страницей