долго искал карту. хорошей не нашёл. только типа такого https://r12a.github.io/maps-europe/CE_1230.html или
В общем, покопался я в своих закромах, в расчёте, что наверняка какие то близкие по времени карты рисовал. Кое-что нашёл ) 1236 1230
13 век - это собственно начало того политического цикла который завершился в 18-м ) Ну и завершение предшествующего. Когда мир , развиваясь по классической цивилизационной модели, достиг очень высокого уровня развития. В 13 веке - с самого начала - эти цивилизационные границы "поехали" - знаменуя начало складывания глобальной системы. Мусульмане "вломились" в Индию, католики - в православный мир и параллельно начали большую реконкисту в Испании. Снова пришли в движения племена - в степи, в Магрибе, в Юго-Восточной Азии. Монгольские завоевания были уже глобальным "взломом" устоявшихся рубежей.
Если брать ситуацию самого начала 13 века, то иерархия цивилизаций очевидна: Несомненным центром и мировым лидером была Дальневосточная (Китайская) цивилизация. Она была в расцвете и лидировала по всем параметрам. И культурно и технологически. Из примерно полумиллиардного населения планеты в двух китайских империях проживало 127 миллионов человек. (к ним надо добавить примерно 10 млн. в Японии, 7.7 млн в Корее, 4 млн. во Вьетнаме 4 миллиона в Маньчжурии и 2 миллиона в Наньчжао) В городе Ханчжоу проживало более миллиона человек (всего на земле было 19 городов-стотысячников) в мире ислама (без Индии и Андалуса) где-то 71 млн. Он традиционно был второй по значению цивилизацией, но уже явно сдавал позиции. в Европе проживало примерно 67 млн. - и она (на Западе) переживала взлёт - расцвет Высокого Средневековья и стремительно выравнивалась с мусульманским миром. В Индии жило ок. 100 млн.
Численность населения тогдашних империй определить трудно, но похоже (исключая Южную Сун с её 80-миллионным населением и , видимо, Делийский султанат) она была не столь велика. Население Монгольской империи на 1231 г. едва ли достигало 20 миллионов человек. В Камбодже и Египте жило по 6-6,5 млн. На этом фоне великие европейские державы выглядят вполне масштабно: во владениях императора Фридриха могло жить до 18,5 млн. чел, во Франции - более 12 млн.
Связность мироздания была ещё очень не велика. Жители цивилизационных миров очень хорошо ориентировались "внутри" и имели некоторое общее представление о соседних. Но дальше уже лежала терра инкогнита. Европа и Китай не подозревали о существовании друг друга. Индия для европейцев была чисто сказочной страной (индийцы окружающим их страну миром вообще мало интересовались). Мусульмане были относительно в курсе об Индии и земле франков и о "земле чёрных"(хотя , например о Руси их вполне устраивала информация 9-10 века) и в принципе знал о существовании Китая (хотя старинные контакты давно ослабли). Единственные в мире кто собирал свежую оперативную информацию обо всех евразийских цивилизациях это были монголы (в их распоряжении видимо были и несторианские сети), только интерес у них был сугубо военно-прагматический.
А вы? ) Можно было бы, как вариант, начать с цивилизованной Европы, конкретно из точки, указанной Васей, а там дальше как пойдёт - что увяжется - перекинуться, скажем, на восточную цивилизацию для сравнения, а потом на то, что между ними, и на установление связей.
Это , видимо, единственная на тот момент организация континентального масштаба - Церковь Востока - чьи приходы и епархии простирались от Сирии до Индии, Средней Азии и Монголии. Резиденция патриарха была в Багдаде. Несториане везде были незначительным меньшинством, но зато и были везде. У них был общий - сирийский - священный язык и письменность. Мусульман они ненавидели как поработителей, а вот среди монголов и уйгуров их было много и они были влиятельны.
Монофизиты тоже были рассеяны довольно широко - В Египте, Эфиопии, Индии, по всему Ближнему Востоку и Закавказью. Но у них не было единого центра.
Ну что ж, начнём с Европы. К 1231 г. Европа уже чётко делилась на центр и периферию. Падение Константинополя в политическом смысле маргинализовало православный восток, лишило смысла существование Восточной и Западной империй как равноправных наследников позднеантичного Рима. С этого времени Запад рассматривал "схизматический" Восток как нечто подлежащее ассимилияции, инкорпорации, вроде кельтского и скандинавского миров. Мир Европы имел теперь единого "полноценного" императора - Священной Римской империи и единого главу Церкви в лице папы (которому были подчинены латинские патриархи Константинополя, Иерусалима, Антиохии, Аквилеи, Градо). Проблема была только в том, что император и папа оба претендовали на то, чтобы быть единственным верховным лидером христианского мира. Только в 1230 г. произошло формальное (и недолгое) примирение, когда с императора Фридриха было снято отлучение (и папа с императором совместно отобедали). Что касается достоинства императора Востока, то его оспаривали три греческих императора - в Фессалониках, Никее и Трапезунде - и "латинский" в Константинополе.
Я думаю, излишне упоминать, что мир средневековья был предельно иерархичен. "Равенство людей перед Богом" относилось только к Страшному суду, но не имело никакого отношения к социальным реалиям. Последние, напротив, рассматривали социальное и стаутсное неравенство как нечто вечное и богоустановленное. Мысль о едином законе для всех была средневековью также чужда абсолютно. Напротив, право мыслилось как набор привилегий - исключений из общих правил - которые и определяли статус индивида или корпорации в обществе. Даже статусное единство людей одного социального ранга было сомнительно, хотя выделялись : бароны, рыцари, духовенство, горожане, крестьяне и т.д. - фактически каждый принадлежал к определённому индивидуальному рангу в иерархии (часто спорному). Идея сословия только зарождалась. Но теоретически иерархия была ясна и незыблема : за императором следовали короли, за ними герцоги, маркизы, графы, виконты, нетитулованные бароны и их вассалы - простые сеньоры. Но формировалась и другая иерархия - где за королями следовали члены их курии - пэры, курфюрсты и т.д. За ними выстраивались высшие минестериалы - придворные сановники. Не вполне вписывались в иерархию вольные города - некоторые из них становились весьма могущественными коллективными сеньориями. Церковь имела свою иерархию : с папой, кардиналами, примасами, архиепископами, епископами, викариями, аббатами, канониками, священниками, дьяконами, монахами... с отдельной иерархией внутри монашеских и духовно-рыцарских орденов. Всё это скреплялось сложной системой вассальным статусов - больше земельных владений, чем их владельцев, поэтому образующих далеко не стройную пирамиду.
если мы возьмём список европейских королевств, то обнаружим, что: 4 из них принадлежали к Империи: Германия, Италия и Бургундия непосредственно принадлежали императору, а Чехия была имперским леном. Кроме того императору Фридриху 2 Штауфену принадлежало королевство Иерусалимское и королевство Сицилийское, а Кипрское было его вассалом. Папскими ленами были: упомянутое Сицилийское (Обеих Сицилий) королевство, королевства Англия, Болгария, Португалия и Арагон. Полностью независимыми были: королевства Франция, Леон и Кастилия (недавно объединившиеся), Наварра, Венгрия. независимый статус королевств Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия и Сербия мог подвергаться сомнению. Англия и Арагон держали лены у Франции, Шотландия у Англии.
Общая тенденция предшествующего периода это постепенное исчезновение герцогств (и маркизатов) - образований иерархически находящихся между королевством и графством. Это было связано с общим укреплением королевской власти. Отношения король - граф становились основными, а герцогства постепенно нивелировались до уровня графств с герцогским титулом. Во Франции герцогство Нормандия была аннексировано короной, герцогство Аквитания и Гасконь - принадлежавшее английским королям было объявлено конфискованным, но фактически это означало сокращение до Гиени и Сентонжа и переход его вассальных графств в прямую зависимость от французской короны. Почти раздавлено было Тулузское графство (правители которого также располагали титулами маркиза и герцога) - оно лишилось в пользу короля половины владений. Сохранялись герцогства Бургундия и Бретань (последнее было вассалом Англии). В Германии герцогства Франкония и Швабия принадлежали короне, герцогства Саксония и Нижняя Лотарингия стали фикцией: в первом случае герцогский титул был разделён между Асканиями и Вельфами, во втором между Лимбургом и Брабантом, и это был уже только титул. Баварское герцогство было разделено между Бабенбергами Австрии и Штирии и Виттельсбахами Баварии и Пфальца. Но это были действительно могущественные дома. К герцогам также обычно приравнивались славянские князья Мекленбурга, Поморья, Польши и Руси. В этих странах господствовал сеньорат - т.е. они постоянно дробились между всеми членами династии при номинальном старшинстве головного удела (в Польше - Кракова, на Руси - Киева).
Если одно королевство держало лен у другого, придавало ли это отношениям между этими странами оттенок вассалитета/сюзеренства?
Почти тот же самый вопрос: учитывая конкуренцию между папством и Империей, как отражалось на этих отношениях то, что император имел в личном владении папский лен?
без военной силы в те времена не происходило ничего. ну разве виде оттенка. Так Плантагенеты как короли Англии была вассалами папы, а как герцоги Аквитании (Гиени) вассалами Франции. Но Англия вассалом Франции разумеется от этого не становилась. Сюзерен мог требовать выполнения вассального долги и прибегать к санкциям только в отношении тех ленов сюзереном которых он был. Конечно акт принесения ленной присяги ставил как бы на ступеньку ниже в феодальной иерархии. Например на том основании , что Шотландский король или наследник приносил Англии ленную присягу за Честер или ещё там за что-то Англия потом ставила под сомнение равноправие Шотландии. Но это всё было весьма неопределённо и спорною
Эээх, если бы св. Владимир выбрал бы Рим, а не Константинополь... Мы бы, как шведы жили с ИКЕЯ, ВОЛЬВО и АББА. А так с импортозамещением приходится лаптями щи хлебать
Фактически внутренний строй западноевропейских государств и основная канва политических событий были связаны с соотношением сил в четырёхугольнике: короли - графы - епископы- коммуны графства могли управляться в большей степени королевскими агентами (шерифами, бальи, сенешалями) или были почти независимыми княжествами, епископы зависеть больше от короля или от папы, или сами становились территориальными владетельными князьями, коммуны выходили из повиновения графам и епископам и становились либо опорой королевской власти или разрушали её, становясь городами-государствами. Но и графство и епископство и коммуна тяготели к тому чтобы стать сеньорией - феодальным владением. И тоже самое происходило с любой высокой должностью на королевской службе - она неудержимо стремилась стать леном - наследным привилегированным владением. Когда-то все эти епископы и графы сами были должностными лицами, прежде чем стали князьями, их место заняли минестериалы - королевский служители, но и они к описываемому времени становились скорее баронами, чем чиновниками, и королям приходилось набирать новые кадры реальных исполнителей уже из каких-нибудь буржуа. Этот процесс можно проследить по титулам немецких князей, изначально: граф это губернатор, маркграф- генерал-губернатор пограничной области, ландграф - губернатор прямого подчинения королю, бургграф - комендант королевского замка, пфальцграф - палатин - высший судья на уровне герцогства, вальдграф - лесничий, курфюрсты - высшие минестериалы.
Война и право Эти два фактора, постоянно переплетаясь, и творили социальную реальность Европы. Правом становилось всё что входило в обычай (обычное право), если что-то просуществовало хоть сколько-нибудь долго оно становилось законным и можно было требовать его сохранения. Но утвердить своё право можно было только силой. Поэтому средневековое европейское общество это общество повседневной войны. Война была нормой, развлечением, способом перераспределения богатств. Были цивилизационные войны, межгосударственные войны, войны вассалов с сеньорами, войны между соседями, частные войны, и все как рпавило обосновывались какими-либо правами и сами создавали право. Но вот этот юридизм - стремление запротоколировать результаты, юридически оформить права это была фишка именно высокого западного средневековья. Именно благодаря ей могли существовать владения одного рода разбросанные по всей Европе, обеспечивались права корпораций, осуществлялось относительно правильное наследование, вообще соблюдались какие-то правила игры в войне всех против всех. особенно было разработано церковное право - защищающее владения и бенефеции Церкви, на распространялось и новое королевское право, коммунальное право и т.д. Законотворческий процесс был очень активен. И в этом было коренное отличие Запада от Востока Европы.