España... La memoria del corazon

Тема в разделе "Латинский квартал", создана пользователем La Mecha, 2 окт 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Когда-то очень давно случилось мое открытие Испании.
    И началось оно с танца. Фламенко. С танца, а точнее сказать, с явления завораживающего своей ритуальностью и магичностью, вопреки современным веяниям, вопреки смешению стилей и стилизации, модернистской технической выхолощенности и напряженно-гламурной изысканности сценических образов. Это явление было тем ключом, который отпирал дверь воспоминаний.
    Они хлынули в эту распахнувшуюся дверь свободно и празднично.
    Потому что каждое из них - даже печальное - было счастливым открытием Испании - страны, которую я люблю всем сердцем. Моей Испании, еще одной моей Родины.






    Сегодня это далекое ушедшее помогает мне жить.
    Душа открывается навстречу горячему ветру, навстречу скорбному канте, навстречу танцу. Поскольку фламенко - сама жизнь, и в нем все ее краски.
    И самое-самое мое любимое стихотворение И. Бродского , в котором он выразил самую суть Явления. Возможно, когда-нибудь я буду так танцевать.



    Испанская танцовщица
    Умолкает птица.
    Наступает вечер.
    Раскрывает веер
    испанская танцовщица.


    Звучат удары
    луны из бубна,
    и глухо, дробно
    вторят гитары.


    И черный туфель
    на гладь паркета
    ступает; это
    как ветер в профиль.


    О, женский танец!
    Рассказ светила
    о том, что было,
    чего не станет.


    О -- слепок боли
    в груди и взрыва
    в мозгу, доколе
    сознанье живо.


    В нем -- скорбь пространства
    о точке в оном,
    себя напрасно
    считавшем фоном.


    В нем -- все: угрозы,
    надежда, гибель.
    Стремленье розы
    вернуться в стебель.


    В его накале
    в любой детали
    месть вертикали
    горизонтали.


    В нем -- пыткой взгляда
    сквозь туч рванину
    зигзаг разряда
    казнит равнину.


    Он -- кровь из раны:
    побег из тела
    в пейзаж без рамы.
    Давно хотела!


    Там -- больше места!
    Знай, сталь кинжала,
    кому невеста
    принадлежала.


    О, этот танец!
    В пространстве сжатый
    протуберанец
    вне солнца взятый!


    Оборок пена;
    ее круженье
    одновременно
    ее крушенье.


    В нем сполох платья
    в своем полете
    свободней плоти,
    и чужд объятья.


    В нем чувство брезжит,
    что мирозданье
    ткань не удержит
    от разрастанья.


    О, этот сполох
    шелков! по сути
    спуск бедер голых
    на парашюте.


    Зане не тщится,
    чтоб был потушен
    он, танцовщица.
    Подобно душам,


    так рвется пламя,
    сгубив лучину,
    в воздушной яме,
    топча причину,


    виденье Рая,
    факт тяготенья,
    чтоб -- расширяя
    свои владенья --


    престол небесный
    одеть в багрянец.
    Так сросся с бездной
    испанский танец.


    <1993>
     
    Последнее редактирование модератором: 14 июл 2017
    plot нравится это.
  2. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    Дверь каких воспоминаний?
     
  3. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Да, разное бывает...
     
  4. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    На Кармен Амайю в ее Булерии (самый энергетический стиль фламенко, самый андалузско-цыганский) я могу смотреть бесконечно - не надоедает.
    Столько силы и красоты, и мощи в ее лице, в каждом движении - живая стихия, огненная.
    И вот еще совсем другое. Это новое - мастер - класс фламенко в Токио. Бывают и такие вот чудеса





    Таких педагогов одна из наших крупных профессионалов - Мария Райд - называет сенсеями.
     
  5. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Образец гламура из последнего фильма Карлоса Сауры "Фламенко...Фламенко"

    При этом канте остается, как всегда, глубоко аутентичным - "Ай, гуапа (красотка), выходи за меня, красавица кубинка, выходи за меня..."
    Это гуахира - жанр, возвратившийся в Испанию из Америки.
    И прочее.
    Кантаор поет, байлаора раскрывает крылышки...

    И ... это уже совсем игра.




    Здесь все нехарактерно для чистого фламенко (puro).
    Хотя, на мой взгляд, все равно интересно.
    Как если бы шелковая куколка танцевала...
     
  6. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Байлаора - Ла Фаррука. Обожаю.





    Самый драматичный жанр фламенко - Солеа (soledad - одиночество).
     
  7. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Дуэнде!
    Да, фламенко это здорово. Есть такая суфийская практика (а Испания несколько веков была пронизана суфизмом) - латихан: танец в Духе. Очень близко к фламенко. И само это отношение к страсти очень суфийское.
     
  8. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Шаманство. Танец Силы.
     
  9. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
     
    La Mecha нравится это.
  10. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
     
    La Mecha нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396

    Да, кантаор замечательный. Байлаора из суфийского солеа традиционно перешла в чисто испанскую булерию.
    А вот еще. Это французский режиссер Тони Гатлиф "Vertiges" (головокружение - ?) - остается удивляться, как танцовщица не упала в первую минуту кружения - видимо, хороший вестибулярный аппарат.
     
  12. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Цыганка, конечно, хороша, хотя, танец, уже скорее "декоративный"...
     
  13. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Аня? Согласен. Танец, скажем так, концептуальный и видимо постановочный. Мало смыслю во фламенко, но подозреваю, что он НЕ должен быть постановочным, но - спонтанным. По крайней мере, так должно быть по духу.
     
  14. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396

    Манолете - байлаор - один из лучших исполнителей фарруки.
    Поразительно невесомый человек! Виртуознейшие сапатеадо словно рождаются сами собой.
    Еще был великолепный тореро Манолете (погиб в Линаресе в 1947 году от удара быка Ислеро).
    В фарруке очень много движений, подобных движениям тореро.
     
  15. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Да, это импровизация, только редко кто из байлаоров на это способен.
    Это либо бывает (иногда), либо не бывает почему-то никогда.
    Вообще же наши преподаватели-испанцы всегда подчеркивают, что надо отдаться течению и пр. Только у нас народ закомплексованный, и это трудно.
     
  16. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Дервиши Мавлевийя кружатся часами. Это сейчас стало визитной карточкой суфийского танца (на самом деле это молитвенная практика), но вообще это лишь частный случай. Чаще во время сэма - совместной молитвенной практики под музыку - имеет место (особенно у южных народов) такой спонтанный танец, наполненный страстью к Богу. Это сильно напоминает фламенко, внутренне. То, что фламенко больше сосредоточен на отношениях между мужчиной и женщиной - тоже вполне перекликается с суфийской традицией, в которой, с одной стороны страсть к Богу уподобляют страсти к любимому человеку, а с другой стороны саму любовь между мужчиной и женщиной считают одним из проявлений врождённой любви к Богу.
    Хотя искусство фламенко пошло дальше. Оно само по себе стало практикой, путём. Однако, без Дуэнде фламенко безусловно превращается в обычный специфический танец.
     
  17. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Это вообще черта северных народов, почему-то. На сэма скажем где-то в Иране люди часто вскакивают и начинают танцевать. А в Северной Европе люди тихо и неподвижно сидят.
    Это, видимо, самое главное. Возможно, нашим людям надо изучать сначала Латихан, чтобы научиться чувствовать этот Поток и двигаться в нём.
     
  18. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Это темперамент. Никуда не денешься, рождаясь под сумеречным небом. Я поначалу здорово переживала по этому поводу, а сейчас отпустило слегка, нужно оставаться такой, какая ты есть. Хотя, конечно, приятно, когда люди эмоционально открыты, когда это не наигранно, а спонтанно, естественно. У нас был испанский преподаватель, он вообще думал ногами, жил и дышал сапатеадо. При звуках любой (!) музыки он начинал изящно так постукивать, совершенно четко в музыку. Это впечатляет, конечно.
    —— добавлено: 3 окт 2012 в 12:54 ——
    А что такое Латихан? .. Я неграмотна.
     
  19. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    О латихане немного написано здесь. Но на самом деле подобные техники были известны издавна, и не только у суфиев. В ушу например примерно таким образом учат тело двигаться в потоке энергии-ци. Начальные упражнения такие - нужно совершать плавные колебательные движения телом и руками, стараясь почувствовать проходящий через тело Поток. Постепенно тело начинает отзываться на Поток и двигаться в нём естественно и спонтанно. Это получается не сразу, поначалу в нас действительно множество блоков и нестроений - сознание отделено от тела, а на самом деле это не разное. Но постепенно это становится чем-то совершенно непередаваемым.
     
  20. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Испанская сигирийя - самый древний и драматичный стиль фламенко, всегда был и остается моим самым любимым.
    Музыка срывается тяжелыми каплями в темноту человеческой души, в бездну жизни. И голос вторит гитаре, или сплетаясь с гитарным аккомпанементом, рождает печаль, бывшую до начала времен, до начала истории человечества.
    В канте Терремото присутствует та самобытность, которая отличает кантаора с подлинным дуэнде, когда привычные каноны нарушены, и на первый план выходит самобытность исполнителя, его способность слышать внутри самого себя подводные, тайные течения жизни, когда границы между внутренним переживанием и внешним миром стираются.
    Неважно, о чем поет певец, текст может быть предельно прост, в силу своей древности, может представлять собой длительный медленный распев, ай-ай-ай, джа-джа-джа.... , когда голос звучит, как рыдание.
    Эта простота отзывается холодом в спине, слезами в глазах, отрешенностью от всего внешнего...



    И еще. Это Булерия де Херес, тоже в исполнении Терремото. Эта наиболее "заряженная" ветка обширного генеалогического древа фламенко.

     
  21. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Пако Серрано. Солеарес.
    Потрясающе. Множество вариаций, и, очевидно, это импровизация.
    Токаор такого уровня никогда не повторяется, как и дуэнде у Федерико Гарсии Лорки ("облик дуэнде никогда не повторяется, как облик штормового моря").
    Материал взят с ресурса Форума любителей фламенко.
     
  22. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО был создан в 1972 году с целью сохранения наиболее ценных памятников культуры и природных комплексов. В 2003 году было принято решение формировать список нематериальных объектов культурного наследия, включая туда традиционные ремесла, обряды, обычаи, ритуалы, праздники, музыку. В настоящее время этот список включает 166 объектов из 77 стран.
    Традиционные испанские музыкально-танцевальный стиль фламенко, пирамиды из людей "кастеллс", "пение Сибиллы" с острова Майорка и средиземноморская диета были включены во вторник в список нематериальных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, сообщили РИА Новости со ссылкой на испанские СМИ.

    [​IMG]
     
  23. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Табакалера - сцена на табачной фабрике ("Кармен", Карлос Саура)




    Bodas de sangre.


    Ритуальный танец Огня. Музыка Мануэля де Фальи ("El amor brujo")
    Режиссер также Карлос Саура.

     
  24. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396


    Семья Монтойя...
    Очень старая запись, сейчас Эль Боботе - пожилой человек, но по-прежнему великолепный. Между прочим, выступает в труппе известной танцовщицы Пасторы Гальван.
    Содержание копл булерии примерно такое:
    Я иду по улице,
    Я иду в церковь
    В квартале Санта-Мария,
    Ай, моя жизнь -
    О ней невозможно сказать словами...

    В саду расцветает роза,
    Приходит весна,
    Распахни окошко,
    Выгляни в окошко...

    И далее все в таком духе.

    Или например, такая популярная копла :
    Ni contigo, ni sin ti
    Tienen mis penas remedio,
    Contigo - porque me matas
    Y sin ti porque me muero.

    Перевожу:

    Ни с тобою, ни без тебя -
    Неизбежны страданья мои.
    Потому что ты губишь, любя,
    И умру - без твоей любви.
     
  25. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    А эта запись может повергнуть в шок - она абсолютно антиэстетична! Большинство моих знакомых людей слегка ужасается...

    Это Тангос де Триана ( Триана - цыганский квартал в обожаемой мною Севилье) - "легкий"palo del flamenco, в смысле нетрагичный и ненадрывный:

    Antigua Taberna El Morapio de Triana.
    Al cante Manuel el Titi.
    Al baile Pepa de la Cartona y Carmen la del Titi.
    Al toque Manolo Brenes
    Al fondo haciendo los jaleos están El Morito, Carmen de Diagueles y Carmen Montoya, hermana de Lole, ambas hijas de Antonia "La Negra" Montoya.
    Старая таверна Эль Морапио в Триане.
    Канте - Мануэль Эль Тити
    Танец - Пепа де Ла Картона и Кармен Ла дель Тити.
    Гитара - Маноло Бренес
    Халео (одобрительные возгласы, поощрения, иногда с пальмасом (хлопки:) - Эль Морито, Кармен де Диагуэлес, Кармен Монтойя, сестра Лоле, обе дочери Антонии Монтойя (Ла Негра).

     

Поделиться этой страницей