К сожалению, второй вариант поиска чрезвычайно затруднителен. Реализуется первый. Вот, например, ещё одна из ключевых фигур. Мусянокодзи Санэацу武者小路実篤 (1885 – 1976) Родился в семье виконта Мусянокодзи Сансё, потомка древнего рода Фудзивара. Романист, драматург, поэт, художник и философ. Член Японской академии искусств. Награждён медалью «Бункакунсё», присуждаемой за замечательные достижения в развитии культуры и искусства. В юности заинтересовался литературой, познакомился с Библией и произведениями Льва Толстого Впоследствии он и его друзья объединились в литературную группу «Белая берёза» («Сиракаба»), члены которой активно знакомили японцев с западным искусством и продвигали гуманистические идеи, подчёркивая значимость интересов каждой отдельной личности, составляющей общество. В 1918 году Мусянокодзи решил перейти от философской теории к практике и организовал на о. Кюсю толстовскую коммуну «Атарасикимура» («Новая деревня»), члены которой попытались реализовать мечту о гармоничном, идеальном обществе. Интересно, что несмотря на утопичность замысла коммуна существует и поныне. Санэацу с детства хотел жить у воды, и вот в 1955 году, в возрасте 70 лет, он построил дом с садом и прудами в местечке Сэнгава, преф. Токио, где прожил 20 лет до самой смерти в 1976 году. Там они вдвоём с женой Ясуко вели тихую жизнь, подкармливая слетающихся диких птиц, разводя в пруду карпов, ухаживая за растениями в саду и огороде. Дом Мусянокодзи Санэацу построен в японском стиле, но с применением современных для того времени европейских технологий и материалов: стекла, бетона, металла. Деревянные конструкции либо скрыты, либо использованы в качестве внешнего декора и для оформления интерьеров. Традиционный вид имеет, пожалуй, только гостиная с энгавой. Дом стоит среди сада смешанных деревьев, среди которых нет хвойных. Такой вид рощ был характерен для провинции Мусаси, занимавшей территорию нынешних префектур Токио, Канагава и Сайтама. Санэацу любил её пейзажи и старался сохранить их дух в саду. Его сад кажется диким и неухоженным, но это – замысел автора. Именно такой была природа Мусаси. К тому же, в эпоху Сёва в японских садах произошла довольно резкая перемена, связанная с появлением нового типа садов, «садов смешанных деревьев». Так назвали сады, главной составной частью которых стали листопадные широколиственные деревья. Исходя из характера этих садов, ландшафтный дизайнер, садовник и художник Иида Дзюки (1890 – 1977), ставший первопроходцем в создании «садов смешанных деревьев», стремился подражать природе. Природа, которую он избрал в качестве мотива, как раз и представляла собой смешанные леса долины Мусаси. Дзюки сделал мотивом пейзажи, постоянно попадающиеся на глаза в обыденной жизни, и поэтому «сад смешанных деревьев», несомненно, таил в себе возможность сочетания с городским окружением. В настоящее время сад Мусянокодзи Санэацу является городским парком. В нём на площади 5000 кв.м. растут такие цветущие деревья и кустарники, как Слива мумэ, Магнолия Кобус, сакура, Глициния китайская, Гортензия крупнолистная, Камелия японская. Растут и дикие травы – Аир обыкновенный и Лилейник Дюмортье. Осенью листва деревьев окрашивается в яркие тона, напоминая о временах года. Не уступают ей по красоте осенние цветы и плоды. Среди цветов это Леспедеца двуцветная, Лириопе мускари, Бегония большая, Горец нитевидный, Рейнекия мясо-красная, Камелия китайская, Трициртис жёстковолосый, Бузульник Кемпфера. Красивые плоды демонстрируют такие травы, как Лириопе мускари, Паслён ложноперечный, Поллия японская, Трихозант змеевидный, Диспорум сидячий, Паслён лировидный. Хороши плоды деревьев и кустарников: Идезии многоплодной, Каликапы вильчатой, Магнолии Кобус, Шиповника многоцветкового, Граната обыкновенного, Дуба пильчатого, Афафанта шероховатого, Стиракса японского, Ольхи японской, Фирмианы платанолистной, Хурмы восточной, Каликарпы японской, Бересклета крылатого. Алеют осенние листья Хурмы восточной, Дёрена флоридского, Бересклета крылатого. Есть в саду и бамбуковая роща . Композиционно это прогулочный сад с двумя, фактически - тремя прудами и сложной сетью дорожек. Вид на верхний пруд открывается из дома, а нижний состоит из двух частей, соединённых протокой, через которую перекинут деревянный мост. Через меньшую часть нижнего пруда среди зарослей ириса Кемпфера проходит яцухаси. В 1985 году на участке, прилегающем к особняку был открыт музей Мусянокодзи Санэацу. Усадьба Мусянокодзи Санэацу демонстрирует столь типичное для тех времён сочетание японских и европейских мотивов. Японский дом, сделанный по европейски и сад, так напоминающий заброшенный сад дворянской усадьбы нашего серебряного века.
влезаю, поскольку давно не было продолжения ) Хасимото Кансэцу (1883–1945), художник нихонга, ученик Сэйхо Такеути, основатель школы нео-нанга, поклонник и продолжатель китайской школы, тесно сотрудничал с китайским живописцами в 1913 г. приобретает участок земли , где строит виллу Хакусасонсо и разбивает сад. Посмотреть вложение 77404 Посмотреть вложение 77406 Посмотреть вложение 77407 Посмотреть вложение 77408 Посмотреть вложение 77409 Посмотреть вложение 77410 Ностальгическая песня о старой Японии )
Спасибо за чудесный сад чудесного художника, в ажиотаже всеобщего увлечения Европой оставшегося верным традиционной живописи. Захотелось рассказать и о Хасимото Кансэцу, и о его саде поподробнее. Выдающийся художник, представитель школы нео-нанга, опиравшейся на китайскую художественную традицию, член Императорской академии художеств. С шести лет под руководством отца Кансэцу изучал китайскую классику. В течение жизни часто ездил в Китай и был хорошо знаком с его классическим искусством. Кроме живописи занимался и проектированием садов загородных вилл. В 1913 году Хасимото Кансэцу приобрёл участок земли площадью 10000 кв. м. неподалёку от храма Гинкакудзи в Киото и построил там по собственному пректу усадьбу с прогулочным садом Хакусасонсо 白沙村荘. Из строений в усадьбе имеются главный дом, мастерская, домашняя божница и четыре чайных павильона. Один из них предназначен для женщин. Мастерская расположена в трёхэтажном здании почти в самой середине усадьбы. Здание выполнено в японском, но вполне современном для того периода стиле. Застеклённые с использованием матового стекла сёдзи зала для церемоний – явное влияние Запада. Интересен чайный павильон, вполне японский благодаря своей простоте, деревенской крыше и необработанным перилам, но при этом напоминающий о Китае округлыми формами фасадного выхода к воде. О Китае говорят и многочисленные каменные фонари, пагоды, скульптурные изваяния, относящиеся к временам с 794 по 1614 годы, массивные каменные мосты. И уж совсем по китайски выглядит домашняя божница, представляющая собой большую культурную ценность, поскольку относится к 12 веку. Обращают на себя внимание древние фигурки архатов, спускающихся с холма, поросшего бамбуком. И всё же, все эти элементы являются только вкраплениями в контекст типичного японского прогулочного сада в стиле "кайсюки тэйэн" с его прудами, сетью тропинок, тобииси, неизменными стриженными кустами, простыми, такими «домашними» внутренними воротами с бамбуковыми оградами. Этот сад площадью примерно 3200 кв. м. с заимствованным пейзажем горы Даймондзияма призван воспроизвести живописные места Японии. Сад четырёх времён года, позволяющий любоваться красотой каждого сезона благодаря высаженным там соснам, вишням, клёнам и другим растениям. Итак, несмотря на китайский акцент, сад Хакусасонсо остаётся японским, как остался японцем Хасимото Кансэцу, несмотря на всю свою любовь к Китаю. По этому адресу можно посмотреть чудесный маленький фильм о саде и его хозяине. Фильм на японском, но фоновая музыка весьма способствует восприятию: .
Ещё об одной усадьбе, явно вписывающейся в тематику ветки, я упоминал здесь http://forum.arimoya.info/threads/японская-культура-хронология-2.3618/page-3#post-77752 Это вилла Окоти-сансо знаменитого актёра Дензиро Окоти (1898-1962)
писатели явно хуже ) вот это http://www.i-turn.jp/karuizawa-horitatsuo-1412bansansou.html можно охарактеризовать только словом дача )
Это и есть дача. Дача писателя с трагической судьбой, Хори Тацуо. Японский писатель, одним из первых вносивший в свои произведения психологизм французской литературы, вдохнувший новую жизнь в японскую классическую и женскую литературу и благодаря их слиянию создавший самобытный литературный мир. В конце войны у Тацуо проявились симптомы туберкулёза. Он отправился на лечение в Каруидзава, где и скончался в возрасте 48 лет. Хори Тацуо послужил прототипом главного героя последнего фильма Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает».
Вот ещё одно владение, в описании которого говорится и о саде. Это дом поэта и прозаика Сато Харуо (1892 – 1964). Он принадлежал к литературной школе романтизма, начало которой было положено Танидзаки Дзюнъитиро. Сато был знаком с Танидзаки и сотрудничал с ним. В 1927 году в Токио было завершено строительство особняка Сато Харуо по проекту архитектора Оиси Ситибуна (大石七分). Этот дом является замечательным примером творчества японских архитекторов, работавших в рамках европейской эстетики. Оиси Ситибун, уезжавший в начале двадцатых годов во Францию, вернулся на родину после Великого землетрясения в Канто (1923 г.). Он много рассказывал Сато Харуо о своей поездке, в результате чего была достигнута договорённость о строительстве особняка по проекту Оиси. Дом построен в стиле Арт-деко (Ар-деко), начавшем своё победное шествие по миру из Франции в 1925 году. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модерна и неоклассицизма. Отличительные черты — смелые геометрические формы, использование этнических орнаментов, интересные цветовые решения. Асимметричность строгих геометрических объёмов особняка, словно вырастающих друг из друга, оттеняется плавными линиями арочных ворот и рядом высоких окон, тоже арочных. Одна из сторон здания даже напоминает архитектуру Средней Азии с её любовью к арочным конструкциям . Окраска здания решена в мягких пастельных тонах. Приглушённый розовый цвет стен и ограды не выглядит однообразным благодаря сочетанию с серыми блоками туфа и голубоватой черепицей. На розовом фоне отчётливо выделяется яркая зелень растений. Мощёная дорожка из плит того же туфа, разделённых розовыми полосами цвета стен, служит прекрасным связующим звеном между воротами и особняком. Рядом с домом разбит небольшой сад, составляющий примерно треть от площади, занимаемой самим особняком. Скорее, даже не сад, а озеленённый дворик с колодцем. Судя по редким сохранившимся фотографиям, композиционно он выполнен в европейском стиле. Однако, характерные для Японии растения, некоторые из которых сформированы, полное отсутствие травы, заменённой утрамбованной щебёнкой, из которой растения и поднимаются, придают этой композиции чёткий японский акцент. Там имелся конский каштан, заботливо выращенный Сато Харуо из ореха, привезённого его младшим братом из Парижа. Со временем он превратился в огромное дерево, но в 1999 году погиб, и на его месте был высажен другой каштан. Кроме каштана в саду росли любимая Харуо текома китайская Campsis grandiflora (кампсис китайский, кампсис крупноцветковый), церсис китайский Cercis chinensis, цветущий в апреле, камелия, клён и др.. В 1989 году особняк был перенесён из Токио в родной город Сато Харуо - Сингу, преф. Вакаяма. Перенесено было не только само здание, но и стена с воротами, мощение при входе, сад с росшим в нём конским каштаном. В настоящее время в этом здании располагается музей писателя.
Понятно. Да, в этом что-то есть. Жаль, каштан не перенёс переезда и вскоре помер. Сейчас растёт его потомок.
Вообще данный стиль почти не отличим от построек Райта ) Хотя понятно, что это скорее Райт и Корбюзье ориентировались на японскую минималистическую эстетику. Но вот любопытно, вам когда-нибудь попадались японские постройки в стиле модерн(ар нуво)? Мне нет. (кроме одной постмодеренистской стилизации)
Нет, пока не попадались. Зато, если вспомнили о Райте, попался дом, выполненный под влиянием "органической архитектуры". Дом писателя Сатоми Тона. Конечно, это не Райт, но видно, что человек старался. Сам проектировал.
Ёкояма Тайкан (Сакаи Хидэмаро) 1868-1958 художник нихонга, создатель стиля моротай, очень заметная фигура в культурной жизни Японии - в 1914 г. возрождает Академию изящных искусств Японии. Дом был им построен в 1909 г. в 1919 г. расширен, в 1945 погиб при американской бомбардировке. В 1954 г. восстановлен.
Хорошая усадьба. Посмотрю, что о ней написано у японцев. Когда речь заходит о восстановленной усадьбе, всегда закрадываются сомнения в точности её восстановления. С домом проще, могут сохранится планы. С садом, который тоже наверняка погиб при бомбардировке, сложнее. Даже если сохранился его план, нет уверенности, что там посажены те же виды растений, что в своё время выбрал сам хозяин, что они так же подстрижены, другими словами, что передан дух сада, помогающий понять внутренний мир хозяина.
ну и как? ничего не нашлось? здесь ещё фотографии сада http://www.geocities.jp/seppa06/1404/taikan.html
всё-таки по крайней мере одного любителя модерна нашёл ) усадьба писателя и драматурга Ямамото Юдзо (1887-1972, публиковаться начал в 1910 г.) в усадьбе жил в 1936-46 гг.
правда, особняк построил не сам писатель. он возведён ещё в 1926 г. Но сад и японская комната, кажется, созданы Ямамото. В своём доме он организовал детскую библиотеку, которой и завещал здание.
Придётся конечно поставить вопрос и о верхней границе ) Я думаю, что в Японии ,как и в России, Серебряный век уходил постепенно , вместе со своими яркими представителями, и верхняя граница это примерно нач. 1960-х гг. ) Поэтому рискну представить и эту усадьбу, 1962 г. Её на старости лет построила в Камакуре писательница Ёсия Нобуко (1896-1973) - очень популярный в эпоху Тайсё автор романтических новелл с лесбийским окрасом.