достаточно ярко представлена в Священной Римской империи архитектура барокко вт. пол. 17-нач. 18 в. дворец Чернина. Прага дворец Лобковица. Вена собор в Пассау.1680 собор Троицы в Мюнхене Прага собор св. Николая жилые дома. Прага.
австрийское барокко пер пол.18 в. Динценхофер дворец Плосковице вилла Америка (отчасти рокайльная) церковь св. Маргариты костёл Яна Непомуцкого в Праге на Скальце
очень постепенно в 1710-30 е гг. происходит в Германии переход к рококо Пёппельман . Дрезден. : Цвингер 1711-28 Японский дворец. 1715 замок Пильниц 1721-23 Бэр.Фрауэнкирхе. Дрезден.11726-43. реконструкция.
В целом в империи рококо остаётся актуальным почти до конца столетия. И окончательного разрыва с позднебарочной почвой в немецком рококо в живописи не происходит. Одни и те же художники создавали картины рокайльной и позднебарочной направленности. Например, Маульберч (1724-96). Австрия.
Англия. Как уже говорилось выше в английской архитектуре 17 в. господствовал барочный классицизм (английское палладианство). Лидировал он и в пер. трети 18 в. Джон Ванбру Блейнхеймский дворец. 1704-24 замок Касл-Ховард .1700-26 Джемс Джибс (библиотека) Томас Арчер (самый барочный английский архитектор)
английская барочная живопсьь 17 в. это почти исключительно портрет. ключевой фигурой пер. пол. 17 в. был Ван Дейк. в 1630е-1640-е работал Уильям Добсон (Карл 1 Стюарт) во вт. пол. 17- нач. 18вв сэр Питер Лели (1618-80) и Годфри Кнеллер
в пер. пол. 18 в. в Англии появляются все разновидности барочных жанров, но представленные третьестепенными художниками. Сэмуэль Скотт Джеймс Сеймур Джозеф Купер Тил Монами Торнхилл
Но в это же время начинается ряд важных преобразований, идейной базой которых стало английское Просвещение (с 1690-х). Появляется пейзажный сад. Первыми был рокайльный сад Александра Поупа в Твикенхэме (1719) и эксперименты в парке Стоу (с 1714) Бриджмена, продолженные Уильямом Кентом - отцом английского парка и архитектурного классицизма (1730-е). дворец и парк Стоу В 1720-е первым в Англии рокайльным художником становятся Хоггарт и Дандридж
В Шотландии барокко фактически появляется в архитектуре только в нач. 18 в. Уильям Адам (Хоуптон-хаус)
Речь Посполитая Барокко распространилось здесь в несколько этапов: Первый -иезуитский. Архитектура барокко появилась в Речи Посполитой очень рано, практически, на заре стиля. В 1583 г. сюда приезжает архитектор-иезуит Бернардони. В 1587-93 гг. он возводит костёл в Несвиже. в нач. 17 в. в Кракове (Петра и Павла) далее строились в этот период в стиле барокко почти исключительно костёлы и почти исключительно иезуитами. в целом же в архитектуре продолжал господствовать Ренессанс (а в ВКЛ и местные средневековые традиции) 1638-44 костёл св. Мартина в Кракове 1643-50 костёл св.Йозефа 1630-42 костёл бригиток в Гродно 1651-1700 костёл Марии Магдалины в Познани
надо сказать и то, что все архитекторы и почти все художники в Речи Посполитой были иностранцами. Г.о. итальянцами. Собственной художественной школы здесь не сложилось. Только иногда какой-нибудь абориген получал художественное образование за границей. Шляхта же пребывала в состоянии самоупоения и гордости своим особым необщеевропейским путём -идеология сарматизма. Последняя создала довольно обширную барочную литературу. В образовании и науке тоже господствовали иезуиты. Даже в киевско-могилянской православной коллегии философию и теологию изучали по Сауресу. Живопись Речи Посполитой едва ли выходит за определение "провинциальное барокко" или "ренессанс".(ибо ничего специфически барочного в ней нет) В описываемый период (1600-1650) ведущим художником был венецианец Доллабела (смерть св. Вацлава) (битва при Лепанто)
второй период охватывает 1670-е-1710-е гг. в это время барокко становится элитарным, столичным стилем а ренессансная архитектура провинциальным. В ВКЛ возникает особое местное суровое "сарматское барокко" которое выглядело вот так: В Польше же это был стиль короля Яна Собесского, точнее его беспутной жены королевы Марыськи (Марысеньки,Мари де ЛаГранж), очень много сделавшей для европеизации нравов польской знати. (это она в мифологическом виде) а это её китайский дворец (один из первых в Европе)
классицизирующее направление: костёл сакраменток . Варшава. 1688-89. дворей Красинских в варшаве (1690-е) дворец Яна Собесского Вилянув (1680-92)
Эпоха позднего барокко начинается где-то в 1710-х гг. и продолжается до нач. 1780-х (дворец Браницких) (дворец Чарторыйских) В ВКЛ это Виленское барокко (достроен Глаубицем в рокайльном стиле) в это время доминировали саксонские архитекторы они же в 1730-е приносят и рококо (новый замок в Гродно 1731-51) главный представитель последнего - Глаубиц (костёл кармелиток 1729) (реконструкция) Бичиарели
Скандинавия. В скандинавских королевствах стилистика северного возрождения безраздельно господствовала до 1630-х гг. В 1630-е сюда прибыло несколько иностранных мастеров.обновивших датскую живопись и шведскую архитектуру. Дания вт. пол 17 в. это, собственно, Возрождение в архитектуре (дворец Шарлоттенбург 1673) и барочная живопись (придворных художников) Абрагам Вухтерс Карел ван Мандер (1605-70) Вольфганг Геймбах (1613-75) Жак дАгар 1640-1715 замок Фридериксберг (1700-3) сочетает ренессансную архитектуру с барочным садом замок Фриденсборг (1720-26) уже вполне барочное сооружение