В Швеции Никодемус Тессин (а также его сын и внук) с 1630-х гг. создают т.н. скандинавское барокко. Вообще-то это тот же ренессанс , но с заметными элементами классицизирующего барокко (особенно в интерьерах) (1630-е) дворец Дроттнингхольм (1662-81) Кальмарский собор королевский дворец в Стокгольме (начат в 1697 г закончен в 1760) Тессин-палац собор в Карлскроне(1690е) усадьба Стениге 1705 другой архитектор 17 в. - Лаваль - более барочен
главные художники, немцы: Клёкер фон Эренштраль (1629-98) (Карл 11) (История и Слава) его племянник фон Крафт (1655-1724) ( (Карл 12) кратковременный резкий всплеск искусств был в сер. 17 в. при королеве Христине (она выписала даже Декарта и захватила собрание императора Рудольфа в Праге). но увлечения экстравагантной и талантливой королевы стоили Швеции слишком дорого . В итоге она отреклась, уехала в Италию вместе со всеми своими собраниями, и перешла в католичество.
Но вообще именно 1740-е гг. врмя появления в Скандинавии рококо. В 50-е оно уже господствует и в архитектуре. пионер рококо (с 1740 г.) это Карл Пило, швед, в 1731-72 работает в Дании, затем до смерти в 1793 в Швеции. в 1750-60е в Копенгагене ведётся значительное строительство: Розенберг. особняк 1751 Эйгтвед. комплекс Амалиенборг (40-60е. церковь достроена в кон. 19 в.) 80-е Швеция. даже рокайльная архитектура здесь сурова и классична. китайский дворец (Кина) в Дроттнингхольме. 1751 Аделькранц . Церковь Адольфа-фридриха (1768-74 (83) дворцовый театр. 1766
зато в живописи шведское рококо расцвело. правда, успешниу художники предпочитали жить и работать во Франции. Рослина даже не упоминаю - в родной Швеции он бывал только в командировках. Хиллестрём Йохан Паш - основположник шведского рококо (в 1740-е) (придворные дамы) его племянницаУльрика (тоже член академии живописи) и племянник Лоренс
Карл фон Бреда Пьер -Адольф Халль, покинул Швецию навсегда в 27 лет другой миниатюрист - Лафренсен вернулся в Швецию после французской революции
В прибалтийских провинциях Швеции (Лифляндии и Эстляндии) время текло ещё медленнее. Эпоха северного возрождения там начинается только в кон. 16 в. (где-то с 1580-х), а барокко, соответственно , начинает проникать только в кон. 17 в. (с 1680-х) дом Рейтерна. Рига. 1685г.
Россия В истории распространения барокко в России можно выделить несколько этапов. Первый придётся на вт. пол. 17 в. Его можно назвать первым знакомством. Источников было два: В 1652 г. была создана Немецкая слобода на Кукуе в Москве, а в 1653 установлен протекторат над Малороссией. Типологически художественная ситуация вт. пол. 17 в. в России это позднее средневековье, которое в 1680-х сменяется местным вариантом северного возрождения (т.н. московское барокко), в Малороссии отдельные ренессансные черты прослеживаются уже в 1650-х гг. и , видимо , являются прямым наследием Речи Посполитой ( т.н. казацкое барокко). Рассадником барочного образования (в духе Суареса) и литературы с 1631 г. была православная киево-могилянская коллегия. Оттуда вышел знаменитый Симеон Полоцкий, школа которого в Москве с 1665 г. впервые вводит в круг барочных образов (в весьма провинциальном варианте) и московитов. Не раз отмечалось, чт киево-могилянская учёность была отчасти барочной по форме, но ренессансной по сути. Т.е. она фактически впервые знакомит православный восток с гуманистическими идеями. Элементы западной барочной культуры как заморские диковинки появляются при дворе Алексея Михайловича (театр, голландский сад в Измайлове, перспективные садовые картины и т.д.). Немецкая слобода к кон. 17 в. превращается в европейский городок с барочной архитектурой. (вид на 1704 г. на первом плане дворцы петровских соратников) совершенно исклюительную роль в истории русского искусства этого времени имела иллюстрированная Библия Пискаторов (издана в Амстердаме в 1655 г.). в 1679 Мордарий Ханыков составляет славянский стихотворные пояснения к каждой из гравюр и с этого времени они становятся неисчерпаемой кладовой образов для иконописцев и не только
Собственно барокко появляется в России в самом кон. 17 в. Это мазепинское барокко, голицынское барокко, петровское барокко. Но раннеренесансный стиль московского ( и т.п.) барокко не исчезает. До 1730-х он продолжает доминаровать , а затем в качестве провинциального стиля длит свое существование до нач. 19 в.
мазепинское барокко Лавра. ц. всех святых. 1690-е звонница Софийского собора. 1699-1705 собор выдубицкого мон. 1696 Николаевский военный собор 1690-95 Спасо-Преображенский с. 1692 Казанская ц.Узкое под Москвой. 1697-98 собор в Перяславле Русском 1695-1700 кон. 17в нач 18в.
Голицынское барокко (Подмосковье) Знаменская ц. Дубровицы. ок. 1690-1704 Знаменская ц.в Перово (осв. 1708) ц. в Подмоклово 1712-15
Петровское барокко ц. Петра и Павла. Москва. 1705-23 Меьшиковский дворец. СПб 1710-14 Кикины палаты.СПб 1714 дворец Менишикова в Ораниенбауме (1711-27) Кунсткамера 1718-34 дворец Монплезир 1714-23 несёт уже некоторые рокайльные черты дворец Екатеринталь. Ревель. 1718-27
живопись этой эпохи это портрет, аллегория, иконопись художник номер один петровского барокко это Иван Никитин (работал на высоком уровне уже к 1714 г.), три года учился в Италии. царевна Прасковья Ивановна. 1714 г царевна Анна Петровна царевна Наталья Алексеевна Пётр на смертном ложе (напольный гетман) из иностранных художников- француз Каравак (в России с 1716 г.) внуки Петра - Пётр и Наталья Анна Ивановна. 1730
в следующий, анненский, период складывается уже более единообразный стиль русского барокко. из русских художников значительнийший - Матвеев (с 17 по 27 гг. обучался живописи в Северных и Южных Нидерландах) (аллегория живописи) (кн. Голицына) (автопортрет с женой) работает итальянский скульптор Карло Расстрели (памятник Петру) (Анна)
появляется жанр обманки (Богомолов, Теплов) в европейском масштабе художники конечно второстепенные, но уровень явно не провинциальный.
Рассцвет барокко в России приходится на 1740-60-е гг. В провинции оно сохраняло актуальность до кон. 80-х гг. Елизаветинская и ранняя екатерининская эпоха это также и время распространения рококо и складывания основных барочных жанров. Крупнйшим именно барочным портретистом был Аргунов
появилась "историческая живопись" Акимов 1755 Лосенко (50-е) Козлов. 1762 натюрморт Бельский. 1754 анималистика И.Ф.Гроот (прибыл в Россию в 1743 г.) Бытовой жанр Ерменёв. 1764 Фирсов. 65-68. Шибанов. 1774 1777
Чемесов. 1765 первым собственно рокайльным художником был приехавший в Россиию в 1741 г.Г.Х. Гроот (1716-49) (Елизавета) (великокняжеская чета) (Екатерина отдельно) 50-е Суходольский. аллегории искусств елизаветинское барокко в архитектура стиль переходный полу-рокайльный Растрелли мл. (Смольный)
другие (Чекавинский) Ухтомский. дом Апраксина. 1766) (рококо) (Мичурин) грот в Кусково (1761-75) - рококо (Смоленская ц. в Сергиевой лавре) (Владимирский собор в СПб 1761-83)
чистое рококо представлено в работах Ринальди (в России с 1754 г.) (Китайский дворец 1762-68) гатчинский дворец Орлова (1766-81) считающийся классическм, вообще-то скорее классицизирующее барокко с довольно рокайльными интерьерами
рокайльными были первые пейзажные парки в Царском селе и Павловске (1770-е - 80-е гг.) в 1756 г. в Россию приезажает (и работает до смерти в 62 г.)такой заметный рокайльный портретист как граф Ротари портрет Растрелли
главные представитель рококо при Екатерине портретисты Рокотов и Левицкий Рокотов (Павел) Сердюков Левицкий