Здесь пишется о том, что всякого рода видения, или, по суфийски - снятие завес - совершенно не надёжное дело, пока у человека не появляется особая различающая способность, или способность видеть знаки, признаки - что это за сущность. Способность видеть сущность за формой.
боюсь только, что у большинства читателей "воображающиеся люди" ассоциируются больше с шизофренией или белой горячкой ).
Просто в этой области (суфиологии) термины "воображение", "творческое воображение" имеют смысл, несколько отличающийся от тривиального.
То, о чём пишет Ибн Араби, это ведь не что иное, видимо, как различение духов. То, что современные суфиологи (кажется, с Корбена, но могу ошибаться) называют "творческим воображением", является на самом деле вот чем. Есть воображение произвольное, когда мы можем представить себе тот или иной предмет. А есть - непроизвольное, когда некая форма моделируется нашим мозгом помимо нашей воли. Это особенно часто бывает в сновидениях. Она как бы самотворится. Поскольку форма эта моделируется непроизвольно, то у нас может возникнуть иллюзия, что она, эта форма, подобна другим объектам физического мира, то есть как бы "истинна". Ну или вообще так или иначе принять её за чистую монету. Мол, светится - значит ангел. И так далее. Это самотворящееся воображение и есть "творческое воображение". Суфии говорят, что существует три мира: - физический мир - мир чистых сущностей - промежуточный мир, называемый барзахом. В нём сознание человека полностью отдано на волю этого самого творческого воображения. В барзахе же происходят встречи человека с сущностями, но он их воспринимает именно посредством творческого воображения, облекая в понятную себе форму. Видимо, различать духов способен тот, кто сподобился пройти через барзах в мир чистых сущностей. Такой человек способен видеть сущность сквозь форму и форма уже не может его обмануть. Примерно так я понял. ... Мир чистых сущностей дюже напоминает Рупалоку, а?
Хотя, возможно и это не даёт такой способности. В любом случае, мы всегда можем впасть в заблуждение, что уже сподобились опыта "мира чистых сущностей", хотя до этого ещё далеко. Ибн Араби:
а если восприятие есть, а сущности нет? ) Ещё интересный вопрос, воспринимаются ли описываемые сущности посредством осязания?
И такое может быть. Вот об этом я что-то упоминаний не припомню, но видишь, Ибн Араби пишет, что восприятия в барзахе полностью основаны на физических ощущениях. То есть там есть все аналоги физических ощущений. —— добавлено: 10 янв 2012 в 15:18 —— Интересный момент, если ты обратил внимание - в одном из эпизодов становится ясно, что Ибн Араби воспринимает одновременно форму и сущность. И если человек видит только форму, то она легко вводит его в заблуждение. Если же он может видеть сущность, то она не сможет от него ускользнуть до тех пор, пока он удерживает на сущности "взгляд".
Олег, статья действительно интересная, но такое предложение - брать слово "воображающийся" в кавычки. В рамках словообразовательной семантики русского языка оно кажется аномальным. Я понимаю, что оно - слово - претендует на то, чтобы быть авторским термином, возможно, автор (или скорее переводчик?) хотел развести понятия "воображающийся" и "воображаемый", но сделал при этом не самый удачный выбор.
Да я-то с тобой согласен, просто это не мой перевод, поэтому я взял как есть. Вообще, я бы взял какой-то другой термин. Но какой - в голову пока не приходит. —— добавлено: 10 янв 2012 в 15:57 —— Умосотворённые может быть?
Похоже, речь идёт, о том, что на западе называют астральным восприятием. Прикол в том, сии сущности действительно воспринимаются как физические тела, и ведут себя (до определённого момента) как сугубо физические тела.
Интересно, что Ибн Араби пишет, что, мол, те формы, которые даются джиннами, оказываются обманными. Еда не насыщает, золото исчезает и т.д. А вот то, что даётся ангелами или Богом - остаётся, оно надёжно. Исходя из этой логики, в связи с этим вот напрашиваются некие выводы