Вьетнам

Тема в разделе "Поднебесная", создана пользователем Ондатр, 2 ноя 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    В 1936 император Бао Дай переселяется уже вот в такой дворец

    baodaidalat7 1937.jpg


    baodaidalat15.jpg

    baodaidalat11.jpg


    [​IMG]

    [​IMG]
    (на смену историзму во Вьетнамек этому времени пришёл Ар Деко)
    это уже следующий период (1930е-50-е)
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
  4. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    Главы из книги Вон Кью Кит "Энциклопедия Дзэн":

    ДОБРЫЙ И МИРОЛЮБИВЫЙ НАРОД

    Многие государи и наследные принцы покидали свой трон в поисках духовного совершенствования. Лучшим примером является наш исторический Будда, принц Сид- дхартха Гаутама. И Бодхидхарма (принесший дзэн-буддизм в Китай), и Махинда [сын Ашоки] (принесший буддизм Тхеравады на Шри-Ланку) и Падмасамбхава [тиб. Падмачжунба] (принесший буддизм Ваджраяны в Тибет) все были принцами, отказавшимися от своей утопающей в роскоши жизни ради буддизма.

    Вьетнамский буддизм дает много вдохновляющих примеров отказа от царской власти ради духовного совершенствования. Многие вьетнамские государи отрекались от престола, чтобы всецело посвятить себя практике дзэн. Религия с такой славной историей наверняка заслуживает того, чтобы мы как можно ближе с ней познакомились.

    История вьетнамского буддизма открывает ту сторону вьетнамского народа, о которой многие из нас, возможно, и не подозревали. Поскольку большую часть XX века Вьетнам был охвачен пожаром войны, некоторые из нас несправедливо считают вьетнамцев воинственными и агрессивными [по своей природе], но знакомство с тем, как строились их взаимоотношения с буддизмом, покажет нам, какой это добрый и миролюбивый народ. Для более подробного ознакомления с историей вьетнамского буддизма следует обратиться к книге «Буддизм и дзэн во Вьетнаме» преподобного Тхить Тхьен-Ана, бывшего профессора Сайгонского университета и директора Международного центра буддийской медитации в Лос- Анджелесе.

    Распространение дзэн-буддизма из Китая во Вьетнам, где он известен как «тхиен», было еще более впечатляющим, чем в Японии, хотя об этом многие могут и не знать. Джерролд Шехтер писал, что «из 16 миллионов населения Вьетнама по крайней мере 12 миллионов являются буддистами». Если в Японии наряду с дзэн видное место занимали и другие буддийские школы, то «история вьетнамского буддизма представляет собой прежде всего историю развития различных школ дзэн во Вьетнаме». Поэтому вполне естественно, что дзэн-буддизм укоренился в самой жизни вьетнамцев.

    Как и в Китае, во Вьетнаме было пять школ (толков) дзэн: Ти-Ни-Да-Лу-Чи, Во Нгон Тхонг, Тхао Дыонг, Чук Лам и Ламте. Эти пять школ не являлись теми же самыми пятью традиционными толками чань в Китае, хотя четыре из них непосредственно берут начало оттуда.
     
  5. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    ДЗЭН РАННЕЙ ПАТРИАРШЕЙ ТРАДИЦИИ

    Первая передача [учения] дзэн из Китая во Вьетнам состоялась довольно рано, за сто лет до того, как Хуэй- нэн стал проповедовать [свое понимание] дзэн в Китае, и за шестьсот лет до того, как Эйсай привез дзэн толка Риндзай в Японию. В 580 году [выходец из Южной Индии] Винитаручи, ученик китайского Третьего патриарха Сэнцаня, основал первую вьетнамскую школу дзэн, которая была названа его именем — Ти-Ни-Да-Лу-Чи на вьетнамском языке.

    Винитаручи путешествовал по всей Индии, изучая буддизм у многих наставников. Неудовлетворенный своими знаниями, он отправился в Китай продолжать свои занятия буддизмом и в 562 году прибыл в столицу Чанъянь, в тот год, когда император У-ди (правил в 561—578 годах) династии Северная Чжоу (569— 581) начал религиозные гонения. Несмотря на столь неблагоприятные условия, Винитаручи стал изучать дзэн под руководством Третьего патриарха Сэнцаня и обрел просветление. Затем он направился в провинцию Гуанчжоу на юге Китая, где перевел две сутры с санскрита на вэньянь (письменный китайский язык). В 580 году он пересек границу и обосновался в пагоде Фапван (дословно — Храм облака Дхармы), что на севере Вьетнама, где встретил вьетнамского монаха по имени Фап-Хиен.

    "Как тебя зовут?" — поинтересовался индийский наставник у монаха.
    "А как тебя зовут?" — спросил в ответ вьетнамский монах.
    "Так что, у тебя нет имени?"
    "Разумеется, есть, но ты можешь попробовать отгадать".
    "Почему это я должен отгадывать?" — заорал в ответ Винитаручи.


    Этот окрик, прозвучавший за 250 лет до знаменитой системы [шоковой терапии] посредством крика, разработанной Линьцзи ( яп.Риндзай), вызвал у монаха пробуждение, после чего Фап-Хиен стал умолять Винитаручи взять его к себе в ученики.

    Фап-Хиен учился у Винитаручи около 15 лет. В 594 году индийский наставник передал «печать ума», или свидетельство постижения дзэн, своему воспитаннику, и таким образом Фап-Хиен стал Вторым патриархом школы Ти-Ни-Да-Лу-Чи.
     
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    ДЗЭН ПОМИМО СЛОВ

    «Понимающий без слов» — У Яньтун по-китайски и Во Нгон Тхонг по-вьетнамски — это прозвище китайского наставника, который основал вторую школу дзэн во Вьетнаме: Как и Шестой патриарх, Во Нгон Тхонг был уроженцем [провинции] Гуандун, выходцем из зажиточной семьи. Он отказался от своей беззаботной жизни и принялся за буддийскую практику, будучи еще молодым, вдали от родного дома. Поскольку его отличал острый ум и он часто постигал глубокие буддийские истины интуитивно, монахи прозвали его «Понимающим без слов». Желая углубить свои познания в буддизме, он отправляется в Цзянси учиться у знаменитого наставника чань Байчжана.

    Как и Фап-Хиен за двести лет до него, Во Нгон Тхонг обрел свое пробуждение во время самой первой встречи с учителем дзэн. Когда его ввели в зал созерцания в монастыре Байчжана, то он услышал, как один из учеников просил наставника объяснить, что такое дзэн. Байчжан сказал: «Когда сознание прозревает, начинает самопроизвольно, подобно солнцу, излучаться мудрость». Услышав эти слова, Во Нгон Тхонг мгновенно пробудился. Его пробуждение согласовывалось с учением Байчжана:

    Для Во Нгон Тхонга подходящий момент наступил, когда он вошел в зал созерцания и услышал наставле- ние Байчжана; непосредственной причиной [пробуждения] было пришедшее к нему осознание того, что дзэн, представленный как самопроизвольно, подобно солнцу, излучающая мудрость, не опирается ни на что (не привязан ни к чему), а случаем была выработанная прежними занятиями буддизмом проницательность ума.

    Каким образом описание Байчжаном состояния дзэн помогло Во Нгон Тхонгу постичь, что такое дзэн? Ключевым здесь явилось слово «самопроизвольно», непосредственно указавшее на его собственное сознание, порвавшее все привязанности, вызванные неведением (заблуждением), так что его сознание, или природа Будды, смогло засиять, подобно солнцу, и прозреть, то есть обрести пробуждение дзэн.

    Во Нгон Тхонг учился у Байчжана многие годы. Позже он вернулся в родную провинцию Гуандун и в 820 году перебрался в пагоду Киенше в Северном Вьетнаме [ныне провинция Хабак], где он продолжил медитацию перед стеной, как когда-то делал Бодхидхарма в Шаолиньском монастыре. Некий вьетнамский монах по имени Чан Тхань, припав к стопам Во Нгон Тхонга, умолял того взять его в свои ученики.

    И вот однажды Чан Тхань спросил китайского наставника: «Где находится Будда?»
    «Повсюду», — был ответ.
    Чан Тхань удивился: «Что же тогда такое сознание Будды?»
    «Оно неразделимо, неразличимо, беспредельно, не скрыто», — ответил Во Нгон Тхонг.

    Чан Тхань еще более удивился и попытался вникнуть в смысл сказанного. И когда он исчерпал все свои умственные силы, но так и не смог отыскать причину, почему Будда вездесущ, неразличим, беспределен и не скрыт, наставник познакомил Тханя со знаменитыми строками из «Сутры о величии цветка» (кит. «Хуаянь-цзин», санскр. «Аватамсака-сутра»):

    Сознание, Будда и живые существа;
    Среди троих нет никакого различия.


    И тогда монах интуитивно все понял и достиг пробуждения.

    Чан Тханъ стал Вторым патриархом школы Во Нгон Тхонг. Одним из выдающихся патриархов был государь Ли Тхань Тонг ([1000—1054], правил в 1028—1053 годах), который способствовал распространению учения дзэн школы Во Нгон Тхонг, возвел много храмов, включая знаменитую одноколонную' пагоду в столице Тханг- лонге, ныне Ханой.
     
  7. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    ДЗЭНСКИЕ САМОДЕРЖЦЫ, ЗАБОТЯЩИЕСЯ О НАРОДЕ

    История третьей вьетнамской школы дзэн, именуемой Тхао Дыонг, полна ярких событий. Ее основателем был военнопленный, а пленивший его государь не только стал его учеником, но позже добровольно отрекся от престола, став таким образом следующим патриархом школы. Период, когда процветала школа Тхао Дыонг, был также периодом мира и процветания для вьетнамского народа. В то время все самодержцы покровительствовали буддизму, а некоторые отрекались от власти, чтобы стать патриархами школы Тхао Дыонг. Школа переняла практику моления (памятования) о будде Амитабхе школы Чистой Земли, что имело далеко идущие благоприятные последствия.

    В 1069 году китайский наставник Цаотан (вьетн. Тхао Дыонг, что дословно означает «Зал с травяным ложем» (т е. жилище отшельника]), проповедовавший синкретическую форму буддизма, включающую учение дзэн и Чистой Земли в государстве Тямпа, после нападения армии вьетского государя Ли Тхань Тонга на страну тямов оказался в числе пленных в столице вьетского государства Тхайглонге [ныне Ханой], где вскоре привлек внимание двора, и государь определил его помощником верховного монаха страны вьетов. Позже, когда государь узнал, что Тхао Дыонг является прославленным наставником, учившимся у Сюэдоу Минцзюэ (вьетн. Тьет Дау Мин Чак). представителя дзэн толка Юаньмэнь (яп. Уммон), и убедился в глубоком понимании Тхао Дыонгом буддизма, он назначил его государственным наставником.

    Тхао Дыонг отстаивал объединенную практику дзэн-буддизма и буддизма школы Чистой Земли, известную по китайской доктрине Чань-цзин и чжи (совместные усилия чань-буддизма и Чистой Земли) пользовавшейся популярностью в период Сунской династии. На первый взгляд учения дзэн-буддизма и буддизма Чистой Земли диаметрально противоположны, поскольку дзэн-буддизм привлекает людей живым, сообразительным умом, которые полагаются на собственные силы, тогда как учение Чистой Земли привлекает тугодумов, которые надеются на «чужую помощь». Согласно учению Чистой Земли, те из верующих, кто искренне повторяет как молитву имя будды Амитабхи, возродятся после смерти в западном раю вечного блаженства, в земле будды Амитабхи. В этих благоприятных условиях они смогут продолжить свое духовное развитие и тем самым обрести окончательное просветление [избежав участи, дальнейших перерождений]. Последователи же дзэн-буддизма полагаются на собственную практику медитации, чтобы достигнуть духовного прозрения.

    Но глубже вникнув в учения этих шкод буддизма, мы увидим, что и школа Чистой Земли, и дзэн-буддизм располагают широчайшим выбором средств [достижения конечной цели], от упования на божественную благодать до надежды исключительно на собственные силы Поэтому сочетание практик обеих школ предлагает людям с различными способностями и потребностями приемлемый способ достижения одной и той же духовной цели. Те. кто недостаточно развит духовно, чтобы непосредственно воспользоваться возможностями [учения] дзэн, могут многого добиться посредством сочетания практик обеих школ: с помощью моления об Амитабхе они смогут повысить свой духовный уровень до той отметки, которая позволит им приступить к практике дзэн и обрести просветление уже в этой жизни, либо они возродятся в западном раю, где смогут продолжить свою попытку обрести просветление в следующей жизни.

    Школа Чистой Земли и дзэн также символизируют собой два «столпа» буддизма [Махаяны] — каруну ([активное] сострадание) и праджню (мудрость-интуицию). Верующие, молитвенно повторяющие имя Амитабхи, рождаются в западном раю благодаря великому состраданию Амитабхи, будды прошлого зона, давшего обет спасти их по первому зову; последователи дзэн пробуждаются к трансцендентальной реальности благодаря их собственному постижению высшей мудрости. Оба подхода объединяет медитация. Способ «безмятежного сознания» (кит. исинь бу луань), практикуемый школой Чистой Земли, ничем существенно не отличается от «созерцания, ведущего к высшей сосредоточенности» (кит. чань-дин [санскр. дхьяна-самадхи])».

    Объединенный подход обеих школ [в духовной практике] можно использовать по-разному, в зависимости от нужд и подготовительного уровня адепта. Он может стать на колени перед образом будды Амитабхи, сосредоточиться на нем либо же закрыть глаза и мысленно воспроизвести этот образ, прислушиваясь исключительно к звукам своих молитвенных причитаний, состоящих из фразы «Помилуй, будда Амитабха» (кит. «Намо Амитофо», вьетн. «Наммо Адидапха», яп. «Наму Амида Буцу»), повторяя сотни или тысячи раз до тех пор, пока сам адепт и его молитва не станут единым целым. Такое причитание называется «думание-об-Амитабхе» (кит. няньфо, вьетн. ньем-пхат, яп. нэмбуцу). Либо адепт может сесть, погрузиться в медитацию, медленно закрыть глаза, очистить сознание от мыслей, а затем повторять тихо или про себя фразу «Намо Амитабха Будда». Это и есть медитация на будде Амитабхе. На следующей, более продвинутой, стадии уже,не повторяют имя Ашпгабхи, а вместо этого сосредоточиваются в собственном сознании на имени Амитабхи.

    В своей основе учение Тхао Дыонга есть учение о пустоте. Следующие строки из его "Предостережений", где подытожены его главные идеи, касающиеся [синкретического] буддизма, [представляющего собой сплав учений школ] дзэн и Чистой Земли, говорят о пустотности феноменов и собственного «я»:

    Смотри на мир как на воздушный цветок,
    что эфемерен.
    Смотри на тело как на призрак,
    что бесплотен.
    Все вещи текучи и независимы.
    Пока не узришь путь к очищению,
    Многие жизни проведешь, словно во сне.


    Тхао Дыонг приобрел широкую известность как учитель, и большие толпы народа стекались к нему из Вьетнама и Китая. Его преемник и Второй патриарх школы Тхао Дыонг, государь Ли Тхань Тонг, был очень искренним буддийским монархом, о чем свидетельствует следующий отрывок:

    Хотя государь Ли Тхань Тонг не так хорошо известен в, истории, как индийский царь Ашока или китайский император У-ди династии Лян, он достиг более высокого духовного уровня. Ашока и Лян У-ди возродились в тех или иных небесных мирах благодаря своей хорошей карме, а Ли Тхань Тонг, вершивший тоже добрые дела, достиг большего, обретя просветление и тем самым преодолев феноменальный мир.

    Случай с государем Ли Тхань Тонгом оказался не единственным: все последующие монархи могущественной династии Ли [1009—1225] следовали его благородному примеру и заботились о своем народе; двое из них, государь Ли Нань Тонг [1138—1175] и государь Ли Цао Тонг, также стали патриархами школы Тхао Дыонг. Назначение знаменитого преподобного Вьен Тхонга из школы Ти-Ни-Да-Лу-Чи государственным наставником говорит о его веротерпимости. Поэтому не удивительно, что в период правления династии Ли процветали также конфуцианство и даосизм.
     
  8. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    ДЗЭН И ВЬЕТНАМСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

    История дзэнской школы Чук Лам изобилует яркими примерами того, как известные и влиятельные люда, много сделавшие для блага общества, отказывались от мирской славы, находясь на вершине своего поприща, рада духовного самосовершенствования. Чук Лам является также единственной из пяти основных вьетнамских школ дзэн школой местного происхождения. Из трех наставников, заложивших основы этой школы, двое были государями, а один генералом; все трое считаются национальными героями, которые не только остановили ужасное вторжение монгольских орд во Вьетнам, но и принесли своему народу мир и процветание. Это государь Чан Тхай Тонг, преподобный Туэ Чунг и государь Чан Нян Тонг.

    Государь Чан Тхай Тонг ([1217—12771], правил в 1225—1258 годах), с которого началась династия Чан [1225—1400], был одним из наиболее почитаемых вьетнамским народом самодержцев. И тем не менее главной своей целью он считал служение буддизму. В предисловии к его «Руководству по буддизму» говорится о том мучительном выборе, который предстояло ему сделать:

    Предисловие Чан Тхай Тонга содержит бесценный совет всем нам — к сожалению, многие прислушиваются к нему слишком поздно. Следующие строки могут показаться вам банальными или «мягкотелыми», но они написаны основателем династии, государем-солдатом, который отбросил [за пределы страны] сильную монгольскую армию, ранее покорившую могущественную Китайскую империю.

    Мои мысли постоянно заняты любовью, которую испытывают родители к своим детям, и той великой жертвенностью, которую они проявляют, дабы их вырастить. За всю свою жизнь, какие бы жертвы они ни приносили, дети все равно не смогут заплатить свой долг перед родителями.

    Великий государь продолжает, касаясь своей любви к собственному народу:

    Однажды ночью [восемнадцатилетний] государь тайком покидает дворец и подымается на гору Иенты к монастырской обители Фыван (монастырь Плывущих Облаков), чтобы встретиться с наставником Чук Ламом (чье имя означало «Бамбуковая Роща») и "принять обет стать буддой". Наставник ответил:

    Первый министр, сам возглавивший поиски государя, отыскал его, умоляя вернуться. Чук Лам сказал государю:

    Государь Чан Тхай Тонг так и поступил. Однажды ночью при чтении "Алмазной сутры" его поразили следующие строки: «Обрети сознание, ни на что не опирающееся, ни к чему не привязанное». Государь медитировал на этих строчках, и неожиданно наступило просветление. Он постиг, что ничего не существует вне сознания. Это было то же самое место из «Алмазной сутры», услышав которое, обрел просветление и Хуэйнэн, Шестой патриарх.

    Свершения Чан Тхай Тонга в государственных делах были значительными; в управлении страной он руководствовался конфуцианскими принципами. Государь полагал, что «буддизм нуждается в мудрости конфуцианства, чтобы успешно действовать в человеческом обществе*. Он перестроил административную систему, провел социальные реформы на благо народа и мирно утрясал все разногласия с соседней Тямпой. Он также поддерживал даосизм и был известен как Великий государь-монах. В 1258 году, через год после разгрома (вторгшихся) монголов, видя свою страну процветающей, он оставляет трон, чтобы все свое время посвятить дзэн-буддизму. Его сын и наследник, государь Чан Тхань Тонг ([1240—1290], правил в 1258—1278 годах), последовал его достойному примеру.

    Во многом сын государя Чан Тхань Тонга, принц Кань, походил на своего деда. Еще в раннем возрасте он стал проявлять живой интерес к буддизму и противился тому, чтобы стать наследным принцем. Но отец упирал на то, что тот должен стать правителем ради блага собственного народа. Позже он убежал из дворца в монастырь Донг-Чу на горе Иенты, но был возвращен обратно посланной за ним экспедицией, а затем коронован как государь Чан Нян Тонг ([1258—1308], правил в 1278— 1293 годах).

    Как и его дед, Великий государь-монах, государь Чан Нян Тонг управлял страной, проявляя сострадание к своему народу. Но по вечерам он удалялся в обитель Тифыть, чтобы заниматься медитацией под руководством государственного наставника, знаменитого дзэнского учителя Туэ Чунг Тхыонг-Ши [1230—1291]. Туэ Чунг сам был принцем и генералом, добровольно отказавшимся от мирской славы ради духовной жизни. Он был известен своей непосредственностью, естественностью. Однажды, когда один из учеников поинтересовался, что же такое жизнь и смерть, тот ответил:

    Успешно отразив попытку монгольских орд завоевать Вьетнам в 1285 и 1287 годах, государь Чан Нян Тонг целиком отдался делу укрепления единства и процветания своей страны, включая создание вьетнамского национального письма тьы-ном, приспосабливая китайскую иероглифику к звуковому составу и особенностям вьетнамского языка. В это время вьетнамский буддизм и вьетнамское самосознание означали одно и то же.

    Государь в течение пяти лет обучал своего сына-на- следника монаршим обязанностям, а затем, после отречения в 1293 году, он принял постриг в 1299 году и удалился на гору Иенты (современная провинция Куанг-нинь) в находившуюся там обитель, а в 1304 году предпринял поездку по различным провинциям страны с целью распространения идей дзэн-буддизма. На горе Иенты он воздвиг храм Нгуаван (храм Почивающих Облаков), где он был известен под именем Чук Лам Дайсы, т. е. Великий Учитель из Бамбуковой Рощи. (Наставник дзэн, который дал просветление его деду, Великому государю-монаху, на этой горе, звался также Чук Ламом.) Здесь Чук Лам кодифицировал доктрины и установил практику школы дзэн, известной как Чук Лам (1299 год).

    Учение школы Чук Лам впитало в себя идеи трех наставников: буддийское сострадание в сочетании с конфуцианским прагматизмом государя Чан Тхан Тонга, буддийское представление о пустоте, выраженное в даосской естественности [монаха] Туэ Чунга, и учение об активном участии в повседневной мирской жизни государя Чан Нян Тонга. И в возникшем на этой основе учении в школе Чук Лам практика дзэн не обособливалась от [забот] бренного мира. И все же, несмотря на свою деятельную и действенную вовлеченность в повседневную жизнь, сам дух спонтанно проявляемой радости [существования] наряду с непривязанностью [к чему-либо], присущий дзэн, угадывается здесь во всем, что можно видеть из следующих строк Первого патриарха школы, государя Чан Нян Тонга, незаурядного поэта:

    Ивы столь величественны, что даже птицы умолкают.
    Вечерние облака вот-вот сорвутся
    с края крыши в затененный зал.
    Друг приходит не для беседы,
    А, прислонясь к перилам,
    наблюдать бирюзовое небо.
     
  9. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    КУДА ВСЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

    Пятой основной школой дзэн во Вьетнаме является Ламте, так на вьетнамский лад звучит китайское Линьцзи и японское Риндзай. Однако, как подчеркивает Тхить Тхиен Ан, школа Ламте не то же самое, что дзэн толка Линьцзи либо Риндзай, поскольку, несмотря на то что и вьетнамская, и японская разновидности знаменитого дзэн берут начало в Китае, принесенный во Вьетнам в XVII веке дзэн толка Линьцзи в своем развитии впитал в себя к тому времени некоторые черты учений и практик школ Чистой Земли, Тяньтай и Хуаянь и отличался от дзэн толка Линьцзи, принесенного в Японию в XII веке. Он замечает, что дзэн [наставника] Обаку [кит. Хуанбо], который попал в Японию нз Китая в XVII веке, похож на современный вьетнамский дзэн, который в своей основе произошел от дзэн Ламте.

    Дзэн школы Ламте привез нз Китая во Вьетнам китайский наставник Юаньшао, или, по-вьетнамски, Нгуен Тхиеу (ум. 1712), прибывший в Центральный Вьетнам морем в 1665 году. Перед своей паринирваной он завещал ученикам следующие строки:

    Никакой образ не возмущает природу зерцала;
    Никакая пыль не затмит красоту бриллианта.
    Дхармы предстают как не-дхармы.
    Покойная шуньята [санскр. пустота) не пустотна.


    Гатха показывает, что сам наставник не только преуспел в медитации, но и был сведущ в писаниях, особенно в "Ланкаватара-сутре" и "Сутрах о праджня-парамите", поскольку содержание стихотворения отражает философию текстов данных сутр. Подобное сочетание медитационной практики и изучения канонической литературы было отличительной чертой буддийских наставников в период династии Мин [11368—1644].

    Учитель Нгуен Тхиеу передал по наследству монашескую рясу другому китайскому наставнику, Минхуану
    Цзыжуну (Мин Хуанг Тьы Дынг), как Второму патриарху дзэн толка Нгуен Тхиеу. Одним из учеников Минхуана был вьетнамский монах Тхие Диеу Лиеу Куанг, изучавший буддизм с ранних лет у многих наставников. Расспросив Лиеу Куанга о его прежних занятиях буддизмом, Минхуан заключил, что наибольшую пользу тот извлечет из практики с коанами. Таким образом, наставник научил Лиеу Куанга медитировать на коане «Все дхармы возвращаются к Единому, куда возвращается Единое?».

    День за днем, месяц за месяцем Лиеу Куанг работал над этим коаном. Однако у него ничего не выходило; его охватило уныние, даже стыд за собственное невежество. И вот однажды в полдень, после восьми лет непрестанных поисков ответа, читая «Записки о передаче светильника», он натолкнулся на следующие строки:

    Передача сознания дзэн посредством предметов
    Выходит за рамки понимания обычных людей.


    Неожиданно Лиеу Куанг осознал, что ни предметы, ни мысли не мешают мудрости раскрыться, что приводит к освобождению сознания. Он отыскал, куда же «возвращается Единое»; он обрел просветление. Оглядываясь назад, он понял, что восемь лет работы над коаном были самыми прекрасными годами в его жизни. Он ощутил такое блаженство, что бросился искать учителя, дабы выразить ему свою признательность. Увидев просветленного Лиеу Куанга, наставник поинтересовался:

    «Будды наследовали один другому, как патриархи. Так что же они передавали друг другу?»
    «Вы интересуетесь тем, как долго прорастает росток бамбука на камне, или желаете знать, сколь тяжела метла из перьев черепахи?» — спросил Лиеу Куанг.
    «Воды текут вспять, кони скачут в океанских глубинах, лодка плывет по горе», — ответил Минхуан.
    «Гитара без струн день напролет звучала; безрогий скот трубил всю ночь», — добавил Лиеу Куанг.

    Наставник был счастлив. Он передал «печать ума» своему ученику и объявил его своим преемником. Будучи вьетнамцем, Лиеу Куанг смог обогатить свое учение многими вьетнамскими чертами. Сформировавшаяся школа, известная как дзэн толка Лиеу Куанг, является наиболее популярной в настоящее время во Вьетнаме буддийской школой. Та же школа, что получила развитие у других учеников наставника Нгуен Тхиеу, продолжает именоваться дзэн толка Нгуен Тхиеу.

    Для непросветленного [ума] вышеприведенные высказывания Лиеу Куанга и его учителя представляются бессмыслицей. Как вода может течь вспять или бесструнная гитара звучать день напролет? Тем не менее эти строки вовсе не загадка, не шутка и не игра слов. Как только вы нашли опытным путем, что «все дхармы возвращаются к Единому», и то, «куда возвращается Единое», вы достигли такого состояния сознания, где все вышесказанные утверждения наполняются смыслом.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    Ну тогда уж надо разместить материал и про Хоа Хао )
     
  11. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    Хоахао из Википедии:

    Хоахао (вьетн. Hòa Hảo) — реформистская традиция вьетнамского буддизма. Полное название — Буддизм из деревни Хоахао (вьетн. Phật giáo Hòa Hảo, тьы-ном 佛教和好) или Дао Хоахао (вьетн. Đạo Hòa Hảo). Учение возникло на южновьетнамской территории Французского Индокитая, испытало влияние конфуцианства и культа предков. Есть основания считать его синкретической религией.

    История
    По мнению ряда исследователей, появление учения хоахао было подготовлено неортодоксальными буддистскими сектами Тхьен дя хой (вьетн. thiên địa hội, тьы-ном天地會, «Общество неба и земли») и другими.

    В 1939 г. ученик буддийского отшельника Хюинь Фу Шо, родом из южновьетнамской деревни Хоахао, якобы испытал озарение и создал школу хоахао. Получил прозвище «Безумный Будда».

    Особенности учения — простота, якобы большее соответствие истинным проповедям Шакьямуни, чем в ортодоксальном буддизме. В качестве моральных стандартов признаются писания «Три устоя», «Пять добродетелей». Влияние амидаизма выражено в почитании предков, родителей, родины, «трёх сокровищ» (Будды, дхармы, сангхи). Предписания — запрещение алкоголя, опиума, торговли ими, азартных игр, плача на похоронах, платы злом за зло. Но не возбраняется посещение ортодоксальных пагод, уважение к ортодоксальным ритуалам, терпимость к другим религиям.

    В апреле 1947 Хюинь Фу Шо был похищен и убит сторонниками коммунистов.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    Более подробная информация дана в Вики именно по ссылке Хюинь Фу Шо .
     
  13. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    Хюинь Фу Шо (Huỳnh Phú Sổ, Хюинь Фу Со), 1920 — 1947) — вьетнамский религиозный и общественный деятель, философ, буддийский реформатор, основатель религии хоахао.

    Биография
    Родился 15 января 1920 года (в 56 году по восточному шестидесятилетнему циклу), в деревне Хоахао, провинция Тяудок во Французском Индокитае (в настоящее время - провинция Анзянг, Вьетнам), в семье зажиточного крестьянина. В юности тяжело болел, поэтому среднюю школу смог закончить только благодаря взяткам, которые давал учителям отец. После окончания школы его отец послал его к Семигорью (вьетн. Bảy Núi) в ученики к буддийскому отшельнику, имевшему репутацию мистика и целителя. Пробыв несколько лет в учениках, Хюинь Фу Шо вернулся домой в мае 1939 года, полностью излечившись от болезни, что, как он говорил, стало результатом его просветления. Вернувшись в деревню, он начал проповедовать идеи реформы вьетнамского буддизма, в первую очередь возвращение к тхераваде от махаяны.

    Его проповеди были рассчитаны в первую очередь на бедных крестьян, которых привлекали высказываемые им идеи об отмене сложных и дорогостоящих церемоний и ритуалов, отказе от строительства храмов; Хюинь Фу Шо учил, что «личного спасения» (избавления от сансары - череды перерождений) можно добиться путём аскетизма, «домашнего» поклонения богам и простоты духовной жизни. Он получил известность своими путешествиями по Вьетнаму и проповедями прямо на улицах и площадях городов, собиравшими множество слушателей, и тем, что предлагал людям бесплатно лечить их травами и иглоукалыванием. Его религиозная доктрина, основанная на буддизме, тем не менее, содержала множество элементов анимизма, культа предков и конфуцианства; своё название она получила от родной деревни её основателя. Новое учение получило особенное распространение в южной дельте Меконга, где к 1940 году было уже более 100 тысяч его последователей.

    Поскольку религия хоахао была обращена к вьетнамским народным массам и содержала в себе в том числе пропаганду вьетнамского национализма, она быстро оказала в поле пристального внимания французских колониальных властей, особенно вследствие роста числа сторонников Хюинь Фу Шо и его ораторского искусства; среди его новых последователей оказывались даже крупные помещики и офицеры-вьетнамцы. Когда в начале 1940 года после нескольких недель уединения он подготовил большое количество речей и молитв и начал новый этап кампании по пропаганде своих взглядов с помощью десятков тысяч сторонников, ситуация стала обостряться. Первоначально власти просто изгоняли его и его сторонников из различных вьетнамских провинций, но это приводило только к большему росту популярности: Хюинь Фу Шо называли «живым Буддой». Считается, что он предсказал начало Второй мировой войны, победу Германии над Францией и японское вторжение в Индокитай (и якобы даже будущую войну с США). Доподлинно установлено лишь то, что летом 1940 года он действительно массово распространял информацию о скором вторжении японцев, что заставило многих его последователей-крестьян бросить родные деревни и бежать в горы.

    В августе 1940 года по приказу французского губернатора Хюинь Фу Шо был арестован и помещён в психиатрическую лечебницу в Сайгоне. Тем не менее ему удалось обратить своего лечащего врача-психиатра в свою веру, а в мае 1941 года консилиум психиатров признал его вменяемым. После освобождения французские власти выслали его на крайний юг Вьетнама, в городок Бакльеу, а многих видных сторонников хоахао заключили в концлагеря. Однако после этого Хюинь Фу Шо продолжил проповедовать, придав своим речам откровенно антифранцузский характер, что привлекало в Бакльеу толпы паломников. В 1942 году французские власти выслали его в Лаос, но фактическими хозяевами во всём Индокитае к этому времени уже давно были японцы, оккупировавшие его в сентябре 1940 года. Японские агенты похитили Хюинь Фу Шо по дороге в Лаос и поместили под домашний арест в Сайгоне, отказавшись, однако, выдать его требовавшим того французам.

    Летом 1945 года, когда во Вьетнаме после поражения Японии возник вакуум власти, Хюинь Фу Шо был освобождён. Он превратил хоахао в движение в большей степени военно-политическое, нежели религиозное. Его сторонники обзавелись оружием и начали партизанскую борьбу против местных администраций, помещиков и возвращавшихся во Вьетнам французских колониальных войск, при этом вступив в конфликт с другими антифранцузскими силами, в том числе с Вьетминем и сторонниками религии каодай. К началу сентября 1945 года они взяли под свой контроль большую часть дельты Меконга, а 9 сентября армия из 15000 бойцов хоахао, вооружённых преимущественно холодным оружием, атаковала вьетминьский гарнизон в Кантхо, но понесла огромные потери из-за превосходства последних в вооружении. Впоследствии бойцы хоахао провели целый ряд карательных акций против поддерживавшего Вьетминь населения. Руководство Вьетминя несколько раз пыталось договориться с Хюинь Фу Шо о сотрудничестве, но безуспешно. В июле 1946 года их отношения окончательно стали враждебными, когда он открыто вошёл в политику, основав Вьетнамскую демократическую социалистическую партию.

    В апреле 1947 года Нгуен Бинь, лидер южного крыла Вьетминя, направил Хюинь Фу Шо письмо с предложением провести мирные переговоры. Отправившись на них, Хюинь Фу Шо был пойман солдатами Вьетминя, устроившими для него ловушку. После проведения импровизированного суда он был казнён, а его тело разрезали на множество мелких кусков и разбросали, чтобы его могила не стала местом поклонения.

    Память
    После известия о его смерти многие последователи хоахао отказались поверить в гибель своего лидера и предсказывали его возвращение в тяжёлые времена; вера в это распространена среди сторонников данной религии до сих пор.

    Движение
    В 1947 году внутри движения хоахао началась борьба за власть вследствие потери лидера, что сильно ослабило его позиции. Тем не менее после 1975 года движение снова стало набирать силу. В 1999 году вьетнамское правительство впервые разрешило её последователям провести несколько своих религиозных церемоний под пристальным наблюдением со стороны властей.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    фактически, первый же выпуск и определил судьбу вьетнамского искусства.

    Говоря по правде, до 20 века во Вьетнаме живописи не было :) То что было это лубок или что-то рядом.
    Поэтому то что произошло было не преодолением , а рождением традиции.
    Высшая школа... фактически стала художественной школой в смысле направления. И мы действительно с этого времени можем говорить о вьетнамской школе живописи.
    Направление это несомненно может считаться в национальным и дальневосточным. Дальневосточным по духу и национальным по технике - именно тогда, в 1931 г впервые была представлена техника лаковой живописи, ставшей фирменным знаком вьетнамского искусства.
    Но в основе этой школы не Китай, а французское искусство позднего ар нуво - примитивизирующий символизм Гогена и Наби, и, пожалуй, фовизм.
    Т.о. мы можем говорить и о вьетнамском модерне )
    Нгуен Фан Тянь (1892-1984), живопись по шёлку. Первый выпуск Высшей школы (1925-1930)

    3-4-large.jpg

    Nguyen Phan Chanh54185453.jpg

    Nguyen Phan Chanh86797441_o.jpg

    Nguyen Phan Chanht-80646575.jpg

    Нгуен Фан Тянь 09394045.jpg

    Nguyen Phan Chanhmchau.jpg

    [​IMG]
     
  15. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    8.722
    Симпатии:
    1.366
    А китайская не экспортировалась?
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    Ле Фо 1907-2001. тоже первый выпуск. В дальнейшем большую часть жизни провёл во Франции.

    LePho_ThoiHanhPhuc_sondau_1930.jpg

    Lê Phổ (1907-2001)Thieuphuvabinhhoa_LePho_zps2fc66022.jpg

    Bacogaidangtam-LePho_zps19cf4b69.jpg



    Bucmantim-LePho_zps966aa65f.jpg

    Hoacuctrang-LePho_zpsc013863d.jpg








    Hoa-LePho_zps71358674.jpg

    index_clip_image001.jpg

    Lê Phổ (1907-2001)Thieuphuvabinhhoa_LePho-02_zps031e6da1.jpg



    Lê Phổ (1907-2001)Tamohosen-LePho-03_zpsf9bf1f8a.jpg






    Le-Pho-6.jpg


    Thieuphuvabinhhoa_LePho-04_zpsa2b5e977.jpg


    Tinhvat-LePho_zps51da1f7d.jpg

    Hoai_Co_Huong_LePho-02_zpsaf1c3ded.jpg
    экспортировалась )
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    Май Чунг Тхы 1906-80. первый выпуск. (с 46 во Франции)

    Mai Trung Thứ hay Mai Thứ (1906-1980951fc_vu_cao_dam.jpg

    Mai Trung Thu.jpg

    Mai Trung Thứ hay Mai Thứ (1906-1980D13.gif

    Mai Trung Thứ hay Mai Thứ (1906-1980ds.jpg

    Mai Trung Thứ hay Mai Thứ (1906-1980zc-9340-3412.jpg
    Mai Trung Thứ hay Mai Thứ (1906-1980p42.jpg Mai Trung Thứ hay Mai Thứ (1906-1980picture (1).jpg Mai Trung Thứ hay Mai Thứ (1906-198008154849_bai ve hinh.jpg

    Mai Trung Thứ hay Mai Thứ (1906-1980170.jpg

    Mai Trung Thuthuladywithabluefan1940.jpg Mai-Trung-Thứ1.jpg

    mai-trung-thu-1339174168_b.jpg Mai Trung Thứ hay Mai Thứ (1906-1980p43.jpg


    Mai-Trung-Thu-Me-va-em-be.jpg
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    То Нгок Ван 1906-54 (второй выпуск 26-31)

    То Нгок Ван.jpg

    То Нгок Ван anhTONGOCVAN-006.jpg


    То Нгок Ван 241190-to-ngoc-van-7.jpg То Нгок Ван tongocvan_Villege400.jpg
     
    Последнее редактирование: 2 окт 2016
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    Ву Цао Дам 1908-2000. второй выпуск, позднее жил во Франции.

    84604195_o.jpg

    vcd-5.jpg vcdam1.jpg

    87.1488.6.2.1.JPG

    57270100.jpg

    84604217_o.jpg


    369_1.jpg

    81096.jpg

    134596 Vu Cao Dam.jpg

    135174 Vu Cao Dam.jpg




    arte-a-43.jpg

    File 002.jpg

    IMG_91331-620x782.jpg



    vu_cao_dam_-_l\'etang_des_lotus_1962.jpg

    vucaodam2.jpg
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    Нгуен Тхё 1906-64

    5_ex.jpg 02022401234849.jpg

    pm-59591-large.jpg 16_ex.jpg

    NDT 0012.jpg

    Nguyen-Dieu-Thuy.-Riverside.-100x100cm.jpg


    [​IMG]

    Nguyen Dieu Thuy - Yellow Rose (50x100)-XL.jpg

    Nguyen Dieu Thuy - Green Grass (75x100)-L.jpg
     
    Лис нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    Нгуен Жа Чи 1908-93 Лаковая живопись



    20130802161415-1.jpg

    BenHoGuom_PhacThaoNghienCuu_PhamMauVaPastel.jpg

    benphilaosamson1940.jpg

    chua_thay-nguyen_gia_tri.jpg



    Нгуен Жа Чи (1908-1993)nggiatri.jpg

    XP1_2.jpg

    VuonXuanTrungNamBac(ChiTiet)_SonMai_1970.jpg

    truutuong_ngt.jpg




    thuc-3.jpg



    nhung-hoa-si-nao-noi-tieng-o-viet-nam-11.jpg


    NguyenGiaTri-sonmai19391.jpg

    52712910.jpg
    my020708_1.jpg

    Nguyen Gia Tri 1908-93j.jpg
     
  23. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    В общем-то соцреализма не очень много?
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    А это ещё до соцреализма. Последний появляется в 50-е (1957 создание Ассоциации вьетнамских художников). и то был своеобразен. Ниже размещу.

    мавзолей Нгуен Хуу Хоо (тестя императора) 1939 г.

    1024px-Nguyen_Huu_Hoa_Mausoleum_19. 1939.jpg

    1024px-Nguyen_Huu_Hoa_Mausoleum_18.jpg

    музей в колониальном "индокитайском стиле"

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 5 ноя 2014
  25. Мила

    Мила Guest

    Я, пока училась в Москве, жила в общежитии с девочкой-вьетнамкой, Нгуен Тхи Фыонг Хоа (забила сейчас имя в поисковик: надо же, она тоже есть в Википедии), и была знакома со всей вьетнамской диаспорой. Там не было никакого соцреализма. Они болели теми же хворями художников андеграунда, какими болели и мы, советские студенты. Только были немного более запуганными (ну, они же в самом деле все были под колпаком КГБ - крепче, чем мы), но были творчески раскрепощены. Её водяная живопись на рисовой бумаге очень меня трогала - большие массивы зелени в пейзажах, хорошая вода, хороший тон. Не похоже ни на китайцев, ни на японцев.
    Всё же надо признать, что пастозная, корпусная живопись не для востока. Тушь и акварель они постигли в совершенстве, масло и темпера большей частью не самостоятельны и даже беспомощны.
     

Поделиться этой страницей