Дж.Рейнольдс. Буддистские представления о Боге

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 11 июн 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.920
    Симпатии:
    1.805
    Основной вопрос религии, с которой мы имеем дело на Западе, это вопрос о существовании Бога-Творца, сотворившего небо и землю. Был ли Будда атеистом или агностиком в этом плане, признавал ли он существование Высшего Существа или Бога? Будда был Татхагатой, дословно «глашатаем Истины», и обладал всеобъемлющим и всесторонним осознанием всех измерений существования.[38] Как правило, однако, он предпочитал не высказываться на метафизические темы, не связанные с поиском пути к освобождению, хотя в некоторых Сутрах действительно говорил о происхождении мира, человеческой расы и тому подобном. И чтобы понять смысл его высказываний, следует обратиться к традиционной буддистской космологии.

    Существа, которые перерождаются в Мире Желаний или Камадхату, обладают либо грубоматериальным телом, подобно человеку и животным, либо телом из тонкой материи, подобно Дэвам, Асурам, Претам и существам ада. Над Миром Желаний находятся высшие планы чисто ментального существования, населенные существами, тела которых сотканы из света. Совокупность этих высших уровней называется Рупадхату, миром или измерением чистых форм. Чувствующие существа, которые населяют эти высшие планы существования, свободны от всех грубых чувственных желаний и окружены огромными аурами света. Они поглощены своими отвлеченными медитациями и пребывают в этом состоянии существования чрезвычайно долго, по человеческим меркам. Эти высшие боги называются не Дэвами, а Брахмами, «чистыми». В буддистском словоупотреблении Брахма – это родовой термин для обозначения некоторого типа божественного существования, а не имя собственное отдельного Бога-Творца, как в индуизме. Подобно существованию Дэвов, существование Брахм обусловлено личной кармой, правда в данном случае она именуется неопределенной кармой (санскр. анинджья-карма). Таким образом, хотя на высших ментальных планах мы можем просуществовать в качестве Брахмы на протяжении времени, измеримого лишь в космических единицах, тем не менее, когда накопленная нами карма неизбежно исчерпается, мы обнаружим, что родились в каком-то другом месте.

    Более того, хотя многие религии считают одного из Брахм всеведущим Богом-Творцом, Брахмы, как и Дэвы, – непросветленные существа. Несмотря на то, что они обладают величайшей мудростью и огромными способностями к ясновидению и предвидению, они все равно не всеведущи, так как не понимают подлинной природы существования. В этом отношении Будда бесконечно превосходит всех богов традиционных религий, ибо все эти боги чересчур от мира сего, лаукика-дэвы – божества, принадлежащие циклическому существованию. Например, согласно древнеиндийским верованиям, Индра был царем богов или Дэвов и возглавлял их славное воинство в битве против Асуров, правивших народами. Кроме того, Индра мог вызывать бури, дабы принести живительный дождь на поля праведников, соблюдавших законы морали и общества. Но он мог также разразиться гневом, поражая молнией отступников и нечестивцев. Или, опять же, был Брахма, называемый Праджапати, то есть \»Прародителем\», который якобы правил нашим миром в качестве его создателя и законодателя, даровавшего Веды. Такие мифологические верования существовали в Индии во времена Будды, и примерно на таких же мифах покоятся наши западные религиозные представления. Но в предыдущих Кальпах имела место длинная вереница Индр, каждый из которых царствовал, восседая какое-то время в величественном дворце Виджаянти на вершине горы Меру в центре мира. И, подобным же образом, существовала бесконечная цепь Брахм Праджапати, каждый из которых считал себя Богом, сотворившим вселенную. Но поскольку они обусловлены и, следовательно, ограничены и не обладают полнотой знания, буддисты ищут прибежища не в них, а в принципе просветления, в Будде. Когда Шакьямуни достиг просветления под деревом Бодхи и стал Буддой, первыми, кто пришел к нему выразить свое почтение и просьбу преподавать Дхарму во благо всех существ, были боги Индра и Брахма.

    Буддистская версия происхождения мира изложена в Сутрах.[39] Отвечая на вопросы учеников, Будда объяснил, что человечество, населяющее планету Земля, жило раньше в другой планетной системе. Давным-давно, когда солнце того мира стало сверхновой и планета погибла в пламени взрыва, большая часть ее обитателей, благодаря ревностной практике Дхармы на протяжении десяти тысяч лет, переродилась на одном из высших планов Мира Форм или Рупадхату, – уровне существования, называемом Абхасварой или «чистым светом». Здесь они в течение бесчисленных эонов наслаждались недоступным человеческому разуменью счастьем и блаженством. Затем, когда созрела накопленная ими в прошлом огромная карма, начала формироваться наша солнечная система, и некоторые из их числа переродились на низлежащих планах Рупадхату поблизости от зарождающейся Земли. Уровень существования, на котором они очутились, называется Брахмалокой. Увидев под собой становление солнечной системы, первое из этих существ, которым предстояло очнуться в новом воплощении, удовлетворенно воскликнуло: «Я Творец!». Оно стало считать себя действительным творцом окружающей вселенной, ибо не помнило, откуда пришло, и у него не было родителей. В действительности, однако, проявление данной вселенной было обусловлено коллективной кармой всех этих существ, а его собственное проявление, которое представляло собой один из вариантов рождения в мир иллюзии, было обусловлено огромными достоинствами наработанной им кармы, созревшей к тому времени благодаря наличию необходимых вторичных условий. Тем не менее, он упорствовал в своем заблуждении, считая себя настоящим Творцом вселенной, так как родился в формирующейся солнечной системе первым и видел, что до него здесь никого не было. Но вера эта, будучи изначальным отрицанием своего истинного происхождения, лишь ограничивала и омрачала его, так что он пал жертвой собственной гордыни. Это было первое в нашей вселенной проявление эго или веры в реальность существования «себя». И хотя сам он считал себя самосотворенным, в действительности появление его в центре нашего мира было следствием его благоприятной кармы. А так как он был первым из Брахм, которым предстояло родиться вне Абхасвары, его стали называть Махабрахмой или Богом.

    Проведя многие эоны со времен возникновения солнечной системы в одиноком великолепии, он стал испытывать одиночество и подумал, что неплохо было бы, чтобы существовал еще кто-нибудь, способный сознавать его могущество. И в тот самый миг, ибо карма их созрела, множество других существ из Абхасвары родились Брахмами в Брахмалоке. Увидев их, Махабрахма решил, что они должно быть явились перед ним по его желанию. Поэтому он гордо воскликнул: «Аз есмь Господь, сотворивший вас!» – хотя в действительности все эти благородные существа, собравшиеся у его трона, переродились по причине созревания их кармы, а не по его желанию. Затем Махабрахма организовал мириады существ, которые возникли в окружающем его пространстве, в хорошо упорядоченную божественную иерархию. Родившихся первыми и самых лучезарных он собрал у подножия своего трона в качестве личных жрецов и министров, называемых Брахмапурохитами, а рожденные позже составили его свиту и известны как Брахмакаики. Так он окружил себя ими, заполнив все небеса божественными иерархиями, и считая себя при этом их Господом и Создателем, поскольку ему неведомо было ни свое, ни их истинное происхождение. Со временем, благодаря ряду вторичных причин, некоторые из Брахм постепенно стали входить в цикл материального существования и перерождаться на поверхности новосозданной земли, сначала в качестве животных, а затем и человеческих существ.

    Приведенное выше толкование сотворения мира призвано объяснять также некоторые виды мистического опыта. В Тривидья Сутре говорится, что когда несколько молодых брахманов пришли к Будде и спросили его об описанном в Ведах мистическом переживании состояния Брахмана, переживании блаженном и в то же время полном блеска, Будда пояснил, что эти мистические переживания были обусловлены подавленными обычно воспоминаниями ведических мудрецов об их прошлом существовании в качестве Брахм на уровнях Брахмалоки.[40]

    Таким образом, с точки зрения буддизма, достижение состояния Брахмы – это не окончательная цель. Это не Нирвана. Это всего лишь еще один тип обусловленного существования в пределах Сансары, даже если мы назовем его «космическим сознанием». В самом деле, тибетские учителя нигде не говорят, что «единственно реален Единый Космический Ум», как уверял нас Эванс-Венц. Это не означает, однако, что буддистским учителям неизвестны надличные или коллективные состояния сознания. Будда Шакьямуни был хорошо знаком с переживанием космического сознания, временного погружения индивидуального сознания во всеобщность природы или бесконечность пространства. Он упоминал о таких переживаниях в Брахмаджала Сутре, Тривидья Сутре и других местах; но, в отличие от некоторых современных трансперсональных психологов, он нигде не говорит, что они выступают конечной целью человеческой эволюции. Дхармакайя – не космическое сознание, равно как и не Брахман.[41] На самом деле Будда особо предостерегал от стремления переродиться среди богов-долгожителей, пребывающих в состоянии космического сознания, состоянии все еще обусловленном, сансарическом.

    У самого Шакьямуни был непосредственный опыт переживания этих надличных и мистических состояний сознания, которые он не признал в качестве конечной цели. Когда Шакьямуни отправился на поиски просветления, он нашел двух наставников, которые жили в лесу на севере Индии, и стал их учеником. У первого из них, Арады Камалы, он научился медитировать путем сосредоточения внимания на объекте медитации. Посредством этого он достиг состояния сосредоточения, известного как самадхи. В самадхи различают четыре уровня сосредоточения, называемых дхьянами. Опыт первой дхьяны включает в себя пять составляющих, а именно, прикладное мышление, аналитическое мышление, восторг, приятное чувство и однонаправленность ума. На уровне второй дхьяны все интеллектуальные процессы мышления и анализа подавляются, и остается лишь переживание восторга, приятное чувство и однонаправленность ума. С достижением третьей дхьяны восторг – чувство радостной экзальтации – устраняется, так что остается приятная уравновешенность, внимательность и ясность. И наконец, в четвертой дхьяне все связанное с приятным чувством устраняется, и остается лишь однонаправленность сосредоточения. При этом медитирующий сохраняет полную невозмутимость и внимательность, достигнув состояния спокойного ума. Но возвратившись после исследования этих состояний сознания к обычному повседневному опыту, Шакьямуни разочаровался в них, полагая, что должно быть нечто более высокое.[42]

    Поэтому он подался ко второму наставнику, Удраке Рамапутре, который научил молодого Бодхисаттву медитировать, сосредотачивая внимание не на конкретном объекте, а на пустом пространстве. Медитируя таким образом, он достиг состояния сосредоточения, известного как нирвикальпа самадхи. В нем, как и в предыдущем, различают четыре уровня сосредоточения, известные как самапатти или «достижения». Когда человек во время медитации проникает за пределы восприятия конкретных форм и отвлекает внимание от сознавания многообразия, он соединяется с безграничным пространством, достигая состояния бесконечного пространства и пребывая в нем. Это первое самапатти. Затем он проникает за пределы безграничного пространства и соединяется с безграничным сознанием, достигая состояния бесконечного сознания и пребывая в нем. Таково формальное определение второго самапатти. Эти два состояния, – состояние единения с бесконечным пространством и состояние единения с бесконечным сознанием, – и составляют то, что западные писатели понимают под «космическим сознанием». Последние два достижения известны как состояние сознания, в котором ничего нет, и состояние, в котором нет ни восприятия, ни не-восприятия.[43] Эти два заключительных состояния «космического сознания», так сказать, ошибочно трактуются как угасание. Некоторые полагают их Нирваной, которая достигается Архатом. Но в действительности все эти самапатти представляют собой обусловленные состояния сознания, и когда их кармические причины исчерпываются, человек вновь возвращается в явленный мир и начинает сознавать восприятия. Как и в предыдущем случае, возвратившись к обычному повседневному опыту после исследования этих состояний сознания, Шакьямуни разочаровался в них и спросил своего наставника: «Это все, чему ты можешь меня научить? Не мог бы ты наставить меня на путь, который ведет за пределы болезней, старости и смерти?». Наставник ответил отрицательно.

    Рождение, болезни, старость и смерть суть четыре великих страдания, свойственных человеческому существованию, осознание которых побудило молодого принца Сиддхартху отправиться на поиски освобождения и просветления. Не удовлетворившись наставлениями Арады Камалы и Удраки Римапутры, он удалился в лесную чащу и занялся аскетической практикой. По прошествии шести лет он отказался от умерщвления плоти как средства достижения освобождения, нарушил пост и принял пищу от девочки из местной деревни. Затем он перешел через реку Ниранджану и оказался неподалеку от селения Бодх Гайя в состоянии, близком к просветлению. Сев под деревом Бодхи, он дал обет, что не сдвинется с этого места, пока не достигнет просветления. Войдя в состояние отвлеченного сосредоточения, он за одну ночь постиг взаимозависимость и пустоту всего сущего. А с первыми лучами солнца вошел в состояние просветления и стал полностью проявленным Буддой. Исчерпав и полностью уничтожив все, что загрязняло поток его ума, – чувственные желания, веру в существование, ложные воззрения и неведение, – он вышел за пределы обусловленного существования и цикла перерождения, называемого Сансарой. Так описывается просветление Будды в Сутрах.

    Мы должны проводить четкое различие между Нирваной, необусловленным существованием, и обусловленной кармическими причинами Самсарой, в том числе различными состояниями сознания, космическим и другими. Если кому-то, в отличие от Будды, «Пробужденного», придется умереть в одном из этих отвлеченных медитативных состояний, дхьяне или самапатти, он переродится в состоянии существования, соответствующем этому состоянию медитации. Согласно Абхидхарме, к Рупадхату относятся семнадцать ментальных планов, населенных семнадцатью классами богов. Первой дхьяне соответствуют ментальные планы Брахмакаика, Брахмапурохита и Махабрахма. Эти три плана составляют Брахмалоку, о которой говорилось выше. Второй дхьяне соответствуют ментальные планы Париттабха, Апраманибха и Абхасвара. Третьей дхьяне соответствуют метальные планы Паритташубха, Апраманашубха и Шубхакритсна. И четвертой дхьяне соответствуют восемь высших космических планов – Анабхрака, Пуньяпрасава, Брихатпхала, Авриха, Атапа, Судриша, Сударшана и Аканистха. В целом эти высшие уровни существования называются Шуддхаваса, «чистыми обителями», и населены Богами Чистых Обителей. Последний из них, Аканистха (‘og-min), известен как наивысший уровень существования. За его пределами лежит Махааканистха, – уровень существования на котором проявляется Самбхогакайя Будды.

    Кроме того, существуют четыре бесформенные состояния сознания «космического» толка, которые не имеют определенного расположения в пространстве. Первому бесформенному достижению или самапатти соответствует состояние бесконечного пространства; второму самапатти соответствует состояние бесконечного сознания; третьему – состояние сознания, в котором ничего нет; и четвертому – состояние ни восприятия, ни не-восприятия. Хотя эти возвышенные состояния, как было сказано, связаны с переживанием космического сознания, они, тем не менее, представляют собой обусловленные состояния бытия.

    В зависимости от своей кармы, которая может быть благотворной, неблаготворной или неопределенной, чувствующее существо в конце жизни неизбежно рождается вновь где-то в одном из этих трех миров, в каком-то из измерений существования Мира Желания, Мира Формы или Мира Без Формы. А когда накопленная карма, которая привела к его рождению в данном измерении существования, исчерпывается, оно рождается в каком-то другом месте. Шакьямуни, в результате обретенного им личного опыта и практики, пришел к пониманию, что все без исключения состояния сознания, включая дхьяны и самапатти, сколь бы утонченными, возвышенными или «космическими» они ни были, представляют собой не более чем разные формы обусловленного существования. И, будучи обусловлены какими-то причинами, эти состояния не постоянны и не вечны. Сколь бы блаженным и счастливым не было их достижение, они достигаются не навсегда и не служат освобождением от Сансары. Поскольку все обусловленные состояния не постоянны, даже достижение космического сознания не означает спасения или избавления от Сансары. Этот путь не ведет за пределы рождения и смерти. Думать иначе – все равно что путать отражение и зеркало.

    Джон Рейнольдс: ДЗОГЧЕН в представлении У.И.Эванс-Венца и К.Г.Юнга
    Можно ещё добавить, что между некоторыми из дэвов и другим классом существ, именуемых асурами, согласно буддийской мифологии, идёт непрерывная борьба, которая в человечестве проецируется как нескончаемая "война бобра с ослом".
     
  2. AAA1111

    AAA1111 Новичок

    Сообщения:
    32
    Симпатии:
    3
    А каково происхождение и будущее Сансары? Она что, вечна?
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.920
    Симпатии:
    1.805
    Маджхима Никая 63
    Иными словами, он призывал не заморачиваться такими вопросами.
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.920
    Симпатии:
    1.805
    Оттуда же.
     
  5. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.715
    Симпатии:
    6.371
    В махаяне целом преобладает мнение о безначальности сансары. И в силу этого она имеет конец.
    Потому что если сансара имела начало, то ничего не гарантирует, что закончившись, она не начнётся снова (как в индуизме).
     
  6. AAA1111

    AAA1111 Новичок

    Сообщения:
    32
    Симпатии:
    3
    Проблема в том, что если она не имеет начало, то это уже само по себе означает, что она вечна в прошлое. Лично у меня не получается представить (даже чуть-чуть) что-то вечное в прошлое, но не вечное в будущее.
    Вечность в прошлое, у меня прочно ассоциируется вообще с вечностью (т.е. с вечностью в обе стороны). А вечность в обе стороны, ассоциируется с абсолютной цикличностью.

    А вот это как раз не обязательно. Может что-то и гарантирует когда-то. Например, если она не исчезнет, а просто преобразуется, трансформируется во всесовершенство-навсегда, то она уже не сможет начаться.
    Как минимум это не исключено, и выглядит правдоподобнее по-моему.
     
  7. AAA1111

    AAA1111 Новичок

    Сообщения:
    32
    Симпатии:
    3
    Дело в том, что человек все равно заморачивается. Человека интересует его будущее. Неизвестность пугает. Человеку нужен какой то обзор возможных вариантов развития событий в будущем. Причём охватывающий как можно более широкие горизонты времени. Т.е. люди хотят знать, им нужны ответы. И желание это у них никуда не денется, если просто сказать, не заморачивайтесь, не думайте об этом.
     
  8. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Понятия "начало" и "конец" вовсе не обязательно увязаны с временным континуумом.
    Можно попробовать увидеть сансару, протянутую не во времени, а в пространстве (сознания), как производное от. От чего? От реальности. Производное по какой причине? Неведения.

    Это и есть сансара. ) Чтобы выйти из неё, не нужно играть по её правилам, иначе вы только укрепитесь в концепциях, в иллюзиях.
    Когда-то однажды преподаватель эстетики задала вопрос на лекции: что выглядит более правдоподобно - правда или правдоподобие? Попробуйте ответить на него.
     
  9. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.715
    Симпатии:
    6.371
    Буддийская логика не аристотелевская, привычная нам, и выводы её звучат нередко парадоксально.
     
  10. AAA1111

    AAA1111 Новичок

    Сообщения:
    32
    Симпатии:
    3
    Что значит вести святую жизнь? Действовать целесообразно высшей цели, имеет смысл во всяком случае. Т.е. приложение усилий к поведению которое считается-чувствуется оптимальным, всегда имеет смысл, и разумеется возможно. Так оно остаётся во всех вариантах. Как минимум я не могу представить никаких условий, в которых это было бы не так.

    Тут, ещё надо упомянуть собственно про глобальные-цели.
    Например, из знаменитых целей:
    "Счастье для всех и навсегда." © Стругацкие

    Или моя цель:
    "Всесовершенство навсегда."
    (Можно ещё добавить, и дальнейшее вечное всеулучшение (всеусовершенствование).
    Но я пока обычно не добавляю, по многим причинам. Например, потому, что считаю, что после достижения этой цели дальше все и так само будет улучшаться. Да и само понятие цель, уже потеряет свой смысл во многом. Т.к. будет всем и так хорошо. Можно будет расслабиться и просто плавать по течению, не заботясь ни о каких глобальных-целях.)

    Так вот, отдельный случай, это действия после достижения такой высшей цели. Там да, уже другое скорее всего после этого начнётся. Т.е. никаких усилий, трудностей и т.п.

    И ещё, про вечность.
    Вечность, теоретически, бывает двух видов.
    Первая, это вечность в будущее, но не вечность в прошлое. Самый приятный вариант, с учётом того, что в таком случае возможно всесовершенство-навсегда.
    Вторая, это вечность не только в будущее, но и в прошлое. Если подумать, то сам собой напрашивается вариант цикличности такой вселенной, т.к. вечность в прошлое иначе, лично у меня представить не получается.

    Если мир не вечен, то это не значит, что оно сразу отменяет все страдания. Страдания и риск их получения остаются. Т.е. до тех пор пока мир не исчезнет, соответственно не исчезнут и его опасности. Разве кто-то начнёт спокойно относиться к ужасно разболевшемуся своему зубу, от того, что мир когда-то (может через триллионы лет) закончится? Ну закончится он через триллионы лет, и что? Страдающим до этого то, от этого легко не станет. Всё равно имеет смысл помогать полезным существам, например, облегающим людям (например, учёным, медикам, учителям, инженерам, праведникам, святым). И вообще имеет смысл облегчать страдания всем, особенно тем, кому хуже всех. Т.к. неизвестно каково будет будущее, до исчезновения мира. Вдруг мир справедлив настолько, что до исчезновения, какждый успеет побывать на месте каждого? И тогда, ты сам окажешься когда-то на месте тех, кому облегчил жизнь.

    Высококачественный обзор ответов на вопрос «Мир вечен» или «Мир не вечен,» тоже помогает уничтожать всё это здесь и сейчас. Я вообще, склонен считать, что огромное множество проблем, остаются нерешёнными только потому, что у многих людей слишком искажённое, и слишком узкое, а потому очень вредоносное мировоззрение. Поэтому решать эту проблему тоже важно.
     
    Последнее редактирование: 16 апр 2017
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.920
    Симпатии:
    1.805
    Имеется в виду жизнь в соответствии с учением Будды конкретно. )
    Дело в том, что достоверно ответить на эти вопросы не удастся. Поэтому получается, что остаётся лишь два варианта:

    1. Без конца заниматься перемалыванием этой темы. В результате не получится заниматься практикой.

    2. Принять какой-либо постулат на веру, без достаточных доказательств. Это будет означать, что как только кто-то будет оспаривать этот постулат, мы будем испытывать беспокойство. Любое цепляние за какие-либо концепции порождает страдание, а значит опять же противоречит учению Будды.
     
  12. AAA1111

    AAA1111 Новичок

    Сообщения:
    32
    Симпатии:
    3
    По-моему, возможность выйти из вечной сансары (со страданиями) куда-то ещё, во вне, Будда просто выдумал. Выдумал, как приятный выход, из неприятного тупика. Т.е. из страха перед неизбежностью (как ему казалось) возвращения к страданиям.
    Но, эта его выдумка выглядит не убедительно. Т.к. эти фантастические-игры с выходом (навсегда) из времени непонятно куда, ничего не решают по сути. Если сансара вечна, то она абсолютно циклична. А значит, когда-то она вернётся туда (по времени), где ты был ещё в ней. А значит, ты из нирваны исчезнешь вновь, и опять окажешься в сансаре.

    К тому же приятный выход есть, и он совсем другой. Например, такой, что не существует никакой Сансары. А существует Вселенная которая однажды возникла, и устроена так, что обречена на вечное улучшение в будущем.
    Но даже если Вселенная абсолютно циклична (кстати, не вижу никакой нужды называть её Сансарой), то есть надежда, что почти всю часть времени своего огромно продолжительного цикла, она всесовершенна. И что, даже в те периоды, в которые она не всесовершенна, в ней совершенно почти всё.
    Если немного попривыкнуть, то такой вариант тоже воспринимается не слишком страшным.

    Бывает по разному, но по мере повышения уровня развития существа, всё, что кажется ему правдоподобным, всё больше и больше становится ближе к правде, и всё чаще и чаще совпадает с ней.
     
  13. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.715
    Симпатии:
    6.371
    в частности уже общеиндийская логика наряду с ответами "да" и "нет" на мировоззренческий вопрос признаёт релевантными: "и да и нет", и "не да, не нет".
    буддийская же считает что даже ответ по данной формуле (чатушкотика, тетралема) в ряде случаев будет не адекватен истине.
    вопросы из числа тех, которые Будда оставлял без ответа из их числа.
     
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.920
    Симпатии:
    1.805
    Сансара это состояние ума.
     
  15. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Это вам Мара нашептал ) Он любит приятное. И неприятное тоже. )
     
  16. AAA1111

    AAA1111 Новичок

    Сообщения:
    32
    Симпатии:
    3
    Есть ещё третий вариант. Поступать, например, как учёные, инженеры и т.д. Они вполне себе занимаются успешно практикой, при этом успевают перемалывать и разные сложные научные темы. Зачастую возвращаясь к ним по кругу, и всё уточняя их, улучшая и улучшая. Результаты налицо.

    Да и я хоть и не учёный, не инженер, но давненько уже настолько достаточно решил для себя этот вопрос, что не занимаюсь перемалыванием этой темы для себя. И спокойно занимаюсь другими делами, практикой. А на эти темы думаю, только когда до остальных доношу эти идеи (мысли).
    А это ещё кто? :) Впервые слышу это имя.
    А ум где находится, и откуда взялся? И когда впервые?
     
  17. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Шутите? Мара (Википедия)
     
  18. AAA1111

    AAA1111 Новичок

    Сообщения:
    32
    Симпатии:
    3
    А-а-а, спасибо, теперь понятно. Не знал. Я ведь не буддист.
    Кстати, а он где находится, тоже в уме? А что такое ум?
     
  19. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Можно, наверно, аккуратно сказать, что это "устройство" по воспроизведению реальности. Посредством каналов восприятия, что наиболее очевидно, но там целая система (по буддизму).

    Но, видимо, вам стоило бы ознакомиться с буддийским учением самостоятельно чуть подробнее, прежде чем оспаривать его космологию, логику и пр. Мне кажется, вы пришли не столько с вопросами, сколько со своими ответами.
     
  20. AAA1111

    AAA1111 Новичок

    Сообщения:
    32
    Симпатии:
    3
    Вам не кажется, точнее, Вы почти угадали. Но и вопросы мне тоже очень важны. Т.к. в каждой из известных мне существующих религий всё так заморочено и запутано, что даже их многолетние адепты так и не могут в них разобраться толком. А просто ознакомиться, самостоятельно, ещё сложнее. Вот и спрашиваю.
     
  21. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Конечно. С вопросами вы по адресу, тут есть учителя. Им уступаю.

    Вы правы, войти в духовное учение, разобраться в нём - это долго и трудно. И для начала оно "потребует" вычистить всё накопленное.
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.920
    Симпатии:
    1.805
    Нужно понимать, что Будда был последовательным ... скажем так ... прагматиком в своём подходе. Теоретическими вопросами, не относящимися к практике, он не занимался, и ученикам не советовал.

    Ну если вам за это деньги платют, то это уже совсем другой коленкор... )
     
  23. list

    list Автор

    Сообщения:
    4.371
    Симпатии:
    1.355
    Раз уж этот диалог возник в этой ветке, размещу тут в его продолжение цитату на эту тему, которая ААА1111 и всем, кто задаётся подобными вопросами, может показаться небезыинтересной:

    (выделенное выделено автором)
    Статья полностью.
     
  24. AAA1111

    AAA1111 Новичок

    Сообщения:
    32
    Симпатии:
    3
    Там на картинке не "Мара" лежит случайно? :lol: Змеи какие-то сплошные. Я не склонен делать из змея козла отпущения, но всё же как-то настораживает такая избирательная милость к змеям на этой картинке.

    А по тексту цитаты и статьи в целом, выводы неприятные.
    Автор нарисовал какой-то ужасный мир, в котором какой-то могущественный самодур издевается над остальными.
    И типа ничего против этого сделать нельзя, кроме как ощутить себя этим неизменным самодуром, когда остальные продолжат корчиться от боли.
    И вообще, статья построена на сплошных острых противоречиях. Писать так, это почти тоже самое, что не писать ни о чём.
    Крупицы смысла приходится в таких текстах искать с лупой.

    И ещё, интересно, когда чел такой сидит типа в этой медитации, то боль он чувствует?
    Если его растормошить, вытащить на холод, или ещё что типа того сделать, то как он запоёт в таком случае?
    А ещё интересно как такие медитаторы умирают? Неужто безболезненно? Сомнительно. А больные зубы как лечат?
    А ведь пока кто-то медитирует, учёные тем временем уже эвтаназию изобрели и кесарево сечение во время родов.
    И анестезию для стоматологии, например. А ещё общий наркоз для медицинских операций.
    Вот это я понимаю вклад в борьбу против страданий.
    Любителям медитаций советую поразмыслить про успехи науки.
    И про то, как бы к ним приобщиться.

    Гаутаме не представилась возможность видеть всю мощь и эффективность науки в борьбе против страданий, поэтому его и занесло слишком в какие-то дебри.
    Но нынешние-то современники наши, не в дикие же времена живут. Достижения науки перед носом. Смотрите, сравнивайте и делайте выводы.
    Если бы Будда жил в наше время, то думаю он сделал бы больше выбор в сторону науки, и не стал бы слишком заморачиваться со всякими медитациями.

    Таково моё нынешнее мнение.
     
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.920
    Симпатии:
    1.805
    Мнение без достаточных знаний о предмете...
     

Поделиться этой страницей