Доколумбова Америка

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Ондатр, 16 дек 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    точнее говоря, шумеры раньше (в относительной хронологии) освоили письменность, металлургию, достигли более высокой степени политической интеграции, майя лидируют в количестве и размерах городов, монументальной архитектуре, астрономии.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Майя жили в неолитических селениях региона уже во 2-м тыс. до н.э. (ранний предклассический период)
    С 1000 г до н.э. появляются городки с общественными сооружениями (первыми пирамидами). Значительно влияние ольмеков.
    Важнейшим центром на этом этапе был Накбе (рассцвет 8-4 вв. до н.э.). Крупнейшее сооружение там имело 48 метров ввысоту.

    nakbe-1.jpg

    nakbe_estela.jpg Nakbe.jpg

    Этот период именуется средним предклассическим. Как можно видеть основные стилистические особенности искусства майя складываются уже в эту эпоху.

    В поздний предклассический период (4 в. до н.э.- 2 в. н.э.) крупнейшим центргом майя был Эль-Мирадор(Кануль) ( в 15 км. от Накбе, эти города соединяла мощёная дорога.
    В этот период складывается мезоамериканская календарная система ( 4 в. до н.э., возникает письменность (3 в. до н.э.), сам Эль-Мирадор может быть уже без сомненья назван настоящим городом (ко 2 в. до н.э.)
    Две крупнейшие пирамиды вознеслись на 55 и 72 метра. площадь города 20 кв. км.

    Mapa el Mirador.jpg
    str 34 dib T Rutledge .JPG rec_mirador1.jpg

    mirador NGS.jpg

    предклассическое искусство

    143302088.NDSXQn10.GuatemalaJan122182.jpg Kaminal Juyu1.jpg

    120110050340-guatemala-maya-frieze-mirador-horizontal-gallery.jpg

    codex, foto R Hansen.jpg b1382ed2a830f87592b347aede2064c8.jpg

    el_mir10.jpg

    kamijuy.jpg

    kjMirror.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 дек 2014
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Mirador Stela.jpg

    elm_fig1i.jpg

    Mirador codex pottery.jpg Princeton Vase yfr,t.jpg mirador artifacts.2.jpg mirador artifacts.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    В относительной хронологии период Накбе (4-8 до н.э.) имеет смысл сравнивать с Шумером периода Урук (35-31 вв. до н.э.)

    1350046_original шумер ранний.jpg

    урук 3400i_031.jpg

    3000 шумnakedman.jpg

    шумер урукс1296118601_stroitel_ura-ur-nammu.jpg урукскi_036.jpg урукс 3300 02m.jpg

    урукск1296118706_cilindricheskaya-pechat.jpg marble_lapislazuliLate-Uruk.jpg

    урук белый храмi_030.jpg

    А период Эль -Мирадор (4 в. до н.э.- 2 в.н.э.) с Шумером начиная с периода Джамдет-Наср (с 3000 до нэ)

    джемдет276160808.jpg джемдет наср 3000Sitting_bull_Louvre_AO7021.jpg джемдет нач 3 тыс0206719132.jpg джемдет нач 3 тысpDjj-MBmofo.jpg джемдетi_035.jpg джемдетimage058.jpg
    тоже складывается стиль вполне узнаваемый (на следующие пару тысяч лет) )
     
    La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    В классический период существовало несколько значительных региональных центров, между которыми велась борьба за гегемонию.
    Величайшим городом был Тикаль (Мутуль) (во время расцвета площадь 60 кв. км. население 100-200 000 человек)
    В 378 г. город (и царство) попало под власть Теотиуаканской империи (видимо, в качестве удела). В 5-сер 6 Тикаль был гегемоном и центром теотиуаканского влияния).

    Tikal_temple_jaguar.jpg

    tical.JPG

    4813тикаль.jpg

    тикаль.jpg
    последняя постройка в городе датируется 869 г.

    Вторым по величине был город Каламкуль (Чикнааб) - с 635 г. центр царства Кануль (существовало по крайней мере с 5 в.). Высшее могущество и гегемония царства приходится на 7 век. В городе площадью 30 кв. км. проживало ок. 50 000 человек. Последний памятник -909 г.

    Calakmul_-_Structure_I.jpg

    calakmul.jpg

    Calakmul95.jpg
     
    La Mecha и Glenn нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    город Копан
    существовал с нач.н.э. Династия царства Шукуул (из Караколя) правила здесь с 426 г., видимо, получив инвеституру в Теотиуакане. Расцвет - пер. пол 8 в., гегемон юга.
    площадь города 24 кв. км.
    заброшен внезапно в 822 г.

    copan_18.jpg

    копан1280px-CPN_SITE_PLAN_01.jpg

    копанреконстр1280px-CPN_Rosalila_01.jpg


    копан87314679.jpg

    IкопанMG_0166-vi.jpg



    Паленке (Лакам-Ха) - с кон. 5 в.столица царства Баакуль , максимальное могущество - кон. 7 в. (региональный гегемон). Последняя дата 799 г. площадь города - 15 кв. км.

    Palenque_Ruins_View.jpg




    palenque1-1024x688.jpg


    Palenque,_Mayan_ruins_-_panoramio.jpg _palenque-temple_of_the_Count.jpg 1280px-Palenque_en_la_cima.jpg

    паленке.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 дек 2014
    La Mecha нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    В целом период 2 вдо н.э. -9 в.н.э. майя можно сравнивать с шумерским 3-м тысячелетием до н.э. (5 в. будет соответствовать 24 до н.э.)

    крупнейшие города шумеров - Ур - ок. 65 000 человек, Лагаш ок. 50 000, Ниппур ок. 30 000


    Ур
    ур.jpg

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Постклассический период начинается с 900 г. Большинство старых городов заброшено. С северо-запада в Юкатан начинается переселение варваров -путунов (собственно, это тоже майя, но более отсталые).
    В кон. 10 в. Юкатан был покорён империей тольтеков, а родственные тольтекам племена пипилей заняли южные районы с центром в современном Сальвадоре.
    В целом система городов-государств сохранилась. Значение религии падает, зато растёт влияние воинов и торговцев. Получает распротранение медная металлургия.

    Первый период (до кон. 12 в.) связан с гегемонией тольтеков со столицей в Чичен-Ице.
    Город населяло примерно 25 000 человек. Архитектурный стиль считается тольтекским. Тольтеки принесли своих богов во главе с Пернатым Змеем (т.е.драконом).

    чиченlarge.jpg

    чиченPicsDesktop.net_118.jpg

    чиченagua00.jpg (священный колодец)

    чичен ран0_9b365_152cc30b_XXL.jpeg чичен  ран1372040343_2347856_ab5e670b.jpg
    (эта постройка возведена ещё до тольтеков)

    -Chichen-Itza-Chac-Mool-2010.jpg

    chichen-itza4 тол.jpg
    chichen-itza3 поле тол.jpg
    (площадка для игры в мяч)
    чичен толe-templo_de_los_guerreros.jpg

    Temple_of_the_Warriors_Chichen_Itza_01.JPG

    1280px-Chichen_Itza_2006_08_15.JPG



    003_chichen-itza_theredlist тол.jpg (обсерватория)
     
    Последнее редактирование: 28 дек 2014
    La Mecha нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    союзники тольтеков (из пришельцев) сели на престолы и других городах, образовавших под началом Чичен-Ицы лигу.
    В 1178 г. эти города восстали и свергли владычество тольтеков. После 1192 г. Чичен-Ица была заброшена.

    вторым по значению городом этой эпохи был Ушмаль (член Лиги)
    население его тоже оценивается в 25 000. постройки Ушмаля возведены в классическом маяйском стиле Пуук, и на этом основании датирутся 7-10 веками. (хотя вообще-то , согласно надписи, Ушмаль был основан последний раз в начале 11 в.)

    Uxmal-Panoramic.jpg

    -Uxmal-mexico.jpg uxmal1.jpg

    Uxmal_Pyramid_of_the_Magician.jpg ушмаль1506-preview6.jpg

    ушмальLa_Gran_Pyramide.jpg



    Labna_arco_W.jpg лабнаVid-na-glavnuyu-arku.jpg
    (это Лабна - сакральный центр в пригороде Ушмаля)

    Uxmal.JPG

    Uxmal_Casa_de_las_tortugas.jpg

    ушмаль0_64d05_d0fc6ae3_XXL.jpg

    ушмаль211446330.jpg

    Uxmal-Palacio-del-Gobernador.jpg ушмаль3460431486_86df4067e8_b.jpg ушмальm3_076.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 фев 2018
    La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Майяпан - последний из великих городов майя. Основан он был тольтеками. Входил в Лигу. Возглавил восстание проитв Чичен-Ицы и занял её место в качестве гегемона.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Хунак_Кеель

    правители многих городов майя должны были перехать в Майапан на постоянное жительство. всего в городе проживало ок. 20 000 человек.

    Диего де Ланда:

    "когда К'ук'улькан (основатель города - О.) удалился, сеньоры согласились для долговечности государства поручить верховную власть дому Кокомов, потому что он был наиболее древним или наиболее богатым или же потому, что им управлял тогда человек наиболее доблестный. Так как внутри стен были только храмы, дома сеньоров и великого жреца, они приказали построить вне ограды дома, где каждый из них мог иметь слуг и где жители их селений могли бы остановиться, приходя в город по делам. В этих домах каждый сеньор назначил своего майордома; он носил в качестве отличительного знака короткий и толстый жезл; называли его кальвак. Он ведал селениями и теми, кто ими управлял. Они извещались о том, что было необходимо в доме сеньора, как-то: птица, кукуруза, мёд, соль, рыба, дичь, одежда и другие вещи.Кальвак постоянно посещал дом сеньора, следил за тем, что было в нем нужно, и тотчас снабжал этим, потому что его дом был как бы конторой сеньора.
    Был обычай отыскивать в селениях калек и слепых, чтобы давать им необходимое.
    Сеньоры назначали правителей и, если были согласны, утверждали в тех же должностях их сыновей; они поручали им хорошо обращаться с простыми людьми, поддерживать мир в селении и заботиться о работах, которые бы обеспечили и их и сеньоров.
    Все сеньоры обязаны были уважать, посещать и увеселять Кокома, сопровождая его, торжественно принимая его и помогая ему во всех важных делах. Они жили в большом мире между собой и много развлекались, по обычаю, танцами, пиршествами и охотой.
    Жители Юкатана были настолько же внимательны к делам религии, как и управления. Они имели великого жреца, которого называли Ах К'ин Май или другим именем, Ахау Кан Май, что значит «жрец Май», или «великий жрец Май»; он был очень уважаем сеньорами; у него не было поместья с индейцами, но сверх приношений ему давали подарки сеньоры, и все жрецы селений платили ему подать. Ему наследовали в его достоинстве сыновья или наиболее близкие родичи. У него был ключ к их наукам, и ими они более всего занимались; они давали советы сеньорам и ответы на их вопросы. Дел, связанных с жертвоприношениями, он касался в редких случаях, только при наиболее значительных праздниках и при важнейших делах. Они назначали жрецов в селения, когда их не хватало, испытывая их в науках и церемониях, и поручали им дела их должности, обязывая их быть хорошим примером для народа, снабжали их книгами и отправляли. Эти жрецы заботились о службе в храмах, обучении своим наукам и писании книг о них.
    Они обучали сыновей других жрецов и младших сыновей сеньоров, которых им приводили для этого ещё детьми, если замечали, что они склонны к этому занятию.
    Науки, которым они обучали, были: счёт лет, месяцев и дней, праздники и церемонии, управление их святынями, несчастные дни и времена, их способы предсказания и их пророчества, события, лекарства против болезней, памятники древности, умение читать и писать буквами и знаками, которыми они писали, и фигурами, которые объясняли письмена. Они писали свои книги на большом листе, согнутом складками, который сжимали между двумя дощечками, сделанными очень красиво. Они писали с одной и с другой стороны столбцами, следуя порядку складок; эту бумагу они делали из корней одного дерева и покрывали её белым лаком, на котором можно хорошо писать. Некоторые знатные сеньоры знали эти науки из любознательности, и поэтому они были ещё более уважаемы, хотя не пользовались этим публично."

    В кон. 13 в. к власти пришла новая династия , опирающаяся на мексиканских наёмников (сородичей тольтеков).

    де Ланда:
    "Индейцы рассказывают, что с юга пришло в Юкатан много племён со своими сеньорами и, кажется, они пришли из Чиапаса, хотя индейцы не знают этого. Но автор предполагает это потому, что множество слов и спряжений глаголов одинаковы в Юкатане и Чиапасе, и потому, что в области Чиапаса много следов покинутых селений. Они говорят, что эти племена сорок лет блуждали в безлюдных местностях Юкатана, не имея там воды, кроме дождевой, и что в конце этого времени они пришли к горам, которые расположены почти напротив города Майяпана, в десяти лигах от него. Там они начали селиться и строить хорошие здания во многих местах. Жители Майяпана вступили с ними в тесную дружбу и радовались, что они возделывают землю, как и местные жители. Таким образом, люди Тутуль Шиу [19 - Столицей Тутуль Шиу был город Ушмаль, один из самых больших в Юкатане. Согласно хроникам майя, перед приходом в Юкатан Тутуль Шиу жили в стране Ноноваль (современный мексиканский штат Табаско). Гаспар Антонию Чи пишет в «Сообщениях из Юкатана»: «В некие времена вся эта страна была под властью одного сеньора, в то время когда царствовали сеньоры Чичен-Ицы, и продолжалось их господство более двухсот лет. Много времени спустя был основан город Майяпан, где неограниченно правил сеньор, которого звали Тутуль Шиу. От него происходят местные сеньоры города Мани королевской короны; он правил страной более уменьем и добром, чем войной, дал законы, установил церемонии и обряды, обучил буквам и упорядочил знать и рыцарство; дань же, которую ему давали, состояла только в подношении одной курицы каждый год, небольшого количества кукурузы во время жатвы и мёда. Во время испанского завоевания этих провинций было уже много сеньоров и касиков, потому что после разрушения Майяпана, древнего города, где упомянутый Тутуль Шиу был сеньором, не было постоянного мира в этих провинциях, но каждая провинция имела своего касика или сеньора, н такой её нашли завоеватели».] покорились законам Майяпана и породнились одни с другими, а Шиу, сеньор Тутуль Шиу, сделался самым почитаемым из всех [20 - Они имели законы против преступников и строго наказывали их; так, прелюбодея они отдавали оскорблённому мужу, чтобы он убил его, бросив ему в голову с высоты большой камень, или простил его, если хотел. Прелюбодейки не несли другого наказания, кроме бесчестия, что для них было очень тяжело. Того, кто насиловал девушку, они убивали, побивая камнями. Рассказывают один случай, когда сеньор Тутуль Шиу, имевший брата, который совершил это преступление, побил его камнями и затем забросал его большой кучей камней. Говорят, что прежде основания этого города у них был другой закон, который повелевал у прелюбодеев вырывать внутренности через пупок.].
    Эти племена жили настолько мирно, что не было никаких раздоров. Они не употребляли ни оружия, ни луков, даже для охоты, хотя тотчас сделались превосходными стрелками. Они употребляли только силки и ловушки, которыми ловили много дичи. У них было также особое искусство метать дротики с помощью деревяшки толщиной в два или три пальца, просверлённой около третьей части длины, и длиной в 6 пядей. С помощью её и нескольких верёвок они бросали сильно и точно.
    Правитель Коком стал домогаться богатств [21 - Многие комментаторы считают, что здесь идёт речь о знаменитом Хунак Кееле, завоевателе Чичен-Ицы (конец XII в.). В действительности Ланда скорее всего имеет в виду события после возвышения Майяпана в конце XIII в.], поэтому он договорился с людьми гарнизонов, которые короли Мексики имели в Табаско и Шикаланго, что сдаст им город, и таким образом привёл мексиканцев в Майяпан. Он угнетал бедных и многих обратил в рабство. Сеньоры убили бы его, если бы не страх перед мексиканцами. Сеньор Тутуль Шиу никогда не соглашался с этим угнетением. Находясь в таком положении, жители Юкатана научились у мексиканцев владеть оружием и стали мастерски пользоваться луком и стрелами, копьём и топориком, щитами и прочными панцирями из соли и хлопка, как и другим военным снаряжением. Они уже не восхищались мексиканцами и не боялись их, а, наоборот, стали мало считаться с ними. Так прошло несколько лет.
    Этот Коком первый начал обращать в рабство. Однако это зло вызвало применение оружия, которым они защищались, чтобы не стать всем рабами.
    Среди наследников дома Кокомов был один очень надменный подражатель Кокома; он вступил в новый союз с Табаско и привёл ещё больше мексиканцев в город.
    Он начал тиранствовать и обращать в рабство простой народ; поэтому сеньоры объединились с партией Тутуль Шиу, который был великим гражданином, как и его предки. Они решили убить Кокома и исполнили это, убив также всех его сыновей, кроме одного, отсутствовавшего. Они разграбили его дом и захватили его поместья, где у него были плантации какао и других плодовых деревьев, говоря, что они вознаграждают себя за то, что у них было ограблено. Между Кокомами, которые считали себя несправедливо свергнутыми, и Шиу продолжались такие раздоры, что, прожив в этом городе более 500 лет, они покинули и опустошили его, удалившись каждый в свою землю."


    Падение Майапана произошло в 1441 г.

    Mayapan_Panorama.JPG


    майяпан34369328.jpg

    майяпан635035501313581808.jpg



    Расцвет торговли, в которую была втянута вся аристократия, во времена Майяпана резко контрастирует с инксиким строем.
    Важнейший торговый порт майя - Тулум (осн. ок. 1200)

    tulum-messico1-e1513792776996.jpg

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 2 май 2019
    La Mecha нравится это.
  12. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ну, вообще!!!!!!!!!!!!!!ОКЕАН!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    :sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny::sunny:
    И даже де Ланде место отыскалось... в этой ветке.
    Muchas gracias.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Постклассический период майя 10-15 вв.находит аналогию в аморейским и касситском Междуречье (19-13 вв. до н.э.). Но всё же месопотамский кризис был не так глубок. Старинные города оставались на своих местах и Вавилон (а потом Дур-Куригалзу) размерами превосходили постклассические города.
    Ситуация же после гибели Майапана означала ещё более глубокий кризис и деградацию политической системы. Фактически, испанцы застали здесь ситуацию войны всех против всех. Приход европейцев вызвал стршную эпидемию. Потом была саранча.
    Но испанцев майя встретили не так как инки. Война за покорение майя растянулась на полтора столетия. Последнее государство - Таясаль - пало в 1697 г.
     
    La Mecha нравится это.
  14. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Из ВИКИ
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%E5%E3%EE_%E4%E5_%CB%E0%ED%E4%E0

    "Де Ланда известен как отличный знаток языка майя, нравов и обычаев этого народа. Исправил и дополнил грамматику юкатека, созданную Луисом де Вильяльпандо. Написал катехизис и сборник проповедей на языке майя. Архив Ланда бесследно исчез после изгнания монахов из Мериды в 1820 г.

    Важнейшим трудом Ланда считается «Сообщение о делах в Юкатане» (Relación de las cosas de Yucatán), написанное в Испании около 1566 г. Судя по содержанию текста, де Ланда работал над этим трудом не менее 15 лет, так как календарные знаки, приводимые им, относятся к 1553 г. Вернувшись в Мериду, де Ланда взял рукопись с собой. Вскоре с рукописи была снята копия и отправлена в Испанию. Полным текстом де Ланда пользовались историки XVII в.: Антонио де Эррера-и-Тордесильяс, Васкес де Эспиноса и Диeго Лопес де Когольюдо (1609—1670), автор «Истории Юкатана» и первый биограф де Ланда.
    Наследие де Ланда оценивается современной наукой очень высоко.

    Несмотря на ряд ошибок, его труд долгое время оставался единственным источником сведений по всем сторонам жизни народа майя и сыграл важную роль в подтверждении правильности расшифровки письменности майя Ю. В. Кнорозовым.

    "Бог дал индейцам не только указанные вещи с [приходом] нашей испанской нации, столь необходимые для службы человеку, что одни они стоят больше той платы, которую индейцы дают и будут давать испанцам, но индейцы получили [также] без оплаты то, чего нельзя ни купить, ни заработать, а именно правосудие и христианство и мир, в котором они уже живут, поэтому они обязаны гораздо более Испании и ее испанцам и главное тем очень католическим королям ее, которые с непрерывной заботой и столь по-христиански снабдили их и снабжают этими вещами, чем своим первым наставникам, дурным отцам, которые их породили в грехе и детьми гнева, тогда как христианство их возродило в милосердии и для радостной вечной жизни. Их первые наставники не сумели дать им порядок, чтобы они могли избежать стольких и таких ошибок, как те, в которых они жили. Правосудие избавляло их от этих ошибок посредством проповеди и должно их охранить от возвращения к ним, а если бы они возвратились, должно их избавить от них. По справедливости может Испания прославиться в Боге, ибо она избрана среди других наций для исправления стольких людей; поэтому они обязаны ей гораздо больше, чем своим наставникам или родителям, и, как говорит блаженный Григорий: не много будет пользы нам родиться, если не получим искупления от Христа. Также мы можем сказать с Ансельмом: пользы нам не принесет то, что мы были искуплены, если не получим плода искупления, то есть нашего спасения. И поэтому сильно ошибаются говорящие, что поскольку индейцы получили от испанцев обиды, притеснения и дурные примеры, то было бы лучше, если бы их не открыли. Притеснения и обиды были еще больше [до открытия], и они причиняли их постоянно друг другу, убивая, обращая в рабство и принося в жертву демонам. Если они получили или получают сейчас от некоторых дурные примеры, то король это исправил и исправляет каждый день своим правосудием и непрерывной проповедью и настойчивым противодействием монахов тем, кто дает или дал [дурные примеры]; тем более, что по учению Евангелия, соблазны и дурные примеры необходимы; и, таким образом, я полагаю, что они были среди этих людей, дабы они по ним научились, отделяя золото от грязи и зерно от соломы, почитать добродетель, как они и сделали, видя вместе с философом, что блистают добродетели среди пороков и праведники среди грешников, и тот, кто им дал дурной пример или соблазн, терпит сам ужасное бедствие, если не искупит их добром."
    (Сообщение о делах в Юкатане. Глава LI. Пер. Ю. В. Кнорозова)
     
  15. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    http://www.j100.ru/view/fakty_o_drevnikh_gorodakh_kotorye_okazalis_na_dne_okeana_45_foto

    Самабах, потерянный город майя на дне озера Атитлан, найденный Роберто Самайоа Асмусом в 1996-м году, Гватемала
    [​IMG]
    Озеро Атитлан является важнейшим духовным и оздоровительным центром Гватемалы на протяжении двух тысяч лет. Первые поселения на его берегах появились в 300-м году до н. э. С 200-го года до н. э. по 200-й год н. э. здесь стоял храм, в настоящее время скрыт
    [​IMG]
    Самабах ушёл под воду около 1700 лет назад, когда уровень воды в озере внезапно вырос на 20 метров.

    Археологи думают, что причиной тому могло быть извержение вулкана на дне озера, заблокировавшее естественные оттоки для воды.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    к вопросу об обидах:

    Диего де Ланда

    "Индейцы тяжело переносили ярмо рабства. Но испанцы держали разделёнными их поселения, находившиеся в стране. Однако не было недостатка в индейцах, восстававших против них, на что они отвечали очень жестокими карами, которые вызвали уменьшение населения. Они сожгли живыми несколько знатных лиц в провинции Купуль, других повесили. Были получены сведения о волнении жителей Иобаина, селения Челей. Испанцы схватили знатных лиц, заперли в одном доме в оковах и подожгли дом. Их сожгли живыми, с наибольшей в мире бесчеловечностью. И говорит это Диэго де Ланда, что он видел большое дерево около селения, на ветвях которого капитан повесил многих индейских женщин, а на их ногах повесил их собственных детей. В том же селении и в другом, которое называют Верей, в двух лигах оттуда, они повесили двух индианок, одну девушку и другую, недавно вышедшую замуж, не за какую-либо вину, но потому, что они были очень красивыми, и опасались волнений из-за них в испанском лагере, и чтобы индейцы думали, что испанцам безразличны женщины. Об этих двух женщинах сохранилась живая память среди индейцев и испанцев, по причине их большой красоты и жестокости, с которой их убили.
    Индейцы провинций Кочвах и Чектемаль возмутились, и испанцы их усмирили таким образом, что две провинции, бывшие наиболее населёнными и наполненными людьми, остались наиболее жалкими во всей стране. Там совершали неслыханные жестокости, отрубая носы, кисти, руки и ноги, груди у женщин, бросая их в глубокие лагуны с привязанными к ногам тыквами, нанося удары шпагой детям, которые не шли так же быстро, как их матери. Если те, которых вели на шейной цепи, ослабевали и не шли, как другие, им отрубали голову посреди других, чтобы не задерживаться, развязывая их. Они вели большое количество пленных мужчин и женщин для обслуживания, обращаясь с ними подобным образом.
    Утверждают, что дон Франсиско де Монтехо не совершал ни одной из этих жестокостей и не присутствовал при них. Напротив, он их считал очень дурными, хотя не мог больше ничего сделать.
    Испанцы оправдываются, говоря, что их было мало и они не смогли бы подчинить столько людей, если бы не внушили страх ужасными карами. Они приводят примеры из истории и приход евреев в землю обетованную с большими жестокостями по повелению Божию. С другой стороны, индейцы имели основание защищать свою свободу и доверять мужественным капитанам, которые были среди них, надеясь таким образом освободиться от испанцев.
    Рассказывают об одном испанском арбалетчике и индейском лучнике, которые, будучи оба очень искусными, старались убить друг друга, но не могли застать врасплох. Испанец притворился небрежным, опустившись на колено, и индеец пустил ему стрелу в руку, которая пронзила плечо и отделила одну кость от другой. В то же время испанец спустил арбалет и пронзил грудь индейца. Тот, чувствуя себя смертельно раненным, чтобы не сказали, что его убил испанец, отрезал лиану, похожую на иву, но более длинную, и повесился на виду у всех. Есть много примеров подобного мужества." ...

    "Аделантадо и королевские судьи всегда назначали фискалов для братьев, чтобы удерживать индейцев в христианстве и наказывать тех, кто возвращался к прежней жизни. Сеньоры вначале неохотно отдавали своих детей, полагая, что их хотят обратить в рабство, как это делали испанцы. По этой причине многие давали детей рабов вместо своих сыновей. Но, поняв в чем дело, они стали давать охотно. Таким образом юноши сделали такие успехи в школах, а остальные люди в христианском учении, что это было дело, достойное удивления.
    Монахи научились читать и писать на языке индейцев и составили такую грамматику, которая изучалась как латинская. Оказалось, что они не употребляют шесть наших букв, а именно: D, F, G, Q, R, S, в которых не было никакой надобности. Но они принуждены были удваивать и добавлять другие, чтобы различать разные значения некоторых слов, ибо па означает «открывать», а ппа (сильно сжимая губы) означает «разбивать»; тан – «известь» или «пепел», а тан, произносимое с силой между языком и верхними зубами, означает «слово» или «говорить», и так же в других словах. Так как на этот предмет у них были различные дополнительные знаки, не было необходимости изобретать новые фигуры букв, но достаточно было использовать латинские как общие для всех.
    Дано было также распоряжение, чтобы они оставили свои обиталища в лесах и собирались, как прежде, в хороших селениях. После этого их было легче просвещать, и монахи не испытывали таких, как ранее, затруднений. Для содержания их они давали милостыню на пасхальные и другие праздники и давали милостыню на церкви через двух старых индейцев, назначенных для этого. Вместе с тем они давали необходимое братьям, когда те ходили их посещать, а также приготовляли украшения для церквей.
    Хотя эти люди были просвещены в религии, а юноши преуспели в учении, как мы говорили, они были совращены снова жрецами, которых имели в своём идолопоклонстве, и сеньорами и возвратились к почитанию идолов и жертвоприношениям не только курениями, но и человеческой кровью.
    Вследствие этого братья сделали расследование, попросили помощи у главного алькальда и схватили многих. Их подвергли суду, и было устроено аутодафе [31 - Расследование, предпринятое Ланда, велось с помощью пыток. По официальным данным, пыткам было подвергнуто 4549 человек, мужчин и женщин, не считая подвергнутых телесным наказаниям, из которых 157 вскоре умерли. По сообщению иезуита Доминго Родрнгеса, юкатанские миссионеры уничтожили 5000 различных идолов, 13 каменных алтарей, 22 маленьких камня с изображениями, 27 рукописей майя на оленьей коже и 197 сосудов с рисунками. Исследователи полагают, что это список предметов, уничтоженных Ланда на аутодафе.], на котором многие попали на эшафот и были одеты в позорные колпаки, острижены и подвергнуты бичеванию, а другие одеты в сан-бенито на определённое время. Некоторые от огорченья повесились, обманутые демоном, но в общем все проявили много раскаяния и желания стать добрыми христианами."
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    В религии майя (по крайней мере со времён тольтеков) был "синий" компонент

    Де Ланда:

    "Крещения нет ни в какой части Индий, кроме Юкатана, где оно существует под названием, которое означает «родиться снова или второй раз». Это то же самое, что в латинском языке «renascor», ибо в языке Юкатана сихил значит «родиться снова или другой раз» и употребляется это слово только в глагольном сочетании; так, капут сихил значит «родиться снова». Мы не могли узнать о его происхождении, кроме того, что это обычай, который всегда существовал. Они к нему испытывали столько благоговения, что никто не забывал получить крещение, и такое уважение, что имевшие грехи или склонные совершить их исповедовались в них особо жрецу при получении его. Они настолько верили в крещение, что не повторяли его ни в каком случае. Они полагали, что через него получают предрасположение быть добрыми в своих обычаях и не быть совращёнными демонами в мирских делах. Посредством этого и хорошей жизни они надеялись достигнуть блаженства, в котором, как и в блаженстве Мухаммеда, они пользовались бы пищей и напитками." ..."
    Юкатанцы, конечно, знали, когда они поступали дурно, и так как они верили, что дурные поступки и грехи причиняют им смерть, болезни и страдания, у них был обычай исповедоваться, существовавший у них ещё до христианизации. Таким образом, когда из-за болезни или по другому случаю они были в опасности умереть, они исповедовались в своих грехах, а если были небрежны, то им напоминали ближайшие родственники или друзья. Тогда они публично рассказывали свои грехи; если там был жрец, – то ему, без него – отцам и матерям, жены – мужьям, а мужья – жёнам.
    Грехи, в которых они обычно каялись, были: кража, человекоубийство, плотский грех и лжесвидетельство. После этого они считали себя в безопасности, и часто, если избегали опасности, были раздоры между мужем и женой из-за несчастий, которые с ними случались, и с теми, которые их причинили.
    Они исповедовались в своих слабостях, кроме тех, которые они совершили со своими рабынями, так как они говорили, что законно употреблять свои вещи по желанию. Грех помышлением не исповедовали, хотя считали дурным; в своих советах и проповедях они советовали избегать его.
    Посты, которые они главным образом соблюдали, были: воздержание от соли в тушёном мясе и от перца, что им тяжело, и они воздерживались от женщин перед всеми своими праздниками.
    Овдовевшие не вступали в брак один год, чтобы не знать мужчины или женщины в это время, и тех, которые этого не соблюдали, считали нескромными и полагали, что с ними случится что-либо дурное. Во время некоторых постов при их праздниках они не ели мяса и воздерживались от женщин. Получение должности на праздниках всегда было связано с постами, равно как и должности общины. Некоторые посты столь долгие, что продолжались до трех лет, и нарушить все эти посты было большим грехом."

    скачать книгу Сообщение о делах в Юкатане
     
  18. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Синее общество каменного века. Это ж просто праздник какой-то.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    ну, с 10 века уже медно-каменного )
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    искусство

    aeb2cb80f48c4737d5d4d9667d75435c.jpg

    344.jpg

    7595Q.jpg

    7595G.jpg 7595L.jpg

    bonampak-4.jpg

    b467fa4e634d7b4c79a1817850235eb0.jpg maya1206c.jpg

    [​IMG] 355696_html_m41d85dbb.jpg pub_0091.jpg 640px-Jaguar_vase.jpg
    6628.jpg
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    майя. керамика.

    7-8в.jpg 7-8вв416a9a8b6b8a07e7636904038a358d21.jpg 4f48842dd4286   900г.jpg 4f48842e040e3    200г.jpg


    400-700.jpg 600-90г0d81661ab7eeafb0a89f3bdb2825d6605.jpg 600-900ee106a8c3bcb3643f55b21d53a5ccee9.jpg 600-1200.jpg

    600-900 петен.jpg 1821.jpg



    b48cf0ea6eabaccc746e9228db983085.jpg
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700

Поделиться этой страницей