1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    Китай, большие циклы:

    1.чжоусский 11-8 вв. до н.э.
    2.кон. 8-3 вв. до н.э.
    3.циньско-ханьский кон. 3 в до н.э. - кон 2 в. н.э.
    4.3-6 вв.
    5.суйско-танский кон 6- нач. 10 вв.
    6.10-13 вв.
    7.юаньско-минский кон. 13- нач. 17 вв.
    8.17-20 вв.
    каждый цикл включает 2-3 династических кризиса.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    пики падения популяции приходятся на конец 4 и 14 вв.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    В Китае кризис напротив наступает в результате "приватизации" - перехода части государственного контроля в частные руки или использование его в частных интересах.
    В условиях кризиса частный контроль не перерастает в новое качество, как в Европе (например в "классический" феодализм), а напротив способствует нарастанию хаоса, продолжающегося вплоть до восстановления исходного баланса.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    путь Европы - путь совершенствования общественных институтов, путь Китая - совершенствования бюрократии.
    И для той и для другой системы аномалией и кризисным явлением явлется деспотизм. В Европе деспотизм предотвращается ограничением власти через обычаи и законы, в Китае через моральный контроль, вплоть до права на свержение неправедной власти (смена небесного мандата).
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    А таперь я открою вам великую тайну российской общественно-политической системы 8-). И в Китае, и Японии и в Западной Европе (начиная по крайней мере с 15 в.) ограничение полномочий или реальных права власти сязано с культурой внутреннего контроля (самоконтроля и самоцензуры) .
    В России этой культуры практически нет ). Т.е. внешний контроль (царя и общины/мира) заменяет собой самоограничение в поведении. Поэтому, с традиционно российской точки зрения, внешняя власть должна быть неограничена, но поскольку руки её всё равно везде не дойдут, то человек сможет жить и изгалятся по "своей глупой воле" .
    Как только в России появляется страта с собственными кодексами (внутренним контролем) - дворянство, интеллигенция, как оно сразу входит в конфронтацию с властью или народом (или с обоими сразу ) )
     
    plot нравится это.
  6. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.970
    Симпатии:
    1.857
    Но почему так произошло? Почему в Китае и в Европе культура самоконтроля выработалась, а у нас - нет?
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    Марку один его друг дал универсальный ответ: слишком много у нас благодати :)
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    В Европе и Китае были идеологии, которые стремились дойти до каждого: конфуцианство, протестантизм, даже позний католицизм (именно он вёл в позднее средневековье практику обязательной исповеди). И развитая цивилизация, обеспечивающая достаточно высокий уровень коммуникации.
    —— добавлено: 4 авг 2013 в 14:46 ——
    Но отсюда и знаменитая "широта натуры русского человека" ). Он не "дрессированный".
     
  10. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.970
    Симпатии:
    1.857
    Буддизм тоже. Один амидаизм чего стоит.
    —— добавлено: 4 авг 2013 в 14:56 ——
    То есть имеется в виду, что наша идеология традиционно не занималась регламентацией повседневной жизни, а лишь служила укреплению и установлению власти власть предержащих?
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    регламентацией то она занималась... ) Но только внешнего обрядового поведения. Здесь же речь идёт о другом .

    амидаизм здесь стоит не так много ). Поскольку легко может быть истолкован как моральный релятивизм: в пределе: "если даже хорошие люди спасуться, то что уж говорить о плохих?" :)
     
  12. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.970
    Симпатии:
    1.857
    Да, я это и имел в виду.
    Однако, в результате навык к духовной практике - какой-никакой - а также и непосредственное соприкосновение с соответствующими архетипами проник в самые широкие и тёмные массы.
    Для сравнения возьмём Умную молитву. Удивительным образом эта практика ЗАПРЕЩАЛАСЬ для мирян, якобы из соображения духовной безопасности. Практиковать её можно было только с особого соизволения, в стенах монастыря и проч.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    В России даже это преобрело не стандартные черты (исповедь стала обязательна (проверялось урядником), поскольку петровский закон обязал священников об услышанных на исповеди слове и деле государеве доносить).
    Если на Западе исповедь это анализ своих поступков с точки зрения их греховности, то здесь акцент был сделан на формальном покаянии (даже в том чего ты не совершал). (хорошо помню бабушкины рассказы)
     
  14. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.970
    Симпатии:
    1.857
    Видимо, дело в авторитарности. Ни в Европе, ни в Китае строй не был традиционно авторитарным, за редким исключением. У нас же авторитарность распространялась и на духовную и этическую жизнь, начиная с... ну тебе виднее с каких времён. Возможно это идёт со времён Владимира и вообще с тех пор как Русь окончательно утвердилась на этих землях и заботилась о том, чтобы те, на ком она утвердилась, не рыпались. То есть ещё с тех пор в России закрепился архетип власти-пришельца, сильного, грозного и если вдруг с умилением повезёт - внезапно местами справедливого. И православие-то было принято из чисто политических и властных соображений, судя по всему. Как инструмент управления и порабощения.
     
  15. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.970
    Симпатии:
    1.857
    Да-да, зачастую даже просто прочитывался список грехов или даже священник за человека их зачитывал. А это беспрекословное и иррациональное послушание, ставимое в духовную добродетель? Все эти "рабы божьи"...
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    ну это как-бы средство борьбы с эго )

    да нет ). авторитарность у нас резко возратает в постордынское время.
    китайские системы, они прямо скажем, не демократичны (самоуправление городов там сгинуло ещё во времена Хань). Но этика предполагает моральное противостояние неправедной власти.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    эталонный герой в Китае не пророк с обличениями, не юродивый и не воитель, а чиновник , который жертвуя карьерой и рискуя жизнью, подаёт доклад с жёсткой критикой политики, либо поведения, императора или временщика.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    причём, что интересно, не раз к такой критике прислушивались .
     
  19. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.970
    Симпатии:
    1.857
    Ну и исповедь тоже средство воспитания саморефлексии. Но будучи реализовано в формальном ключе послушание скорее воспитывает психологию покорного раба.
    А в Европе?
    А в Японии?
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    она авторитарны, но не деспотичны )
    Разница в том, что деспотизм основан на узаконеном произволе и обыденности террора.

    Эталонный герой это человек жертвующий собой во имя преданности и долга. Т.е."искренний человек". Гарантом преданности служит честь.
    В Западной Европе есть несколько вариантов героизма. Но в любом случае это человек сражающийся за свои убеждения и ценности.
     
  21. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.970
    Симпатии:
    1.857
    А у нас герой кто? Стенька Разин и юродивые?
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    герой-завоеватель, герой-любовник, герой-гражданин, герой-революционер...

    А у нас герой это живот положивший за родную земли и веру православную. Или в крайнем случае, за други своя.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    или "за народ"
     
  24. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.970
    Симпатии:
    1.857
    Тоже ведь вариант? Тоже ведь преданность и самоотверженность.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    В чём-то ближе к японскому . Тоже без хэппи-эндов )
    Стандартная героическая история в России такая: из-за чьего-то разгильдяйства или подлости, вся тяжесть ситуации ложится на небольшую группу людей, которой остаётся стоять насмерть . И они стоят....
     

Поделиться этой страницей