Ещё раз о серебряном веке

Тема в разделе "Искусство и литература", создана пользователем Ондатр, 4 мар 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Если говорить о культуре модерна в целом, то центрами были и Варшава, и Киев, и Рига. Империя всё-таки была ) И Москва Петербургу не уступала. Но везде была культурная иерархия , разрыв не только между тёмной массой и образованной прослойкой, но и между образованной и высокообразованной )
     
  2. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.994
    Симпатии:
    718
    Нельзя не признать.
    Но что из этого следует? И вообще хорошо это или плохо?
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    ну в основном то, что посты надо таки читать. все. )
     
  4. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.994
    Симпатии:
    718
    Согласен. Но это не так просто (((
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    но отдельные постройки в стиле модерна появляются до самой революции.
     
  6. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.994
    Симпатии:
    718
    Я своими ушами слышал непосредственно от Льва Николаевича Гумилева, что термин "Серебряный век русской поэзии" придумал он лично. Пришел к маме в начале 30-х. Она ему что-то сказала про Золотой век русской поэзии. А он ей ответил: а вы - Серебряный век! Маме очень понравилось и она спросила, можно ли ей использовать этот термин. Левушка говорит: Дай на "маленькую" и используй. Анна Андревна дала на "маленькую" и все были счастливы. (Слышал я не совсем непосредственно, а посредством телевизора в конце 80-х в прямом эфире).
     
    Последнее редактирование модератором: 16 мар 2015
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Было ещё минимум трое претендовавших на авторство ) Надо думать, идея носилась в воздухе.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    скульптура модерна в России похоже начинается с абрамцевских работ Врубеля (90-94)

    5131.jpg

    1894 г1024px-Vrubel_Demon_Ceramics.JPG
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    подведём итоги )

    в качестве первого (предварительного)периода можно назвать 1877-86 гг. это первые ростки нового в философии , живописи. архитектуре , связанные с религиозной философией и национал-романтизмом.
    по сравнению с лидерами можно зафиксировать запаздывание лет на 20.

    второй период (начальный) 1886-97, это рассцвет абрамцевского кружка, появление талашкинского, появление символизма в литературе, первые ростки модерна в архитектуре, скульптуре.музыке. определённый импрессионисткий поворот в реалистической живописи.

    третий 1898-1907. модерн постепенно становится мейнстримом, хотя далеко не абсолютно доминирует в художественном пространстве России). Главным центром (особенно до раскола 1903 г.) был журнал и группа Мир Искусства.

    1907-17, модерн продолжает лидировать, хотя появляются и становятся всё более заметными новые - ретроспективные и футуристические художественные тенденции.
    Публика только-только осваивается с художественным языком модерна.
    Это эпоха парижских балетных сезонов , появление нового поколения "младо-символистов" - голуборозовцев, акмеистов, нового Мира Искусства. Наиболее быстро модерн отступает в архитектуре, но в целом нео-классическое направление (в живописи, в моде, в скульптуре) не порывает с модерном. Всё более заметными становятся примитивизирующие тенденции.

    1917-27. полностью исчезает модерн в архитектуре и ДПИ, мастера других жанров один за другим эмигрируют или приспосабливаются к эстетическим запросам большевитских вождей (соц-реализм) .

    инерция, однако, оказывается ещё очень долгой
     
    Последнее редактирование: 22 мар 2016
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    Матвеев


    1280px-Matveev_Monument_tombstone_Borisov-Musatov_1910.jpg

    Matveev_Gardener.jpg

    Matveev_Nude_1916.jpg

    Matveev_Seated_Boy_1909.jpg

    Matveev_BorisovMusatov_1900.jpg Uspokoyenie_by_Matveev_(1905,_Tretyakov_gallery)_01_by_shakko.JPG [​IMG] (1927г)



    Андреев
    андреевattach.jpeg

    андреевtarasov.jpg

    [​IMG] (1932)

    Из оставшихся в России в той или иной степени переключились на соц. реализм Бродский (в той) , Грабарь и Юон (в иной) ), но они продолжали создавать картины и в духе импрессионизма. Рылов, Остроумова и Бялыницкий стиля особо не меняли.

    потом началось великое возвращение : в 23 г. вернулись А. Толстой и А.Белый (зачем-то) - в это время как раз все художники уезжали. в 36 вернулся Билибин, в 37 Куприн (писатель), в 39 Цветаева, в 45 Конёнков,в 51 Эрьзя.


    в 20-30-е начали резко сближаться со стилистикой серебряного века прежние модернисты из Бубнового Валета: Фальк, Рождественский, Куприн, Кончаловский, Осьмёркин.


    В эмиграции в духе серебряного века продолжали работать Рерих, Коровин, Сомов, Жуковский, Горбатов, Колесников, Фешин, Малявин, Рахманинов, Мережковский, высланные философы и т.д.

    Поколение это уходит в основном в 40-е, частью в 50-е гг. долгожители дожили до 60-х. (Пастернак, Ахматова, Бахтин, Серебрякова). Таким образом и выходит почти целый век ) Серебряный. )
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    О могиканах.

    В кислотной среде сталинского СССР иногда задачей было просто выжить и передать эстафету.
    Поэтому можно говорить о "посланцах" серебряного века, часто молчавших многие десятилетия.
    Среди них Пришвин (ум. 54 г.), оставив дневники.
    Даниил Андреев (ум. в 59 г.) - по умонастроениею и культуре несомненно человек серебряного века (переживший травму сталинизма).
    Жо 60-х когда появилась возможность передать эстафету напрямую дожили Лосев (ум. 1988), Шульгин (ум. 76 г.). Анастасия Цветаева (ум. в 93 г.). В эмиграции Святослав Рерих (ум 93 г.) (как и Андреев из поколения "сыновей").
    В 60-е гг. сереюряный век становится "мифологическим временем" - кладовой которую только -только начинают раскапывать (как, впрочем, и "бронзовый век" 8-) - эпоха футуризма). Тогда и выяснилось, что русская культура так и не смогла превзойти тот рубеж. Дальнейшие новации очень часто носили и носят характер "возращения к истокам" - это относится и к области идей и идеологий.
     
  12. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.994
    Симпатии:
    718
    Ну да, 60-е гг. как 14 век Возрождения. Джотто и Бокаччо. Т.е. ученическое отношение к серебряному веку. И преодоление "кислотной среды сталинского СССР". Где уж тут "превзойти тот рубеж"?
    А в Застой опять усилилась кислотность. И еще весь этот период (начиная с 60-х) имхо литературу сильно потеснил кинематограф.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.342
    Симпатии:
    9.933
    1882 храм Спаса Нерукотворного в Абрамцево
    1892 дом в усадьбе Поленово
    1896 собственный дом Шехтеля (на грани историзма)
    1897 дача в.к. Бориса Владимировича в Царском селе, усадьба Заключье архитектора Хренова в Тверской губернии (на грани историзма), доходный дом Барановского в СПб
    1898 дача Гаусвальд на Каменном острове, заметные элементы модерна в особняке Морозовой Шехтеля
    1899 особняк Листа в Москве (Кекушев), отделка в духе модерна доходного дома Барышникова спб,

    можно считать, что с 1899 процесс уже пошёл )
     
    Последнее редактирование: 13 июн 2018
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей