1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Попробую здесь постепенно развить эту тему.

    Цитаты ниже из А.Д.Кныш. "Мусульманский мистицизм". Вообще, везде где к цитате не приведён источник - это вот эта книга. Её я буду цитировать, вероятно, чаще всего.

    1. Предтечи суфизма и ранние суфии.

    1.1. Хасан аль-Басри

    Основные элементы мировоззрения и учения: смирение, нестяжание, отвержение мирских ценностей, личная ответственность за греховные деяния.

    Однако в целом, Хасан аль-Басри считается скорее предшественником суфиев, одним из видных мусульманских аскетов первых поколений Хиджры.
     
    Ондатр нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    1.2. Непосредственные последователи Хасана аль-Басри

    Люди это были весьма разношерстные по своему социальному происхождению и взглядам, но объединяло их неприятие мирских удовольствий, роскоши, лицемерия, стремление к постоянному покаянию и ужас перед людскими пороками. Все они так или иначе упражнялись в аскетизме - умерщвляли плоть, проводили ночные бдения, оплакивали собственные грехи. Самоуничижение и страх перед Богом находили внешнее выражение в постоянном оплакивании своей участи, из-за чего некоторых ранних аскетов стали называть "плакальщиками" (бакка'ун).

    В то время среди них зародилась концепция "дружбы с Богом" или близости к Нему (вилайа).

    В целом же это была весьма небольшая группа аскетов-индивидуалистов, если можно так выразиться. То есть это движение было далеко не характерно для тогдашнего мусульманского общества. С другой стороны, их деятельность пользовалась всемерным уважением. Многие из них в своих проповедях открыто цитировали слова Иисуса (Исы) и Тору. Фархад ас-Сабахи же вообще был изначально армянином-христианином и принял ислам уже в зрелом возрасте. Он, кстати, носил власяницу, шерстяную одежду, характерную для христианских монахов, и за это ему пеняли, т.е. этот обычай для тогдашнего мусульманского общества не был обычным. Ношение шерстяной одежды вообще зачастую осуждалось, поскольку в этом усматривалось подражание христианским аскетам и, кроме того, неуважение Пророку, поскольку тот предпочитал хлопок. Тем не менее, многие тогдашние "протосуфии" специально носили шерстяную одежду по разным причинам: во-первых, как знак своей связи с христианскими аскетами, во-вторых, как акт отвержения общественного мнения, в-третьих, как знак вовлечённости в аскетическую практику. Эта одежда была грубой, колючей, простой и имела непритязательный вид в сравнении с популярными тогда хлопком и льном (не говоря уж о шёлке).

    Первыми людьми, удостоившимися прозвания "суфий" были Абу Хашима (ум. 160/776 г.) и Абдака (вторая половина II/VIII в.) из города Куфа. Это прозвание тогда имело презрительную или насмешливую коннотацию и означало нечто вроде "шерстянщик".

    Так или иначе, для мусульман Ирака связь ношения шерстяной одежды с христианским монашеством, особенно несторианским, была тогда вполне очевидна. Из Куфы и Басры этот обычай и особый вид подвижничества, который он олицетворял, распространился в Сирии и Багдаде. В конечном счёте он положил начало суфийскому движению, которое стало набирать силу в III/IX веке.
     
    La Mecha нравится это.
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.742
    Симпатии:
    10.422
    Надо сказать, что и христианские монахи были изначально "кающимися".
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Да, сходство бросается в глаза.
    —— добавлено: 16 ноя 2013 в 20:21 ——
    Далее я вкратце расскажу о некоторых из прямых последователей Хасана аль-Басри и некоторых других их современников, чтобы дать представление о том, какого рода это были люди.
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    'Абд аль-Вахид б. Зайд

    *Дядя и учитель Джунайда.
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Небольшое отступление
    *О них - позже.
     
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.742
    Симпатии:
    10.422
    Скажи и про Василя ибн Ату - ученика Хасана, и основателя мутазилизма, течения непримиримо враждебного к суфизму.
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Да, среди учеников Хасана аль-Басри были в том числе и те, кто в последствии станет у истоков "строгого" суннитского ислама, и мусульманские рационалисты, в том числе Васил ибн Ата (ум. 748 г.). Он стал основателем мутазилизма, течения в исламе, прославившегося своей непримиримой позицией относительно суфизма. Но с Хасаном аль-Басри он разошёлся во взглядах и покинул его.
    Так или иначе, такая широта диапазона среди учеников Хасана аль-Басри, возможно, свидетельствует о том, что его учение ещё не было сколько-нибудь заметно эзотерическим.
     
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.742
    Симпатии:
    10.422
  10. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Давуд Тайи (из статьи Арнольда Комбринка)

     
    Последнее редактирование: 27 ноя 2014
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.742
    Симпатии:
    10.422
    Расказ особенно хорошо гармонирует с соседней веткой про Модерн 8-)
     
  12. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    :niasilil:
     
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.742
    Симпатии:
    10.422
    Интересно, что складывающаяся в 8 в. ситуация в исламе живо напоминает то, что тысячей лет раньше происходило в иудаизме. Суннитские правоведы - фарисеи, мутазилиты - саддукеи, суфии - ессеи...
     
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Ессеи были всё же некой более организованной силой? Суфии производят впечатление чего-то более стихийного и разношерстного. А так - да. Возможно, в этом есть некая закономерность. А в раннем христианстве было что-то такое? Первохристиане скорее видимо напоминали своего рода суфиев. Мистицизм, духовные лидеры, общины...
     
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.742
    Симпатии:
    10.422
    стали со временем. сначала были аскеты - назореи. А так ведь надо учитывать масштабы гигантского Халифата и крошечной Палестины. Раннее христианство скорее воспринималось как ещё один вариант ессеев.
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Ибрахим б. Адхам
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Абд Аллах б. Мубарак
     
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.742
    Симпатии:
    10.422
    ну вот отсюда , видимо и футтува.
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Или отсюда:
    Или из Пограничья.
     
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.742
    Симпатии:
    10.422
    так он и был из Пограничья.


    в боле поздние времена , кстати, тоже самое применимо к альморавидам (ранним салафитам), от суфизма весьма далёким.


    а хариджиты - зилоты )
     
  21. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    А ещё это напоминает разного рода тамплиеров. Видимо, в те времена такой род войск - "монахи-воины" - был заметно эффективен.
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Фудайл б. Ийад
     
  23. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Перечисленные представители раннего мусульманского аскетизма из числа последователей Хасана аль-Басри строго говоря вряд ли могут быть названы собственно суфиями или даже "прасуфиями", поскольку практикуемый ими вид благочестия был характерен позднее и для "народного суннизма" и других мусульманских движений.

    Поздние суфийские авторы отождествляли этих ранних аскетов с суфизмом, видимо, скорее для легитимизации суфийского движения. Впрочем, многие элементы их практики, видимо, были переняты позднее суфиями.

    Ниже мы рассмотрим некоторых последователей Хасана аль-Басри, которые уже определённо могут быть названы суфиями, поскольку несут все характерные черты представителей этого движения и во многом определяют его философию и практику.
     
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Надо сказать, что-то это мне сильно напоминает.
     
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.742
    Симпатии:
    10.422
    ну я же не зря поминал ранее тевтонский орден ). вообще идея крестовых походов (джихад) и духовного рыцарства явно прямое исламское влияние.

    салафизм :)
     

Поделиться этой страницей