1. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    поколением моложе.
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Тем не менее современники. Просто это всё-таки два направления, две тенденции, две школы. Хорасанская и Багдадская.
     
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    и с кем из предшественников эти двое были непосредственнос связаны?
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Учитель Джунайда - Сари Сакати, багдадец. У Баязида - Джафар Садык, иранец, судя по всему.
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Баязид был близким другом Шакика Балхи и Зун-Нуна Мисри. Баязид около 30 лет жил в Сирии. До них с Джунайдом мы ещё дойдём.
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    О Сари Сакати в статье Терри Грэма "Джунайд":
    Я хочу сказать, что Багдад был в то время тоже весьма значительным центром суфийского движения.
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В Сухравардийя и Кадирийя по крайней мере. Остальных пока не нашёл.
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Собственно Ибн Абд ал-Ваххаб был вдохновлён Ибн Таймийёй, который был суфием. Так что салафизм произрастает из суфизма, или во всяком случае, это ветви одного ствола, как ни странно.
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Нет, тарикатов, в цепи преемственности которых фигурировали бы Зун-Нун аль-Мисри, Дарани или Рабия аль-Адавия, я не нашёл. Это в принципе нормально, поскольку значительная часть суфийских святых, особенно ранних, не включена в силсилу какого-либо тариката. Кроме того, многие тарикаты до наших дней не дожили. И может быть есть какие-то малоизвестные ветки, включающие этих святых в свои силсилы.
     
  10. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Довольно интересное свидетельство от ал-Макдиси (13-й век) - из книги "Суфийские ордены в исламе" Тримингэма:
     
    La Mecha нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да, Тримингэм пишет, что Зун-Нун аль-Мисри отсутствует в иснадах, хотя его постоянно все цитируют. Аль-Халладж, кстати, тоже.
     
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    А как насчёт присутствия в силсилах Джунайда и Баязида?
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Много. И тот и другой.
     
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Нельзя не упомянуть багдадского религиозного психолога, богослова и проповедника ал-Хариса ал-Мухасиби. Считается основателем суфийской психологии. Огромное влияние на него оказало учение Зун-Нуна аль-Мисри. Упор ал-Мухасиби делал на необходимости тщательного самонаблюдения и самоанализа (слово "мухасиби" означает, собственно, человека, занимающегося самоанализом), а также умеренности. Был одним из учителей Джунайда ал-Багдади (по крайней мере, тот многое перенял из его учения и использовал по сути разработанный ал-Мухасиби дискурс). Вообще говоря, ал-Мухасиби был не столько мистиком, сколько именно религиозным психологом и богословом. К суфийским кругам он себя не относил, как и, скажем, Дарани.
    —— добавлено: 22 ноя 2013 в 10:11 ——

    2. Суфийский "классицизм".

    Слово "классицизм" я использую условно, конечно. Во всяком случае, описываемый ниже период включает жизнь и деятельность персон, которые признаны классиками суфизма. В течение этого периода суфизм приобретает свои привычные нам формы.
     
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В конце IX-го - Х-м веках в суфизме сформировались две школы, два направления, которые традиционно называются "школой трезвости" или багдадская школа и "школой опьянения" или хорасанская школа. Это разделение не было принципиальным, т.е. представители этих школ свободно общались и обучались друг у друга, ведя скорее уважительную и ни в коей мере не ожесточённую полемику. Представителем и основателем первой школы были Сари ас-Сакати и его ученик Джунайд ал-Багдади, а во второе течение можно включить Абу-Йазида ал-Бистами, Мансура ал-Халладжа (который был учеником Джунайда, или вернее - Джунайд был одним из его учителей), и Абу Бакра Шибли (тоже ученик Джунайда).

    2.1. Багдадская школа

    Сари ас-Сакати
     
    Последнее редактирование: 27 ноя 2014
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Джунайд ал-Багдади
    Подробнее о Джунайде можно прочесть в статье Т.Грэма.

    Ещё о Джунайде из книги А.Шиммель "Мир исламского мистицизма":
     
    Последнее редактирование: 27 ноя 2014
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    встретил вот такое утверждение:
    "Третьей известной средневековой школой тасаввуфа была Сирийская школа, в которой практиковались усиленные ночные богослужения в состоянии голода. По этой причине эту школу называли «Джуиййа ва Ахль аль-Лейл». Наиболее известным суфием этой школы был Абу Сулейман ад-Дарани (ум. в 215/830) и его ученики Ахмад ибн аль-Хавари и Ахмад ибн Асим аль-Антаки.
    Согласно Дарани, возвышенное духовное состояние и удовольствие от богослужения по ночам гораздо лучше любого другого чувственного удовольствия. Он разделял людей ночи «Ахль аль-Лейл» на три категории: первая - размышляющие и плачущие, вторая - впадающие в состояние экзальтации от этих размышлений и издающие крики, третья - понимающие суть мистического пути и, вследствие этого, пребывающие в растерянности. Дарани также, как и многие суфии, проповедовал идеи безграничной, экзальтированной любви к Аллаху."
    Это несколько меняет картину происходившего в Сирии ).
     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В какую сторону?
    Сам ад-Дарани себя суфием не считал. Хотя это вопрос терминологии. Не совсем понятно, каков критерий для того, чтобы отнести кого-то к суфийскому движению или нет.
     
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    ну ты же сам писал, что для него "суфий" было синонимом принадлежности к иракской аскетической традиции.
     
  20. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Так. И?
    —— добавлено: 22 ноя 2013 в 14:29 ——
    Там же:
     
  21. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    И мы видим здесь не просто аскетизм, страх и смирение , а конкретное бхакти и конкретную методологию достижения ИСС.
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    ОК. То есть имеет место третья школа? Не понятно, правда, как она сказалась на дальнейшем суфизме.
     
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Ну может тупиковая ветвь ). Как , подобная методика в дальнейшем кем-нибудь применялась?
    —— добавлено: 22 ноя 2013 в 15:00 ——
    что-то ссылка не срабатывает у меня.
     
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Это больше напоминает классический зухд, т.е. предсуфийскую аскетику. Давуд Та'и там и прочие. Среди суфиев подобные вещи не распространены. Ночные бдения если и используются (хотя я о таком вообще не слышал), то разве что как специальный метод, который всем подряд не рекомендуется.
    Попробуй ещё раз.
     
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    да, теперь сработала.

    не совсем. аскетика не преполагает экстатических состояний, а здесь речь явно идёт об этом.
     

Поделиться этой страницей