Дальневосточная цивилизация (Поднебесная) Если мы просто сравним численность населения, то увидим что весь Мир Ислама населяет примерно столько же человек сколько было подданных одной китайской империи Сун (через поколение оно будет насчитывать ок 55 млн.). А всего региона ещё миллионов на 18 больше.
империя Сун столица Кайфын (ок. 400 000 чел.) общество Сун сформировавшееся к концу 10 в. это уже практически знакомый Китай, не слишком радикально менявший свои традиции в дальнейшем. Но тогда всё это было новациями - и пейзажная живопись и порох, и бинтование ног, и высокая мебель, и оттапливаемые лежанки-кан... Общество Китая трудно назвать и постантичным и средневековым, скорее оно было пост-средневековым.
Империя Сун объединила Китай военным путём после длительного периода кризиса и распада. последнее независимое царство - У-Юэ - присоединилось без боя в 979 г. Правительство предприняло все меры чтобы не допустить раздробленности в будущем. Были упразднены военные округа. военных во власти заменили гражданские. Все начальники (25000 человек) сверху донизу назначались Центром и часто перемещались. Была создана единая и отлаженная бюрократическая машина, комплектовавшаяся через систему государственных экзаменов , в принципе открывающие социальные лифты. примерно четверть сдавших были из потомственных чиновных семей, четверть из аристократии (в целом потерявшей значение), половина - из простолюдинов. Проблемой стала чрезмерная бюрократизация и раздутые штаты, число канцелярских служащих исчислялось сотнями тысяч..(в 1001 г. было уволено 195 000 чиновников, но, естественно, потом аппарат наверстал) Армия была контрактная и многочисленная, ядро её составляла гвардия (в нач 11 в - 826 000 чел.) - части которой размещались близ столицы и при необходимости попеременно выдвигались на рубежи. общая же численность армии была 1260000. плюс ещё национальная гвардия ("сельские войска") на местах.
Впрочем, высокой боеспособностью эта огромная армия не обладала, выйдя за пределы территории с чисто китайским населением , она забуксовала. в 982 Сун добровольно подчинился и сдал владения Цзи Пэн из рода знатного Тоба - наследный владетель пяти округов Ордоса, с со значительным кочевым тангутским населением (тангуты были тибетоязычны и не особо монголоидны). но его родственник Цзы-цянь отказался повиноваться и восстал. его партизанская тактика парализовала китайские усилия. На сторону мятежника переходило всё больше тангутских родовых вождей. В 985 он учредил собственный административный аппарат. в 986 г. карательная экспедици вынудила Цзи-цяня отступить в пустыню. В 986 Сун попыталась также отвоевать 16 северных округов у киданей, поход завершился провалом. Теперь Цзи-цянь объявил о подчинении киданьскому императору и был им назначен цзедуши - военным губернатором ордоса. в 989 он получил в жёны киданьскую принцессу. Попытка Сун использовать Цзи Пэна -успеха не принесла, тангуты его не признали. Другой проблемной зоной стал Вьетнам. хотя в 971 г. Дайковьет (Вьетнам), отделившийся о Китая во время смуты) и признал старшинство Сун, тем не менее его правитель претендовал на императорский титул. в 981 г. после узурапации власти в Дайковьете главнокомандующим Ле Хоаном, туда была отправлена китайская армия, успешно отбитая.
Учитывая оптимальную оценочную ёмкость китайской экосистемы, при том способе хозяйствования, в 50 миллионов человек, скорее всего к 988 г. она ещё была недостигнута. Это было время восстановления после кризиса, высоких темпов роста - экономических и демографических и довольно высокой степени благосостояния. Проводились меры по "поощрению земледелия" - в т.ч. прощение недоимок , зерновые кредиты и т.п. Осваивается целина. Попыток регулировать права землевладения не проводилось. Т.е. крупные хозяйства могли без проблем скупать мелкие. Налоги платили все, кроме высших чиновников (со служебных наделов). Так что примерно треть крестьян были арендаторами. крепостные исчезли. Рабство сохранялось в незначительной степени, только как домашнее. Знать вкладывала средство в сельское хозяйство или ростовщичество. Среди крестьян были распространены большие кланы, связанные взаимопомощью, общими обрядами, общим храмом, общими угодьями, но с индивидуальным землевладением. крестьянские наделы были размером от 1 до 90 му (в среднем 20-50) 1 му- 4,6 акра. крупные владения доходили до 300 000 му. с му собиралось 5-6 ши риса (ши - 66,41 литра) Уровень урбанизации достигал 10%. В городах ремесленники объединялись в корпорации - хан - по профессиям, они служили и для государственной регламентации. было распространено также казённое ремесло и казенные торговые монополии на ряд массовых товаров и внешнюю торговлю. Широко использовались чеки/векселя. Элита предпочитала жить в городах - там были рынки, бани, аптеки, харчевни, весёлые дома, прокат, , снабжение водой и вывоз нечистот. арабов поразило, что улицы подметались и трижды в день поливались водой , а над ними вывешивали тенты. Кварталы на ночь запиралис, действовала паспортная система и комендантский час.
существовал свод законов, дополнявшийся сборниками императорских указов, судебная власть в отдельную ветвь не выделялась и была часть полномочий чиновников. Велось расследование , применялись следственные пытки (избиение палками по ягодицам и тиски для пальце рук и ног) Видов наказания было 6 : два вида избиений, два вида ссылки и два вида смертной казни (через удушение или обезглавливание). смертные приговоры подлежали утверждению императором. все остальные виды казни или пыток считались незаконными, и могли применяться только во время мятежей.
в 10 веке в Китае происходила своеобразная технологическая революция. появились цепная передача, двухворотный шлюз, оспопрививание, порох, огнемёт, прото-ружьё ("огненное копьё"), грабли, самопрялка. стали выращивать хлопок. в металлургии применялся каменный уголь, кокс, реактивы, в солеварении большие железные котлы. селадон
существовали многоступенчатая система конфуцианского образования с уездными, окружными и провинциальными училищами и столичной академией. В императорской библиотеке было 80 000 книг. двор покровительствовал искусствам. существовала и придворная академия живописи. было много частных школ и специализированные училища, где преподавалось право, математика и астрономия, медицина, изящная словесность, живопись. широко было распространено книгопечатание (ксилография) литературный и разговорный языки заметно различались. в стране было 460 000 буддийский и даосских монахов. существовали обищны манихейские, иудейские, христианские и мусульманские. но официальной идеологией было светское конфуцианство. Знание поэзии было обязательным для образованного человека Ван Юэйчен Нет вина, нет цветов, чтобы встретить Цинмин. Как монах захолустный, тоскую один. У соседа вчера "огня нового" взял, До рассвета сидел у окна и читал.
В окрестностях Сун находилось ещё несколько государств. Это были: Вьетнам (Дайковьет) население ок. 4 млн., правитель титуловался императором Дали (в Юньнани) население ок. миллиона чел. Корё - население ок 4 млн. все эти государства, как и Китай, выходили из кризиса и раздробленности и сформировали централизованную бюрократическую систему управления. "высоким" языком был китайский, письменность соответственно тоже. Существовала конфуцианская наука. Но официальной религией был буддизм. духовенство было богато и влиятельно. В Наньчжао доминировала Ваджраяна, в Дайковьете она тоже была влиятельна. В Корее существовало 9 школ чань. Государства были гораздо более средневековыми и феодальными. Чиновники получали служебные поместья -кормления - право сбора подати с ряда обшин. также содержались казённые и благотворительные учреждения. Существовало круное частное землевладеине - тоже заключающееся во владении деревнями, владели ими и монастыри. Торговля была слаборазвита. ремесло было в основном казённое, общество ранговое. В Корее впрочем существовала система экзаменов, а ранги имели не только чиновники но и вся элита, включая королевских наложниц. армия была рекрутской. В Дали существовала обширная племенная периферия, включая вождества бирманцев, переселившихся на равнины центральной Мьянмы.
Империя Ляо самое сильное из государств региона имело менее 4 млн. человек населения. но 750 000 из них составляли монголоязычные кочевники - кидане. именно они и были государствообразующим этносом. и составляли непобедимую армию. Устройство империи было синкретическим ): существовала отдельная администрация для китайского юга (16 округов с 2 млн. китайского населения и отдельная для северных степных и лесных территорий (Маньчжурии Внутренней Монголии). но в последней тоже было два канцлера - для северных и южных племён. на юге действовали гос. экзамены , управление осуществлялось китайским аппаратом построенным по образцу предшествующей династии, но возглавлялся аппарат киданьским принцем. письмо было китайское. на севере была аристократическая бюрократия, вершину которой составляли два рода - Елюй (правящий) и Сяо (поставляющий жён, уйгурский по происхождению). письмо было фонетическое киданьское, на основе уйгурского. императорский двор был в основном устроен на китайский манер, а двор императрицы на киданьский. существовало пять столиц - главной считалась северная (Южная - нынешний Пекин - столица китайских округов). и двор перемещался между ними, кочуя и охотясь. Города умели громадную укреплённую площадь (периметр стен 10-15 км) , которая была застроена только частично, оставляя место для пастбищ и шатров. Юный император Шэн-цзун, с детства преуспел в китайской словесности и поэзии и был буддистом. Но сохранялись языческие киданьские официальные культы (особенно погребения). Единственно император запретит приносить в жертву лошадей (до этого при погребении царя приносились и человеческие жертвы). Буддизм имел характер практически государственной религии и был распространён среди киданьской знати. но в столицах был также конфуцианские, даосские и манихейские храмы.
Этнический состав населения реконструируется так: китайцы 2 400 000 кидане 750 000 бохайцы (тунгусоязычные земледельцы Приморья) 450 000 лесные племена (монголо- и тунгусо- язычные 200 000 400 000 китайцев и часть бохайцев были переселены в степные районы и поучили лучшие земли для занятия земледелием, снабжения столиц и содержания гвардии. они сеяли просо, устраивали грушевые сады и бахчи, сажали коноплю и шелковицу.
Сами кидане составляли народ-войско и имели родо-племенную и сотенно-тысячную организацию. В случае войны они подлежали мобилизации и являлись конно, людно и оружно. Это была тяжёлая кавалерия. Бедные роды и не киданьские племена давали лёгкую кавалерию для первой линии. третью линию составляла гвардия - орда - закованная в броню вместе с конями. численность её была значительна. каждый император набирал себе гвардию заново.