Если взять известный мысленный эксперимент с 2-хмерным (плоским) миром, то движущиеся в нём объекты можно представить как проекции трёхмерных фигур на движущейся плоскости. При этом ошибка этого эксперимента (и показанного в ролике) состоит в том, что 2-хмерный объект по определению не может выйти в 3-хмерный мир (если только сам не станет 3-хмерным). 2-х или 3-хмерные объекты – это абстракция, на самом деле объекты не имеют конкретной мерности. Мерность им придаёт то или иное вИдение окружающей действительности. Наш 3-хмерный мир можно представить как такой же срез, проекцию 4-хмерных объектов. Этот срез проходит по оси времени и эта своеобразная «временнАя плоскость» движется по этой оси равномерно и поступательно, создавая у нас иллюзию хода времени.* Однако, если посмотреть ещё глубже, то можно увидеть, что по оси времени движется только наше сознание. Именно она ограничено срезом настоящего момента и интерпретирует воспринимаемый мир как скопище отдельных 3-хмерных объектов. Вне сознания, воспринимающего течение времени, нельзя сказать, что время как постоянная смена событий существует. Объективный мир – это функция сознания. Чтобы подтвердить существование мира вне моего восприятия, нужен другой воспринимающий субъект. Иными словами, мерность пространства – это функция сознания. В описанном мысленном эксперименте плоские существа таковы не потому что плоские, а потому, что у них соответствующим образом ограничено сознание и они не могут увидеть объём, которым на самом деле являются. Однако, наше сознание не ограничено этими рамками 3-хмерной временнОй "плоскости" жёстко. Например, субъективное время может сильно растягиваться, сжиматься и расширяться. Что такое 4-хмерные объекты? Это объекты во всех их временнЫх трансформациях разом. Иными словами, в 4-хмерном мире нет моего отдельного тела. Четырёхмерный объект будет включать в себя все перемещения и трансформации моего тела, его рождение, смерть, а также состояние материи до рождения и после смерти. В таком режиме восприятия оказывается, что отдельных объектов вообще не существует, а мир представляет собой неразрывно-единое Со-Бытие всего во всём. Здесь отдельности – это лишь временное, условное и локальное явление. В вышеописанном контексте, буддийский и суфийский мистические пути (за другие не скажу, поскольку не знаю) ведут сознание сначала к 4-хмерности, к освобождению от уз 3-хмерности. В этом состоянии человек начинает всё более явственно различать взаимопроникающее Со-Бытие. Это подобно тому, как клетка выходит из ограниченного клеточного состояния сознания и вдруг прозревает уровень целого организма. Подобное прозрение производит определённые последствия в сознании. Будда назвал это освобождением от страданий. Видимо, о подобном состоянии кутб ордена Нимматулахи однажды сказал так: «Если представить себе Абсолютное Бытие как точку, тогда бытие индивидуумов можно сравнить с линиями или узорами, возникающими из единой точки. Какая бы форма ни была развёрнута перед нашим взором, она на самом деле преходяща. Какую бы форму мы ни созерцали, она воистину – не более чем точка.» Однако, в мистических традициях есть смысл говорить и о ещё одной ступени, о познании 5-го измерения, того, что в буддизме называют Шуньятой. Здесь человек не просто познаёт равностность, Единобытие, но и укоренённость его в Несказанном. То, что единственной реальностью является именно несказанное. ----------------------------------- *Это - очень условная модель. По сути же, пространство-время, а точнее восприятие пространства-времени как пространства-времени - имманентно состоянию нашего сознания. То есть пространство-время это делюзия (от англ. delusion - это слово имеет немного иной смысловой оттенок нежели слово "иллюзия"), точно так же как для жителей плоскости было делюзией навязчивое восприятие мира как плоскости.
Попытка выразить время через движение чего-либо имхо неудачна, т.к. понятие "движение" отталкивается от понятия о времени, и получается рекурсия.
Если говорить о движении по временной оси, единственная возможной обойти рекурсию - ввести понятие о "еще одной оси времени", относительно которой наше время будет чем-то вроде еще одного пространственного измерения. Но сначала надо спросить Оккама, что он думает по этому поводу. Вообще наш язык создан для описания нашего четырехмерного мира (3 + 1). И он, естественно, отчаянно сопротивляется, когда при помощи него пытаются описать что-то другое. Например, Андреев пишет о всяких иных мерностях, многомерном времени и т.п. Вряд ли он задумывался, что при этом у читателя будут рисоваться все-таки картины нашего обычного мира, хотя и странные картины. Переключить наше воображение на иные мерности, даже с понижением, либо очень трудно, либо невозможно. Наверно, это было бы возможно для того, кто имеет переживания чего-то такого. —— добавлено: 25 янв 2012 в 17:10 —— Еще мне почему-то кажется, что представлять и, соответственно, описывать пр-ва с иным количеством пространственных координат легче, чем с иным количеством временных осей. Язык заточен под одну временную ось, например, все глаголы, имеющие компонентом "изменение", предполагают наличие одной временной оси. —— добавлено: 25 янв 2012 в 17:15 —— У меня однажды было очень похожее переживание, я спускался бегом по лестнице и ощутил себя в виде тоннеля, заполненного положениями моего тела в отдельные моменты времени, при этом положения не дискретные, а их бесчисленное множество. (Опять же: использую образность обычного пространства + парадокс, в обычном мире твердые тела не "накладываются".)
Можно обойти рекурсию иначе: просто само "время" - это функция сознания, по крайней мере в его сансарическом виде. То есть, если есть сознание, есть и этот срез бытия и "движение" в нём. Это неразрывное целое. Можно сказать, одно и то же. Как яблоко и его вкус. Если есть яблоко, у него есть вкус. Если у него нет никакого вкуса, значит это не яблоко. Насколько я понимаю, это просто иные способы восприятия одного и того же мира. Вот у животного - один способ, у человека другой, а возможен ещё вот такой. С многомерным временем. Не на много менее обусловленный чем наш.
Возьмем определения из вики: "Функция — многозначный термин, который означает такое отношение между элементами, в котором изменение в одном влечет изменение в другом" слово изменение это фактически другое обозначение времени. Сознание в бытовом смысле, или в философском "Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях" (выделены слова с компонентом времени в значении) тоже скорее динамическая сущность. Так что пока не удалось уйти от рекурсии. —— добавлено: 25 янв 2012 в 17:38 —— Дык я и не отрицаю возможности существования многомерных и в т.ч. многовременных пространств. Я лишь сомневаюсь, что человеческий язык способен передавать соответствующие переживания, т.к. наш язык - это код для кодирования нашего опыта, причем не экзотического а обыденного, а обыденный опыт - это наша жизнь в 3+1-мерном пр-ве.
Да-да-да, как всегда у меня с терминами швах. Можно использовать термин "имманентность". Понимаешь, трёхмерное пространство и время - их не существует. Восприятие пространства и времени как пространства и времени - это лишь следствие искажённости восприятия. А я таки сомневаюсь. Даже в существовании 3+1. Главная отличительная черта того переживания, которое я имел в виду - ощущение/вИдение единости, единовкусия, со-бытийности всего-всего. —— добавлено: 25 янв 2012 в 19:08 —— Добавил пояснение в текст. Спасибо, Вася, твои замечания как всегда очень ценны.