История знакомства. Буддизм и европейцы.

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем Ондатр, 18 мар 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    Тема конечно большая, поэтому остановлюсь только на нескольких моментах.

    С буддизмом были знакомы азиатские греки. Но никаких однозначных свидетельств знакомства с буддизмом европейцев мы не имеем до сер. 13 в.

    Видимо первым кто описал буддизм был Гийом де Рубрук - монах постетивший ставку монгольского каана Мунке. Он встретил будизм в Уйгурии.

    "Итак, прежде всего я опишу вам все обряды всех идолопоклонников, а после того тех Югуров, которые являются как бы сектой, отделенной от других. Все они молятся на север, хлопая в ладоши и простираясь на землю на согнутых коленях, причем челом опираются на руки. Отсюда несториане в тех странах отнюдь не соединяют рук для молитвы, а молятся, протянув {128} руки пред грудью. Идолопоклонники ставят свои храмы в направлении с востока на запад и в северной стороне устраивают комнату, выступающую наподобие клироса (corum), а иногда, если дом четырехугольный, эта комната бывает в середине дома. С северного бока они делают углубление на месте клироса. Там они помещают сундук, длинный и широкий, как стол. И за этим сундуком, к югу, ставят они главный идол, который я видел в Каракаруме такой же величины, как рисуют блаженного Христофора. Один несторианский священник, прибывший из Катайи, говорил мне, что в этой земле есть идол такой большой, что его можно видеть издали за два дня пути. Кругом ставят они другие идолы; все они очень красиво позолочены. На этом сундуке, который напоминает собою стол, они ставят светильники и жертвы. Все двери храмов отворяются на юг противоположно обычаю Саррацинов. Точно так же у идолопоклонников, как и у нас, есть большие колокола; поэтому, думаю я, восточные христиане не пожелали иметь их. У Русских, однако, и у Греков в Газарии они имеются.

    Об их храмах и идолах и о том, как они отправляют службу своим богам

    Точно так же все жрецы их бреют целиком голову и бороду; одеяние их желтого цвета; с тех пор как они обреют голову, они хранят целомудрие и должны жить по сто или по двести зараз в одной общине. В те дни, когда они входят в храм, они ставят две скамьи и сидят в направлении клироса, но против него, на земле, держа в руках книги, которые иногда кладут на упомянутые скамейки, и, пока они в храме, головы их открыты; они читают в молчании и сохраняют молчание. Отсюда, когда я в Каракаруме вошел в один храм их и застал их так сидящими, я на разные лады пробовал вызвать их на разговор и никоим образом не мог. Куда бы они ни шли, они имеют также постоянно в руках какую-то веревочку со стами или двумястами ядрышками, как мы носим четки, и повторяют постоянно следующие слова: "on mani baccam", то есть "Господи, ты веси", как один из них перевел мне это, и он столько раз ожидает благодарности от бога, сколько раз, говоря это, вспоминает о боге.

    Около своего храма они всегда устрояют красивый притвор, который замыкают крепкой стеной, и к югу устрояют большие ворота, в которых садятся для разговоров. Над этими воротами они воздвигают длинный шест, чтобы он выдавался, если {129} можно, над всем городом. И по этому шесту можно узнать, что этот дом – храм идолов. Это обще всем идолопоклонникам. Итак, когда я вошел в упомянутую кумирню, я застал жрецов сидящими у наружных ворот. Те, кого я видел, казались мне Франками по своим бритым бородам. На головах у них были татарские тиары. Жрецы этих Югуров имеют следующее одеяние: куда бы они ни шли, они постоянно носят желтые рубашки, довольно узкие; подпоясаны они вверху прямо, как Франки; плащ они носят на левом плече; он, спускаясь, покрывает грудь и спину до правого бока, как облачение у дьякона во время четыредесятницы. Татары приняли их письмена. Они начинают писать сверху и ведут строку вниз; таким же образом они читают и продолжают строки слева направо. Они усиленно пользуются для волшебства бумагой и буквами, откуда храмы их наполнены висящими краткими изречениями (brevibus). И Мангу-хан посылает вам грамоту на языке Моалов, но письменами Югуров. Они сожигают своих умерших по старинному обряду и сохраняют прах на вершине пирамиды. Итак, когда, войдя в их храм и осмотрев много их идолов, как больших, так и малых, я сел рядом с вышеупомянутыми жрецами, то спросил их, как они веруют в Бога. Они ответили: "Мы веруем только в единого Бога". И я спросил: "Веруете ли вы, что Он дух или нечто телесное?" Они сказали: "Мы веруем, что Он дух". Тогда я спросил: "Веруете ли вы, что Он никогда не принимал человеческой природы?" Они ответили: "Никогда". Тогда я спросил: "Раз вы веруете, что Он только един и дух, почему вы делаете для Него телесные изображения и в таком количестве? Сверх того, раз вы не веруете, что Он стал человеком, почему вы делаете для Него предпочтительнее изображения людей, а не другого животного?" Тогда они ответили: "Мы не представляем в этих изображениях Бога, а когда какой-нибудь богач из наших умирает, то или сын его, или жена, или кто-нибудь дорогой для него приказывает сделать изображение умершего и ставит его здесь, а мы чтим его в память его". Я сказал им: "Тогда, стало быть, вы делаете это только ради лести людям". – "Нет, – отвечали они, – а на память о нем". Затем они спросили у меня как бы в насмешку: "Где находится Бог?" Я возразил им: "Где находится душа ваша?" Они сказали: "В нашем теле". Я спросил их: "Разве она не находится повсюду в вашем теле и не управляет им всем, а все-таки невидима? Так и Бог находится повсюду и всем распоряжается, однако Он невидим, так как Он разумение и мудрость". Затем, когда я хотел дальше рассуждать с ними, мой толмач, утомившись и не желая переводить разговор, заставил меня замолчать. "

    Он же описал диспут и "идолопоклонниками" (большой вопрос , правда, были ли это буддисты) )

    "Затем они выставили против меня одного, прибывшего из Катайи и имевшего своего толмача, а у меня был сын мастера Вильгельма. И тот противник сперва сказал мне: "Друг, если ты будешь приперт к стене, то поищи другого поумнее себя". Я промолчал. Тогда он спросил, о чем я хочу рассуждать раньше, о том ли, как образовался мир, или о том, что будет с душами после смерти. Я ответил ему: "Друг, это не должно быть началом нашей беседы. Все от Бога, и сам Он – источник и глава всего, поэтому мы сперва должны говорить о Боге, о котором вы мыслите иначе, чем мы, и Мангу хочет знать, кто верует лучше". Тогда посредники признали это справедливым. Он хотел начать с упомянутых выше вопросов, так как они считают их более обоснованными; ибо все они примыкают к тому еретическому учению Манихеев, что одна половина вещей дурна, а другая хороша, и что существуют по крайней мере два основных начала, а о душах они все мыслят так, что те переходят из тела в тело. Даже и более ученый из несторианских священников спрашивал у меня про души скотов, могут ли они убежать куда-нибудь, чтобы не быть вынужденными к труду после смерти. Для подтверждения этого заблуждения, как рассказывал мне мастер Вильгельм, они даже привезли из Катайи одного мальчика, которому, судя по росту его тела, еще не было трех лет от роду. Однако он вполне обладал разумом и сам говорил про себя, что трижды подвергался воплощению; он умел читать и писать. Итак, я сказал упомянутому выше Туину: "Мы твердо верим сердцем и признаем {172} устами, что Бог существует, и существует только единый Бог, и Он един совершенным единством. Во что веришь ты?" И он сказал: "Глупцы говорят, что существует только единый Бог, а мудрецы говорят, что богов много. Разве в твоей земле нет великих владык, и разве здесь нет наибольшего владыки, Мангу-хана? Так обстоит дело и с богами, так как они различны в различных странах". Я возразил ему: "Ты приводишь плохой пример; не может быть сравнения от людей к Богу; ибо таким образом всякий могущественный в своей земле человек мог бы назваться Богом". И в то время как я желал уничтожить его сравнение, он опередил меня вопросом: "Каков твой Бог, о котором ты говоришь, что Он только един?" Я ответил: "Наш Бог, кроме которого нет иного, всемогущ и потому не нуждается в чьей-либо помощи. Наоборот, мы все нуждаемся в Его помощи. Не так обстоит дело с людьми. Ни один человек не может всего, и потому на земле надлежит быть нескольким владыкам, так как никто не может снести всего. Точно так же Он знает все и потому не нуждается в советнике. Наоборот, вся мудрость от Него. Точно так же Он всеблаг и не нуждается в наших благах. Наоборот, Им мы живем, движемся и существуем. Таков наш Бог, и потому не следует предполагать другого". – "Нет, – сказал он, – не так. Наоборот, на небе есть единый высочайший, происхождения которого мы еще не знаем; под его властью находятся десять; а под ними один низший. На земле же их бесконечное количество". Он хотел плести и другие басни, но я тогда спросил его о том высочайшем, верит ли он, что тот всемогущ, или думает это про какого-нибудь другого бога. Боясь отвечать, он спросил: "Если твой Бог таков, как ты говоришь, то почему Он создал половину вещей дурною?" – "Это ложь, – сказал я, – кто сделал зло, тот не Бог. И все, что только существует, хорошо". При этих словах все Туины изумились и занесли это в писание, как ложь или невозможное.

    Тогда он начал спрашивать: "Откуда же, стало быть, происходит зло?" – "Ты плохо спрашиваешь, – сказал я, – раньше чем спросить, откуда зло, ты должен спросить, что такое зло. Но вернись к первому вопросу; веришь ли ты, что какой-нибудь бог всемогущ, а после этого я отвечу тебе на все, что захочешь спросить". И он долгое время сидел, не желая отвечать, так что слушатели секретари от имени хана приказали ему ответить. Наконец он ответил, что ни один бог не всемогущ. Тогда все Саррацины разразились громким смехом. Когда настала тишина, я сказал: "Стало быть, ни один из твоих богов не может спасти тебя во всякой опасности, ибо может оказаться такой случай, когда у него нет власти. Кроме того, никто не может служить двум господам: как же можешь ты служить стольким богам на {173} небе и на земле?" Слушатели сказали ему, чтобы он отвечал, а он совершенно умолк. И, когда я хотел распространиться в присутствии всех об единстве Божественного существа и о Троичности, местные несториане сказали мне, что этого довольно, так как они хотели говорить сами. Тогда я уступил им, и, когда они хотели вести прение с Саррацинами, эти последние ответили: "Мы признаем, что ваш закон истинен и что все, находящееся в Евангелии, – правда, поэтому мы не желаем иметь с вами о чем-нибудь прение". И они признались, что во всех молитвах молятся, чтобы Господь дал им умереть христианскою смертию. Там был один старик священник из секты Югуров, которые признают единого бога, а все же изготовляют идолов. Несториане долго говорили с ним, рассказывая все вплоть до прибытия Антихриста в мир и даже разъясняя ему и Саррацинам Троичность путем сравнений. Все выслушали без всякого противоречия, но никто, однако, не сказал: "Верую; хочу стать христианином". По окончании этого несториане, так же как и Саррацины, громко запели, а Туины молчали, и после того все обильно выпили."
     
    list и La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    Марко Поло дал уже более подробную информацию

    "Выше в этой книге уже говорилось, что Цейлон – большой остров. Есть тут очень высокая, крутая и скалистая гора 382. Взобраться на нее можно только вот как: привешаны к горе железные цепи, и пристроены они так, что по ним люди могут взбираться на гору. Говорят, на той горе – памятник Адама, нашего прародителя; сарацины же рассказывают, что тут могила Адама, а язычники – памятник Сергамона боркама 383. Сергамум был первый человек, ему первому сделали идола; по-ихнему он считался лучшим человеком; его первого они стали почитать за святого и сделали ему идола.

    Был он сыном богатого и сильного царя; жизнь вел прекрасную, ни о чем мирском слышать не хотел и царствовать не желал. Узнал отец, что сын царствовать не желает и ни о чем мирском слышать не хочет; стало ему досадно, и чего только он не предлагал сыну; говорил, что венчает его на царство и полновластным государем сделает; отдавал ему царский венец и одно только требовал, чтобы сын стал царем. А сын в ответ говорил, что ничего не желает.

    Увидел царь, что не хочет сын царствовать, разгневался и с горя чуть не помер; да и не диво, другого сына у него не было и некому было оставить царство. Задумал тогда царь такое: решил он про себя, что заставит сына полюбить все мирское и возьмет царевич и [335] венец и царство. Поселил он его в прекрасном дворце, а в услужение приставил тридцать тысяч красивых да милых девиц; мужчин там не было, одни девы; они укладывали его в постель, служили ему за столом, по целым дням были с ним, пели ему, плясали перед ним и как умели потешали его по царскому приказу; но и они не могли сделать царевича сластолюбивым; остался он целомудренным и жил строже прежнего. Жил он по-ихнему свято; был юноша строгий; из дворца никогда не выходил, мертвых не видывал и никого, кроме здоровых; не пускал к нему отец людей старых и расслабленных.

    Случилось раз, что ехал этот юноша по дороге и увидел мертвеца; ничего такого он не видел, а потому и испугался.

    «Что это такое?» – спросил он тех, кто был с ним.

    «Мертвец», – отвечали ему.

    «Как, – сказал царевич, – разве люди умирают?»

    «Да, воистину умирают», – отвечали ему.

    Ничего не сказал юноша, задумался и поехал вперед. Проехал он немного и повстречал старика; еле он двигался, ни единого зуба не было у него во рту, растерял он их от старости.

    «Что это такое? – спросил опять царевич. – Отчего не может он ходить?»

    Отвечали ему те, кто был с ним:

    «От старости не может он ходить, от старости зубы растерял».

    Услышал царевич о старости и смерти и поехал назад во дворец. Решил он про себя, что не будет жить в этом злом мире, а пойдет искать того, кто не умирает и кто его сотворил. Ушел он из дворца и от отца в высокие и пустынные горы и прожил там всю жизнь честно и целомудренно, в великом воздержании; будь он христианин, то стал бы великим святым у Господа нашего Иисуса Христа. Как умер царевич, принесли его к отцу, и, нечего спрашивать, увидел тот сына, которого он любил больше самого себя, мертвым и сильно огорчился. Много он его оплакивал, а потом приказал сделать образ и подобие сына из золота с драгоценными камнями, и велел он всем в своей стране почитать его за бога и молиться ему.

    Рассказывают, что умирал царевич восемьдесят четыре раза; в первый раз по смерти, говорят, сделался он быком; умер еще раз и стал конем; и умирал он так восемьдесят четыре раза, и всякий раз делался или собакою, или чем другим, а умер в восемьдесят четвертый раз и стал богом. За лучшего и за самого большого бога из всех своих почитают его язычники. Был он, знайте, первым идолом у язычников; другие идолы от него произошли. Случилось это на острове Цейлоне в Индии. Так произошли идолы.

    Язычники приходят сюда на богомолье издалека, все равно как христиане к св. Иакову, и рассказывают они, что на горе – памятник того царевича, о котором вы слышали. И зубы, и волосы, и [336] чаша, что тут находятся, также того царевича; назывался он Сергомон боркан, а это значит «святой Сергомон». Много также сарацин паломничает сюда, а они рассказывают, что памятник тот – прародителя нашего Адама, а зубы, волосы и чаша также его"
     
    list и La Mecha нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    Складывается впечатление, что буддисты в ранних диспутах просто не могли найти с католиками общего семантического поля.
    Например , Ксавье, пишет о чрезвычайном дружелюбии 80-летнего японского монаха высокого ранга, диалоги с которым его сильно разочаровывали: то тот говорил о бессмертии души, то наоборот отрицал её. "Думаю таковы все здешние мудрецы".
    Наиважнейшие позиции христианства не вызывал у собеседников никакого отклика - те просто не находили их значимыми.
    Уже позднее, по мере знакомства, буддистами были выявлены ключевые вопросы и выработана контр-аргументация.
    Если верить тому, что я слышал о христианском учении, то у них есть великий Будда, которого они называют Богом, он – единственный властитель мира и господин над всем.
    Он – создатель мира и всех существ. Этот Будда явился в мир в какой-то далекой стране около 16 столетий тому назад, чтобы спасти людей. Имя его было Иисус Христос. Люди же других земель, не зная об этом, почитают не обладающих никакими достоинствами Будду – Амитабху и Гаутама – Будду, что есть вершина глупости. Опровержение: если Бог, властитель мира, сотворил все земли и всех существ, то почему он прежде пренебрегал бесчисленными народами и не являлся им?
    …С тех пор как открылись земля и небо, Будды прошлого, настоящего и будущего вновь и вновь приходили в мир, чтобы спасти живые существа.
    Как вы думаете, сколько сотен миллионов лет это длится? Какие же есть основания утверждать, что Бог за все это время ни разу не появлялся в других землях и только недавно пришел в какую-то далекую страну?...
    почему (бог) сотворил зло в человеческих душах и почему он бросает их в Ад?"
    (Судзуки Сёсан)

    Католиков же наоборот сильно смущало сходство - литургическое и организационное (монашество) . Причём в их глазах оно было гораздо большим, чем в действительности. Поэтому появилась версия дьявольской имитации христианства.
    В целом же в Европе до конца 18 в. не сомневались , что имеют дело с разновидностью язычества ("идолопоклонства").
     
    Последнее редактирование: 19 мар 2015
    list и plot нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    Второй этап можно обозначить как период колониальных исследований.
    Европейские державы обнаружили среди своих подданных буддистов. И на этот раз ими заинтересовалась академическая наука.
    Возможно, приоритет принадлежит Петербургской академии наук - академическая экспедиция 1768-74г. познакомила европейцев с этнографическим описанием верований калмыков и бурят.
    В 1799 г. в Калькутте начал выходить британский журнал Asiatic Researches где периодически стали появляются публикации о буддизме. Например "О религии и литературе бирманцев" Гамильтона.
    Некоторые любители стали собирать восточные рукописи. Тёрнер начинает публиковать палийские источники, Чома де Кёреш - тибетские (1830-е). Последний сам принял буддизм и занялся духовной практикой.

    Первым буддологом был , наверно, Бюрнуф - начало положила его работа "Введение в изучение индийского буддизма" (1844 г.) - он перевёл и опубликовал ряд санскритских источников. Для Бюрнуфа его последователей индийская культура это была т.с. общечеловеческая древность - живой музей ранних религиозных воззрений.

    Именно так буддизм воспринял и Гегель.
     
    Последнее редактирование: 19 мар 2015
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    Именно Гегель сделал первую попытку ввести буддизм в контекст европейской философии , как явление стадиальное. (лекции прочитаны в 1820-х, изданы в 1832). Надо сказать, это было большим прогрессом. Именно так строили свои религиоведческие штудии ранние махаянские авторы 8-) .

    Грандиозная система Гегеля было триумфом европо-центризма. Европа была вершиной человеческого развития. Прусия совершеннейшим из возможных государств. Христианство совершенной религией, искусство романтизма вершиной мирового. Вершиной развития абсолютного духа была европейская философия, достигшая своего завершения в самом Гегеле.

    Восточное искусство было примитивным и уродливым в своей абстрактности и чрезмерности. Восточный "пантеизм" - был одной из первых стадий становления человеческого духа - сразу вслед за первобытным фетишизмом. Как человек ещё не выделился из природы так и Бог у пантеистов (а это все восточные религии и учения) ещё полностью растворён в природе. Чем дальше система была от современного Гегелю христианству, тем ближе она была к примитивности. Ближе всего к фетишизму "китайский пантеизм" (даосизм б.ч.), дальше идёт брахманизм, потом буддизм. В буддизме Бог скрывается воспринимается как ничто, и к этому ничто и устремлена религиозная практика - туда где нет борьбы и воли. Зороастризм более высокая стадия на которой пантеизм диалектически переходит в настоящую религию - её стадии^ это финикийский культ Адониса, египетская религия и далее, по мере приближения к христианству.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    В 1855 г. вышла в свет книга "Буддизм" Бартелеми Сент-Илера, которая стала важнейшим порогом в восприятии буддизма. Сент Илер (по совместительству левоцентристский политик, дослужившийся в конце-концов до министра колоний) воспринял буддизм очень живо, совершенно не "археологически". Он воспринял его как вызов христианской цивилизации , созвучный настроениям декаданса и атеизма (хотя на тот момент подвигнуть его к такому выводу могли только труды Шопенгауэра). Собственно именно выводы Сент-Илера и легли в основу последующей "христианской " оценки буддизма. В России их перепевали Владимир Соловьёв, Кожевников, Флоровский и до Меня включительно. Снижался только накал.)

    Согласно Сент-Илеру, буддизм это нигилизм, цель которого самоубийство, абсолютное ничто, это чистое мироотрицание (равно как и отрицание Бога и личности). Парадоксальна, правда, буддийская этика, но и она уничтожается общим настроем буддизма - это сострадание без любви, а там где нет любви.. сами понимаете.

    Посылка была такая:"Публикуя эту работу о буддизме, я преследовал одну цель: выявить в разительном контрасте благотворные истины и величие наших духовных верований"
    Вывод, соответственно: "Единственная, но огромная услуга, которую может оказать буддизм, состоит в том, чтобы своим грустным контрастом с христианством подать нам повод ещё более ценить неоценимое достояние нашей веры".
     
  7. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.252
    Симпатии:
    1.913
    Кхм... Не буду утверждать, что меня не обрадовала эта фраза. :) : Правда, "грустного контраста" как-то не наблюдается.
    А сострадание без любви разве может быть? :) :
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    Артур Шопенгауэр обращается к буддийской теме во втором томе своего труда "Мир как воля и представление" (издан 1844 г.). В отличие от Сент-Илера он не знал санскрита и вообще не был востоковедом. Просто в процессе работы над вторым томом он с удивлением обнаружил удивительное созвучие собственных идей буддизму. И ему было приятно , что его взгляды оказывается разделяет значительная часть человечества.
    Вероятно , именно шопенгауэровский буддизм с мрачноватым колоритом арийской "воли к смерти" и создал фон восприятия "буддийского нигилизма" (Вагнер позднее задумает "буддийскую " оперу "Победители").
    Но многие совпадения у Шопенгауэра с буддизмом действительно удивительны.
    Истоки можно видеть в "гносеологическом повороте" европейской философии, которая впервые вышла на буддийскую философскую проблематику. Так , например, возможности для понимания европейцами санкхьи создала философия Лейбница , буддизма - фактически - философия Канта (оба были ни сном ни духом).
    Шопенгауэр был поклонником Канта и антагонистом Гегеля. Настольной книгой у него были Упанишады в латинском переводе.
    Он несомненно воспринимал дуккху как основную характеристику бытия - в основе которого слепая Волю, жажда становления/разрушения. Как кантианец он принимал мир как наше "представление" об этом мире , но сомневался в "вещи в себе". Освобождение он видел в полном угасании воли к жизни, жажды быть. Он с радостью принял идею нирваны и первый из европейцев не стал её отождествлять с полным уничтожением. Основой нравственности Шопенгауэр считал сострадание. И, наверно, он был первым в Европе , кто теоретически обосновал необходимость морали и этики по отношению к животным. (Шопенгауэр стал и первым в Германии зоозащитником, в Британии это движение началось заметно раньше).
     
    Василий нравится это.
  9. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.367
    Симпатии:
    1.109
    Может быть, имелось в виду сострадание без эмоционального надрыва, без подчеркивания и настаивания. Спокойное. )
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    Сент Илером имелось ввиду именно то, что буддизм безблагодатен по определению и лишён любви. поэтому и сострадание его фальшивое.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    Также он эгоистичен (заточен только на личное спасение)
    прегорд - лишён смирения, повиновения и делает ставку только на собственные силы.
    апатичен и вяло созерцателен -(как у Мандельштама "был возвращён в буддийскую Москву" "роскошно буддийское лето") и т.д. и т.п.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    Но надо сказать, книга вызвала к буддизму живой интерес. Всем стало занятно что-же это так здорово ругают ) наверно что-то хорошее ) Тем более заинтересовала идея этики не основанной на теистической системе.
    Буддология продолжала изыскания, колониальные чиновники-коллекционеры привозили свои собрания. И впечатления. Была открыта Япония. Опять вспышка нового интереса.
    В 1879 г. вышла в свет поэма сэра Эдвина Арнольда "Свет Азии" о жизни Будды. Она имела большой успех.

    Значительно позднее Щербатский выразит причины этого интереса так: "«Три главных идеи являются достоянием всякой религии: бытие Бога, бессмертие души и свобода воли; без них не может быть построено учение о нравственности». — Таково учение Канта и с ним европейской науки, равно как таково и убеждение широких слоев образованных людей. И вот, однако, существует религия, которая ярким пламенем живой веры горит в сердцах миллионов своих последователей, которая воплощает в себе высочайшие идеалы добра, любви к ближнему, духовной свободы и нравственного совершенства, — которая облагородила и, вместе, внесла цивилизацию в жизнь народов Азии, — и эта религия, тем не менее, не знает ни Бога, ни бессмертия души, ни свободы воли."
    Раньше почти тоже самое сказал теософ Олькотт:
    "учит наивысшему благу без Бога, продолжению существования без души,
    блаженству без неба, святости без спасителя, искуплению одними собственными
    силами"
    заметим, до кон. 19 в. ни один буддийский проповедник в Европе не появлялся.
    А вот тот же полковник Олькотт - американский адвокат, агроном и исследователь спиритизма - в 1880 г. прибыл на Цейлон, принял буддизм, и развил бурную деятельность по объединению буддистов разных стран.В 1881 г. он написал "буддийский катехизис", выдержавший на Западе десятки изданий.
    http://www.theosophy.ru/files/vestnik11.pdf
    (понял, что этих буддистов не дождёшься) )
     
    list нравится это.
  13. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.367
    Симпатии:
    1.109
    А про махаяну и бодхичитту Сент Илер не знал?
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    Сент Илер работал б.ч. на материалах тхеравады. На тот момент было введено в научный оборот ещё очень немного источников. Махаяна считалась просто "испорченным буддизмом"
    Но его последователи про махаяну знали, однако она их не разубедила )
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    само теософское общество воспринималось как буддийская идейная интервенция. (хотя это было, скажем, не совсем так) )

    Параллельно уже научная "палийская школа" буддологии (та самая которая признавала настоящим буддизмом только цейлонскую тхераваду) пришла к выводу, что этот самый настоящий буддизм это такое чисто моральное позитивное учение. Без всякой метафизики и прочих заморочек. Как раз очень современно.

    Владимир Соловьёв, который ещё в 80-е воспринимал буддизм вполне по-гегелевски, к 90 -м уже убедился в том, что тот представляет страшную духовную опасность (в отличие от давно изжившего себя ислама) . Соединение буддийских и западных идей создаст именно ту духовную атмосферу в которой явится Антихрист. Идее Богочеловка Христа будет противопоставлен человекобог (как Будда).
    Светочем мира является Британская империя которая несёт христианский мир на Восток. А смертельная опасность - Китай и Япония. И самое страшное , что в сторону последних склоняется Россия (это он видел на примере собственного ученика царедворца кн. Э.Э. Ухтомского, буддолога и , как считали, тайного буддиста) http://www.rodon.org/mbv/pvdnvstvdgvkeev.htm#p29
     
  16. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.252
    Симпатии:
    1.913
    Кхммм...
    А как же с бодхисаттвами? Он про них не вспомнил?

    А, perdoneme, уже увидела пост о бодхичитте.
    Да уж, интригующая история с тайными исповеданиями.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    И мрачные пророчества Соловьёва стали сбываться....8-)
    В Европе появляется эмиссар Далай-ламы Агван Доржиев.
    [​IMG]
    1898 г. он был в Петербурге представлен кн. Ухтомским императору.
    [​IMG]
    В 1901 г. проводит хурал в Париже.

    Иннокентий Анненский
    Буддийская месса в Париже
    Ф.Фр. Зелинскому

    1

    Колонны, желтыми увитые шелками,
    И платья рёсhе и mauve в немного яркой раме
    Среди струистых смол и лепета звонков,
    И ритмы странные тысячелетних слов,
    Слегка смягченные в осенней позолоте,-
    Вы в памяти моей сегодня оживете.

    2

    Священнодействовал базальтовый монгол,
    И таял медленно таинственный глагол
    В капризно созданном среди музея храме,
    Чтоб дамы черными играли веерами
    И, тайне чуждые, как свежий их ирис,
    Лишь переводчикам внимали строго мисс.

    3

    Мой взор рассеянный шелков ласкали пятна,
    Мне в таинстве была лишь музыка понятна,
    Но тем внимательней созвучья я ловил,
    Я ритмами дышал, как волнами кадил,
    И было стыдно мне пособий бледной прозы
    Для той мистической и музыкальной грезы.

    4

    Обедня кончилась, и сразу ожил зал,
    Монгол с улыбкою цветы нам раздавал,
    И, экзотичные вдыхая ароматы,
    Спешили к выходу певцы и дипломаты,
    И дамы, бережно поддерживая трен,-
    Чтоб слушать вечером Маскотту иль Кармен.

    5

    А в воздухе жила непонятная фраза,
    Рожденная душой в мучении экстаза,
    Чтоб чистые сердца в ней пили благодать...
    И странно было мне, и жутко увидать,
    Как над улыбками спускалися вуали
    И пальцы нежные цветы богов роняли.
     
    Последнее редактирование: 21 мар 2015
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    в 1893 г. в Чикаго проходит конгресс религий гда были представлены и буддисты
    в 1897 г. в США было открыто отделение Общества Маха Бодхи. лидер - цейлонский миссионер Анагрика Дхармапала
    В 1901 первый европеец - англичанин Ален Беннет принимает монашество на Цейлоне
    в 1903 г. создано Общество буддийской миссии Германии. лидеры Шультце и Зайденштюкер. Это было чисто европейское предприятие. буддизм как научная религия познания и истинный гуманизм активно противопоставлялся христианству как виновнику Заката Европы и религии люмпенов. признавался палийский канон.
    в 1906 г.в Лейпциге прошёл Буддийский конгресс с участием европейских и азиатских буддистов
    в 1907 г. было создано буддийское общество Великобритании и Ирландии, объединившие учёных-буддологов палийской школы и европейских сторонников буддизма.
    в 1908 Доржиев открыл буддийскую академию в Калмыкии
    в 1909 г. был заложен буддийский храм Калачакры в Петербурге (первая служба в 13 г, освящён в 15 г.)
    в 1911 г. на Цейлоне основан Островной скит - специально для западных монахов
     
    Последнее редактирование: 21 мар 2015
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    На этом фоне нач. 20 в. одна из интереснейших фигур это Фёдор Щербатский (он жил в России, но основные работы писал по-английски). Крупный буддолог, учитель О. Розенберга, он пришёл к необходимости не филологического, а герменевтического перевода будийских источников. Предметом его исследований стали буддийская гносеология и логика. По сути он переводил древние трактаты на современный философский язык и обнаружил удивительное сходство именно с последними европейскими течениями (теория относительности, работы Гуссерля, Бергсона, нео-кантианство и т.д.) .
    На востоке Щербатского восприняли не как буддолога , а как действительно крупного европейского буддийского мыслителя )
     
    Последнее редактирование: 21 мар 2015
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    Если мы возьмём Россию серебряного века, то обнаружим, что буддизм , скажем так, присутствовал в интеллектуальной жизни. Настолько , что в 1916 г. вышла книга Кожевникова Буддизм и христианство с целью спасения нестойких умов от буддийского соблазна. Цель - доказать, что у буддизма с христианством ничего общего нет и не было.
    Буддизмом интересовались многие из культурной элиты, но больше как олицетворением индийской культуры. Многие изучали санскрит. Волошин был близок Доржиеву, Рерих участвовал в строительстве буддийского храма. Очень сильно увлекался буддизмом Бальмонт (он перевёл Ашвагхошу).
    Но большинство на таком уровне:

    Мережковский. Нирвана.

    И вновь, как в первый день созданья,
    Лазурь небесная тиха,
    Как будто в мире нет страданья,
    Как будто в сердце нет греха.
    Не надо мне любви и славы:
    В молчаньи утренних полей
    Дышу, как дышат эти травы...
    Ни прошлых, ни грядущих дней
    Я не хочу пытать и числить.
    Я только чувствую опять,
    Какое счастие - не мыслить,
    Какая нега - не желать!

    САКЬЯ-МУНИ

    По горам, среди ущелий темных,
    Где ревел осенний ураган,
    Шла в лесу толпа бродяг бездомных
    К водам Ганга из далеких стран.
    Под лохмотьями худое тело
    От дождя и ветра посинело.
    Уж они не видели два дня
    Ни приютной кровли, ни огня.
    Меж дерев во мраке непогоды
    Что-то там мелькнуло на пути.
    Это храм, - они вошли под своды,
    Чтобы в нем убежище найти.
    Перед ними на высоком троне -
    Сакья-Муни, каменный гигант.
    У него в порфировой короне -
    Исполинский чудный бриллиант.
    Говорит один из нищих: «Братья,
    Ночь темна, никто не видит нас,
    Много хлеба, серебра и платья
    Нам дадут за дорогой алмаз.
    Он не нужен Будде: светят краше
    У него, царя небесных сил,
    Груды бриллиантовых светил
    В ясном небе, как в лазурной чаше...»
    Подан знак, и вот уж по земле
    Воры тихо крадутся во мгле.
    Но когда дотронуться к святыне
    Трепетной рукой они хотят -
    Вихрь, огонь и громовой раскат,
    Повторенный откликом в пустыне,
    Далеко откинул их назад.
    И от страха всё окаменело,
    Лишь один - спокойно-величав -
    Из толпы вперед выходит смело,
    Говорит он богу: «Ты неправ!
    Или нам жрецы твои солгали,
    Что ты кроток, милостив и благ,
    Что ты любишь утолять печали
    И, как солнце, побеждаешь мрак?
    Нет, ты мстишь нам за ничтожный камень,
    Нам, в пыли простертым пред тобой, -
    Но, как ты, с бессмертною душой!
    Что за подвиг сыпать гром и пламень
    Над бессильной, жалкою толпой,
    О, стыдись, стыдись, владыка неба,
    Ты воспрянул - грозен и могуч, -
    Чтоб отнять у нищих корку хлеба!
    Царь царей, сверкай из темных туч,
    Грянь в безумца огненной стрелою, -
    Я стою как равный пред тобою
    И, высоко голову подняв,
    Говорю пред небом и землею:
    «Самодержец мира, ты неправ!»».
    Он умолк, и чудо совершилось:
    Чтобы снять алмаз они могли,
    Изваянье Будды преклонилось
    Головой венчанной до земли, -
    На коленях, кроткий и смиренный,
    Пред толпою нищих царь вселенной,
    Бог, великий бог, - лежал в пыли!

    Толстой написал Жизнь Будды и приравнивал его по значению к Христу (именно это видимо более всего взбесило Кожевникова).

    Циолковский написал книгу под названием Нирвана (1914 г.). Там он рассматривал подробно приятные, неприятные и нейтральные ощущения и вывел логически первые две благородные истины , с выводом:
    Счастливая жизнь это «тихое, постепенное, гармоническое развитие всех человеческих сил, без напряженного, мучительного труда, на пользу всего живого; это победа человека над природой; избавление всего существующего от мук».

    Русские религиозные философы относились к буддизму отрицательно (в основном толковали всё про тоже стремление к самоубийству в сочетании с "небывалым превозношением человека"). Федотов, Лосский, Н. Трубецкой выразили к нему своё глубокое отвращение. Вообще евразийцам он не нравился. Хотя казалось бы... (потом эту нелюбовь унаследует "последний евразиец" Лев Гумилёв).Тему буддизма также затрагивали (более нейтрально, но в целом критически) Франк, Бердяев, С.Булгаков.
     
    Последнее редактирование: 22 мар 2015
    La Mecha нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    Белые и красные.

    В 1919 г. в Петербурге произошло два события: был разгромлен и разграблен буддийский храм, библиотека и архивы сожжены. И прошла первая выставка буддийского искусства . вместе с выходом т.с. манифеста российской буддологии - книги Жизнь Будды - индийского учителя жизни под авторством Ольденбурга, Владимирцова, Щербатского и Розенберга.
    в 1920 г. в буддизм переходит белый генерал Унгерн фон Штернберг. Мотивы этого акта были оригинальны. Барон был соловьёвцем. И решил буквально воплотить пророчество философа о нашествии на прогнивший Запад жёлтых орд. Для этого он придумал Орден военных буддистов с целью воцарения в России апокалиптического царя Михаила (Романова. Унгерн не знал, что тот мёртв).
    в 1924 г. Доржиев добивается возобновления буддийского храма в Петрограде. - в это время у большевиков возникает идея проникновения в Тибет. В связи с этим ОГПУ проявляет интерес к экспедиции Рериха. Последний , очевидно, тоже возлагал на большевиков определённые надежды.
    В 1926 г.в Урге выходит книга Елены Рерих "Основы буддизма", где Будда предстаёт революционером, а буддизм революционным учением для преобразования жизни. (любопытно, что эту позицию поддержал и Доржиев)
    Но роман не состоялся.

    Однако результатом стала ещё одна серия захватывающего сериала про Шамбалу и Агарти - важнейшего компонента нью-эйджевой мифологии.
     
    Последнее редактирование: 26 мар 2015
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    1921 г. Герман Гессе одним из перых поднимает вопрос об изучении медитации

    "
    РЕЧИ БУДДЫ

    Идущая из Индии духовная волна, вот уже сто лет ощутимая в Европе и особенно в Германии, стала ныне зримой для всех; что бы там ни думали и ни говорили о Тагоре и о Кайзерлинге, тоска Европы по духовной культуре Древнего Востока очевидна.

    Выражаясь психологически, Европа начинает страдать некоторыми симптомами упадка. Ее духовная культура, доведенная до предела односторонности (яснее всего проступающей, например, в научной специализации), нуждается в корректировке, освежении с противоположного полюса. Всеобщая тоска выражается не только в стремлении к новой этике или новому образу мышления, но и к тем духовным функциям культуры, которые не выполняет наша интеллектуалистическая духовность. Люди тоскуют не столько по Будде или Лао-цзы, сколько по йоге. Мы убедились, что человек может развить свой интеллект до удивительных высот, не управляя при этом собственной душой...

    Переводы Ноймана немецкие литераторы осмеяли за дословное воспроизведение повторов, кажущихся на первый взгляд бесконечными. Некоторым же эти спокойные, бесконечно текущие ряды образных медитаций напоминают замкнутые круги молитв. Такая критика, какой бы остроумной она ни была, происходит из установки, которая для существа дела неудовлетворительна. Речи Будды - не выжимка из его учения, а примеры медитаций и само медитирующее мышление, которому мы можем научиться. То, что медитации могут принести другие, более ценные, чем научное мышление, результаты - вопрос праздный. Цель и результат медитаций - не познание в смысле нашей западной духовности, а изменение картины сознания, техника, цель которой - чистая гармония, одновременное и равноправное сотрудничество логического и интуитивного мышления. О достижимости такой идеальной цели судить мы не можем, в этой технике мы сущие дети и начинашки. Но для проникновения в технику медитации нет более непосредственного пути, чем чтение и изучение "Речей Будды". Есть еще немало нервозных немецких профессоров, опасающихся некоего буддистского потопа, гибели западной духовной культуры. Но западная культура не погибнет, и Европа никогда не станет царством буддизма. Кто прочел речи Будды и стал буддистом, нашел в них, вероятно, утешение, но тем самым он избрал аварийный выход вместо того, чтобы пойти по пути, который может указать Будда.

    Модница, кладущая рядом с бронзовым Буддой из Цейлона или Сиама три тома "Речей Будды", того пути не найдет, равно как и аскет, спасающийся от пустоты убогих будней опиумом догматического буддизма. Если мы, жители Запада, хоть немного научимся медитации, то результаты ее у нас будут совершенно другими, чем у индийцев. Она станет для нас не опиумом, а средством углубленного самопознания, что было первым и священнейшим требованием для учеников древнегреческих мудрецов."

    1921 регистрация "буддийского прихода" в Германии. ряд немецких буддистов официально принимают обеты мирянина.
    1922 роман Гессе - "Сидхартха"
    1923 врач Дальке строит "Буддийский дом" во Фронау
    1925/26 начинает выходить биллютень Буддизм в Англии ( позднее создан журнал "Срединный путь"
    1926 в Лондоне открыта первая в европе вихара (монастырь тхеравады)
    1927 буддизм принимает писатель Густав Майринк
    1929 калмыки-белоэмигранты строят буддийский храм в Белграде
    во Франции основано общество "Друзья буддизма"
    1934 первый европейский буддийский конгресс
     
    Последнее редактирование: 23 мар 2015
    list нравится это.
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    Подведём предварительные итоги. Изначально буддизм распротранялся в Европе благодаря развитию буддологии. Именно работы буддологов и были по сути первыми "доктринальными текстами" ) Изначально буддизм воспринимался прежде всего как этическое учение и как учение парадоксальным образом отличное от христианства по базовым параметрам. Интерес к буддизму, переходящий в увлечение был вызван внутренними подвижками в западном обществе, он выступил не как экзотическое "восточное" учение, а как закономерный этап самопознания западной культуры. До 20-х гг. ,по крайней мере, буддизм был зеркалом в котором Запад видел сам себя (после того как оправился от первого шока и вообще что-то смог увидеть). Наверно первым кто стал рассматривать буддизм не как отражение а сам по себе и как живую целостную систему был О. Розенберг (1918-19). Только к нач. 20 в. в поле зрения европейцев стала входит буддийская философия (логика и гносеология), только к 20-м гг. фактически была осознана роль медитации. Ритуально-литургический аспект изначально воспринимался как третьестепенный. Фактически буддизм стал находкой представителей оранжево-зелёного мема, которые устали биться о непробиваемо-синий бетон господствующей формы христианства.
    Был и "эзотерический" поход, связанный с теософией, в нём из буддизма выбирались элементы , которые можно было бы положить в основу новой универсальной религии. По сути, запоздавшим адептом этой эпохи был и Даниил Андреев.
    Связь буддизма в Европе с прогрессизмом, поззитивистским настроем, пацифизмом и т.д. привела к его отторжению сторонниками традиционализма и "бытового исповедания"(этнографического христианства) - такими как евразийцы. Категорически отверг буддизм и основатель мистического традиционализма Рене Генон.
    Не устраивал он и убеждённых европоцентристов (например, кайзер Вильгельм 2 однозначно связывал буддизм с учением Антихриста). Для христианской мысли буддизм стал одним из интеллектуальных вызовов, заставивших актуализировать многие "зелёные" потенции самого христианства (что в конце концов вылилось во 2-й Ватиканский собор). От буддизма отталкивались как от неприемлемой альтернативы философа персоналисты и экзистенциалисты.
    Но самыми нетерпимыми противниками буддизма оказались большевики. В 31 г. началось уничтожение буддизма в Калмыкии. Гонения шли на все религии, но , пожалуй, ни одна не уничтожалась с такой страстью и под корень- не только были арестосваны все ламы и закрыты все монастыри, но и были разрушены почти все здания и физически уничтожены библиотеки, типографские доски, предметы культы и религиозного искусства (кроме того, что успели забрать музеи атеизма). В 35 г. был закрыт храм в Ленинграде. в 37 г. были арестованы и расстреляны все его обитатели. В Бурятии был арестован и вскоре умер в тюрьме 85-летний Агван Доржиев. Были арестованы все ведущие буддологи. Исключение составил академик Щербатский - он умер своей смертью, но с 36 г. не имел возможности публиковаться.
    В нацистской Германии буддизм в общем не преследовался (видимо его защищал авторитет Вагнера и Ницше - последний считал буддистов честными слабаками, в отличие от христиан - слабаков агрессивных и назойливых). Но и, вопреки легенде, никаких лам при фюрере не состояло. Экспедиция в Тибет была - она установила с Тибетом регулярную радиосвязь, доказала наличие у тибетцев арийских черт, собрала большие видеоматериалы по магии бон и привезла письмо регента с заверением в дружбе к "его светлости королю Германии Гитлеру" (дело этим ограничилось, потому что Оракул сообщил, что хотя "речи фюрера сладки, но сам он подобен дракону").
     
    Последнее редактирование: 26 мар 2015
    list и plot нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    Во время второй мировой дейтельность буддийского сообщества практически замирает:
    в 1940 г. перестаёт действовать лондонская вихара, в 1941 г. гестапо закыло берлинской буддийское общество, в 1943 калмыки как "народ-предатель" депортированы в Казахстан, в 1944 прекратил действовать калмыцкий храм в Белграде
    Kalmyk_Temple_in_Belgrade.JPG (затем разрушен)

    Возрождение начинается только в 50-е гг.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.430
    Симпатии:
    6.205
    в 1954 г. снова открылась вихара в Лондоне, "буддийский дом во Фронау" в Германии был в 1957 г. выкуплен тхераваддинам и тоже стал монастырём.

    Буддизм второй пол. 20 в. имел ряд особенностей по сравнению с первой половиной.
    Во-первых это был"школьный" буддизм - в Европе появляются филиалы практически всех существующих буддийских школ. приезжают довольно многочисленные восточные наставники. (одним из первых становится отделение дзидо-синсю в Британии в 52 г, в том же году тхеравадинское общество Дхармадутта и ваджраянское Арья майтрейя мандала в Германии)
    Во-вторых акцент резко переместился с этики и теории на психопрактику.
    значительно возрастает влияние буддизма на массовую культуру, с западным христианством был фактически заключен неформальный пакт о ненападении (в связи с наступлением нового материализма , а потом и исламского фундаментализма).
    буддизм становится частью культуры конкретно зелёного (потом и жёлтого) мемов.
    Из направлений - 60-е гг. проходит "дзэнский бум" (ещё ранее дзэн оказал влияние на психоанализ (Юнг, Фромм) затем и на экзистенциализм.), в 70-е ваджраянский (в связи с прибытием большого числа учителей из числа тибетских эмигрантов).

    Из всего этого отнюдь не следует, что буддизм стал массовой религией в Европе, если в тридцатые общее число европейских буддистов насчитывало несколько тысяч человек, то к 90-м гг. ок. 1,6 млн.
     

Поделиться этой страницей