Камень св. Иеронима

Тема в разделе "Пёстрые листки", создана пользователем Соня, 6 сен 2016.

  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    Камень св. Иеронима

    С темой аскезы связаны странные и даже отталкивающие, но настойчиво проявляющиеся в разных религиозных культурах аскетические практики. Чтоб не множить и не обсуждать конкретные сомнительные примеры, можно указать на весьма известного святого Ерему.

    Иконография этого выдающегося ученого, создателя Вульгаты (перевода всей! Библии на латынь) может быть сколь угодно неполной. В ней может отсутствовать пошедший к нему в услужение исцеленный им от занозы лев (превед медвед!: привет от медведя Сергия Радонежского)
    Пещера, буддийский череп и даже знаменитая красная широкополая шляпа.
    Но самым характерном в изображении этого интеллектуала* был камень, которым он непрестанно бил себя в грудь, считая силу своего изможденного кулака недостаточной для покаяния.
    Физическая боль мгновенно трансмутирующая в энергию духовного устремления.
    ---
    *) О себе Иероним говорил: "Я философ, ритор, грамматик и диалектик, иудей, грек и латинянин".
    ---
    Сам же Иероним, несмотря на то, что был одним из учителей Церкви, до конца жизни не в силах был отказаться от Цицерона и Вергилия, Плавта и Теренция, Горация и Саллюстия, Светония и Сенеки. Статистика показала, что на 1223 страницы его текста приходится 284 аллюзии и цитаты из классиков
    ---
    На него ополчились многие представители высшего римского общества, которые были возмущены сатирой Иеронима, ходившей по рукам под заглавием "О сохранении девственности". Сатира была написана в форме письма к Евстохии, дочери отменной римской дамы Павлы, его последовательницы. Конечно, подробности, касающиеся плотской и грешной любви, в книге Иеронима были не для девичьих ушей.

    Святой Иероним в живописи

    Иероним Стридонский

    Поскольку он является святым покровителем переводчиков, можно оживить мое непопулярное повествование прогулкой по истории мировой художественной культуры.

    Картин посвященных Св.Иерониму великое множество, но условно их можно разделить на несколько основных групп:
    1.Св.Иероним как ученый, переводчик Библии. Изображается, как правило, в своей келье, которая вообще-то представляет неплохой кабинет.
    2. Св. Иероним в пустыне. Здесь, он изображается и молящимся, и кающимся, и посещаемый различными видениями и искушениями.
    3. Св.Иероним, как отец церкви, епископ, в соответствующем облачении.
    4. Последние причастие и смерть Св. Иеронима.

    Контекст темы призывает ограничиться чисто аскетическими мотивами, но велик соблазн вспомнить тут "отцов живописи", которых много больше, чем Отцов Церкви, коих неизменно четыре:

    "Римские" (автоматически и православные) отцы церкви* :
    Амвросий Медиоланский,
    Иероним Стридонский (345—420),
    Аврелий Августин Блаженный (Doctor Gratiae)
    Григорий Великий (папа в 590—604);
    *) В католичестве и православии к Отцам Церкви относят одних и тех же подвижников, но при этом существует разница в уровне их почитания
    ---
    На что наши "схизматики" не преминули дать свой достойный ответ Западу:
    Греческие отцы церкви (признаны в 1568 г.):
    Афанасий Александрийский (296—373),
    Василий Великий,
    Григорий Богослов,
    Иоанн Златоуст.

    Совершенно особая, таинственная и трогательная история связана с этим образом (Иеронима) в творчестве Боттичелли....
    Кому еще неведомо мое занудство - лучше сразу зажмуриться.
    /В большинстве случаев, смотреть по клику - не в пример лучше/
     
    Последнее редактирование: 6 сен 2016
    La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    Начну с наименее мне известных:

    Алонсо Кано (булыжник!)

    [​IMG]
    Bastiano Mainardi

    [​IMG]
    Marco Zoppo

    [​IMG]
    Simon Bening

    [​IMG]
    Гарофало (Бенвенуто Тизи)


    [​IMG]
    Master of La Seu d`Urgell

    [​IMG]
    Ян ван Хемессен

    [​IMG]
    Georges de La Tour

    [​IMG]
    пишут что Georges de La Tour; на самом деле - Bartolomeo Di Giovanni

    [​IMG]
    Антонелло да Мессина

    [​IMG]
    Альбрехт Альтдорфер

    [​IMG]
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    Босх
    (всеобщему любимцу по блату без камня. Но и без камня , страсти - полные мордасти!)
    [​IMG]
    Sir Anthony van Dyck
    (на то и империя, чтоб посвящать в лорды не за национальность, а за заслуги)

    [​IMG]
    Lucas Van Leyden

    [​IMG]
    Бернардино Луини

    [​IMG]
     
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    Якопо Беллини
    (это папа Джованни и Джентиле Беллини, а также - тесть великого Андреа Мантенья)
    Картина плохо сохранилась, но и вообще его картин (как и картин Джентиле, в отличие от Джованни) сохранилось совсем немного.

    [​IMG]
    Пьетро Перуджино

    [​IMG]
    Альбрехт Боутс

    [​IMG]
    Чима да Конельяно

    [​IMG]
    Luca Signorelli

    [​IMG]
    Sodoma

    [​IMG]
    Фра Филиппо Липпи
    (Скандальезный, известный не только своими любовными похождениями монах. Учитель Боттичелли)

    [​IMG]
    Сандро Боттичелли (соболезнует Саванароле /см./)

    [​IMG]
    Франческо Боттичини (хоть и современник Боттичелли и тоже флорентиец, но лучше не путать)

    [​IMG]
    Филиппино Липпи - как можно догадаться, сын Фра Филиппо Липпи, но уже считается учеником Боттичелли (хотя больше - коллега и соавтор)
     
    La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    [​IMG]
    Ханс Бальдунг - великий ученик великого Дюрера

    [​IMG]


    [​IMG]
    А вот и сам Альбрехт Дюрер

    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    Лукас Кранах Старший
    (в живописи все Старшие; Младший - лишь Гольбейн)

    [​IMG]



    [​IMG]
    Фра Анджелико (видно ангела по полету, да?)

    [​IMG]
    Пьеро делла Франческо
    (другой такой же: его картины называли "иконами молчанья")

    [​IMG]
    Иоахим Патинир

    [​IMG]


    (камушек мал, да востер)
    [​IMG]
    Лоренцо Лотто

    [​IMG]



    [​IMG]



    (булыжник отложен лишь не надолго;
    а вообще загадочных картинок "найди камень" старалась избегать)
    [​IMG]
    Якопо Понтормо 1528 год
    Совершенно изумительная и вполне модернистско-экспрессионистическая картина, проникновенно раскрывающая содержательную часть "технологии биения".
    Чего и можно было ожидать от флорентийского основоположника маньеризма, этого экспрессионизма 16 века.
    (зацените величие и современность маньериста, современника Мкеланджело!
    Потому что маньеризм это не упадок, а экспрессионизм)

    [​IMG]
    Тициан (Тициано Вечеллио)

    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]
    Luis Tristán De Escamilla (ученик Эль Греко)

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 6 дек 2017
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    [​IMG]
    Франсиско Зарсильо-и-Алькараса
    Немного скипидара под хвостом не помешает даже самому целеустремленному скакуну.
    А борьба с плотью - вообще дело десятое и есть просто очередной психотехнический прием.


    [​IMG]

    Джорджо Вазари (тот самый)



    [​IMG]

    Перуджино - Иероним. 1512-1515
    (там не вместилось)


    [​IMG]

    Козимо Тура - Около 1474


    [​IMG]


    Джованни Беллини 1505 "Святой Иероним читает на природе", а камушки (как и во многих прочих картинах) лежат неподалеку, что завсегда были под рукой [​IMG];)

    [​IMG]

    Гвидо Рени

    [​IMG]

    Якопо Пальма Младший 1596; камень снова под рукой (вернее, под ногой).
    В руке же - по словам Будды, "превосходнейшее из всех созерцаний" - созерцание собственного неминуемого будущего; черепа, мало уж чем отличающегося от головы подвижника. В чем и аскетически-эстетический смысл картины.



    [​IMG]

    Караваджо (череп снова уступает место камню)


    Эль Греко

    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]
    Хосе де Рибера
    (вот кто понимал суть дела!)

    [​IMG]
    Paolo Veronese

    [​IMG]



    Леонардо да Винчи




    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 6 дек 2017
    La Mecha нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    От камня Иеронима - к шляпе Иеронима

    [​IMG]

    Это такая кардинальская шляпа.

    Форма одежды у них была такая - кардинальская . С той поры само слово "кардинал" стал означать яркий оттенок красного.

    Philippe de Champaigne

    [​IMG]

    Узнаете лучшего друга сразу 4х, нет - лучше 3х мушкетеров?

    Филипп де Шампень
    Тройной портрет кардинала Ришелье
    [​IMG]



    Вообще-то, растроение личности в живописи случается
    Тройной портрет Карла I (Ван Дейк )

    [​IMG]




    Понятно, что Рубенс тут танцевал от легендарной красной шляпы. Начал танцевать и... затанцевался.


    [​IMG]


    Пауль Рубенс 1625 год - ну чем не Ренуар?!
    Под такую шляпку так и просится ренуаровская дошкольница.

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    Шляпа ты кардинальская! или А кто тут еще шляпу надел?
    (От Рубенса к Ренуару)


    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]




    [​IMG]
     
  10. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.840
    Симпатии:
    2.655
    Хмм, забавные вещи происходят - движение от святого Иеронима к изящным ренуаровским головкам.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    Хорошо еще, что не от распятия ко льву :)
    Ведь это все - атрибуты иконографии Иеронима.
    Так что пока дрейф случился лишь от камня к шляпе.
    Еще может случиться помянуть святого Иеронима как покровителя переводчиков :)
     
  12. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.840
    Симпатии:
    2.655
    Отчего ж не ко льву?
    Лев - фигура неоднозначная, геральдическая, коронованная. )

    Можем заодно как-нибудь в связи помянуть и Исидора Севильского (покровителя всех компьютерщиков и имеющих отношение к оным).
    :) :
    Так же в данном шляпном ассоциативном ряду невольно вспоминается:

    Вот человек,
    Потерявший шляпу.
    Вот шляпа,
    Потерянная человек.
    И каждый миг,
    Словно камень (снова камень!),
    Катящийся в бездну,
    Увеличивает расстоянье
    Между потерянным и потерявшим.

    :) :
     
    Соня нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.994
    Симпатии:
    478
    Рембрандт 1632 год.

    [​IMG]


    Джованни Беллини 1505 "Святой Иероним читает на природе", а камушки (как и во многих прочих картинах) лежат неподалеку, что завсегда были под рукой [​IMG];)

    [​IMG]

    Андреа Монтенья 1451 год

    [​IMG]

    Ян ван Эйк, первая четверть 15 века.

    [​IMG]

    Доменико Гирландайо 1480 год

    [​IMG]

    Лоренцо Монако 1420 год

    [​IMG]

    Караваджо, Святой Иероним

    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]
     

Поделиться этой страницей