Критика буддизма (со всем почтением)

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 10 апр 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Понимаю, что это самое неблагодарное дело - критиковать какое-либо учение. Сразу находится множество обиженных людей. В данном случае меня извиняет то, что сам я являюсь человеком, который дышит к буддизму весьма и весьма неровно и с любовью изучает это учение и эту практику изнутри. Так или иначе, хочу заранее попросить прощения у всех, кого может задеть ниже написанное.

    Будда совсем ничего не говорит о том стремлении, которое подвигает существо (человека) идти по пути Дхармы. Стремление к не-помрачённости само по себе у Будды не освещается никак. Он постулирует наличие помрачений, вплоть до самых глубинных, но не касается стремления к не-помрачённости, лишь упоминает о такой непомрачённой мотивации, которую следует развивать – о стремлении к следованию Дхарме. Между тем это очень важный момент. Откуда берётся это стремление?

    Если бы оно не было свойственно живым существам изначально, то мир никогда бы не увидел Дхармы и Будда никогда не появился бы в мире, поскольку Дхарма на пустом месте образоваться не может. Если же это стремление свойственно живым существам изначально, то открывается возможность скорректировать буддийскую доктрину.

    Итак, буддизм утверждает, что есть состояние [ума], свободное от помрачений (А). Есть помрачения, отделяющие нас от этого состояния (Б). Соответственно, мы должны определённым образом преодолеть помрачения (постигнув их природу).

    Однако, к этой схеме мы добавляем то самое упущенное звено: кроме А и Б есть ещё В – стремление от помрачённого состояния к непомрачённому. И тут возникает интересный парадокс. Оказывается, что после введения пункта В необходимость в пунктах А и Б отпадает. Пункт А – гипотетический и, прямо скажем, абстрактный, а пункт Б проистекает из него. А вот пункт В непосредственно дан нам в ощущениях и для того чтобы следовать этому стремлению, совсем не нужно постулировать наличие конечного пункта и чего-то, что нужно преодолевать на пути к этому пункту. Такой подход, кажется, более свойственен суфизму.

    Чтобы яснее понять о чём речь, рассмотрим аналогию, в которой ищущего уподобим мужчине, влюблённому в женщину. Если спроецировать на эту ситуацию буддийский подход, то это выглядело бы следующим образом: мужчина устанавливает для себя некое идеальное состояние своих отношений с данной женщиной. Например - женитьба, дети, «и умерли они в один день». Всё, что мешает достижению этой цели, он считает препятствиями, которые необходимо так или иначе преодолеть. Соответственно, появляются понятия о желательных и нежелательных явлениях, целеустремлённость и прочее. При этом, что интересно, само чувство, сама любовь, как бы остаётся в стороне.

    Нежелательное и желательное в буддизме закладывается уже в Четырёх Благородных Истинах. Духкха полагается нежелательной, избавление от духкхи – желательным. Помрачения полагаются препятствиями на пути от нежелательного к желательному. Буддизм всячески пытается отойти от дуализма, но сам же и порождает очередной дуализм.

    Суфийский подход бы выглядел иначе: не выделяется никаких идеальных целей, взгляд направлен на то, что происходит прямо здесь и сейчас. А здесь и сейчас имеет место чувство, толкающее его делать всё самое лучшее для этой женщины. Без ожидания наград и установления целей. Просто каждый день, каждый час делать всё самое лучшее, так, будто нет ни будущего, ни прошлого. При этом подходе не требуется вводить концепцию о желаемом состоянии их отношений и соответственно, нет необходимости рассматривать какие-либо события как препятствия на пути к чему бы то ни было.

    Таким образом, мы получаем сразу несколько следствий:

    1. Путь приобретает векторный характер, а не путешествие в некий гипотетический пункт.

    2. Исчезает своего рода аскетическое начало, свойственное буддизму (несмотря на то, что крайности аскетизма он отвергает). Это аскетическое начало обусловлено самим целеполаганием, появлением препятствий и необходимостью их преодоления. И порождает оно, например, такие явления как приверженность монашеству (буддизм изначально был сугубо монашеским учением), строгим регламентам поведения (Виная для монахов насчитывает несколько сотен правил и заповедей!) и т.д.

    3. Сами «помрачённые импульсы» теперь предстают в новом свете – лишь как отражения и искажения изначального стремления.

    Однако, безусловно, нельзя сказать, что буддизм лишён элементов и представителей второго пути. Здесь обсуждается только концептуальная основа учения. На практике многие буддисты избегают этой ловушки, но сама она, как мне кажется, заключена в изначальной концепции.
     
    Соня нравится это.
  2. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Склонен согласиться. Обычная для ортодоксальных буддистов (и не только будистов) отмазка от такой постановки вопроса сводится к поучению типа - "сейчас ты омрачён и о пути верным образом судить не можешь, вот преодолеешь омрачения, тогда и с мотивированностью следования Дхарме тебе всё понятно станет". Омрачения при эдаком подходе де-факто становятся чем-то базовым, требующим основного внимания...
     
  3. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    :dunno:

    Дхармы, которые не содержат семян сансары.

    Сам Будда, может, и не касался этого непосредственно, но в "Абхидхарме" это разбирается по крайней мере.
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Это понятно. Я имел в виду не академически, а практически. То, о чём ты говоришь, как раз равносильно утверждению что есть непомрачённое и помрачённое и далее по тексту.
    На практике оказывается, что из-за особенностей изначальной доктрины, как заметил Рауха, основное внимание уделяется помрачениям, а не тому, что выводит за их пределы.
     
  5. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Практически это обозначает, что если ты используешь дхармические способы и мотивации из них вытекающие, то ты находишься вне сансары и идёшь по пути освобождения от страданий. Сами тексты "корзин" уже находятся вне помрачений.
    Они уже отсекают все помрачения, как мне кажется.

    Всё что связано с Дхармой -- прокалено на огне слова будд всех времён и не имеет зависимостей клеш.
    А в чём эта изначальная доктрина, о которой ты говоришь?
    Если не трудно, повтори пожалуйста кратко?
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    ЧБИ. :dunno:
    Коля, в чём, по-твоему, разница между буддийским и суфийским подходом к делу? Вот для меня, после ознакомления с тем и другим, бросилась в глаза вышеописанная разница.
    Имхо, ты абсолютизируешь эти тексты. Сами буддийские учителя говорят, что это лишь относительная истина. А текст сам по себе не может находиться вне помрачений или в них.
     
  7. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Как мне показалось. Не буду настаивать.
    У Васубандху другое мнение.
    Тексты Дхармы чисты сами по себе.
    Это как имена исихазма.
    В христианстве полемика была достаточно плотной.

    Сначала ответь на мой вопрос?
    В чём по твоему, если кратко, заключается доктирина буддизма по поводу мотиваций стремления к Дхарме.
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Избавление от страданий. В Махаяне акцент часто делается на то, чтобы самому стать тропинкой, по которой другие существа смогли бы пройти к избавлению от страданий.
    Для суфизма такая мотивация совсем не характерна.
     
  9. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Вот это-то и сомнительно, и сомнительно весьма (также, как и универсальность практики имяславия). Сами по себе тексты - это только форма, рупа. Абсолютизация формы порождает тиртху, суеверие. Традиции подверженные тиртхе теряют эффективность для Дхармы, вырождаются, что всегда подтверждается практикой.
    —— добавлено: 11 апр 2012 в 15:14 ——
    Доктрина - это рупа...
     
  10. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Кстати - да, сама доктринальность это уже симптом.
     
  11. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    То есть если не идёт избавление, то это не правильная доктрина?
    Может сам человек виноват, что он не может понять "Пармиты" и правильно их применить?

    Махаяна никогда не отрывалась от основного концепта. При всех разномыслиях её включающих.

    Бодхисатвы? Да. Да бодхисатвы приняли обет, но это не отрицает полного учения Будды, который если и не сформулировал его в формулировках доступных профанному сознанию, то по крайней мере дал его в спокойной доступности.

    То есть суфизм по твоему не стремиться к избавлению от страданий?
    Ты не правильно понял суфизм.

    И в чём это ошибался Васубандху?

    С этим не спорю. Флоренский зря заступился за это течение, а Лосев поддержал в своих последних работах.

    Имяславие повторяется во всех мне известных религиях.

    Ну да. Только ведущая форма к Нирване.

    То что произнесённое есть не самая высокая форма существования, об этом знает любой прикоснувшийся к буддизму.

    ?
    Такого не может быть. Раз Татхагата освободился этим словом -- значит и его последователи освободятся от круга сансары.

    В том-то и дело, что не рупа. Она прозрачна от клеш.

    Её -- нет!

    Ну так.
    Отрицание полное и сумасшедствие рядом живут.
     
  12. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Не уверен, что Васубандху, а не некоторые его интерпретаторы...
    Тексты не спасительны, также как и расписанные практики. Рупа...
    Рупа не ведёт к нирване, сосредоточенность на рупе тормозит в сансаре. Рупа - это ограниченность, закрытость, несовершенство. В конечном итоге - одна из причин неизбывности страдания. (см.учение о пратитье-саммупаде). Любая рупа.
    Татхагата освободился не этим словом а тем, что стояло за этим словом в соответствующем контексте. Формализация смысла и доктринальная фиксация слова дают совершенно обратные результаты, что и демонстрируется практикой. Слово Татхагаты было контр-доктринальным. "Правильных" и "хороших" доктрин не бывает, цель доктрины - сковывание сознания.
    Если её нет, зачем называть её доктриной?
    Рядом, но не вместе. Сумашествие это неадекватное следование норме. Освобождение в тотальном отрицании нормированности. Тотальном, последовательном и не формальном. Понты и неестественно эпатажные нарочитые акты не гарантируют нужного результата, особенно тем, кто к ним склонен.
     
  13. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Комментируют тексты Яшомитра, Асанга и Дхармашри.

    Без применния тексты бессильны.
    В остальных случаях они (тесты буддизма) работают очень качественно.

    Трипитака не является рупой.
    Даже если и произнесённая.
    Она прокаленаая и не имеет клеш.
    В этом и разница наших рассуждений. Нельзя принцип рупы доводить до абсурда.

    Согласен.

    Пусть тогда учителя Дхармы учат без слов, если смогут.

    Да прозрачна она от сансары! Клеши её не видят!
    Пусть и произнесённая.

    Да уж близко.
     
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я вообще не об этом, Коль.
     
  15. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    А о чём?

    Лично я в практиках ориентируюсь именно на это. То что даёт результат, то и применяю.
     
  16. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    В чём, по-твоему, проявляется эта "оченькачественность"?
    —— добавлено: 12 апр 2012 в 00:19 ——
    Трипитака - это слова и образы связанные в мифовую структуру. Как ни гляди - рупа.
    А это кумиротворение, тиртха.
    Надо просто быть последовательным. Абсурд тут только для того, кто на пол-дороги застрял.
    Слова - это форма, но форма не обязательно довлеет, если она гибка. Доктрина - это жёсткая форма, предназначенная именно для того, чтобы довлеть.
    Учителям Дхармы нет нужды избегать слов, так же, как и нет нужды повторять попугаями то, что произносилось в весьма отличном контексте.
    —— добавлено: 12 апр 2012 в 00:21 ——
    Это только декларация. Заклинание, причём заклинание эффективное только против заклинателя.
    Близко, но между ними пропасть.
    —— добавлено: 12 апр 2012 в 00:24 ——
    А может бегемот сам виноват, что мотоцикл водить не умеет?
    Речь тут не об одном человеке. Религия - штука массовая.
     
  17. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Обозначенный "принцип деградации формы", полагаю, с некоторыми поправками работает и против суфизма. "Векторность" тоже достаточно легко поддаётся формализации.
    Параллели между суфизмом и дзеном едва ли не банальны. Есть, как мне видится, и достаточно детальные совпадения. Например бусидо и футувват, явления достаточно схожие и достаточно неоднозначные при этом.
     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Мы только что вели об этом разговор с Максимом в личке. Начнём с того, что суфизм намного разнообразнее чем все буддийские традиции вместе взятые. Среди суфийских орденов есть очень даже аскетические, доктринёрские, даже фанатические по сути движения. Их ещё называют "орденами трезвости". Взять тех же Накшбандийя. Особенно это характерно в настоящее время для деревенских и североафриканских орденов.
    Ордена (в основном персидского происхождения), идущие от Руми, Аттара или Ниматуллы, принципиально отличаются, как мне кажется. Они максимально воплотили тот принцип, о котором я говорю, нмв. Это - ордена "опьянения", хотя Ниматуллахи удаётся сочетать развитую интеллектуальную сторону с "экстатической" (хотя вопрос об экстазе - отдельный; экстаз бывает разный).
    Напомню, что согласно буддийским преданиям, Майтрейя сформулирует Дхарму более совершенным способом. То есть такая более совершенная формулировка принципиально возможна и это признают сами буддисты. Не говорю, что кто-то из упомянутых суфиев был прямо-таки Майтрейей, но, кажется, они явно двигались в этом направлении.
     
  19. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    В оченькачественности они себя проявляют.

    Так что некоторые даже освобождаются под их руководством оченьнирванокачественно.

    А ты хотел, чтоб они рассказали нам о будущих возможностях христианской синергии?

    Как ни гляди -- ниббана!

    Не всякое слово судится.

    Ещё скажи библиолатрия.:)
    Разномыслия в Дхарме достаточно.
    Даже Абхидхарма на этом выросла.

    Абсурд тут только для того, кто не понимает, что по грязному пути освободиться нельзя.
    А Дхарма --чиста.

    Да?
    Слова -- это слова.
    То кто в них вслушивается понимает изначальный посыл, а не форму в которую они облеклись.
    Импульс был без слов.

    А может мотоцикл виноват, что не стал доступен для двухтонных личностей?
     
  20. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    И больше никак. А эта "оченькачественность" при этом - не более чем религиозная пропагандистика, сопутствующая практически всем культам.
    Допустить можно, доказать - вряд ли. Да и не нужно. Декларируется освобождение для ВСЕХ, а освобождаются ОЧЕНЬ немногие. Просто заоблачная "оченькачественность"...
    Ну да, да, конечно основная масса возжелавших нирваны сама виновата. Только в первую очередь в том, что либо возжелание это хоть и цинично-декларативное, но для сангхи вполне приемлемое, либо оно же к настоящим желаниям адепта отношение имеет весьма отдалённое, но разуверять этого самого адепта на фикк не надо никому. Очень быстро эти категории возжелателей становится основой и сангхи, и учения, так что если что-то в него и залетает от Дхармы, то быстро адаптируется и интерпретируется нужным авторитетному большинству сангхи образом. Очень качественность, ну просто очень-очень!
    —— добавлено: 14 апр 2012 в 14:17 ——
    :lol::lol: Которую видно воочию, чётко и недвусмысленно!:haha:
    —— добавлено: 14 апр 2012 в 14:18 ——
    Всякое произнесённое. И судится строго и равностно.
    —— добавлено: 14 апр 2012 в 14:19 ——
    Можно и так сказать. С полным на то основанием.
    —— добавлено: 14 апр 2012 в 14:21 ——
    "Разномыслия" - в смысле хайресиса. Т.е. фанатизма, доктринёрства, сектантства, формализма. С этим согласен.
    —— добавлено: 14 апр 2012 в 14:23 ——
    Тот, кто видит Дхарму в рупе, явно не на чистую дорогу свернул. Хоть и многие эту дорогу топчут, но ведёт она по кругу.
    —— добавлено: 14 апр 2012 в 14:27 ——
    Или не понимает никакого изначального смысла, а понимает то, что ему понять проще и приятней. И импульс ловит соответствующий. А понявший исходное значение перестаёт зависеть от зафиксированной и закультивированной словесной формы и сакрализированием её не озабочен.
    —— добавлено: 14 апр 2012 в 14:29 ——
    Хороший стимул для сбыта в магазине, посетители которого меньше двух тонн не весят.:clapping:
     
  21. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Проповедь Колёс требует большой самоотдверженности и мужества.
    Пропаганда чаще всего меркантильна и ангажирована.

    Спасение в христианстве задекларировано для всех, но очень немногие принимают его по благодати.
    Христос виноват, что как - то не так умер и сказал невразумительно?

    Как и в любой организации, в Сангхе действует социальный эгрегор.
    Ничего удивительного.
    Для практиков это если и мешает, то не столь сильно.

    Достаточно освобождения в этот день.
    И даже на этот час!
    Зачем заботиться о завтрашнем дне?

    Согласен.:)
    *
    Праздное слово, это которое не работает.
    Оно, пустозвонное, и судится.

    Не думаю, что дхармическое слово остановилось в развитии.
    Недавно прочитывал лекции практикующих тибетских учителей, не монографии докторов наук Институтов Востоковедения, что тоже бывает иногда интересно, а людей Сангхи.
    Удивился тому, насколько всё современно и актуально в их проповеди!
    А как по твоему Дхарму высказать?
    Жестами? Мимикой?

    Арупа что ли чище? Ни то, ни другое не является подспорьем для преодоления дуккхи.

    Вот так согласие!:clapping:
    Всё наоборот сказал!:)

    Как будто буддизм не отдаёт должной меры личному откровению.
    Учителя могут все уши обтереть тугодуму, но так ничего и не добьются от ученика в позитивном смысле.

    Размышление - то зачем в восьмеричном пути было заявлено?

    Покупатель продавцу:
    -- Мне лыжи и ботинки пятьдесят третьего размера!
    Продавец покупателю:
    -- А зачем вам лыжи?
     
  22. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Не более и не менее чем прочая религиозная пропаганда.
    Она вполне может быть мотивирована "идейностью".
    —— добавлено: 20 апр 2012 в 00:09 ——
    О Христе и смысле его заявлений разговор отдельный. И, если разговор сюда перескочил, то слово Иисуса зафиксированное в писании может являться (а может и не являться) только примером "Слова", актуального для ситуации "тогда и там". Сейчас и здесь надо просто иметь раскрытые уши.
    "Много званных мало избранных" - это безрадостная констатация, которая не повредила б для желающему приобщиться к буддийской традиции. Уточнённая некоторой конкретизацией. Например такой - считающий, что Дхармой является некая конкретная мифология (в бартовском смысле), по сути любая, хоть гиперсуперперебуддийская, подобен заявившемуся на брачный пир с неотмытым от копоти личиком. Такие "приглашённые" только поддерживают двойственность восприятия через девальвацию буддийского учения.
     
  23. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Без "великого поручения" не было б никакого христианства.
    Без слова проповедующих Дхарму -- не было б и услышавших.
    Вроде, очевидно.
    Пропаганда -- это когда государство и верхушка общин верующих начинает делать свои полёты с интересами.

    Может. Идейно.
    Монотеизм не идея?

    И что там такого "тогда и там" отменено временем?
    Про демократию Помазанник не сказал?
    Нанотехнологии в Своей мысли не обозначил?
    Америку не открыл на фрегатах авантюристов?

    Будда приглашал к Учению именно не вымытых.
    Вымытые прошли мимо в осознании своей великой чистоты.

    Притча-то о самоправедности, ИМХО. Взял от себя любимого и припёрся на пир.
     
  24. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Попугайски воспроизводить архаичные формы можно с толком только для подкормки эгоцентризма, самоутверждения через отождествление с чем-то "безусловно крутым". Это тоже форма пропаганды.
    Идея. Такая же куцая как и прочие идеи заколоченные в "правильную" форму.
    Если к тебе подойдёт некто с широкой мордой и скажет "а ну-ка, дотащи этот мешок вон до того дома", ты потащишь?
    И про свободу вероисповедания - скорее против, чем за, и про институт рабовладения в том же духе, и об истине восьмеричного пути - ничего однозначного...
    Сам такое выдумал, или надоумил кто?:haha:
    Потому только, что тебе так думать приятней?
    Очень большое такое ИМХО, ИМХИЩЕ просто!
    Мне надлежало у Иисуса осведомиться, не возражает ли он против такого моего использования его образа, зафиксированного за ним Авторским Правом?
    Да уж ясно не затем, чтоб на чужие и древние формулировки молиться. И не надо предсказуемо и тупо на меня обратную крайность вешать.
    Конечно-конечно. Если не пересказом Дхаммапады, то только мычанием!:sarcastic:
     
  25. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    Валерьянки сначала выпей пол-ведра прежде чем со мной так разговаривать?!
     

Поделиться этой страницей