Метта-бхавана

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 26 сен 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    К практике культивирования любящей доброты относится много различных практик. Почему-то расхоже мнение, что состраданию уделяется внимание только в буддизме Махамудры. Но это совершенно не так. В Тхераваде ему уделяется внимание ничуть не меньшее. Собственно, метта-бхавана это тхеравадинский термин. В качестве примера такой практики можно привести описание метта-бхаваны от учителя Па Аук Саядо.

    Другое описание от Бханте Вималарамси:
    В махаяне классикой практики сострадания является тонглен.
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Почему же практика сострадания настолько важна для буддизма. Дело в том, что сострадание имеет непосредственное отношение к самой буддийской практике. Сострадательное отношение это основа в том числе и медитативного метода в буддизме. Попробую объяснить, но для этого придётся начать немного издалека.

    Возьмём скажем анапанасати - практику слежения за дыханием. Будда учил культивированию благих психических факторов и нейтрализации неблагих. Поэтому дыхание в анапанасати оказывается не более чем опорой для этой цели. Что это значит практически: вот мы следим за дыханием и замечаем, что внимание отвлеклось скажем на какую-то мысль. Вместо того, чтобы, как в йогической практике, силой "взять внимание за шкирку" и вернуть на место, к дыханию, буддист оставляет эту отвлёкшую его мысль и переводит внимание к её источнику. А источник её - специфическое напряжение сознания. Необходимо обнаружить это напряжение в сознании, лежащее в основе того, что эта мысль оказывается активной. Когда оно обнаружено, практикующий его расслабляет. Делается это своеобразным "нежным" усилием, как бы успокоением. "Calm down" такой. На месте этого напряжения практикующий порождает или обнаруживает благое качество, а именно - тихую радость, как бы сияние, как бы внутреннюю улыбку. И после этого возвращается к дыханию. То есть дыхание оказывается лишь фоном, на котором отвлечения видны особенно отчётливо. В результате этой практики наше сознание оказывается как бы разглаженным, сияющим, чистым, спокойным и нерассеянным. Вот разница между этими двумя словами - "сосредоточенный" и "нерассеянный" - обычно не рефлексируется, а она очень важна. В буддизме как правило стремятся скорее к нерассеянному сознанию, а не к сосредоточенному.

    Так вот. При чём тут сострадание и вообще метта, любящая доброта. Дело в том, что вот это благое качество, которым мы замещаем напряжение, и с помощью которого мы, по сути, рассеиваем его, неотличимо от метты. Иными словами, метта это вообще-то основа просветления, как его понимает буддизм. Ни больше ни меньше. Если наша практика ведёт к очерствлению и отчуждённости, это не буддийская практика.

    И второй момент, почему именно сострадание настолько важно. В буддизме именно сострадание является тем драйвером, который толкает человека сосредоточить все силы на пути. Поначалу это, конечно, не так. Но постепенно это становится главной и даже единственной мотивацией. Всепоглощающее сострадание ко всем чувствующим существам.
     
    list нравится это.
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Это нелюбимая Олегом тема 8-), но очень существенную роль в медитации играют пити и сукха. Так вот, метта-бхавана в основе своей это именно излучение/передачи покоя, пити и сукхи всем живым существам (вообще и в отдельности).
     
  4. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Имеется в виду что-то вроде благости радости, гармонизация, исцеление высокой частотой?
     
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    в индуизме аналог ананда
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Она для меня, скажем так, трудноватая. Кстати, тот же Вималарамси сказал, что людям с особо инженерским складом ума метта-бхавана даётся с особым трудом.
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Обсуждение с Васей в скайпе:

    [17:21:12] Basil: мне кажется, метта-бхавана это еще способ расправиться с эго. пожелание счастья постепенно трансцендирует межличностные барьеры, акцент переносится с множественных сущностей на однородное чувство метты, и эго теряет актуальность

    [17:22:00] Oleg: как-то так

    [17:22:35] Basil: наверно метта это и есть то искомое недвойственное бытие

    [17:22:48] Basil: или его предвкушение

    [17:23:09] Oleg: или одно из проявлений

    [17:24:44] Basil: и это возможно аналог объекта ишка в суфизме

    [17:25:16] Basil: если я его интуитивно правильно понял )

    [17:26:14] Oleg: объекта, к которому направлен ишк?

    [17:26:19] Basil: да

    [17:27:05] Oleg: ну по крайней мере вектор видимо куда-то туда направлен

    [17:28:27] Basil: ""Есть, о монахи, нечто неставшее, нерожденное, несотворенное, ибо если бы не было неставшего, несотворенного — где бы было спасение от мира ставшего, рожденного и сотворенного?" "

    [17:29:57] Basil: мне этот мотив ишк когда я его понял через суфийские песни :) показался чем-то хорошо знакомым

    [17:30:11] Basil: как будто вспомнил что-то важное

    [17:30:29] Basil: и я задумался где аналог этого в буддийском пути

    [17:30:39] Basil: или по кр.мере куда это можно применить

    [17:30:56] Basil: просто мощная такая энергия

    [17:31:26] Basil: и вообще шире - аналог в рамках нетеистических систем

    [17:31:41] Basil: и я придумал себе такой вариант

    [17:31:53] Basil: символическую ситуацию

    [17:32:07] Basil: когда чел находится в крайне затруднительном положении

    [17:32:14] Basil: запутался дальше некуда

    [17:32:25] Basil: смертная экзистенциальная тоска

    [17:32:56] Basil: и откуда-то изнутри тонкой иголкой колет едва заметное воспоминание или догадка, что может быть иначе

    [17:33:04] Basil: и что возможна Гармония

    [17:33:20] Basil: и человек в это игольное ушко устремляется всем существом

    [17:33:30] Basil: имхо вполне буддийский образ )

    [17:33:51] Oleg: ну да

    [17:34:04] Oleg: примерно это видимо и двигало Сиддхартхой

    [17:35:44] Basil: и в этой связи становится понятен восточный образ "влюбленности в мастера". изначально западному человеку режущий слух )

    [17:36:06] Basil: когда ОТТУДА тебе протягивают руку помощи

    [17:36:17] Basil: это уже вообще нечто запредельное

    [17:36:59] Oleg: мастер во многом оказывается живым воплощением этого самого "объекта ишк'а"

    [17:37:18] Basil: как бы каналом

    [17:37:28] Basil: по которому к тебе эманирует Гармония

    [17:38:59] Basil: я долго думал, какое слово объединяет Истину и Добро как ориентиры, и вот думаеццо - Гармония :)

    [17:39:23] Oleg: Добро, Истина и Красота

    [17:39:29] Oleg: обычно такая триада

    [17:39:35] Basil: красоту тоже включает )

    [17:41:07] Basil: и слоган метты тогда - "Пусть всякое сознание пребудет в гармонии"

    [17:41:26] Oleg: как гармоничный взгляд, гармоничная мысль и т.д.

    [17:41:44] Oleg: да

    [17:42:05] Oleg: хотя строго этимологически гармония это соразмерность...

    [17:43:33] Basil: Происходит от др.-греч. ἀρμονία «скрепление, связь; соразмерность, стройность», из ἁρμός «связь, скрепление, паз» (восходит к праиндоевр. *ar- «сочетаться»). В ряде европейских языков слово заимств. через лат. harmonia. Русск. гармония (стар. армония) — у Ф. Прокоповича, заимств. через польск. harmonia из лат. Использованы данные словаря М. Фасмера; см. Список литературы.

    [17:43:47] Basil: все-таки исконная сема - связь

    [17:44:14] Basil: что тоже неплохо

    [17:44:36] Basil: возвращаемся в частности к связь всего сущего через метту )

    [17:44:54] Oleg: взаимосвязанное единобытие

    [17:45:42] Oleg: вахдат аль вуджуд

    [17:45:49] Basil: )

    [17:45:51] Oleg: сугубо суфийское понятие
     
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Именно так и происходит - могу сказать как человек, который пережил Васину "символическую" ситуацию. ) Да, это воспринимается именно как запредельное, как прямая связь с божественным, как открытое Оттуда окно (форточка вверх, которая и может быть открыта только Оттуда), как чудо - без примесей чего бы то ни было.
    Чудо потому, что ты в своей смертной тоске придавлен таким грузом, что головы не поднять, а перед тобой ниоткуда появляется некто совершенно других измерений. Некто излучающий эту Гармонию, Добро и Истину. Вот, наверно, в медитации метты и происходит настройка на эти частоты, настройка на такую возможность помочь.
    Это ощущается почти физически. И никаких сомнений в том, что перед тобой именно это, нет. И всё начинает меняться в твоей жизни и сознании, кардинальным образом. Вот действие метты.
     
  9. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Можно и без Некта. )
    В моем представлении и ощущении пространство метты в принципе не дифференцировано, это его сущностная черта. И личности, некта там неуместны, т.к. подразумевают ограничения. Но, не вполне настроившись на волну метты, или по каким-то своим соображениям, мы можем накладывать наши дуалистичные концепции на недифференцированную Гармонию и получать разные картины.
     
  10. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Наверно можно. ) Но ограничения тут ни при чём. Почему тебя смущает наличие излучателя? Это человек, который появляется в твоём жизненном пространстве и реально помогает. Без всяких мистификаций - я об этом. Это действие метты на уровне человек-человек, как я это понимаю. То есть реализованная в практике обычной повседневности и вне всяких концепций. )
     
  11. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Тогда извиняюсь, я тебя не так понял. Думал, ты о переживании метты. )
     
  12. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Не. ) О переживании воздействия метты. )
     
  13. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Проявляться она, конечно, может в разных формах. В т.ч. в форме Протягивающего руку помощи. )
     
  14. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    То есть это взгляд с позиции субъекта, на которого она направлена (если ещё есть сомнения).
    Конечно. Может и вообще вне форм, думается. )
     
  15. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Вот этот фильм - отличная практика сострадания. Его просмотр воздействует достаточно глубоко и способен превратить абстрактное представление о страдании абстрактной человеческой массы в нечто совершенно живое и близкое, помогает ощутить каждого как себя и через каждого - себя, соприкоснуться сознаниями напрямую с самыми разными людьми и понять экзистенциально, непосредственно, всей "шкурой", что все мы - одно, в разных формах и судьбах. И потом практиковать метту намного легче.
     
    plot нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Относительно любящей доброты в буддийском понимании нужно иметь один важный момент: она не имеет ничего общего со слезливой сентиментальностью, эмоциональной экзальтацией и прочим.

    Это можно проиллюстрировать на примере чувства счастья: есть два вида счастья, которое мы называем таковым - "горячее" счастье и "прохладное".

    Горячее счастье - это возбуждение, экстаз и прочее. Оно является по сути выплеском нервной энергии и после него ощущается усталость и истощение. Прохладное счастье - это покой, тихая радость, удовлетворённость, гармония и равновесие.

    Вот метта имеет отношение именно к этому второму виду. Это излучение полного покоя и ровного света любви. Её сопровождает ощущение своего рода невозмутимости. Это ещё одна брахмавихара - упеккха.
    Говорю это безотносительно к предыдущему посту. )
     
  17. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Любопытный биологический эксперимент о влиянии разных типов медитации на разные отделы мозга. Цикл "Чувства" - так в эксперименте названа практика метта-бхаваны (выделю всё, что её касается, цветом). Другие два цикла практик - это осознанность в том виде, в каком её преподают на Випассане, как я поняла, а третий - скорее упражнение на воображение.

     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    По сути - дискурсивное мышление. Это значит, что дальше обычного мышления человек не ушёл.
     
  19. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    В христианстве о медитации напрямую не говорится, но послушайте как хорошо сказано об этом:

    первый псалом --

    "блажен муж, который не ходит , не сидит и стоит, но в законе Господа воля его и о законе Его он размышляет день и ночь",

    первое послание Петра --
    "да будет украшением вашим не внешнее, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом".


    все ездят на автомобилях или бывают пассажирами, так вот нейтральная передача -- это как помолчать)
     

Поделиться этой страницей