Миры Чюрлёниса

Тема в разделе "Мифическая география", создана пользователем Ондатр, 25 авг 2012.

  1. Мила

    Мила Guest

    Вообще языку Чюрлёниса это свойственно: множить сходные образы, несущие разные смыслы, находить подобие одного в другом. Наверное, это - мышление музыканта. Одновременно это может раскачивать восприятие зрителя. Тот созерцает образ, вспоминает, что он означал прежде, но обнаруживает новое значение и уже готов к множеству других, ещё не обнаруженных значений.
    Наверное, художник сам переживал это, "самоцитирование" у него не обедняет картину мира, а делает её достоверней.

    Что вы думаете о процессиях, вереницах на картинах Чюрлёниса?

    [​IMG] [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]

    Эти структуры, как и превращения одного в другое, - авторские приёмы. Кроме того, что это - часть выражения массовости, масштабности изображённого, это ещё и структура, упорядоченность. Может ли это качество сказать что-нибудь дополнительное о том, к какой части карты, которую вы, Максим, изучаете, принадлежит мир Чюрлёниса?
    Надо сказать, что художник был не склонен механически умножать элементы, его натура хотела разнообразия, но ряды и процессии требовали, видимо, своего воплощения.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    Ну если вас интересует именно это ), могу сказать, что один из основных законов астрала/барзаха это принцип фрактальности (самоподобия), образ "высшего уровня" бесконечно дробится, взаимоотражается на "низших" в самых различных контекстах.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    [​IMG]

    В картине "Видение" мы видим прямую аппеляцию художника к оккультной традиции.

    Сравним: " Однако на сей раз – интуитивно угадал Фортунат – не только сознание, но и тело надо привести в состояние высшей жизненной активности. В теле дремлют магические силы, их-то и необходимо разбудить, если стремишься воздействовать на вещественный мир.

    Он увидел вдруг поучительный пример в том, что целью, которую арабские дервиши пытались достичь в вихревой пляске, было не что иное, как высшее «бодрствование» плоти.

    Словно подчиняясь какому-то внушению, он положил ладони на колени, выпрямил спину, принимая позу высеченных в камне египетских божеств, чьи неподвижные лики сейчас казались ему выражением магической силы. Фортунат и сам будто окаменел, но в то же время все его тело превратилось в источник мощного огненного потока волн.

    Уже через несколько минут его обуяла какая-то небывалая ярость.

    Безумный гвалт человеческих и звериных голосов, заливистый лай, пронзительное кукареканье – все это загромыхало в его мозгу, сотрясая своды черепа. Комната заходила ходуном, словно дом начал распадаться на части… Металлическое гудение гонгов, похожее на возвещение Судного дня, дрожью отдавалось в костях, и Фортунат подумал, что вот-вот рассыпется в прах, кожу жгло, словно на плечи ему был наброшен хитон Несса[66], но он стиснул зубы и не позволил телу даже шевельнуться.

    При этом он непрерывно, с каждым ударом сердца, призывал к себе Еву.

    Какой-то голос, тихо шепча и все же, подобно тонкой игле пронзая чудовищный шум, предостерегал его: не затевай игру с неведомыми силами, ты еще не созрел для одоления их, они же в любой миг могут навсегда помрачить твой разум! Но Фортунат не внимал этим увещеваниям.

    Голос звучал все громче, так громко, что, казалось, дикий гвалт монстров отступил перед ним. Голос кричал, убеждая его смириться. Пусть даже Ева и придет на его зов, слитый с воплями разгулявшихся сил преисподней, но если она явится, не пройдя путь своего духовного развития, то в тот же час угаснет как догоревшая свечка, и тогда на него навалится такая громада боли, какую ему не вынести… Но Фортунат закусил губы и ничего не хотел слышать… Голос попытался убедить его новыми резонами: Ева-де давно бы уже пришла к нему или дала бы знать о своем местонахождении, если бы была такая необходимость, – у него же есть доказательства того, что она жива. Не она ли ежечасно шлет ему мысли, согретые истинной любовью? И разве не чувствует он безошибочно ее присутствие каждый день?… Фортунат пропускал эти речи мимо ушей. Он звал и звал.

    Всепоглощающее желание хотя бы на миг заключить Еву в объятия затмило рассудок.

    И вдруг все смолкло, и в комнате стало светло как днем. В самом ее центре буквально вырос из половиц, почти достигнув потолка, ветхий деревянный столб с перекладиной на верхнем конце, похожий на усеченный крест.

    Его обвивала, свесив голову с перекладины, мерцающая зеленой чешуей змея в руку толщиной. Немигающие глаза смотрели прямо на Фортуната.

    Голова с черной повязкой на лбу напоминала череп мумии; сухие, тонкие как пергамент губы туго обтягивали гнилые желтые пеньки зубов. Несмотря на то что змеиные черты поражали своей мертвенностью, Хаубериссера поразило их отдаленное сходство с лицом Хадира Грюна, каким тот предстал перед ним когда-то в лавке.

    У Хаубериссера волосы встали дыбом и сердце сбилось с ритма, когда он услышал свистящие, уродливо обрубленные звуки, медленно выдавливаемые гнилой пастью:

    – Щ-то те-бе от ме-ня нуж-но?

    В следующий миг он был парализован ужасом, почувствовав мелькнувшую за спиной тень смерти. Ему показалось, что по блестящей столешнице прошмыгнул мерзкий черный паук. И тут сердце Фортуната исторгло крик: «Ева!»

    Комната мгновенно погрузилась во тьму, и, когда он, мокрый от пота, на ощупь добрался до двери и зажег электрический свет, усеченного креста со змеей в комнате уже не было.

    Трудно дышалось, как будто воздух пропитан ядом. Предметы плыли и кружились перед глазами". (Майринк. Зелёный лик).
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    Хотя вообще образ змея на кресте раннехристианский и восходит к библейскому описанию Медного змея.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    Город

    Город у Чюрлёниса предстаёт как особая "стихия". Даже со своей "стихиалью"

    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG][​IMG] Он сам здесь подобен фата-моргане .

    Но есть и другие образы города, более чёткие и зловещие, как мир "луны".
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    Чюрлёнис. СКАЗКА

    Устав от беготни по улицам большого города, я присел на скамейку, предназначенную для вестников.

    Был страшный зной, серо-желтые дома стучали зубами, вызывающе сверкали пестрые вывестки, там и сям возносились позолоченные солнцем башни, а люди, измученные зноем, передвигались медленно, словно сонные.

    Какой-то немолодой человек, уже старичок, с трясущейся головой, тяжело волоча ноги, опираясь на палку, остановился передо мной и внимательно стал меня разглядывать. Его глаза были печальны, исслезившиеся и будто бессмысленные. На его груди висела веревочка, унизанная крестиками разной величины: были там большие железные, слегка поржавевшие, и поменьше – плоские медные, и совсем малюсенькие серебрянные – короче говоря, полный набор.

    “Нищий”, – решил я – и уже было потянулся в карман за медяком, но старичек, странно прищурившись, таинственным шепотом спросил:

    - Приятель, не скажешь ли, как выглядит зеленый цвет?

    - Зеленый цвет? Гм… Зеленый цвет это цвет … ну, такой, как трава… деревья, деревья тоже зеленного цвета – листья, – ответил я ему и огляделся вокруг. Но нигде не было никакого деревца, никакого росточка травы.

    Старичек рассмеялся и взял меня за пугавицу:

    - Если хочешь, идем со мной, приятель. Я торопдюсь в тот край, по пути расскажу тебе кое-что интересное.

    И когда я, встав, последовал за ним, старик начал рассказывать:

    “Когда- то очень давно, когда я был молод, как ты, сынок, было так же вот жарко. Устав от беготни по улицам большого города, я присел на скамейку, предназначенную для вестников. Был страшный зной. Серо-желтые дома стучали зубами, вызывающе сверкали пестрые вывески, там и сям возносились позолоченные солнцем башни, а люди, измученные зноем, передвигались медленно, словно сонные.

    Долго смотрел я на них и страшно затосковал по лугам, деревьям, зелени, – такой, знаешь ли, майской зелени.

    Собрался вдруг и пошел, и так вот шел всю жизнь в напрасных поисках ее в городе.

    Я шел и шел все дальше и дальше, обращаясь к встречным, но они, вместо ответа, давали мне крестики.

    Я поднимался на высокие башни, но, увы, насколько хватало глаз – всюду виделся только город, город, и нигде – зелени.

    Однако я чувствовал, что есть она в этом краю, только мне, видать, не дойти – стар я уже.

    Эх, если бы не далеко, так хотя бы мог и отдохнуть: благоухание, мушки жужжат, а кругом зелень, трава, деревья.”

    Посмотрел я на старичка – он улыбался, как дитя, и плакал.

    Прошли мы молча еще часть пути, в конце его старичек сказал:

    - Ну, с меня хватит. Дальше невмоготу, здесь уж и останусь. А ты иди, иди без устали. И наперед тебе скажу, что зной не спадет, на этом пути ночи нет, лишь вечный день.

    По пути говори с людьми о лугах, о деревьях, только их не расспрашивай или возьми с собой веревочку, крестики нанизывать.

    - Ну, ступай с Богом, а я здесь останусь.

    Однако едва я отошел шагов на десять, старичек опять закричал:

    - Погоди, сынок, забыл я сказать: гляди с высоких башен, тогда путь почуешь. А если будет еще очень далеко и старость тебя настигнет, там, – опять найдешь скамейку, предназначенную для вестников, а на ней в юношах никогда недостатка не будет.

    - Ну, теперь уж иди!

    Так сказал старичек, и я пошел дальше, и смотрел я с высоких башен.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    Здесь образ города уже явно апокалиптичен

    Соната города.
    [​IMG]

    Демон.
    [​IMG]
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    Крепость
    [​IMG]


    Если приглядеться, архитектура "крепости абсолютно безумна. Как в городе бессмериных у Борхеса:
    "Я увидел себя на маленькой площади, вернее сказать, во внутреннем дворе. Двор окружало одно-единственное здание неправильной формы и различной в разных своих частях высоты, с разномастными куполами и колоннами. Прежде всего бросалось в глаза, что это невероятное сооружение сработано в незапамятные времена. Мне показалось даже, что оно древнее людей, древнее самой земли. И подумалось, что такая старина (хотя и есть в ней что-то устрашающее для людских глаз) не иначе, как дело рук Бессмертных. Сперва осторожно, потом равнодушно и под конец с отчаянием бродил я по лестницам и переходам этого путаного дворца. (Позже, заметив, что ступени были разной высоты и ширины, я понял причину необычайной навалившейся на меня усталости.) Этот дворец – творение богов, подумал я сначала. Но, оглядев необитаемые покои, поправился: Боги, построившие его, умерли. А заметив, сколь он необычен, сказал: Построившие его боги были безумны [13]. И сказал – это я твердо знаю – с непонятным осуждением, чуть ли не терзаясь совестью, не столько испытывая страх, сколько умом понимая, как это ужасно. К впечатлению от глубокой древности сооружения добавились новые: ощущение его безграничности, безобразности и полной бессмысленности. Я только что выбрался из темного лабиринта, но светлый Город Бессмертных внушил мне ужас и отвращение. Лабиринт делается для того, чтобы запутать человека; его архитектура, перенасыщенная симметрией, подчинена этой цели. А в архитектуре дворца, который я осмотрел, как мог, цели не было. Куда ни глянь, коридоры, тупики, окна, до которых не дотянуться, роскошные двери, ведущие в крошечную каморку или в глухой подземный лаз, невероятные лестницы с вывернутыми наружу ступенями и перилами. А были и такие, что лепились в воздухе к монументальной стене и умирали через несколько витков, никуда не приведя в навалившемся на купола мраке. Не знаю, точно ли все было так, как я описал; помню только, что много лет потом эти видения отравляли мои сны, и теперь не дознаться, что из того было в действительности, а что родило безумие ночных кошмаров. Этот город, подумал я, ужасен; одно то, что он есть и продолжает быть, даже затерянный в потаенном сердце пустыни, заражает и губит прошлое и будущее и бросает тень на звезды."
     
  9. Мила

    Мила Guest

    Готические шпили подобны спорынье, по небу ползут облака, и это, пожалуй, всё, что связывает с землёй урбанистические видения Чюрлёниса. Да, зелёный цвет необходимо искать. Мысль из сказки о том, что "насколько хватало глаз – всюду виделся только город, город, и нигде – зелени", выражена.
    Может быть, есть смысл в том, что находящееся на первом плане мрачно, демонично, а желанное и прекрасное скрывается на расстоянии в дымке? Демоны предпочитают лезть под нос, мозолить глаза и навязываться, а свет себя не навязывает.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    Циклы Чюрлёниса по временам года обращены во многом к растительной стихии. Но увиденные "там" растения (травы, деревья) обретают иной облик, и сам пейзаж преображается: облака становятся то ли горами, то ли айсбергами, тополя кипарисами, полевые цветы какими-то агавами и опунциями...

    Лето

    [​IMG]

    [​IMG][​IMG]
    [​IMG][​IMG]
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    Если летние пейзажи узнаваемы, то зимние стихии уводят почти в абстракцию.

    [​IMG]
    звёзды льют свет на обледеневшие кусты

    [​IMG]
    Вьюга и фонари-подсвечники, или это зимние цветы?

    [​IMG]

    И дерево в инее стало канделябром.

    [​IMG]
    едва различимые в снежной мгле ели (или травы?)

    [​IMG]
    царство ледяных кристаллов

    [​IMG]
    догорела...

    [​IMG]
    Снова деревья как новогодний посвечники. Но снег у корней уже подтаивает, скоро весна...
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    У Чюрлёниса есть живописная Соната Весны. А картин про осень нет. Есть стихотворение. Тоже соната.

    Осень. Голый сад.
    Полураздетые деревья шумят и засыпают листьями тропинки,
    А небо серое-серое, и такое грустное,
    Как только душа может грустить.
    Через грядки и поляны идёт человек.
    С мешком на плечах и граблями в руке
    Идёт через грядки, а там недавно были цветы,
    Сейчас всё равно.
    Осень. Грустит душа.
    А небо серое. Нет пути!
    Его засыпали жёлтые кленовые листья.
    Деревья стоят полураздетые в опустелом саду и шумят.

    Осень. Опять сыплет дождь, неторопливо опадают листья,
    Кружат вокруг и ложатся на траву,
    На кусты, на тропинки.
    Всё равно. Один умерший лист
    Коснулся, скользя у моего лица
    Руки, а потом упал тут же
    Под ногами, так что я переступил осторожно,
    Чтобы не растоптать его.
    Блуждая в саду, я топтал другие листья
    И чувствовал их под ногами.
    Их много-много — невозможно уберечься.
    А шуршат так удивительно сухо, застыло,
    Как будто говорят — не стесняйся, нам всё равно.
    Посередине сада стоит пустой дом.
    Недавно здесь жили люди,
    Дети смотрели из окон, смеялись.
    Грустно, что окна забиты досками,
    Но дом сейчас пуст.

    Осень. Дождь перестал,
    И солнце раздвинуло грустную занавесь облаков и взглянуло.
    Какое прекрасное!
    Засиял опустелый сад,
    Полураздетые деревья перестали шуметь,
    А листья непристанно падают на траву, на кусты, на тропинки.
    Им всё равно.

    Осень. Грустит душа. Оттого, что взглянуло солнце,
    Душе ещё грустней.
    Я сел на скамью близ пустого дома
    И смотрел на забитые досками окна.
    И показалось мне, что этот сад без конца,
    Что он раскинулся по всей земле и опустелый
    Кое-где стоят отдельно пустые дома,
    Их окна забиты досками,
    А тропинки, пути совсем засыпаны увядшими листьями.
    Осень окутала всю землю,
    А земля это грустный опустелый сад.
    Полураздетые деревья шумят и плачут увядшими листьями,
    И всё больше их, засыпают все пути на земле,
    Все тропинки, всё.. вся…

    Осень и грусть по всей земле,
    А через грядки и поляны идёт человек
    С мешком на плечах и с граблями в руке,
    И стучится напрасно в дома,
    Идёт дальше и стучится, всё дальше и дальше,
    Везде напрасно.
    Дома пусты, а окна забиты досками.
    Ничего, что тут прежде жили люди,
    Что из окон смотрели дети, смеялись.
    Сейчас окна забиты, потому что дома пусты, что осень.
    Так, осень. И сад покинут. И деревья шумят и плачут,
    И небо серое-серое, и такое грустное,
    Как только душа может грустить.
    Осень.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    Так что, Мила, вы можете здесь увидеть причины повторов на картинах. И картины и стихи Чюрлёнис писал как музыку, проигрывая сквозную тему и варьируя её.

    А похоже на дзуйхицу. Правда? )
     
  14. Мила

    Мила Guest

    В стихотворении есть безыскусность и неспешное размышление, как и на картинах (одновременно присутствует конструкция, что, впрочем, означает скорее структурированное мышление, чем искусственность).
    Я не знаю, сколько в этом космического, а сколько земного, но у музыки и живописи есть общие приёмы. Вариации, контрапункты, репризы возможно воплощать изобразительно. Да и с помощью литературы тоже. Может быть, это правда дано нам свыше?
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    И опять к вопросу о японизме :) . Соната Моря явно показывает знакомтво Чюрлёниса с укиё. Но главное не это, а эффект пустого пространства на картине, и здесь Чюрлёнис в Европе явно в числе пионеров.
     
  16. Мила

    Мила Guest

    Видимо вот так, без деклараций, и открывается направленность внимания художника. Смятение чувств многие века были в светской живописи не тем, от чего требовалось освободиться, а тем, что культивировалось - и потому каждый дюйм картины был полон деталей. Всё-таки "пустые" пространства на полотне - это чистое созерцание. Чюрлёнис страдал, но не упивался страданием, он хотел освобождения.

    Такому взору могут открываться "пустые" пространства, выход из форм.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    Соната весны

    [​IMG][​IMG][​IMG]
     
  18. Мила

    Мила Guest

    [​IMG]

    Только что разглядывала чашки, отделанные в технике "kintsugi", и думала: что мне это напоминает?
    Так Чюрлёниса и напоминает. И непонятно: то ли художник освоил эстетические приёмы, подобные тем, которые были близки японским реставраторам, то ли отреставрированная чашка начинает символизировать сквозящее через бренные черепки нечто более драгоценное, чем черепки, и вечное, и эта тема трещин в реальности перекликается не только с художественной концепцией и с языком Чюрлёниса, но и со смыслами созданных образов.

    [​IMG]
    [​IMG]
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    На примере Чюрлёниса можно поговорить и о месте символизма и в искусстве и в мифической географии.

    Переход от "Зимы"

    [​IMG]

    к "Весне"

    [​IMG]

    [​IMG]

    оказывается и переходом от "практически абстракционизма" к "почти реализму", но и там и там мы видим символизм и практически визионерскую "энергийность" живописи.

    Вот ещё Горы

    [​IMG]
     
  20. Мила

    Мила Guest

    Абстракционизм Чюрлёниса так же непосредственен, как и его реализм. Достоинством художника является то, что символ, предмет умозрительный или находящийся целиком в традиции, у него тоже непосредственен - он заключает в себе ту же детскую наивность и детскую манеру выговаривать всё так, как он считает нужным.
    Это - и визионерское качество.
    В мифической географии? Я не владею вопросом. Пересмотрела много материала, пока собирала ветки "Тьма миров" и "Аборигены странных миров", могу лишь сказать, что символ, кроме того, что является обязательным декоративным атрибутом изображений странных миров и элементом языка их изображения, - живая ткань этих миров. Язык символов для человека - язык его родины. В реальности, нами выстроенной, которую называют явью, этот язык, как золотая рыбка, едва ли не "на посылках", а он вообще-то сам - реальность.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    Вот вполне "наш" мир

    Райгардас (по легенде в этих болотах затонул город)
    [​IMG][​IMG][​IMG]

    Жемайтские кресты
    [​IMG]

    Жемайтское кладбище
    [​IMG]
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    [​IMG]
    Мостик.

    "Иное" здесь "просвечивает" сквозь "реальный" ландшафт.
    И здесь можно поискать аналоги с Наби или польским символизмом , к примеру.
    Принцип такой живописи: намёк, ощущение того, что на картине, собственно говоря, отсутствует. И, зачастую, не может быть изображено в принципе.
     
  23. Мила

    Мила Guest

    Наверное, вы, Ондатр, не склонны недооценивать такую часть воздействия художественной вещи на зрителя, как "мысленное дорисовывание" этой вещи, которое полностью зависит от культуры зрителя?

    У Чюрлёниса, вообще - у художников-мистиков - есть своя аудитория, в которой "отсутствующее на картине" присутствует в духовной жизни человека.
    Теоретически я представляю себе, что может быть так: простой, не интересующийся символизмом человек оказывается перед картиной Чюрлёниса и переживает духовное обращение. Однако в действительности открывают для себя такую живопись уже подготовленные люди.
    Я бы согласилась с тем, что влияние Чюрлёниса на своего зрителя подобно влиянию японского искусства - на своего. Цитатность и необходимость рефлексии есть и тут, и там. Может быть, вы с этим не согласны.

    Один из приёмов художника, от которого создаётся ощущение присутствия на картине того, что изобразить нельзя - дымка и редкие (или нереальные) состояния освещения, мастером которых был Чюрлёнис.
    Это сразу погружает в атмосферу сновидения. А в сновидении мы освобождаемся от своего критика.
     
  24. Мила

    Мила Guest

    Наверное, это одна западня из многих, которые есть в этой реальности - невозможность без долгой работы воспринимать символ непосредственно. Впрочем, освободившиеся от этой невозможности чаще тоже обманываются - и они трактуют символ опосредованно, хотя бы чуть-чуть)
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.478
    Симпатии:
    10.168
    Картины-состояния

    Гнев
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]


    Тоска
    [​IMG]
    [​IMG]


    Покой
    [​IMG]
     

Поделиться этой страницей