Новое христианство.

Тема в разделе "Христианство и иудаизм", создана пользователем plot, 18 сен 2012.

  1. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Крыша в разную сторону ехать может. И обычно - совсем не в ту. Примеров для данного случая - с избытком. "Мученическая истерия" раннего христианства, детские крестовые походы, Флоренция Савонаролы и анабаптсткий Мюнстер...
     
  2. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Как одно из многих течений без претензий на доминирование - почему бы и нет?
     
  3. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    И древний мистик вряд ли Бога зрел.
    Смотреть не видя - вот людской удел.
    Преданья завираются безбожно,
    Но Бога знает каждый кто глядел.
     
    Владимир нравится это.
  4. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131
    Ну да! Не всякое "болото" станет вулканом,но - бывает.
     
  5. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131
    *
    Тогда у каждого свой будет Бог.
    Хоть у иных восстанет Черторог!
    И всяк пусть своего взыскует Бога,
    Но чтоб от них не драть нам со всех ног...
    :) :)
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я долго искал Бога y христиан,
    Но его не было на кресте.
    Я побывал в индуистском храме
    И древнем буддийском монастыре,
    Но и там не нашел я даже следов его.
    Я дошел до Герата и Кандагара, искал его повсюду,
    Но его не было ни внизу, ни вверху.
    Решившись, я дошел до горы Каф,
    Но и там я нашел только птицу Анка, а не Бога.
    Я отправился к Каабе, но Бога не было и там.
    Я спросил о нем Ибн Сину,
    Но он был выше суждений философов...
    Тогда я заглянул в свое сердце.
    И только там я узрел Бога,
    Которого не было больше нигде...

    Джалал ад-дин Руми.

    Интересно, что Торчинов разделяет религиозные традиции на две группы - религии чистого опыта и религии догматические.
    Возможно, то, о чём в данной ветке идёт речь (с вышеописанной позиции) - это попытка перевести христианство из догматической области в область чистого опыта.
     
  7. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131
    Возможно в каббале,у хасидских цадиков,в исихазме , у Экхарта.у Владимира Соловьева именно тот чистый опыт, у того же Рублева... У Хайяма,Ибн-Фарида, Руми тоже. у св.Франциска у других великих мистиков
    Поэтому догматисты относятся с подозрением, вообще, к любой мистике. Опять же апофатика. Дионсий Псевдоареопагит... Я об этом писал в своем трактате.

    Но прихожанам любой церкви нужны доступные им перила для восхождения - этика,параграфы поведения и проч. Беда когда дальше табу и ритуалов - дело не идет. А жрецы жируют и гонят взашей опыт подвижников и Слово пророков!
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А это есть и в том же буддизме. Это ведь тоже часть практики. Никакого обрядоверия и жречества. Хотя и обряды и священники присутствуют и там.
    Совершенно удивителен такой перекос: если человек декларирует веру в догматы и исправно совершает все церковные обряды - это считается достаточным. Более того, это считается в любом случае совершенно необходимым. Собственно внутренняя психическая и этическая практика при этом игнорируется, как бы не существует. В религии чистого опыта всё наоборот.
     
  9. Митя

    Митя Вечевик

    Сообщения:
    141
    Симпатии:
    27
    Олег, ты, имхо, переоцениваешь положение дел в буддизме. Буддизм бывает разный. Христиане тоже своих священников жрецами не называют. И в лучшем варианте те ими и не являются. То же самое и с ламаизмом, к примеру. Отношение к ламам в местах традиционного распространения буддизма может быть самое подобострастное, как к сверхлюдям. Отношение к обрядам - может быть обрядоверческое по самое не горюй. И там люди вращают мельницы, и думают, что заслуги копят. А уж в тхераваде - там миряне вообще шансов в этой жизни не имеют, согласно доктрине. И лучше всего им просто помогать сангхе. Так что "религии чистого опыта", если мы берем даосизм и буддизм в своем широком (а не рафинированном) варианте - на белом свете просто нет. А доктрины могут быть при этом просто замечательными - но до народа они не доходят в обоих смыслах этого слова. В христианстве, сам занешь, тоже есть апофатическое богословие. К Богу неприложимы предикаты существования или не-существования. И много чего еще. И доктрина теозиса существует. "Становления богом". Но знают об этом далеко не все.

    ЗЫ: А вот что в буддизме все же замечательно - это сочетание интеллектуализма в элите и децентрализации (масса общин). В христианстве же империя централизовала и унифицировала жизнь общин. А когда протестанты децентрализовались, возникла проблема с интеллектуальным ядром. Вообще, интересная тема - сопоставление гностицизма и халкидонизма с махаяной и тхеравадой. Интересная, но отдельная. Там все забавно и неоднозначно. Но можно и ортодоксов/католиков и протестантов рассмотреть в том же сравнении.

    Но да, усилить в христианстве роль "чистого опыта" (по торчиновской классификации) - одна из задач. Еще - высвобождение христианской социальной этики. В этом направлении сделано уже много, но совершенно недостаточно.
     
  10. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    это, на мой взгляд, определённое и чёткое противоядие против фанатизма. Ориентация учения, изначальная, на чистый опыт.
    Надо просто сравнить одни и те же уровни. Учение там и учение здесь. Народную веру там и народную веру здесь. Понятно, что буддизм это древняя традиция, обросшая всяким разным. Также понятно, что от проявлений синего мема никуда не деться ни там, ни здесь.
    Ты не задумывался, почему это произошло?
     
  11. Митя

    Митя Вечевик

    Сообщения:
    141
    Симпатии:
    27
    Еще как ) и продолжаю думать ) а твои мнения каковы? Есть внешние причины - желание императора. Если бы Ашока захотел сделать подобное - могло бы получиться, может быть. Хотя жесткость межобщинных взаимодействий еще раньше была в христианство заложена и не с Константина все началось. И все же - твое мнение?
     
  12. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Не побоюсь показаться капитаном очевидность, но это произошло потому, что император сделал из христианства орудие своей власти. Это неизбежно требовало догматизации и унификации. Почему он выбрал именно христианство - тоже интересный момент.
    Так вот, христианство каким мы его знаем - это орудие власти. К духовности оно имеет довольно опосредованное отношение, либо конфликтуя с ней, либо используя в своих интересах.
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Можно предположить, что соображения у него были следующие: христианство на тот момент оказалось с одной стороны довольно распространено, но с другой стороны, оно ещё не имело централизации, сформировавшегося жречества, и не было подчинено никому. Поэтому можно было сформировать жречество под себя, под нужды своей власти и возглавить его. Дополнительным плюсом было единобожие. Ещё одним плюсом была ориентация на чистую веру, на отключение критического разума. Поэтому эта религия была для императора просто-таки подарком.
     
  14. Митя

    Митя Вечевик

    Сообщения:
    141
    Симпатии:
    27
    Первое действительно очевидно (для тебя и меня, во всяком случае). А вот почему было выбрано именно христианство - вопрос интересный. Наверное, потому, что характер связей между общинами позволял сравнительно легко осуществить унификацию и централизацию (то есть унификация уже имела место быть и ранее, просто не в таком сильном варианте). Вдобавок, сильный иерархизм в совокупности с обмирщением (конформизацией) верхушки иерархии (и не только) позволял встроить ее в систему властных отношений во всем социуме. Когда Константин сделал то, что сделал, возникло контрдвижение (в частности, "идейные" и "продвинутые" потянулись в монастыри и пустыни), но мейнстрим - да, стал орудием власти. Именно это положение вещей хотелось бы изменить - во всяком случае, подчеркнув имевшуюся и имеющуюся альтернативу внутри этой традиции (в самом широком смысле слова). Ну, и постараться развить эту альтернативу.
     
  15. Митя

    Митя Вечевик

    Сообщения:
    141
    Симпатии:
    27
    Можно подумать, какие выгоды и проблемы сулило бы империи принятие в качестве имперской религии иудаизма. Реформированного, конечно. Империи было бы проще без всей этой "свободы", христаинской этики, Нагоной проповеди, отвержения принципа иерархии. Но по-любому из иудаизма пришлось бы выкинуть обрезание и жесткую и развернутую систему табу. Хотя вот в рамках ислама обрезание было-таки навязано другим народам - и ничего. С другой стороны, христианство ненасильственно распространялось в свое время во многом именно благодаря новому типу этики (которая. несмотря ни на что, чувствовалась). То есть империя могла решить, что христианство будет протолкнуть легче, меньше будет сопротивления за счет этого позитива. Но тем самым она проглотила наживку, которую переварить не смогла. Этот "позитив" в итоге взорвал имперское сознание изнутри - просто предварительный процесс шел долго, много веков. И понадобились сильные дополнительные внешние факторы - включая, например, даже такой, как резкая обесценка золота в Европе в результате действий конкистадоров.

    Чем не устроил империю митраизм - тоже можно подумать.
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Для этого, видимо, необходимо прежде всего выделить те элементы, которые были привнесены в христианство. По большому счёту - попытаться для начала восстановить учение Иисуса в его изначальности, отбросив все посторонние наслоения.
    К сожалению, даже то самое контрдвижение несёт эту печать, эту порчу и по сути поддерживает Левиафана и не мыслит себя отдельно от него. Такова сила идеологической обработки. Надо сказать, учение церкви представляет собой в некотором роде совершенное орудие подчинения воли, оттачивавшееся веками.
     
  17. Митя

    Митя Вечевик

    Сообщения:
    141
    Симпатии:
    27
    Тем не менее, такую задачу можно и нужно поставить, имхо. Тем, кто "мыслит себя отдельно от Левиафана" и видит в учении Иисуса основания для этого "отделения".
     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Иудаизм изначально был национально центрированной религией, с явным трудом преодолевавший в себе эту замкнутость. Вряд ли среди римлян-неевреев было заметное число иудеев.
    Что касается митраизма, то он был как раз во многом схож с христианством, и это ещё более облегчило его принятие. Кроме того, митраизм не был религией без корней, он происходил из Персии. Могла получиться многополярность. Ещё один момент - митраизм был мужской религией.
    Чаще христианство распространялось по чисто политическим причинам. Именно благодаря своей удобности для власти. Достаточно вспомнить историю распространения христианства в Европе, на Руси, в Скандинавии.
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Как мне кажется, трудно сказать, что именно взорвало это сознание. Вполне может быть что просто возрастающая самостоятельность мышления у передовой части европейцев. Эпоха Просвещения началась когда люди начали сомневаться, мыслить самостоятельно. То есть, когда европейская цивилизация смогла преодолеть христианство, вернуться к античному скептицизму на новом витке. Но, пожалуй, в этом преодолении не последнюю роль сыграли те зёрна, которые были заронены непосредственно Иисусом, да.
     
  20. Митя

    Митя Вечевик

    Сообщения:
    141
    Симпатии:
    27
    Ислам потом оказался для власти еще более удобен. На Руси, в Европе и Скандинавии "христианство" принималось по уже отработанному сценарию, за редкими исключениями (типа Ирландии, кажется). Удобным для власти его сделали еще ранее.

    Рефоматор-император легко мог вывести иудаизм в интернациональную сферу. Если бы "традиционные евреи" возразили бы - можно было бы провести карательные операции. А оставшихся объявить самозванцами-еретиками. В каком-то смысле что-то подобное и произошло (идея "Нового Израиля"). Как насчет Хазарского каганата с его иудаизмом?
     
  21. Митя

    Митя Вечевик

    Сообщения:
    141
    Симпатии:
    27
    А с чем была связана эта "возрастающая самостоятельность мышления"? Мне кажется, что учение Иисуса тут сыграло существенную роль. Идея "теодицеи" ("оправдения Бога") появилась как раз в христианстве. Кажется, ни в эллинском мире, ни в иудейском эта идея не могла бы получить развитие. Типа - "кто ты такой, чтобы "оправдывать Бога"? Жалкий смертный!" Новый виток в скептицизме отличался от прежнего именно тем, что в нем были в какой-то степени реализованы ценности учения Иисуса. Ну, вот ты сам об этом в последней фразе и говоришь. Просто новый скептицизм подверг радикальному сомнению иетафизику. Но этика уже существенно изменилась - в том числе и социальная этика.
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Одна довольно робка попытка выйти за пределы нации.
    ...
    Так или иначе, видимо, для императора ТО христианство показалось предпочтительнее (удобнее) всех других религий. Что само по себе симптоматично.
    ...
    Симптомы эти, нмв, начались когда апостолы и первые проповедники уклонились от первоначальной проповеди Иисуса и начали его обожествлять. Зачем бы им это могло понадобиться? :think:Думаю, ответ довольно очевиден - для придания своей секте ореола особой сакральности. А это, в свою очередь, нужно было для того, чтобы опять же подчинить умы адептов. Какие цели при этом преследовали апостолы и проповедники - вопрос десятый. Важно то, что они изначально начали выстраивать учение, направленное на подчинение умов и прозелитизм.
     
  23. Митя

    Митя Вечевик

    Сообщения:
    141
    Симпатии:
    27
    Ну, там было и иное. Была тема "уже не я живу, но живет во мне Христос". Отсюда в принципе недалеко до "каждый станет Христом", как "каждый станет Буддой". Сама идея "божественности" должна была бы, конечно, измениться. А "христологическая" тема - стать "антропологической". Тот самый догмат о "двух природах во Христе" должен был бы стать относящимся к людям вообще и к каждому человеку в отдельности. Но в мейнстриме произошло именно обожествление конкретной личности (вернее, образа этой личности) с подчеркиванием ее абсолютной уникальности, согласен. Но обо всем этом как раз и можно говорить в контексте темы "Новое христианство".
     
  24. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131
    Руми запостил у себя,Олег,У Гегеля цитриуется что-то похожее ,но,возможно и другое! Спасибо!
     
  25. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    131
    " Царствие Божие при дверях есть!" -было сказано. и вот -оно не пришло ни через день ни через тысячу лет. И тогда -Церковь тело Христово! Церковь -непогрешима.Церковь и есть уже +монахи - Новый Иерусалим и пр. И вот имеем что имеем!+ Всякая власть от БОГА.
     

Поделиться этой страницей