Отсюда (пользователь wayter - это шейх суфийского ордена Ниматуллахи Л.Тираспольский): [wayter] у меня такое подозрение относительно обид и прочих (необязательных) эмоций. Во-первых, они сильны и могучи, коренятся в нашей древней животной природе и когда-то были очень даже нужны. Нужно смириться с их существованием и не испытывать лишние отрицательные эмоции по поводу их возникновения. Но смириться - не значит ничего не делать. Во-вторых, у нас как правило нет ничего другого, кроме примитивных реакций. Нужно вырастить в себе область, куда можно "уходить" в трудных эмоциональных ситуациях. То есть: "подставить другую щеку", а самому отойти в сторонку [wayter] неотождествление - замечательрная идея, но если нет ДРУГОГО (мирного, спокойного, святого), с чем можно мирно отождествиться (сосредоточиться), то неотождествление мало что дает. [hookah] wayter> обычно такому уходу мешает мысль, что только что призошедшая ситуация крайне важна.. [wayter] мысль простая: чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, должна быть сторона. А обычно нет ничего кроме ситуации и привычных реакций [yes] wayter> а потом наступит момент, когда находишь связь между этой "областью" и обидчиком, и уже уходить никуда не надо. так? [wayter] yes> это высший пилотаж) [wayter] суфийский зикр - попытка создания такой "стороны", другого мира, куда можно уйти. но недостаточно формулы, она, так сказать, должна быть наполнена эмоциональным и бытийным содержанием. Это должно быть "реальное место". [patch] wayter> соответствуют ли этому "реальному месту" "реальные места" других путей и если да то как они называются в других регигиях? [wayter] patch> пожалуй, каждая религия или учение пытается создать нечто подобное. проблема в отсутствии эффективных методов [patch] wayter> но не старательных адептов? [wayter] patch> когда нет понимания, легко смещаются акценты. Например, идет борьба с естественными желаниями или эмоциями, что разрушает психику адепта. ставятся нереальные цели, возникает чувство вины – всепоглощающее То есть метод вместо того, чтобы создать это блаженное место, перекрывает к нему дороги. Без сомнения, активное, творческое воображение (не мечтательность) может помочь. Задача в том, чтобы "перекодировать" ту информацию, которую получает нафс (эго, самость). Тут важно разобраться в механизме реакции. Когда наше примитивное "я" истолковывает ситуацию как заслуживающую обиды или раздражения, то менять что-либо уже поздно. Вступают в действие силы, которые сильнее наших способностей к разумной оценке. С точки зрения физиологической ответом на обиду является, в частности, изменение состава крови; адреналин, поступающий в кровь, отключает более высокие способности - умение всесторонне оценить ситуацию, видеть последовательность событий и способность рассуждать. Организм мобилизуется на борьбу с "угрозой" самым простым способом, который выражается в агрессии или же в страхе и бегстве. Даже если реально никакой угрозы не существует. Чтобы избежать такой реакции, нужно "перекодировать" информацию до того, как она достигла нафса . Искусство и духовная культура выработали методы такой "перекодировки".