Очищение и его стадии

Тема в разделе "Ислам и суфизм", создана пользователем plot, 11 мар 2011.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Из книги Дж.Нурбахша "Путь":
    Если проследить параллель с буддизмом: в нём "зикроподобные" практики используются вроде бы редко, но можно ли утверждать, что его практика - нечто другое? Можно сказать, что буддист, удерживая внимание (памятуя) на осознавании дыхания или на чистоте, на осознанности, по сути делает то же самое: осознанность, чистота, сострадание - это "божественные", предельные атрибуты, которые скоро вытесняют из состава человеческого существа помрачения -
    .
    Это - первая стадия. Вторая стадия ещё более схожа с буддийской практикой. Очищение от веры в самость - это прямо таки буддийские слова. Третья стадия - принятие необусловленных дхарм. Четвёртая стадия - Нирвана. То есть по определению: "самость исчезает" - это о Нирване. Где что не так?
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    :)
    Это состояние вне целеполаганий, когда все целеполагания кончаются. Далее мы ничего сказать не можем. Все наши фантазии о том, "что дальше" - это не более чем фантазии.
     
  3. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Или такое "возрастание" при котором сами задачи типа "возрасти", "вместить вселенную" снимаются за ненадобностью. :)
    Надо спросить у SomeOne. ;)
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Сознание Нирваны просто не принадлежит никому. Нельзя сказать, что кто-то им обладает или не обладает. "Индивидуальность" (впрочем как и "безъиндивидуальное") - это тоже одна из скандх, дхарм, составляющий "личность", а в Нирване скандхи отсутствуют.
     
  5. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Дело в том, что обычный язык не терминологичен, и требовать от него буквальной точности довольно странно. Я лично нисколько не сомневаюсь, что есть нечто высшее, в отношении чего мы не можем сказать, что мы им обладаем, как обладаем, скажем, шариковой ручкой. Но с другой стороны, обладание само по себе причудливая абстракция, если так задуматься. Если рассматривать вне сферы правовой договоренности.
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Этточно.(с)
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Или о методах. Или о сопутствующих факторах. Да мало ли о чём ещё.
     
  8. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Не понимая как и что? :rolleyes:
     
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Олег, нирвана не является состоянием, особенно тем в которое можно заходить и выходить. тот кто достиг нирваны называется будда. состояние "самость исчезает" это не нирвана, а третья дхъяна.
     
  10. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Вот! Это уже что-то.
    Насколько я понимаю, фана это тоже вещь перманентная, а не та, в которую "входят" и из которой "выходят"... Ну, вот погоди: вспомним 10 картинок с быком, мне в них доступнее как-то. Фана - это какая картинка? Имхо, 10-я, человек на торжище. ВосхИщение - где-то 8-я и 9-я.
     
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    10 картинка это не нирвана, а великое сатори. реализовавший его становится анагамином.
     
  12. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А в чём тогда разница между нирваной и паринирваной?
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Будда под деревом бодхи "достиг" нирваны или великого сатори?
     
  14. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    И в чём вообще может быть разница между нирваной и всем чем угодно? :haha:
    Если нирвана не является состоянием, то "особенно не являться" ей не требуется.
    Дзогчен, адвайта и, возможно, ещё какие-нибудь традиции называют нирваной именно состояние сознания. Можно ли в него войти и выйти, предполагаю, зависит от интерпретации термина, и всего-то лишь навсего.
     
  15. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    И называть ли его "состоянием сознания" тоже...
    Понятно, что я имел в виду концептуальную махаянскую разницу (между понятиями).
    Тут просто уже пошли такие тонкие нюансы, что мы вступаем на очень зыбкую почву. Но Максим высказался определённо и поэтому хотелось бы разобраться, что же он имеет в виду. Почему таки человек с 10-й картинки это анагамин, а не архат и в чём между ними разница?
     
  17. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Понял. ;) :)
    Прошу не принимать мои постинги за протестную эскападу.
     
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700

    различения степеней нирваны возникли в связи с махаянско-хинаянской полемикой, когда был поставлен под вопрос статус архата. нирвана достигаемая архатом или пратьекабуддой была признана махаянцами недостаточной, недотягивающей до нирваны Будды (паринирваны).
    Различия эти разрабатывались преимущественно в школах йогачары и необщепризнаны. Предполагается, что нирвана с остатком обретается архатами при жизни, когда клеша ещё остаются, но парализованы и не действуют, при переходе в нирвану без остатка, они исчезают. Но нирвана архатов не связана с обретением Трёх тел.

    совершим экскурсию в буддийскую схоластку ;)? . состояние Будды между просветлением и победой над 4-мя марами будет описываться как нирвана с остатком.

    многие чаньцы под лозунгом " стать буддой в этом теле" различения между сатори и нирваной просто игнорировали, порой под окончательным просветлением понимая понимая даже кастанедовский нагуаль.

    махаянец не может стать архатом ;) , но может стать невозвращаюшимся (некоторые зануды использовали для этого особый термин)
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Всё, понятно. Я просто неправильно использовал термин "Нирвана" в исходном посте.
    Спасибо.
     
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    дзогчен пользуется термином "дзогчен" ;)
     
  21. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Ага. Применяя "дискредитированный" термин "нирвана" для характеристики определённых состояний сознания.
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Итак. Что мы видим, господа присяжные заседатели? Люди идут сходным путём и достигают сходных "результатов" - что в буддизме, что в суфизме, что в христианстве. Максим, вспомним твою версию (одну из) о христианстве как "религии последних времён". Возможно ли такое, что такая религия приводила бы людей к великому сатори?
     
  23. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Напомню о чём речь:
     
  24. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Если конкретно о совокупности вероучений - то вряд ли. Скорее это можно рассмотреть на предмет получения ценного опыта. Маячок на пути.
    Коллективные христианские практики - штука очень интересная, для своего времени, видимо, даже новаторская. Но ряд проблем, в том числе социального и психологического характера остались в рамках этого букета традиций неразрешёнными. "Религия итога" пока не реализована.
     
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Меня интересует вот что: эта религия итога по сути ведёт "в рай", в достаточно высокие слои Дэвалоки и в общем-то не ставит целью освобождение в буддийском смысле.
    Грубо говоря, мистические традиции можно разделить на "магические", "райские" и "нирванические". Первые имеют целью поиметь тот или иной профит, чисто практический. И по сути своей чисто утилитарны. Во вторых человек имеет целью попасть в райские кущи к стопам некоего "Бога". Третий вид - понятно. В основе имеет Дхарму и вообще имеет определённые отличительные черты.
    Так вот, то, что описал Максим, эта религия итога, это же по сути религия "райская".
    В каждой религии эти три традиции, безусловно, перемешаны. Очень трудно сказать, что за религия, например, ислам. Там всему есть место. И в буддизме тоже. И в христианстве.
    Так как же мы сможем выделить именно эту самую религию итога? Вообще-то, по описаниям Максима, христианство очень даже на неё тянет. Однако, мы видим в нём и другие элементы. В частности, "нирванический", апофеозом которого становится исихастское восхИщение.
    Тут вопрос весь вот в чём: а что имел в виду сам Иисус? То есть, то, что в христианстве появился нирванический элемент, может быть и не его заслугой и совсем не сутью того, о чём он учил. А может и наоборот.
    Мне, честно сказать, куда ближе взгляд суфиев на Иисуса. Что Иса был своего рода первым суфием (да-да, они отнюдь не Мохаммеда и не Али считают первыми). А остальные нагромождения, которые были произведены отчасти его учениками, отчасти теми политическими силами, которые стали использовать его наследие в своих целях, - всё это уже искажение.
     

Поделиться этой страницей