Из книги Дж.Нурбахша "Путь": Если проследить параллель с буддизмом: в нём "зикроподобные" практики используются вроде бы редко, но можно ли утверждать, что его практика - нечто другое? Можно сказать, что буддист, удерживая внимание (памятуя) на осознавании дыхания или на чистоте, на осознанности, по сути делает то же самое: осознанность, чистота, сострадание - это "божественные", предельные атрибуты, которые скоро вытесняют из состава человеческого существа помрачения - . Это - первая стадия. Вторая стадия ещё более схожа с буддийской практикой. Очищение от веры в самость - это прямо таки буддийские слова. Третья стадия - принятие необусловленных дхарм. Четвёртая стадия - Нирвана. То есть по определению: "самость исчезает" - это о Нирване. Где что не так?
Это состояние вне целеполаганий, когда все целеполагания кончаются. Далее мы ничего сказать не можем. Все наши фантазии о том, "что дальше" - это не более чем фантазии.
Или такое "возрастание" при котором сами задачи типа "возрасти", "вместить вселенную" снимаются за ненадобностью. Надо спросить у SomeOne.
Сознание Нирваны просто не принадлежит никому. Нельзя сказать, что кто-то им обладает или не обладает. "Индивидуальность" (впрочем как и "безъиндивидуальное") - это тоже одна из скандх, дхарм, составляющий "личность", а в Нирване скандхи отсутствуют.
Дело в том, что обычный язык не терминологичен, и требовать от него буквальной точности довольно странно. Я лично нисколько не сомневаюсь, что есть нечто высшее, в отношении чего мы не можем сказать, что мы им обладаем, как обладаем, скажем, шариковой ручкой. Но с другой стороны, обладание само по себе причудливая абстракция, если так задуматься. Если рассматривать вне сферы правовой договоренности.
Олег, нирвана не является состоянием, особенно тем в которое можно заходить и выходить. тот кто достиг нирваны называется будда. состояние "самость исчезает" это не нирвана, а третья дхъяна.
Вот! Это уже что-то. Насколько я понимаю, фана это тоже вещь перманентная, а не та, в которую "входят" и из которой "выходят"... Ну, вот погоди: вспомним 10 картинок с быком, мне в них доступнее как-то. Фана - это какая картинка? Имхо, 10-я, человек на торжище. ВосхИщение - где-то 8-я и 9-я.
И в чём вообще может быть разница между нирваной и всем чем угодно? Если нирвана не является состоянием, то "особенно не являться" ей не требуется. Дзогчен, адвайта и, возможно, ещё какие-нибудь традиции называют нирваной именно состояние сознания. Можно ли в него войти и выйти, предполагаю, зависит от интерпретации термина, и всего-то лишь навсего.
И называть ли его "состоянием сознания" тоже... Понятно, что я имел в виду концептуальную махаянскую разницу (между понятиями). Тут просто уже пошли такие тонкие нюансы, что мы вступаем на очень зыбкую почву. Но Максим высказался определённо и поэтому хотелось бы разобраться, что же он имеет в виду. Почему таки человек с 10-й картинки это анагамин, а не архат и в чём между ними разница?
различения степеней нирваны возникли в связи с махаянско-хинаянской полемикой, когда был поставлен под вопрос статус архата. нирвана достигаемая архатом или пратьекабуддой была признана махаянцами недостаточной, недотягивающей до нирваны Будды (паринирваны). Различия эти разрабатывались преимущественно в школах йогачары и необщепризнаны. Предполагается, что нирвана с остатком обретается архатами при жизни, когда клеша ещё остаются, но парализованы и не действуют, при переходе в нирвану без остатка, они исчезают. Но нирвана архатов не связана с обретением Трёх тел. совершим экскурсию в буддийскую схоластку ? . состояние Будды между просветлением и победой над 4-мя марами будет описываться как нирвана с остатком. многие чаньцы под лозунгом " стать буддой в этом теле" различения между сатори и нирваной просто игнорировали, порой под окончательным просветлением понимая понимая даже кастанедовский нагуаль. махаянец не может стать архатом , но может стать невозвращаюшимся (некоторые зануды использовали для этого особый термин)
Ага. Применяя "дискредитированный" термин "нирвана" для характеристики определённых состояний сознания.
Итак. Что мы видим, господа присяжные заседатели? Люди идут сходным путём и достигают сходных "результатов" - что в буддизме, что в суфизме, что в христианстве. Максим, вспомним твою версию (одну из) о христианстве как "религии последних времён". Возможно ли такое, что такая религия приводила бы людей к великому сатори?
Если конкретно о совокупности вероучений - то вряд ли. Скорее это можно рассмотреть на предмет получения ценного опыта. Маячок на пути. Коллективные христианские практики - штука очень интересная, для своего времени, видимо, даже новаторская. Но ряд проблем, в том числе социального и психологического характера остались в рамках этого букета традиций неразрешёнными. "Религия итога" пока не реализована.
Меня интересует вот что: эта религия итога по сути ведёт "в рай", в достаточно высокие слои Дэвалоки и в общем-то не ставит целью освобождение в буддийском смысле. Грубо говоря, мистические традиции можно разделить на "магические", "райские" и "нирванические". Первые имеют целью поиметь тот или иной профит, чисто практический. И по сути своей чисто утилитарны. Во вторых человек имеет целью попасть в райские кущи к стопам некоего "Бога". Третий вид - понятно. В основе имеет Дхарму и вообще имеет определённые отличительные черты. Так вот, то, что описал Максим, эта религия итога, это же по сути религия "райская". В каждой религии эти три традиции, безусловно, перемешаны. Очень трудно сказать, что за религия, например, ислам. Там всему есть место. И в буддизме тоже. И в христианстве. Так как же мы сможем выделить именно эту самую религию итога? Вообще-то, по описаниям Максима, христианство очень даже на неё тянет. Однако, мы видим в нём и другие элементы. В частности, "нирванический", апофеозом которого становится исихастское восхИщение. Тут вопрос весь вот в чём: а что имел в виду сам Иисус? То есть, то, что в христианстве появился нирванический элемент, может быть и не его заслугой и совсем не сутью того, о чём он учил. А может и наоборот. Мне, честно сказать, куда ближе взгляд суфиев на Иисуса. Что Иса был своего рода первым суфием (да-да, они отнюдь не Мохаммеда и не Али считают первыми). А остальные нагромождения, которые были произведены отчасти его учениками, отчасти теми политическими силами, которые стали использовать его наследие в своих целях, - всё это уже искажение.