О русской истории

Тема в разделе "Рутения", создана пользователем Ондатр, 4 апр 2014.

  1. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В синем закон опирается на сакральность. В красном обществе сакральность лежит на индивидууме, а в синем - на самом институте власти.
     
  2. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Ну да, всеобщая справедливость в синем это вторично. Я опирался на это определение:
    Если есть некий идеальный мировой порядок, то при следовании ему возникает нечто, что можно назвать высшей справедливостью (и всеобщей).
    А в каком смысле ты используешь слово "сакральность"? Один ли это и тот же смысл применительно к синему как и к красному?
    Или на доктрине.
     
  3. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    "Сакральный" = священный, обладающий иррациональной значимостью. В красном порядке вождь своей силой и харизмой внушает ощущение своего сакрального превосходства, иррационального. Если этого нет, его власть в красном обществе шаткая. Сильный вождь обладает прежде всего харизмой, поднимающей его над другими людьми.
    В синем обществе сакральным становится сам закон, сам институт власти или другой объединяющий фактор. Преступить его значит поднять руку на нечто священное, непререкаемое.
     
  4. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Имхо в красном как раз все рационально. Кто сильнее, тот и прав. )
    А в красном значит - получить палицей по чему-нибудь... )
     
  5. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Рациональным там всё быть не может, поскольку этот уровень дорациональный. )
    Просто каждый цМем может иметь разную степень "развитости".
     
  6. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    К логическим операциям способны даже животные. )
    я имел в виду именно этот уровень рациональности.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Cуществует и "фиолетовая" модель сакральности власти, и очень часто выдающиеся "красные" вполне удачно в неё вписываются. Собственно, в фиолетовой модели сакрально всё :) . Но в районе власти плотность сакральности достигает возможного максимума. Правитель - это воплощенная сакральность. Он есть ни что иное, как персонализация самого коллектива и одновременно медиатор между ним и миром Иного. В силу этого, правитель одновременно и сам иной. Его сакральность может проистекать как из сакральности правящего рода, так и наоборот из внешности/чуждости происхождения правителя. Правитель, с одной стороны, может быть связан бесчисленными персональными табу, а с другой, выступать как нарушитель табу общепринятых, более того - их нарушение ему вменяется в обязанность, как демонстрация его сверхъестественной природы.
     
    Последнее редактирование модератором: 21 май 2014
    La Mecha нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Следующий вопрос о ярко-выраженном отставании Руси от соседних "варварских" же обществ.
    Здесь надо заметить, что Русь - это вторая попытка развития цивилизации в этом регионе. По основным критериям Русь 10 в. находится на уровне развития "империи" готов 4 в., имевшей центр в черноморских степях и отчасти лесостепной зоне, распространяя даннический контроль на лесную. Напрашивается вывод, что если бы не стечение обстоятельств, Киевская Русь могла возникнуть на 600 лет раньше.
     
    Последнее редактирование модератором: 21 май 2014
  9. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А местные племена тогда там какие жили?
    И какие были стечения обстоятельств, помешавшие образованию чего-то подобного Киевской Руси тогда?
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    гунны )

    Иордан О происхождении и деяниях гетов:
    "Скифия погранична с землей Германии вплоть до того места, где рождается река Истр 76 и простирается Мурсианское озеро 77; она [Скифия] тянется до рек Тиры 78, Данастра и Вагосолы 79, а также великого того Данапра 80 и до горы Тавра 81 — не той, что в Азии_ а собственной, т. е. скифской, — по всей прилегающей к Мэотиде 82 местности и за Мэотиду, через Босфорские проливы 83 до Кавказских гор и реки Аракса; затем она [Скифия], загнувшись в левую сторону, за Каспийское море (а это последнее возникает на крайних границах Азии, от северо-восточного океана, в виде гриба 84, сначала тонкого, потом — широчайшей круглой формы), склоняется к области гуннов {31} и отступает до албанов 85 и серов 86.
    Эта, повторяю, страна, а именно Скифия, вытягиваясь в длину и развертываясь в ширину, имеет с востока серов, живущих у самого [67] ее начала на берегу Каспийского моря; с запада — германцев и реку Вистулу; с севера она охватывается океаном, с юга — Персией, Албанией, Иберией, Понтом и нижним течением Истра, который {32} называется также Данубием от устья своего до истока.

    С той своей стороны, которой Скифия достигает Понтийского побережья, она охвачена небезызвестными городами; это — Борисфенида 89, Ольвия 90, Каллиполида 91, Херсона 92, Феодосия 93, Кареон 94, Мирмикий 95 и Трапезунта 96, основать которые дозволили грекам непокоренные скифские племена, с тем, чтобы греки поддерживали с ними торговлю 97.

    Посередине Скифии есть место, которое разделяет Азию и Европу одну от другой; это — Рифейские горы 98, которые изливают {33} широчайший Танаис 99, впадающий в Мэотиду. Окружность этого озера 33 равна 144 тысячам шагов 100, причем оно нигде не опускается глубже чем на 8 локтей 101,

    В Скифии первым с запада живет племя гепидов 102, окруженное великими и славными реками; на севере и северо-западе [по его области] протекает Тизия 103; с юга же [эту область] отсекает сам великий Данубий, а с востока Флютавзий 104; стремительный и полный {34} водоворотов, он, ярясь, катится в воды Истра. Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпы 105. У левого их склона 106, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов 107. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.

    {35} Склавены 108 живут от города Новиетуна 109 и озера, именуемого Мурсианским 110, до Данастра, и на север — до Висклы 111; вместо городов у них болота и леса 112. Анты же 113 — сильнейшие из обоих [племен] — распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов.

    {36} На побережье океана, там, где через три гирла поглощаются воды реки Вистулы, живут видиварии 114, собравшиеся из различных племен; за ними берег океана держат эсты 115, вполне мирный народ. {37} К югу соседит с ними сильнейшее племя акациров 116, не ведающее злаков, но питающееся от скота и охоты.

    Далее за ними тянутся над Понтийским морем места расселения булгар 117, которых весьма прославили несчастья, [совершившиеся] по грехам нашим.

    А там и гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен, закишели надвое разветвившейся свирепостью к народам 118.

    Ибо одни из них зовутся альциагирами 119, другие — савирами 120, по места их поселений разделены: альциагиры — около Херсоны, куда Жадный купец ввозит богатства Азии; летом они бродят по степям, [68] раскидывая свои становища в зависимости от того, куда привлечет их корм для скота; зимой же переходят к Понтийскому морю.

    Хунугуры 121 же известны тем, что от них идет торговля шкурками грызунов 122 их устрашила отвага столь многочисленных мужей 123.


    Этот именно Танаис 142 считается знаменитым рубежом Азии и Европы, потому что есть еще и другой, который, возникая в Хриннских горах 143, впадает в Каспийское море.

    {46} Данапр рождается великим болотом, источаясь как бы из материнской утробы. Отсюда и до середины он пресен и годен для питья и порождает рыб отменного вкуса, лишенных костей, но имеющих только хрящи в строении своего тела 144. Однако, приближаясь к Понту, он принимает в себя небольшой поток по прозванию Экзамфей 145, до того горький, что — хотя он [Данапр] судоходен на длину целых 40 дней пути — он так изменяется благодаря [притоку] этих малых вод, что впадает в море между греческими городами Каллипидами 146 и Гипаннисом 147 уже зараженный и сам на себя непохожий. Близ его [Данапра] устий, против них, есть остров по имени Ахиллов 148, а между ними лежит обширнейшая земля, заросшая лесами и страшная болотами 149." (...)

    После того как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Германарих 365, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало Древних писателей 366 сравнивали его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, {117} навего, бубегенов, колдов 367. [84]
    Славный подчинением столь многих [племен], он не потерпел, чтобы предводительствуемое Аларихом 368 племя герулов, в большей части перебитое, не подчинилось — в остальной своей части — его власти.

    По сообщению историка Аблавия 369, вышеуказанное племя жило близ Мэотииского болота, в топких местах, которое греки называют «ele» 370, и потому и именовалось элурами.

    {118} Племя это очень подвижно 371 и еще более — необыкновенно высокомерно. Не было тогда ни одного [другого] племени, которое не подбирало бы из них легковооруженных воинов 372. Хотя быстрота их часто позволяла им ускользать в сражении от иных противников, однако и она уступила твердости и размеренности готов 373: по воле судьбы они [элуры] также, наряду с остальными племенами, покорились королю гетов 374 Германариху.

    {119} После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов 375. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха 376.

    {120} Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана. Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью 377."


    упомянутые тиуды, это чудь, морденс - мордва, меренс - меря, эстии - балтийские племена.
    вызванная их приходом цепь перемещения этносов ("великое переселение") просто закончилась физической миграцией всех носителей сравнительно высокой культуры на запад 8-)
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    уровень отставания можно определить чисто хронологически. так уровень социально-политического развития Руси конца 10 в. примерно соответствует королевству франков конца 5 в(не считая римского наследства), Японии конца 6 в-нач. 7вв.., Болгарии сер. 9 в, Норвегии конца 9-нач. 10 в.
     
    Последнее редактирование: 24 май 2014
  12. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    620
    Зато нельзя было бы гордо сказать что (прото) Киевская Русь разрушила Рим :)
     
    Ондатр нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    7. Эпоха цареградских походов


    Русь и Византия


    Эпоха цареградских походов, точнее походов на Византию, продолжалась очень долго— два века — с сер. 9 по сер. 11 вв. Их значение для Русской земли трудно переоценить.

    Для жаждущих славы и добычи викингов цареградский поход, и, вообще, сношения с империей были наилучшим способом добиться своей цели. Для князей слава была лучшим способом легитимации власти и возможностью собрать вокруг себя «множество варягов». Слава, харизма это тот нематериальный властный ресурс, который создавал и поддерживал иерархию — основу прото-государственности.

    Как правило, впрочем, слава имела и вполне материальное воплощение в виде престижных ценностей. В этом качестве на Руси выступали дорогие (прежде всего шелковые) материи, фрукты, вино, золото и серебро.

    Создаётся впечатление, что Византия на определённой стадии заняла место «внешнего центра» для русской политии, необходимого для самого её существования. Речь идёт вот о чём. Ранее я уже писал о двух — сетевой и корпоративной — стратегиях. Применительно к стадии становления прото- и ранней государственности можно говорить о двух более менее связанных с ними моделях политогенеза :

    В первом случае повышение эффективности хозяйства достигается усовершенствованием организации производства, прибавочный продукт производится хозяйственно-редистрибутным путём (государственное хозяйство), значимые ценности производятся своими же ремесленниками при импорте части сырья и экзотических товаров. Этому пути соответствует номовый город-государство, где основная функция правителей религиозная и хозяйственная. Это, явно, не наш случай.

    Во втором концентрация прибавочного продукта осуществляется данническим-редистрибутным путём (дань и добыча). Добытый таким образом натуральный продукт поступает на рынки развитых цивилизаций в обмен на престижные ценности. При этом «возникают сложные иерархически организованные государственные образования, направление эволюции которых, как и культура в значительной степени определяется контактами с соседним центром опережающего развития»[ii] (в нашем случае с Византией).

    Однако простой торговлей дело обычно не ограничивалось. Средствами получения престижных товаров становятся также привилегированная торговля[iii], война, получение подарков и дани. В сценарии, наиболее благоприятном для цивилизации, обмен происходил в рамках признания варварами политического верховенства цивилизованной империи, получении ими инвеституры и даров, а сам торговый обмен осуществлялся по инициативе цивилизации. Но в случае, если перевес силы оказывался на стороне варваров, в ход могли идти иные сценарии: война, вымогание контрибуций и даров, неравноценная торговля по инициативе варваров. В идеале — получение регулярной дани с цивилизации[iv].

    Дело в том, что в системе цивилизация/варвары неизбежна была проблема амбивалентности дани/дара. Дань была символом подчинённости платящего, дар, в определённой степени, получающего[v]. С точки зрения цивилизации выплаты варварам всегда рассматривались как дары или плата наёмникам, в худшем случае как контрибуция. С другой стороны, варварские общества, получая необходимый внешний властный ресурс[vi] (престижные товары, инвеституру, славу, внешние образцы бытового поведения и организации, технологии, не связанную с родовыми традициями идеологию), стремились минимализировать возникающие ответные обязательства. Отсюда стремление оформить поступающие ресурсы как дань/контрибуцию, а возлагаемую на них обязанность военной помощи цивилизованной империи — как обоюдный военный союз.

    Это стремление чётко просматривается в истории русско-византийских отношений и договоров.

    То, что их предметом было получение русью как контрибуций, так и регулярной дани, было показано в работах А.Н. Сахарова[vii]. Это подтверждается и восточными источниками: русы начала X в. «берут дань с прилегающих к ним областей Рума[viii]». Есть основания считать, что походы на Византию, совершаемые с удивительной регулярностью, могли быть вызваны не только и не столько нарушениями византийской стороной своих обязательств или истечением сроков договоров, сколько необходимостью регулярного воспроизведения ситуации, при которой эти поставки вновь становилась контрибуцией, не превращаясь в дары сеньора вассалу[ix]. Этот алгоритм распространялся и на идеологические ресурсы. Принятия христианства руссами (860-е, 988, по данным восточных источников также 912/13, 944/45[x]), также осуществлялись после победоносных походов. Под эту схему летописцами всячески подводится и крещение Ольги (невольно вставшей в процессе визита в Царьград в позицию подданной, несмотря на все попытки этого избежать) — в ПВЛ получение христианства становится хитроумной операцией по обману императора: крестившись, Ольга не выполняет ни одной из возложенных на неё обязательств (выход замуж за императора, принесение даров, отправка войск). Но этого оказывается мало, и в одном позднем предании Ольга является под стены Царьграда во главе войска, осаждает его, принуждает к сдаче и так достигает желаемого крещения[xi]. Брак Владимира с византийской царевной и крещение Руси оказывается результатом военной операции. И даже получение регалий из Византии (что может рассматриваться как акт инвеституры) Владимиром Мономахом в предании объясняется страхом императора перед русским вторжением, то есть они, подобно христианству, как бы вырываются у Византии[xii]. (...)



    Подробно этот вопрос рассмотрен :Павленко Ю. В. Сравнительно-исторический характер политогенеза в Восточной Европе и Западном Судане //Восток 1998 №2

    [ii] «В обществах, переходящих в раннегосударственное состояние в условиях постоянных контактов с уже сложившейся соседней цивилизацией, в качестве престижных изделий котируются, прежде всего, вещи изготовленные мастерами последней. И задаче получения этих вещей во многом подчиняется жизнь верхушки общества, а значит и политика соответствующего раннегосударственного образования» —Там же С. 46

    [iii] Торговые договора, рассматриваются как часть межправительственных отношений, что показывают обоюдное стремление сторон поставить торговые операции под жёсткий контроль, как связанные с циркуляцией престижных ценностей.



    [iv] Здесь не рассматриваются случаи непосредственной эксплуатации центром варварской периферии и завоевания варварами цивилизованных территорий.

    [v] В этой же плоскости лежит рассмотренная Лотманом оппозиция: честь — слава. Слава производна от доблести, честь — это дары сеньора вассалу, т.е. всегда связана с подчинённостью. Так русские князья при дворе ордынских ханов получали «честь великую».

    [vi] То, что резко выделяло, возвышало правителя над подданными, то чем сами подданные не могли его и себя обеспечить, внешняя санкция власти независимая от воли подданных. Таким внешним ресурсом является и «Божья воля», и экзотические товары, награбленные в дальних странах, и иноземные наёмники.

    [vii] Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси. М., 1980. С 109-111, 228.

    [viii] Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI–IX вв.// Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 411. Как кажется, речь при этом идёт о ситуации ещё до Олегова похода.

    [ix] Ситуацию, при которой сама Византия рассматривалась бы как подданная, Русь, естественно, организовать не могла.

    [x] Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 2. , М.,1967. С.106–107.

    [xi] Котляр Н.Ф. Древняя Русь и Киев в летописных преданиях и легендах. Киев, 1986. С.114.

    [xii] «А кюр Мануил цесареградский опас имея, поне и великыя дары посылаше к нему, абы под ним великыи князь Володимер цесаря-города не взял» Слово о погибели Русской земли. / Изборник. М., 1969. С. 326. В «Сказании о князьях владимирских» Мономах уже однозначно собирается в поход на Царьград, а император, чтобы избежать этого, посылает ему царские регалии.
     
    plot нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    8. Раннее государство



    Переход к раннему государству — важнейшая стадия политогенеза. На Руси это происходит в кон. 10-нач. 11. вв.



    «Перестройка» княгини Ольги


    Иногда при взгляде на историческую карту складывается обманчивое впечатление, что вот в 10 веке, при Святославе, существовало единое государство, а потом глупые князья зачем-то начали делить его между сыновьями. На самом деле всё происходило наоборот. Тот факт, что киевскому князю удавалось посадить своего сына в том или ином центре и означало, что на этот центр впервые удалось распространить реальный контроль из Киева. Подобная практика соответствует стадии «консолидированного вождества», переходной к раннему государству.

    Мы знаем, что после смерти Святослава три его сына княжили: в Киеве (Ярополк), в земле древлян (Олег) и в Новгороде (Владимир). Установлением контроля над древлянами и словенами Русская земля была обязана княгине Ольге.

    Статус самой Ольги на Руси времён Святослава трудно определить точно. Сомнительно чтобы это был статус «регента[ii]», но, во всяком случае, среди прочих «архонтов русов» Ольга занимала лидирующее положение.

    Летописный рассказ даёт возможность реконструировать источники дохода этой наиболее значительной фигуры русской иерархии. Ольга имеет свой двор в Киеве (у стен града), свой град–замок Вышгород и село Ольжичи, составляющее её доменальное хозяйство, последнее, несомненно, обслуживала многочисленная челядь (рабы)[iii]. На Днепре и Десне она имеет заповедные охотничьи и рыболовные угодья. (Границы подобных угодий строго охранялись, их нарушение стоило жизни даже такому высокопоставленному лицу как Лют Свенельдич). Главный источник доходов княгини мы видим за пределами полянской области — это зоны эксплуатации (уроки и становища; погосты и дань; погосты, дань, оброки) по Мсте, Ловати (земля словен) и в Древлянской земле. Именно эти земли были покорены непосредственно Ольгой. Но то, что Ольга с Древлянской земли получала треть доходов, а две трети шли в Киев, говорит о её статусе держательницы древлян (позднее так же распределялись доходы, собранные князем–посадником Ярославом в Новгороде, доходы варягов — держателей Ладоги в XI в.).

    Повосты (погосты), становища для сбора оброков и даней — это отлаженная инфраструктура полюдья[iv], связанная с реальным подчинением территории.

    После смерти Ольги в Новгороде и Древлянской земле и сели княжить её внуки.


    Смена элиты


    В кон. 10 в. – сер. 11 вв.наблюдаются уже масштабные новации:


    Переносы городов. Суть этого загадочного процесса (в северной зоне), заключается в строительстве в нескольких десятках километрах от прежнего «русского града» (иногда ближе) нового административного центра, на который, судя по всему, переносится название прежнего. Некоторое время центры могут сосуществовать, но старый быстро приходит в упадок.

    Это касается Ростова («перенесён» с Сарского городища – сер/вт. пол. X в.), Белоозера (из Крутика), Полоцка (в нач. XI в), Переславля Залесского (из Клещина), Ярославля (из Тимерёва, нач. 11 в.), Смоленска (из Гнездова – сер. XI в.)[v] – фактически всех основных центров региона (кроме Ладоги). Новые центры были уже несомненно подконтрольны Киеву.

    Практика эта относится именно к северной зоне. В зоне старого киевского полюдья города не переносятся, просто строятся новые, никак ни связанные с прежними племенными центрами.


    Исчезновение «архонтов». Ещё в 957 г. Ольгу в Константинополь сопровождают 22 посла, видимо, представляющих разных «архонтов». При Святославе известны такие деятели как Икмор и Свенельд, располагавшие (во всяком случае последний) собственными дружинами и зонами полюдья. В Полоцке правит варяг Рогволод (Рёгнвальд), в земле дреговичей — варяг Тур.

    При Владимире князья — это только его сыновья.

    Проследить, как происходил этот процесс, мы не можем. Известно только что в 978/980 г. Владимир взял Полоцк и убил Рогволода вместе с семьёй.


    Дружина. Тот слой, который после исчезновения с политической сцены «архонтов», стал правящим, именуется в летописях «дружина». О ком идёт речь станет ясно из следующего отрывка ПВЛ:

    «Се же пакы творяше людем своимъ: по вся неделя устави на дворе въ гридьнице пиръ творити и приходити боляром, и гридем, и съцким, и десяцькым, и нарочитымъ мужем, при князе и без князя. Бываше множество от мясъ, от скота и от зверины, бяше по изобилью от всего. Егда же подъпьяхуться, начьняхуть роптати на князь, глаголюще: « Зло есть нашим головамъ: да нам ясти деревяными лъжицами, а не сребряными». Се слышавъ Володимеръ повеле исковати лжице сребрены ясти дружине, рек сице, яко «Сребром и златом не имам налести дружины, а дружиною налезу сребро и злато». Бе бо Володимир любя дружину, и с ними думая о строе земленем, и о ратех, и о уставе земленем».(ПВЛ с. 56).

    Рассмотрим текст более подробно.

    Дружине в узком смысле этого слова здесь соответствуют гриди. Слово это имеет скандинавские корни и означает воинов-телохранителей конунга. В отличие от скандинавских стран, на Руси дружина делилась на старшую и младшую. Старшую составляли боляре (слово это тюркского происхождения).

    Но ещё интересней упоминание сотских, десятских и нарочитых людей т.е. верхушке городского населения. Здесь надо сказать, что у славян и на Руси в сельской местности деление населения на десятки и сотни до монгольского времени неизвестно. Это была военно-административная организация именно руси, горожан и восходит она, как и боляре, к степной политической традиции.

    Отсюда видно, что дружина не вычленена из организации городского населения, напротив, эти понятия сливаются. В событиях нач. 11 в. Ярослав называет убитых им новгородских лучших людей своей дружиной, кияне называют военную дружину Бориса своей братией. В «Русской правде» Ярослава горожане это русь, а селяне — славяне. В летописном рассказе о Ярославе новгородцы резко выделяются из сельского населения — словен, и награду за военную службу во время похода на Киев они получают равную награде словенских старост (племенных предводителей). Т.о. дружина — это организация всё той же руси из русских градов. Учитывая, что в городах времён Владимира численность населения не превышала нескольких сотен человек, эта неразрывная связь становится понятна. Горожане это и есть «люди князя», выделившиеся из родов — беглые рабы и изгои, ищущие покровительства князя, искусные ремесленники, профессиональные воины, духовенство — все они вместе противостояли сельскому миру и, по сути, и были аппаратом управления, опорой раннего государства.

    То что именно с этой дружиной князь «думал» обо всех делах объясняет молчание источников о городском вече.


    Заметим при этом, что в понятие «дружина» не входили многочисленные скандинавские наёмники Владимира и Ярослава, ведь их как раз легко было «налести» серебром и златом. Пришлые варяги, в отличие от предыдущих времён, уже не пополняли славянизировавшуюся русь автоматически.

    Не входила в понятие дружина и разветвлённая доменальная администрация, управляющая разросшимся княжеским рабовладельческим хозяйством. Сама она также состояла из рабов.

    А вот разного рода «отроки», собирающие быстро растущие налоги с населения, в понятие дружины вскоре вошли.


    Новые модели легитимации


    Начиная со времени Владимира, появляются новые формы организации власти и её легитимации, характерные уже для раннегосударственных обществ.

    Построенные им огромные крепости в Белгороде (100 га, против 10 га в Киеве) и Василёве (130 га), как предполагают[vi], служили для хранения запасов (прежде всего продовольствия). Концентрация запасов, избавляющая дружину от необходимости кормиться (в самом буквальном смысле слова) в полюдье, собственно, и знаменует начало становления раннего государства с его более широкими административными возможностями.

    Эти возможности проявились и в создании мощной оборонительной системы на южной границе (змиевы валы), и в переселении в Русскую землю элиты северных племён[vii], и в переносе городов, и в занятии княжеских столов по всей стране сыновьями Владимира.

    Новый характер власти требовал и новой легитимации. Таким идеологическим ресурсом после некоторых колебаний[viii] стало христианство с его концепцией власти от Бога[ix].

    Новыми формами легитимации власти стали: монументальное строительство, чекан собственной монеты (с изображением князя в царских одеждах и с нимбом), заключение брачных союзов с иноземными царствующим домами. Завершаются эти процессы уже при Ярославе: учреждение митрополии (сведения о митрополии уже при Владимире сомнительны), приобретение собственных святых (канонизация Бориса и Глеба), развитие Киева в настоящий город (строительств Города Ярослава площадью в 60 га.), учреждение первых школ, создание свода законов (Русская Правда), возведение в Киеве, Новгороде и Полоцке невиданных на Руси по масштабам Софийских соборов, начало летописания.


    Проблемы братской семьи


    Модель управления окраинами с помощью сыновей принесла значительные дивиденты с точки зрения централизации управления и концентрации ресурсов. Сыновья были князьями-посадниками, которых отец мог в случае необходимости переводить с места на место и которые со своих «владений» выплачивали значительную дань в Киев (возможно 2/3 дохода). Проблемы начинались после смерти отца — между братьями немедленно начиналась усобица вплоть до полного уничтожения всех конкурентов и восстановления модели «отцовской семьи» во главе с победителем.

    Так произошло после смерти Святослава и после смерти Владимира. Но во втором случае уцелели три брата, которым пришлось договариваться. Соправительство между Ярославом и Мстиславом поделившими Русь по Днепру, первая попытка функционирования в режиме не отцовской, а братской семьи.

    В классической братской семье (утвердившийся после смерти Ярослава) место отца занимает старший брат (или, фактически, союз старших братьев), все братья получают свои доли-уделы и поочерёдно наследуют старшему. После смерти каждого из братьев происходит перераспределение его земель между оставшимися. Подобная система была довольно широко распространена в раннесредневековой Европе. Например, франки пришли к этой модели ещё при Меровингах в 6 веке.

    Следующий критический момент наступает после смерти всех братьев. Русь прошла его довольно благополучно — после смерти последнего из Ярославичей, киевский стол унаследовал старший сын старшего из братьев (1093), подобная система наследования называется сеньорат — наследование страшим в роду. Она была характерна и для западнославянского мира.


    Соседи.



    В главе Политогенез нами были рассмотрены три зоны потестарности: юго-западная (правобережье Днепра), юго-восточная (левобережье) и северная. В кон. 9 в. к ним прибавилась четвёртая — центральная (в бассейне Днепра) — важнейшая для политогенеза Киевской Руси. Три первые зоны могут рассматриваться как периферийные: юго-западная для мира западных славян, юго-восточная для степного, северная для скандинавского мира.Взглянем, как проходило становление раннего государства в центре каждого из этих «миров».



    Ярким примером оседлого государства с кочевым (первоначально) ядром может служить Болгарское ханство, которое складывается в южнославянских землях на основе степного вождества в конце 7 в.

    Его политическая структура в VIII в.[x]. включала болгарское ядро, возглавляемое болярами, в число которых входил капхан – первый полководец и соправитель, члены ханского рода, внутренние (столичные) и внешние (управлявшие окраинными землями) боляре, носители около двух десятков титулов. Существовала и личная дружина хана – питомцы (на Руси – отроки), включавшая личную охрану – кандидатов, (русский аналог – гриди). В свою очередь, подчинённые болгарам славинии сохраняли самоуправление и собственное устройство, значительно более простое, включавшее только князей и старейшин–жупанов.

    Всё это весьма напоминает Русь пер. пол. 10 в.

    В болгарской системе купцы, также как и на Руси, выступали агентами центральной власти и располагали грамотами с печатями[xi], а установление привилегированной торговли с Византией было важнейшей внешнеполитической задачей.

    Раннее государство складывается в Болгарии в нач. 9 в. при хане Круме, создавшем первый сборник законов и проведшем административную реформу, заменившую славинии наместничествами-комитатами. Крещение Болгарии произошло ещё позднее — в сер. 9 в. при Борисе (крестился в 864 г.) и сопровождалсь переговорами и с Римом, и с Константинополем.

    Но удельная система хотя и была известна в Болгарии, не стала, в отличие от Руси, основой всей политической организации. Под воздействием Византии здесь складывается довольно развитой государственный аппарат.


    Исследователи не раз обращали внимание на параллели в развитии скандинавских стран и Руси (особенно её северного региона). Отмечались особое значение международной торговли для возникновения центров потестарности, аналогичность балтийских виков северорусским торгово-ремесленным поселениям, долгое сосуществование протогородов с королевскими усадьбами–хусабю (на Руси с т.н. дружинными поселками), близость по времени крещения и складывания централизованной политической системы. В целом Скандинавия опережает Русский север в развитии – торговая система, вики, стратифицированное общество складываются там в VI–VIII в. (на Руси в IX–X вв.).

    Интересна также аналогия между деятельностью Харальда Хорфагера (Прекрасноволосого) и Владимира Святого, и их приемников. Около 900 г. конунг Харальд Хорфагер объединяет под своей властью Норвегию, заменив прежних конунгов наместниками-ярлами, одновременно увеличив налоги. По стране вырастает сеть королевских усадеб–хусабю, неподчинённых местной власти и служивших станциями для перемещающегося полюдьем правителя. В отсутствие короля право на пир/кормление/ вейцлу передаётся его агентам. Перед смертью Харальд делит королевство между сыновьями. Старший из них Эрик Кровавая Секира убивает братьев и объединяет королевство, однако прибывший из-за моря уцелевший брат Хакон побеждает тирана и заставляет уйти в изгнание. Хакон Добрый завершает административную реформу, вводит королевскую монополию на сбор ополчения–ледунга и создаёт свод законов. В 11 в. это повторяется в истории Святополка и Ярослава Мудрого.

    Кризис восточной торговли во второй половине X в. приводит в упадок и торгово-ремесленные поселения Руси, и балтийские вики. Последние походы викингов совпадают по времени с завершением Цареградских походов.

    Но дальше пути Руси и Скандинавии всё больше расходятся. И культура Руси в 12 в. начинает производить впечатление более высокой.


    В западнославянских землях опыт призрачной империи был уже в 7 в. (держава Само). Международная торговля и социальная дифференциация отмечаются в 8 в.

    Ранняя государственность начинает складываться в 9 в. – Великоморавская держава. Здесь очевидно, однако, сильное влияние Франкской империи.

    Независимый опыт государственного строительства имел место в Польше.

    В 10-11 в. мы видим здесь «большую дружину» - ок. 10000 воинов, размещённых для управления, сборов налогов и охрны в нескольких десятках великокняжеских градов.

    В 12 в. сеньорат и удельную системы, напоминающую русскую. Но на этом сходство кончается. В основу польского государственного строя легла т.н. каштелянская организация — система княжеских замков-градов с сидящими в них наместниками-каштелянами, в то время как на Руси грады превращаются в вечевые города.


    О том, как и почему возникла на Руси столь оригинальная политическая система, мы поговорим в следующих главах.






    Что касается Новгорода, то молчание ПВЛ о событиях в нём после Олега не даёт основания считать, что оно был стабильно подчинён Киеву. Саги рассказывают о многих независимых конунгах которые примерно в это время там правили. Есть все основания связывать подчинение Новгородской земли Киевом и обложение её данью с походом княгини Ольги 947 г.: «Иде Ольга Новугороду («иде» в тексте летописи часто означает военную экспедицию), и устави по Мсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; ( эта её деятельность идентична её действиям в древлянской земле сразу после покорения) и ловища её по всей земле, знаменья, места и повосты (по всей земле Новгородской?). Представляется возможным связать с подчинением Новгорода Киеву перенос Новгорода с Рюрикова Городища на его современное место, где древнейшие археологические слои относятся как раз к середине X в. В дальнейшем мы увидим, что такой «перенос» переживут и другие города подчиняемые Киевом.




    [ii] С возрастом персонажей в ПВЛ для 10 века заметны большие натяжки, по данным Константина Багрянородного, Святослав уже при жизни отца княжил в Новгороде, и учитывая тогдашние реалии маловероятно, что он был младенцем. К моменту смерти Святослава в 972 г. у него было трое взрослых сыновей. Сам Игорь (умерший в 945) по ПВЛ должен был родиться ещё до 879 г.

    [iii] Двор Ольги, с которым она отправилась в Константинополь, составляли 8 «людей», 16 женщин, 18 рабынь, переводчик и священник. «Люди» Ольги имели более высокий ранг, чем послы, а женщины равный. Королёв А.С. История междукняжеских отношений на Руси в 40-е – 70-е гг. Xв. М. 2000.С. 152

    [iv]Способ эксплуатации при которой правитель или его доверенное лицо регулярно перемещается для сбора дани по зависимой территории.

    Комплекс полюдья был подробно исследован в замечательной работе Ю.М. Кобищанова «Полюдье: явление отечественной и всемирной истории цивилизаций»: «Экономическое содержание полюдья заключается в том, что оно устанавливало продолжительное, относительно регулярное, фиксируемое обычаем изъятие прибавочного продукта у организованных в общины мелких производителей при личном участии глав ранних государств. Этот продукт перераспределяется среди окружения царя, сопровождающего его как свита. В полюдье царь кормился сам и кормил свой двор, свою дружину».

    «Структура большинства государств в которых существовало полюдье, в своей основе однотипна. Каждое из них имело следующие характерные черты. Не существовало ни больших городов …, ни обширной густонаселённой сельской местности …; территория государств состояла из редких очагов земледельческой культуры, разбросанных среди почти безлюдных девственных лесов, саванн, степей; либо само население кочевало со своим скотом отдельными аилами; ещё один вариант – редконаселённые разбросанные в океане острова.»

    Надо отметить, что на Руси о настоящих городах (не просто укреплениях или селениях площадью до 15 га.) можно говорить только с начала XI в., поэтому определение полностью подходит к нашему случаю.

    В полифункциональном комплексе полюдья учёный вычленяет следующие функции:

    1. Кормление князя и его дружины.

    2. Заготовление припасов на период стационарного пребывания в столице.

    3. Устройство в ходе полюдья праздников и пиров с перераспределением полученных товаров среди свиты и устройством всенародных раздач.

    4. Торговля (в полюдье за князем следуют купцы).

    5. Отчуждение экзотических товаров и людей, которые затем превращаются в товары дальней торговли (меха, мёд, воск, челядь).

    6. Получение дани как символического признания подчинения.

    7. Укрепление личной связей с дружиной и населением посещаемых общин.

    8. Соединение княжеской власти с традиционными системами управления общинного типа.

    9. Отправление правосудия. (Можно усомниться в значении двух последних функций в русском полюдье, по крайней мере, до середины X в. Землю Древлянскую «распасли» древлянские же князья, а не «волк» Игорь.).

    10. Объезд земли князем как архетипический способ её приобретения. (Поэтому полюдье совершается «посолонь», священный царь, его совершающий уподобляется светилу).

    11. Приём князя и его свиты как выполнение обряда гостеприимства (скандинавская вейцла). Прибытие полюдья сопровождается жертвоприношениями.

    12. Священный царь своим присутствием сообщает земле, людям и скоту плодородие, внося гармонию в мироздание. ( Возможно, поэтому и в XI в. по «всей земле» помнили ловища, знамения, места и погосты Ольги и хранили её сани).

    13. Передача в глухие районы новой культурной и биологической информации (вспомним и пресловутое женолюбие Владимира).

    14. Ритуальная охота (сама представляющая важный полифункциональный комплекс, включающий и испытание–подвиг, и организацию взаимодействия дружины–войска, и экономическую необходимость).





    [v] Горский А.А. Политические центры восточных славян и Киевской Руси: проблемы эволюции //Отечественная история. 1993., № 6. И др.



    [vi] Булкин В.В., Дубов И.В. и Лебедев Г.С. Археологические памятники Древней Руси IX–XI вв. Л., 1978. С.16

    [vii] ПВЛ С.54

    [viii] Начинаются религиозные реформы Владимира с создания пантеона языческих богов в Киеве. Предания о «выборе веры» тоже, очевидно, не случайны. Так некоторые восточные источники сообщают, что Владимир после принятия христианства разочаровался в нём из-за его слишком мирного духа и принял ислам. С однозначным выбором именно православия тоже есть вопросы: в тексте летописи присутствует арианский символ веры («Отець, Бог отець, присно сый пребываеть во отчьстве, нерожен, безначален, начало и вина всем, единем нероженьем старей сый сыну и духови... Сын подобосущен отцю, роженьем точью разньствуя Отцю и Духу. Дух есть пресвятый, Отцю и Сыну подобноcсущен и присносущен»).

    [ix] Как уже говорилось, легитимация власти в ранних обществах заключается в возможности использования некого внешнего ресурса недоступного подданным. В данном случае этим ресурсом стала византийская религия и культура.

    [x] Литаврин Г.Г. Формирование и развитие Болгарского раннефеодального государства.// Раннефеодальные государства на Балканах VI–XII вв. М., 1985. С. 156–157.

    [xi] Там же С. 141.
     
    plot нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    теперь посмотрим , что было после культурной революции 11 в.
    ряд культурных параметров раннего государства я выше обозначил. завершающий среди них это написание Истории, включающей национальную историю в мировую.
    Для Руси это начало 12 в.
    для Скандинавии конец 12 в.
    Польша нач. 12 в.
    Япония - нач. 8 в.
    франки - кон. 6 в.
    англы и лангобарды - 8 в.

    по совокупности культурных параметров можно определить статус Киевской Руси как раннесредневекового государства. Только античное наследие приобретено не в виде завоёванного населения, а виде заимствования.
    благодаря которому при Ярославе Русь в сер 11 в.совершила скачок от Скандинавии сер. 10 в. к Скандинавии нач.12 в.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    готы - сер. 6 в.
    в Болгарии своя История так и не появилась (была переведена византийская), но в целом по уровню развития это кон. 9 в.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Идём дальше. Дальше стадия апогея раннего государства. Не все до неё дожили (королевства готов и лангобардов погибли раньше).
    Франки потеряли два века - на варваризацию с последующим возрождением. Таким образом у них этот апогей приходится на кон. 8- нач. 9 в. - эпоху Карла Великого.
    В Болгарии на кон. 9-нач. 10 в. - эпоху Симеона Великого
    На Руси это эпоха Владимира Мономаха (первая треть 12 в.)
    В Скандинавии видимо это вспышка датского великодержавия при Вальдемаре 2 (нач. 13 в)
    В Японии - эпоха Нара (8 в.)

    Т.о. золотой век древнерусской культуры в сочетании с раздробленностью (1130-е- 1230-е) вполне находит своё место на шкале относительной хронологии:
    это каролингский ренессанс и распад империи в 9 в.
    Болгария 10 в. (период завершился распадом страны и её завоеванием Византией)
    Япония эпохи Хэйян. (9-11 вв.)
    11 в. видимо и время появления на Руси "синего" мема. Первые представители, наверно, святые Борис и Глеб )
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    вот теперь, если есть интерес, можно посравнивать параметры.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    тут вероятно стоит сказать, что такое это самое раннее государство в виде раннесредневекового или раннефеодального общества.

    в нём уже существуют централизованные системы управления. иногда (как в Японии и в меньшей степени империи Карла) они даже бюрократизируются. существуют налогообложение, часто разветвлённое, и законы.

    но армия чаще всего строится на основе ополчения. занятие должностей соединяется с понятием знатность и тяготеет к наследственности. клановые структуры доминируют и нередко сам монарх рассматривается, прежде всего, не как суверен, а как глава правящего рода.
    В случае Каролингов и Рюриковичей это означало разделы государственной территории.
    Заслуги отмечаются правом на нарушение закона - т.е. право не платить налоги, не подчиняться чиновникам, быть неподсудными и т.д.(т.е. иммунитеты)

    феодализм, строго говоря, это болезнь раннего государства. почти неизбежная.
    она заключается в том, что постепенно носители исключительных прав становятся доминирующей силой в обществе, а "маленькие люди" начинают предпочитать частное подданство государственному.

    если дело доходит до стадии "раздробленности", т.е. приватизации всех государственных постов и владений, государство или гибнет или впадает в смуты вплоть до победы сильнейшего и восстановления прочных государственных институтов. Этот последний путь - "восточный". "Западный путь" - это когда болезнь становится новым строем, тем самым "развитым феодализмом".
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Например в Японии государственные институты создавали , ориентируясь на Китай - мощнейшую бюрократическую империю. Государство здесь никто не делил, а принцев и прочих аристократов снабжали синекурами и имунными поместьями. Эти поместья - сёэны - становились центарми притяжения для многочисленных клиентов, предпочитающих частное подданство государственным налогам. Центральная власть в итоге слабела постепенно, замедленно.
    У франков идея империи (по образцу Византии) вошла в конфронтацию с правами членов династии на собственное королевство. Партикуляризм в целом победил. Набеги норманнов которые требовали очень оперативного реагирования, привели к тому , что защитниками населения стали местные власти, а не королевские. приватизация государственных постов пошла ускоренно - возникли герцогства и маркизаты - т.е частные объединения нескольких провинций-графств в руках самого сильного графа.
    На Руси многочисленность членов правящей династии претендующих на долю власти привела к тому, что правящей знатью стали исключительно князья. Частные вотчины играли третьестепенную роль - благодаря продолжающемуся росту городов, основным источником доходов для знати были управленческие функции. Т.е. раздробленность нарастала гораздо быстрее, чем феодализация. Население крупных городов оказалось значительной силой, зачастую решающей в борьбе за власть. Но как только ситуация изменилась - наступил военно-политический и экологический кризис 13 в. - феодализация пошла полным ходом.
    т.о. события 13-14 вв. это не столько последствия "татаро-монгольского ига" сколько тот самый классический процесс феодализации-аграризации, приходящийся на Западе на 10 в.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Поскольку вопросов нет, на этом пока всё )
     
  23. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А на Британских островах как всё происходило?
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    на Британских всё происходило более катастрофично - их постоянно завоёвывали. Сначала в 9 в. потом дважды в 11 .
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Поэтому история институтов довольно дёрганная. культурное развитие значительно опережало политическое. Если мы возьмём англо-саксов, то политическое объединение мелких королевств происходит только в 9 в. В то время как крещение происходит уже в 7 в. (с 597). в нач. 7 в. создаётся митрополия и первый архиепископ (с 601 г) канонизируется. Сборники законов стали появляться по королевствам с 7-8 вв. история англов Беды пишется в 8 в.
    Потом очень бурный 9 в. с объединением , а потом завоевание большей части страны норманами.
    В роли Ярослава Мудрого выступает король Эльфред (Альфред) (кон. 9 в.)
    в 10 в. параллельно складываются раннегосударственные институты (шерифы) и появляется феодальная вотчина.
    а в 11 в. снова начинается датское завоевание. а потом нормандское. Стадии феодальной раздробленности, которая наметилась в сер. 11 в. англо-саксонское королевство не пережило - погибло.

    В Шотландии всё шло ещё медленней, а в Ирландии выше уровня великого вождества политии не развились.
     

Поделиться этой страницей