Здесь выкладываю короткие подкасты о буддийском учении и практике. Постараюсь охватить ключевые моменты и пытаюсь говорить современным языком, исключая разного рода мифологические и второстепенные элементы. ... Список подкастов (будет пополняться): 001 - Что такое буддизм 002 - Появление буддизма 003 - Состояние вне страданий 1 004 - Состояние вне страданий 2 005 - О нирване 006 - Четыре благородные истины 007 - Первая благородная истина 008 - Сознание, «я» и анатмавада 009 - Перерождения 010 - Вторая благородная истина 011 - Карма 1 012 - Карма 2 013 - Третья и четвёртая благородные истины 014 - Восьмеричный путь (общий обзор) 015 - Мудрость (первый раздел Восьмеричного пути) 016 - Нравственность (второй раздел Восьмеричного пути) 017 - Взаимосвязанное бытие. Рассмотрение этого понятия 018 - Четыре печати буддизма 019 - Духовная практика (первый подраздел третьего раздела Восьмеричного пути. Он же - 6-я ступень) 020 - О Сати 021 - Духовная практика (второй подраздел третьего раздела Восьмеричного пути. Он же - 7-я ступень) 022 - Шаматха и Випашьяна 023 - Духовная практика (третий подраздел третьего раздела Восьмеричного пути. Он же - 8-я ступень) 024 - Зачем медитация?
Заметил, но не более чем это сделал тот же Тинлей. Оно, это определение, скорее функциональное, не прямое. Но надо ещё раз подумать. )
По сути это определение - отрицательное. Типа "здоровье это отсутствие болезни". А до того я даю лишь аналогии, которые выступают в роли пальца, который указывает на Луну.
Геше фактически прибегнул к уловке, для простоты объединив понятия нирвана, просветление и полное окончательное освобождение.
Понимаю. С одной стороны, мне там мудрствовать тоже не с руки, но с другой стороны... сейчас поправлю. ) Ты всё же прав.
Так. Подумал ещё раз. Ты можешь на аналогии показать функциональную разницу между этими тремя понятиями?
Просветление это то переживание, которое Гаутама испытал под деревом Бодхи. Полное окончательное освобождение (ануттара самьяк самбодхи), это то о чём ты говоришь. Нирвана (паранирвана) это то, куда "перешёл" Будда в момент физической смерти. (используются конечно всякого рода термины вроде "нирвана с остатком" , но вряд ли в популярном курсе стоит их использовать).
То есть, при жизни Будда не находился в нирване (или находился в нирване с остатком)? А ануттара самьяк самбодхи как соотносится с просветлением и нирваной (паринирваной) и нирваной с остатком?
как предшествующая стадия. —— добавлено: 18 янв 2014 в 19:13 —— т.е. то что после просветления но перед нирваной ) —— добавлено: 18 янв 2014 в 19:14 —— просветление это состояние. ануттара самьяк самбодхи наивысшая "стоянка", нирвана это уже даже не стоянка )
нирвана с остатком это поздний "спекулятивный" термин. да, в какой-то степени он является синонимом ануттара самьяк самбодхи , но это уже предмет тонких метафизических дефиниций. Сам Гаутама использовал слово нирвана исключительно в значении паранирвана.
Откуда же он о ней знал? Или нельзя сказать, что паринирвана чем-то принципиально отличается от ануттара самьяк самбодхи?
Если мы возьмём "52 ступени". то ануттара самьяк самбодхи эти высшее достижение Области неколебимости (45 ступень).
если ты дзенец , то можешь смело говорить, что одно и тоже (с учётом , что твои собеседники таки знают, что это два разных термина ) ). Поэтому как тебе сказать... ). Стоянка "реализованного" бодхисаттвы это то состояние, из которого абсолютно точно видно "что там дальше" . Но сострадание удерживает его здесь. —— добавлено: 18 янв 2014 в 19:44 —— короче, всё это к тому, что говорить о том, что Будда проповедовал, находясь в нирване всё же не стоит )
Никакого н-даа ). Просто есть общебуддийский термин нирвана. И он в том значении которое придал ему ты, не используется. И есть изощрённые дикуссии и метафизические дефиниции, исходя из которых можно найти толкование в "твою" пользу. Я этим способом пользоваться не советую. Вот и всё Ещё могу сказать тебе твёрдо , что нирвана это не синоним фана
Моё "ндаа" относится к вопросу, как это всё преподнести бедным слушателям. ) Ну я встречал примеры такого использования, и не только у Тинлея. Понимаю, конечно, что это всё упрощение. —— добавлено: 18 янв 2014 в 20:05 —— Исходя из того, что ты тут наговорил, это очевидно. )
говори об Освобождении ) Добавив, что та окончательнач стадия освобождения которая называется нирвана, находится за пределами доступных определений.
Да так точнее, но четвёртый какой-то неуверенный получился ) Одно слово, "скользкая тема" (ты бы ещё сказал "одиозная" . Сложность в основном в том, что термин нирвана с того момента как попал в руки европейцев, ими непрерывно истолковывался и объяснялся. В итоге мы имеем целый спектр толкования (к буддизму правда отношения не имеющих ). От "полного небытия", до "всецелого блаженства". Будда не отвечал даже на вопрос о существовании или несуществовании Татхагаты в нирване, в силу нерелевантности в этом случае любых определений-оппозиций. Махаяна поставила под сомнение даже последнюю оппозицию сохраняющуюся в Хинаяне - оппозицию нирваны и сансары . Что касается "арийских истин", то Будда вообще нередко перетолковывал иермины. Например "не того называю я брахманом, кто....", соответственно "не того называю я арием...." ) Т.е ставил во главу угла не этно-сословно-варновый , а исключительно духовный статус. Арий это не просто "тот кто стремится", а тот кто деятельно и успешно стремится ). Т.е. арий уже статус минимум "вступившего в поток".
Сложность, думаю, ещё и в том, что этот термин непрерывно истолковывался и объяснялся вообще с того момента как попал в руки людей ) ... Продолжаю выкладывать. В первом посте темы открыл список названий подкастов. Буду его пополнять по мере.
неплохо. Есть только один неточный момент: именно то , что не имеет начало может иметь конец ). Потому что если что-то имело начало, то ничто не гарантирует то, что процесс не возобновится, раз что-то послужило в своё время началом )