Преодоление негативных состояний

Тема в разделе "Психопрактика", создана пользователем plot, 14 авг 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.975
    Симпатии:
    1.858
    Преодоление негативных состояний


    Содержание.

    1. Необходимые предварительные рассуждения

    2. Методы развития внутреннего Наблюдателя

    3. Результаты тренировок и исследования негативных состояний с помощью внутреннего Наблюдателя

    4. Методы нейтрализации негативных состояний

    5. Методы нейтрализации паттернов сознания
    5.1. Обнаружение
    5.2. Нейтрализация

    6. Абстрактные чувства



    1. Необходимые предварительные рассуждения

    Почти у каждого человека есть то, что можно назвать негативными эмоциональными состояниями. Это могут быть приступы гнева или неприязненное высокомерное отношение к другим людям. У другого может быть навязчивое стремление к определённому виду удовольствий (еда, секс, алкоголь, азартные игры и проч.). У третьего скажем подавленное эмоциональное состояние - беспокойство, страх, уныние, вплоть до депрессии. При этом обычно мы склонны к какому-то одному их виду, остальные же встречаются скорее спорадически. Видимо, в современной психиатрии человек считается психически условно здоровым в том случае если негативные состояния у него с течением времени не усугубляются явным образом.

    Обычный подход к этому явлению такой: мы считаем, что это просто данность, которую невозможно изменить. Причиной же этих состояний считаются те или иные внешние факторы. Иными словами, человек рассуждает так: "я испытываю то-то и то-то потому что произошло то-то и то-то. Не я такой, жизнь такая."

    Естественно, подобное отношение исключает преодоление негативных состояний в принципе. В острых случаях негативные состояния продолжают усугубляться, постепенно разрушая жизнь человека. Ближе к старости человек зачастую является воплощением комплекса негативных состояний, доминирующих в его психике.

    Однако, негативные состояния можно преодолевать. Если бы это было не так, то не имело бы смысл говорить о каком-либо воспитании и развитии личности, поскольку негативные состояния, имея тенденцию преумножаться, постепенно неизбежно разрушали бы сознание каждого человека. Но поскольку это наблюдается как минимум не всегда, должен быть определённый способ для преодоления негативных состояний.

    Итак, имеется проблема - негативные состояния. У этой проблемы должна быть причина, устранив которую, мы устраняем и негативное состояние. Поскольку другой человек в тех же обстоятельствах может выдавать другую реакцию, и более того - поскольку представима ситуация, когда мы сами в тех же обстоятельствах не будем испытывать свои обычные негативные состояния, можно сделать вывод, что причина негативных состояний кроется не во внешних обстоятельствах, а в нашем собственном сознании.

    Следующий шаг в рассуждениях состоит в том, что поскольку причина негативных состояний кроется в нашем собственном сознании, то для того чтобы увидеть эту причину, необходим инструмент, позволяющий нам наблюдать за нашим собственным сознанием. Что это может быть за инструмент?

    В психологии способность наблюдать за процессами в собственной психике называется интроспекцией. Например, когда мы говорим "я чувствую то-то", это означает, что некая часть нашего сознания в тот момент наблюдала за другой и зафиксировала наличие эмоции. Следующий вывод, который можно из этого сделать - что в момент протекания эмоции та самая наблюдающая часть психики не была затронута эмоцией. Ведь если бы в тот момент я весь без остатка был охвачен эмоцией, то невозможно было бы увидеть её как бы извне, как явление, внешнее по отношению к наблюдателю.

    Итак, можно сделать ряд промежуточных выводов:

    1. Имеется часть сознания, способная наблюдать за остальными явлениями сознания. Назовём эту часть Наблюдателем.

    2. Причина негативных состояний кроется в самом нашем сознании.

    3. С помощью Наблюдателя мы способны увидеть причину и последствия того или иного типа своих негативных состояний.

    4. Первым шагом в работе с негативными состоянии должно быть укрепление Наблюдателя, перевод интроспекции в более активный режим.

    2. Методы развития внутреннего Наблюдателя

    Очевидно, что способность к самонаблюдению имеется в нас изначально. Также очевидно, что эта способность развита недостаточно, в контексте разбираемой цели - наблюдения за негативными состояниями и определения их причин. Если момент наступления самого негативного состояния нами как правило в определённой степени рефлексируется, то все предшествующие этому состоянию процессы оказываются совершенно неувиденными. Более того, поскольку само негативное состояние наблюдается в значительной степени искажённо, из-за неполноценной работы внутреннего наблюдателя, то и адекватная оценка и интерпретация этого состояния также затруднена.

    Второй момент, который необходимо отметить, состоит в следующем тезисе: внутренний наблюдатель поддаётся тренировке. Иными словами, мы можем, посредством приложения сознательных усилий, привести эту функцию в более активное состояние. Каким же образом это можно сделать?

    Очевидно, что пытаться тренировать Наблюдателя во время самих негативных состояний хоть и нужно, но довольно бесперспективно. Это подобно тому, как если бы мы, будучи спортсменами, занимались бы нашим видом спорта только во время соревнований. Основной объём тренировок должен приходиться на периоды между негативными состояниями. Этот подход совершенно нетипичен для нас: обычно если проблемы на горизонте не видно, то мы и не предпринимаем ничего.

    Что необходимо делать чтобы тренировать внутреннего Наблюдателя? Ответ опять же очевиден: функция тренируется путём её воспроизведения. Сила мышц тренируется с помощью поднятия тяжестей, а сила Наблюдателя - за счёт, собственно, наблюдения. При этом, что интересно, что именно наблюдать - не так уж важно, поскольку мы тренируем саму функцию наблюдения за происходящим как таковую. Точно так же для тренировки силы мышц совершенно не важно, что именно мы поднимаем - гирю или мешок с песком.

    В качестве возможного подхода к тренировкам можно выделить формальный, неформальный и ретроспективный. Формальный подход заключается в том, что мы выделяем специальное время, когда занимаемся только тренировкой непосредственного наблюдения (о конкретных методах речь пойдёт чуть ниже).

    Неформальный подход - когда мы тренируем наблюдение во время повседневной деятельности. Целесообразно для этого выделить какое-то определённое действие: уборку, приготовление пищи, прогулку, занятие спортом. Кроме того, конечно, наступление негативного состояния является также временем, когда нам нужно заняться наблюдением за происходящим внутри нас.

    Ретроспективный подход подразумевает, что мы отмечаем происходящие процессы как бы пост фактум. Этому способствует например ведение дневника, в котором мы лишь отмечаем, что именно происходило в течение дня, о чём мы думали, какие эмоции испытывали. Но можно это делать и чаще чем раз в день, скажем, каждый час или два. Или выделить специальный час, в конце которого записать всё что имело место в течение его.

    Лучше всего так или иначе сочетать все три подхода.

    Существует много формальных методов тренировки Наблюдателя. Среди них можно назвать, например, наблюдение за дыханием, наблюдение за теми или иными действиями или за положением тела в пространстве, наблюдение за звуками, ощущениями, мыслями. Последнее в контексте обсуждаемой темы несколько более целесообразно, но в целом даже наблюдение за процессом ходьбы укрепляет нашего Наблюдателя и в итоге делает нашу саморефлексию более подробной и тонкой. Так или иначе, лучше всего найти такой метод, который был бы для нас наиболее удобен.

    Практика, связанная с наблюдением за мыслями, может выглядеть следующим образом: мы периодически повторяем слово-ключ, скажем - "ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ" или "БОДРСТВОВАНИЕ" (произносим его мысленно, причём делаем это с максимальной внимательностью, но одновременно без перенапряжения). Далее следует пауза в несколько секунд (а после приобретения некоторого опыта - в несколько минут), в течение которой мы наблюдаем всё, что приходит к нам в голову, а также все испытываемые эмоции. После этого мы опять повторяем слово-ключ. Важно наблюдать за мыслями и эмоциями как за явлениями природы, не вовлекаясь в их течение, а просто отмечая их: "мысль, мысль" или "эмоция, эмоция". Не более того. Не нужно анализировать, не нужно оценивать - "это плохо" или "это хорошо", а только наблюдать. Очень помогает при этом использование чёток. В конце занятия нам возможно захочется записать какие-то выводы. Очень неплохо если каждый раз мы будем писать краткий отчёт об увиденном.

    В идеале было бы хорошо выделить для занятий определённое время, каждый день. Помимо разного рода понятных преимуществ такого режима, он важен ещё и вот чем. Каждый день, невзирая на то, в какой стадии находится посещающее нас негативное состояние, мы наблюдаем происходящее в сознании. В результате сегодня мы во время занятий пребываем в благополучном спокойном состоянии, а завтра мы застанем стадию самого начала процесса развития негативного состояния. Послезавтра мы возможно опять будем спокойны, а в другой день нам придётся наблюдать непосредственно негативное состояние или после него. Постепенно у нас накопится опыт наблюдения за всеми стадиями наступления негативного состояния. Мы уже будем знать, что такие-то и такие-то мысли провоцируют постепенное раскручивание маховика негативного состояния. А само оно приводит к таким-то последствиям и т.д.


    3. Результаты тренировок и исследования негативных состояний с помощью внутреннего Наблюдателя

    Какой бы метод тренировки Наблюдателя мы ни использовали, в результате этих тренировок постепенно приходит время, когда процессы, происходящие в нашем сознании начинают рефлексироваться нами всё более подробно. Мы начинаем отмечать чувства, мысли, желания, которые раньше проходили мимо нашего внимания. Как следствие, наше понимание собственной психики становится всё глубже. Мы видим причины и следствия, что предшествует негативному состоянию и результатом каких процессов оно является. В конце концов работа внутреннего Наблюдателя становится непрерывной, в перспективе - даже во сне, переходя в фоновый режим. Сама по себе эта практика постепенно развивает в нас особую внутреннюю тишину. Это - первый шаг к медитативным состояниям. Необходимо понимать, что внутренняя тишина неотделима от пребывания в состоянии Наблюдателя или, как это ещё принято называть, в состоянии осознанности.

    В результате работы Наблюдателя мы скорее всего увидим несколько интересных моментов:

    1. Каждому негативному эмоциональному состоянию сопутствуют определённые мысли. Они поддерживают это состояние, так сказать, подбрасывая в топку огонь. Однако по отношению к самой эмоции они вторичны.

    2. Каждому негативному эмоциональному состоянию предшествуют своего рода ментальные микроимпульсы. Их нельзя назвать собственно мыслями, это своего рода пред-мысли, волевые и мыслительные импульсы. Чаще всего они невербальны и имеют вид мгновенной - очень быстрой - серии образов и ощущений. Иными словами, маховик эмоции запускается с помощью мысленных микроимпульсов. В процессе протекания эмоции микроимпульсы продолжают подаваться, поддерживая её течение.

    3. Далее мы можем продвинуться ещё на шаг и задаться вопросом - что же лежит в основе этих микроимпульсов. И мы увидим, что в их основе лежит нечто, что можно назвать паттернами сознания. Это скорее элементы картины мира, сформировавшейся в нашем сознании. Мыслительные микроимпульсы по отношению к ним вторичны и возникают уже на их почве. Например, если частью исповедуемой нами картины мира является элемент, который может быть сформулирован как "все люди мне враги", то при контактах с другими людьми наше сознание автоматически начинает продуцировать агрессивные микроимпульсы, связанные с конфронтацией. Это приводит к конфликтам, неадекватным реакциям и проч. Нужно подчеркнуть, что паттерны сознания это не обязательно сознательно сформулированное кредо, чаще как раз наоборот: мы совершенно не осознаём, что во-первых видим мир именно так, а во-вторых - что мир можно видеть иначе. При изменении паттерна происходит перепрограммирование сознания и в той же ситуации оно начинает продуцировать другие микроимпульсы и другие эмоции (либо не продуцировать никаких микроимпульсов и эмоций, связанных с этой ситуацией, вообще). О том, как можно изменить паттерн сознания, мы поговорим в следующем разделе. Сама по себе эта задача не сложна, это просто вопрос систематических усилий. Гораздо труднее увидеть сам паттерн. Кроме того, по крайней мере теоретически возможно и состояние вне паттернов и достигается оно тоже через культивирование Наблюдателя. Мы об этом ещё скажем в следующем разделе.

    4. Если мы наблюдаем за эмоцией прямо сейчас - она не развивается. Это вполне логично, ведь эмоция требует вовлечённости сознания в неё. Если мы наблюдаем за ней как бы со стороны, она не может быть активной. А как мы помним, Наблюдатель это такая точка сознания, которая по определению находится как бы вне наблюдаемого, в данном случае - вне эмоции. Поэтому сместив фокус сознания в точку Наблюдателя, мы оказываемся вне эмоции. Но об этом мы поговорим чуть подробнее в следующем разделе.

    5. Негативное эмоциональное состояние это привычка. По мере наблюдения за этим феноменом, мы всё больше понимаем, что он представляет собой некий автоматизм, некую привычку, которую мы до того просто не осознавали. А если это механизм, автоматизм, привычка, то её работу можно прервать тем или иным способом. Об этом мы тоже поговорим в следующем разделе.

    4. Методы нейтрализации негативных состояний

    Первое и главное, что необходимо сказать в связи с этим, это то, что, привыкая пребывать в режиме активного Наблюдателя, мы УЖЕ преодолеваем негативные состояния, хотя бы по чуть-чуть но продвигаемся в направлении свободы от них.

    Пока мы находимся в точке Наблюдателя, негативное эмоциональное состояние не может овладеть нами. Но тут возникает одна проблема.

    Дело в том, что нам, как ни странно, очень трудно увидеть саму эмоцию как таковую, в момент её протекания. У нас нет подходящих слов для описания этого феномена, а значит мы не можем его распознать. То, что мы имеем в виду, говоря о своих эмоциях ("я радуюсь, я тоскую, я испытываю страх" и т.д.) это всегда ретроспективное описание. Оно тоже необходимо, но для наших целей недостаточно. Нам необходимо научиться смотреть прямо на эмоцию в момент её протекания. Этому надо учиться.

    Мы привыкли в момент протекания эмоции смотреть на то, что послужило её, эмоции, триггером - на человека, к которому мы испытываем неприязнь или страх, на вожделенный предмет или на смешную ситуацию. Но тут нам требуется как бы сделать разворот внимания на 180 градусов и посмотреть, что происходит в этот момент в нашем сознании. Как только мы сможем сделать это - в этот момент негативное состояние перестанет владеть нами. В следующий момент наше внимание опять может быть уведено во вне, но если мы его удержим, то так и будем оставаться в состоянии не-вовлечённости.

    Прямое восприятие эмоции с позиции Наблюдателя это совершенно особый и крайне интересный опыт. Как уже говорилось, у нас нет подходящих понятий для описания того, что мы воспринимаем в этот момент и потому очень трудно выразить как это "выглядит".

    Прямо воспринимаемая эмоция представляет собой объект сознания, в чистом виде не имеющий ни формы, ни других привычных характеристик. Мы лишь знаем, что это такое и знаем, что в данный момент мы это воспринимаем. В виде привычной нам эмоции оно предстаёт перед нами только когда мы смотрим не на него, а на связанный с ним объект. Признаком, что мы действительно достигли нужного восприятия, является:

    1. Ощущение полной свободы от данной эмоции. Точно так же как мы можем полностью отстранённо наблюдать скажем за облаком на небе, мы в этот момент взираем на это явление.

    2. Наблюдаемая эмоция перестаёт развиваться и исчезает. На самом деле мы успеваем зафиксировать её наблюдение лишь на мгновение. В следующее мгновение в этом месте уже ничего нет. Это удивительное ощущение - мгновенное исчезновение эмоции.

    Конечно, в пике острого эмоционального состояния, нам очень трудно, почти невозможно произвести этот поворот внимания. Оно, внимание, слишком зафиксировано на явлении-триггере. Однако по мере развития Наблюдателя мы будем способны увидеть эмоцию в момент её приближения, и острое эмоциональное состояние просто не будет развиваться, будет купировано на подходе.

    Один из возможных путей к тому чтобы научиться видеть эмоцию напрямую - научиться сначала наблюдать проявления эмоции в теле. То есть, в момент наступления эмоции необходимо наблюдать, что мы ощущаем в теле. Тело неизбежно реагирует на эмоции и потому мы сможем достаточно просто зафиксировать проявления эмоции в нём. Постепенно мы будем переходить ко всё более тонким уровням сознания и в итоге сможем воспринять эмоцию и другие явления сознания.

    Другой путь - тренироваться на кошечках. Мысль нам увидеть намного проще, чем эмоцию, поскольку она не несёт такого мощного потенциала, захватывающего внимание. Поэтому мы можем тренироваться, наблюдая за собственными мыслями. Более того, мы можем эти мысли специально "думать" и при этом наблюдать. Выше уже описывался метод, когда мы мысленно повторяем слово-ключ и наблюдаем сознание в паузах. Здесь я имею в виду эту практику. Произнося мысленно слово-ключ, мы внимательно наблюдаем процесс произнесения - вот сознание до произнесения, вот появляется волевой импульс к произнесению, вот происходит произнесение-думание - мы смотрим на то, что происходит, как это выглядит, вот сознание возвращается к состоянию после произнесения.

    При прямом рассмотрении обычная мысль выглядит либо как своего рода мысленный аналог звука (когда мы мысленно произносим что-либо), либо как образ, либо как ощущение - обонятельное, вкусовое, осязательное. В этом смысле наблюдение за мыслями проще чем за эмоциями.

    Можно сказать, что в смысле прямого наблюдения имеют место разные уровни сложности: проще всего наблюдать за физическими ощущениями, за тем, что происходит в теле. Сложнее - за обычной "громкой" мыслительной деятельностью. Ещё сложнее наблюдать эмоцию. Надо сказать, что большинство эмоций вообще весьма тонки и обычно совершенно упускаются нами. Мы видим лишь наиболее острые проявления. Эмоции могут быть "громкими" и относительно долгими, "громкими" и короткими, "тихими" и долгими, "тихими" и мимолётными. Зачастую очень тихая и длительная эмоция оказывается той почвой, на которой развиваются более острые эмоциональные проявления. Например, если мы пребываем в "тихом" раздражении, это может спровоцировать всплеск гнева и т.д. Ещё более тонким уровнем являются микроимпульсы, запускающие и поддерживающие эмоцию. Паттерн сознания - это ещё более тонкий уровень психики.

    Поэтому есть определённый резон в том чтобы двигаться от простого к сложному. Проще всего наблюдать за ощущениями в теле - значит можно начать именно с этого, затем перейдя к мыслям, потом - к эмоциями и к микроимпульсам. Во время формальных занятий, конечно, застать эмоцию au naturel вряд ли удастся, зато от громких мыслей можно сразу перейти к микроимпульсам и это тоже хороший вариант.

    Привычка смотреть на эмоцию как бы со стороны может быть также поддержана упражнением по переинтерпретации эмоции. Например, в данный момент мы испытываем некую эмоцию (как правило это можно сделать с не очень заряженной эмоцией - тоска, уныние, страх, средней силы гнев и т.д.). Мы, условно говоря, садимся, и пытаемся представить (или, при наличии минимальных художественных навыков, нарисовать) эту эмоцию. Как она выглядит? Если бы это было животное (сколь угодно фантастическое) - как бы оно выглядело? Если бы это была музыка - какой она бы была? Если бы это было слово - что это было бы за слово?

    Но в любом случае, при любом методе тренировки Наблюдателя, мы всё равно рано или поздно придём к способности видеть эмоции напрямую. Сами того не замечая, мы начинаем рассматривать эмоцию как бы со стороны, и тем самым выходим из-под её власти.

    Однако, тут имеется тонкий нюанс. Крайне важно не попасться на удочку стремления к удалению эмоции. Наша цель - взращивание Наблюдателя и только. Исчезновение-"вырождение" эмоции должно быть не результатом волевого усилия по её устранению, а естественным следствием укрепления Наблюдателя. В противном случае мы рискуем утонуть в усиливающейся фрустрации или самообмане. Поэтому поначалу даже то, что мы будем способны вспомнить весь процесс протекания негативного состояния ретроспективно - это уже большая удача. Мы с удивлением обнаружим, что всё это время в нашем сознании словно бы работала беспристрастная видеокамера, которая записывала происходящее и теперь мы можем просмотреть запись.

    Дело в том - и это очень важно - что даже если мы оказались захвачены эмоцией, мы можем впоследствии вызвать в памяти ту ситуацию и прожить всё как бы заново, но в несколько менее заряженном варианте, что позволит нам включить Наблюдателя на полную мощность. В результате, прокручивая в памяти эту ситуацию при включённом Наблюдателе, мы в конце концов сможем наблюдать её совершенно беспристрастно. Это - чрезвычайно ценное упражнение, которое позволит нам в будущем встречать подобные ситуации более спокойно и двигаться дальше в отыскании причин возникновения у нас подобных реакций.

    Тем не менее, даже если мы видим эмоции, их корни остаются нетронутыми. Паттерны так просто из сознания не удаляются. Это приводит к тому, что возможность возникновения негативных состояний в какой-либо ситуации сохраняется. Нам кажется, что мы уже неплохо справляемся с негативными эмоциональными состояниями, но вот происходит нечто, что совершенно выбивает нас из седла. Поэтому нужно идти глубже.


    5. Методы нейтрализации паттернов сознания

    В деле нейтрализации паттернов сознания нам необходимо будет прибегнуть к своего рода психоанализу, в котором в роли пациента будем выступать мы сами. Здесь есть несколько моментов:

    1. Работа по выявлению и нейтрализации паттернов будет успешна лишь после достижения определённой устойчивости Наблюдателя. Впрочем, предпринимать попытки можно с самого начала.

    2. Несмотря на то, что паттерн изначально как правило совершенно не осознаётся, особенность его в том, что он поддаётся вербализации в виде определённых утверждений, и это очень важно.

    3. Работа по выявлению паттерна по большей части ведётся ретроспективно, т.е. мы ищем паттерн, вспоминая ситуации, в которых развивается то или иное негативное состояние, и само это состояние. Здесь помогает упражнение, описанное в предпоследнем абзаце предыдущего раздела. Когда мы можем чётко пронаблюдать все процессы в нашем сознании, происходящие в критической ситуации, у нас появляется шанс ухватить ту мировоззренческую основу, которая породила данную негативную реакцию. То есть собственно паттерн.

    4. Возможно нам придётся пройти через несколько слоёв паттернов. Сначала мы нейтрализуем один паттерн, но после этого нашему взору откроется другой, более глубокий. Таким образом в результате мы можем докопаться до очень глубоких паттернов, лежащих в основе разных видов негативных состояний, проявляющихся в нашей жизни.

    Итак, что же такое паттерн, о котором здесь идёт речь. Представим себе, что мы выросли в семье, в которой нам с ранних лет твердили что-нибудь вроде: "ты мужчина, ты должен давать сдачи. ты мужчина, ты не должен уступать. ты мужчина, ты ... " и т.д. В результате в нас не просто сформировался комплекс убеждений, нет. Мы начали видеть мир иначе. Наш мир стал миром агрессивного неуступчивого мужчины. В наше сознание был, таким образом внедрён соответствующий паттерн. Наше сознание становится в этом плане более жёстким, его реакции более запрограммированными и неадекватными. Таким образом, паттерн это не столько то, в чём мы убеждены, сколько то, как, или с какой позиции, мы видим мир. Опыт показывает, что в норме сознание человека в значительной степени состоит обусловлено паттернами, причём с возрастом это только усугубляется.

    Одним из фундаментальнейших паттернов, кстати, является "яшность" - то, что мы видим мир с позиции некоего субъекта, отдельного от всего остального мира. Но здесь мы не будем касаться каких-то конкретных паттернов (разве что в качестве примера), а поговорим об общих принципах их обнаружения и нейтрализации.


    5.1. Обнаружение

    Ключевым методом в обнаружении паттернов сознания является специфическое усилие, которое можно назвать "вглядыванием в корень". Это усилие вполне привычно для людей, привыкших размышлять о причинах тех или иных явлений. Состоит оно в том, что мы пытаемся найти ответ на вопрос "в чём причина?" Поначалу поиск этого ответа неизбежно будет дискурсивным рассуждением, однако со временем мы научимся как бы вглядываться непосредственно в структуру психических процессов, причин и следствий, не прибегая к дискурсивному мышлению, и отыскивать настоящий корень явлений, в данном случае - того или иного негативного состояния.

    Задавшись вопросом, в чём причина данного негативного состояния, мы придём к некоторому варианту ответа. Зачастую ответ будет заключаться в перенесении причины на внешние обстоятельства и людей. Как-то так, например: "меня выводят из себя такие-то люди, потому что такая-то их черта просто безобразна". Отлично, это и есть самый внешний слой паттерна. Его следует рассматривать не как собственно ответ на вопрос, а именно как проявление паттерна, который мы должны будем ухватить за хвост. Следующий шаг - работа с этим проявлением. О том, как это делается, будет рассказано в следующем разделе, а пока нужно сказать, что после нейтрализации этого внешнего слоя возможно откроется более глубокий слой.

    Однако, можно пойти глубже сразу (просто это не всегда получается), задав себе следующий вопрос: почему эта их черта кажется мне столь безобразной? Что именно в ней для меня безобразно? И так далее. Суть в том, что когда мы дойдём до корня негативного состояния и проработаем его нейтрализацию, оно перестанет проявляться как деструктивное явление.

    5.2. Нейтрализация

    Итак, паттерн сознания, хотя бы самый внешний его слой, нами обнаружен и сформулирован. Далее мы можем приступить к его нейтрализации. Нейтрализация паттерна происходит с использованием другого усилия или метода, который можно назвать "нейтрализацией паттерна". Суть его заключается в том, что мы сознательно меняем настройки своего сознания, связанные с паттерном, таким образом, что паттерн перестаёт действовать.

    Чтобы рассмотреть, как это работает на практике, можно вернуться к уже упомянутому ранее паттерну. Итак, он звучит следующим образом: "меня выводят из себя такие-то люди, потому что такая-то их черта просто безобразна". Контр-паттерн должен звучать таким образом, чтобы негативная реакция не возникала. Ключевым моментом, обусловливающий негативную реакцию, в данном случае является утверждение, что некая черта априори безобразна. Вот это "безобразна" - это по сути эмоциональная оценка, не имеющая отношения к объективности.

    Паттерн является по сути глубоко укоренившейся привычкой интерпретировать данный феномен так, а не иначе. Поэтому для преодоления негативного состояния, связанного с этим паттерном, необходимо преодолеть эту привычку. Самый грубый и наименее эффективный способ к этому - изменить характер думания, относящегося к данному феномену. То есть, мы садимся, вспоминаем различные проявления этой черты, которая для нас безобразна, и при возникновении соответствующих мыслей, поддерживающих негативную реакцию на данный феномен, мы прямо вступаем в противоречие с ними.

    Мы рассуждаем, например, таким образом: "эта моя реакция полностью обусловлена моими ментальными привычками. для другого человека, выросшего в других условиях, или для меня самого но оказавшегося в других условиях, эта черта не будет выглядеть безобразной: возможно нейтральной, или даже привлекательной." Если эта черта связана с незрелостью личности, то мы можем рассуждать примерно так: "нет смысла раздражаться на человека за его незрелое поведение. ведь у него не было возможности стать более взрослым, и он не умеет иначе." Если мы испытываем неприязнь к человеку, мы прямо и сознательно мысленно желаем ему или ей счастья, как можно более искренно. И стараемся, чтобы это была наша первая мысль при виде его или её. Несмотря на всю грубость этого метода, он необходим.

    Следующая ступень - попробовать поиграть с воображением таким образом, чтобы изменить отношение к данному феномену (в нашем случае - к "безобразной черте"). Вот мы испытываем неприязнь к этому человеку из-за этой его безобразной черты. А если бы это была наша мать? Или, скажем, если бы это было некое божество, имеющее лишь вид человека, и специально испытывающее наше терпение? Или если бы всё вокруг было Матрицей, голограммой, сновидением? Или если бы мне оставалось жить час или если бы я уже умер и наблюдал бы всё это будучи призраком? А если бы я был просветлённым существом? Изменилось ли бы наше отношение? Если да, то нужно попытаться держать это чувство сколько возможно. Тут важно именно почувствовать это новое отношение, а не просто интеллектуально смоделировать.

    Более глубокий и прямой способ заключается в том, чтобы проделать своего рода медитативное упражнение: мы вспоминаем "безобразные" проявления, и тут же - какие-нибудь другие проявления, которые не вызывают в нас отрицательной реакции и потом - те, что вызывают положительную реакцию. Несколько раз мы переходим от одного образа к другому, наблюдая смену своих реакций. Так мы делаем до тех пор, пока наше отношение ко всем трём видам проявлений не станет одинаково спокойным. Это происходит неизбежно, поскольку если просто наблюдать все три вида, то мы начинаем различать позицию Наблюдателя во всех трёх видах, а позиция эта остаётся неизменной. Мы начинаем видеть, что для Наблюдателя все три вида явлений это просто явления, имеющие один вкус.

    Когда мы сталкиваемся с этим явлением вживую, мы мысленно быстро проделываем это упражнение, перемещаясь в позицию Наблюдателя.

    Через какое-то время негативная реакция возможно вернётся, и тогда это упражнение нужно повторить. Постепенно наша негативная реакция будет становиться всё менее выраженной и наконец исчезнет совсем. То есть там, где раньше мы наблюдали появление негативного состояния, сознание теперь остаётся полностью спокойным, ровным. Это значит, что паттерн нейтрализован.

    Однако, после этого может статься и так, что негативная реакция, хоть и несколько видоизменившись, всё же останется. Это значит, что нужно искать более глубокий слой паттерна, вновь проделав вглядывание. Например, он может заключаться в том, что мы воспринимаем эту ситуацию слишком личностно. Иными словами, мы воспринимаем эту "безобразную" черту не как явление, а как атрибут данного человека и она ненавистна нам именно в этом виде. То есть если бы это был не человек, а какое-то животное или вовсе неживой предмет или процесс, то наше отношение было бы совсем другим. В этом случае нужно перенаправить нашу работу уже в этом направлении.

    И так далее. Здесь очень много вариантов и каждый конкретный паттерн можно раскапывать долго, и зачастую на это уходят годы, особенно если заниматься этим эпизодически. Но оно в любом случае того стоит.


    6. Абстрактные чувства

    Есть один особый род явлений, свойственный далеко не каждому человеку. Это состояния, которые нам кажутся негативными, но на самом деле их природа намного более глубока, чем у обычных негативных проявлений. Отличаются они от обычных негативных состояний тем, что в их основе невозможно отыскать паттерн. Иными словами, они беспричинны. Чаще всего это своего рода тоска, как бы стремление к чему-то. Мы думаем, что эту тоску удовлетворит то или это, но ничто не даёт ей успокоения. При этом внешне в нашей жизни всё более или менее благополучно.

    Нужно понимать, что единственным адекватным ответом на абстрактную тоску является только прямой поиск её источника через медитативную/молитвенную практику. Бесполезно пытаться искать её утоления в чём-то внешнем - ехать куда-то, искать кого-то кто бы сделал нам хорошо. Всё это будет мимо цели. Самый прямой ответ на эту тоску - посмотреть ей прямо в глаза.

    Если эта тоска достигает такой остроты, что весь мир, кажется, охвачен отчаянием и безысходностью, нужно последовать ей и совершить самоубийство. Но не обычным способом, а через отчаянное вглядывание в основу бытия в поисках Предельной Истины, через отчаянный зов и плач по Духу. Этот акт или эту практику можно назвать самоубийством, потому что, приступая к ней, мы полны решимости умереть, но добраться до источника нашей тоски. Наша цель здесь не умереть, но достичь Возлюбленной Истины, если говорить на языке суфиев. Но ради этой цели мы готовы умереть. Если так, многое случается.

    В целом, видимо можно выделить три основных вида абстрактного чувства:

    1. Экзистенциальная тоска
    2. Великая боль
    3. Фундаментальная растерянность.

    Каждому человеку обычно (но не обязательно) наиболее свойственен один из каких-то аспектов. Но по мере реализации этого одного из аспектов, остальные два тоже так или иначе проявляются, но уже в реализованном виде.

    Все три чувства это проявление мощной силы, которая, не найдя себе выхода, разрушает человека. Это то, что можно назвать Зовом Духа.

    1. Экзистенциальная тоска ввергает человека в полное беспросветное отчаяние относительно самого процесса жизни как такового. Это как бы стремление к чему-то, жажда чего-то, чего нет нигде в мире. Будучи реализованной, она превращается в горячее устремление к Истине, а далее - в блаженство соединённости с ней.

    2. Великая боль это чувство, что каждый шаг - сначала собственный, а потом и всего живого - пронизан болью, от которой нет спасения. Будучи реализованной, она превращается в великое сострадание и далее - в способность помочь.

    3. Фундаментальная растерянность это чувство принципиальной бессмысленности бытия, предельного разочарования во всех смыслах, знаниях и мотивациях. Будучи реализованной, она превращается в устремление к основе бытия (в гностическом смысле), а далее - к ясности-мудрости.
     
    Последнее редактирование: 14 авг 2015
    list нравится это.
  2. Vinni

    Vinni Активный участник

    Сообщения:
    94
    Симпатии:
    40
    Периодически занимаясь фиксацией мыслепотоков заметил такую особенность, спустя определенное время после практики появляется ощущение естественных состояний безмятежности, покоя, счастья, радости, безразличия. Они конечно же отличаются друг от друга, но все есть между ними что то общее.
    И вот еще вспомнилась фраза из диалога мотыльков Мити и Димы, персонажей книги В.Пелевина "Жизнь насекомых"
    - Луна отражает свет солнца, а свет чего отражает солнце?
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.975
    Симпатии:
    1.858
    Самый естественный путь к нейтрализации негативных состояний это, конечно, осознавание их без вовлечения. Просто некоторые негативные состояния настолько устойчивы и активны, что оставаться в позиции Наблюдателя по отношению к ним очень трудно, почти невозможно. Такие состояния имеют место не у всех людей, но у многих. Кроме того, есть и некоторые состояния, проявляющиеся лишь в особых условиях или имеющие слишком глубокие корни и соответственно слишком многообразные проявления. Тут тоже простое наблюдение оказывается не столь эффективным средством как направленная работа.

    Судя по косвенным данным, в раньшие времена на Востоке у людей меньше было активных негативных состояний. Это приводило к тому, что для них достаточно было просто сесть в дзадзэн и наблюдать за происходящим в сознании до тех пор пока естественным образом не происходило полное освобождение от негативных состояний. С современными людьми такой номер как правило не проходит.
     
  4. Vinni

    Vinni Активный участник

    Сообщения:
    94
    Симпатии:
    40
    Вы можете привести примеры этих двух разновидностей? А также методы по их устранению, если даже позиция Наблюдателя по отношению к ним малоэффективна. Пока на ум приходят лишь сильные состояния например состояние сильного гнева, аффекта. Они активны даже черезчур, но уж никак не устойчивы) И тут достаточно просто "пропустить их мимо". В итоге они уходят, правда подчас не без разрушительных последствий.
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.975
    Симпатии:
    1.858
    Ну например классика - я-состояние. )
    Зачастую такие активные негативные состояния связаны с травмирующим или искажающим жизненным опытом. Например, если человек вырос в окружении, где принято культивировать негативные мысли по отношению ко всему подряд, это становится навязчивой привычкой.
    И не просто привычкой - само сознание искажается таким образом, что позиция Наблюдателя становится затруднительной.
     
  6. list

    list Администратор

    Сообщения:
    4.470
    Симпатии:
    1.435
    Возможно, стоит добавить, что так называемые негативные состояния - это тоже часть жизни, которую стоит принимать целиком, со всеми красками и звуками. Мы печалимся и радуемся, гневаемся и шутим, привязываемся к тем или иным явлениям, людям, мы испытываем тоску, возможно страх, боль, - и всё это просто жизнь как она есть. Это не плохо и не хорошо. И, преодолевая те или иные из негативных состояний, а вернее взращивая в себе способность противостоять их давлению, их разрушительному выражению, умение не вовлекаться в них с головой, пожалуй, стоит всегда держать где-нибудь за кадром памятование об этом. Даже когда нам плохо - помнить о том, что это просто жизнь, в которой не может быть всегда всё гладко. И это "плохо" тоже надо принимать - оно не так уж и плохо. ) Подобный ракурс способствует снятию серьёзности и обретению лёгкости, позволяет относиться к задаче не как к проблеме, которую нужно во что бы то ни стало решить, а как к полю экспериментов в процессе самопознания.
     
    Василий нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.975
    Симпатии:
    1.858
     
  8. list

    list Администратор

    Сообщения:
    4.470
    Симпатии:
    1.435
    Значит, не стоило добавлять. )
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.975
    Симпатии:
    1.858
    Это было в подтверждение твоего тезиса.
     
  10. list

    list Администратор

    Сообщения:
    4.470
    Симпатии:
    1.435
    Альтернатива развитию внутреннего Наблюдателя - методика Исследования Жертвы.
    О ней регулярно пишет в своём блоге "Будда в городе" Валера Веряскин. Пусть и тут будет эта информация, может быть кому-то эта методика подойдёт.

    Суть её в том, что то базовое, фундаментальное чувство вины, присущее нашей западной психике, автоматически превращает нас в жертву обстоятельств. А как ощущает себя жертва, запертая в клетку? - Она чувствует либо подавленность и отчаяние, либо сопротивление клетке, выражаемое обычно в разных формах агрессии. Дискомфорт, одним словом. Постоянный. Дискомфорт и страдание как естественный образ жизни.

    Обида, недовольство, неприязнь, гнев, ненависть и прочие подобные явления, раскручиваемые в самых разных диапазонах эмоциональной шкалы, так или иначе выводящие нас из равновесия, - всё это растёт именно из ощущения человеком себя жертвой. Подавлять агрессию, окультуривать её во внешних проявлениях не является выходом, скорее напротив: ещё сильней сужает клетку. Нужно работать с той почвой, которая весь этот огород питает.

    У нас всегда есть выбор, пишет Валерий: либо оставаться в роли жертвы, продолжать невольно играть весь этот сценарий и раскручивать психоэмоциональный маятник, обвиняя весь свет во всех бедах, либо посмотреть врагу в лицо на ситуацию осознанно и начать её исследовать:

    Методы и способы исследования там, в блоге, есть у него.
     
    Последнее редактирование: 31 янв 2016
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.975
    Симпатии:
    1.858
    Ну вот чтобы воспользоваться этим выбором, и нужен Наблюдатель. )
     
  12. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.975
    Симпатии:
    1.858
    Практика нейтрализации паттернов сознания типа практики Прощения - это холодное блюдо. Но представим, что мы оказались захвачены сильной эмоцией. Что делать - конкретно и практически? Могу назвать три основных подхода:
    1. Если Наблюдатель достаточно крепок, мы можем буквально или фигурально сесть в медитацию и, скажем, приступить к анапанасати - осознаванию дыхания, распознавая импульсы эмоций и возвращая внимание от них, расслабляясь напрямую. Это самый непосредственный способ, но он требует определённого опыта в медитации.
    2. Также мы можем перенаправить внимание. Необходимо занять внимание чем-то максимально формализованным. Например начать считать дыхания по сложной схеме (скажем, пять циклов, потом шесть, и так далее до десяти, потом опять пять и т.д.). Вариантов тут множество: рисовать какие-то сложные но однотипные узоры, собирать паззлы, решать задачки по математике, переводить иностранные тексты и т.д. Другой метод переключения внимания - перейти в активную физическую деятельность. Это хорошо работает если эмоция горячая.
    3. Третий вариант - как бы поддаться эмоции, используя её энергию. Если ты в отчаянии и не хочешь жить - умри, но через молитву или экзистенциального устремление. Моли Бога (или кто/что тебе ближе) о смерти со всей силой своего отчаяния. Если ты ощущаешь смертную тоску, со всей силой этого отчаяния взывай ко Вселенной о помощи. Сильно тоскуешь по какому-то человеку - устремляйся к нему мысленно изо всех сил, насмерть. Тут также мне кажется уместным привести такой отрывок:
    "Точно так же как страсть одного человека к другому может открыть дорогу к предельному устремлению к Духу, так же и ярость может сделать это. Необходимо лишь оседлать её. Нужно оседлать этого коня, а не убивать его.
    Если ты осёдлываешь коня страсти к женщине, то нужно изо всех сил вглядываться в источник этой страсти, в то, где же ТО, к чему ты испытываешь страсть. Изо всех сил, всем существом, затаив дыхание – вглядываться. И так же – когда ты испытываешь ярость. Нужно вглядеться в источник этой ярости всем своим существом, раствориться, взорваться в этом источнике, преодолеть все пределы.
    Поняв это, я встал, взял свой меч и вызвал в себе гнев. Сначала мне понадобилось для этого вспомнить несколько случаев, когда я приходил в ярость, но скоро я поймал в себе этот настрой. И тогда я, полностью погрузившись в ярость, начал двигаться в ней, устремляясь к её источнику, к Духу. Яростно я стал пробиваться к Духу сквозь все завесы.
    Когда я остановился, то мне казалось, что весь я состою из пламени."


    Результатом применения третьего метода может стать мгновение или несколько более длительный период кристально ясного безмятежного сознания. Получив этот опыт, мы можем его использовать в дальнейшей практике медитации.
     
    list нравится это.

Поделиться этой страницей