Принимающий Ум

Тема в разделе "Психопрактика", создана пользователем list, 23 июл 2018.

  1. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.560
    Симпатии:
    2.387
    Помню, как я несколько лет назад (до леса) сидела на полянке перед Круглым озером, под сосной. И сосна подарила мне шишку - она упала мне прямо в руки. В тот период я уже испытывала как раз ту самую любовь к любой букашке. И не в силах сдержать чувств, написала об этом пост в ЖЖ. Ни слова в этом посте я не сказала о человеке - тем более о ненависти к нему, которую и не осознавала в тот момент. И тем сильнее произвёл эффект один комментарий. Женщина написала что-то в этом роде: это прекрасно, а теперь вот эти же чувства надо распространить и на человека. Меня поразило именно то, что она увидела в этом посте моё исключение человека из этой гармоничной картины мира. И постепенно эта мысль проникала в меня всё глубже и я поняла, что и человек - такой же заложник своей природы (своего ума), как и всё остальное в этой природе (мире), и ненависть к человеку - это просто ненависть к себе самому, к живому существу, в этом смысле равному той самой букашке. Это примирило меня с человеком. Но, конечно, не до конца. ) Самое глубокое воздействие из всех испытанных методик оказала именно практика прощения по методу Бханте Вималарамси.
     
    Последнее редактирование: 8 авг 2018
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.071
    Симпатии:
    2.835
    По уму-то оно так, Иринка, а по чувству-то - совсем другое бывает... )
     
  3. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    9.118
    Симпатии:
    1.563
    Человек - тоже букашка.
     
  4. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.071
    Симпатии:
    2.835
    См. Зою Эзрохи. О том, что "человек - не больше муравья".

    Правда, в отличие от муравья, вред, наносимый человеком обществу себе подобных, а про природу говорить уже нечего даже, многократно превышает вред, наносимый, к примеру, таракашкой.

    А так-то, конечно... :)

    "Деточка,
    все мы немножко лошади,
    каждый из нас по-своему лошадь».
     
    Последнее редактирование: 23 июл 2018
  5. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    9.118
    Симпатии:
    1.563
    Просто он таракашка другого масштаба. )
     
  6. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.560
    Симпатии:
    2.387
    В моём случае примирение было и на уровне чувства.
    Но этого, конечно, было недостаточно. Это было лишь примирение с человеком вообще. С конкретными людьми, наступающими на любимые мозоли, оказалось примириться куда труднее. А уж с собственным зеркалом и подавно.

    Вообще, согласно буддийскому учению чувство - это не что-то отдельное от ума, это его составная часть.
    Именно поэтому буддийская программа прощения оказывает действительно самый глубокий трансформирующий эффект. Она постепенно, уровень за уровнем, выводит на поверхность из тайных лабиринтов все корешки нашего неприятия реальности во всех её элементах.

    Бханте Ви говорил, что из всех известных ему практик (а Махатхере, надо полагать, известно их очень много) практика прощения - самая мощная. Этот человек не будет тратить слова на ветер или "рекламировать" что-либо. Но она же самая и сложная в каком-то смысле, потому что требует много времени. Это не то, что делается в один присест. На прощение могут потребоваться месяцы, а то и годы. Бханте практиковал её 2 года. Тут нужно терпение и воля. И готовность пройти всё это до конца. К тому же поначалу она кажется довольно глупым и нудным занятием... ) А ещё кажется, что ты уже всё сделал - а потом вдруг снова вылезает что-то, и так раз за разом. И нужно всё начинать сначала - но уже не с того начала, что раньше. Хотя, может быть, так трудно было только мне, я не знаю.

    Букашка - это букашка, а человек - это всё же человек, на мой взгляд. )
    Разрушительная мощь человека более велика именно в силу способности генерировать ненависть всякой степени (от простого будничного неприятия до желания всё уничтожить) к себе и себе подобным, а остальной мир при этом просто идёт под раздачу.
    Но его огромный плюс перед букашкой в том, что он - человек и имеет возможность практиковать учение Будды, которое направлено как раз на то, чтобы это генерирование ненависти прекратить.
    Так что всё в наших руках. )
     
    Последнее редактирование: 24 июл 2018
  7. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.560
    Симпатии:
    2.387
    Продолжу здесь еретические (т.е., возможно, выходящие за рамки школы суттавада - или по крайней мере не озвученные учителями) изыскания в этой области.


    Результатом продолжительной практики прощения/принятия (далее - ПП), которая проходит свои внутренние модификации по качеству и даже по форме, становится формирование так называемого Принимающего Ума, или Благословляющего Ума. Это базовое, достаточно устойчивое состояние сознания, в которое практикующий всегда может вернуться в случае выпадения из него под влиянием тех или иных обстоятельств. А обстоятельства неизбежно будут возникать, т.к. практика продолжает вскрывать всё новые, более глубинные и скрытые блоки, выводить их на поверхность сознания, где мы получаем возможность их разряжать.

    Состояние Принимающего Ума становится своего рода платформой, с которой происходит естественное погружение (или взлёт - кому как удобнее это видеть) в джхановые состояния. Т.е. таким образом в результате ПП реально происходит та самая "расчистка взлётной полосы для того, чтобы взлететь на самолёте любящей доброты", как писал Бханте в Руководстве по практике прощения. И практикующий ощущает это не метафорически - из области условных образных изъяснений это переходит в область реального состояния сознания. Образность становится реальностью.

    При этом фактически сформировавшийся Принимающий Ум как упомянутое мной базовое устойчивое и продолжительное состояние включает в себя не только Метту, но так или иначе все четыре брахмавихары вплоть до Упеккхи (поскольку без равностности и спокойствия принять что-либо по-настоящему невозможно) - весь спектр, в котором в тот или иной момент может доминировать та или иная отдельная брахмавихара. И дальнейший путь практики выглядит так: углубляясь из Метты, мы оказываемся в первой джхане, из Каруны - во второй, из Мудиты - в третьей, из Упеккхи попадаем в сферу 4-й и последующих арупа-состояний. Таким образом ПП можно считать вполне самостоятельным путём к ниббане.

    Далее необходимо отметить несколько нюансов, отталкиваясь от слов Бханте.
     
    Василий нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.560
    Симпатии:
    2.387
    Наконец дописала. Выношу на ваш беспристрастный суд некоторые соображения, основанные на опыте данной практики. В качестве основы я взяла аудиобеседу Бханте о ПП, которую перевёл Олег Павлов (дабы заодно читатели получили детальное представление об этой практике со слов коренного учителя). Слова Бханте оформлю в цитаты, мои вставки - обычным текстом.

    Уникальность практики в том, что она, являясь, так сказать, «изобретением Бханте» и не будучи прописана в суттах напрямую, содержит в себе основные элементы учения Будды. Практика ложится на первые 5 пунктов Восьмеричного Пути (обязательно подразумевая их) и включает Правильное Усилие в виде 6Р. Правильное Памятование в данном случае - это наблюдение за тем, что и как меняется в нашем уме и психоконтинууме в ходе практики. Правильное Сосредоточение – это то, что формируется в результате и что было названо нами как Принимающий Ум. Через принятие мы напрямую (не интеллектуально) познаём 4 Благородные Истины, Три характеристики бытия. Механизм Зависимого Возникновения (наряду с остальными элементами учения) также открывается здесь начиная с выхода на устойчивую платформу, на которой Принятие становится более-менее естественным состоянием. При этом в отличие от метта-бхаваны базой является именно принимающий ум. В свете этого состояния обнажается и снимается механистичность наших привычных реакций. Блоки (проблемные зоны и аффектированные состояния), поднимаясь на поверхность сознания, разряжаются, старые паттерны стираются, тем самым практика даёт глубочайший трансформирующий эффект в виде «исправления негативной кармы» и очищения ума и восприятия. Правильное Усилие 6Р принимает здесь максимально корректную форму, о чём отдельно скажу ниже. В мифической космографии состояние Принимающего Ума – это уровень Тушиты.

    Т.е. для формирования и созревания Принимающего Ума нужно время, и это довольно длительный процесс, подобно формированию плода в теле человека. А фактически эта методика является крайне полезным инструментарием на всю жизнь и на все её случаи.

    [Упеккхи.]

    Здесь Бханте говорит о том, что данная практика освобождает нас от всех представлений о мире или о чём-либо и от всех наших убеждений. Таким образом, она выводит нас из области концепций в область внеконцептуального. Это кажется невероятным, но это так. Эта простая практика постепенно растворяет все скрепы наших убеждений, мнений, представлений, суждений и прочего, что составляет такую прочную и нерушимую картину мира в нашем сознании и базируется на идее «я». Практика прощения избавляет нас от этой картины, от всех наших историй. Это своего рода «стирание личной истории» по Кастанеде. Что в буддизме является разотождествлением с «я-концепцией», т.е. тем самым через познание дуккхи (неудовлетворённости) и аниччи (непостоянства всех возникающих и исчезающих явпений) мы приходим к постижению третьей фундаментальной характеристики бытия – анатты (не-личностности). Далее Бханте постоянно акцентирует этот момент.

    Здесь важно добавить ещё одно изречение Бханте:

    «Изменение - это научиться распознавать, когда ваш ум отвлекается, и тут же расслаблять напряжение».

    Т.е. изменение – а конкретнее говоря, трансформационный процесс – происходит по мере применения метода 6Р, в котором наиважнейшим звеном является шаг расслабления тонкого сжатия в уме, которое является причиной каждого нашего цепляния или отвлечения. За каждым нездоровым явлением стоит именно это напряжение. Оно может быть гигантским и проявляться в виде тупой боли или сдавливающего панциря, а может быть настолько тонким, что мы даже не можем его распознать. В самом начале практики распознать это тончайшее напряжение действительно довольно сложно. Затем, когда навык сформировался, оно начинает проявляться всё более выпукло. И наконец, на третьей стадии, когда удаётся снять аффектированную его форму, вы начинаете понимать, как его наблюдать и как с ним работать.

    Как мы работаем с отвлечениями и цеплянием? Не отталкивая их и не сражаясь с ними. Ничего не подавляя в себе. Именно в этой практике становится очевидным, что такое этот самый непонятный второй шаг в 6Р: «отпустить». Как это – отпустить мысль? Люди часто задают этот вопрос. Это не совсем понятно технически. Именно в практике Принятия мы получаем самый точный ключ к пониманию и правильному выполнению этого шага: отпустить мысль – это значит принять её. Парадокс Зазеркалья, где Алиса должна сначала раздать пирог по кусочку, а потом разрезать его. Здесь мы, распознав отвлечение, мягко обнимаем его принятием. Т.е обнаружив в себе какое-то явление помимо нужного объекта, мы первым делом как бы говорим ему: ОК, да, это есть и это – нормально. Мы словно улыбаемся ему умом, тем самым принимая реальность и снимая контролёра, критика и прочих судей, которые норовят выскочить на сцену. Принятие - это любящее объятие бесконечного пространства, которое разжимает тонкое напряжение в уме (третий шаг) и чуть-чуть освобождает его, и из этого рождается сама собой тихая внутренняя улыбка. Тонкое свечение. И именно это называется «отпустить»: мы перестаём сражаться, цепляться, быть недовольными данным явлением, и оно перестаёт быть важным для нас – и мы перестаём с этим отождествляться. То явление, как и все прочие, существует само по себе. Любое состояние ума - это не более чем реальность, это истина. И принимая любое состояние в своём уме, мы позволяем этому быть.

    Здесь имеет смысл привести ещё одну сильную цитату Бханте – о «не-я» и о шаге расслабления (напомним: шаг третий - расслабление - является естественным следствием Принятия на шаге втором, в противном случае оно может стать намеренным усилием и создавать дополнительное напряжение, порождая всё новые отвлечения и утомляя ум, не создавая в нём новое качество восприятия):

    «Вся суть нашей медитации здесь состоит в том, чтобы научиться самоустраняться. Посторониться, отойти в сторону: "это не моё". Я это не вызывал, оно само пришло, хорошо, 6Р, пусть будет, где есть.

    Препятствие всегда содержит в себе "я есть это", цепляние, привязанность.

    И если вы не практикуете шаг расслабления, не расслабляете это напряжение и сжатость в вашей голове и в вашем уме, вы не отпускаете это.

    Вы не позволяете этому быть, как есть, вы отождествляетесь с этим, вы принимаете это личностно. А всё, что вы принимаете личностно, порождает страдание.

    Но истина в том, что когда боль возникает, она просто есть.

    Это - истина.

    Вы не можете сражаться с истиной.

    Вы не можете контролировать истину.

    Вы не можете изменить истину.

    Каждый раз, когда вы пытаетесь сделать это, догадайтесь: что происходит? Вы лишь больше страдаете.

    Когда вы практикуете 6Р, вы перестаёте воспроизводить свои реакции.

    Вы начинаете ОТВЕЧАТЬ
    ».

    - Т.е. отвечая таким вот образом, мы перестаём игнорировать истину или ограждать себя от неё, защищаясь, и тем самым в сознании устанавливается связь напрямую с самой реальностью, минуя наши убеждения и представления о ней. Так постепенно формируется чистое видение и всё более растворяется и слабеет завеса неведения.

    Дело в том, что эта практика многослойна. Она имеет в себе много «уровней». Завершая работу на одном уровне, мы можем испытать большое облегчение, но через какое-то время данный блок снова может проявиться – и это значит, что мы перешли на более глубокий уровень. Мы начинаем работать с этим заново, но уже немного иначе, чем прежде. И снова до конца, до чувства облегчения. Так постепенно мы добираемся до самых корней наших негативных устойчивых паттернов, и это меняет нашу карму, нашу жизнь и наше сознание.

    Это значит, что своим цеплянием она постоянно возобновляет и подпитывает соответствующие привычки - паттерны ума и подобные ситуации и реакции будут происходить и дальше. Это механизм Зависимого Возникновения, удерживающий нас в кармических цепях, в бесконечном кругу сансары. Смысл освобождения от цепляния именно в том, что мы перестаём поддерживать жизнеспособность устойчивых паттернов сознания, шаблонов негативных сценариев разного рода. Отпуская цепляние принятием и прощением, мы освобождаемся от зависимости от данного паттерна, порождающего эти и подобные ситуации в нашей жизни. Поэтому на первом этапе очень важно проработать все всплывающие в сознании образы и ситуации. В дальнейшем это поможет вывести на свет намного более глубинные, корневые элементы этого механизма.

    Иногда работа с одним человеком или ситуацией может занять несколько месяцев. Нужно быть готовым к этому и проявить терпение.

    Характерный критерий окончания практики с конкретным человеком: при контакте с ним, даже если он продолжает вести себя как обычно, вы начинаете замечать, что в вас уже не возникает привычной реакции – напряжения по этому поводу. В месте исчезнувшего напряжения вы чувствуете лёгкость – настолько отчётливую и ясную, что это словно приподнимает вас в воздух. Вы наполняетесь радостью освобождения, и вашей естественной реакцией становится проявление любящей доброты к этому человеку, отзывчивое отношение к нему. Ваш ум мягок, открыт, в нём больше нет никакого сжатия; ваше сердце переполнено тёплыми искренними чувствами.

    Однако и объятия с экс-насильником/экс-конфликтёром – это тоже возможно. Важный момент: принимающий ум – это открытый ум.

    Ошибкой было бы полагать, что принятие – это просто способность пожелать кому-то счастья и всего хорошего и держаться от него подальше, считая его неподходящей для нас компанией, и не думать о былом. Подобное отношение ведёт к культивированию игнорирования и закрепощению неведения как следствие. Любой человек, не вступив на путь буддийской практики, вполне способен искренне желать счастья всему миру и каждому его субъекту. Но далеко не весь мир мы принимаем, когда он касается нас непосредственно не лучшим для нас боком.

    Итак, простив и приняв человека по-настоящему, мы относимся к нему с полной готовностью впустить его в свой мир. Иными словами, если тот, с кем у нас произошёл конфликт в прошлом, вновь приходит к нам с совершенно иными намерениями, мы воспринимаем его так, будто между нами никогда ничего плохого не случалось. Мы воспринимаем его новым, обновлённым, лишённым сопутствующих нашему конфликту качеств и всех прежних историй. Потому что наш ум обновлён и чист. Мы готовы всем сердцем обнять и принять его, не вспоминая прошлого – и зачастую нам даже и не приходят в голову эти воспоминания: они стираются вместе с породившими их паттернами. Удивительно, но происходит реальное стирание омрачений по этому поводу вместе с прошлой личностной историей. В этом случае мы действительно видим, что наша практика с этим человеком совершенно выполнена. Но тем не менее экспериментировать с объятиями по своей инициативе только потому, что вы решили, что простили и готовы кого-то вписать в свой мир, всё же не стоит. Наша задача – создать потенциал в себе для такой возможности. Этого достаточно.

    Здесь Бханте подчёркивает необходимость соблюдения пяти мирских заповедей при выполнении этой практики. Этот аспект по сути является практикой нравственной части Восьмеричного Благородного Пути: Правильных Речи, Поведения и Образа жизни. Игнорирование заповедей приведёт к бесплодному усилию в данной практике. Но, как правило, если в человеке установлены первые 2 аспекта Восьмеричного Пути - Правильные Воззрения и Намерения, - этическая часть постепенно всё больше становится «натурой» такого человека, заменяя его автоматизм здоровыми реакциями с этой стороны.

    Под ненавистью здесь имеется в виду любое проявление неприязни, от аффектированного до самого тонкого, почти незаметного – некоего напряжения, антипатии и т.п.

    В результате – постепенно – к завершению практики развивается Принимающий Ум как естественное состояние, которое уже не нужно «практиковать», оно происходит из вас само собой. Это ум мягкий - принимающий, обнимающий и благословляющий весь мир и каждый его элемент. Свечение вне зависимости от носителя. Это и есть Любящая Доброта (а не то, что мы думали о ней раньше, и ещё раньше, и до того: разница между нашим представлением о Метте и самой Меттой колоссальна). Но помимо неё здесь уже есть и Каруна, и Мудита, и Упеккха.

    Ещё один важнейший момент Дхаммы: мы принимаем в себе старый режим работы ума (анализирующего ума), мы разрешаем ему быть, обнимая Принятием эту нездоровую привычку, и тем самым разотождествляемся с ней: думающий поверхностный ум, как бы силён он ни был поначалу, рано или поздно перестаёт быть для нас основным. Он начинает выполнять свойственную ему здоровую функцию – включаться по мере надобности для решения той или иной задачи. Но базовым состоянием становится другой ум – ум-состояние Принятия, где равностность и доброта заменяют суждения, убеждения и концепции: с этой над-позиции в них попросту отпадает нужда. Через Принятие мы погружаемся в полноту Настоящего Момента, где нет ни прошлого, ни будущего, ни мыслей по этому поводу. Тем самым эта практика является и практикой ПБН, описанной в суттах МН 131-134 как Счастливое Приложение Внимания.

    Таким образом, путь Практики Принятия начиная с оставления вербализации (фраз) и попадания в стабильное поле Принятия, соответствует описанному Буддой в сутте МН 7 (а также в ряде других сутт в аналогичных местах):

    "13. Он пребывает, наполняя первое направление умом, пронизанным любящей добротой[1], равно как и второе, равно как и третье, равно как и четвёртое. Вверх, вниз, вокруг и везде во всей полноте, ко всем ― как к себе самому, он пребывает, наполняя всю вселенную умом, пронизанным любящей добротой, — обильным, обширным, неизмеримым, свободным от враждебности и недоброжелательности.

    14. Он пребывает, наполняя первое направление умом, пронизанным милосердием, равно как и второе, равно как и третье, равно как и четвёртое. Вверх, вниз, вокруг и везде во всей полноте, ко всем ― как к себе самому, он пребывает, наполняет всю вселенную умом, пронизанным милосердием, — обильным, обширным, неизмеримым, свободным от враждебности и недоброжелательности.

    15. Он пребывает, наполняя первое направление умом, пронизанным восприимчивой радостью, равно как и второе, равно как и третье, равно как и четвёртое. Вверх, вниз, вокруг и везде во всей полноте, ко всем ― как к себе самому, он пребывает, наполняет всю вселенную умом, пронизанным сорадованием, — обильным, обширным, неизмеримым, свободным от враждебности и недоброжелательности.

    16. Он пребывает, наполняя первое направление умом, пронизанным спокойствием, равно как и второе, равно как и третье, равно как и четвёртое. Вверх, вниз, вокруг и везде во всей полноте, он наполняет всю вселенную умом, пронизанным спокойствием, — обильным, обширным, неизмеримым, не имеющим враждебности и недоброжелательности, — как ко всем, так и к самому себе.

    /В данном случае мы не переходим намеренно от одной брахмавихары к другой, а исходим из общего состояния Принятия – и именно из той брахмавихары, в который мы в данный медитативный сеанс оказались. Далее это открывает нам путь в джхановые состояния, которые в свою очередь дают видение механизмов работы ума, в частности ЗВ:/

    17. [Относительно явлений цепи Зависимого Возникновения] он понимает: "Это явление имеет место, это предшествует, это идёт после, и таков выход за пределы всего этого поля восприятия".

    18. Когда он знает и видит так, его ум освобождается от помрачения чувственных желаний, от помрачения вовлечённости, от помрачения неведения. Когда он освобождается, приходит знание: "Освобождение достигнуто". Он понимает: "Рождение закончено, святая жизнь прожита, задача выполнена. Не будет более вхождения в какое-либо состояние вовлечённости". Монахи, такой монах зовётся тем, кто принял внутреннее омовение»".
     
    Последнее редактирование: 12 авг 2018
    Ондатр нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.560
    Симпатии:
    2.387
    При этом, конечно, возникает вполне естественная опасность привязывания к описанному базовому состоянию. Принимающий Ум - это состояние, в котором хочется оставаться. Но, ощутив его устойчивость и относительную стабильность в повседневной жизни, в формальной медитации мы должны двигаться дальше, иначе мы застрянем. Нужно позволить своему уму испытывать другие состояния и выходить за пределы каждого из них.
     
  10. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.560
    Симпатии:
    2.387
    Счастья не найти
    большими стараниями и силой воли –
    оно уже присутствует
    в открытом расслаблении и отпускании.

    Не напрягайтесь.
    Нет ничего, что нужно исправить.
    Всё возникает мгновенно
    в теле-уме –
    и это не имеет никакого реального значения,
    здесь так мало общего с действительностью.
    Зачем отождествляться с этим процессом
    и привязываться к нему,
    осуждая то, что есть, и самих себя?

    Куда лучше просто
    позволить игре происходить самой по себе,
    подобно рождающимся и спадающим волнам,
    ничего не меняя и не пытаясь этим управлять!
    И посмотрите: всё исчезает и появляется волшебным образом,
    снова и снова, бесконечно...

    Только привычная погоня за «счастьем»
    мешает нам увидеть это.
    Это всё равно что преследовать радугу –
    она лишь растворяется и ускользает.
    Так собака ловит свой собственный хвост.

    Умиротворение и счастье
    не существуют как какая-то особая вещь или место,
    но оно всегда здесь
    и сопровождает вас каждое мгновение.

    Не верьте в реальность хорошего и плохого опыта;
    все переживания эфемерны, как переменчивая погода.
    Как радуга в небе.

    Желая постичь непостижимое,
    вы напрасно тратите силы.
    Как только вы раскроете и расслабите
    этот жёсткий кулак «хватания»,
    обнаружите беспредельный космос –
    открытый и полный такого родного покоя...

    Воспользуйтесь этим пространством –
    это свобода и естественная лёгкость.
    Не ищите дальше, погрязая
    в поисках Великого Слона Пробуждения,
    который давно отдыхает спокойно
    у домашнего очага.

    Не нужно пытаться
    что-либо делать или не делать –
    не принуждайте реальность.
    Ничего не желать
    и ничего не терять –

    вот оно! Чудесно!
    Всё идёт само по себе.

    Гендюн Ринпоче. Из книги «Сердечный совет мастера Махамудры»

    Оригинал:
     
    Последнее редактирование: 23 авг 2018
    Елена нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.560
    Симпатии:
    2.387
    Строки ринпоче, которые я попыталась перевести выше, описывают то состояние Принимающего Ума, к которому приводит Практика Прощения/Принятия. "Всё идёт само по себе". Это и есть прямое постижение анатты - не-личностного восприятия бытия, одной из трёх его, бытия, фундаментальных характеристик. И как ни парадоксально, достигается оно путём применения формулы "я принимаю...", "я прощаю...", "я отпускаю это".

    В этом "я" многие усматривают неправильность практики: зачем нужно прощение, какому такому "я" нужно это прощение, когда прощать нечего? Да, это так, прощать нечего и некому. Но чисто интеллектуальное понимание этого, умозрительное согласие с концепцией "не-я" и отрицание "я-концепции" не меняют сознание в действительности - это соглашение на концептуальном уровне, и оно в лучшем случае может стать лишь промежуточным звеном на пути к прямому постижению анатты. Но скорее может стать барьером - в силу того, что человек впадает в иллюзию, что он постиг не-личностность бытия, просто прочитав об этом, осознав это и представив, как это может быть.

    Нет, "кардинальные изменения в личности и сознании так не происходят. Нет никакого быстрого, фастфудного способа сделать это". Я-концепт настолько силён и так прочно прошит в нас, что даже переживание сатори - озарение и кратковременное видение реальности как безличной процессуальности - не избавляет от корней этой характеристики, которая является не чем иным, как неведением - базовой оковой сансарического существования. Мы можем сколько угодно представлять себя свободными от "я", но механизм ЗВ продолжает втягивать нас в колесо сансары. И только постепенное и постоянное применение Принятия по отношению ко всему, что возникает в нас (и "вокруг нас") постепенно приводит к ослабеванию этой прочной склейки с "я-концепцией". Из раза в раз принимая и тем самым немного отстраняясь от вовлечённости в происходящие события, мы учим свой ум наблюдать и видеть с другого ракурса - и между тем, что происходит, и этим наблюдением становится чуть больше свободного пространства. И наконец мы замечаем, что эти нити, связывающие нас с зависимым возникновением всего, уже не так прочны.

    Но значит ли это, что мы сразу же становимся святыми, которых ничто не затрагивает? Нет, конечно. Конечно же, мы продолжаем чувствовать этот мир - и наш организм продолжает реагировать на изменяющиеся условия среды. Если мы идём по улице и на нас неожиданно выскочит собака из подворотни со злобным лаем, мы, конечно же, отпрянем и ощутим, как по всему телу быстро-быстро поднимаются волны мурашкового страха, как тело попытается защититься от нападения. Но мы не вовлекаемся в этот страх целиком. Мы видим его со стороны. В нас не возникает гнев по отношению к нападающему существу: это его природа, а защищаться от агрессии - природа нашего тела и ума. Это нормальная, здоровая реакция. Мы также не становимся круглосуточно беспечальны и светлы аки ангелы - мы чувствуем боль, грусть, радость и удовольствие - но качество этого чувствования заметно иное. Это как смотреть в калейдоскоп... Просто узоры. Радость другого рода - надмирная - поселяется в нашем сердце и уме, и мы пребываем в ней большей своею частью. Она и открывает нам беспредельный космос покоя, который не где-то и когда-то, а прямо здесь и сейчас - в любом мгновении бытия. Потому что мы так же напрямую постигаем и остальные две характеристики бытия - мы видим, как все эти узоры вертятся в калейдоскопе нашей психомашины-психокосмоса, сменяя друг друга и не задерживаясь ни на чём, и конца этому процессу нет... (аничча) И сама бесконечность этого процесса есть страдание (духкха) - но на данном этапе мы уже не вовлечены в него.

    Благодаря чему это происходит в практике прощения? Мало того, что мы "внешне" (через формулы) принимаем всё, что есть, примиряясь таким образом с реальностью, но главное - мы здесь используем в медитации (на микроуровне, под микроскопом) шаг расслабления в 6Р через принятие: ведь "разжать жёсткий кулак хватания" - растворить Танху, корень неведения - можно только открыв ладонь.
     
    Последнее редактирование: 23 авг 2018
    Ондатр, Елена и Василий нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.560
    Симпатии:
    2.387
    Этика и практика прощения

    Пять мирских буддийских заповедей
    - это не что-то искусственно придуманное буддизмом. Оптимальная регуляция жизнеустройства и отношений с окружающим миром - это вторичный фактор. Подобно ровной озёрной глади, они отражают естественный образ поведения в случае успокоенного ума. Человеку со спокойным умом нет нужды контролировать каждое своё действие на предмет соответствия заповедям – действия его, речи и помыслы будут ровно такими, как это предполагает краткий буддийский «кодекс». Нарушение заповедей, в свою очередь, – это рябь на поверхности озера. И конечно же, каждый «проступок», так или иначе фиксируемый глубинной частью нашего сознания, проявляется «узором на воде» – что выражается в медитации как препятствия, начиная от неугомонности или сонливости и заканчивая полной апатией и нежеланием практиковать.

    Но препятствия в медитации не являются следствием нарушения заповедей. Правильнее сказать, что и то и другое возникает в том механизме, автоматическом режиме работы ума, который описан как Зависимое Возникновение и который образует рельеф на ровной поверхности чистого сознания, «нестираемый» узор, порождающий волну за волной. Это и есть негативные паттерны - многолетние привычки ума реагировать на контакт автоматически: вовлекаясь в погоню («я хочу»), избегая и отталкивая («я не хочу») или игнорируя («мне безразлично»). Внешне эти самые паттерны выражаются в виде нездорового образа жизни, а именно как нарушение заповедей, когда наши поступки диктуются ими, а в медитации – в виде нездоровых реакций ума, т.е. как препятствия, мешающие качественной практике и в целом продвижению. Именно поэтому невыполнение предписаний сводит на нет все усилия в медитации – с «внешней» стороны мы продолжаем подпитывать негативные паттерны, соответственно, они же набирают силу и «внутренне» (что есть разные аспекты одного и того же, разумеется).

    И вот именно в практике прощения становится возможным наиболее эффективно разрешить все те проблемы, которые не решаются. Принимая себя и других такими, какие мы есть, со всеми нашими слабостями и болезнями, принимая всё происходящее и случившееся в прошлом и научив себя ничего не ожидать от будущего, принимая любое состояние нашего ума в настоящий момент времени, довольствуясь тем, что есть, мы растворяем все напряжения по этому поводу – эмоциональные блоки, разглаживаем поверхность нашего озера-ума, тем самым развязывая кармические узлы. Следовательно, мы всё меньше и меньше порождаем новую дурную карму, нам всё легче выполнять те заповеди, где мы допускали погрешности, даже тонкие, и наш ум всё спокойнее в медитации. Он уже позволяет нам получать удовольствие от процесса - и в формальной медитации, и в самой жизни. И грань между медитацией и жизнью постепенно совсем стирается.

    Вот так работает практика прощения, и поэтому так глубок её эффект. И теперь в этом успокоенном чистом уме мы можем увидеть всю его жизнь, всю работу этого сознания, вплоть до мельчайших деталей, подобно тому как спокойное озеро в безветренную погоду превосходно просматривается до самого дна.
     
    Последнее редактирование: 26 авг 2018
  13. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.560
    Симпатии:
    2.387
    Как начать

    В руководстве Бханте всё описано очень хорошо. Резюмирую это кратко и с небольшими дополняющими нюансами.

    Мы садимся в удобную позу с выпрямленной спиной, успокаиваемся от всего внешнего, обращаем взгляд внутрь себя и мысленно произносим:

    - Я принимаю себя*. Я прощаю себя за непонимание. Я отпускаю всю боль прошлого. Я полностью принимаю себя, со всеми своими ошибками и недопониманием.

    Затем мы как бы отстраняемся от самих себя и смотрим на себя со стороны, видим маленькую фигурку нас самих. И мы помещаем эту фигурку в зону сердца и начинаем как бы заливать, напитывать собственный образ светом и теплом любви и принятия. Мы ощущаем тепло в груди и можем даже чувствовать, как нас самих целиком откуда-то сверху заливает мощный поток целительного света.

    Слова "принимаю" и "прощаю себя за непонимание" - ключевые. Непонимание - это корень, из которого произрастает вся наша витиеватая карма, всё, что мы тут натворили. Все наши ошибки произошли по причине непонимания того, как всё обстоит на самом деле, от того, что из позиции "я" полная картина не видна. Поэтому эти слова нужно обязательно включить в используемые фразы. Конкретные формулировки можно пробовать и искать свои, но не стоит слишком много уделять внимания этому. Главное, чтобы фразы шли искренне, от сердца.

    Если вы смотрели фильм "Ангел А", то вам будет понятно, как это делать: когда Ангела-А подводит Андре к зеркалу и просит его сказать своему отражению: "Я люблю тебя".

    [​IMG]

    В ответ на это намерение, на эти фразы придёт что-то. Что это будет - вы должны почувствовать сами. Возможно, это будут довольно болезненные ощущения в области анахаты, сопротивление, поднимется боль, могут пойти слёзы. Эти признаки - критерий, что процесс начался. Но может и ничего не происходить. Тогда - только повторение и терпение. Будьте очень бережными к своему уму и чуткими к любым изменениям. И главное - как можно более искренне ощущайте намерение простить и принять себя. Нужно избегать механического монотонного повторения. Фразы только подспорье, напоминание. Основной акцент - на чувстве принятия и любящей доброты. Вот это чувство-состояние и есть наш объект медитации, мы пребываем в нём как можно дольше.

    Ум сразу начнёт скучать и отвлекаться от того, чем мы заняты. Важно здесь не вовлекаться в мысленные рассуждения о том, почему вы или кто-то был когда-то не прав и почему мир так устроен и т.п. Как только мысль ушла на посторонний предмет, говорите ей:
    - Да, я вижу тебя, мысль, с тобой всё в порядке, ты можешь тут быть, я отпускаю тебя.
    Поначалу прямо проговариваем это мысленно, позже это сократится до мысленного "ок".

    Затем расслабляем напряжение в голове, разглаживаем ум внутренней улыбкой, улыбаемся внешне - уголками губ, глазами, чувствуем улыбку в своём сердце - и с этим чистым, лёгким, ясным умом возвращаемся к нашим фразам и состоянию принятия.

    Так мы сидим не менее 30 минут.
    Затем встаём и всё оставшееся время бодрствования начинаем перестраивать ум на режим принятия. Т.е. что бы ни встречалось в жизни, на что вспыхивает автоматическое реагирование сопротивления, неприятия, недовольства, раздражения и пр. ("это неправильно", "так не должно быть"), - мы ловим себя на этом и мысленно произносим:
    - Ок, я вижу тебя, мысль, привет! Ты можешь жить своей жизнью, сама по себе, я отпускаю тебя! Я принимаю это "неправильное" явление, оно - просто реальность. И я принимаю свою реакцию, она тоже - просто реальность!

    Мы "говорим" это с улыбкой, играючи, и снова расслабляем напряжение в голове, разглаживаем ум внутренней улыбкой, улыбаемся внешне - уголками губ, глазами, ощущаем улыбку в сердце - и возвращаемся к нашим фразам и состоянию принятия.

    Таким образом, с любыми подобными отвлекающими или негативными явлениями мы поступаем одинаково:
    - замечаем явление
    - принимаем это и отпускаем его жить своей жизнью
    - расслабляем ум, разглаживаем поверхность, улыбаемся внутренне
    - возвращаемся в состояние полного безусловного принятия

    И так постоянно.
    Параллельно будет очень полезным перечитывать руководство Бханте, раз за разом, каждый день понемногу. Его слова дают нужный настрой.

    На первых порах важно идти в эту практику с проводником. Это как постановка рук музыканту: вся дальнейшая игра, её качество и результат будет зависеть от того, как мы научились владеть инструментом и собой. И эта практика многослойна, она будет меняться. Поэтому нужно приходить к проводнику и говорить: я сидел так-то, говорил и делал то-то и чувствовал то-то. От того, что происходит с вами в поле практики, будет меняться её течение, и менять его должен проводник, пока вы сами полностью не овладеете ею.

    В целом эта практика довольно болезненна и беспощадна. Чтобы пройти её, нужно определённое мужество - встретиться со всем, что в нас есть, лицом к лицу, и принять это по-настоящему. А с чем только ни придётся столкнуться в этой практике! О, она полна неожиданностей... Простить себя и других, принять реальность и отпустить всё, что было в прошлом. И тогда нас ждёт множество потрясающих озарений, прозрений и переворотов сознания. Каждый развязанный эмоциональный узел будет сопровождаться таким катарсисом, и на смену жёсткому "ненавидящему", сопротивляющемуся уму постепенно придёт мягкий и открытый принимающий ум, а привычные боль и страдание уступят место... чему? ) - Пусть это будет открытием каждого практикующего.

    __________
    * здесь я не описываю следующий этап, когда мы подключаем в нашу работу образы других людей (а он может наступить довольно быстро - в нашем сознании вдруг ярко проявляется образ человека, с которым мы так или иначе связаны, и тогда мы начинаем работу с ним); в этом случае мы делаем всё то же, что и при работе с собственным образом, только обращаемся к этому человеку: "я принимаю тебя", "я прощаю тебя за то-то и то-то", "я отпускаю всю боль между нами" и помещаем его фигурку в своё сердце, полное любви и принятия.
     
    Последнее редактирование: 2 сен 2018
    Василий нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.560
    Симпатии:
    2.387
    - Что делать, если я не могу принять себя или простить кого-то, не могу почувствовать прощение?

    - Примите это. ОК. Улыбнитесь "себе немогущему", сбросьте лишнюю важность и серьёзность. Посмейтесь. Смягчите ум, перестаньте требовать от себя чего-то, критиковать или, наоборот, оправдывать, защищать своё неумение прощать. И - просто продолжайте следовать инструкциям.

    Это препятствие - всего лишь обычный барьер, он постепенно ослабеет в ходе практики и растворится. И тогда произойдёт первый значимый прорыв. Это будет здорово!

    - Как быть, если вместо прощения во мне вспыхивает боль, гнев, обида и неприятие только обостряется?


    - Примите это! Примите всё, что происходит. Если возникает боль, чувствуйте боль - и улыбайтесь ей. Надо поплакать - плачьте! Если вспыхивает гнев и обостряется неприязнь - гневайтесь, но улыбайтесь своему гневу. Так вы уже не полностью в нём. Отстраняйтесь от своего гневающегося персонажа. От своего обижающегося персонажа. Это не "вы", это просто гнев и обида, просто явления, у которых были причины, чтобы возникнуть. Так сложилось. Не держитесь за них. Смотрите на эти явления и посылайте себе гневающемуся любовь и принятие.

    Бывает, боль локализуется в каком-то конкретном месте - часто в зоне груди и горла или где-то ещё. Направьте поток любви и принятия в это место. Но не подавляйте чувство, не выгоняйте его из своего мира. Нужно позволить этому быть, позволить ему уйти добровольно. Примите его как часть реальности, позаботьтесь о том, чтобы эта теневая сущность получила свою любовь. Все существа и части реальности нуждаются в принятии и любви. Обнимите эту боль светом принятия и покоя - и открыто наблюдайте. Столько, сколько нужно. Не торопите события. (Там в это время паттерны стираются, не мешайте этому!) Позвольте всему происходить. Доверьтесь происходящему. Улыбайтесь.
     

Поделиться этой страницей