Принимающий Ум

Тема в разделе "Психопрактика", создана пользователем list, 23 июл 2018.

  1. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.398
    Симпатии:
    2.194
    Помню, как я несколько лет назад (до леса) сидела на полянке перед Круглым озером, под сосной. И сосна подарила мне шишку - она упала мне прямо в руки. В тот период я уже испытывала как раз ту самую любовь к любой букашке. И не в силах сдержать чувств, написала об этом пост в ЖЖ. Ни слова в этом посте я не сказала о человеке - тем более о ненависти к нему, которую и не осознавала в тот момент. И тем сильнее произвёл эффект одного комментария. Женщина написала что-то в этом роде: это прекрасно, а теперь вот эти же чувства надо распространить и на человека. Меня поразило именно то, что она увидела в этом посте моё исключение человека из этой гармоничной картины мира. И постепенно эта мысль проникала в меня всё глубже и я поняла, что и человек - такой же заложник своей природы (своего ума), как и всё остальное в этой природе (мире), и ненависть к человеку - это просто ненависть к себе самому, к живому существу, в этом смысле равному той самой букашке. Это примирило меня с человеком. Но, конечно, не до конца. ) Самое глубокое воздействие из всех испытанных методик оказала именно практика прощения по методу Бханте Вималарамси.
     
    Последнее редактирование: 8 авг 2018
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.932
    Симпатии:
    2.713
    По уму-то оно так, Иринка, а по чувству-то - совсем другое бывает... )
     
  3. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    9.022
    Симпатии:
    1.492
    Человек - тоже букашка.
     
  4. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.932
    Симпатии:
    2.713
    См. Зою Эзрохи. О том, что "человек - не больше муравья".

    Правда, в отличие от муравья, вред, наносимый человеком обществу себе подобных, а про природу говорить уже нечего даже, многократно превышает вред, наносимый, к примеру, таракашкой.

    А так-то, конечно... :)

    "Деточка,
    все мы немножко лошади,
    каждый из нас по-своему лошадь».
     
    Последнее редактирование: 23 июл 2018
  5. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    9.022
    Симпатии:
    1.492
    Просто он таракашка другого масштаба. )
     
  6. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.398
    Симпатии:
    2.194
    В моём случае примирение было и на уровне чувства.
    Но этого, конечно, было недостаточно. Это было лишь примирение с человеком вообще. С конкретными людьми, наступающими на любимые мозоли, оказалось примириться куда труднее. А уж с собственным зеркалом и подавно.

    Вообще, согласно буддийскому учению чувство - это не что-то отдельное от ума, это его составная часть.
    Именно поэтому буддийская программа прощения оказывает действительно самый глубокий трансформирующий эффект. Она постепенно, уровень за уровнем, выводит на поверхность из тайных лабиринтов все корешки нашего неприятия реальности во всех её элементах.

    Бханте Ви говорил, что из всех известных ему практик (а Махатхере, надо полагать, известно их очень много) практика прощения - самая мощная. Этот человек не будет тратить слова на ветер или "рекламировать" что-либо. Но она же самая и сложная в каком-то смысле, потому что требует много времени. Это не то, что делается в один присест. На прощение могут потребоваться месяцы, а то и годы. Бханте практиковал её 2 года. Тут нужно терпение и воля. И готовность пройти всё это до конца. К тому же поначалу она кажется довольно глупым и нудным занятием... ) А ещё кажется, что ты уже всё сделал - а потом вдруг снова вылезает что-то, и так раз за разом. И нужно всё начинать сначала - но уже не с того начала, что раньше. Хотя, может быть, так трудно было только мне, я не знаю.

    Букашка - это букашка, а человек - это всё же человек, на мой взгляд. )
    Разрушительная мощь человека более велика именно в силу способности генерировать ненависть всякой степени (от простого будничного неприятия до желания всё уничтожить) к себе и себе подобным, а остальной мир при этом просто идёт под раздачу.
    Но его огромный плюс перед букашкой в том, что он - человек и имеет возможность практиковать учение Будды, которое направлено как раз на то, чтобы это генерирование ненависти прекратить.
    Так что всё в наших руках. )
     
    Последнее редактирование: 24 июл 2018
  7. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.398
    Симпатии:
    2.194
    Продолжу здесь еретические (т.е., возможно, выходящие за рамки школы суттавада - или по крайней мере не озвученные учителями) изыскания в этой области.


    Результатом продолжительной практики прощения/принятия (далее - ПП), которая проходит свои внутренние модификации по качеству и даже по форме, становится формирование так называемого Принимающего Ума, или Благословляющего Ума. Это базовое, достаточно устойчивое состояние сознания, в которое практикующий всегда может вернуться в случае выпадения из него под влиянием тех или иных обстоятельств. А обстоятельства неизбежно будут возникать, т.к. практика продолжает вскрывать всё новые, более глубинные и скрытые блоки, выводить их на поверхность сознания, где мы получаем возможность их разряжать.

    Состояние Принимающего Ума становится своего рода платформой, с которой происходит естественное погружение (или взлёт - кому как удобнее это видеть) в джхановые состояния. Т.е. таким образом в результате ПП реально происходит та самая "расчистка взлётной полосы для того, чтобы взлететь на самолёте любящей доброты", как писал Бханте в Руководстве по практике прощения. И практикующий ощущает это не метафорически - из области условных образных изъяснений это переходит в область реального состояния сознания. Образность становится реальностью.

    При этом фактически сформировавшийся Принимающий Ум как упомянутое мной базовое устойчивое и продолжительное состояние включает в себя не только Метту, но так или иначе все четыре брахмавихары вплоть до Упеккхи (поскольку без равностности и спокойствия принять что-либо по-настоящему невозможно) - весь спектр, в котором в тот или иной момент может доминировать та или иная отдельная брахмавихара. И дальнейший путь практики выглядит так: углубляясь из Метты, мы оказываемся в первой джхане, из Каруны - во второй, из Мудиты - в третьей, из Упеккхи попадаем в сферу 4-й и последующих арупа-состояний. Таким образом ПП можно считать вполне самостоятельным путём к ниббане.

    Далее необходимо отметить несколько нюансов, отталкиваясь от слов Бханте.
     
    Василий нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.398
    Симпатии:
    2.194
    Наконец дописала. Выношу на ваш беспристрастный суд некоторые соображения, основанные на опыте данной практики. В качестве основы я взяла аудиобеседу Бханте о ПП, которую перевёл Олег Павлов (дабы заодно читатели получили детальное представление об этой практике со слов коренного учителя). Слова Бханте оформлю в цитаты, мои вставки - обычным текстом.

    Уникальность практики в том, что она, являясь, так сказать, «изобретением Бханте» и не будучи прописана в суттах напрямую, содержит в себе основные элементы учения Будды. Практика ложится на первые 5 пунктов Восьмеричного Пути (обязательно подразумевая их) и включает Правильное Усилие в виде 6Р. Правильное Памятование в данном случае - это наблюдение за тем, что и как меняется в нашем уме и психоконтинууме в ходе практики. Правильное Сосредоточение – это то, что формируется в результате и что было названо нами как Принимающий Ум. Через принятие мы напрямую (не интеллектуально) познаём 4 Благородные Истины, Три характеристики бытия. Механизм Зависимого Возникновения (наряду с остальными элементами учения) также открывается здесь начиная с выхода на устойчивую платформу, на которой Принятие становится более-менее естественным состоянием. При этом в отличие от метта-бхаваны базой является именно принимающий ум. В свете этого состояния обнажается и снимается механистичность наших привычных реакций. Блоки (проблемные зоны и аффектированные состояния), поднимаясь на поверхность сознания, разряжаются, старые паттерны стираются, тем самым практика даёт глубочайший трансформирующий эффект в виде «исправления негативной кармы» и очищения ума и восприятия. Правильное Усилие 6Р принимает здесь максимально корректную форму, о чём отдельно скажу ниже. В мифической космографии состояние Принимающего Ума – это уровень Тушиты.

    Т.е. для формирования и созревания Принимающего Ума нужно время, и это довольно длительный процесс, подобно формированию плода в теле человека. А фактически эта методика является крайне полезным инструментарием на всю жизнь и на все её случаи.

    [Упеккхи.]

    Здесь Бханте говорит о том, что данная практика освобождает нас от всех представлений о мире или о чём-либо и от всех наших убеждений. Таким образом, она выводит нас из области концепций в область внеконцептуального. Это кажется невероятным, но это так. Эта простая практика постепенно растворяет все скрепы наших убеждений, мнений, представлений, суждений и прочего, что составляет такую прочную и нерушимую картину мира в нашем сознании и базируется на идее «я». Практика прощения избавляет нас от этой картины, от всех наших историй. Это своего рода «стирание личной истории» по Кастанеде. Что в буддизме является разотождествлением с «я-концепцией», т.е. тем самым через познание дуккхи (неудовлетворённости) и аниччи (непостоянства всех возникающих и исчезающих явпений) мы приходим к постижению третьей фундаментальной характеристики бытия – анатты (не-личностности). Далее Бханте постоянно акцентирует этот момент.

    Здесь важно добавить ещё одно изречение Бханте:

    «Изменение - это научиться распознавать, когда ваш ум отвлекается, и тут же расслаблять напряжение».

    Т.е. изменение – а конкретнее говоря, трансформационный процесс – происходит по мере применения метода 6Р, в котором наиважнейшим звеном является шаг расслабления тонкого сжатия в уме, которое является причиной каждого нашего цепляния или отвлечения. За каждым нездоровым явлением стоит именно это напряжение. Оно может быть гигантским и проявляться в виде тупой боли или сдавливающего панциря, а может быть настолько тонким, что мы даже не можем его распознать. В самом начале практики распознать это тончайшее напряжение действительно довольно сложно. Затем, когда навык сформировался, оно начинает проявляться всё более выпукло. И наконец, на третьей стадии, когда удаётся снять аффектированную его форму, вы начинаете понимать, как его наблюдать и как с ним работать.

    Как мы работаем с отвлечениями и цеплянием? Не отталкивая их и не сражаясь с ними. Ничего не подавляя в себе. Именно в этой практике становится очевидным, что такое этот самый непонятный второй шаг в 6Р: «отпустить». Как это – отпустить мысль? Люди часто задают этот вопрос. Это не совсем понятно технически. Именно в практике Принятия мы получаем самый точный ключ к пониманию и правильному выполнению этого шага: отпустить мысль – это значит принять её. Парадокс Зазеркалья, где Алиса должна сначала раздать пирог по кусочку, а потом разрезать его. Здесь мы, распознав отвлечение, мягко обнимаем его принятием. Т.е обнаружив в себе какое-то явление помимо нужного объекта, мы первым делом как бы говорим ему: ОК, да, это есть и это – нормально. Мы словно улыбаемся ему умом, тем самым принимая реальность и снимая контролёра, критика и прочих судей, которые норовят выскочить на сцену. Принятие - это любящее объятие бесконечного пространства, которое разжимает тонкое напряжение в уме (третий шаг) и чуть-чуть освобождает его, и из этого рождается сама собой тихая внутренняя улыбка. Тонкое свечение. И именно это называется «отпустить»: мы перестаём сражаться, цепляться, быть недовольными данным явлением, и оно перестаёт быть важным для нас – и мы перестаём с этим отождествляться. То явление, как и все прочие, существует само по себе. Любое состояние ума - это не более чем реальность, это истина. И принимая любое состояние в своём уме, мы позволяем этому быть.

    Здесь имеет смысл привести ещё одну сильную цитату Бханте – о «не-я» и о шаге расслабления (напомним: шаг третий - расслабление - является естественным следствием Принятия на шаге втором, в противном случае оно может стать намеренным усилием и создавать дополнительное напряжение, порождая всё новые отвлечения и утомляя ум, не создавая в нём новое качество восприятия):

    «Вся суть нашей медитации здесь состоит в том, чтобы научиться самоустраняться. Посторониться, отойти в сторону: "это не моё". Я это не вызывал, оно само пришло, хорошо, 6Р, пусть будет, где есть.

    Препятствие всегда содержит в себе "я есть это", цепляние, привязанность.

    И если вы не практикуете шаг расслабления, не расслабляете это напряжение и сжатость в вашей голове и в вашем уме, вы не отпускаете это.

    Вы не позволяете этому быть, как есть, вы отождествляетесь с этим, вы принимаете это личностно. А всё, что вы принимаете личностно, порождает страдание.

    Но истина в том, что когда боль возникает, она просто есть.

    Это - истина.

    Вы не можете сражаться с истиной.

    Вы не можете контролировать истину.

    Вы не можете изменить истину.

    Каждый раз, когда вы пытаетесь сделать это, догадайтесь: что происходит? Вы лишь больше страдаете.

    Когда вы практикуете 6Р, вы перестаёте воспроизводить свои реакции.

    Вы начинаете ОТВЕЧАТЬ
    ».

    - Т.е. отвечая таким вот образом, мы перестаём игнорировать истину или ограждать себя от неё, защищаясь, и тем самым в сознании устанавливается связь напрямую с самой реальностью, минуя наши убеждения и представления о ней. Так постепенно формируется чистое видение и всё более растворяется и слабеет завеса неведения.

    Дело в том, что эта практика многослойна. Она имеет в себе много «уровней». Завершая работу на одном уровне, мы можем испытать большое облегчение, но через какое-то время данный блок снова может проявиться – и это значит, что мы перешли на более глубокий уровень. Мы начинаем работать с этим заново, но уже немного иначе, чем прежде. И снова до конца, до чувства облегчения. Так постепенно мы добираемся до самых корней наших негативных устойчивых паттернов, и это меняет нашу карму, нашу жизнь и наше сознание.

    Это значит, что своим цеплянием она постоянно возобновляет и подпитывает соответствующие привычки - паттерны ума и подобные ситуации и реакции будут происходить и дальше. Это механизм Зависимого Возникновения, удерживающий нас в кармических цепях, в бесконечном кругу сансары. Смысл освобождения от цепляния именно в том, что мы перестаём поддерживать жизнеспособность устойчивых паттернов сознания, шаблонов негативных сценариев разного рода. Отпуская цепляние принятием и прощением, мы освобождаемся от зависимости от данного паттерна, порождающего эти и подобные ситуации в нашей жизни. Поэтому на первом этапе очень важно проработать все всплывающие в сознании образы и ситуации. В дальнейшем это поможет вывести на свет намного более глубинные, корневые элементы этого механизма.

    Иногда работа с одним человеком или ситуацией может занять несколько месяцев. Нужно быть готовым к этому и проявить терпение.

    Характерный критерий окончания практики с конкретным человеком: при контакте с ним, даже если он продолжает вести себя как обычно, вы начинаете замечать, что в вас уже не возникает привычной реакции – напряжения по этому поводу. В месте исчезнувшего напряжения вы чувствуете лёгкость – настолько отчётливую и ясную, что это словно приподнимает вас в воздух. Вы наполняетесь радостью освобождения, и вашей естественной реакцией становится проявление любящей доброты к этому человеку, отзывчивое отношение к нему. Ваш ум мягок, открыт, в нём больше нет никакого сжатия; ваше сердце переполнено тёплыми искренними чувствами.

    Однако и объятия с экс-насильником/экс-конфликтёром – это тоже возможно. Важный момент: принимающий ум – это открытый ум.

    Ошибкой было бы полагать, что принятие – это просто способность пожелать кому-то счастья и всего хорошего и держаться от него подальше, считая его неподходящей для нас компанией, и не думать о былом. Подобное отношение ведёт к культивированию игнорирования и закрепощению неведения как следствие. Любой человек, не вступив на путь буддийской практики, вполне способен искренне желать счастья всему миру и каждому его субъекту. Но далеко не весь мир мы принимаем, когда он касается нас непосредственно не лучшим для нас боком.

    Итак, простив и приняв человека по-настоящему, мы относимся к нему с полной готовностью впустить его в свой мир. Иными словами, если тот, с кем у нас произошёл конфликт в прошлом, вновь приходит к нам с совершенно иными намерениями, мы воспринимаем его так, будто между нами никогда ничего плохого не случалось. Мы воспринимаем его новым, обновлённым, лишённым сопутствующих нашему конфликту качеств и всех прежних историй. Потому что наш ум обновлён и чист. Мы готовы всем сердцем обнять и принять его, не вспоминая прошлого – и зачастую нам даже и не приходят в голову эти воспоминания: они стираются вместе с породившими их паттернами. Удивительно, но происходит реальное стирание омрачений по этому поводу вместе с прошлой личностной историей. В этом случае мы действительно видим, что наша практика с этим человеком совершенно выполнена. Но тем не менее экспериментировать с объятиями по своей инициативе только потому, что вы решили, что простили и готовы кого-то вписать в свой мир, всё же не стоит. Наша задача – создать потенциал в себе для такой возможности. Этого достаточно.

    Здесь Бханте подчёркивает необходимость соблюдения пяти мирских заповедей при выполнении этой практики. Этот аспект по сути является практикой нравственной части Восьмеричного Благородного Пути: Правильных Речи, Поведения и Образа жизни. Игнорирование заповедей приведёт к бесплодному усилию в данной практике. Но, как правило, если в человеке установлены первые 2 аспекта Восьмеричного Пути - Правильные Воззрения и Намерения, - этическая часть постепенно всё больше становится «натурой» такого человека, заменяя его автоматизм здоровыми реакциями с этой стороны.

    Под ненавистью здесь имеется в виду любое проявление неприязни, от аффектированного до самого тонкого, почти незаметного – некоего напряжения, антипатии и т.п.

    В результате – постепенно – к завершению практики развивается Принимающий Ум как естественное состояние, которое уже не нужно «практиковать», оно происходит из вас само собой. Это ум мягкий - принимающий, обнимающий и благословляющий весь мир и каждый его элемент. Свечение вне зависимости от носителя. Это и есть Любящая Доброта (а не то, что мы думали о ней раньше, и ещё раньше, и до того: разница между нашим представлением о Метте и самой Меттой колоссальна). Но помимо неё здесь уже есть и Каруна, и Мудита, и Упеккха.

    Ещё один важнейший момент Дхаммы: мы принимаем в себе старый режим работы ума (анализирующего ума), мы разрешаем ему быть, обнимая Принятием эту нездоровую привычку, и тем самым разотождествляемся с ней: думающий поверхностный ум, как бы силён он ни был поначалу, рано или поздно перестаёт быть для нас основным. Он начинает выполнять свойственную ему здоровую функцию – включаться по мере надобности для решения той или иной задачи. Но базовым состоянием становится другой ум – ум-состояние Принятия, где равностность и доброта заменяют суждения, убеждения и концепции: с этой над-позиции в них попросту отпадает нужда. Через Принятие мы погружаемся в полноту Настоящего Момента, где нет ни прошлого, ни будущего, ни мыслей по этому поводу. Тем самым эта практика является и практикой ПБН, описанной в суттах МН 131-134 как Счастливое Приложение Внимания.

    Таким образом, путь Практики Принятия начиная с оставления вербализации (фраз) и попадания в стабильное поле Принятия, соответствует описанному Буддой в сутте МН 7 (а также в ряде других сутт в аналогичных местах):

    "13. Он пребывает, наполняя первое направление умом, пронизанным любящей добротой[1], равно как и второе, равно как и третье, равно как и четвёртое. Вверх, вниз, вокруг и везде во всей полноте, ко всем ― как к себе самому, он пребывает, наполняя всю вселенную умом, пронизанным любящей добротой, — обильным, обширным, неизмеримым, свободным от враждебности и недоброжелательности.

    14. Он пребывает, наполняя первое направление умом, пронизанным милосердием, равно как и второе, равно как и третье, равно как и четвёртое. Вверх, вниз, вокруг и везде во всей полноте, ко всем ― как к себе самому, он пребывает, наполняет всю вселенную умом, пронизанным милосердием, — обильным, обширным, неизмеримым, свободным от враждебности и недоброжелательности.

    15. Он пребывает, наполняя первое направление умом, пронизанным восприимчивой радостью, равно как и второе, равно как и третье, равно как и четвёртое. Вверх, вниз, вокруг и везде во всей полноте, ко всем ― как к себе самому, он пребывает, наполняет всю вселенную умом, пронизанным сорадованием, — обильным, обширным, неизмеримым, свободным от враждебности и недоброжелательности.

    16. Он пребывает, наполняя первое направление умом, пронизанным спокойствием, равно как и второе, равно как и третье, равно как и четвёртое. Вверх, вниз, вокруг и везде во всей полноте, он наполняет всю вселенную умом, пронизанным спокойствием, — обильным, обширным, неизмеримым, не имеющим враждебности и недоброжелательности, — как ко всем, так и к самому себе.

    /В данном случае мы не переходим намеренно от одной брахмавихары к другой, а исходим из общего состояния Принятия – и именно из той брахмавихары, в который мы в данный медитативный сеанс оказались. Далее это открывает нам путь в джхановые состояния, которые в свою очередь дают видение механизмов работы ума, в частности ЗВ:/

    17. [Относительно явлений цепи Зависимого Возникновения] он понимает: "Это явление имеет место, это предшествует, это идёт после, и таков выход за пределы всего этого поля восприятия".

    18. Когда он знает и видит так, его ум освобождается от помрачения чувственных желаний, от помрачения вовлечённости, от помрачения неведения. Когда он освобождается, приходит знание: "Освобождение достигнуто". Он понимает: "Рождение закончено, святая жизнь прожита, задача выполнена. Не будет более вхождения в какое-либо состояние вовлечённости". Монахи, такой монах зовётся тем, кто принял внутреннее омовение»".
     
    Последнее редактирование: 12 авг 2018 в 11:46
    Ондатр нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.398
    Симпатии:
    2.194
    При этом, конечно, возникает вполне естественная опасность привязывания к описанному базовому состоянию. Принимающий Ум - это состояние, в котором хочется оставаться. Но, ощутив его устойчивость и относительную стабильность в повседневной жизни, в формальной медитации мы должны двигаться дальше, иначе мы застрянем. Нужно позволить своему уму испытывать другие состояния и выходить за пределы каждого из них.
     

Поделиться этой страницей