Да. То есть, это слово вполне подходит. А что такое осознавание, внимательность? Вот в практике сатипаттханы например?
А надо ли? То есть, по сути это направленность внимания, сознания на само восприятие, на дхармы, на содержание сознания, так? Такой вот хитрый финт ушами. Именно эта способность, развитая до игольной остроты, способна увидеть природу содержания сознания.
собственно вхождение в одну из этих дхъян и есть "восхищение" Но вернёмся к девятой степени концентрации - абсолютное самадхи. эту степень называют ещё состоянием "не медитации", т.е. состояние концентрации становится для сознания естественным и уже не нуждается в объекте. Сознание теперь вообще не покидает состояние самадхи, оно подобно чистому зеркалу, отражающему и принимающему всё, но ни на чём не покоящемся (без опорное). Нет не привязанностей ни предпочтений, события и мысли протекают сами по себе, не оставляя следов. Низшее эго полностью растворено и проступает "изначальная небесная природа". Часто на этой стадии пробуждаются сиддхи. рано или поздно Только если использовать слово нирвана в не-буддийском значении.
во многих традициях (включая некоторые буддийские школы) ей предшествуют серьёзные потрясения: экстазы до потери сознания, видения, ощущение гибели мира и даже смерть 9с последующим воскесением). [modplot]От данной ветки отделена тема "Лестница миров"[/mod]
8-я степень концентрации: сосредоточение длится сколь угодно долго и не прерывается внешним воздействием. Сознание подобно океану без волн. Направленное на объект, оно "проникает" в него и даёт знание о его природе. "я" - становится предметом среди предметов, границы я и не-я размываются.
Нет конечно. Всякая йога имеет свои особенности и задачи. но общие стадии прослеживаются. как и в случае с даосскими техниками, да полагаю и не только.
7-я степень концентрации. полное умиротворение, стоит сесть сразу вступаешь в самадхи, возникающие отвлечения автоматически обнаруживаются и подавляются 6-я степень. умиротворение. сознание прочно зафиксировано, но контроль не ослабевает, поскольку страсти и эмоции могут внезапно попытаться взять реванш.
слово самадхи в буддизме используется в другом значении чем у Патанджили. Здесь самадхи будет соответствовать дхаране, а "самадхи" у Патанджили соответствует буддийской "дхъяне".
5-я степень. именно здесь впервые входят в состояние самадхи, т.е. объектом созерцания становится само фиксированное сознание. отсюда начинается истинное видиние и созерцатель совершает ряд удивительных открытий. о теле как части физической реальности, о том что причины реакций, эмоций и т.д. лежат не во вне и др.
думается, что твоя пятая степень всё ещё в пределах дхараны (8 степень концентрации, впрочем, тебе видней)
первые 4 степени (1-4)концентрации связаны с овладением шаматхой, т.е. собственно успокоением/сосредоточением т.е.осуществляет випашьяну 1 степень. спорадическое сосредоточение 2. длительная фиксация 3. твёрдая фиксация (сосредоточенность сохраняется большую часть медитации, отвлекаясь сознание само возвращается, различение грубых и тонких различений. 4. тесная фиксация во всё время медитации, отвлечения исчезают, объективное сознание.
Там свв. отцы не склонны были к подобным градациям, но явно проходили подобные стадии. Собственно, вся их работа проходила в сходном направлении. Концентрация, преодоление рассеянности ума, полное поглощение объектом сосредоточения. И сиддхи наблюдались тоже.
Тогда не понятно. В смысле соотнесения с первым постом этой темы. Ты говоришь, что там пятая ступень похожа на восьмую буддийскую? Но вот я читаю первые четыре и вижу тоже сходство.