1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.386
    Симпатии:
    416
    И: Как долго ум может оставаться или удерживаться в Сердце?
    М: Этот период увеличивается по мере практики.

    И: Что происходит в конце этого периода?
    М: Ум возвращается к нынешнему обычному состоянию. Единство в Сердце заменяется множеством воспринимаемых феноменов. Это и называется вовне обращенным умом. Ум, пребывающий в Сердце, называется покоящимся умом15.
    Когда человек ежедневно практикует, всё более и более, то ум делается особенно чистым благодаря удалению его дефектов, и эта практика становится столь легкой, что очищенный ум погрузится в Сердце сразу после начала исследования16.

    И: Может ли человек, уже получивший в медитации переживание Сат-Чит-Ананды, отождествлять себя с телом после медитации?
    М: Да, это возможно, но он постепенно утрачивает это отождествление в течение своей практики. В свете прожектора Атмана темнота иллюзии рассеивается навсегда17.
    Переживание, приобретенное без искоренения всех васан, не может оставаться устойчивым, и для этого должны прилагаться усилия. Знание будет оставаться непоколебимым только после удаления всех васан.
    Мы должны бороться с вековыми склонностями ума, и они все уйдут сравнительно быстро у тех, кто выполнял садхану еще в прошлом, и позднее у всех остальных.

    И: Эти склонности пропадут постепенно или они вдруг все исчезнут в один день? Я спрашиваю об этом потому, что хотя и остался здесь на длительный срок, но каких-либо последовательных изменений в себе не ощущаю.
    М: Когда солнце встает, то темнота уходит постепенно или вся сразу?

    И: Как я могу судить о прогрессе в исследовании?
    М: Степень отсутствия мыслей и есть мера вашего продвижения к Само-реализации. Она неизменна и понятие «прогресс» к ней не применимо. Атман всегда Реализован. Препятствуют мысли, и прогресс измеряется степенью удаления помех к пониманию того, что Атман всегда Реализован. Поэтому нужно контролировать мысли, выясняя, для кого они возникают. Идите к их источнику, где они уже не поднимаются.

    И: Сомнения постоянно возникают. Поэтому я и задал этот вопрос.
    М: После прояснения одного сомнения появляется другое, которое, будучи разрешенным, прокладывает дорогу следующему и так далее. Поэтому все сомнения развеять невозможно. Ищите, для кого они возникают. Идите к их источнику и пребывайте в нем. Тогда они перестанут появляться. Вот как следует прояснять сомнения.

    И: Нужно ли мне продолжать спрашивать: «Кто я?», не давая ответа? Кто спрашивает и кого? Какую бхавану [отношение] должен принимать ум во время исследования? Что такое «я» – Атман или эго?
    М: При вопрошании «Кто я?» «я» – это эго. На самом деле спрашивается, что является источником или началом эго? Вам не нужно иметь какую-либо бхавану [отношение] в уме. Требуется просто отбросить бхавану, что вы тело, имеющее такой-то вид, носящее такое-то имя и т. д. Нет нужды иметь бхавану о вашей истинной природе, которая пребывает такой, как всегда. Она есть Реальность, а не бхавана.

    И: Но разве не странно, что «я» должно искать «я»? Не обратится ли, в конце концов, вопрошание «Кто я?» в пустую формулу? Или я должен ставить себе этот вопрос бесконечно, повторяя его словно какую-то мантру?
    М: Настоящая цель само-исследования состоит в том, чтобы сфокусировать цельный ум на его источнике. Следовательно, это не тот случай, когда одно «я» ищет другое «я». Само-исследование менее всего является пустой формулой, ибо оно включает интенсивную деятельность цельного ума по сохранению его устойчивого пребывания в чистом Само-сознавании22.

    И: Достаточно ли уделять Атма-вичаре некоторое время утром и вечером? Или я должен практиковать ее постоянно, даже когда пишу или прогуливаюсь?
    М: Какова ваша истинная природа? Она в том, чтобы писать, прогуливаться или быть? Бытие – это единственная неизменяемая Реальность, и пока вы не осознали это состояние чистого Бытия, следует продолжать исследование. Если удалось утвердиться в нем, то дальше беспокоиться незачем.
    Никто не будет искать источник мыслей, если они не возникают. Пока вы думаете: «я гуляю» или «я пишу», ищите, кто это делает23.

    И: Если я упорно продолжаю отбрасывать мысли, то могу ли назвать это вичарой?
    М: Такая практика может быть промежуточной ступенью, но фактически вичара начинается, только когда вы прилепились к Атману и уже ушли от движения ума, волн мысли.

    И: Значит, вичара не связана с деятельностью интеллекта?
    М: Да, не связана; она представляет собой антара ви-чару – внутренний поиск24.
    Только начинающему дается совет удерживать и исследовать ум. Но, в конце концов, что такое ум? Лишь проекция Атмана. Ищите, для кого он появляется и откуда возникает. Тогда обнаружите, что коренная причина – «я»-мысль. Идите глубже, и «я»-мысль исчезнет, оставляя одно бесконечно распростертое сознание Я.
     
  2. lifelife

    lifelife Guest

    САДХАНА И БЛАГОДАТЬ. Из Бесед Любимого Мастера, Рамана Махарши!

    [​IMG]
    Познание Бога ведется с незапамятных времен, но сказано ли здесь последнее слово?

    (Какое-то время хранит молчание).

    (Озадаченный). Молчание Шри Бхагавана служит ответом на мой вопрос?

    Да. Maуна это Ишвара-сварупа. Как сказано в Писании: «Истина высочайшего Брахмана возвещается красноречивым безмолвием».

    Говорят, Будда игнорировал такие вопросы о Боге.
    Да, и за это его называли шунья-вадин (нигилист). По существу, Будда больше интересовался тем, как обратить ищущего к практике познания Блаженства здесь и сейчас, нежели академическими дискуссиями о Боге.

    Бога описывают как проявленного и непроявленного. В первом случае говорят, что Он включает в Себя мир как часть Своего Бытия. Если это так, то нам, как части этого мира, было бы легко познать Его в проявленной форме.

    Прежде чем решать вопросы касательно природы Бога и мира, познайте Себя.

    Познание Себя включает познание Бога?

    Да, потому что Бог — внутри вас.

    Что же тогда стоит на моем пути познания Себя, или Бога?

    Ваш блуждающий ум и его окольные пути.

    Но я — всего лишь слабое творение Господа. Так почему же высшая сила Господня не удалит во мне эти препятствия?

    Она удалит их, если вы будете стремиться к этому.

    Почему бы Ему тогда не создать во мне устремленность?

    Тогда вверьте себя Ему.

    Если я полностью вверю себя Ему, в молитве уже больше не будет необходимости?

    Вверение себя — самая сильная молитва.

    Но разве не нужно уяснить природу Господа, прежде чем вверить себя Ему?

    Если вы верите, что Бог сделает для вас все, что вы от Него хотите, вверьтесебя Ему; в противном случае оставьте Его в покое и познайте Себя.

    Бог или Гуру хоть как-то заботятся обо мне?

    Если вы ищете того или другого — а в действительности их не двое, они суть Единство и Тождество, — будьте уверены, они проявляют о вас заботу гораздо большую, чем вы можете себе представить.

    У Иисуса есть притча о потерянной монете [ 47 ], которую женщина ищет до тех пор, пока не находит.

    Да. Она хорошо иллюстрирует ту истину, что Бог или Гуру всегда ищут искренних искателей. Если бы монета была мелкой, женщина бы так долго ее не искала. Вы понимаете, что это значит? Искатель должен подготовить себя посредством преданности и устремленности.

    Но не у каждого есть полная уверенность в благодати Божией.

    Из того, что незрелый ум не ощущает благодати Божией, не следует, что ее не существует; ибо это предполагало бы, что временами Бог не милостив, то есть перестает быть Богом.

    Не соответствует ли это словам Христа: «По вашей вере да будет вам»? [ 48 ]

    Полностью соответствует.

    Я слышал, что, согласно Упанишадам, Атмана познает только тот, кого выбирает Сам Атман. Почему Атман вообще выбирает? А если выбирает, то почему выбирает какую-то конкретную личность?

    Когда восходит солнце, распускаются не все почки растений, а только некоторые. Будете ли вы винить в этом солнце? Но почка не может распуститься сама, так какей нужен солнечный свет.

    Можно ли сказать, что помощь Атмана нужна потому, что именно Атман набрасывает на Себя покрывало майи?

    Можно сказать и так.

    Если Атман набросил на Себя покрывало майи, то почему бы ему Самому и не убрать его?

    Он это сделает. Найдите, для кого существует это покрывало.


    Почему именно я должен искать? Пусть Атман Сам убирает покрывало!

    Если это Атман говорит сейчас о покрывале, то Он Сам и уберет его.

    Бог — это личность?

    Да. Он всегда Первое Лицо, Я, постоянно стоящее перед вами. Но из-за того, что вы отдаете предпочтение мирскому, Бог теряет для вас значение. Если же вы все отбросите и будете искать лишь Его, перед вами останется только Я, Истинное Я.
     
    Соня нравится это.
  3. lifelife

    lifelife Guest

    :astronom:
    :good2:
     
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.386
    Симпатии:
    416
    Замечательно!
    Особенно интересно, что Рамана не видит глубинных противоречий теистической веданты с буддизмом.
     
  5. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.839
    Симпатии:
    1.778
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.386
    Симпатии:
    416
    кришнаизм трудно назвать ведантой.8-)
    С другой стороны, многие формы буддизма махаяны вполне по сути похожи на кришнаизм и другие теизмы. Не говоря уж о народном буддизме.
     
  7. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.839
    Симпатии:
    1.778
    Формы и учение - разные вещи, всё-таки.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.386
    Симпатии:
    416
    Есть сущность. Буддизм может вполне превращаться в теизм, как "религия любви" - в трибализм с троглодитской моралью. Однако путь (такой как РПЦ в ППЦ) обратим, особенно на индивидуальном уровне.

    Реальный же буддизм весьма и весьма близок к тому, что привычно называется религией. Вы же читали Торчинова.
     
  9. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.839
    Симпатии:
    1.778
    Религия любви и теизм это разные вещи. Даже не связанные.
    Что Вы называете реальным буддизмом?
     
  10. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.386
    Симпатии:
    416
    "религией любви" эффимезировала христианство и его нынешний православный кризис.
    называю именно это соотношение: как христианство к "реальному христианству".
     
  11. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.839
    Симпатии:
    1.778
    А я и тут не знаю что такое первое и второе.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.386
    Симпатии:
    416
    Если пламенный Иисус проклял б нынешнее христианство, то мягкий Будда, обозрев своих поклонников, просто б грустно улыбнулся.
     
    thereyouare нравится это.
  13. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.246
    Симпатии:
    6.110
    Ну что вы хотите, конец закона ). (но обычно используется выражение "историческое христианство")
     
  14. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.386
    Симпатии:
    416
    я пользуюсь выражением Вл Соловьева, предостерегавшего от лестных сравнений идеального православия с реальным католичеством.

    То же относится и ко всем религиям.
    Однако, мне кажется, плот не вполне сознает не только реальную практику, но и вполне теистическую по сути идеологию многих течений махаяны.
    Ну не лекции ж мне и впрямь читать (школа Чистой Земли, например.
    Ничего не напоминает? ;)
     
  15. thereyouare

    thereyouare Guest

    что вы скажете на это- ведь Ошо не признает Бога,как личность.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.386
    Симпатии:
    416
    Сходно обстоит дело с почему-то не любимым тут Сай Бабой.
    Одна его книга бесед - это чистейшая, как слеза чекиста, адвайта!
    В целом же его культ деликатно смешан с более массовыми формами поклонения.

    я не уверена, что припомню даже название этой прекрасной книги (она с выписками у меня осталась в одном из сгоревших ПК), но мнение у меня о Сай Бабе
    (и до той поры неплохое) резко переменилось к лучшему.
     
  17. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.246
    Симпатии:
    6.110
    Да нет, я его в своё время познакомил ). Хотя "многих" будет некоторым преувеличением. )
     
  18. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.386
    Симпатии:
    416
    разница только в словах; в способе выражения.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.386
    Симпатии:
    416
    да... %%% этак 99, не больше.
     
  20. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.246
    Симпатии:
    6.110
    Т.е. все признают Бога как личность , но не все находят для этого подходящие выражения? )
     
  21. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.839
    Симпатии:
    1.778
    Соня, не знаю насколько глубоко Вы изучали учение махаяны, но из того, что я знаю, скажу: теизмом в ней и не пахнет. В том числе и в амидаизме. Если сходство и есть, то оно лишь внешнее. Если Вам интересно, я мог бы попробовать объяснить это подробнее. Если нет - оставайтесь при своём убеждении.
    Мы же не будем говорить о верованиях православных бабулек и тёмных от солнца китайских крестьян?
     
  22. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.246
    Симпатии:
    6.110
    ну перечислите )
     
  23. thereyouare

    thereyouare Guest

    слеза чекиста недавно стерхов запускал в небо:lol:
     
  24. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.386
    Симпатии:
    416
    М: Будьте тем, кто вы есть. Нечему снисходить или проявляться. Необходимо только потерять эго. ТО, которое ЕСТЬ, всегда здесь присутствует. Даже сейчас вы – ТО и не отдельны от НЕГО. Пустота видима вами, и вы находитесь тут, чтобы видеть ее. Зачем ждать? Мысль «я еще не увидел», надежда увидеть и жажда обрести что-нибудь – всё это работа эго. Вы попались в силки эго, оно говорит всё это, а не вы. Будьте собой – и только!
    После рождения вы что-то приобрели, но полученное должны также и вернуть. Поэтому оставьте всё это многословие. Будьте тем, кто вы есть. Узнайте, кто вы есть, и оставайтесь самим Собой, Атманом, свободным от рождения, смерти и возвращения.

    И: Как познать Себя?
    М: Познать Себя значит БЫТЬ СОБОЙ. Разве можно сказать, что вы не знаете Себя? Вы не видите собственных глаз и не имеете зеркала, но это ведь не повод для отрицания их наличия? Подобным же образом вы осознаёте Атман, хотя Он и не является объектом. Разве вы отрицаете своё Я, пусть и не воспринимаемое как объект? Ваше высказывание: «Я не могу познать Себя» означает отсутствие Атмана в терминах относительного знания, ибо вы настолько приучены к этому знанию, что отождествляете себя с ним. Такое ошибочное отождествление и создает трудность узнавания очевидного Я, так как Оно не является объектом. А потом вы спрашиваете: «Как человек должен познать Себя?»

    Вы говорите о Бытии. Бытии чего?
    М: Ваш долг – БЫТЬ, а не быть этим или тем. «Я есмь то Я есмь» заключает всю истину, а метод практики суммируется двумя словами: «БЫТЬ СПОКОЙНЫМ». Что означает спокойствие? Оно означает уничтожение вашего «я», ибо любое имя и форма являются причиной волнения. Отбросьте представление, что «Я есть это и то»27. Всё, что требуется для Постижения Себя, это быть спокойным. Что может быть легче? Следовательно, Атма-видью [Самопознание] достичь проще всего.

    Изучения и познания заслуживает только Истина человека.
    Обратив к ней внимание, следует ревностно постигать ее в Сердце. Это знание себя откроется только сознанию – безмолвному, ясному и свободному от деятельности возбужденного и страдающего ума. Познайте, что Сознание, которое всегда сияет в Сердце как бесформенный Атман, Я, и которое познается пребыванием в тишине отсутствия мыслей о чем-либо как существующем или не существующем, одно есть совершенная Реальность.

    Поскольку само-исследование часто начинается с вопроса «Кто я?», многие традиционные приверженцы адвайты считали высказывание «Я есмь Брахман» ответом и занимали свои умы повторением этого мысленного решения. Шри Рамана критиковал такой подход, говоря, что ум, постоянно занятый повторением готовых решений вопроса, не сможет погрузиться в их источник и исчезнуть. По той же причине он был равно критичен и к тем, кто пытался повторять «Кто я?» как мантру, ибо, по его словам, оба подхода упускают главное в само-исследовании. Вопрос «Кто я?» не является ни приглашением анализировать ум и делать выводы о его природе, ни мантрической формулой; это просто инструмент, который перемещает направление внимания от объектов мысли и восприятия к тому, кто мыслит и воспринимает их. По мнению Шри Раманы, решение вопроса «Кто я?» нельзя найти ни в уме, ни умом, поскольку единственным правильным ответом является переживание отсутствия ума.

    Описывая происхождение «я»-мысли, Бхагаван иногда отмечал, что та поднимается к мозгу по каналу, начинающемуся из центра в правой стороне груди. Он называл этот центр Сердечным центром и говорил, что «я»-мысль снова возвращается сюда и исчезает, когда опускается в Атман. Шри Рамана также говорил, что при сознательном переживании Атмана имеется ощутимое осознание этого центра как источника обоих – ума и мира.источник ума, или «я», может быть обнаружен только вниманием к «я»-мысли, а не концентрацией на какой-то особенной части тела. Он иногда говорил, что направление внимания на этот центр служит хорошей практикой концентрации,. медитация на Сердце – эффективный путь достижения Атмана. следует медитировать на Сердце «как Оно ЕСТЬ»1. Сердце «как Оно ЕСТЬ» не локализовано, это всепроникающий Атман, и осознать Его подлинную природу можно только будучи Им. опыт Атмана содержит осознание Сердечного центра, концентрация на нем не результируется в переживание Атмана.

    Ищите хозяина изменчивых мыслей и вы найдете, что они появляются только после «я»-мысли. Держитесь за «я»-мысль, и они утихнут. Проследите, где источник «я»-мысли, и останется только Атман.

    И: Не лучше ли говорить: «я – высочайшее Бытие», чем: спрашивать: «Кто я?»
    М: Кто утверждает? Должен быть тот, кто делает это. Найдите его.
    И: Но разве медитация не лучше, чем исследование?
    М: Медитация подразумевает умственный образ, в то время как исследование касается Реальности. Первое объективно, тогда как последнее – субъективно.
    И: В этом вопросе должен быть научный подход.
    М: Тщательно сторониться нереального и разыскивать Реальность – это научно.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Автор

    Сообщения:
    7.386
    Симпатии:
    416
    И: Нет сомнения, что метод Бхагавана – прямой. Но он так труден, что мы не знаем, как его начать. Если непрерывно запрашивать: «Кто я?», «Кто я?» подобно джапе [повторению имени Бога] или мантре, то он становится скучным. Другие методы располагают чем-то предварительным и определенным, с чего можно начать и затем двигаться шаг за шагом. Но в методе Бхагавана этого нет, а потому сразу искать Атман, пусть и напрямую, затруднительно.
    М: Вы сами признаете, что это прямой метод. Он не только прямой, но и доступный. Если так легко искать чуждое, то разве человеку может быть трудно идти к собственному Я? Вы спрашиваете: «Откуда начать?» Нет ни начала, ни конца. Вы сами находитесь и в начале, и в конце. Если вы здесь, а Атман где-то в другом месте и вам нужно достичь того Атмана, то вам можно рассказать, как отправиться в путешествие, передвигаться и как, наконец, достичь Его. Но что можно ответить, если вы, находясь в Рамана-шраме, заявляете «Я хочу попасть в Раманашрам. Как мне начать путь и добраться до него?» То же относится к человеку, который ищет Себя – он всегда Атман и ничто иное. В этом прямом методе, как вы сами назвали его, при запрашивании: «Кто я?» нужно сосредоточиться внутри себя, где возникает «я»-мысль, корень всех остальных мыслей.

    Поскольку Атман не снаружи, а внутри вас, то и следует не уходить куда-то, а нырнуть вовнутрь. Что может быть легче движения к себе? Некоторые же обратятся только к вичара-марге [пути исследования] и спросят: «Вы хотите, чтобы я познавал или понимал то-то и то-то. Но кто есть познающий, видящий?» Какой бы другой метод ни выбрать, делатель всегда будет – от этого не уйти. Человеку следует найти, кто делатель, без чего садхана не может быть завершена. Поэтому, в конечном счете, все должны прийти к выяснению: «Кто я?». Вы жалуетесь, что для начала практики нет ничего предварительного или определенного. Но вы имеете «я», чтобы начать ее, и знаете, что всегда существуете, в отличие от тела, не воспринимаемого в глубоком сне. Он открывает, что вы существуете даже без тела. Мы отождествляем «Я» с телом, рассматриваем Атман имеющим тело и ограничения, и отсюда все наши беды. Следует просто прекратить отождествлять Атман с телом, с формами и пределами, и тогда мы познаем себя как Атман, которым всегда являемся.

    И: Должен ли я думать: «Кто я?»
    М: Вы уже знаете, как бьет ключом «я»-мысль. Прилепитесь к ней и найдите ее источник.
    И: Могу я узнать путь к этой цели?
    М: Следуйте только что услышанному – и увидите.
    И: Я не понимаю, что надо делать.
    М: Если есть что-либо объективное, путь можно показать объективно. Этот путь субъективен.
    И: Но я не понимаю.
    М: Что! Вы не понимаете, что вы ЕСТЬ?
    И: Пожалуйста, укажите мне Путь.
    М: Есть ли необходимость показывать дорогу в глубинах вашего собственного дома? Путь внутри вас12.
    И: Вы сказали, что Сердце – центр Атмана.
    М: Да, Оно – единый высочайший центр Атмана, и не надо сомневаться в этом. Я находится в Сердце позади дживы, или эгоистическоего «я».

    И: Расскажите, пожалуйста, где Оно расположено в человеческом теле?
    М: Сердце не осознать умом. Вы не можете осознать Его и воображением, когда я говорю, что здесь есть центр [указывая на правую сторону груди]. Единственный прямой путь к осознанию – прекратить фантазии и пытаться быть Собой. После Реализации вы автоматически почувствуете, что центр именно здесь.
    Это тот центр, Сердце, который Писания именуют хрит-гуха [пещера сердца], арул [Милость], уллам [Сердце].

    И: Именно этот центр древние подразумевали, говоря о «Сердце»?
    М: Да, конечно. Но вам следует пытаться скорее иметь, чем локализовать его переживание. Когда человек хочет видеть, ему безразлично, где расположены глаза. Сердце всегда открыто, если вы хотите войти в него, и беспрестанно поддерживает все ваши движения, даже и не осознаваемые. Возможно, более правильно говорить, что Атман – это Само Сердце, чем утверждать, что Он пребывает в Сердце. Фактически Атман является самим Центром. Он – везде, сознающий Себя как «Сердце», Само-сознавание13.
    чистое Сознание неделимо. Оно не имеет частей, форм и состояний, понятий «внутри» и «снаружи». Для Него не существует «левого» и «правого». Чистое Сознание, которое и есть Сердце, обнимает всё, ибо нет ничего вне или отдельно от Него. Такова конечная Истина

    С этой абсолютной точки зрения Сердце, Атман, или Сознание, не может иметь определенного особого места в физическом теле. На каком основании? Тело само является просто проекцией ума, а ум – это не что иное, как слабое отражение лучезарного Сердца. Как может ТО, включающее всё, Само быть ограничено крохотным участком внутри физического тела, являющегося только бесконечно малым, феноменальным проявлением единственной Реальности?
    Именно снисходя до уровня обыденного понимания, для Сердца определено некоторое место в физическом теле.
     

Поделиться этой страницей