Рококо

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем La Mecha, 11 дек 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.845
    Симпатии:
    2.657
    Интерьер Королевского дворца в Аранхуэсе
    Шинуазри...
    Китайский зал

    [​IMG]
    Потолок

    [​IMG]

    И еще.


    [​IMG]
    Работа поразительная.​


     
    Последнее редактирование модератором: 23 ноя 2017
  2. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.845
    Симпатии:
    2.657
    Платиновая комната Дворца
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 23 ноя 2017
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    эти интерьеры (кроме последнего) барочные (рокайльные).
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2017
  4. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.845
    Симпатии:
    2.657
    Рококо, Луи 16, Трианон и забавы Марии-Антуанетты (например, шинуазри).
    Вычурные сады, белые овечки, кринолины и галантные сцены - "кукольный", игрушечный мир, сотканный из рисовой пудры, кружев и шелковых лент.
    Платиновая комната более помпезна, ампирна, нежели, игрушечна и рокайльна.
    Говорят, впрочем, что Аранхуэсский дворец был испанской репликой Версалю.
     
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    Рококо, рокайль, стиль регентства, стиль Луи 15 ... Шире, в 18 в., это именовалось "живописным вкусом"
    Призрачный стиль с неясными границами: за пределами Франции он сливается с поздним пышным барокко в начале и с ранним классицизмом в конце. Рококо это даже не столько чёткие стилевые особенности, сколько настроение - лёгкое, беспроблемное, жеманное, изысканное...
    Рококо всегда интимно и несерьёзно, ему претит пафос, и в этом его главное отличие от барокко и классицизма. Ещё одна особенность - у него нет "нижних этажей", дешёвого рококо, рококо для среднего достатка не бывает. Это всецело стиль праздного класса.
    И только в 18 веке, он мог Так наслаждаться жизнью.
     
    La Mecha нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.845
    Симпатии:
    2.657

    :sunny::sunny::sunny::sunny::sunny:
    —— добавлено: 4 сен 2013 в 13:16 ——
    И в этом главная его прелесть!
    —— добавлено: 4 сен 2013 в 13:17 ——
    А дальше?:)
     
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    18 век принёс Европе неслыханный со времён расцвета Римской империи достаток и спокойствие. Заморские колонии поставляли экзотические товары, население росло, обеспечивая громадный штат прислуги и целую индустрию роскоши, нравы смягчились, в области гигиены произошла настоящая революция, даже войны стали вестись строго по правилам. Масса аристократов уже не сидела по замкам, не воевала, не готовила мятежи, не находилась безотлучно при дворе и могла всецело посвятить себя развлечениям, далеко не столь грубым и помпезным как у предков. Социальное неравенство казалось чем-то вечным и незыблемым, будущее безоблачным, а прошлое не важным.
    Чем-то эта эпоха напоминает японский Хэйян ).
     
    La Mecha нравится это.
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    Первый этап развития рококо именуется "стилем регентства" (1715-22)

    Вот что сообщает справочник:
    "В искусстве мебели и оформления интерьера тяжелые формы и яркие цвета Барокко заменяли легкие, закругленные очертания и светлые тона: розовый, голубой, оливковый, палевый, белый с позолотой. Черное дерево и насыщенные цветом интарсии Ш. Булля (см. "буль", "стиль булль") вытесняли красное дерево (см. махагони), резной орех, розовое — амарант. Центром интерьера становится камин, над ним — большое зеркало, на мраморной или порфировой каминной полке и на пристенных консолях — скульптурки из фарфора, вазы делфтского фаянса или китайского фарфора. Среди орнаментальных мотивов доминируют ламбрекены (см. т. 5, рис. 15, 16), трельяжные сетки (мотив, происходящий из садовой архитектуры Версаля) и трансформированная "раковина" эпохи Людовика XIV, предвещающая рокайли середины XVIII столетия (рис. 61—63; см. также т. 5, рис. 296—299). Именно в это время достигает апогея увлечение восточным, китайским и японским,искусством. Заморские товары — фарфор, лаки, шёлк — с XVII в. привозили в Европу на кораблях голландской Ост-Индской компании. Поэтому в декоративных композициях стиля Регентства ренессансные гротески, бандельверки, растительные завитки, арабески самым причудливым образом сочетаются с новыми мотивами — изображениями китайских пагод, китайцев и китаянок,зонтиков, вееров, попугаев и пальм."
     
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    вот тот узор, который дал название стилю:

    рокайль


    220415729.jpg Rocaillefenster.jpg

    roc.jpg


    —— добавлено: 4 сен 2013 в 13:30 ——
    это стилизованная тропическая раковина
     
    Последнее редактирование: 22 май 2016
    list нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.845
    Симпатии:
    2.657
    Скажите, отчего именно Франция становится законодательницей мод в стиле рококо? Когда мы упоминаем о рококо, о его жеманном изяществе , даже местами "пересахаренности", сразу возникает ассоциация с Францией.

    Ватто . Удовольствия бала

    [​IMG]
    Или это только у меня такая ассоциация возникает?​
     
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    Ну дело в том, что рококо и возникло во Франции, а Франция начиная со вт. пол. 17 в. была законодательницей мод в Европе.
    Стиль Луи 14 очень чётко прописал "как должно" с точки зрения эстетики, а стиль регентства, добавил "как нельзя , но очень хочется"
    Изысканность рококо вносит в канон свободу, хотя бы в форме каприза.

    Одран. Шпалера с химерами
    frauleindoktor_1336584578_55.jpg

    Bottega_lombarda,_cassettone,_1725-1750_ca.,_noce.JPG

    Bottega_romana,_console,_1710_ca.,_base_in_legno_e_piano_di_marmo.JPG
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2017
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231





    Стиль этот начинается с интерьера. постройки рококо обычно не велики, и не пытаются никого поразить грандиозностью.

    Отель (т.е.дворец) Матиньон

    hotel-Matignon.jpg

    Отель Безансон

    отель БезансонBatiment_3.jpg

    Отель Субиз

    субиз.jpg

    hotel_soubise_01.jpg

    hotel_soubise_05.jpg

    субиз0_459ff_9489ff81_XL.jpg

    субиз.jpg субиз1.jpg
    —— добавлено: 4 сен 2013 в 14:26 ——
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2017
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    отель Ларошфуко-Дудовиль

    p_0001.jpg

    p_0004.jpg

    p_0011.jpg

    p_0016.jpg
    p_0017.jpg
    p_0019.jpg



    p_0021.jpg



    p_0023.jpg
    p_0025.jpg
     
    Последнее редактирование: 22 май 2016
    La Mecha нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.845
    Симпатии:
    2.657
    Скажите, а в России век "классического" рококо "пришелся" на правление Елизаветы, Екатерины, несчастного императора Павла?

    Любимое. Часы "Павлин" (Англия) в Эрмитаже

    Отсюда http://www.tunnel.ru/view/post:185537

    Когда заводят часы "Павлин", первой "просыпается" сова, сидящая в клетке. Хрустальным звоном начинают петь колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и вращает глазами, а лапкой словно бы дирижирует в такт музыке. Сова еще с античных времен - символ мудрости и ночи. Она безраздельно царствует во тьме леса, когда все живое крепко спит. Кстати, фигура совы выполнена из чистого серебра. Блеск благородного серебра во все времена ассоциировался с мягким лунным светом.
    Механизм совы работает дольше остальных фигур - ее движения и мелодичное позвякивание колокольчиков сопровождают все действие. Но вот настала пора пробуждения солнечного веселого утра - очередь уже за павлином. Он грациозно кланяется маленькой изящной головкой и распускает свой прекрасный хвост. Золотым блеском сверкают роскошные перья - символ солнца. В восточных верованиях павлин ассоциировался с небом, непостижимым, загадочным космосом, сверканием жаркого солнца и таинственным, холодноватым сиянием далеких звезд.

    Вот павлин поворачивается, и мы видим "изнанку" его хвоста - посеребренную поверхность, символизирующую ночь. Птица словно хочет сказать нам: все меняется и повторяется вновь и вновь, день сменится ночью, за тьмой снова приходит свет, а за светом вновь темнота. Сделав поворот, павлин возвращается в исходное положение и закрывает хвост, а мудрая сова все так же продолжает смотреть на нас, вертеть головой и звенеть своими чудесными колокольчиками.
    Последним просыпается петух.

    Зал оглашается хрипловатым, но жизнерадостным кукареканьем, и все замирает. В различных религиях его наделяли то божественными, то дьявольскими качествами. Но все мифы и легенды сходились в одном: крик петуха возвещает начало нового дня, прощание с ночью, время радостных надежд, пробуждение к чему-то хорошему. И этот маленький механический спектаклик тоже выстроен по тому же принципу: помни о недолговечности и изменчивости жизни, где за днем приходит ночь, за радостью - печаль, но надейся на лучшее.

    ...Сова взор дикий обращает
    Вокруг себя; павлин, густой
    И длинный хвост раскинув свой,
    Однажды быстро повернется;
    Петух кричит; но лишь прервется
    Волшебных звуков сладкий стон,
    На них находит прежний сон
    И прежнее окамененье;
    Совы опять в одно мгновенье
    Недвижим взор; петух молчит;
    Павлин безжизненный сидит;
    Опять все мертво, тихо стало,
    Как ничего и не бывало.


    Александр Глебов. 1-я половина XIX в.

    Символика
    Философы XVIII века полагали, что часы представляют собой механическую модель Вселенной, и их задача - "считать" время, следуя движению небесных светил. Каждое светило и время суток связаны с определенными птицами, которые более других напоминают о "ходе Времени"; символическое значение изображенных птиц легко "читалось" современниками.
    Павлин в астральной символике - наиболее значим: он олицетворяет и космос, и солнце, и лунный диск. В христианской традиции павлин символизирует солнечный круг и бессмертие. Самый впечатляющий момент - торжественное раскрытие хвоста и быстрое его складывание - символ единства появления и исчезновения всего сущего. Сова - знак ночи, тишины, мудрости, но одновременно она - спутница Мойры Антропос, рвущей нить жизни и поэтому - знак тьмы, печали, конца жизни. Петух, возвещающий своим пением восход солнца, - символ рождающегося света, жизни, воскресения (он - одна из эмблем Христа).
    Движение птиц эрмитажных часов начинается с тревожной синкопной мелодии колокольчиков на клетке совы-ночи, далее павлин раскрывает свой "солнечный" хвост и поворачивается, показывая зрителю на несколько мгновений серебряное поле изнанки хвоста. Затем птица вновь разворачивается, серебро ночи исчезает, и золотой диск солнца возвращается в центр, его восход возвещает своим пением петух. Таким образом, часы Павлин являют собой символ продолжения жизни, в отличие от традиционного восприятия часов как иллюстрацию латинского выражения "Memento mori" - "Помни о смерти".


    [​IMG]

     
  15. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.845
    Симпатии:
    2.657
    Александр Рослин.
    Портрет дамы под покрывалом.
    Я бы сказала - весь рококо в этом взгляде.
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 8 апр 2015
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    На Петра 3 ) Точнее, 1750-е-60-е гг. В России рококо на самом деле просто присутствует как тенденция на фоне позднего барокко, а потом раннего классицизма.
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2016
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    Единственным ансамблем в стиле рококо в России является Ораниенбаум
    567585655677656566.jpg
    дом великого князя Петра Фёдоровича

    0005.jpg
    1399543341_1376404765_dvorec-petra-iii_mg_2568.jpg
    Oranienbaum-Dvorets-Petra.jpg
    петра493cd687ae77d928da55204c4f1a9010.JPG


    Катальная горка
    1ace360e996et.jpg
    ОРАНИЕНБАУМ_КАТАЛЬНАЯ_ГОРКА_КРУГЛЫЙ_ЗАЛ.jpg
    IкаталMG_9922.JPG

    китайский дворец

    0_a89a9_70fdf884_XL.jpg

    1 (1).jpg



    1.jpg
    690x1035_1_dcbbcd5c213ce541af2f64f45ad71064@800x1200_0xd42ee42a_1044860991431698825.jpeg

    photo_152-155964.jpg

    как отдельные сооружения -

    Екатеринталь в Ревеле

    екатеринталь ревель20346_original.jpg
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2017
    list и La Mecha нравится это.
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    интерьеры

    Гатчина

    e.p.gau.tualetnayaimperatricymariifedorovny.1880.bumagakarandashakvarelbelila.jpg

    Царское село

    c6701fdddf07-yantarnaya-komnata.jpg

    расстрелиевский стиль это грань барокко и рококо
    21680.jpg

    в декоре расстрелиевского дворца Бирона в Рундале (герцогство Курляндия) рококо господствует
    рундале1024px-La_salon_blanc_(Palais_de_Rundale)_(7656400814).jpg
    рундале7e3afd7de256f69dc501e028959246e2.jpg рундале280d8fea1a3a97fecd11dd67c3c1a372.jpg рундалеbe67f758b5c477730ae20e4df9d2a81b.jpg рундалеcbb30f17cd9c35c188f728a6571b727c.jpg рундалеf8ab4156df4057d2bcee9325b7d7ae93.jpg
    Рундалеumblr_lycrs1yp9j1r1dcs8o1_r1_1280.jpg

    Для Франции грань с барокко это дворец Рогана в Страсбурге

    Strasburg___Rogan1.JPG

    а грань с классицизмом это малый Трианон в Версале
    Посмотреть вложение 38650

    трианонhbfyjy0_85d82_bb1bfffe_XL.jpg



    Посмотреть вложение 38654

    трианон7d69e0930856.jpg

    луи 16стиль968d85517172024340f372e0ff6f67d6.jpg мари антуан2a996f8fa3ed1831bac132c36f30457c.jpg
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2017
    La Mecha нравится это.
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    Нимфенбург. Бавария.

    0_ec6b0_f8e0eddb_XL.jpg
    нимфен1426854927_2729593885_33f134c9d8_b.jpg нимфен{50effe1e-3f5d-a2c0-9889-63ec366c0b6e}.jpeg






    Nymphenburg_Amalienburg-1.jpg
    amalienburg-1.jpg


    amalienburg-1 (1).jpg amalienburg-2.jpg amalienburg-3.jpg
    (кухня герцогини)


    Pagodenburg_Nymphenburg-1.jpg
    нимфенny_parkb_pagoden600.jpg (пагоден-хауз)

    Шёнбрунн. Вена.

    schoenbrunn_millionzimmer.jpg

    tumblr_lu78qyPOuX1r1dcs8o1_1280.jpg

    шён56ea540201a710b92c774a35b39a0ee8eefb792c_show.jpg

    tumblr_lxm4q2rn2X1r1dcs8o1_r1_1280.jpg
     
    Последнее редактирование: 24 май 2016
    list и La Mecha нравится это.
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
  21. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    Келуш. Португалия

    05faf0581077af90250c9ba259ba3450.jpg

    7cf8e021e4482f560cdcde129004b26b2e2963105924545.jpg

    37e1a7bb598d8e58a44d7dc473a05e82.jpg

    49c1f39dfd56c5ea0492c9f75383d110.jpg

    69f1e2ce3bffda4549369233336c03af.jpg



    79bdecffb7cf6cdcd132f31f7e15090d.jpg

    398af54f88ae3abf5cf247dc1d4b9631.jpg

    904c85aa1eb43efff7ed3c1ec557707d.jpg 01541ce03c197c4d6034a492d751b53c.jpg

    932444346585ace50a6099f77966a230.jpg


    d7b8c77e8cd604aa387cbf3768d2020a.jpg

    9526babf22f0d9b10e333f69d0d9fa58.jpg

    a55b2932ccc8b72e2f086d4c9f232e7f.jpg

    d4beab2c395b7c75ea63074dce97796b.jpg

    f232e3d9346faa9a5b88c574906fcd15.jpg
     
    Последнее редактирование: 23 май 2016
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    Португальская Бразилия.
    Алижадинью

    Алижадинью0_46dfb_446ce8f5_orig.jpg

    Алижадинью0_46e01_d48a708f_orig.jpg

    Алижадинью274222_original.jpg

    Алижадинью0_47136_c659f86e_-1-XXL.jpg

    Алижадинью0_46deb_34eba7c7_XL.jpg
     
    Последнее редактирование: 24 май 2016
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    tumblr_lw4yi9Jglg1r1dcs8o1_1280.jpg

    Лихачёв. Поэзия садов

    САДЫ ΡΟΚΟΚΟ



    Итак, пейзажные сады конца XVII и начала XVIII в. хотя и обладали уже своей философией, не могут еще быть отнесены к определенному стилю. Элементы пейзажности в садовом искусстве стали впервые организо
    вываться в определенный стиль в эпоху Ροκοκό. Эпоха Ροκοκό была очень кратковременной, и по существу стиль Ροκοκό был только разновидностью великого стиля Барокко — разновидностью, характеризующейся формализованностыо и орнаментировапностью внешних элементов Барокко.52 Однако в садовом искусстве стиль Ροκοκό сыграл значительную историческую роль, явившись непосредственным предшественником стиля Романтизма и как бы связующим элементом между регулярными садами Барокко и садами Романтизма.
    В садах Ροκοκό сохраняются элементы регулярности и уже явственно образовываются «предчувствия» романтической иррегулярности.
    Одним из самых характерных памятников стиля Ροκοκό был замок и сад в Санссуси под Берлином первой половины XVIII в. Уже само название Sanssouci (беззаботность) показывает, что дворец и сад предназначались для частной жизни и отдыха и противопоставлялись парадности и «столичности» Классицизма Версаля. Характерно, что архитектурные идеи и садовые идеи давал своему архитектору сам Фридрих Великий. Архитектор Кнобельсдорфф (1699—1753) был выполнителем идей Фридриха.53 Характерна для Ροκοκό Санссуси была связь архитектуры и сада — большие окна во дворце, золоченые фигуры на фасаде, просвечивающие через зелень, двери, широко раскрывающиеся в сад, обилие оранжерей, обращение к китайщине, культу Бахуса в росписях помещений дворца и соответствующая трактовка виноградников в саду и т. д.




    В истории садово-паркового искусства стиль Ροκοκό не оставил по себе тех определенных и ясных черт, которые были характерны для Ренессанса, Барокко и французского Классицизма. Это и понятно. Ροκοκό как стилистическая формация не равноправен великим стилям и может даже рассматриваться в известной мере как поздняя стадия Барокко — стадия его усложнения и, условно говоря, «деградации», в которой большое идейное содержание стиля Барокко было сведено к довольно мелким задачам. Ирония превратилась в шутку, орнамент измельчал, развлекательность стала приятностью, интерес к природе приобрел пасторальный характер и т. д. Однако есть одна область, в которой сады Ροκοκό сыграли исключительную роль и которую никак нельзя сбрасывать со счетов в истории садово-паркового искусства, — это область развития в садах пейзажности.

    Сады Ροκοκό мы узнаем главным образом по принадлежности их создателей в каких-то других искусствах к уже упомянутому стилю Ροκοκό — в архитектуре (если бы Старый сад в Царском Селе действительно целиком принадлежал Б. Растрелли, мы должны были бы рассматривать его как сад Ροκοκό), в поэзии и в живописи.
    Посмотреть вложение 38618
    Т. Б. Дубяго так характеризует планировочные приемы Б. Растрелли, не связывая их, впрочем, со стилем Ροκοκό, который доминировал во всех растреллиевских произведениях — архитектурных, прикладного искусства и, разумеется, садовых: «Каналы (связывавшие в петровское время дворцы с морем или реками. — Д. Л.) утеряли утилитарное назначение и превратились преимущественно в декоративный элемент. Для ранних работ Растрелли характерны каналы, ограждающие с трех сторон парадную площадь перед дворцом. Такой прием применен, в частности, в Анненгофе. Детали садовых композиций также постепенно усложнялись. Обрамление террас, боскетов, партеров приобрело беспокойные контуры. Сложнее становился самый рисунок партеров, оформление бассейнов и фонтанов, Небольшие углубления для скамеек в зеленых стенах боскетов стали увеличиваться, образуя глубокие зеленые карманы. Этот прием особенно характерен для творчества Растрелли. В проектах 1750-х гг. прямая линия стала все больше исчезать из рисунка отдельных деталей садов. Криволинейность очертаний доходила в некоторых случаях до крайности (французские проекты XVIII в.)». 54
    Посмотреть вложение 38619
    Отмеченные Т. Б. Дубяго особенности характерны для садов Ροκοκό с их стремлением создавать уютные уголки уединения для буколических удовольствий. Не отмечена Т. Б. Дубяго только еще очень важная особенность садов Ροκοκό: большие деревья оставались нестриженными, а «дикие рощи» в отдаленных частях сада, которые как некие «заповедные участки» существовали всегда и были характерны, в частности, для петровского времени, как бы придвинулись к центру, к дворцу, хотя и продолжали сохранять дистанцию.
    de4fault.jpeg
    Значительную роль в садах Ροκοκό играли лабиринты, имевшие на этот раз не столько символическое, сколько эстетическое значение. Лабиринт по своим формам близко стоял к орнаменту Ροκοκό, а кроме того, мог служить для веселых игр, нечаянных встреч, предлогом для любовного уединения и т. д. Большой лабиринт был построен в Третьем Летнем саду Растрелли в Петербурге.

    Посмотреть вложение 38620



    ватто535969cb3a97.jpg





    Существуют два поэта, которые имели большее или меньшее отношение к садовому искусству Ροκοκό, — это уже упоминавшиеся выше Дж. Томсон и Александр Поп. Нас будет интересовать по преимуществу последний. А. Поп создал собственный сад в Твикенхеме недалеко от Лондона, и этот сад оказал революционизирующее воздействие на садовое искусство в Англии.
    А. Поп был близок и к архитекторам, и к садоводам, в частности к одному из главных представителей пейзажного стиля в садоводстве — Вильяму Кенту. Содружество художника и писателя в лице Кента и Попа создало исключительные в своем роде ландшафтные сады. Хоть и небольшой, сад Попа в Твикенхеме заключал в себе много оригинальных элементов, не был похож на многие другие и создал вкус, который ни школа Брауна, ни другие школы пейзажных садов не смогли целиком вытеснить. «Превосходное равновесие, в котором Искусство достойно одевало Природу, не могло быть обнаружено ни в голых газонах Брауна, ни в перенасыщенных одеждами готики других пейзажных садах. И никогда снова не получало искусство ландшафтных парков такой поддержки в рисунках и словах, как от пера Александра Попа». 55
    А. Поп был чрезвычайно увлечен садовым искусством и писал даже в 1724 г., что «садоводство ближе... к божественному творчеству, чем поэзия», имея, очевидно, в виду создание Богом рая на земле.
    Чувство пейзажа отчетливо сказывается в поэзии А. Попа — в его четырех пасторалях, посвященных четырем временам года, в переводе «Илиады», где о природе говорится в его примечаниях, в его письмах,56 где также встречаются описания садовых ландшафтов в терминах живописи. Те же словесные ландшафтные зарисовки имеются и в письмах к нему самому. 57




    Для Ροκοκό в целом характерна наклонность к идиллии, к небольшим галантным празднествам (вместо величественных праздников Барокко и Классицизма), буколические настроения, каприз и кокетливость. В идеалах жизни доминируют темы, родственные темам живописи Ватто и Буше. При этом во всех интимных и небольших темах Ροκοκό были очень важные признаки обращения к неупорядоченной природе. В Ροκοκό вступает в силу любовь к меланхолии на фоне природы и к сельской жизни, ставшие типичными для последующего Романтизма.

    le_petit_parc-large.jpg
    В поэзии элементы Ροκοκό дают себя знать во «Временах года» Джемса Томсона и в «Виндзорском лесе» Александра Попа. С поэзией Ροκοκό сближают А. Попа и его «Пасторали», посвященные четырем временам года.
    Александр Поп в своих стихах и в письмах к лорду Берлингтону был первым проповедником обращения к -природе, а его сад в Твикенхеме — связующим звеном между регулярными садами в их голландском (бароч
    ном) типе и садами иррегулярными, поэтическими, живописными — через стиль садовый Ροκοκό, в значительной мере созданный им самим.


    Отметим все же, что по вопросу о том, к какому стилю принадлежит сад, разбитый А. Попом в Твикенхеме, ведутся споры. Одни усматривают в нем вообще первый сад пейзажного типа. Из наиболее авторитетных английских искусствоведов последнего времени к ним принадлежит Николае Певзнер. 58 Другие более конкретно относили его к определенным стилям — Барокко, Ροκοκό, Классицизму, Романтизму или просто считали эклектикой."·
    Николае Певзнер говорит о саде Твикенхема и как о переходе к пейзажным паркам, и как о произведении Ροκοκό. Он пишет: «Мы бы сейчас, возможно, причислили его (сад в Твикенхеме. — Д. Л.) к Ροκοκό больше, чем к какому-либо другому стилю, с его извивающимися дорожками, его крошечными холмиками, раковинами и минералами и его эффектами разнообразия на небольшом пространстве». 60


    Твикенхем
    pope-s-villa-at-twickenham.jpg


    Есть точка зрения, которая усматривает в высказываниях А. Попа о садах и пейзажах и в его собственной садовой практике противоречие.61 Мне лично кажется наиболее убедительной точка зрения Морриса Браунелла, что этого противоречия нет. В самом деле, А. Поп считал первым принципом садового искусства контрастность и разнообразие. В Твикенхеме есть самые различные элементы садовых устройств, часть из которых использовалась и ранее в различных стилях регулярных садов: осьмиугольники, партеры, цветы, прямые и правильные дорожки вперемежку с самыми различными «неправильностями». В целом Поп подчинил все старые элементы новому принципу. Ближе всего его сад, как мне представляется, к садам Ροκοκό, которые несомненно предшествовали романтическим и являлись в известной мере первой формой стилистического упорядочивания пейзажных парков, «стихийно» существовавших и ранее.
    (...) Посмотреть вложение 38623


    Вообще, несмотря на всю кратковременность своего существования, отдельные детали, изобретенные или открытые в садах Ροκοκό, оказали большое влияние на все последующее искусство, и в частности на садовый Романтизм. К этому мы будем еще неоднократно возвращаться. Сейчас обратим внимание на такую деталь, которая получила большое развитие в Ροκοκό· детали сада сказывались в убранстве комнат, выходивших в сад. Сад отражался в зеркалах, сад повторялся в мотивах орнамента и т. д.
    Убранство садовых дворцов Ροκοκό обычно соответствовало саду. Цветами были расписаны плафоны, вышиты обои, каминные экраны. Цветы были на коврах, в деталях решеток и т. д — при этом подбирались по преимуществу те сорта цветов, которые были видны из окон.


    Это можно проиллюстрировать на примерах парка и дворца Павловска, в значительной мере испытавших на себе влияние эстетики Ροκοκό Особенно интересны в Павловске кресла Воронихина в библиотеке великой княгини Марии Федоровны (с вышивками воспитанниц приютов Марии Федоровны) с кашпо, устроенными на их спинках, в которые вставлялись горшки с живыми цветами. Характерны и два стола работы мастерской Гамбса в личной туалетной Марии Федоровны в том же Большом Павловском дворце — также с кашпо на уровне столешницы. 70


    Если в эпоху Ренессанса дворец имел своим продолжением сад, дворец как бы «выходил» в сад, то теперь, начиная со времени Ροκοκό, сад стал как бы «входить» во дворец.

    Другая характерная черта садового искусства Ροκοκό — это уже знакомые нам перспективные, «обманные» картины, которыми завершались аллеи или которые писались на стенах строений Мы видели уже, что изобретены они были очень давно — еще в искусстве Ренессанса, получили распространение в искусстве Барокко и приобрели там двойную функцию: с одной стороны — забава, а с другой — увеличивали, как бы раздвигали тесные пределы сада. В этих двух функциях они были приняты, как мы уже отмечали, и в царских садах Москвы XVII в Но в искусстве Ροκοκό они употреблялись главным образом для забавы и для «театрализации» местности. Они должны были создавать «trompe-1'oeil» для зрителя, находящегося дома, или для посетителя сада в определенных «фиксированных» точках осмотра. Такие перспективные картины, принадлежащие декоратору Гонзаго, до сих пор сохраняются в Павловске под Ленинградом на стенах дворца. 71

    Павловский парк хотя и принадлежит к типичному проявлению Предромантизма в садово-парковом искусстве, сохраняет, однако, и элементы Ροκοκό, где переход к «пейзажностп» был очень характерен (вспомним живопись Буше, Фрагонара и пр.) Перспективные картины Гонзаго на стенах Павловского дворца — типичный реликт стиля Ροκοκό
    Еще один такой фокус был создан Гонзаго у Розового павильона. Сквозь стекла оранжереи, находившейся там, была видна стенка пли холстина с написанными фруктами.
    Существует рассказ француза Эмиля Дюпре де Сен-Мора (1823), бывшего в восторге от Павловска, что «даже некая бедная собачка (un pauvre chien) была обманута и расквасила себе морду (vint se casser le nez), пытаясь вбежать в несуществующее пространство» фрески Гонзаго, написанной под Библиотекой Павловского дворца. 72




    Еще одна черта, типичная для садов Ροκοκό. В садах Ροκοκό очень сильна роль имитации. Вот что пишет А. Эфрос о Пиль-башне Гонзаго в Павловске: «Гонзаго получил строение готовым (до него здесь была мельница). Он лишь хотел надеть на него новый чехол. Он предложил покрыть старую мельницу своею росписью, придать строению характер „руины". Вся суть этой работы Гонзаго — в росписи. Это — объемная театральная декорация, поставленная на вольном воздухе. Живопись имитирует на ней то, что должно было бы быть объемно-рельефным. От крыши до цоколя все написано кистью — наличники окон, швы кладки, осыпающаяся штукатурка, обнажившийся остов здания, разрушающегося у крыши, и т. п.». 73
    пиль985.jpg




    А. Эфрос пишет очень хорошо о маскарадно-декорационном характере Павловска, о различных существовавших в нем недолговечных сооружениях — «эфемеридах». Такова, например, затея сооружения «Зачарованного острова» Гонзаго или его же проект цветочной беседки: «На проекте— ротонда на четырех колоннах с невысоким куполом. Но вся она сложена из ящиков с цветущими растениями, это — зрительно-хрупкое, нарядноэфемерное сооружение, лишенное простейшей стойкости, не говоря уже о ,.perennius", каким наделена классика: это декорация, пригодная для „Не enchantée" в понимании 1790—1900 гг.; сравнивая этот проект с упомянутым уже декорационным вариантом „Храма Дружбы",74 можно с достаточным основанием предположить, что и проект цветочно-горшечной ротонды принадлежит Гонзаго.

    Надо думать, что в том же духе работал он и над созданием „Воздушного театра". Тут ему были все карты в руки — прежде всего по специальности (декоратора. —Д. Л.). Вся затея осуществлялась не зодчески, а декорационно, театр составлялся из деревьев, листвы и приставных холстов; все стояло на открытом воздухе; кулисы были из зелени, сцена — простейшая, досочная, приспособленная для расписных задников и расписных щитков лиственных кулис из поперечных рядов акаций. Настоящему архитектору тут нечего было делать. Скорее всего, сочинял, воздвигал и оформлял это легкое сооружение один Гонзаго, в том же классико-боскетном стиле. Выдержать испытание времени такая эфемерида не могла, она не раз поновлялась, все более утрачивая первоначальные черты, а к 1920-м годам вообще перестала существовать как постигаемое глазом целое.

    Еще более кратковременной была жизнь другой декоративно-строительной эфемериды, где авторство Гонзаго представляется бесспорным: неподалеку от Воздушного театра, около 1799 года, была сооружена Турецкая палатка. Просуществовала она лишь полтора десятилетия: в 1815 году она была снесена, а в 1820-м на ее месте Росси выстроил Турецкую беседку». 75






    Иллюзионизм вымышленной архитектуры, живописный иллюзионизм, подмена действительности различными «обманками», оптические фокусы — все это типичные черты садов Ροκοκό, впитавших в себя и опыт итальянского Ренессанса (живописный иллюзионизм Перуцци в Фарнезине в Риме и др.), и голландского Барокко. Стиль Ροκοκό вообще создавал в целом иллюзию «счастливой» сельской жизни.



    Характерная черта Ροκοκό — это соединение на сравнительно коротких расстояниях друг от друга построек различных национальных стилей: античных (римского и греческого), турецкого, китайского, арабского, английской перпендикулярной готики и т. д. Именно эта черта Ροκοκό вызвала, как мы увидим в дальнейшем, резкие упреки строителям садов Ροκοκό в безвкусии (Ф. Шиллер в Германии, А. Болотов в России). Движение к новому всегда связано с более или менее резким отрицанием и непониманием непосредственно предшествующего.

    В заключение этого раздела нашей книги скажем, что в России Павловский парк и Екатерининский в Царском Селе (ныне г. Пушкин) дают только частичный пример садов Ροκοκό. В целом же они принадлежат в большей мере к стилю садового Романтизма, и мы будем постоянно обращаться к ним в дальнейшем, рассматривая садовый Романтизм.







    (...)

    То, что было так сложно в литературной жизни предпоследней четверти XVIII в., оказалось проще в садовом искусстве и может быть определено как стиль Ροκοκό, где соединяются элементы Барокко и элементы будущего Романтизма. Для Ροκοκό в садовом искусстве характерцы различные элементы, идеологически определяемые стремлением к буколичности, интимности, идеализации природы, которая как бы воссоздается в садах Ροκοκό различными приемами, объединяемыми старым принципом садоводства — «variety», т. е. елико возможно большего разнообразия.

    tumblr_lsikwzZ4pe1r1dcs8o1_r1_1280.jpg

    Блестящая характеристика стиля Ροκοκό в русской литературе дана М. Я. Поляковым в книге «Вопросы поэтики и художественной семантики» (2-е изд.: М., 1986). M. Я. Поляков относит к стилю Ροκοκό двух поэтов — Муравьева и К. Батюшкова. Творчество обоих относится к значительно более позднему времени, чем творчество Растрелли. Тем не менее поэзия обоих дает некоторые дополнительные штрихи к пониманию Ροκοκό Старого сада Царского Села. Поэзия Ροκοκό замкнута в кругу противоречий: наличия разных семантических пластов — сугубо личных и общественных, «интимизация лирического бытия и одновременно сохранение определенного расстояния между жизнью и стихами», сочетание стихов и прозы, сочетание интимно-индивидуального и риторически-общественного планов. Постепенно преобразуя Старый сад Царского Села из сада голландского Барокко в сад Ροκοκό, садоводы последней четверти XVIII в. создавали в нем одновременно и уголки для уединения и пышные памятники русским победам, иногда достигая полного слияния этих двух, казалось бы, взаимоисключающих начал. Такими были, например, до неудачной реконструкции 1960-х гг. два пруда в Старом саду: один трапециевидной формы, со спрятанной в глубине купальней-ванной, а другой на противоположной стороне от Генеральской аллеи, так называемый Трехлунный, удивительной формы, передающей ощущение интимности и вместе с тем символически изображающей победу над Луной Оттоманской Порты."
    Посмотреть вложение 38624


    tumblr_lw3ftu8PjN1r1dcs8o1_1280.jpg
    Посмотреть вложение 38630

    Сан Суси
    Sanssouci_-_panoramio_(5).jpg

    Rehgartenkolonnade_Sanssouci_Knobelsdorff_-_Aquarell_von_Johann_Friedrich_Nagel_um_1792.jpg

    Schleuen,_Johann_David_-_Sanssouci_-_1755.jpg

    1280px-Sanssouci_Weinbergterassen.JPG

    Park_Sanssouci_-_panoramio_(11).jpg

    1280px-PotsdamSanssouciChineseHouse.jpg
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2017
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    Ватто

    1024px-Antoine_Watteau_014.jpg

    1024px-Antoine_Watteau_-_Pleasures_of_Love_-_Google_Art_Project.jpg

    1280px-Antoine_Watteau_-_L'imbarco_per_Citera.jpg

    1280px-Antoine_Watteau_-_The_Love_Lesson_-_Google_Art_Project.jpg

    Antoine_Watteau_-_Fête_champêtre_(Pastoral_Gathering).jpg

    Antoine_Watteau_-_Harlequin_and_Columbine_-_WGA25450.jpg

    Antoine_Watteau_-_La_Perspective_.jpg

    Watteau-Venetian-Pleasures.jpg watteau - The Love Lesson 1716 Nationalmuseum Stoc;kholm.jpg

    Watteau_Antoine-ZZZ-Landscape_with_a_Waterfall.jpg
    Буше
    бушеlandscape-near-beauvais-early-1740.jpg!HalfHD.jpg


    the-bridge-1751-by-Francois-Boucher.jpg

    буше13420bf4a7bc.jpg

    бушеcab7774c0904.jpg
     
    Последнее редактирование: 25 май 2016
    La Mecha нравится это.
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.904
    Симпатии:
    9.231
    Последнее редактирование: 25 май 2016
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей