Серебряный век Японии

Тема в разделе "Японский сад", создана пользователем takedo, 30 окт 2014.

  1. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.200
    Симпатии:
    8.043
  2. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    146
    Симпатии:
    169
  3. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    146
    Симпатии:
    169
    "Рукотворные сады". Усадьба Намикава Ясуюки

    Выдающийся мастер перегородчатой эмали Намикава Ясуюки (1845 – 1927) родился в семье самурая из клана Кавагоэ, но в 11 лет осиротел и был принят в семью родственников. С 13 лет он находился в услужении у принца крови Ниномия Асахико.

    123. Намикава Ясуюки.jpg
    Намикава Ясуюки

    Перегородчатой эмалью Ясуюки стал заниматься с 27 лет, подражая китайским образцам, и в 1885 году его работы получили высокую оценку на выставке в Японии. После этого последовали выставки в Европе, где его изделия неизменно завоёвывали высшие награды.
    В 1878 Ясуюки подал прошение об отставке принцу, в доме которого прослужил 20 лет, чтобы полностью посвятить себя искусству керамики. Просьба была удовлетворена, но их отношения не прервалась. Ясуюки ещё неоднократно наносил визиты Ниномия Асахико, и эта глубокая связь с домом принца сохранялась всю жизнь.
    В 1894 году Ясуюки построил усадьбу в киотском районе Хигасияма. Двухэтажный главный дом усадьбы в стиле дворцовых построек готэн-дзукури, обращён фасадом в сад. В старину со второго этажа открывался вид на гору Хигасияма, ныне заслонённый соседними строениями. В архитектуре дома прослеживается влияние и императорской виллы XVII века Сюгакуин Рикю, и буддийского храма XIII века Сёрэнъин, в котором Ясуюки некоторое время служил.

    124. Намикава Ясуюки. Главный дом.jpg
    Главный дом

    В конструкции дома были учтены частые визиты к Ясуюки иностранцев, чрезвычайно интересовавшихся его изделиями. При строительстве гостиных главного дома был применён не обычный для японской архитектуры модуль 173 – 176 см, а расширенный до 182 см, учитывающий больший рост европейцев. На первом этаже главного дома имелось две гостиных, одна из которых для удобства иностранных гостей была обставлена в европейском стиле.

    125. Намикава Ясуюки. Гостиная.jpg
    Гостиная

    Небольшой сад усадьбы площадью 330 кв.м создал выдающийся мастер того времени Огава Дзихэй, живший по соседству и бывший с Ясуюки в дружеских отношениях. В этом саду прекрасно воплощён один из основных принципов создания японских архитектурно-садовых комплексов – «единство дома и сада» («тэйоку итинё»). Благодаря водоёму, глубоко заходящему под энгаву, со стороны кажется, будто дом вплывает в сад, паря над поверхностью воды. Один из угловых столбов опирается на камень, похожий на всплывающую из воды черепаху, а в саду обитают другие черепахи, живые.

    126. Намикава Ясуюки. Главный дом 2.jpg
    Главный дом

    127.Намикава Ясуюки. Камень-черепаха.jpg
    Камень-черепаха

    128.Намикава Ясуюки. Черепаха 2.jpg
    Черепаха

    Своеобразие сада связано, в частности, с дизайном потока воды из озера Бива, поступающей в сад по каналу. Приёмом, применённым для частного сада впервые. Водоём был населён не только черепахами, но и карпами, столь любимыми Ясуюки, и другими рыбами, заплывавшими из озера. Водоём является «хозяином» сада, занимая большую его площадь, однако Ясуюки не был равнодушен и к пейзажным камням, тёдзубати, фонарям. В саду было установлено 12 фонарей разных типов. Камни для сада искались по всей стране.

    134.Фонари.jpg
    Фонари

    Надо сказать, что усадьба Ясуюки для посвящённого посетителя полна аллюзий и ассоциаций. Казалось бы, простенькие перила наводят на мысль о подобных перилах чайного павильона императорской виллы XVII века Сюгаку-ин Рикю, взятых за образец. Дугообразные и круглые изразцы в мощении флигеля, бывшего сначала мастерской, а потом превращённого в жилой корпус, напоминают о храмах Рокусё-дзиндзя блистательной эпохи Хэйан, а куцунугииси, большие каменные блоки, служащие для снятия обуви, привезённые из замка Дзэдзэдзё – о наполненном сражениями XVII веке.

    130.Намикава Ясуюки. Перила,фонарь.jpg
    Перила, фонарь

    131.Намикава Ясуюки. Изразцы.jpg
    Изразцы

    132.Намикава Ясуюки. Изразцы 2.jpg
    Изразцы

    135.Рокусё-дзиндзя.jpg
    Рокусё-дзиндзя

    133.Намикава Ясуюки. Блоки,фонари.jpg
    Блоки, фонари

    В настоящее время усадьба признана национальным достоянием и в ней организован мемориальный музей Намикава Ясуюки.
     
    Василий, Елена, La Mecha и 2 другим нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    146
    Симпатии:
    169
    "Рукотворные сады". Сэйбикан

    Усадьба Сэйбикан, построенная в 1909 году в префектуре Аомори, является ярким примером стиля ваёфу в начальный период его становления. Она принадлежала семье состоятельных землевладельцев Сэйто. Дом спроектировал Сэйто Бэнкити, а сад – Сэйто Мориёси и мастер садов Обата Тадзю.
    Главное здание имеет два этажа, совершенно разных по стилю. На чисто японский первый этаж с традиционным интерьером, раздвигающимися сёдзи, энгавой с видом на сад, поставлен почти в два раза больший по объёму и зрительно придавливающий его второй этаж в европейском стиле. Второй этаж снабжён круглым эркером со шлемообразной крышей и островерхой башенкой.

    40.Сэйбикан.jpg
    Сэйбикан

    38. Сэйбикан.jpg
    Сэйбикан

    41.Первый этаж.jpg
    Первый этаж

    Чудесный сад усадьбы площадью около 1,2 га создан в 1911 году в стиле бунгаку, зародившемся на загородных виллах высокопоставленных сановников эпохи Эдо. Впитавший в себя идеи буддистской культуры¸досизма и синтоизма, он был стилем, в котором разбивались многие киотские сады, но особенно популярен стал этот стиль в префектуре Аомори. Сад, полный сакральных символов, за которыми кроется его подтекст, построен на сочетании водоёма, искусственных горок цукияма и сухого пейзажа.
    Перед водным прудом расположен ещё один, сухой, усыпанный белым песком. В его центре устроен остров-хозяин, а у левого – остров гость. У правого берега растёт сосна «Лежащий дракон», гарю (гарё), символ выдающегося мужа, не могущего применить свои способности. Перед самым сухим прудом – плоский молитвенный камень, место благодарственного подношения божествам в ночь полнолуния.

    44.Остров-гость, остров-хозяин,молитвенный камень .jpg
    Остров-гость, остров-хозяин, молитвенный камень

    В водном пруду есть три «Острова бессмертных»: Эйсю, Ходзё и Хорай. На острове Хорай, которому придана форма круга, символизирующего Небо, растут две «сосны острова Хорай» (Asparagus myriocladus).. За прудом – покрытый стрижеными кустарниками холм, гора Сумеру, в космологии индуизма и буддизма – центр всех вселенных.
    На равнинном участке справа от дома Сэйбикан растут три больших стриженых тисса остроконечных, символизирующих дзока-но сэндзин, трёх синтоистских божеств творения.

    45.Три божества творения.jpg
    Три божества творения

    В саду великолепно использован приём заимствованного пейзажа. Открывающаяся даль – словно окно в другой мир. Чрезвычайно искусно создан эффект перспективы с помощью небольшой сосны, посаженной уже за кулисой из двух почти симметрично склоняющихся над сосной деревьев. Кажется, что это большая сосна, растущая очень далеко.

    39.Сад.jpg
    Сад
     
    Последнее редактирование модератором: 21 апр 2018
    Василий, La Mecha, list и 2 другим нравится это.
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.200
    Симпатии:
    8.043
    усадьбы в этой ветке и время их основания

    1931


    1955


    1931





     
    Последнее редактирование: 25 апр 2018
  6. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    146
    Симпатии:
    169
    Прежде, чем перейти к примерам усадеб ваёфу, хочется рассказать ещё об одном "рукотворном саде", полном подтекстов, саде Фудзита Котаро.

    Фудзита Котаро (1863 – 1913) был бизнесменом, связанным с горнодобывающей и металлургической промышленностью. Сторонник движения за восстановление императорской власти, приведшего к Реставрации Мэйдзи.
    Двухэтажный главный дом его усадьбы, построенный в стиле сёин, охватывает расположенный внутри участка сад с востока и юга.
    Сад в японском стиле создал в 1909 году выдающийся мастер садов Огава Дзихэй.

    19.Фудзита Котаро. План.jpg

    По просьбе Котаро в саду вырыт пруд, имитирующий по форме озеро Бива, и вода в пруд поступает из этого же озера. Существует мнение, что желание Котаро сделать в саду копию Бива продиктовано не только красотой этого озера. Дело в том, что кроме всего прочего, Котаро занимался торговыми перевозками по озеру Бива. Суда его компании совершали регулярные рейсы между городами Оцу и Нагахама, что давало немалый доход. Понятно, что вид озера Бива в собственном саду вызывал у Котаро приятные ассоциации. Впрочем, традиция воспроизведения реальных пейзажей в собственных садах имеет глубокие корни.
    Через водоём перекинут мост Гарюкё, «Мост спящего дракона». Составленный из продолговатого каменного блока и старых жерновов, он делит пруд на верхний и нижний. Есть и небольшой островок, прототипом для которого послужил остров Тикубусима на оз. Бива. По берегам водоёма растут преимущественно травы и невысокие кустарники, и только с севера и запада к нему подступают густые деревья.

    20.Фудзита Котаро.Мост Гарюкё.jpg
    Мост Гарюкё

    21.Фудзита Котаро. Пейзаж сада.jpg
    Сад

    У западной оконечности водоёма стоит павильон с фениксом на крыше, привезённый около 1720 года из Китая и затем попавший в эту усадьбу. Павильон находится на том месте, где на побережье озера Бива располагается город Нагахама, один из пунктов торговых перевозок, которыми занимался Котаро. Рядом с павильоном на берегу виднеется большой плоский камень, специально привезённый из Нагахама и служивший причалом для прогулочных лодок.

    22.Фудзита Котаро. Гасэндо.jpg
    Гасэндо

    23.Фудзита Котаро. Феникс.jpg
    Феникс

    24.Фудзита Котаро. Причал.jpg
    Причал

    «Мост спящего дракона» и павильон с фениксом находятся в непосредственной близости друг от друга, напоминая о тесной связи образов дракона и феникса в китайской и японской мифологии. С них и начинается путь в мир ассоциаций и символов сада Фудзита Котаро. С первого же шага мы оказываемся в Китае II – III веков, когда за власть в стране боролись три враждующих царства. На службе у правителя царства Шу находились два человека, постоянно в летописях упоминающиеся вместе - полководец Чжугэ Лян и философ Пан Тун. Прозвище первого было - Спящий дракон, а второго - Птенец Феникса! И они, как и Фудзита Котаро, боролись за страну, объединённую под властью императора.
    Дракон в мифологии постоянно связывается с водой, и в усадьбе Котаро он отдыхает на поверхности озера Бива. Но это озеро названо так, поскольку схоже по форме со струнным инструментом бива, любимым музыкальным инструментом богини Сарасвати («Текущая вода»), также неизменно связанной с водной стихией. В Японии она повелительница не только вод, но и драконов, в этих водах живущих, поэтому часто изображается с драконом. Коме того, будучи одной из Семи Богов Удачи, она может приносить удачу и в финансовых делах, что немаловажно для бизнесмена, каковым являлся Котаро.

    25.Фудзита Котаро. Сарасвати.jpg
    Сарасвати

    Вечно молодая, но древняя богиня, она была верной помощницей Брахмы при творении Вселенной, и эта её ипостась также прочитывается в композиции усадьбы Фудзита Котаро при взгляде с птичьего полёта.

    26.Фудзита Котаро. Вид сада сверху.jpg
    Вид сада сверху

    Усадьба размещена на участке почти правильной прямоугольной формы, отгороженном от всего окружающего корпусами дома с востока и юга и посадками высоких деревьев на севере и западе. Участок разделён тематически на две почти равные области: область воды – Инь и область незаполненного пространства газона – Ян. Это разделение подчёркнуто изгибающейся линией стриженых кустарников, кажущейся несколько инородной в общей природной стилистике сада, но символизирующей Великий предел – Тай-цзи. Само незаполненное пространство газона - древняя священная площадка сики со священным деревом на ней – плакучей сакурой, символизирующей красоту и быстротечность жизни. Она же ассоциируется с «зародышем Инь» в Ян. В области Инь «зародыш Ян» символизируется островом.

    28.Лента стриженых кустарников.jpg
    Лента стриженных кустарников

    27.Фудзита Котаро. Сакура.jpg
    Сакура

    При таком подходе сад представляет собой не только прекрасный образец садового искусства, но и космогоническую картину мира.
     
    list, La Mecha и Елена нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    146
    Симпатии:
    169
    Усадьбы ваёфу

    Новым словом в японском садовом искусстве стали сады ваёфу, сады в японско-европейском стиле, которые также можно отнести к рукотворным садам. Первоначально этот стиль соотносился, в основном, с архитектурой. Именно она сильнее всего испытала на себе влияние Запада. Для проектирования общественных и производственных зданий приглашались архитекторы из США и Европы, однако в сфере жилищного строительства, а тем более, в садовом искусстве всё происходило не так быстро.
    В 1868 году, после перенесения императорской резиденции в Эдо и переименования города в Токио, все правительственные учреждения были размещены в старых домах, принадлежавших ранее сёгунату. Тем временем полным ходом шло строительство административных зданий по проектам иностранных архитекторов. Хотя оказалось, что кирпичные дома не совсем подходят для японского климата, служащие были переведены в эти строения, обставленные европейской мебелью. Посещать присутствие служащие должны были также в европейской одежде. Постепенно складывалась ситуация, при которой люди начинали жить двойной жизнью, ведя себя на работе по-европейски, а по возвращении домой снова становясь японцами. Так происходило не только в Токио, что заставляло тысячи людей вести эту странную жизнь, разрушающую устоявшиеся веками традиции.
    В 1873 году в Токио была построена первая улица из жилых домов в европейском стиле - Гиндза. Однако заселить их так и не удалось, и в них были размещены разного рода лавки и увеселительные заведения.

    136.Токио.jpg
    Токио

    137.Гиндза.jpg
    Гиндза

    В 1912 году началась реализация крупного проекта по реконструкции зданий в городах страны. Причём, исходя из неудачного опыта с европейскими строениями, было разрешено возводить деревянные дома.
    Жить в привычной обстановке предпочитали и представители высокопоставленной элиты. Вот как описывал французский писатель Клод Фаррер, побывавший в Японии уже в 1938 году, салон маркзы Ёрисаки, жившей в Нагасаки: ««Будуар парижанки, очень элегантный, очень современный, и ничем не примечательный, если бы он не находился в 3000 лье от Монсо. В нем ничего не напоминало о Японии. Даже национальные татами - циновки, более плотные и мягкие, чем любое другое покрывало, — были заменены коврами из тонкой шерсти. Стены были обтянуты шёлковыми тканями в стиле помпадур, а на окнах — застеклённых окнах! — висели шторы дамасского полотна. Вместо классических квадратов из рисовой соломы или из тёмного шелка — стулья, кресла, диван. Большое пианино занимает целый угол…». (Луи Фредерик. Повседневная жизнь Японии в эпоху Мэйдзи). Однако так был обставлен только зал для приёмов. Остальные помещения были выполнены в японском стиле.
    В качестве другого примера можно привести особняк семьи Фурукава, построенный бароном Фурукава Тораноскэ в 1917 году. В этом здании из железобетона в европейском стиле только первый этаж был обставлен в соответствии с архитектурой дома. Интерьер же второго этажа был традиционно японским вне какой-либо связи со внешним видом здания. Усадьба Фурукава является также примером чёткого разделения сада на две зоны – японскую и европейскую.
    Имелись и частные особняки с садами в европейском стиле, но их было чрезвычайно мало. Наиболее известный - дворец Акасака (1909), бывшая императорская резиденция принца Ёсихито.

    134.Особняк Фурукава.jpg
    Особняк Фурукава


    135.Дворец Акасака.jpg
    Дворец Акасака

    Архитектурный стиль ваёфу характеризуется как эклектический. Ярким примером этого стиля в период его становления является дом в усадьбе Сэйбикан, построенной в 1909 году в префектуре Аомори. Постепенно к домам в стиле ваёфу стали подходить более творчески, не ограничиваясь механическим соединением японского и европейского, примером чему может служить усадьба Ито Дэнэмона. В усадьбах ваёфу европейская тематика могла появляться двояким образом:
    1. Усадьбы, в которых японскому строению соответствует японская стилистика сада, а европейскому – европейская, без явного разделения участка на две зоны. Примером могут послужить усадьбы писателей Сатоми Тона и Ёсикава Эйдзи.
    2. Усадьбы, в которых в стиле ваёфу созданы и строения, и сад. К ним относятся, например, усадьба Ито Дэнэмона, усадьба писателя Сига Наоя, усадьба Мурин-ан.
    Правда, есть и исключения. Например, в резиденции дома Фурукава (Кю-Фурукава-тэй) имеется особняк в европейском стиле и сад с двумя зонами - японской и европейской, разделёнными густыми вечнозелёными деревьями и не связанными друг с другом. На вилле маркиза Накахиро Икэда европейский сад разбит перед фасадом особняка, а за ним – японский.
     
    La Mecha и list нравится это.
  8. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.509
    Симпатии:
    2.509
    Очень интересно все, усадьбы необыкновенно красивы.

    Хотелось бы на будущее, чтобы Вы открыли еще ветки по архитектуре и ландшафтному дизайну в Японии, как продолжение и стиля ваёфу, и вообще в русле совсем новых тенденций. Было бы интересно узнать, как все менялось.
    От ваёфу к современности, например.

    Ведь сейчас большинство японцев живут в довольно скромных по габаритам жилищах.
    А когда-то не получилось заселить Гиндзу...
    Какие усадьбы сейчас строят в Японии? Тоже любопытно.

    (В России, например, совсем недавно в элитном дизайне интерьера был очень популярен "японский стиль"... даже слишком популярен - переиначен на российский лад. )

    Но все, конечно - по Вашему желанию и на будущее. )
     
    list нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    146
    Симпатии:
    169
    Да, надеюсь, так и будет :)
     
    La Mecha и list нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    146
    Симпатии:
    169
    Усадьбы ваёфу. Усадьба Сатоми Тона

    Сатоми Тон (1888 – 1983) - писатель, член Японской академии искусств, выпускник Школы пэров, присоединившийся в 1910 году к объединению «Сиракаба» («Белая берёза»). Об этом объединении говорилось в заметке «Новое время». Тон поступил на филологический факультет Токийского императорского университета, но бросил его, не доучившись.

    152.Сатоми Тон.jpg
    Сатоми Тон

    Дом Сатоми Тона в Камакура построен в 1926 году в европейском стиле с широкой открытой верандой на втором этаже. Он прожил в этом доме с семьёй 10 лет. Проект был разработан самим Тоном под влиянием «органической архитектуры» американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, характерной чертой которой является открытый план в архитектуре и вписанность постройки в окружающий ландшафт. Интерьер дома, как и сам дом, выполнен в западном стиле. Дизайн интерьера также разрабатывался самим Тоном.

    153.Сатоми Тон. Дом.jpg

    154.Сатоми Тон. Дом 2.jpg

    155.Сатоми Тон. Интерьер.jpg

    Непосредственно к европейскому дому примыкает свайная постройка в японском стиле под высокой тростниковой крышей, но с застеклённой, тем не менее, галереей. В эту постройку, где находился кабинет Сатоми Тона и чайная комната, можно попасть из главного дома. Интерьер кабинета, как и дом, выдержан в японском стиле.

    157.Сатоми Тон. Яп.постройка.jpg
    Японская постройка

    158.Сатоми Тон. Яп.постройка 2.jpg
    Японская постройка

    159.Галерея.jpg
    Галерея

    Стилистика сада соответствует архитектурному решению усадьбы, в которой присутствуют японское строение и строение в западном стиле.
    К главному особняку, по обе стороны входа которого симметрично высажены пальмы, ведёт прямая дорожка, обсаженная справа ровным рядом стриженых кустов. За ними - свободное пространство небольшого газона. Однако справа и слева от этого европеизированного участка начинается природный сад, радующий с приходом весны цветами вишен, магнолий и рододендронов. Слева от входной дорожки отходит тропинка из тобииси, уводящая к японскому флигелю.

    161.Сатоми Тон. Тобииси.jpg
    Тобииси

    Усадьба Сатоми Тона демонстрирует двойственность мировоззрения начала ХХ века. С одной стороны, Тон, следуя национальной традиции, строит дом, органично вписывающийся в окружающий пейзаж. С другой – он как бы забывает, что наилучшим образом в контекст японской природы вписывается именно традиционный японский дом и, следуя веяниям времени, выбирает для создания проекта стиль Западной архитектуры, которому свойственны те же черты. При этом интересно, что именно увлечение японской традиционной архитектурой и тщательное её изучение легло в основу разработки Райтом концепций «органической архитектуры».
    Обращает на себя внимание и то неравноправное положение, в котором находится японский дом по сравнению с особняком в западном стиле. Он выглядит как бедный родственник, притулившийся к Старшему брату. Не исключено, что тут не обошлось без влияния работ Джошуа Кондера, прекрасного английского архитектора, много лет прожившего в Японии и влюблённого в сады этой страны. Тем не менее, он считал, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток», поэтому в создаваемых им усадьбах происходило не взаимопроникновение, не гармоничное объединение, а чёткое выделение японской и Западной зон, их механическое сложение. Причём главенствующей, как правило, оказывалась Западная зона.
    Если бы дом в японском стиле не стоял вплотную к главному дому, а находился от него на некотором расстоянии, указанное неравноправие не бросалось бы в глаза.
    В усадьбе другого писателя, Ёсикава Эйдзи, это неравенство, хоть и не столь явно выраженное, тоже присутствует, но имеет противоположный знак.
     
    list нравится это.
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.200
    Симпатии:
    8.043

Поделиться этой страницей