Серебряный век Японии

Тема в разделе "Японский сад", создана пользователем takedo, 30 окт 2014.

  1. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.159
  2. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
  3. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    "Рукотворные сады". Усадьба Намикава Ясуюки

    Выдающийся мастер перегородчатой эмали Намикава Ясуюки (1845 – 1927) родился в семье самурая из клана Кавагоэ, но в 11 лет осиротел и был принят в семью родственников. С 13 лет он находился в услужении у принца крови Ниномия Асахико.

    123. Намикава Ясуюки.jpg
    Намикава Ясуюки

    Перегородчатой эмалью Ясуюки стал заниматься с 27 лет, подражая китайским образцам, и в 1885 году его работы получили высокую оценку на выставке в Японии. После этого последовали выставки в Европе, где его изделия неизменно завоёвывали высшие награды.
    В 1878 Ясуюки подал прошение об отставке принцу, в доме которого прослужил 20 лет, чтобы полностью посвятить себя искусству керамики. Просьба была удовлетворена, но их отношения не прервалась. Ясуюки ещё неоднократно наносил визиты Ниномия Асахико, и эта глубокая связь с домом принца сохранялась всю жизнь.
    В 1894 году Ясуюки построил усадьбу в киотском районе Хигасияма. Двухэтажный главный дом усадьбы в стиле дворцовых построек готэн-дзукури, обращён фасадом в сад. В старину со второго этажа открывался вид на гору Хигасияма, ныне заслонённый соседними строениями. В архитектуре дома прослеживается влияние и императорской виллы XVII века Сюгакуин Рикю, и буддийского храма XIII века Сёрэнъин, в котором Ясуюки некоторое время служил.

    124. Намикава Ясуюки. Главный дом.jpg
    Главный дом

    В конструкции дома были учтены частые визиты к Ясуюки иностранцев, чрезвычайно интересовавшихся его изделиями. При строительстве гостиных главного дома был применён не обычный для японской архитектуры модуль 173 – 176 см, а расширенный до 182 см, учитывающий больший рост европейцев. На первом этаже главного дома имелось две гостиных, одна из которых для удобства иностранных гостей была обставлена в европейском стиле.

    125. Намикава Ясуюки. Гостиная.jpg
    Гостиная

    Небольшой сад усадьбы площадью 330 кв.м создал выдающийся мастер того времени Огава Дзихэй, живший по соседству и бывший с Ясуюки в дружеских отношениях. В этом саду прекрасно воплощён один из основных принципов создания японских архитектурно-садовых комплексов – «единство дома и сада» («тэйоку итинё»). Благодаря водоёму, глубоко заходящему под энгаву, со стороны кажется, будто дом вплывает в сад, паря над поверхностью воды. Один из угловых столбов опирается на камень, похожий на всплывающую из воды черепаху, а в саду обитают другие черепахи, живые.

    126. Намикава Ясуюки. Главный дом 2.jpg
    Главный дом

    127.Намикава Ясуюки. Камень-черепаха.jpg
    Камень-черепаха

    128.Намикава Ясуюки. Черепаха 2.jpg
    Черепаха

    Своеобразие сада связано, в частности, с дизайном потока воды из озера Бива, поступающей в сад по каналу. Приёмом, применённым для частного сада впервые. Водоём был населён не только черепахами, но и карпами, столь любимыми Ясуюки, и другими рыбами, заплывавшими из озера. Водоём является «хозяином» сада, занимая большую его площадь, однако Ясуюки не был равнодушен и к пейзажным камням, тёдзубати, фонарям. В саду было установлено 12 фонарей разных типов. Камни для сада искались по всей стране.

    134.Фонари.jpg
    Фонари

    Надо сказать, что усадьба Ясуюки для посвящённого посетителя полна аллюзий и ассоциаций. Казалось бы, простенькие перила наводят на мысль о подобных перилах чайного павильона императорской виллы XVII века Сюгаку-ин Рикю, взятых за образец. Дугообразные и круглые изразцы в мощении флигеля, бывшего сначала мастерской, а потом превращённого в жилой корпус, напоминают о храмах Рокусё-дзиндзя блистательной эпохи Хэйан, а куцунугииси, большие каменные блоки, служащие для снятия обуви, привезённые из замка Дзэдзэдзё – о наполненном сражениями XVII веке.

    130.Намикава Ясуюки. Перила,фонарь.jpg
    Перила, фонарь

    131.Намикава Ясуюки. Изразцы.jpg
    Изразцы

    132.Намикава Ясуюки. Изразцы 2.jpg
    Изразцы

    135.Рокусё-дзиндзя.jpg
    Рокусё-дзиндзя

    133.Намикава Ясуюки. Блоки,фонари.jpg
    Блоки, фонари

    В настоящее время усадьба признана национальным достоянием и в ней организован мемориальный музей Намикава Ясуюки.
     
    Василий, Елена, La Mecha и 2 другим нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    "Рукотворные сады". Сэйбикан

    Усадьба Сэйбикан, построенная в 1909 году в префектуре Аомори, является ярким примером стиля ваёфу в начальный период его становления. Она принадлежала семье состоятельных землевладельцев Сэйто. Дом спроектировал Сэйто Бэнкити, а сад – Сэйто Мориёси и мастер садов Обата Тадзю.
    Главное здание имеет два этажа, совершенно разных по стилю. На чисто японский первый этаж с традиционным интерьером, раздвигающимися сёдзи, энгавой с видом на сад, поставлен почти в два раза больший по объёму и зрительно придавливающий его второй этаж в европейском стиле. Второй этаж снабжён круглым эркером со шлемообразной крышей и островерхой башенкой.

    40.Сэйбикан.jpg
    Сэйбикан

    38. Сэйбикан.jpg
    Сэйбикан

    41.Первый этаж.jpg
    Первый этаж

    Чудесный сад усадьбы площадью около 1,2 га создан в 1911 году в стиле бунгаку, зародившемся на загородных виллах высокопоставленных сановников эпохи Эдо. Впитавший в себя идеи буддистской культуры¸досизма и синтоизма, он был стилем, в котором разбивались многие киотские сады, но особенно популярен стал этот стиль в префектуре Аомори. Сад, полный сакральных символов, за которыми кроется его подтекст, построен на сочетании водоёма, искусственных горок цукияма и сухого пейзажа.
    Перед водным прудом расположен ещё один, сухой, усыпанный белым песком. В его центре устроен остров-хозяин, а у левого – остров гость. У правого берега растёт сосна «Лежащий дракон», гарю (гарё), символ выдающегося мужа, не могущего применить свои способности. Перед самым сухим прудом – плоский молитвенный камень, место благодарственного подношения божествам в ночь полнолуния.

    44.Остров-гость, остров-хозяин,молитвенный камень .jpg
    Остров-гость, остров-хозяин, молитвенный камень

    В водном пруду есть три «Острова бессмертных»: Эйсю, Ходзё и Хорай. На острове Хорай, которому придана форма круга, символизирующего Небо, растут две «сосны острова Хорай» (Asparagus myriocladus).. За прудом – покрытый стрижеными кустарниками холм, гора Сумеру, в космологии индуизма и буддизма – центр всех вселенных.
    На равнинном участке справа от дома Сэйбикан растут три больших стриженых тисса остроконечных, символизирующих дзока-но сэндзин, трёх синтоистских божеств творения.

    45.Три божества творения.jpg
    Три божества творения

    В саду великолепно использован приём заимствованного пейзажа. Открывающаяся даль – словно окно в другой мир. Чрезвычайно искусно создан эффект перспективы с помощью небольшой сосны, посаженной уже за кулисой из двух почти симметрично склоняющихся над сосной деревьев. Кажется, что это большая сосна, растущая очень далеко.

    39.Сад.jpg
    Сад
     
    Последнее редактирование модератором: 21 апр 2018
    Василий, La Mecha, list и 2 другим нравится это.
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.159
    усадьбы в этой ветке и время их основания

    1931


    1955


    1931





     
    Последнее редактирование: 25 апр 2018
  6. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Прежде, чем перейти к примерам усадеб ваёфу, хочется рассказать ещё об одном "рукотворном саде", полном подтекстов, саде Фудзита Котаро.

    Фудзита Котаро (1863 – 1913) был бизнесменом, связанным с горнодобывающей и металлургической промышленностью. Сторонник движения за восстановление императорской власти, приведшего к Реставрации Мэйдзи.
    Двухэтажный главный дом его усадьбы, построенный в стиле сёин, охватывает расположенный внутри участка сад с востока и юга.
    Сад в японском стиле создал в 1909 году выдающийся мастер садов Огава Дзихэй.

    19.Фудзита Котаро. План.jpg

    По просьбе Котаро в саду вырыт пруд, имитирующий по форме озеро Бива, и вода в пруд поступает из этого же озера. Существует мнение, что желание Котаро сделать в саду копию Бива продиктовано не только красотой этого озера. Дело в том, что кроме всего прочего, Котаро занимался торговыми перевозками по озеру Бива. Суда его компании совершали регулярные рейсы между городами Оцу и Нагахама, что давало немалый доход. Понятно, что вид озера Бива в собственном саду вызывал у Котаро приятные ассоциации. Впрочем, традиция воспроизведения реальных пейзажей в собственных садах имеет глубокие корни.
    Через водоём перекинут мост Гарюкё, «Мост спящего дракона». Составленный из продолговатого каменного блока и старых жерновов, он делит пруд на верхний и нижний. Есть и небольшой островок, прототипом для которого послужил остров Тикубусима на оз. Бива. По берегам водоёма растут преимущественно травы и невысокие кустарники, и только с севера и запада к нему подступают густые деревья.

    20.Фудзита Котаро.Мост Гарюкё.jpg
    Мост Гарюкё

    21.Фудзита Котаро. Пейзаж сада.jpg
    Сад

    У западной оконечности водоёма стоит павильон с фениксом на крыше, привезённый около 1720 года из Китая и затем попавший в эту усадьбу. Павильон находится на том месте, где на побережье озера Бива располагается город Нагахама, один из пунктов торговых перевозок, которыми занимался Котаро. Рядом с павильоном на берегу виднеется большой плоский камень, специально привезённый из Нагахама и служивший причалом для прогулочных лодок.

    22.Фудзита Котаро. Гасэндо.jpg
    Гасэндо

    23.Фудзита Котаро. Феникс.jpg
    Феникс

    24.Фудзита Котаро. Причал.jpg
    Причал

    «Мост спящего дракона» и павильон с фениксом находятся в непосредственной близости друг от друга, напоминая о тесной связи образов дракона и феникса в китайской и японской мифологии. С них и начинается путь в мир ассоциаций и символов сада Фудзита Котаро. С первого же шага мы оказываемся в Китае II – III веков, когда за власть в стране боролись три враждующих царства. На службе у правителя царства Шу находились два человека, постоянно в летописях упоминающиеся вместе - полководец Чжугэ Лян и философ Пан Тун. Прозвище первого было - Спящий дракон, а второго - Птенец Феникса! И они, как и Фудзита Котаро, боролись за страну, объединённую под властью императора.
    Дракон в мифологии постоянно связывается с водой, и в усадьбе Котаро он отдыхает на поверхности озера Бива. Но это озеро названо так, поскольку схоже по форме со струнным инструментом бива, любимым музыкальным инструментом богини Сарасвати («Текущая вода»), также неизменно связанной с водной стихией. В Японии она повелительница не только вод, но и драконов, в этих водах живущих, поэтому часто изображается с драконом. Коме того, будучи одной из Семи Богов Удачи, она может приносить удачу и в финансовых делах, что немаловажно для бизнесмена, каковым являлся Котаро.

    25.Фудзита Котаро. Сарасвати.jpg
    Сарасвати

    Вечно молодая, но древняя богиня, она была верной помощницей Брахмы при творении Вселенной, и эта её ипостась также прочитывается в композиции усадьбы Фудзита Котаро при взгляде с птичьего полёта.

    26.Фудзита Котаро. Вид сада сверху.jpg
    Вид сада сверху

    Усадьба размещена на участке почти правильной прямоугольной формы, отгороженном от всего окружающего корпусами дома с востока и юга и посадками высоких деревьев на севере и западе. Участок разделён тематически на две почти равные области: область воды – Инь и область незаполненного пространства газона – Ян. Это разделение подчёркнуто изгибающейся линией стриженых кустарников, кажущейся несколько инородной в общей природной стилистике сада, но символизирующей Великий предел – Тай-цзи. Само незаполненное пространство газона - древняя священная площадка сики со священным деревом на ней – плакучей сакурой, символизирующей красоту и быстротечность жизни. Она же ассоциируется с «зародышем Инь» в Ян. В области Инь «зародыш Ян» символизируется островом.

    28.Лента стриженых кустарников.jpg
    Лента стриженных кустарников

    27.Фудзита Котаро. Сакура.jpg
    Сакура

    При таком подходе сад представляет собой не только прекрасный образец садового искусства, но и космогоническую картину мира.
     
    list, La Mecha и Елена нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Усадьбы ваёфу

    Новым словом в японском садовом искусстве стали сады ваёфу, сады в японско-европейском стиле, которые также можно отнести к рукотворным садам. Первоначально этот стиль соотносился, в основном, с архитектурой. Именно она сильнее всего испытала на себе влияние Запада. Для проектирования общественных и производственных зданий приглашались архитекторы из США и Европы, однако в сфере жилищного строительства, а тем более, в садовом искусстве всё происходило не так быстро.
    В 1868 году, после перенесения императорской резиденции в Эдо и переименования города в Токио, все правительственные учреждения были размещены в старых домах, принадлежавших ранее сёгунату. Тем временем полным ходом шло строительство административных зданий по проектам иностранных архитекторов. Хотя оказалось, что кирпичные дома не совсем подходят для японского климата, служащие были переведены в эти строения, обставленные европейской мебелью. Посещать присутствие служащие должны были также в европейской одежде. Постепенно складывалась ситуация, при которой люди начинали жить двойной жизнью, ведя себя на работе по-европейски, а по возвращении домой снова становясь японцами. Так происходило не только в Токио, что заставляло тысячи людей вести эту странную жизнь, разрушающую устоявшиеся веками традиции.
    В 1873 году в Токио была построена первая улица из жилых домов в европейском стиле - Гиндза. Однако заселить их так и не удалось, и в них были размещены разного рода лавки и увеселительные заведения.

    136.Токио.jpg
    Токио

    137.Гиндза.jpg
    Гиндза

    В 1912 году началась реализация крупного проекта по реконструкции зданий в городах страны. Причём, исходя из неудачного опыта с европейскими строениями, было разрешено возводить деревянные дома.
    Жить в привычной обстановке предпочитали и представители высокопоставленной элиты. Вот как описывал французский писатель Клод Фаррер, побывавший в Японии уже в 1938 году, салон маркзы Ёрисаки, жившей в Нагасаки: ««Будуар парижанки, очень элегантный, очень современный, и ничем не примечательный, если бы он не находился в 3000 лье от Монсо. В нем ничего не напоминало о Японии. Даже национальные татами - циновки, более плотные и мягкие, чем любое другое покрывало, — были заменены коврами из тонкой шерсти. Стены были обтянуты шёлковыми тканями в стиле помпадур, а на окнах — застеклённых окнах! — висели шторы дамасского полотна. Вместо классических квадратов из рисовой соломы или из тёмного шелка — стулья, кресла, диван. Большое пианино занимает целый угол…». (Луи Фредерик. Повседневная жизнь Японии в эпоху Мэйдзи). Однако так был обставлен только зал для приёмов. Остальные помещения были выполнены в японском стиле.
    В качестве другого примера можно привести особняк семьи Фурукава, построенный бароном Фурукава Тораноскэ в 1917 году. В этом здании из железобетона в европейском стиле только первый этаж был обставлен в соответствии с архитектурой дома. Интерьер же второго этажа был традиционно японским вне какой-либо связи со внешним видом здания. Усадьба Фурукава является также примером чёткого разделения сада на две зоны – японскую и европейскую.
    Имелись и частные особняки с садами в европейском стиле, но их было чрезвычайно мало. Наиболее известный - дворец Акасака (1909), бывшая императорская резиденция принца Ёсихито.

    134.Особняк Фурукава.jpg
    Особняк Фурукава


    135.Дворец Акасака.jpg
    Дворец Акасака

    Архитектурный стиль ваёфу характеризуется как эклектический. Ярким примером этого стиля в период его становления является дом в усадьбе Сэйбикан, построенной в 1909 году в префектуре Аомори. Постепенно к домам в стиле ваёфу стали подходить более творчески, не ограничиваясь механическим соединением японского и европейского, примером чему может служить усадьба Ито Дэнэмона. В усадьбах ваёфу европейская тематика могла появляться двояким образом:
    1. Усадьбы, в которых японскому строению соответствует японская стилистика сада, а европейскому – европейская, без явного разделения участка на две зоны. Примером могут послужить усадьбы писателей Сатоми Тона и Ёсикава Эйдзи.
    2. Усадьбы, в которых в стиле ваёфу созданы и строения, и сад. К ним относятся, например, усадьба Ито Дэнэмона, усадьба писателя Сига Наоя, усадьба Мурин-ан.
    Правда, есть и исключения. Например, в резиденции дома Фурукава (Кю-Фурукава-тэй) имеется особняк в европейском стиле и сад с двумя зонами - японской и европейской, разделёнными густыми вечнозелёными деревьями и не связанными друг с другом. На вилле маркиза Накахиро Икэда европейский сад разбит перед фасадом особняка, а за ним – японский.
     
    La Mecha и list нравится это.
  8. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.809
    Симпатии:
    2.636
    Очень интересно все, усадьбы необыкновенно красивы.

    Хотелось бы на будущее, чтобы Вы открыли еще ветки по архитектуре и ландшафтному дизайну в Японии, как продолжение и стиля ваёфу, и вообще в русле совсем новых тенденций. Было бы интересно узнать, как все менялось.
    От ваёфу к современности, например.

    Ведь сейчас большинство японцев живут в довольно скромных по габаритам жилищах.
    А когда-то не получилось заселить Гиндзу...
    Какие усадьбы сейчас строят в Японии? Тоже любопытно.

    (В России, например, совсем недавно в элитном дизайне интерьера был очень популярен "японский стиль"... даже слишком популярен - переиначен на российский лад. )

    Но все, конечно - по Вашему желанию и на будущее. )
     
    list нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Да, надеюсь, так и будет :)
     
    La Mecha и list нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Усадьбы ваёфу. Усадьба Сатоми Тона

    Сатоми Тон (1888 – 1983) - писатель, член Японской академии искусств, выпускник Школы пэров, присоединившийся в 1910 году к объединению «Сиракаба» («Белая берёза»). Об этом объединении говорилось в заметке «Новое время». Тон поступил на филологический факультет Токийского императорского университета, но бросил его, не доучившись.

    152.Сатоми Тон.jpg
    Сатоми Тон

    Дом Сатоми Тона в Камакура построен в 1926 году в европейском стиле с широкой открытой верандой на втором этаже. Он прожил в этом доме с семьёй 10 лет. Проект был разработан самим Тоном под влиянием «органической архитектуры» американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, характерной чертой которой является открытый план в архитектуре и вписанность постройки в окружающий ландшафт. Интерьер дома, как и сам дом, выполнен в западном стиле. Дизайн интерьера также разрабатывался самим Тоном.

    153.Сатоми Тон. Дом.jpg

    154.Сатоми Тон. Дом 2.jpg

    155.Сатоми Тон. Интерьер.jpg

    Непосредственно к европейскому дому примыкает свайная постройка в японском стиле под высокой тростниковой крышей, но с застеклённой, тем не менее, галереей. В эту постройку, где находился кабинет Сатоми Тона и чайная комната, можно попасть из главного дома. Интерьер кабинета, как и дом, выдержан в японском стиле.

    157.Сатоми Тон. Яп.постройка.jpg
    Японская постройка

    158.Сатоми Тон. Яп.постройка 2.jpg
    Японская постройка

    159.Галерея.jpg
    Галерея

    Стилистика сада соответствует архитектурному решению усадьбы, в которой присутствуют японское строение и строение в западном стиле.
    К главному особняку, по обе стороны входа которого симметрично высажены пальмы, ведёт прямая дорожка, обсаженная справа ровным рядом стриженых кустов. За ними - свободное пространство небольшого газона. Однако справа и слева от этого европеизированного участка начинается природный сад, радующий с приходом весны цветами вишен, магнолий и рододендронов. Слева от входной дорожки отходит тропинка из тобииси, уводящая к японскому флигелю.

    161.Сатоми Тон. Тобииси.jpg
    Тобииси

    Усадьба Сатоми Тона демонстрирует двойственность мировоззрения начала ХХ века. С одной стороны, Тон, следуя национальной традиции, строит дом, органично вписывающийся в окружающий пейзаж. С другой – он как бы забывает, что наилучшим образом в контекст японской природы вписывается именно традиционный японский дом и, следуя веяниям времени, выбирает для создания проекта стиль Западной архитектуры, которому свойственны те же черты. При этом интересно, что именно увлечение японской традиционной архитектурой и тщательное её изучение легло в основу разработки Райтом концепций «органической архитектуры».
    Обращает на себя внимание и то неравноправное положение, в котором находится японский дом по сравнению с особняком в западном стиле. Он выглядит как бедный родственник, притулившийся к Старшему брату. Не исключено, что тут не обошлось без влияния работ Джошуа Кондера, прекрасного английского архитектора, много лет прожившего в Японии и влюблённого в сады этой страны. Тем не менее, он считал, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток», поэтому в создаваемых им усадьбах происходило не взаимопроникновение, не гармоничное объединение, а чёткое выделение японской и Западной зон, их механическое сложение. Причём главенствующей, как правило, оказывалась Западная зона.
    Если бы дом в японском стиле не стоял вплотную к главному дому, а находился от него на некотором расстоянии, указанное неравноправие не бросалось бы в глаза.
    В усадьбе другого писателя, Ёсикава Эйдзи, это неравенство, хоть и не столь явно выраженное, тоже присутствует, но имеет противоположный знак.
     
    La Mecha и list нравится это.
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.159
  12. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Усадьбы ваёфу. Усадьба Ёсикава Эйдзи

    Ёсикава Эйдзи (1892 - 1962) - один из известнейших в Японии авторов исторических романов. Был удостоен высшей награды для литераторов – Орденом культуры, а также Орденом Священного сокровища, Премией Кикути Кана, Премией Асахи от газеты Асахи симбун и Премией Майнити в области искусства. Увлечённый прошлым страны и средневековой классической литературой Японии и Китая, он сделал много для сохранения "японской души", мало заботясь о "европейских знаниях".
    Эйдзи родился в семье бывшего самурая, занявшегося скотоводством. Уже с десятилетнего возраста стал сотрудничать в журналах, но поскольку отношения с семьёй у Эйдзи не сложились, ему приходилось постоянно переезжать с места на место, меняя работу и занимаясь самообразованием.
    В 1910 году он работал в инкрустационной мастерской и сочинял шуточные хайку (сэнрю), публиковавшиеся в журнале «Тайсё сэнрю». Постепенно Эйдзи начал писать исторические романы, которые с двадцатых годов стали приобретать всё большую популярность. Позднее по многим его произведениям были поставлены фильмы, такие, как «Самурай», «Честь самурая», «Десять меченосцев».
    В селении Ёсиномати (ныне г. Омэ, преф. Токио) Эйди приобрёл довольно большой участок площадью 5600 кв.м с домом, построенным в конце периода Эдо (1603 - 1868), и сливовым садом.

    163.Ёсикава Эйдзи. Дом.jpg

    164.Ёсикава Эйдзи. Дом 2.jpg

    165.Ёсикава Эйдзи. Дом 3.jpg

    На постоянно жительство он переехал туда с семьёй только в 1944 году, стремясь уйти в общении с природой и простыми людьми от невзгод, связанных с войной.
    В настоящее время дом крыт листовой медью, хотя прежде крыша была из кедровой коры. Обращают на себя внимание чудесные отсветы и отражения, возникающие при взгляде на внутренние помещения через стёкла сёдзи . Особенно впечатляюще это выглядит на галерее, идущей вдоль гостиной, где создаётся полный эффект зеркального потолка. Использование стекла в сёдзи открыло новые возможности для реализации одного из основных принципов архитектурно-садовых ансамблей – тэйоку итинё, «единство дома и сада», с помощью приёма отражений, способствующему также зрительному расширению пространства.

    166.Ёсикава Эйдзи. Отсветы.jpg
    Отсветы

    167. Ёсикава Эйдзи. Галерея вдоль гостиной.jpg
    Галерея вдоль гостиной

    168.Ёсикава Эйдзи. Отражение.jpg
    Отражение

    К северо-западному углу главного дома примыкает флигель, построенный в европейском стиле, где находился рабочий кабинет Эйдзи. Писатель посадил перед ним плакучую сливу и вкопал керамическую плитку, одну из тех, что использовались при капитальном ремонте буддистского храма VII века Тодайдзи. На плитке вырезано посвящение Будде Вайрочане.

    169.Ёсикава Эйдзи. Дом и флигель.jpg
    Дом и флигель

    170.Ёсикава Эйдзи. Раб. кабинет.jpeg
    Рабочий кабтнет

    171.Ёсикава Эйдзи. Плитка с посвящением.jpg
    Плитка с посвящением

    Интерьер флигеля выдержан в европейском стиле. Некоторые элементы декора больше подошли бы какому-нибудь особняку, а не маленькому флигелю, что говорит о механическом переносе отдельных черт европейской архитектуры, зачастую имевшем место в то время.

    172.Ёсикава Эйдзи. Декор 2.jpg
    Декор

    173.Ёсикава Эйдзи. Декор 3.jpg
    Декор

    174.Ёсикава Эйдзи. Декор 1.jpg
    Декор

    Всхолмлённый сад усадьбы вполне можно назвать садом слив. Эйдзи любил их пышное цветение. Вслед за цветами сливы распускались и растения четырёх времён года: химонант ранний, еджевортия золдотистоцветковая, пиерис японский, кандык японский, скрученник китайский, коммелина обыкновенная, ликорис лучистый, ардизия городчатая. Есть там и стриженные кусты у пагоды. Сливы росли в саду ещё до переезда семьи в усадьбу, да и сам Эйдзи посадил их немало.
    В западной части сада растут два огромных литокарпуса Зибольда, насчитывающих 500 – 600 лет. Есть в саду и небольшой ручеёк. Растут сосны, старые дзельквы и аквиларии. Эти большие деревья вместе с литокарпусами создавали в саду атмосферу старины, столь близкую сердцу Ёсикаваы Эйдзи.
    176.Ёсикава Эйдзи. Литокарпусы.jpg
    Литокарпусы

    177.Ёсикава Эйдзи. Ручей.jpg
    Ручей
     
    La Mecha, list и Ондатр нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.159

    Вложения:

    La Mecha, Елена и list нравится это.
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.851
    Симпатии:
    9.159
    1280px-Onzansouen03s1980.jpg

    1280px-Onzansouen04s2048.jpg

    1280px-Onzansouen05s2048.jpg

    1280px-Onzansouen06s2048.jpg

    1280px-Onzansouen09s2040.jpg 1280px-Onzansouen10s1980.jpg 1280px-Onzansouen11s5s2010.jpg Onzansouen02s2048.jpg Stone_Pillar_in_Onzansouen.jpg
     
    Елена, takedo и list нравится это.
  16. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.266
    Симпатии:
    2.102
    Идиллия безмятежности, покоя и чистоты.
    Интересно, что это?
     
    La Mecha нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Не смог найти этот пейзаж в Ондзансо-эн (温山荘園). Не могли бы дать ссылку на фотографию?
    Впрочем, не надо. Это стволы Саговников поникающих, у которых в декоративных целях срезаны листья.
     
    Последнее редактирование: 25 май 2018
  18. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Саговник поникающий.JPG
    Саговник поникающий
     
    La Mecha и list нравится это.
  19. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.266
    Симпатии:
    2.102
    О, спасибо. Не узнала в них пальм. ) Слишком необычно смотрятся они без верхушки, на своём островке, который кажется другим, особым, миром в общем контексте парка.

    Наверняка он символизирует что-то конкретное, о чём можно только догадываться, не зная истории создания усадьбы.
     
    takedo нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Прекрасный пример подтекстов японского сада - усадьба Ито Дэнэмона, которую тоже можно отнести к стилю ваёфу.
    Ито Дэнэмон (1861 – 1947), угольный промышленник, родился в семье, не отличавшейся знатностью и богатством. Когда Дэнэмону было 7 лет, умерла его мать. Благодаря своей предприимчивости, Дэнэмон сумел стать известным человеком в угольном бизнесе. Его вторая, 25 – летняя супруга Янагивара Бякурэн, на которой он женился в возрасте 52 лет после смерти первой жены, принадлежала к аристократической фамилии, находившейся в родстве с императорским домом.
    Бякурэн («Белый лотос») была прекрасной поэтессой, получившей широкую известность после публикации первого же сборника «Фумиэ» (Фумиэ - медная пластинка с изображением девы Марии или распятием, которую в XVII—XVIII вв. заставляли топтать ногами как доказательство того, что человек не является христианином). Вскоре она стала центром литературных салонов высшего общества. Отдавая дань красоте и таланту Бякурэн, её называли Королевой Цукуси (Цукуси – самая богатая провинция о. Кюсю).
    После 10 лет брака Бякурэн порывает с преуспевающим бизнесменом Дэнэмоном и сбегает от него со студентом Токийского университета.
    Усадьба Дэнэмона, построена в 1916 году на о. Кюсю, в г. Фукуока. Её сад состоит из четырёх зон: сад при входе с южной стороны особняка, главный сад с северной стороны и два внутренних сада. На первый взгляд кажется, что и комплекс строений, и сад выполнены в чисто японском стиле, но потом начинаешь замечать нюансы. Первое, что бросается в глаза - большая труба, выглядящая довольно нелепо, однако это, пожалуй, единственная нелепость в усадьбе. Труба принадлежит мраморному камину, устроенному в гостиной, обставленной по-европейски. Окна гостиной с цветными витражами также выполнены в европейском стиле.

    5. Ито Дэнэмон. Общий вид.jpg
    Общий вид

    42. Каминная труба.jpg
    Каминная труба

    43. Окно гостиной.jpeg
    Окно гостиной

    Главные ворота ведут в сад при входе. Его искусно подстриженные деревья и кустарники элегантно оттеняются свободно раскинувшимися перистыми листьями саговников, растущих на Кюсю в диком виде. Между ними проходят две дорожки. Левая ведёт во внутренний тенистый, поросший мхом сад с фонарём и пошаговыми камнями - тобииси, а правая – к главному входу в здание и внутренним воротам.

    6.Ито Дэнэмон. Сад при входе, ворота внутреннего сада.jpg
    Сад при входе, ворота внутреннего сада

    8.Ито Дэнэмон.Внутренние ворота.jpg
    Внутренние ворота

    Через внутренние ворота мы попадаем в открытый двор, пройдя через который по гравийной дорожке оказываемся в главном саду. Дорожка сама по себе представляет интерес. Вдоль неё идут стройные ряды сначала кустарников, потом деревьев, не слишком характерные для традиционного японского сада. Они как бы направляют нас к главному саду. Дорожка вымощена, скорее всего, гранитным отсевом и огорожена верёвкой, продетой через деревянные столбики. Примечательно, что эта скорее западная, чем японская дорожка проходит как раз мимо двухэтажного строения также западного вида, составляя с ним гармоничную группу.
    Завершение создания главного сада усадьбы было приурочено к знаменательному событию в жизни Дэнэмона — бракосочетанию с Янагивара Бякурэн. Для Ито Дэнэмона, страстно мечтавшего войти в высшее общество, это было особенно важно. Когда он сватался к Бякурэн в первый раз, был получен отказ из-за его низкого происхождения. Потребовалось вмешательство высокопоставленного лица, чтобы брак состоялся. Думается, Дэнэмон очень надеялся на появление под его фамилией новой династии, в жилах членов которой потечёт императорская кровь.
    Композиционно главный сад достаточно типичен. Это прогулочный сад, одну из сторон которого занимает главный дом усадьбы. С трёх других сторон сад окружают густые посадки деревьев и кустарников, в обрамлении которых раскинулся газон, пересечённый извилистым ручьём с двумя небольшими водоёмами. В центре широкой дуги, образованной этим ручьём, поставлена круглая беседка. Однако в саду нас ждут и неожиданности.
    Прежде всего, это использование бетонных конструкций и конструктивных элементов, которые во многих местах заменяют садовые камни, соседствуя с натуральными. Причём бетонные цилиндры, заменяющие садовые камни, расположены не только на берегах, но и в самом ручье. Такое активное использование бетона в саду появилось не без западного влияния.

    10.Ито Дэнэмон.Цилиндры.jpg
    Цилиндры

    11.Ито Дэнэмон.Цилиндры 2.jpg
    Цилиндры

    12.Ито Дэнэмон.Цилиндры 3.jpg
    Цилиндры

    Замечательно даже не само по себе наличие в саду, казалось бы, не сочетаемых природных камней и искусственных геометрических объектов. Благодаря стилистическому единству сада, это соседство удивляет, но не вызывает резкого отторжения. Использовать геометрические формы начал ещё Кобори Энсю (1579 – 1647), но подобные формы созвучны и модерну начала XX века. Бетонными сделаны и мосты, и сами берега ручья, через который эти моты перекинуты, и остров в пруду. Интересен двойной мост из бетонных дуг, редкий в японских садах, но остров поражает особенно.

    13.Ито Дэнэмон.Двойной мост.jpg
    Двойной мост

    14.Ито Дэнэмон.О остров.jpg
    Остров

    Он представляет собой плоскую залитую бетоном площадку неправильной формы. Посреди этой площадки возвышается каменистый холм с двумя искусно сформированными бонсаями и кустиком между ними. Фонарь, поставленный на острове, расположен так, что он и деревья оказываются в вершинах воображаемого треугольника – символа числа «три», самого по себе весьма символичным. На острове, окружённом такими же бетонными берегами ручья, расставлены несколько камней и цилиндрических столбиков, встречающихся также на берегах по всему руслу. При всей необычности бетонного острова, как, впрочем, и всего одетого в бетон ручья с его столбиками, с ним возникают определённые ассоциации. Этот остров удивительно напоминает «пейзаж на подносе» - бонкэй. Миниатюрные и не очень, живые пейзажи, создаваемые на подносах.

    15.Ито Дэнэмон.Бонкэй.jpg
    Бонкэй

    При взгляде на фотографию общего вида сада можно заметить, что он содержит две структурно различных области. Одна состоит из густых зарослей свободно растущих вдоль ограды деревьев и кустарников, окружающих поляну – вторую область, отличающуюся от первой своей рукотворностью.

    16.Ито Дэнэмон.Главный сад.jpg
    Главный сад

    Подавляющее большинство растений во второй области сформированы человеком. Большинство, но не все. Некоторые лесные деревья и кусты всё же проникли на поляну, стараясь найти общий язык со своими цивилизованными собратьями, и не без успеха. Вызывающе рукотворным оказался и ручей, протекающий через поляну. Его русло словно вырезано острым ножом из полосы бетона, образующего берега.
    Естественным камням, оказавшимся на этом бетонном ложе вместо мягкой родной земли, приходится не слишком уютно, тем более, что рядом стоят странные цилиндрические столбики, делающие вид, что они тоже камни.
    Что же это за сад? Какая концепция лежит в его основе? Природное и человеческое. Природа и человек. Сад говорит на двух языках, стараясь донести до зрителя мысль об их единстве – языке природы и языке человека. На языке природы говорят растения, на языке человека, языке символов - бетонные конструкции ручья.
    Если приглядеться к бетонным столбикам на острове и по берегам ручья, можно заметить, что они сгруппированы совершенно определённым образом.
    Это может быть один цилиндр, три или пять. Все числа полны смысла. «Три» весьма универсально и может означать буддистскую триаду – Будду настоящего, прошлого и будущего или небо, землю и человека и др. «Пять» - пять буддистских заповедей:
    не причиняй вред живому, не воруй, не прелюбодействуй, не злоупотребляй доверием и не лги, не употребляй опьяняющих напитков. Пять путей достижения состояния Будды: путь стяжания добродетелей, путь соединения с истиной и борьбы со злом, путь истинной мудрости, путь прозрения, путь достижения цели. «Пять постоянств», пять достоинств конфуцианской этики: человеколюбие, справедливость, верность обычаям предков, мудрость и искренность. Но главное число - неделимая Единица, Абсолют, Великий предел - Тайцзи. Оказывается, эта Единица, Великий предел “круга перемен”, зашифрован в самой структуре ручья. Триада 1, 3, 5 – это нечётные мужские цифры, символ мужского начала – Ян, и все цилиндры, являющиеся в то же время фаллическими символами, сгруппированные по этому принципу, располагаются у воды – символа женского начала – Инь. Единство противоположностей Инь–Ян, то, благодаря чему существует сама жизнь, жизнь природы и человека в их единстве. Единстве не как объединении двух элементов, а как неделимого целого.
    Нечётные простые числа считаются в Японии счастливыми, поскольку не делятся на два. Не делится на два и семейное счастье. Оно общее для супругов. С этим, кстати, связан обычай дарить на свадьбу нечётную сумму денег.
    Есть свадебное подношение и в саду. Это упоминавшийся выше остров, ассоциирующийся с сухама-дай - свадебным подарочным столиком, символизирующим «остров блаженных» Хорай и преподносимым с пожеланием долголетия и счастья. Не случаен и арочный мост, соединяющий «два берега у одной реки».

    17.Ито Дэнэмон.Сухама-дай.jpg
    Сухама-дай

    18.Ито Дэнэмон.Сухама-дай 2.jpg 18.Ито Дэнэмон.Сухама-дай 2.jpg
    Сухама-дай

    Таким образом, главный сад усадьбы Ито Дэнэмона может восприниматься трояко. Для зрителя, не понимающего его символического значения — это чудесный сад, полный эстетических достоинств. Для человека, знакомого с традиционной восточной символикой он наполняется глубоким философским смыслом. Но только тот, кто знаком с историей семьи Ито Дэнэмона, прочтёт это послание полностью.
    Весь главный сад полон скрытого подтекста. Это магическое послание богам о процветании и даровании потомства.
     

    Вложения:

    La Mecha, Ондатр, Елена и ещё 1-му нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Усадьбы ваёфу. Мурин-ан

    Как сказать –
    В чём сердца
    Суть?
    Шум сосны
    На сумиэ.
    Иккю Сюдзюн

    Отзвук, послечувствствие, сердечный отклик при взгляде на картину тушью, при чтении хайку. То особое ощущение, эстетическое восприятие, «которое не выражается в слове, которое нельзя увидеть в форме» (Камо-но Тёмэй). Нечто неуловимое, что в японской эстетике называется ёдзё.
    Есть сад, проникнутый этим ощущением неуловимости. Он называется Мурин-ан. Усадьбой Мурин-ан владел генерал Ямагата Аритомо, большой человек в японской политике. Именно он послужил прототипом Омуры в фильме «Последний самурай».
    Размышляя о саде Мурин-ан, вспоминаешь рассказ Брэдбери «Сущность». В этом рассказе «нечто», неуловимое, превращалось во «что-то». Не просто во что-то, а в то, о чём подумал человек, увидевший это нечто, давший ему имя, конкретизировавший.
    Так и Мурин-ан, сад, способный изменяться по воле созерцающего его человека. Двуликий Янус, принимающий японский или европейский облик в зависимости от восприятия зрителя. Благодаря гению создателя сада, Огавы Дзихэя, он наполнен неуловимым «нечто», становящимся «чем-то» конкретным в глазах конкретного человека.
    При попытке понять, как всё это удалось реализовать Дзихэю, поражает композиционная незамысловатость сада, что видно, в частности, из его плана. Небольшой участок в 30 соток треугольной формы, обсаженный по периметру деревьями, с ручьём, берущим начало у трёхступенчатого водопада и пересекающим сад по его длине. Со сдвинутыми к короткой стороне треугольника постройками, занимающими примерно треть всей площади.

    58. Мурин-ан, план.jpg

    65.Водопад.JPG

    Своей простотой и изяществом Мурин-ан напоминает сад Кюсэки-тэйэн времён Нара (см. «Цитадель мира» - Хэйдзё-кё). Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что эта простота глубоко продумана. Именно благодаря продуманности этой простоты, благодаря отсутствию явно выраженных акцентов японское в нём совершенно незаметно перетекает в европейское и наоборот.
    Постройки сдвинуты в одну сторону и расположены как можно ближе друг к другу не только для того, чтобы освободить пространство для сада. Заходя с улицы в усадьбу, человек сразу попадает в тесноту застройки. Преодолев в этой тесноте ряд проходов и поворотов и оказавшись, наконец, в саду, он с особой силой ощущает открывшийся перед ним зелёный простор.

    59. Мурин-ан, зелёный простор.jpeg

    И что же он видит? Обычный европейский пейзаж с извилистой речкой, текущей через луг в окружении леса. Деревья имеют самый естественный облик без следов формирования. Далёкие холмы в голубой дымке, прекрасно использованный заимствованный пейзаж – классический английский пейзажный сад и никаких японских атрибутов вроде фонарей. Однако стоит отойти на несколько шагов - и начинаешь сомневаться, европейский ли он. То же место - и уже что-то японское.

    60. Мурин-ан, что-то японское.jpg

    Да и предыдущий вид, если приглядеться, не такой уж европейский – невысокие, ненавязчивые стриженные кустики, разбросанные по луговине, камни, как будто лежащие здесь испокон веков, а на самом деле идеально сбалансированные. А это уже Япония без сомнений. Но ведь это то же место! А это – неужели это тот же сад? А что там выглядывает слева? Да это же настоящая Европа!

    61. Мурин-ан, уже Япония.jpg
    Уже Япония

    62. Мурин-ан.Главный дом.JPG
    Главный дом

    63. Мурин-ан, европейский дом.jpg
    Европейский дом

    Или участок мелководья с отцветшими кочками ирисов и веткой сосны, склонившейся над ними. Сколько ассоциаций может вызвать оно у японца! Прежде всего, конечно, классический образ ирисового болотца с мостом яцухаси. Но ведь и для европейца такой уголок леса выглядит совершенно привычно.

    64. Мурин-ан, мелководье.JPG
    Мелководье

    Оценивая структуру сада, японец скажет, что, конечно, это сад японский. В нём присутствуют все основные элементы - вода, камень, свободные пространства и растения. И полное отсутствие симметрии. А европеец ответит, что Западным садам всё это тоже не чуждо. Единство противоположностей, причём, безо всякой борьбы.
    Но как же организована связь сада с постройками? Сделано это, под стать саду, «просто и со вкусом». Кроме хозяйственных построек, которые не просматриваются из сада, на участке имеется два дома, расположенные рядом друг с другом. Один – в европейском стиле, другой – в японском. Они весьма символично разделены ручьём, но при этом соединены перекинутым через него мостиком. Примечательно, что чайный павильон, единственная постройка на территории самого сада, расположен на стороне европейского дома, и именно от европейского дома к нему ведёт кратчайший путь.

    67.Чайный павильон.jpg
    Чайный павильон

    Пространственный переход от домов к территории сада происходит плавно и незаметно. Дорожки, ведущие от каждого из домов в сад, в начале своём соответствуют стилистике самих домов. От европейского дома отходит гравийная дорожка, характерная для Западных садов, обсаженная самыми обычными деревьями. От японского дома с садиком Цубо внутри - дорожка, наоборот, японская. Около неё есть даже фонарь и тёдзубати. Однако по мере вхождения в сад эти дорожки как-то теряют свой национальный колорит, растворяясь в атмосфере взаимопревращений.

    66.Сад Цубо.jpg
    Сад Цубо

    Такой сад трудно подвергать анализу. Видимо, Дзихэй уловил ту «сущность», которая является общей для японских и европейских садов. Сумел воплотить её в реальных пейзажах, вызывающих душевный отклик, как у японца, так и у европейца.
    Желающие прогуляться по саду могут зайти вот сюда .
    Приятной прогулки!
     
    La Mecha, list и Ондатр нравится это.
  22. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.809
    Симпатии:
    2.636
    Наверное, самым приятным было бы сидеть в зеленой тени деревьев, наблюдая, как солнечные зайчики снуют по мелководью.
    Или в чайном домике - пить чай и смотреть на вечную игру солнца и острых теней - от листвы и ирисовых стеблей...

    Интересный сад.
     
  23. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Благотворители и меценаты. Кавасаки Сёдзо, Мацуката Кодзиро

    Бурные процессы, происходившие в области культуры на рубеже XIX – XX веков, не могли не затронуть набиравших силу купцов, предпринимателей, промышленников, многие из которых были истинными ценителями прекрасного. Как и люди творческих профессий, они горячо переживали за судьбу литературы, искусства и других сфер культуры, стараясь поддержать те из направлений развития общества, которые считали наиболее значимыми. Одни ратовали за сохранение национальной самобытности, другие поддерживали курс на европеизацию, третьи придерживались идеи «японская душа – европейские знания».
    Интересен сам дух благотворительности и меценатства в Японии, значительно отличавшийся от такового на Западе. После открытия страны и активного проникновения Западной культуры в Японию, применительно к благотворителям и меценатам всё чаще стал использоваться термин «патрон» (англ. patron), который означает «покровитель», «глава», «руководитель», то есть человек, стоящий выше того, которому он покровительствует. Однако существует собственно японский, куда более древний термин – коэнся, имеющий совершенно иной акцент. Он состоит из трёх иероглифов: ко – сзади, позади, эн – помогать, поддерживать и ся – человек, «тот, кто..». Таким образом, коэнся – это не покровитель и руководитель, а помощник, тот, кто стоит сзади и поддерживает.

    Кавасаки Сёдзо

    188.Кавасаки Сёдзо.jpg
    Кавасаки Сёдзо

    Кавасаки Сёдзо (1836 – 1912) - бизнесмен, политический деятель, член Верхней палаты парламента, основатель одного из крупнейших в мире промышленных концернов Kawasaki Heavy Industries, изначально занимавшихся судостроением.
    Отойдя в 1896 году от активной профессиональной и политической деятельности, Кавасаки завоевал известность как крупный коллекционер произведений искусства. Он стремился приобрести как можно больше всего, что имело художественную, культурную или историческую ценность, начиная от домов и садов, кончая свитками для токонома и безделушками. Им руководила не только любовь к искусству, но и любовь к своей стране, стремительно терявшей национальные сокровища, вывозимые в Европу и Америку. В конце XIX – начале XX веков Запад переживал бурное увлечение всем японским, граничащее с одержимостью. Из Японии были вывезены десятки тысяч гравюр укиё-э, огромное количество изделий прикладного искусства, прекрасные ширмы школ Кано и Корина, иллюстрированные книги. Среди них были и старинные, антикварные произведения искусства.
    К слову заметим, что нечто подобное, хотя и обусловленное иными причинами, происходило и в послереволюционной России 1917 – 1918 годов. «Иностранные агенты по купле-продаже шныряли по квартирам и особнякам Москвы и Петрограда». (Коненков С. Достояние народа. – «Правда», 1969, №220). «В это время с молотка шло всё, что имело художественную ценность: отдельные картины и целые коллекции, хрусталь, серебро, мебель – разрозненными предметами и полной обстановкой». (В. П. Лапшин. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983).
    Борясь против перетекания шедевров японского искусства за рубеж, Кавасаки занялся коллекционированием ещё в 1878 году. В 1890 году завершилось строительство в г. Кобэ его великолепного особняка, в котором был организован открытый для посетителей музей. В этом музее разместилось около 2000 собранных Кавасаки экспонатов.
    Не ограничиваясь собиранием коллекции, Кавасаки сам решил заняться созданием художественных изделий. Пригласив в 1896 году мастера перегородчатой эмали Кадзи Сатаро для обучения этому искусству, через три года он достиг прекрасных результатов. В 1900 году его работы завоевали первый приз на международной выставке в Париже. После этой выставки Кавасаки отправился со всей семьёй из семи человек в поездку по Европе и Англии, знакомясь с судостроительной промышленностью и художественной жизнью стран. Это была его последняя крупная поездка, связанная с бизнесом. Через 12 лет Кавасаки Сёдзо скончался после тяжёлой болезни. Он был похоронен в семейном храме Токкоин, основанным самим Кавасаки в 1906 году у подножья горы Маруяма.

    190.Токкоин.jpg
    Токко-ин

    Другой меценат, Мацуката Кодзиро, пошёл иным путём, прилагая много усилий для просвещения японцев в области европейского искусства, но не только.

    Мацуката Кодзиро

    189.Мацуката Кодзиро.jpg
    Мацуката Кодзиро

    Мацуката Кадзиро (1865 – 1959) – промышленник и политический деятель, президент компании Kawasaki Dockyard Co., Ltd, член нижней палаты парламента, коллекционер произведений искусства.
    Кадзиро родился в семье князя Мацуката Масаёси, премьер-министра Японии с 1896 по 1898 годы. Начал высшее образование с Токийского императорского университета, но в 1884 году бросил его и в том же году отправился в Америку, где поступил в Йельский университет. Получив диплом и вернувшись на родину, Кадзиро в 1891 году вступил в должность секретаря премьер-министра. В 1896 году Мацуката Кадзиро был назначен президентом компании Kawasaki Dockyard Co., Ltd, став преемником ушедшего от дел Кавасаки Сёдзо. С 1936 года Кадзиро в течение трёх сроков избирался членом нижней палаты парламента, по долгу службы часто бывая в Америке.
    Ещё в десятые годы, будучи президентом компании Кавасаки и посещая Европу, Кадзиро начал приобретать там картины, скульптуру, а также гравюры укиё-э, оказавшиеся за рубежом, мечтая о создании в Токио музея искусств, доступного всем желающим. Ему удалось вернуть на родину 1925 гравюр, всего же в коллекцию Кадзиро входило около 8000 укиё-э. В процессе поисков произведений искусства он тесно познакомился с Клодом Моне, оказавшем ему немалое содействие в этом деле.
    Мечта Кадзиро не была реализована при его жизни, но часть его европейской коллекции послужила основой для создания фондов Национального музея западного искусства, открытого в токийском округе Тайто в 1959 году. Скульптура Огюста Родена «Мыслитель», установленная перед входом в музей, также принадлежала коллекции Мацуката Кадзиро. Гравюры же укиё-э были переданы Национальному музею современного искусства, расположенном в районе Тиёда г. Токио.
     
    list, La Mecha и Ондатр нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Благотворители и меценаты. Охара Магосабуро

    190.Охара Магосабуро.jpg

    Охара Магосабуро

    Охара Магосабуро (1880 – 1943) - крупный предприниматель, президент текстильной корпорации г. Курасики (преф. Окаяма), активно занимавшийся благотворительной деятельностью. Он основал Центральную больницу Курасики, Институт биоресурсов университета Окаяма, Институт труда Курасики, Институт социальных исследований Охара, Художественный музей Охара.
    Охара Магосабуро родился в г. Курасики преф. Окаяма в семье крупного помещика Охара Косиро, владельца текстильной фабрики Курабо, выросшей ныне в крупное предприятие Kuraray Co. В 17 лет Магосабуро поступил в Токийское высшее специальное училище (ныне – Университет Васэда), но поскольку предавался больше развлечениям, чем учёбе, был отправлен обратно домой. Чувствуя раскаяние, он активно включился в семейный бизнес. Вскоре, познакомившись с промышленником Исии Дзюдзи, занимавшимся благотворительностью, Магосабуро пошёл по его стопам, начав с поддержки сиротского приюта, организованного Исии в Окаяма.
    Увлёкшись европейской живописью, Магосабуро начал собирать коллекцию японских художников школы ёга, а затем и европейских художников, послужившую основой для создания Художественного музея Охара. Этим увлечением Магосабуро был обязан своему близкому другу и верному соратнику, художнику западной школы Кодзима Тодзиро. Именно Тодзиро помогал ему в приобретении картин зарубежных художников, совершая поездки в Европу и поддерживая связь с европейскими коллекционерами. Впоследствии Тодзиро принимал самое активное участие в разработке проекта музея.
    В 1905 году Магосабуро принял крещение, а через год отец Магосабуро ушёл в отставку, и управляющим фабрикой стал Магосабуро, который с первых же дней приступил к мерам по улучшению условий труда и быта рабочих.
    В 1930 году стараниями Магосабуро открылся первый в Японии музей современного изобразительного и прикладного искусства, «Художественный музей Охара». В нём наряду с японскими художниками представлены полотна Эль Греко, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Ренуара, Моне, Пикассо и других. Здание музея было возведено в стиле неоклассицизма по проекту известного архитектора Ито Тюта.

    197.Художественный музей Охара.jpg
    Художественный музей Охара

    Сад Синкэй-эн, расположенный в настоящее время за зданием музея, как и находящийся за ним комплекс строений в японском стиле, входил ранее в состав усадьбы Охара Косиро, отца Магосабуро, построенной в 1893 году. На первый взгляд создаётся впечатление, что это и не сад, а участок леса, но на самом деле создание такого сада стоит огромного труда.

    200.Сад.jpg
    Сад

    191.Охара Магосабуро. Ручей.jpg
    Ручей

    192.Охара Магосабуро. Ручей 2.jpg
    Ручей

    У ручья среди деревьев скрывается беседка. Есть и чайный павильон.

    193.Охара Магосабуро. Беседка.jpg
    Беседка

    194.Охара Магосабуро. Чайный павильон.JPG
    Чайный павильон

    В 1910 году Охара Касиро скончался, и усадьба перешла во владение Магосабуро. В 1922 году она была передана семьёй Охара в дар посёлку, ныне - городу Курасики, и открыта для посещения. Под строительства музея была выделена часть её территории.
    Свою усадьбу «Юринсо» площадью около 3000 кв.м Магосабуро построил в 1928 году, заботясь о любимой жене, которая была слаба здоровьем. Нужен был тихий уголок природы, полный зелени, воды и цветов, шелеста листвы и журчания ручья, врачующий тело и душу. Крыша главного дома усадьбы, выполненного в японском стиле, и сейчас крыта особым образом обожжённой глазурованной черепицей бледных зеленоватых тонов, прекрасно гармонирующих с тёмной зеленью деревьев и неярким охристым цветом окружающей усадьбу стены.

    198.Усадьба Юринсо.jpg
    Усадьба Юринсо

    199.Усадьба Юринсо 2.jpg
    Усадьба Юринсо

    В доме усадьбы имеются помещения как в японском, так и в европейском стилях.

    195.Охара Магосабуро.Юринсо. Интерьер.jpg

    196.Охара Магосабуро.Юринсо. Интерьер 2.jpg
     
    list, Ондатр и La Mecha нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    268
    Благотворители и меценаты. Сацума Дзирохати

    1.Сацума Дзирохати.jpeg
    Сацума Дзирохати

    Сацума Дзирохати (1901 – 1976) - преуспевающий бизнесмен и писатель, внук богатого купца Сацума Дзихэя, один из богатейших людей Японии начала ХХ века. В Европе его называли Бароном Сацума, Восточным Рокфеллером, Тихоокеанским аристократом.
    В 19 лет Дзирохати поступил в Оксфордский университет, где изучал историю греческого театра, и через некоторое время завёл много интересных знакомств. В числе его товарищей оказались такие известные люди, как британский офицер и путешественник Томас Эдвард Лоуренс, певец и актёр Фудзивара Ёсиэ. В 1922 году Дзирохати отправился в Париж. Он вёл там «красивую» жизнь, не стесняясь в средствах, которые регулярно поступали из Японии. Познакомился с Айсидорой Дункан и Жаном Кокто. Дзирохати провёл в Париже 10 лет, истратив сумму, сравнимую с затратами на строительство Золотого храма в Киото. Обладая весёлым и лёгким характером, он нравился всем. Однако деньги он тратил не только на приятное времяпровождение. «Японский дом» в Париже построен в 1929 году на его средства. Этот Дом называют также «Дом Сацума».

    2.Японский дом.jpg
    Японский дом

    Кроме того, Дзирохати оказывал щедрую финансовую поддержку всему, что было связано с японским искусством, музыкой, театром. Он принял горячее участие в судьбе работавших в Париже японских художников, таких, как Коно Мисао, Такасаки Такэси, Фудзита Цугухару,
    Во время Второй мировой войны, когда Париж был занят немецкими войсками, Дзирохати остался во Франции. По окончании войны он оказывал всяческое содействие японцам, стремившимся на родину.
    Сацума Дзирохати вернулся в Японию в 1956 году, но из-за земельной реформы 1946 – 1949 годов, почти полностью ликвидировавшей помещичью собственность на обрабатываемую землю, семья Сацума была разорена.
    В 1959 году Дзирохати отправился в преф. Токусима навестить могилу своего старого друга маркиза Хатисука Масаудзи, и там с ним случился апоплексический удар. Дзирохати оправился после инсульта, и скончался в 1976 году.
    В 1988 году в Музее современного искусства префектуры Токусима была открыта выставка «Сацума Дзирохати и японские художники Парижа». Её организовали художники, которым он помог в своё время.
     
    La Mecha и list нравится это.

Поделиться этой страницей