Сетевая революция в образовании

Тема в разделе "Наука и философия", создана пользователем Sielicki, 3 дек 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    2.081
    Симпатии:
    608
    В последнее время много говорится о кардинальных, даже революционных изменениях в методику образования которые с собою несет проникновение Сети в эту область: http://expert.ru/expert/2013/48/ostanetsya-desyat-universitetov/

    Но это очень опасная революция. И как это обычно бывает с революциями, она разнесет все, и камня на камне не оставит от того что она должна была бы улучшить.

    Корневая проблема с образованием (а потом с наукой, искусством, литературой) заключается в том что Хомо Сапиенс Сапиенс является очень талантливым видом. Практический любой экземпляр этого вида может достигнуть значительных успехов в интеллектуальных областях деятельности при затрате разумных усилий и времени на тренировку. Фактически любой человек, если захочет, может стать приличным ученым, философом, врачем, художником, поэтом. Но проблема в том что таких специалистов не надо много.

    Каждой деревне не надо более одного живописца, одного шута и одного лекаря. Глобализм еще и усугубил эту проблему - теперь вся Земля стала одной деревней, и ученых, писателей и актеров стало нужно еще меньше для удовлетворения глобального спроса. Куда же деваться остальным? А некуда. Но крах личных надежд и амбиций это еще полбеды. Невостребованность людей творческих профессий ведет к дискредитации самой области деятельности. Пример - Советский Союз с его перепроизводством ученых-физиков и инженеров для ковки Военного Щита Родины. Это перепроизводство привело к тому что дефицитное умение торговать Сникерсами не только стало цениться выше умения спроектировать межконтинентальную ракету, но и к смене самой парадигмы важности науки.

    Толпы пусть и умелых, но никому не нужных специалистов получивших свои знания и умения из Сети, могут скомпрометировать сам Проект Цивилизации Рационального Познания заложенный Церковной Реформой XI века, Возрождением и Веком Просвещения. На его смену могут прийти другие парадигмы: Мистические, Примитивистские, Милитаристические и прочие...

    Как помогают сохраниться нашей Цивилизации финансовые, временные и организационные препоны в получении образования? Они отсеивают из потенциально пригодных кандидатов только то количество народу которое действительно надо необходимо для приведения механизма науки и искусства в движение. И не по самым абсурдным критериям. Американская система образования, которую так восхваляет автор статьи, славится своими закрытыми критериями отбора абитуриентов. Получить хорошие оценки на экзаменах это только минимально необходимое (и то не всегда) условие. Главное продемонстрировать свое желание, стремление, выносливость в грызении гранита науки, и, главное, свою уникальность, изюминку, то что выделяет тебя из может быть талантливой, но серой массы.

    Именно эта индивидуальность и нужна будет тем кто займет единственное место "кулибина", "рублева" и "архимеда" его деревни.
     
    Ондатр нравится это.
  2. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    8.967
    Симпатии:
    1.449
    Мне кажется, общество должно в перспективе переосмыслить свое отношение к знанию. А именно, перестать видеть в нем исключительно инструмент для улучшения материального благосостояния. Знание самоценно, например, как социальный фактор. Что мы видим сейчас в политике. Неразвитый интеллектуально человек неспособен оценить преимущества прогрессивных форм общественного устройства, не говоря уж о том, чтобы полноценно в них участвовать. Образование и повышение уровня, скажем, социокультурной зрелости должны быть доступны, в идеале, каждому независимо от сферы занятости, будь то хоть уборщица или чернорабочий. Или, может, нужно пересмотреть саму систему профессий, чтобы в каждой был интеллектуальный и социокультурный элемент.
     
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.520
    Симпатии:
    8.596
    Работал я в таком открытом университете )
    Если брать Россию, то функция высшего образования в ней действительно изменилась .Если убрать весьма важную коррупционную составляющую традиционного учебного процесса, то ВУЗы действительно заняты не тем , что готовят специалистов, а общей социализацией студентов.
     
  4. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    8.967
    Симпатии:
    1.449
    Коррупционная составляющая в наших вузах это тоже фактор социализации. )
     
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.520
    Симпатии:
    8.596
    Так что возможно подготовка настоящих специалистов (ограниченного реальной потребностью) просто станет осуществляться этажём выше, на уровне аспирантуры.
     
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.799
    Симпатии:
    2.003
    Или на уровне реального производства.
     
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.520
    Симпатии:
    8.596
    На уровне реального производства фактически уже сейчас переучивают с нуля (в России) )
     
  8. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.799
    Симпатии:
    2.003
    Скорее доучивают, и далеко не с нуля. По крайней мере в технических и естественно-научных областях.
     
  9. Василий

    Василий Модератор

    Сообщения:
    8.967
    Симпатии:
    1.449
    Наверно, еще многое зависит от вуза.
     
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.520
    Симпатии:
    8.596
    Ну, с нуля, это конечно гипербола )
     
  11. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.799
    Симпатии:
    2.003
    Нет, ну в области техники и естественных наук, я смотрю, народ поступает вполне приличный пока. Там просто трудно откупиться, нужно показывать реальные знания. Сильного падения уровня в сравнении с тем, что был в 90-х я не наблюдаю.
    —— добавлено: 3 дек 2013 в 15:56 ——
    Другое дело что он в принципе отстаёт от западного уровня. Тогда отставал, а сейчас ещё больше отстал, потому что Запад ушёл за это время вперёд. Прежде всего в практических областях, работа с конкретной техникой, методами. Наше образование это образование середины прошлого века.
     
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.520
    Симпатии:
    8.596
    Кхм. Знаю лично одного железнодорожного начальника, который купил практически все экзамены и курсовые. Теперь у него диплом инженера. И это у них было скорее в порядке вещей.

    Но мы, кажется, несколько отклонились от сабжа 8-)
     
  13. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.799
    Симпатии:
    2.003
    Такое было и в 90-е. И процент таких случаев сильно зависит от ВУЗа. Такие товарищи на производство обычно не идут а если идут, не задерживаются.
    Сетевым образом могут преподаваться не все дисциплины, а другие - лишь частично.
    С другой стороны, "сетевизация" образования будет приводить к тому, что человек будет легче менять профессию. В целом, вряд ли это минус. Углублённое изучение науки останется, профессионализм останется, а общий уровень проникновения образования в массы увеличится, поскольку образование станет более доступным. Что положительно повлияет на средний цмемовый уровень.
     
  14. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.799
    Симпатии:
    2.003
    Старая форма высшего образования была во многом обусловлена тем, что доступность источников знания (употребляю это слово, поскольку имею в виду не только книги, но и преподавателей) была ограниченной. Сейчас ситуация качественно иная. Соответственно, действительно, меняется сама парадигма образования. Но на мой взгляд, тут просто вряд ли стоит сгущать негатив. Эта другая парадигма будет не хуже, она будет просто другая.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    2.081
    Симпатии:
    608
    С индивидуальной (и близорукой) точки зрения, конечно же, от сетивизации образования (увеличения доступности образовательных ресурсов) видна одна лишь польза. Но доступность образования может вызвать поворот в общественном сознании который приведет к (ложному или истинному, не важно) пониманию того что интеллектуальная сфера деятельности принципиально ничуть не отличается от вспашки земли. Со всеми вытекающими последствиями осознания легкозаменяемости этих людей и пренебрежительного отношения к ним и, что еще более важно, к делу которым они занимаются.

    Лозунг типа: "Сделать-то любой дурак сможет, вот ты попробуй продай!" выйдет из узких бизнес-кругов и сможет укорениться в широком сознании. Да, редким истинным ценителям науки и искусства это не помешает продолжать заниматься любимым делом, благо доступность к информационным ресурсам облегчит это занятие. Но ненадолго. Лишившись своего символического привилегированного общественного статуса, наука и искусство лишаться и прочих, утилитарных выгод особого общественного отношения к науке как лидеру и двигателю цивилизации.

    Финансирование и общественная мобилизация будут утеряны. Ученые, инженеры и артисты окажутся в роли мастеров боевых искусств или пустынных отшельников, с очень узких кругом покровителей и потребителей их функции. А за этим последует и деградация самих мастеров и их мастерства. И это не какая-нибудь фантазийная литература в глянцевых обложках. Этот процесс некоторые общества, и весьма недавно, уже проходили. К примеру Португальские, а потом и Французские Иезуиты в 16-18 веках, занявшись изучением культуры Индии, с удивлением обнаружили весьма продвинутые астрономические "знания" брахманов. "Знания" заключены в кавычки потому что хотя брахманы могли точно рассчитывать траектории движения планет по небесному своду, забыли почему и как работают их формулы, и, естественно не могли ничего нового построить на их базе или их уточнить, потому что для них расчет превратился в бездумный ритуал.
     
  16. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.799
    Симпатии:
    2.003
    У Вас прямо талант видеть угрозу ). Даже там, где её нет. Брахманы забыли почему и как работают их формулы потому, что образование в древней индии стало общедоступным?
     
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.520
    Симпатии:
    8.596
    самое смешное, что для этого нет необходимости в сетевом образовании ). Само наличие Сети с кучей информации уже привело к падению престижа экспертного сообщества и доверия к нему.
    Любой юзер заинтересованный в предмете считает себя обладателем всей имеющийся информации и, следовательно, экспертом.

    Это уже произошло с артистами не занятыми в сфере массовой культуры )

    Отличие образования от просто доступа к Сети, заключается именно в его системности. Т.е. человек получивший (реально) формальное образование по специальности имеет гораздо больше возможностей чтобы различать иерархию мастерства.
     
  18. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.799
    Симпатии:
    2.003
    А разве не происходит формирование новых экспертных сообществ? Например, есть ресурсы для химиков, причём даже со специализацией, где обитают реальные эксперты в этой области. Есть радиотехнические, астрономические, антропологические, видимо (просто не интересовался) - исторические или искусствоведческие или какие угодно ещё.
     
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.520
    Симпатии:
    8.596
    Они не новые ). Т.е эксперты остаются прежними, а перемещение части из них в сетевое преимущественно пространство, зачастую связано с теснотой возле Олимпа, где требуется прежде всего умение работать локтями )
     
  20. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.799
    Симпатии:
    2.003
    Ну почему же. Зачастую эти эксперты до того и не знали друг о друге. То есть сообщество-то как раз во многом новое. Это скорее естественное группирование народа по интересам, а в этом группировании неизбежно формируется своё экспертное сообщество.
     
  21. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.520
    Симпатии:
    8.596
    В рамках традиционного экспертного сообщества в современном мире эксперты часто не знают друг о друге , за исключением других экспертов по тому же узкому вопросу ).
    Локальное же экспертное сообщество в форумном масштабе, либо остаётся локальным, либо возникшие связи переносятся в реал . Т.е. оно может облегчить связи, но не создаёт новых экспертов.
     
  22. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.799
    Симпатии:
    2.003
    О создании новых экспертов речи и не идёт. Речь идёт о создании новых сообществ. Сеть это средство коммуникации. Эксперты создаются иным способом, который сетевизацией никоим образом не угнетается, разве нет?
     
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.520
    Симпатии:
    8.596
    У нас разговор шёл о сетевом образовании не так ли? ) Это как раз способ создания экспертов в.т.ч. Что касается термина экспертное сообщество то он имеет глобальный характер. Т.е. не имеется в виду скажем конкретный НИИ как сообщество учёных или посёлок художников ,или наукоград. Экспертное сообщество это совокупность мировых специалистов , пронизанная многочисленными внутренними связями, совершенно не подразумевающими личные коммуникации. Т.о. это сообщество всегда только одно )
     
  24. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.799
    Симпатии:
    2.003
    ОК. Вопрос: каким образом - пагубно или благотворно, по-твоему, влияет сетевизация на "создание экспертов"?
     
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.520
    Симпатии:
    8.596
    Пока что никак )
     

Поделиться этой страницей