Система интерпретации

Тема в разделе "Психология", создана пользователем plot, 14 фев 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Если принять, что схема восприятия примерно такая:

    1. Первичные сигналы органов чувств, к коим можно отнести и "око внимания", ум
    2. Многоступенчатая система интерпретации этих сигналов

    то и эмоции и разум с очевидностью входят в пункт 2. Причём и то и другое - тоже процессы сложные и многообразные. И надо заметить, что пункт 2 ими отнюдь не ограничивается. Они – лишь верхушка этого процесса.

    Попробуем рассмотреть этот процесс подробнее.

    Этап 1. Первичная интерпретация – это автоматическая интерпретация воспринимаемого как воспринимаемого. Воспринимаемое недифференцировано, неопределено, нет разницы между различными видами воспринимаемого.

    Этап 2. Различение в воспринимаемых объектах и явлениях цвета, формы, запаха, ощущения.

    Этап 3. Аффектированная оценка воспринимаемого. На этом этапе, например, боль распознаётся как боль. Оценка воспринимаемого аффектирована. То есть приятное порождает удовольствие, неприятное – страдание. По сути эта оценка – эмоциональна, но это, так сказать, первичные эмоции. У примитивных животных дальше первичной эмоции процесс не заходит из-за отсутствия следующего этапа. Это то, что в суфизме называют «материальной природой». Этот этап порождает причину для вовлечённости, аффектированной фиксированности внимания.

    Этап 4. Интеллектуальная интерпретация. Иными словами – отчёт в том, что где и с кем происходит. Обычно более или менее полностью работает на этап 3, в результате чего возникает этап 5:

    Этап 5. Вторичные эмоции. Это уже аспекты грубого нафса. Благодаря развитой системе интеллектуальной интерпретации развивается также и система «приятного-неприятного» в невероятном разнообразии вариантов и оттенков. Каждый объект или явление размещается на шкале от «ненавистного» через «нейтральный» к «страстно желаемому». Вариантов расположения на этой шкале множество. На этом этапе вовлечённость достигает своего апогея.

    Стадии с 1-й по 3-ю нами железно не осознаются/не видятся как правило. Где-то на стадии №3 восприятие проходит своего рода фильтр, в котором восприятие искажается. Например, вещи неприятные или непривычные отбрасываются или перерабатываются ещё каким-либо образом чтобы приспособить их под шкалу приятного-неприятно, вещи приятные тоже перекраиваются так чтобы получить от них большее удовольствие и т.д. Процесс этой фильтрации весьма сложен и как правило совершенно не осознаётся.

    Вне всех этих этапов или над ними находится осознанность, осознавание, по-буддийски - "сати". То есть, нельзя сказать, что она является следующим этапом интерпретирования. Осознанность противоположна вовлечённости. Таким образом, культивируя её каким-либо образом, мы можем радикально изменить процесс интерпретации. В этом случае всё это описанное здание из пяти этапов перерождается. Видимо, можно назвать осознанность отблеском "просветлённой природы" человека.

    Однако, могут быть и варианты. Может быть так, что «нафсовая» система начинает перестраиваться под действием хотений нафса (т.е. по сути - в рамках искажённого, аффектированного мировосприятия): например, этап 5 радикально «причёсывается», удаляются все нежелательные эмоции, культивируются желательные, прежде всего – самодовольство. В этом случае осознанность используется нафсом, не развиваясь до максимального уровня, а поддерживаясь на определённом минимальном уровне, необходимом для контроля за нежелательными психическими процессами.

    Таким образом, если исходить из такой схемы, причина бед человека отнюдь не в Этапе 4 и не в Этапе 5, а в изначально омрачённой «материальной природе».

    Видимо, этап 3 в своём аффектированном варианте необходим животным для выживания. Однако, для человека такое его состояние является атавизмом.

    Создаётся ощущение, что в нашем сознании есть элемент, не зависящий ни от чего. Весь процесс восприятия идёт в обычном режиме, но это нечто может наблюдать каждую его стадию так, будто оно находится над процессом. Даже анализ наблюдаемого может происходить, как бы отодвинувшись далеко на периферию.

    Или скорее так: сознание начинает быстро колебаться вверх-вниз, приближаясь к первичному уровню (если наблюдается он) и удаляясь, используя аппарат интерпретации. Это колебание может происходить так быстро, что получается, будто сознание существует как бы на двух уровнях.

    В нашем обычном состоянии мы фиксированы на одной из стадий начиная с третьей. То, о чём я говорю – это не редукция восприятия в том смысле, что все высшие стадии исчезают, а не-фиксированность сознания в какой-либо из стадий, способность его перемещаться и рассматривать каждую стадию и видеть весь процесс в целом.

    Однако, видимо, если я не ошибаюсь, этот наблюдающий элемент не зависит от системы интерпретации. Она, система, может анализировать воспринимаемое через этот элемент, а может и не анализировать. Он может записать всё как видеокамера, а анализ может произойти потом.
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Попробуй усложинть задачу :) . Проанализируй художественное восприятие.
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А что это такое?
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    http://forum.arimoya.info/threads/Пруд-Моне.973/#post-27378 вот тебе картина как объект для восприятия/медитации. Восприятие было опосредовано. Художник воспринял, передал, ты воспринимаешь переданный им образ. Что и как ты воспринимаешь?
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Сложная игра ассоциаций (Этап 4), намного более сложная, чем обычно. Эта игра ассоциаций вызывает гамму "вторичных" эмоций (этап 5). С другой стороны, ошибкой было бы считать перечисленные этапы чем-то фундаментально испорченным. Испорченность им сообщает залипание, вовлечённость. Поэтому и вторичные эмоции, если они не связаны с этой аффектированной фиксированностью, не являются омрачёнными. Возможно, самая суть высокого искусства заключается в том, что оно вызывает максимально сложную минимально омрачённую игру ассоциаций и эмоций. (неомрачённые эмоции я привык называть чувствами).
    —— добавлено: 15 фев 2012 в 12:23 ——
    эта "игра" позволяет многое понять вне личностной фиксации, а это дорогого стоит.
    —— добавлено: 15 фев 2012 в 12:31 ——
    Вернее так: чувства - это неомрачённые первичные эмоции. Неомрачённые вторичные эмоции - это... неомрачённые эмоции.
    —— добавлено: 15 фев 2012 в 12:41 ——
    Однако, наш нафс легко пользуется даже такими моментами. Тогда художественное восприятие становится фальшивым и служит по сути лишь средством утверждения собственной исключительности и как-бы-утончённости.
     
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Что за такой короткий срок твой нафс уже успел воспользоваться? :)
    —— добавлено: 15 фев 2012 в 13:24 ——
    Ты стал отвечать на вопрос как?, но что именно ты воспринимаешь фиксируя внимание на картине?
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Мой нафс специализируется всё больше в других областях. :) Просто я увидел такую возможность.
    Что именно я воспринимаю, фиксируя внимание на столе, на другом человеке, на небе... это трудно выразить в словах. Кроме того, тут много планов. Если тебя интересует "комплексный результат", то это восприятие очень похоже на восприятие непосредственного живого пруда. Можно почти ощутить дуновения солнечного ветра и запах воды.
     
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    А тебя не интересует? По-моему здесь есть с чем поработать. Напомню
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Имхо, это обусловлено тем, что восприятие у всех людей работает по одним законам. Такой художник, видимо, умеет интуитивно уловить, что именно будет воздействовать на восприятие зрителя так, как он задумал. Иными словами, как нужно выстроить формы, чтобы они вызывали необходимые ассоциации и эмоции. Это, конечно, удивительная работа. Вот он смотрит на пруд, наблюдает те эмоции, которые возникают при этом (а для этого нужна сати, заметим). Далее, он запоминает эти эмоции. Далее он встаёт перед холстом. Воспроизводит эти эмоции и переводит их на язык красок. Очень точно, невероятно точно. То есть, он рисует не формы, а эмоции.

    Подобное воздействие возможно только для существа, обладающего схожей системой интерпретации и идентичными органами чувств. То есть в самой картине этого нет, это есть в нашем восприятии картины.
     
  10. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Вызывает вопросы следующий момент "Как некоторые объекты и явления" вроде как подразумевает уже систему дифференциальных признаков, т.к. объекты как объекты мы отождествляем на основании признаков, в т.ч. форма, цвет и т.п. Наличие системы признаков при этом может и не осознаваться. Т.е. можно понять так, что 1. и 2. пересекаются.
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Имелось в виду, что этап 1 это просто нечто в чём-то. А этап 2 - это уже конкретные вещи - "синее", "круглое" (но до понятий "синее" и "круглое").
     
  12. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Не хочу придираться, но "нечто в чем-то" уже подразумевает противопоставления. Если ты имел в виду какой-то вообще не дифференцированный уровень, то для пущей логичности лучше воздержаться от противопоставлений. :)
    —— добавлено: 15 фев 2012 в 14:42 ——
    Или другая интерпретация - первый уровень в твоей классификации - это именно бессознательная форма дифференциального мышления.
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Всё правильно. Но как бы ты предложил выразить это в словах?
     
  14. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Т.е. когнитивный аппарат как-то членит воспринимаемую действительность, но как - сознанию неизвестно.
     
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Нет, тут дифференциации нет.
    —— добавлено: 15 фев 2012 в 14:44 ——
    Сознанию вообще мало что из описанного известно как правило.
    Когнитивный аппарат здесь работает лишь пост фактум.
     
  16. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Ну вот я предложил. Либо уровень с неосознаваемой дифференциацией, либо вообще без нее. Но это две разных вещи, судя по определению. :)
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
     
  18. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Ты про 1. уровень или вообще?
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    "Уровень без дифференциации" - это такое академическое определение. Можно его использовать, да.
    —— добавлено: 15 фев 2012 в 14:47 ——
    Вообще. 3-й уровень и глубже вообще наблюдаем только посредством специальных целенаправленных усилий.
    —— добавлено: 15 фев 2012 в 14:48 ——
    Да, ты прав. Первый этап я сформулировал не удачно. Исправлю.
     
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Кстати, в данном случае он пялился на этот пруд 30 лет. Бодхидхарме далеко :)
     
  21. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да ладно??? Оно того стоило...
     
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Да, и написл 250 вариантов картины.
     
  23. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Это великолепно. Вот это гун-фу, снимаю шляпу.
     
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Причём, что интересно, задача которую ставили перед собой художники этого направления это именно чёткая фиксация этапа 2 (при минимализации последующих интерпретаций).
     
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Этап 2 фиксируется фотографией (хоть и не слишком хорошо, но направление такое).
    —— добавлено: 15 фев 2012 в 15:57 ——
    Ну разве что они были субъективными идеалистами?
     

Поделиться этой страницей