Что это такое и почему оно трансцендентное? Это - то неизменное, что можно назвать "я", красной линией проходящее сквозь все ощущения, эмоции, чувства, мысли и прочее. Фундаментальное чувство "я". Яшность. Современная психология, как я понимаю, с недоверием относится к опыту трансценденции «я». Оно выделяет "ложное" "я" и "реальное". Ложное "я" потому и ложно, что отрицает наличие тех или иных чувств, применяя диссоциацию, подавление, вытеснение, проекцию и другие механизмы. "Реальное" же «я», с точки зрения психологии, не только признаёт все телесные и психические импульсы, но и следует им, удовлетворяет их, в результате чего они трансформируются во что-то более конструктивное. И вот состояние трансценденции. Здесь человек, с одной стороны признаёт все возникающие чувства, но с другой стороны не отождествляется с ними, наблюдая их протекание. Для традиционной психологии подобное выглядит как своего рода диссоциация или подавление. Для неё, традиционной психологии, существует только два состояния: либо мы отрицаем чувства, либо признаём и отождествляемся с ними. Ситуация, когда человек признаёт наличие в себе того или иного импульса и не оказывается при этом полностью отождествлён с ним – находится вне её дискурса. Самый простой пример: человек А чувствует интерес и влечение к человеку Б. В ситуации ложного «я» он по какой-либо причине отрицает в себе это чувство («во мне нет этого чувства»), но поскольку оно есть, то ему необходимо искать некую адаптацию – рационализацию, вытеснение, диссоциация и прочее. Чем сильнее чувство, тем более жёсткую адаптацию нужно выработать и тем более болезненными будут последствия. Образуется так называемая «Тень» - шлейф подавленных и вытесненных психических процессов. В ситуации же «реального» «я» человек признаёт наличие чувства, в форме «я влюблён». Это полная ассоциация с этим чувством, не-разделение наблюдателя и наблюдаемого. Результатом такой ассоциации, согласно традиционной психологии, будет то, что человек сознательно реализует это чувство каким-либо образом. При невозможности прямой реализации - сублимирует его. То есть "реальное" "я" это прежде всего честность с самим собой и трезвый самоотчёт о своих мотивах и том, что происходит в душе. Однако, в случае трансценденции человек прекрасно видит это чувство, во всех подробностях, не отрицает его наличия, но не отождествляется с ним. Он говорит: «в этой психике есть чувство» или, проще «я воспринимаю наличие в себе этого чувства» (хотя с точки зрения трансцентного «я» эта вторая формулировка будет не совсем верной). При этом трансцендированное «я» остаётся независимым от наблюдаемого, а психические явления, связанные с этим чувством, не разрастаются, питаемые отождествлением, оставаясь в некоем "естественном" состоянии. Личность, полностью перешедшее в сознание трансцендентного «я», да, остаётся независимым от психических процессов (уже в силу самой позиции наблюдателя), но такая личность это плод просветления или по крайней мере – некоего весьма серьёзного качественного шага в этом направлении. До того полной трансценденции не происходит и человек время от времени оказывается на телесно-чувственном этаже психики, сиречь отождествляется с ним, забывая, или, по крайней мере, не успевая наблюдать. Или попросту снижая интенсивность наблюдения в данный момент. Трансцендированное «я» при этом просто признаёт этот факт, факт случившегося отождествления. Нужно понимать, что подобные явления не оказываются поводом для сколько-нибудь опустошительных фрустраций трансцендированной личности*. Однако, проблема тут в том, что ложное «я» может начать играть в игру, представляя себя в виде трансцендированного «я» независимого от импульсов, на самом деле просто подавляя или отрицая их. У человека имеются те или иные эмоции, но он, считая их неприемлимыми, отрицает их в себе, воздвигая вокруг себя броню, на которой написано: "трансцендированное "я"". Именно эта опасность и обозначается традиционной психологией. * В случае полностью трансцендированной личности фрустрации (а равно и сбросы) перестают наблюдаться в принципе.
Ложное "я", вообще говоря, это обычное дело. Человек, избавившийся от Тени в смысле - соединившийся с ней - большая редкость. Как правило, просто, Тень имеет размер, приемлемый для того чтобы вести более или менее конструктивную жизнь. Что такое ложное "я"? Это деформированная картина собственной личности, сформированная в условиях отрицания и/или неприятия (отрицание уже подразумевает неприятие, но неприятие может иметь место без отрицания) в себе определённых чувств, психических характеристик, особенностей. Классика жанра - когда человек постоянно подчёркивает свою эмоциональную холодность и рассудочность, отрицая свою выраженную эмоциональность. Или, скажем, отрицает, что ему больно, дискомфортно, что он несчастен, ощущает свою неполноценность и прочее. Вообще, то, что человек заявляет о себе (в формате "я - такой-то, а не такой-то"), очень многое о нём говорит, причём как правило в обратном смысле. Этим пользуются психоаналитики. ) В результате человек формирует так называемую Тень - те самые не признаваемые черты и чувства, которые постоянно вылезают деструктивным образом и постепенно разрушают его жизнь. Поэтому вопрос соединения с Тенью это прежде всего вопрос предельной честности с самим собой. В этом плане трансценденция "я" - это просто следующий шаг после соединения с Тенью. Есть и ещё как минимум один шаг, который представлен в учении Будды.
Как понять, что ваша психика отягощена Тенью? Симптомов довольно много, но не все они могут проявляться: - разрушительные внешние и/или внутренние ситуации, повторяющиеся раз за разом; - акцентированное отрицание чего-либо в своей жизни и личности; - жизненный сценарий, зашедший в тупик; - депрессия; - систематические трудности с общением, заканчивающиеся эмоциональными сценами и разрывами; - в целом регулярные эмоциональные коллапсы; - склонность к демагогическим и манипулятивным приёмам в общении или переход к ним если речь касается некой определённой темы; - стремление при общении занимать "позицию сверху"; - агрессивность; - постоянное беспокойство; - постоянные обвинения в адрес других людей* и т.д. *Тоже очень яркий и говорящий критерий. Ложное "я" склонно обвинять других в том, что отрицает в самом себе и наоборот - отрицать в себе то, что составляет Тень. Проблема в том, что человек, Тень которого "превосходит размерами его самого", как правило всех этих симптомов не замечает, а точнее - отрицает их (естественно, прежде всего во внутреннем диалоге), отключая собственную способность к саморефлексии.
То, что приведено в этом списке, - обычная составляющая психики любого человека. Любого "непросветлённого" человека. Все мы переживаем беспокойства, время от времени эмоциональные коллапсы, периодически наша жизнь "заходит в тупик", и всё остальное, что ты перечислил. Таким образом то, что здесь названо Тенью, - ни что иное, как личность, "негативная" её сторона. Человек может не замечать этих симптомов просто по той причине, что не интересуется психологией и подобными вещами, самопознанием. При этом Тень его может быть вполне обыкновенной, и не превосходить размерами. Да, степень страдания при этом такого человека огромна. Но не в меньшей степени это страдание происходит и в процессе саморефлексии. Говорить о Тени, мне кажется, стоит тогда, когда мы начинаем проецировать врагов и свои подозрения на других людей. Собственно, Тень в более специализированном смысле можно понимать как проекцию наших ментальных образов вовне. Нам при этом кажется, что мы точно видим ситуацию. И всё происходящее лишь подтверждает нашу правоту. Но всё это игры нашего сознания, это наша сконструированная реальность. И вот, на мой взгляд, всё это - проекция, всё это Тень. Каким бы точным наше видение ни казалось. Перестаёт это быть Тенью только тогда, когда мы перестаём подпитывать эту картину видения и свою правоту, а понимаем, что это узоры нашего собственного сознания. Это первый шаг к соединению с Тенью. Дальше тоже не всё так просто, ибо теневая сторона личности будет неоднократно проявлять себя в самых разных контекстах и ситуациях. Но не приняв того, что любой внешний враг - это ты сам (в общем говоря), мы ничего не сможем по-настоящему изменить. И поэтому интернет как виртуальное общение - нет, не сообщество заката, - а прекрасная практика. Это возможность посмотреть прямо в зеркало. В бытовой жизни мы тоже имеем эту практику, но там мы чаще привыкли приспосабливаться к условиям или идти на компромисс, чаще готовы уступить и проявить доброту и сострадание (причём не симуляцию их), - потому что там мы смотрим людям в глаза. А в виртуальном зеркале, где напротив только текст, всё намного беспощадней, и открывается не очень приглядная картина. Но если мы хотим что-то изменить в своей жизни, мы идём навстречу нашей Тени, а не бежим от неё; мы смотрим себе в глаза. Мы нарочно окунаемся в среду практики и наблюдаем за своими реакциями. Позволяем быть всему и честно переживаем всё, что переживаем. Как умеем. Конечно, наиболее трудный момент, лично для меня, - это принимать проекции других людей, которые уверены в своей правоте, в своей "версии тебя" или "версии происходящего". Принимать и просто смотреть на это, ничего никому не доказывая. А смотреть за своими чувствами и мыслями, как на реку. Это не всегда просто. Порой ситуация доходит до известной юмористической картинки, где сын бросает еду на пол, а отец на это говорит ему: "Нехорошо бросать еду на пол". - "Я не бросаю еду на пол". - "Ну я же вижу!" - "Нет, ты не видишь!" - "Да... похоже, я вырастил политика...".
Да, кстати, хороший способ. Беда в том, что мало кто способен своими руками открыть дверь, за которой стоит его Тень. Поэтому тут как правило нужен некий Другой. Пока над человеком довлеет Тень, жизнь будет приводить его к ситуации, когда он будет вынужден с ней встретиться. Она будет ждать его за каждым углом. Но обычно это не помогает. В результате жизнь постепенно разрушается. Если же Тень перестаёт довлеть, жизнь приводит человека к ситуациям, в которых нужно сделать следующий шаг. Обычно тоже через кризисы, поскольку мы как правило не приучены к осознанному движению вперёд. Поэтому здоровый психотерапевтически человек отнюдь не избавлен от, порой весьма жестоких, кризисов.
Это кстати породило феномен западного духовноискательства, когда неисчислимое множество народа, думая, что занимается духовной практикой, на самом деле пытается убежать от собственной Тени. Им бы к хорошему психоаналитику, а они, понимаешь, мантры поют. В старые времена обучение неизбежно проходило под руководством учителя, а тот обязательно сталкивал ученика с его Тенью нос к носу. Именно поэтому для многих Путь был по-настоящему страшной и неприятной штукой.
Даже если происходит осознанное движение вперёд, этих кризисов не миновать. Без них вообще не происходит никакого роста. В общем, на каком-то этапе можно радоваться, что опять всё не гладко, а значит ты ещё не полностью поглощён иллюзией. А эта опасность есть всегда. Если человек при этом намеренно уединяется от мира, то он становится лицом к лицу со своими самыми неведомыми страхами и глубинами, и тут что только ни происходит с ним. Тело. Постепенно превращается из биоробота в животное, которое начинает жить своей жизнью - к нему возвращается чутьё, вкус и обоняние становятся намного острее, тело само выбирает пищу, во внешней среде мгновенно реагирует по ситуации - главное тут не дать уму думать, а предоставить всё решать телу. Ум. С ним начинают происходить метаморфозы. Он то блокируется к восприятию любой информации, и не на день, и не на неделю; то напротив распознаёт какие-то трансформирующие себя пласты и опрокидывает мир навзничь. К обычным страхам, которых боялся раньше, он относится абсолютно равнодушно (тогда как тело-животное продолжает рефлекторно реагировать), тогда как на сцену выступают страхи другого порядка: это страх сойти с ума, страх встречи с необычными состояниями сознания и неспособности возобновить нормальное функционирование; и даже если ты "готов к смерти", ты её совершенно чётко переживаешь - несмотря на отсутствие страха в уме, тело всё же боится. Тут же тебя периодически бросает в "старое состояние", которое проявляется в тяжелейшем психическом давлении. Тут же возобновляются старые, самые глубинные проблемы, на которые ты уже просто смотришь, но пережить их надо, и это вовсе не так просто. Порой тебя охватывает беспросветное отчаяние, что ты не справишься со всем этим, и самое тяжёлое состоит в том, что этим не с кем поделиться. Но при этом ты понимаешь, что назад пути нет. Да и не хочешь ты этого пути назад. Примерно так происходит процесс. Несладок он, танец с Тенью.