Тхеравада

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 4 дек 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Интересно вот что: если в тибетском буддизме распространена практика шаматхи - полного сосредоточения на объекте - то в Тхераваде практика шаматхи прямо порицается.

    Из книги Прамоте Памоджо "Випассана"

    Также читал о таких эпизодах, что когда ученик погружался в шаматху, учитель (тхеравадин) специально прерывал его. Шаматха, согласно Тхераваде, не ведёт к мудрости, а лишь к залипанию ума в этом состоянии. Необходимо сохранять "устойчивого наблюдателя" и культивировать прежде всего его, а не сосредоточенность на объекте.
    Тут мнится определённая заметная разница между Тхеравадой и тибетским буддизмом.
    И очевидно, что тибетские практики эту проблему неким образом обходят, хотя опасность залипнуть конечно есть. Однако, насколько я понимаю, согласно тибетским воззрениям такое залипнутое состояние не есть истинная шаматха, а результат впадения в тонкое ложное состояние притупленности ума.
    Причём это, согласно тибетским представлениям, даже не последняя стадия перед шаматхой, а "предпоследняя", когда практиком совершается ошибка неприменения противоядия.
    Поэтому, видимо, здесь имеет место скорее некое недопонимание сути тибетской практики шаматхи со стороны тхеравадинских учителей.
     
  2. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Мне показалось, в первой цитате речь скорее о "застревании в шаматхи" или "одержимости" этим состоянием, именно они оцениваются негативно.
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Оттуда же. Нет, именно шаматха имеет негативную коннотацию.
     
  4. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Хотя здесь, кажется, вообще о шаматхи.
    А что такое липнуть к объекту? Можно ли удерживать концентрацию на объекте и не "липнуть" к нему? )
    Т.е. отождествление с объектом оценивается как препятствие.
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Более того, имеет место и принципиальное расхождение: в Тхераваде подчёркивается: наблюдатель и наблюдаемое - не одно и то же. Это разное.
    В мадхъямаке же делают ещё один шаг и говорят: всё наблюдаемое это ум и ничего кроме ума в восприятии нет. Вся целокупность воспринимаемого - это всё и есть ум.
    Тхеравадины же тем самым уязвимы так как негласно по сути декларируют наличие дхармина, абсолютного наблюдателя.
    Как-то так.
    В практике шаматхи это лишь одна из стадий.
     
  6. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Т.е. имеется в виду, что при шаматхи теряется осознанность процесса?
    Причем "во всех случаях", что настораживает. )
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    С тхеравадинской точки зрения - видимо так.
    Но на самом деле в практике шаматхи нет отождествления. Эта категория вообще уходит. В то же время в випассане имеет место отождествление с "невидимым наблюдателем". Проблема, как мне кажется, именно в том, что тхеравадины не понимают сути шаматхи.
    В смысле - не понимают, что отождествление вообще перестаёт быть актуальным в шаматхе. И кроме того, как-то не рефлексируют "наблюдателя". Если "я" нет, то наблюдатель тогда кто?
     
  8. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Или что речь о разных шаматхах.
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Не понимают сути шаматхи как её трактуют тибетцы. При этом сами тхеравадины в итоге достигают шаматхи (и потом дхьян), думая, что на самом деле это не шаматха. )
     
  10. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Если говорить более подробно, то можно рассмотреть например медитацию сосредоточения на дыхании. Без внимательности и бдительности невозможно будет вообще практиковать это сосредоточение, потому что иначе ум будет уплывать. Однако, в практике шаматхи культивирование внимательности и затем бдительности - это лишь один из промежуточных этапов. Далее ум успокаивается настолько, что просто устанавливается, не колеблясь, на объекте. Далее объект оставляется и человек пребывает в чистом нерассеянном сознании. Однако, если он "залипает" на объекте - это значит, согласно тибетской традиции, что имеет место тонкий изъян концентрации, "тонкая притупленность ума". В этом случае ошибкой будет оставить противоядие бдительности и не практиковать его больше. Однако для тхеравадинов именно это ошибочное состояние и является шаматхой.

    Теперь рассмотрим, что делают тхеравадины. Они, по сути, сосредотачиваются на том, чтобы до возможного предела не оставлять бдительности при наблюдении за, например, дыханием, а затем, лишь когда переходят к джхане, погружаются в само это чистое нерассеянное состояние, которое собственно и есть шаматха с тибетской точки зрения. Поэтому-то и можно утверждать, что тхеравадины тоже практикуют шаматху, сами того не понимая.
     

Поделиться этой страницей