Филиокве

Тема в разделе "Христианство и иудаизм", создана пользователем Яник, 26 июн 2017.

  1. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.897
    Симпатии:
    7.781
    а щёлкнуть мышкой по розовому и прочитать эту самую цитату тебе, типа, влом?
     
    La Mecha нравится это.
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.381
    Симпатии:
    2.431
    Яник, я не мастер полемики, и , увы, не Аквинат. )

    Иначе , тут никого бы не осталось. )

    Так что лучше угомонись и благодари нашего Господа Иисуса Христа, Отца и Святого Духа за такое благо.
    А вообще, на мой взгляд, лучше Св. Фомы никто этот вопрос не прояснил (если говорить о католических авторах).
    А так вы, конечно, можете приплести и Маму, и Тетю Мотю, и внука Борю, и дядю Васю - с -Марса, и еще кого похлеще.
    И будете правы - потому что на самом деле, все это не имеет такого уж большого значения.
    А главное то, что мы здесь есть, что все мы пока живы, что имеем возможность разговаривать друг с другом.
    Яник всегда ждет необыкновенных вещей от обычных людей.
    )
    Например, от меня.
    А я зато гвозди забивать умею и на швейной машинке шить. )
     
  3. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.381
    Симпатии:
    2.431
    Лис!

    Вот пусть Он и определяет.
    А я пойду пить на ночь чай с молоком.
    )
    А потом буду в кровати читать св. Фому. :)
     
  4. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.397
    Симпатии:
    103
    Яник, что с тобой, драгоценный?
     
  5. TopicStarter Overlay
    Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.813
    Симпатии:
    615
    :redface::redface::redface::redface::redface::redface:
    Конфуз вышел.
    Приношу извинения ЛаМече и св.Фоме, а заодно Ондатру и Лису.:sorry:
    Ну св.Франциску на всякий случай. :sorry:
     
    La Mecha нравится это.
  6. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.397
    Симпатии:
    103
    Поскольку океан успокоился, Лис бы пару слов сказал.

    *
    Однажды Мартин Лютер прибил к дверям Замковой церкви 95 тезисов,
    в начале 16-го века. С этого времени считается и началось то, что мы называем сейчас Реформацией.

    Мыслить по новому всегда трудно, но радостно и освежающе хорошо.
    И было трудно принять христианам сейчас кажущуюся вроде очевидной мысль о спасении через веру, а не через денежные эквиваленты папскому престолу.

    Так и вопрос о "филиокве", думаю, ждёт может и болезненное, но оздоравливающее дыхание нового осмысления.

    И католицизму, и православию и протестантам стоит задумать о наличии Женского Начала не где-то там в работах маргинальных философов, а именно в учении о Троице.

    Писание так прямо и говорит:
    "Почитай Отца твоего и Мать"-- это первая заповедь с обетованием.
    (Еф 6:2),
    "Слушай сын Мой, наставление Отца твоего и не отвергай Завета Матери твоей" (Притчи 1:8).

    *
     
    Яник нравится это.
  7. Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    316
    Симпатии:
    290
    Юля, все в порядке!

    Нам нужно быть готовыми обсуждать спорные вопросы - все-таки это вопрос, с моей т. зрения, не критичный...

    По поводу соборов.

    Никео-константинопольский символ веры сложился в два присеста. На первом соборе, Никейском, в 325 году, была принята довольно короткая форма.
    В Никейском символе веры было сказано просто "И в Духа Святого".

    Дальнейшая детализация произошла 60 лет спустя, на Константинопольском соборе.
    И тут... чтобы мне быть по возможности нейтральным, напишу так - все православные учебники истории христианства пишут, что там была формулировка "от Отца исходящего", а католики добавили "и от Сына" позже, где-то в 7 (по другим источникам - в 9 веке).
    Поэтому вопрос, в первую очередь, к Ондатру, прослеживается ли по историческим документам, когда впервые появилось филиокве?

    или на этот счет есть две истории - одна у православных, а другая у католиков, и прояснить, кто исторически прав, нет возможности?

    Кстати, тут хочется задать и второй вопрос - всем участникам, - а как вы себе представляете Духа святого?

    По-моему, в христианстве нет четкого учения на этот счет... С одной стороны, кажется, что эта некая безличная субстанция, с помощью которой Бог и святые люди совершают чудеса. Как в истории с апостолами.
    А с другой стороны, считается, что все-таки это личность.

    Лису.

    На самом деле здорово, что хоть кто-то отстаивает ту точку зрения, которая обозначена (пусть и как частная точка зрения автора) в РМ.

    Ну что сказать? Выскажу еще одну еретическую мысль - в раннем христианстве никакого общепринятого учения о Троице вообще не было.
    И многие считают, что даже и представлений о Троице не было в раннем христианстве. На этом, кстати, основана традиционная мусульманская и иудейская критика.
    И вот это, как мне кажется, более важный вопрос, чем филиокве.
     
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.897
    Симпатии:
    7.781
    в 589 г. добавление принято собором испанских епископов в Толедо. в нач. 9 в. введено указом Карла Великого в империи франков, в нач. 11 наконец окончательно принято и Римской церковью.
     
    Иоанн и La Mecha нравится это.
  9. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.381
    Симпатии:
    2.431
    Ванечка, спасибо за понимание.
    Да, в учении Церкви Св. Дух - личность.
    Хотя, я представляют его себе Кем-то вроде ветра.
    Это все, что могу сказать.

    С учением католической церкви, как бы его ни критиковали ранние и поздние авторы, я полностью согласна, и на это у меня (и у прочих католиков) есть вполне серьезные причины.
    Католическая догматика меня абсолютно устраивает. :)
    Относительно догматики католицизма я, наверное, соглашусь с одним из моих любимых авторов- католиков Г.К. Честертоном.

    Максим открыл замечательную ветку "К периодизации западной культуры".
    Там есть о Средних веках, и, в том числе, об испанской церкви и введении "филиокве".
    Бывает.
    :)
    Ла Меча не в обиде.
    Св. Фома, думаю, вообще бы не заметил ничего. :)
     
    Последнее редактирование: 30 июн 2017
  10. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.397
    Симпатии:
    103
    Бу------.
    Как же оказывается тяжело-то бывает мыслить по новому.

    Целую-то главу Даниил Андреев посвятил в своей книге, 6. глава и третий подпунк: Женственность.

    *

    Вот хорошо в буддизме, где на протяжении тысячелетий развивалось учение, начиная от Тхеровады.

    Где от Дхаммапады отошли даже к Абхидхохарме и идеи высказывали достаточно смелые и спорные, в христианстве и Деяния Апостолов-то чуть ли не еретической книгой рассматривают некоторые чересчур здравые апологеты.

    *

    Лакшми, Шакти, Иштар, Хатхор, Афродита, Афина, Артемида, Кострома, Леля, Ардвисура-Анахита, Кора, Исида, Маат, Кибела, Гера, Астарта, Деметра, Гея, Персефона, Ратха, Бригита, Эос, Лада, Тиамат, Сарасвати, Тара, Персефона, Ника, Фемида, Бригита, Фрея, Берегиня, Жива, Биби-Сешанби, Инь, Церера, Нут, Изида, Деви, Радха...

    И где это?
    Куда?
    Читаем как?

    *
     
    Последнее редактирование: 30 июн 2017
  11. Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    316
    Симпатии:
    290
    Вот и у меня примерно такое же представление.

    И образы птицы, парящей бабочки, раскрытых крыльев ангела...
     
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей