Художник Алексей Исупов

Тема в разделе "Изобразительное искусство", создана пользователем La Mecha, 20 апр 2017.

  1. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.399
    Симпатии:
    2.441
    Не знаю, был ли опубликован здесь этот художник.
    Я познакомилась с его творчеством в Музее русского импрессионизма.
    Удивил он меня богатством белого цвета на своих полотнах.

    Алексей Исупов.

    2a7b61361dc590255e26791e8fc4897cbc5f6c184829161.jpg

    3a5dc293b2fd4a3f96353c5b9f0262abbc5f6c184832774.jpg

    3ecd36c62703681ab04885273c5c9b81bc5f6c184830400.jpg
    Матушка из Сканно

    6a569243ea8013345467c003c796c537bc5f6c184832767.jpg

    51d3577f1045c43c510319697bf31ec5bc5f6c184831725.jpg
    Самарканд

    371a5273bdbd6aa48f531f084df27268bc5f6c184831732.jpg
    Чайхана

    471ba66a9d6c282da5bf0d6021b11fdabc5f6c184832239 (1).jpg

    597f88facc7a4afce17d91bb1ad09003bc5f6c184830206.jpg
    Женщина (по-видимому, жена) за туалетом

    712c6e815267ae5f826d715ea8a79d5dbc5f6c184832762.jpg

    806d121505fee8f89b878f9bca293b1cbc5f6c184833022.jpg

    409502098d4b485f1438bd5445392831bc5f6c184829173.jpg

    a311ade8f47963e5946c926a32493436bc5f6c184832478.jpg
     
    Ондатр нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.399
    Симпатии:
    2.441
    И еще его же.

    afc106f54810d8587eabf0ef29ff6704bc5f6c184833029.jpg

    b6cad4cf494e322e9516721f2564b479bc5f6c184829169.jpg
    Подводы в Москве

    b98389b1af37.jpg

    cb0e999e417bcf071f1ab6a54d7ecbc5bc5f6c184832154.jpg


    d69f478a90d0b8e365b79ee284199223bc5f6c184831723.jpg
    Самарканд

    edcd68c7a1c6a6e1ba42149d791404b0bc5f6c184829163.jpg

    f51fb45fce6bce459c26add332445638bc5f6c184832769.jpg

    [​IMG]
    Лесное озеро
    "Он родился весной 1889 года в старинном городе Вятке (в 1934 году переименованный в г. Киров), где в свое время жили и работали братья Васнецовы, художники Хохряков, Аркадий Рылов… Оттуда же Алексей Исупов.

    То была провинция, из которой стремились юноши если не в Петербург, то в Москву. Поработав сперва в иконописной мастерской рядом с отцом, Алексей девятнадцати лет отправился в столицу-матушку поступать в училище живописи. И там набирался мастерства под руководством Архипова, своего земляка Ап. Васнецова, у Константина Коровина и Валентина Серова. А тут и 1-я мировая началась. И все три года (1914 – 1917) Исупов служил в Туркестане. То был так называемый «запасной полк», то есть если понадобятся, то – в бой. Слава богу, не понадобилось. А поскольку талант требовал выхода, то Исупов охотно писал окружающие его мечети, дворы, базары, чайханщиков, узбеков, таджиков – все было красочно, живо, привлекательно.


    [​IMG]
    Автопортрет. 1915. Х., м. 84,0х73,7.



    Прежде чем вернуться в Москву, Исупов успел поработать в Ташкенте преподавателем рисования в художественной школе. Ну, а потом пришла официальная бумага из Московского правления Союза русских художников – с просьбой отпустить Исупова для участия в художественных выставках. Стало быть, о нем не забыли, вспомнили, позвали. А тут и революция грянула и – власть Советам. И Алексея Исупова, уже как спеца и знатока юга страны, направили в Самарканд: вести работу по сохранению памятников старины, а именно: запечатлеть для истории восточные строения, окружающие пейзажи и сцены.

    Если добавить к этой ситуации, то есть вхождению художника в жизнь страны Советов, его способность писать заказные портреты государственных деятелей, то, казалось бы, ничто не предвещало расставание с родиной. Причем навсегда. Но это случилось.

    В феврале 1925 года обострилась болезнь художника – костный туберкулез. Врачи советовали: нужно сменить климат; поезжайте куда¬нибудь на юг, а еще лучше – в Италию. Безусловная лояльность художника Исупова позволила ему отправиться на лечение за границу, а если точнее – в Рим. Не только погода, морской климат помогли ему забыть о болезни. Вся обстановка свободы, творчества, путешествий по Италии содействовала его успехам в живописи. Вместо заказных портретов он пишет «Террасу на Капри», «Церковь в Таормине», «Мать с ребенком», «Горничную»…


    [​IMG]
    Автопортрет. Вторая треть ХХ в. Холст, масло 52 х 42,5



    Его картины понравились итальянцам. Персональные выставки следуют одна за другой – 1927, 1928, 1933… Он везет свои картины в Милан, в Бергамо, в Триест, в Турин… Даже в Голландию и Бельгию. Более того, он охотно отправляет свои полотна в Россию, и они выставляются там… Но что то «щелкнуло» в отношениях «русского итальянца» и Страны Советов. На его письма в Россию ответы почти не поступают. О нем вдруг «забывают». Срабатывает известная тогда тенденция: «Кто не с нами, тот против нас».

    В 1958 году, после смерти художника, его супруга Т.Н. Исупова подарила Третьяковской галерее несколько картин. И где эти картины? В каталоге ГТГ (1984 г.) всего одна работа Исупова. Вдове художника позволили передать около 300 работ ее мужа – Кировскому областному художественному музею, а остальная «римская коллекция» Исупова бесследно исчезла в недрах нашего Министерства культуры.


    [​IMG]
    Музей в Кирове с картинами А.В.Исупова



    Но это – потом. А пока процветающий в чужих краях живописец Исупов знакомится с писателем Горьким, приезжавшим на Капри, с послом СССР в Риме Д.И. Курским.
    Итальянский художник А. Манчини так отзывался о нашем земляке: «Искусство художника Алексея Исупова является искусством живописца, понимающего радость и силу цвета. Критика нашла в его картинах, которые все до единой наполнены жизнью и светом, искренне художественное выражение; публика нашла в них правду и поэзию…».

    Если итальянская критика все-таки что то «нашла» в картинах Исупова, то, удивительное дело, наша критика (Бенуа, Грабарь и рангом пониже) так ничего и не нашли в его картинах, ни при его жизни, ни после. Видать, не велено было.


    [​IMG]



    Художник нашел земли под названием «заграница». Заимел там дом с большой мастерской, успех вполне материальный, свободу вполне ощутимую. А еще – тоску по России-матушке, грусть-тоску зеленую, на которую не рассчитывал, когда туда ехал. И вот она, голубушка… «Камнем грусть висит на мне, В омут меня тянет…»

    От «омута» его спасала работа. Правда, теперь у него не было вокруг тех деревенек, которые он видел под Вяткой в юные годы, но в душе они оставались. Он писал теперь их по памяти, извлекая из прошлого. Это и «Северный пейзаж», и «Летний пейзаж с лошадью», и многоплановый пейзаж «У монастырской мельницы»… Если раньше, работая, он ждал итальянских оваций, то теперь он был и художник, и публика в одном лице. Хотя было и второе лицо – его жена. Она тоже была его «натурой», точнее натурщицей, но заменить Россию не могла при всем желании.


    [​IMG]
    Портрет художника Алексея Исупова с женой. 1936. Рим.



    А потом пришла Вторая мировая… В Италии, как и во Франции, образовались силы Сопротивления фашизму. И в доме художника находили убежище сбежавшие из плена советские солдаты. Многие из них спаслись и даже через годы находили способ выразить хозяину дома, который их спасал, личную благодарность.

    Свою гражданскую позицию Исупов проявил и после войны, участвуя в выставке «Искусство против варварства», посвященной бойцам Сопротивления.

    …Он умер, чуть-чуть не дожив до семидесяти. Но помнят его разве что в Вятке, где главным образом и находятся его картины. А еще – в Риме (Национальная галерея современного искусства), а еще во Флоренции (галерея Уффици), а еще в Миланской и Неаполитанской галереях. Про частные собрания мы уже не говорим…"

    Владимир ТРИФОНОВ

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 20 апр 2017

Поделиться этой страницей