Четыре основы иддхи

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 5 июл 2018.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Возник интересный вопрос касательно четырёх основ духовной силы или сверхъестественных способностей.

    Вот как это формулируется в суттах (с сайта тхеравада.ру (СН 51.1):

    Благословенный сказал]: «Монахи, эти четыре основы сверхъестественной силы, будучи развитыми и взращенными, ведут за пределы ближнего берега, к берегу дальнему. Какие четыре?
    1) Вот, монахи, монах развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за желания и формирователей старания1.
    2) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за усердия и формирователей старания.
    3) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за ума и формирователей старания.
    4) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за исследования и формирователей старания.
    Эти четыре основы сверхъестественной силы, будучи развитыми и взращенными, ведут за пределы ближнего берега, к берегу дальнему».

    1 51.13 показывает, что иддхипада состоит из трёх основных компонентов – 1) сосредоточения (самадхи),
    2) четырёх формирователей старания (падхана-санкхара),
    3) частных факторов, ответственных за осуществление сосредоточения: желание (чанда), усердия (вирия), ум (читта), исследование (вимамса).
    Тогда как сосредоточение и старание присущи всем четырём иддхипадам, именно последний набор факторов делает иддхипады четырёхчастными.
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Бханте Вималарамси тоже касается этой темы, в частности, в комментариях к Анапанасати сутте.
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Рвение или "чанда" им увязывается с радостным интересом.

    Усердие, энергия, "вирия" - энергия в практике, не-впадение в сонливость, неослабевающее старание.

    Ум, "читта" - чистота ума, достигаемая через 6Р.

    Исследование, "вимамса" - внимательное исследование переживаний.

    Таковы четыре качества, которые нужно поддерживать в практике.
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Четыре основы иддхи (ЧОИ) обычно упоминаются в ряду с определенной последовательностью других элементов.

    Перед ними идут четыре гармоничных старания (условно - 6Р). При использовании 6 Р и какого-либо из четырёх факторов, перечисленных в ЧОИ, достигается нерассеянность ума.

    В свою очередь, 6Р прилагается к четырем опорам осознанности (тело, чувство, состояние ума и явлений ума).
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Кирилл (Jataka) задал вопрос о том, не соотносятся ли ЧОИ с четырьмя архетипическим сторонами света ( http://vbuddisme.ru/wiki/Пять_будда-семейств )

    Видимо, условно их соотнести можно. На практике, интеграция этих "четырех сторон" порождает новое качество сознания, "центральное".

    Видимо, такое ассоциирование это дело во многом индивидуальное. У меня вирия ассоциируется с югом, читта с севером, чанда с западом, а вимамса с востоком.
     
    Jataka нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Мне больше интересно, почему это - четыре основы именно иддхи. И почему именно такой набор.
     
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.854
    Симпатии:
    2.618
    Вообще это же не что иное, как 4 из семи ФП: радость, энергия, исследование (три бодрящих) и собранность ума (которая как раз является центральной балансирующей).
    Остальные три - успокаивающие, т.к. применяются на более ранней стадии успокоения ума (или просто в случае его беспокойства, когда по определению невозможно достичь нужной степени собранности).

    Логично, на мой взгляд, что именно эти функции / качества ума нужны для конденсации и проявления иддхи: собранность, ясность ума в сочетании со сбалансированной направленной энергией - основа движущей силы.
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Собранность ума (самадхи) относится к успокоительному ФП. Кроме того, 7ФП в том же списке указываются отдельно (позже).

    Балансирующий ФП это Сати, осознанность.
     
  10. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Да, твои рассуждения понятны и законны, так сказать. Для меня просто пока не очевидна необходимость и настоятельность именно такого набора. Всё же.
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    И почему он вообще всё время выделяет этот пункт. Придаёт ему такое значение.
     
  12. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Кроме того, радость в 7ФП это не чанда. Чанда, собственно, это желание. Но не страстное. Радостный интерес.
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Может это нечто вроде наоборот более ранней версии 7ФП, которая применяется на более ранних стадиях практики...
     
  14. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.854
    Симпатии:
    2.618
    "Именно потому, что он развил и взрастил эти четыре основы сверхъестественной силы, Татхагата зовётся Арахантом, Полностью Просветлённым". - Исходя из этого никак не может быть это более ранней версией 7ФП.
    Скорее, это всё же другая - особая, самостоятельная - система, которую не нужно мешать с другими списками, несмотря на некую схожесть отдельных элементов. И сама структура её более сложна. Однако у меня нет поводов для сомнений относительно её, ведь если посмотреть на основу практики полётов, то в ней мы находим именно эти элементы.

    Мысль о соответствии направлениям интересная, хотя у меня чанда как раз ассоциируется с востоком (устремлённость, преданность - всё же черта восточных людей), а вимамса с западом. )
     
  15. Jataka

    Jataka Гость

    Сообщения:
    5
    Симпатии:
    3
    plot и list нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Тоже верно.
     
  17. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.854
    Симпатии:
    2.618
    Да, и из этого можно вывести полезный практический инструментарий, сделав акцент на взращивание формирователя, наиболее свойственного тому или иному индивидууму в зависимости от "мифокосмологической предрасположенности". )
     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Это желание, джханы и 6 Р - всё вместе это основа иддхи, опирающаяся на желании.

    Это усердие, джханы и 6Р - .... на усердии.

    Этот ум (чистота ума?), джханы и 6Р - ... на уме.

    Это исследование, джханы и 6Р - ... на исследовании.
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Вполне может быть.
     
  20. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Если это так, то у каждого практикующего - какой-то один из этих четырёх подходов. Например, Сарипутта шёл через чистоту ума. А сам Будда - через исследование.
     
  21. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Чанда - желание быть непомраченным, желание освободиться от помрачений.

    Усердие - волевое начало.
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Вирья и вира (воин) - однокоренные слова, как я понимаю.
     
  23. Jataka

    Jataka Гость

    Сообщения:
    5
    Симпатии:
    3
    Это звучит очень логично. Основа иддхи как движущая сила в практике и у каждого она своя
    Татхагата развил из все скорее всего
     
    plot нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    Да, пожалуй. На то он и Татхагата.
     
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.052
    А вот Сарипутта, видимо, шёл через исследование.
     

Поделиться этой страницей