Поздний историзм наступает где-то в 1850- гг., но какого-то единого чёткого рубежа нет. Главный , наверно то, что историзм действительно становится стилем-гегемоном, вытеснив в этом качестве классицизм (в 1840-х) В архитектуре это время появления боз ара , в моде смена кринолина турнюром, в философии отчёт можно вести от позитивной философии Огюста Конта - позитивизм несомненно основная философия эпохи. Меняется соотношение романтизма и реализма в пользу последнего (натуральной школы), в музыке продолжает господствовать романтизм - Верди, Григ, Щтраус, Чайковский, "могучая кучка"... Но в литературе лидерство переходит к реалистам : Твен, Лондон, Золя, Мопасан, Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский ... Затем правда поднимается волна нео-романтизма : Жюль Верн, Конан Дойль, Стивенсон, Гамсун, Киплинг.. В архитектуре реализмом считалось твёрдое, археологическое следованию выбранному стилю (особенно национально окрашенному), принцип музейности. В садоводстве раннему историзму соответствует эклектика - теоретически обоснованная 1790-х Генри Рептоном и Вобурном. Она предполагала созание в одном парке садов разного стиля. например Вобурн предложил слудующие: 1. терраса и партер у дома 2 частный сад только для семьи (в России"собственный садик" 3. американский сад - только с американскими рстениями, 4. китайский сад, 6 ботанический сад, 7 зверинец, 8 английский парк с аллеями. Хоуп пытался воссоздать также египетский, греческий и римский сады. Лаудон выделял регулярный сад с цветниками и скульптурами у дома. и три вида пейзажного парка : 1. с буколическими постройками, 2 с мгкими лужайками и большими холёными деревьями, 3 приближающийся к природному живописному ландшафту. В Британии такие парки создавались в основном до 1830 г., на континенте большую часть столетия. Среди крупных немецкий парк Браниц заложенный в 1845 и Несвижский парк (1878) в Российской империи (включавший Японский парк) . "Собственный садик" в Павловске Позднему историзму и реализму соответствует викторианский сад. В нём акцент перенесён с ландшафта на растения: начинают выращиваться разнообразные экзоты, сооружаются влажные оранжерии для орхидей, адаптируются различные субтропические растения. парк в итоге превращается в ботанический сад с дендрарием. В 40-е-50-е Робинсоном и Джекилом новая тенденция получила оформление и теоретическое обоснование. На континенте это как тенденция проявляется во вт. пол. 19 в. В это же время начинается создание масштабных общественных парков. викторианский сад Современная реконструкция переходного эклектического/викторианского парка 1840 г. Биддулф Грейндж гарден
В период раннего и зрелого историзма (условно пер. пол. 19 в.) среди направлений живописи можно выделить помимо академической живописи, всё больше превращающейся в жанр "ню", бидермайер, романтизм и реализм. На бидермайере я думаю подробней остановиться в другой ветке. Но тем не менее: Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793-1865) (в горных пейзажах очевидно влияние Дюрера)
Уильям Коллинз. Британия. 1788-1847 Романтики Карл Фридрих Лессинг (1808-80). Германия. (по сути романтический бидермайер)
Луи-Габриэль-Эжен Изабе. Франция. 1803-85 можно видеть как в поздних работах постепенно возникает новый художественный язык.
"Реалисты" В кавычках потому, что само слово появилось с подачи Курбе в сер. века. И потому что сам реализм этого времени очень сильно отличался от реализма времён позднего историзма. Джон Констебл. Британия. 1776-1831
Барбизонская школа Жюль Дюпре 1811-89 Легко заметить, что именно "реалисты" наиболее смело отталкивались от голландских образцов и были самыми смелыми новаторами. Вот только "предками" они были скорее для импрессионизма, чем, для "критического реализма" - потомка бидермайера.