Японский сад 20-21 веков

Тема в разделе "Японский сад", создана пользователем takedo, 15 мар 2018.

  1. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.633
    Симпатии:
    2.466
    "Я встаю утром, со щебетом птиц. И раздвигаю окна, которые выходят прямо в сад…
    …Сам дом раскрывается прямо в сад. Дом и сад нераздельны.
    …И я могу смотреть на деревья совсем свободно – не так, как через английское окно, когда я скорее выглядываю в сад. Я вижу деревья, произрастающие из земли. И когда я смотрю на эти деревья, произрастающие прямо из земли, мне кажется, я ощущаю нечто таинственное, исходящее от них и от самой матери-земли. И мне кажется, я живу вместе с ними и они во мне и со мной. Я не знаю, можно ли назвать это общение духовным.
    Мне недосуг как-то называть это, я просто – блаженствую".

    Дайсэцу Судзуки
     
    La Mecha и takedo нравится это.
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.142
    Симпатии:
    2.900
    Даже если сад воспринимается группой красиво расставленных камней, энергетика камня, незримый дух, исходящий от места, населяющий и камни, и волнами уложенные песок и гальку, создают у пришедшего в сад определенный настрой, так что эти "композиции" уже не выглядят ни примитивными, ни только эстетическими объектами. Внешний минимализм несет смысловую нагрузку, вызывает внимание к внутренним процессам, происходящим в тех, кто созерцает сад. Вероятно, такие сады создавались с целью выразить пустотность, стоящую за каждым явлением, за каждым участником сада: камнем, деревом, песком. И, конечно, за тем, кто на них смотрит. Поскольку он также является частью композиции.
     
    Последнее редактирование: 28 июл 2018
    takedo и list нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    Новейшее время. Масуно Сюммё. Сад Кантакэяма-синэн

    Сад Кантакэяма-синэн 神嶽山神苑 при синтоистском святилище Самукава-дзиндзя 寒川神社 был завершён Масуно Сюммё в 2009 году. На это ушла восемь лет: четыре года на разработку концепции и четыре – на её реализацию.

    35.Масуно Сюммё.Самукава.План.jpg
    Самукава-дзиндзя. План

    Кантакэяма-синэн – прекрасный природный сад в прогулочном стиле кайюсики 回遊式庭園, воссоздающий атмосферу горного леса с огромными валунами, непроходимыми зарослями, водопадами и порожистыми потоками, но при этом открытый и светлый благодаря наличию водного пространства.
    Прямо перед входом отведено место для ритуального омовения рук тэмидзуя 手水屋. Чаша для омовения изготовлена из опорного камня ворот тории и поэтому считается священной. Рядом с тэмидзуя есть маленький водоём Нампа-но коикэ 難波の小池. Считается, что он имеет прямое отношение к происхождению Самукава-дзиндзя. По преданию, именно этот водоём с родником является местом счастливого появления божества Самукава-хико-но микото – покровителя святилища Самукава.

    36.Масуно Сюммё.Самукава.Тэмидзуя.jpg
    Тэмидзуя

    37.Масуно Сюммё.Самукава.Нампа.jpg
    Нампа-но коикэ

    Ещё один источник, где используется опорный камень тории, находится в нижнем пруду. Этот камень имеет форму восьмиугольника, и источник называется Хакки-но идзуми はっきの泉. Символика числа восемь многозначна, в том числе и в синтоизме. В святилище Самукава оно связано с молитвой хаппоёкэ, «Молитвой восьми направлений», призванной защитить от нападения со всех восьми сторон света (включая северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток) злых божеств и демонов.
    В юго-западной части сада перекинут земляной мост, делящий пруд на нижний и верхний. Под ним шумит вода, стекающая, преодолевая пороги, из верхнего пруда в нижний.

    38.Масуно Сюммё.Самукава.Хакки-но идзуми..jpg
    Хакки-но идзуми

    39.Масуно Сюммё.Самукава.Земляной мост..jpg
    Земляной мост

    С противоположной стороны пруда – каменный мост, перекинутый через текущий от водопада поток.

    41.Масуно Сюммё.Самукава.Каменный мост..jpg
    Каменный мост

    На северо-западном берегу пруда над самой водой расположился чайный павильон, где можно приятно провести время. Отсюда прекрасно видна сцена на противоположном берегу, где исполняется музыка гагаку 雅楽, сопровождаемая танцами.

    42.Масуно Сюммё.Самукава.Чайный домик..jpg
    Чайный домик

    43.Масуно Сюммё.Самукава.Сцена..jpg
    Сцена

    50.Танцы.jpg
    Танцы

    За чайным павильоном построен музей 方徳資料館, посвящённый истории возникновения обряда хаппоёкэ. Музей бесплатный, но войти в него может только тот, кто прочтёт «Молитву восьми направлений». Сквозь нижний проём в стене вестибюля виден лаконичный и изысканный сад камней, прекрасно сочетающийся с суровой простотой здания музея, выстроенного из железобетона почти без окон.

    44.Масуно Сюммё.Самукава.Музей..jpg
    Музей

    45.Масуно Сюммё.Самукава.Музей 2..jpg
    Музей

    46.Масуно Сюммё.Самукава.Сад камней..jpg
    Сад камней

    На берегу верхнего пруда находится традиционный чайный павильон, тясицу 茶室Дзикисин-ан, «Павильон открытых сердец". При нём – родзи 露地 с внутренней калиткой, делящей сад на внутренний и внешний, скамья для ожидания косикакэ-матиаи 腰掛待合い во внешнем родзи. Есть в родзи и фонарь с цукубаи 蹲い.

    48.Масуно Сюммё.Самукава.Тясицу..jpg
    Тясицу

    47.Масуно Сюммё.Самукава.Ворота родзи..jpg
    Ворота родзи

    49.Масуно Сюммё.Самукава.Фонарь, цукубаи..jpg
    Фонарь,
    цукубаи

    Наряду с прочими достоинствами, Кантакэяма-синэн - сад непрерывного цветения. В нём растут сливы, сакуры, магонии, рододендроны, гортензии, клёны и другие деревья и кустарники. Среди камней прорастают дикорастущие цветы, такие, как дицентра, колокольчики, гвоздики, ирисы.
    Примечательно также, что в саду нет ни одного стриженого куста, что встречается не часто.
     
    list и Ондатр нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    Новейшее время. Масуно Сюммё. Сад Фумабакурэн

    Сохраняя верность духу японского сада, Сюммё не всегда следовал его букве, не забывая о том, что сад – живой организм, подверженный переменам. Об этом свидетельствует, сухой сад Фумабакурэн 風磨白錬の庭 перед Национальным научно-исследовательским институтом материаловедения (National Institute for Materials Research), бывшем НИИ металлов, в г. Цукуба, преф.Ибараки, созданный в 1994 году.

    50.Масуно Сюммё.Фумабакурэн.jpg
    Фумабакурэн

    51.Масуно Сюммё.План.jpg
    План

    52.Масуно Сюммё.Фумабакурэн 2.jpg
    Фумабакурэн

    В то время, как в своих традиционных садах Масуно использует вариации форм, разработанных на протяжении веков, в современных садах он часто прибегает к необычной интерпретации этих форм. В сухом саду извилистый ручей берёт исток в треугольном водоёме с туманообразующими форсунками, а заканчивает в водоёме правильной круглой формы.
    Вся композиция этого сада построена на контрастах: дорожка, прямолинейность которой усиливается столь же прямолинейными кубами окружающих сад зданий, контрастирует с плавными изгибами ручья и очертаниями засеянных травой участков; однообразность расчерченного квадратами плиточного мощения разбивается грубо обколотыми глыбами камней и как-бы случайно пробившим щит мощения деревом. Камни, в большинстве своём имеющие вытянутую форму, развёрнуты в одном направлении, имитируя природное выветривание скальных пород под воздействием преобладающих ветров, «шлифующих» их поверхности, что наряду с нарочитой грубостью их форм должно было создать ощущение природной мощи. С ветрами связано и само название сада «Фумабакурэн-но нива», где присутствуют иероглифы «ветер», «шлифовка», «очищение» и «закалка» (стали). Это можно понимать, как «Сад ветра познания, шлифующего ум, очищающего сердце и закаляющего волю».
    Контрастное построение композиции, вызывающее чувство напряжённости, выражает остроту борьбы рациональности разума учёного со стихийностью природных сил. Прямая, как стрела, выложенная квадратами бетонных плит дорожка, проходящая через иррациональные формы окружающего ландшафта и треугольный водоём-источник – это знак вмешательства человека в окружающую среду. С другой стороны, противопоставление рукотворного и природного, строго геометрических и мягких природных линий в дизайне может ассоциироваться с рациональным и интуитивным познанием в науке.
    Масуно определил тему этого сада как первую встречу человека с металлом, поскольку металл имеет прямое отношение к работе института, перед которым сад располагается. Стараясь выразить идею увлечённости учёных своим трудом и того упорства, с которым они идут к решению поставленной задачи, Масуно сравнил их упорство с упорством золотоискателей времён Золотой лихорадки, промывавших сотни галлонов речного песка ради нескольких крупинок драгоценного металла. На языке сада эта идея прочитывается в резкой, динамичной, угловатой форме водоёма, служащего источником ручья, золотистым цветом самого ручья и спокойной, круглой формой водоёма в его устье, говорящей умиротворённости, ощущаемой человеком, когда цель достигнута.
    Но зритель может увидеть в этих элементах сада и другой смысл, объясняющий необычную форму пруда-истока. Дело в том что, в дизайне сада присутствуют три сакральных фигуры дзэн-буддизма, адептом которого, как известно, был Масуно Сюммё – треугольник (водоём-исток), квадрат (плиты мощения) и круг (водоём, в который впадает ручей).
    Треугольник – это стремление к вершине, символ активной жизни с её желаниями, взлётами и падениями. Но всё это – грёза, иллюзия, майя, туман авидьи, затмевающий разум.
    Квадрат – символ Земли и всего земного. Примечательно, что Сюммё выбрал для квадратов мощения белый цвет, и это тоже весьма символично. Белый цвет означает чистоту, но в контексте сада он означает, скорее, очищение. Очищение от пыли мирской, избавление от мира страданий, поскольку, как говорит буддизм «в страдании рождаемся, в страдании живём, в страдании умираем». Более того, белый цвет - цвет стихии металла, цвет холода, увядания и упадка, цвет траурных одежд.
    Круг – символ Неба, знак совершенства.
    Ручей с трудом, извиваясь и петляя, преодолевает Земной мир страданий и завершает свой путь в круглом озере просветлённости с горой Сумеру, возвышающейся над его гладью. Труден путь от мира суеты к состоянию просветления, но ещё труднее постижение того, что мир суеты и мир просветлённости – одно.
     
    La Mecha, list и Ондатр нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Автор

    Сообщения:
    246
    Симпатии:
    388
    Новейшее время. Сады Китаяма Ясуо

    Китаяма Ясуо 北山 安夫 (1949 - ) окончил экономический факультет университета Сангё в Киото, но после окончания университета не пошёл по своей профессии, а увлёкся ландшафтным дизайном, преуспев в этой профессии. В 26 лет он организовал собственную ландшафтную фирму «Китаяма дзоэн».
    Одна из наиболее известных работ Китаяма Ясуо – сад дзэнского храма Рёун-дзи (Рюун-дзи) 龍雲寺 в г. Хамамацу, преф. Сидзуока.

    53.Китаяма Ясуо.Рёун-дзи.jpg
    Рёун-дзи

    Сад состоит из двух частей: сухого сада Мурёдзю-тэй 無量寿庭, «Сад вечной жизни», перед главным зданием храма, и сада Сёдзё-тэй 清浄庭, «Сад непорочности», – за главным зданием.
    Композиция «Сада вечной жизни» довольно проста. Она состоит из трёх традиционных буддистских символов: далёкого острова с камнями буддистской триады, символизирующими Будду и двух бодхисатв, дракона (на фото – слева), изображённого группой камней, и острова черепахи (справа). Дракон и черепаха, плывущие к острову Будды.

    54.Китаяма Ясуо.Сад вечной жизни.jpg
    Сад вечной жизни

    Главным и единственным «героем» второго сада, «Сада непорочности», является «Водопад дракона» 龍瀑, стекающий по склону каменистого холма с высоты 15 метров в округлый водоём. На доске, плавающей по водоёму, написано название водопада.

    55.Китаяма Ясуо.Сад непорочности.jpg
    Сад непорочности

    Другой сад, Тёон-тэй 潮音庭, созданный Китаяма Ясуо в 2005 году, находится во внутреннем дворике древнего дзэнского храма Кэннин-дзи 建仁寺 в Киото, основанного в 1202 году.

    56.Китаяма Ясуо.План Кэннин-дзи.jpg
    Кэннин-дзи. План

    57.Китаяма Ясуо.Тёон-тэй.jpg
    Тёон-тэй

    К Тёон-тэй как нельзя лучше подходит поговорка «мал золотник, да дорог». Окружённый с четырёх сторон галереями и рассчитанный на круговой обзор, этот простой и элегантный сад хорош в любое время года.

    58.Китаяма Ясуо.Тёон-тэй.Лето.jpg
    Тёон-тэй. Лето

    59.Китаяма Ясуо.Тёон-тэй.Осень.jpg
    Тёон-тэй. Осень

    60.Китаяма Ясуо.Тёон-тэй.Зима.jpg
    Тёон-тэй. Зима

    61.Китаяма Ясуо.Тёон-тэй.Весна.jpg
    Тёон-тэй. Весна

    В Тёон-тэй Китаяма Ясуо выбрал центральную композицию, наиболее удобную для кругового обзора, поместив в центр камни буддистской триады. А на осенней фотографии справа виден камень для медитации дза-дзэн 座禅.

    Как можно заметить из приведённых примеров работ ландшафтных дизайнеров, в Новейшее время начали возрождаться сухие сады карэсансуй, интерес к которым стал угасать в эпоху Мэйдзи и почти угас в начале XX века, в «эпоху усадеб» - Тайсё, когда большинство садов создавалось в стиле натурализма. Это и понятно, поскольку сухие сады, становясь всё более абстрактными, давали больше простора для полёта фантазии. Кроме того, они занимали меньше места, и в конце XX - начале XXI веков это явилось важным фактором.
    С некоторым приближением можно сказать, что, как и сто лет назад, ландшафтные дизайнеры конца прошлого – начала нынешнего веков работают в трёх направлениях: сады, создаваемые убеждёнными приверженцами старых традиций, сады, испытавшие в той или иной мере европейское влияние и просто европейские сады, перенесённые на японскую почву. Вторых, безусловно, значительное большинство.
    Появилось и нечто новое. Всё большую роль в ландшафтном искусстве последнего времени стали играть профессиональные архитекторы. Об их работах можно будет узнать в теме "Архитекторы в ландшафтном искусстве Японии".
     
    La Mecha, Ондатр и list нравится это.
  6. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.142
    Симпатии:
    2.900
    Осенью и зимой такие сады просто завораживают.
     
    takedo нравится это.

Поделиться этой страницей