выставки, музеи, экспонаты

Тема в разделе "Изобразительное искусство", создана пользователем Лис, 25 дек 2011.

Метки:
  1. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Персонально для Яника, который обвинил меня в том, что я ненавижу Россию и православных. :) :

    Итак, поделюсь здесь своими впечатлениями от выставки в Храме Христа Спасителя в стольном граде Москве.
    Собственно на эту выставку нас с подругой зазывал один человек с яркими буклетами, когда мы с ней стояли в очереди в Пушкинский на Рафаэля.
    У меня уже зуб на зуб не попадал от холода, и я готова была с легкостью променять вдохновенного Рафаэля на Верещагина, Шишкина и Остроухова.
    Но, подруга была тверда, и я, благодаря ей, выстояла.

    Возник повод встретиться, и мы решили пойти на выставку, где нет очередей, тянущихся по улице.
    Что сказать? Выставка большая. Да. )

    На выставке есть потрясающие иконы - большинство из частных собраний.
    Чем они потрясают?
    Не письмом, нет.
    Окладами. Вы можете увидеть эмалевые оклады, такого тончайшего и ярчайшего узорочья, от которого просто начинает сверкать и рябить в глазах.
    Можно увидеть также удивительно сделанные оклады, которые создают оптическую иллюзию настоящей ткани. То есть, даже если внимательно приглядываться, то можно не отличить. Очень все горит и сверкает, красиво, конечно, что скажешь...
    Самоцветами украшены деревянные рамы икон, и они только слегка отшлифованы, так, что возникает желание их гладить.

    В общем, богатая коллекция.
    Во-вторых, есть целый зал Айвазовского, много его марин и одно пасущееся овечье стадо.
    Плюс фоновые звуки моря и блеянья овец, идущие из колонок.

    В-третьих, художники - баталисты: все картины - на темы войны 1812 года, виды парижских улочек с солдатами, военные парады и даже царь Николай 1, который советует художнику, как писать картину.
    Очень правильный царь, советует же - не в каторги отправляет. (Яник, ты слышишь?:) :) .

    Есть очень интересные по световой наполненности картины художника Шультце.
    Осенние пейзажи: рощи, леса.
    А так, среди прочих, конечно, Шишкин (одна картина), Остроухов (одна картина), Юлий Клевер, Федор Васильев, Сильвестр Щедрин, Карл Брюллов (портрет печально известной красавицы Стефании Радзивилл, который я публиковала в одной из веток нашего Михалыча), Александр Бенуа (одна штука).

    Но, это все пейзажи.
    Понравилась картинка-открытка графа Муравьева - "Зайцы зимой", такая голубая-голубая, снежная. Сидел -сидел человек, дай, думает, картину напишу. Написал - хоть и граф! О, как!

    Самое интересное было впереди.
    Целый зал Васнецова, Верещагина и некоторых прочих - на темы фольк-хистори.
    О, ЭТО ПРАЗДНИК ДУШИ И ЧУВСТВА!

    Чего стоит картина с изображением князя Владимира, принимающего православную веру!!!
    Князь (без пяти минут бандит с большой дороги, ведший суровую походно-дорожную жизнь), пышно разодетый в синие и алые шелка, сидит с задумчиво-печальной миной на лице, позади него - не менее разодетые друзья-сотоварищи, и все с преувеличенным вниманием и ужасом смотрят на пергамент, развернутый пришлым византийским послом-монахом, живописующий Страшный суд.

    А чего стоит Никита Зотов, обучающий грамоте сусального Петрушу, одетого в алый бархатный кафтанчик!
    Это вам не какие-то Малевичи и Кандинские, тоскливо кукующие в соседнем зале!

    А Софья Витовтовна на свадьбе Василия Темного!
    О, эти великорусские шелка, позолоты и бархаты!!!
    Пусть все сдохнут, пусть все развалится вконец, но мы никому не отдадим наше позолотье, нашу сусально-помадную красоту!
    Нам плевать, что Петруша, как всякий порядочный ребенок, мог ковырять в носу, сидя за Азбукой. Он должен сахарным и сладким, хотя бы и на картинке, чтобы каждый знал - это великий царь-государь растет, а не какой-то там прохиндей.

    А чего стоит Ксения, которой папа Боря уже приглядел жениха - европейского королевича!
    На первом плане картины как обычно присутствует самый симпатичный персонаж - кошка, играющая с катушкой.
    Веселая и бодрая.

    [​IMG]
    В.П. Верещагин. Желанная встреча.

    Вдосталь наглядевшись на такие красивые полотна, пошли мы в зал Фалька-Кандинского-Малевича-Ларионова.
    И вот там я, совсем не любитель перечисленных авторов, почувствовала глоток воздуха, потому что там сквозило. Там было легко дышать.
    Там с картин на меня смотрело то самое благородство - манеры письма ли, выбранной ли темы, или чего-то невысказанного до конца и потому дающего зрителю полную свободу выбора - смотреть, чувствовать, понимать и осмысливать.
    Там был воздух, была тень и солнце - настоящее, в зависимости от суток и от переживания его света художником...Были цвета - тоже настоящие, то сдержанные и скупые, то больно бьющие по глазам своей невероятностью.
    Я села на скамейку и долго-долго смотрела на натюрморт художника Фалька - мне было хорошо, и никуда не хотелось уходить...

    [​IMG]
    Р. Фальк.

    [​IMG]
    Р. Фальк. Спящая цыганка. (Этой картины не было на выставке).

    А потом мы вышли на улицу, прошли до Кремля и напротив дома Пашкова увидели гигантскую статую князя Владимира - ужасающий серый монстр стоял, подавляя окружающее своей бездарной и безликой массой , соперничая и с ансамблем Кремля ( который сам по себе уже более чем солидная доминанта столичного центра), и с колокольней Ивана Великого, выше которой не надо бы в центре ничего возводить... а оптическая иллюзия создается такая, что купол колокольни оказывается на одной линии с головой очередного истукана...
    В общем, сусальные Петры и полудикие вчерашние разбойники, изваянные на века - вот национальный идеал, по всей видимости. Какие там Фиораванти с соборами и башенками!..
    Нерусское все это, нерусское... (с)
     
    Ондатр, list и Яник нравится это.
  2. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Отсюда http://www.unavoce.ru/news/news0521.html

    "В Музеях Московского Кремля открылась выставка, призванная познакомить российскую публику с величайшими достижениями французской средневековой культуры. Этот совместный выставочный проект Музеев Кремля и Центра Национальных Памятников (Франция) при поддержке Посольства Франции станет центральным событием перекрестного года культурного туризма России и Франции.

    На выставке показаны подлинные шедевры французского готического искусства, связанные с эпохой одного из самых знаменитых французских королей - Людовика IX Святого (1214-1270). Большинство из них впервые представлено в России - в том числе произведения из таких крупнейших собраний Франции, как Музей Лувра, Национальный музей средневековья (Клюни), ряда провинциальных французских музеев, а также рукописи и документы из Национальной библиотеки и Национальных Архивов Франции. В выставке принимает участие Государственный Эрмитаж, который представляет великолепные лиможские эмали и произведения из слоновой кости XIII - начала XIV века из своих собраний.

    Одним из крупнейших деяний Людовика Святого стало приобретение в 1239 г. реликвий Страстей Христовых, важнейшей из которых был Терновый венец Спасителя, ныне хранящийся в Соборе Парижской Богоматери. Венец был выкуплен Святым Людовиком у императора Латинской империи Балдуина II за огромную сумму. Из Константинополя святыня была торжественно перевезена в Париж, в котором забилось новое сердце - в нем появились величайшая святыня христианского мира, превратившая французского короля из династии Капетингов в "наихристианнейшего короля". Реликварий Тернового венца, созданный в 1806 г., является одним из центральных экспонатов выставки. В течение последующих лет Людовик собрал более 20 реликвий Страстей Господних - частицы Креста Господня, камень Гроба Господня, копье сотника Лонгина и другие. Для хранения этих величайших святынь в Париже при королевском дворце была построена Святая Капелла (Сент-Шапель) как драгоценный реликварий из камня - шедевр готического искусства, обладающий наиболее полным на сегодняшний день ансамблем витражей XIII века.

    Одно из центральных мест на выставке в Кремле занимают фрагменты витражей из Сент-Шапель, частично демонтированные в XIX веке и хранящиеся в Центре Национальных Памятников. Эти великолепные образцы витражного искусства XIII века впервые покинули Францию в таком представительном составе. Яркие и насыщенные краски витражей, прежде озарявшие королевскую капеллу, сияют под старинными сводами Патриаршего дворца. Глубоко одухотворенная живопись витражей из Сент-Шапель, повествующих о библейской истории человечества, от Сотворения Мира до Воскресения Христа, позволит российскому зрителю соприкоснуться с картиной мира западноевропейского средневекового человека, раскроет его представления о красоте, святости и природе власти.


    - по материалам сайта выставки, 9. 03. 2017
    Собираюсь пойти. :)
     
    Ондатр нравится это.
  3. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Посетила я выставку "Людовик Святой и его время".
    Рекомендую участникам форума.

    Выставка небольшая, но, наверное, невозможно сделать слишком объемный показ такого безобъемного и безразмерного времени, как Средневековье Крестовых походов, время Людовика Святого.

    Смотришь на пергаменты 13 столетия, вглядываешься в изящный почерк то самого Короля Людовика Святого, в текст диплома о пожертвованиях для бедняков, которых Король сам кормил и которым омывал ноги, то в огромный пергаментный лист Королевской хартии - и удивляешься, что эти бесценные кусочки пережили столетия.
    Прекрасны веленевые книги 14 века, пергаментные - 13-го - "Большие королевские хроники", "Жизнь и деяния короля Людовика Святого", написанные по рассказам более чем 330 человек, сыгравшим огромную роль в процессе канонизации короля Папой Бонифацием 8, по рассказам очевидца событий, бывшего с королем в плену в Египте - Жана де Жуанвиля...

    Но, более всего поражают диптихи и плакетки из слоновой кости, пластины для Евангелий, выполненные из слоновой кости, тончайшей работы - на тему Страстей Христовых, Рождества Иисуса, Благовещения Девы Марии.
    Ковчеги дивной лиможской работы - золото в лазури, геральдические лилии, львы, квадрифолии, вписанные в круги... кресты для процессий, с рельефными изображениями Христа и ангелов...
    Хризматориумы - ларцы для хранения масел, шкатулки для Святого Причастия. Остенсории и монстранцы - реликварии, сделанные из прозрачного горного хрусталя, пропускающие свет и позволяющие видеть реликвии.
    Роскошным был реликварий в виде головы Иоанна Крестителя.
    Робер де Клари подробно описал реликвии, привезённые Людовиком Святым в Париж.

    Можно увидеть хрустальный реликварий (реплика Болонского) для пальца Короля Людовика Святого. Когда Короля не стало, отдельные фрагменты его тела оказались на Сицилии, а кости были увезены в Париж... Иные части тела канонизированного Короля (при жизни, впрочем, он уже почитался святым) разошлись по королевским правящим домам Европы. Так король продолжал расточать себя.

    Есть удивительный реликварий в виде креста-древа - с изображением Святого Франциска, получающего стигматы на горе Ла Верна.
    Реликварий в виде королевской Короны - с фрагментами Истинного Креста, копья сотника Лонгина, тернового шипа.
    Кстати, о шипах.
    Король Людовик, выкупив Терновый Венец Иисуса у короля Балдуина 2-го де Куртене, рассылал шипы правителям и монахам, королям и священникам Европы.
    Объединяя Европу на основе христианской веры.
    Так шипы Тернового венца Спасителя разошлись по всем странам.
    В числе реликвий, находившихся в Сен-Шапель - образце т.н. "лучистой готики" (по причине лучеобразных витражных стекол окна - розы, а также необъятных пространств, занятых окнами на фоне ощутимо малой массы камня) были:
    Терновый венец Спасителя,
    Кровь Иисуса,
    Наконечник копья Лонгина,
    Мафорий Богородицы,
    Молоко Девы Марии,
    Пелены младенца Иисуса,
    Части Истинного Креста Господня,
    Часть головы Иоанна Крестителя и другие.

    Эти бесценные для христианского мира реликвии Король привез в Париж и поместил в Сен-Шапель. Там они стояли в сиянии своей славы вплоть до страшных лет французской революции, когда реликварий был разграблен полчищами революционных варваров.

    Большинство реликвий было безвозвратно утрачено, но Терновый венец (!) уцелел.
    Борцы за счастье человечества, за равенство и братство вытащили венец из реликвария.
    Сам реликварий - в виде полого венца из горного хрусталя с золотыми украшениями исчез. Он был отправлен горе-борцами за счастье человечества в переплавку, видимо, наряду с прочей ненужной для человеческого счастья церковной утварью. Тем более, что эта самая утварь была преимущественно золотой.
    Однако в 19 столетии по эскизу Виолле-ле-Дюка, выдающегося реставратора и знатока французского Средневековья, реликварий был воссоздан заново. И сохранившийся чудом Терновый венец Спасителя обрёл своё место.

    На выставке есть фрагменты витражей Сен-Шапель - церкви, состоявшей из двух частей: верхней, созданной специально для короля и его семейства, для молитвенного уединения, ставшей хранилищем реликвий и нижней - для всех желающих.

    Сейчас многие витражи Сен-Шапель хранятся в Шан-сюр- Марн и в Музее Средневековья в Клюни. Над реставрацией витражей работают художники. Сначала им приходится долго очищать скальпелем витражное стекло с обратной стороны - от наслоений т.н. "парижской корки", углеродных и минеральных соединений, черного пласта, относящегося к началу индустриальной эпохи. Потом витраж подкрашивают, зашивают распаявшиеся свинцовые швы, наконец, помещают фрагмент витража в оболочку, точно повторяющую своими очертаниями средневековое стекло со всеми его неровностями и абсолютно прозрачную. Это предохраняет витраж от дальнейших загрязнений и предотвращает появление влаги внутри самого стеклянного "короба".
    И так сохраняют все витражи средневековых готических храмов.

    Интересны статуи Людовика Святого и Девы Марии из известняков местного происхождения, статуя короля из тисового дерева со следами росписи, статуя Богоматери из слоновой кости и ее увеличенная деревянная копия из Пикардии.
    Очень забавна история одной аметистовой инталии.
    На инталии вырезана голова императора Каракаллы.
    Но, оказавшись в руках христианских мастеров, инталия подверглась неожиданным изменениям. :)
    На неё была нанесена надпись "Петр", и в углу вырезан крест.
    Так император Каракалла стал апостолом Петром. )

    Выставка - лучащаяся, яркая, солнечная - золотая, лазурная, сардониксово-хрустальная.
    То тайно мерцающая пламенными красками витражей.
    Что составляет контраст московской дождливой и ветреной погоде.
    Посещать выставку лучше в начале дня, с утра, очередей нет.
    Стоимость билета - 500 руб.
    Что дает возможность осмотра не только этой выставки, но и других (например, самурайского искусства Японии), а также ансамбля Соборной площади Кремля. Также можно слоняться по территории Кремля, в сквере, возле Царь-пушки, словом, где душа пожелает - при хорошей погоде.
     
    Последнее редактирование: 3 апр 2017
    Ондатр нравится это.
  4. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Посетила выставку авангардного искусства из коллекции Государственного музея искусств И.В. Савицкого (Каракалпакстан - Узбекистан).
    Интересно. Хотя я и не могу причислить себя к явным любителям авангарда. )

    Помимо не очень известных, но самобытных и ярких авторов, таких, как Голополосов, Александра Сафронова, Моргунов, Петр и Виктор Уфимцевы, имена некоторых , увы, не помню, только фамилии, Владимир Комаровский (граф, расстрелян за контрреволюционную деятельность на Бутовском полигоне Москвы), были и знаменитые - Роберт Фальк, Урал Тансыкбаев, Алиса Порет (о ней писала - она известный иллюстратор детской книги, на выставке , правда, только одна работа).
    Большинство картин написаны художниками во время работы в художественных школах и училищах Средней Азии (в основном, в Ташкенте), во время работы в качестве театральных художников - оформителей местных театров, и, конечно, во время эвакуации в пору Великой Отечественной войны.

    Также на выставке представлены разнообразные "древности" - глиняные сосуды, начиная со 2 века, узорные сундуки для женской одежды, вышитые халаты и накидки 20-х годов прошлого века. Также выставлена разнообразная поливная керамика: блюда, миски, кувшины и глазурованная плитка с орнаментом.
    Все из Хорезмской области.
    Выставка необычная, рекомендую.

    Опубликую здесь особо понравившиеся работы.
    Сняты мобильным телефоном моей новой подругой Иродой Абировой, уроженкой тех мест.
    Которая меня на эту самую выставку и привела. :)

    18336693_1488944747811871_1667151473_n.jpg
    Витрина с сундучками для одежды и тканей.

    18337103_1488943394478673_2009856558_n.jpg
    Сбор винограда (не помню, чья)

    18337175_1488943514478661_700686860_n.jpg
    По-моему, супер!

    18337192_1488943317812014_1895448502_n.jpg
    Р. Фальк "Вечер в Самарканде".

    18337512_1488944691145210_1170710560_n.jpg

    18360544_1488944267811919_1279731597_n.jpg
    У. Тансыкбаев

    18360455_1488944084478604_872952901_n.jpg

    18360808_1488943397812006_1593379862_n.jpg

    18360820_1488943461145333_165040740_n.jpg
    В. Уфимцев "Стена дома"

    18361126_1488943314478681_936567706_n.jpg
    Женщины у хауза

    18361256_1488943391145340_309549492_n.jpg
    Базарчик в Самарканде

    18361162_1488944047811941_1886969772_n.jpg
    Алиса Порет

    18361357_1488944004478612_2098139435_n.jpg

    18336766_1488943901145289_1115731995_n (1).jpg
    В. Уфимцев "Улица Хамзы"

    18386408_1488944077811938_357078809_n.jpg
    !!!!!!!!!!!!!!!
    Очень нравится! :)
     
    Последнее редактирование: 8 май 2017
  5. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    18386622_1488943311145348_1099735043_n.jpg
    Н. Григорьев

    18387102_1488943281145351_1747772117_n.jpg


    18387369_1488943507811995_1732217722_n.jpg

    18336640_1488943344478678_522469425_n.jpg

    18361077_1488944864478526_650628590_n.jpg

    18360551_1488943467811999_1868579972_n.jpg

    18361430_1488944241145255_1978556766_n.jpg

    18336799_1488943284478684_1167313345_n.jpg

    18360658_1488944044478608_270936480_n.jpg

    18337126_1488943904478622_727424467_n.jpg
    Ирода Абирова. )
    Отмечу, что народу на выставке было полно, что удивило безмерно.
    Это все же не Серов и не Рафаэль, авторы-то по большей части публике неизвестные, чтобы так рваться ... однако...

    http://podrobno.uz/cat/calche/eto-f...ha-nukusa-v-moskve-prodlena-eshche-na-20-dney
     
    Ондатр нравится это.
  6. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Из редких книг.

    DSCN1371.JPG
    Болонская Библия, 1280

    DSCN1372.JPG
    Болонская Библия, 1280

    DSCN1378.JPG
    "Космография", Птолемей - 15 в.



    DSCN1379.JPG
    Поручение дожа Агостино Барбариго, 1492 г.

    DSCN1380.JPG
    Каллиграфический альбом с собственноручными архитектурными рисунками епископа Ареццо Томмазо Сальвиати, 17 в.

    DSCN1381.JPG

    DSCN1382.JPG
    Градуал, Ломбардия, 15 в.

    DSCN1383.JPG
    Сент-Омерская псалтирь, 13-14 в.в.

    DSCN1384.JPG
    Рукопись о первой Пунической войне, 15 в.

    DSCN1386.JPG
    Часослов, Париж, 15 в.

    DSCN1388.JPG
    DSCN1390.JPG

    Листы из Турского часослова, 15 в.

    Публикую в этой ветке, так как ветки "Редкие издания" (или как-то так) не нашла. )
     

    Вложения:

    • DSCN1385.JPG
      DSCN1385.JPG
      Размер файла:
      203,3 КБ
      Просмотров:
      4
    • DSCN1387.JPG
      DSCN1387.JPG
      Размер файла:
      397,8 КБ
      Просмотров:
      5
  7. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Спасибо за информацию о выставке!

    Побывала я на выставке с подругой сегодня.

    Эта галерея антиквариата (там есть советский фарфор, духи "Красная Москва" и "Красный мак" и даже невскрытые коробочки знаменитой пудры "Театральная").

    Выставка замечательная, только маленькая. :)

    Истории про ангелов чудесные.
    Чего стоит хотя бы та, в которой рассказывается, как кошка собиралась пообедать птицами, а Ангел, увидев такое, "в самый ответственный момент", снял с дерева кошку и дал ей кошачьего корма.

    :)
    И вот что у меня теперь есть.
    (Жаль , что не увидели мы автора).

    DSCN1467.JPG

    DSCN1469.JPG
    Кот Гоша изучает новую подушечку.
     
    Иоанн нравится это.
  8. Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.954
    Симпатии:
    2.647
    Любопытно, что незадолго до этого у нас с Мишей был вот такой разговор. )

    18556144_1379411715472121_1996976090354678965_n.jpg
    Михаил Алдашин
    16 мая ·
    Набросок. К будущей выставке. Следите за анонсами.


    [​IMG]
    Людмила Хрынова
    Другой рукой не пальчиком грозить надо, а держать пакет с хорошим кошачьим кормом, уважаемый ангел.
    · Ответить · 17 мая в 16:59
    [​IMG]
    Михаил Алдашин
    Слишком практично мыслите, уважаемый кот.
    · Ответить · 18 мая в 10:01
    [​IMG]
    Людмила Хрынова
    А вы, уважаемый ангел, будете грозить пальчиком птенчикам, когда им мама принесёт червячка?
    · Ответить · 18 мая в 10:03 · Отредактирован
    [​IMG]
    Михаил Алдашин
    а червяки не будут грызть листки? им больно
    · Ответить · 18 мая в 11:23
    [​IMG]
    Людмила Хрынова
    А деревья-то как друг друга притесняют! В общем, есть кому грозить пальчиком, есть.
    · Ответить · 18 мая в 13:04
    [​IMG]
    Людмила Хрынова
    "А кто нынче хорош? Вот я, например, вижу — летит бабочка: головка крошечная, безмозглая, крылышками бяк-бяк, бяк-бяк, бяк… ну дура-дурой! Воробушек тоже не лучше. Берёза — тупица, дуб — осёл, речка — кретинка, облака — идиоты. Лошади — предатели". )
    · Ответить · 18 мая в 13:07
     
  9. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    С кошачьим кормом - это правильно придумано.
    Лучше, чем просто грозить. )

    Вообще удивительный, добрый художник.
     
  10. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Рекомендую москвичам, прежде всего. Особенно, тем, у кого маленькие дети.

    В парке "Сокольники" есть чуть ли не постоянная выставка - фелинариум.

    Там породы кошек представлены разные. Но гладить их нельзя.
    Только предварительно обработав руки спец. составом и с разрешения заводчиков.

    В основном, на выставке представлены мейн-куны, такие огромные!!!

    Есть и ориенталы, и сфинксы (очень мало), и сибиряки (тоже мало), и один домик с абиссинской породой.
    Как же великолепны абиссинцы!
    Совершенно египетские коты!

    И еще есть персы.
     
  11. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
  12. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    И еще.

    http://vmdpni.ru/data/events/2017/10/russkiy_stil/index.php

    "
    20.10.2017 — 31.12.2020
    ЭКСПОЗИЦИЯ «РУССКИЙ СТИЛЬ. ОТ ИСТОРИЗМА К МОДЕРНУ»
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Братина «Петух». Автор эскиза: Головин А.Я. Художественная гончарная мастерская «Абрамцево». Конец 1890-х гг. Майолика, рельеф, глазурь цветная, обжиг восстановительный, позолота. ВМДПНИ

    [​IMG]
    Головин Александр Яковлевич. Блюдо с растительным орнаментом. 1898–1899 гг. Абрамцевская гончарная мастерская. Майолика, рельеф, цветные глазури, позолота.

    [​IMG]
    Братина и ковш в «псевдорусском стиле». 1890-е, Дятьковский завод. По эскизу Е. БЕМ

    [​IMG]
    Ковш-ендова. Автор эскиза: Тенишева М. К. Смоленская губ., Талашкино. Талашкинские художественные мастерские 1900-е гг. Дерево (береза), долбление, резьба плоскорельефная, резьба контурная, подкраска, вощение. ВМДПНИ

    [​IMG]
    Фрагмент солонки в форме деревянной солоницы, г. Москва. 1880-е гг. Серебро, гравировка, золочение, эмаль. ВМДПНИ

    [​IMG]
    Скульптура "Дятел". Кудрино, 1900-е годы. Автор: Ворносков Василий Петрович. Дерево, резьба, тонировка, лак. ВМДПНИ

    [​IMG]
    Коробка со съемной крышкой. Г Москва, экспериментальная работа Кустарного музея Московского губернского земства, 1905-1907 годы. Луб, дерево, роспись. ВМДПНИ

    [​IMG]
    Гобелен "Царь Салтан". По эскизу Врубеля М. А. Товарищество Спасо-Сетуньской мануфактуры ковровых изделий, 1903 г. Шерсть, шелковая и х/б нить; безворсовое ручное ткачество. ВМДПНИ

    2017 год объявлен годом «Русского стиля» в рамках программы «Достояние России. Традиции для будущего» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. В этот год Музей открыл новую постоянную экспозицию «Русский стиль. От историзма к модерну» в залах главного дома усадьбы Остерманов.

    Задачей новой постоянной экспозиции является не только показ бесценных коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, но раскрытие понятия «Русский стиль» в общеевропейском контексте, демонстрация принципов формирования его стилистики в сравнении с общеевропейскими художественными процессами развития национально-романтического направления стиля модерн в разных странах («ар нуво» во Франции и Бельгии, «модерн» в Англии, «югендстиль» в Германии, «сецессион» в Австрии), о чем пойдет речь в вводном зале экспозиции.

    В экспозиционном пространстве центральных залов Главного дома усадьбы Остерманов развернута экспозиция, раскрывающая проблемы становления и развития Русского стиля в декоративно-прикладном искусстве от периода «историзма» 1830 – 1870-х годов до «неорусского стиля» - существенной грани русского модерна (1880-е – 1900-е).

    В экспозицию входят произведения из дерева, металла, стекла, керамики, предметы интерьера, графика (рисунки, эскизы), образцы тканей, костюмы, набойки, игрушки, которые позволяют во всей полноте представить эволюцию развития русского стиля от «цитатного» использования художественных приемов и мотивов народного и древнерусского искусства, характерного для эпохи «историзма» к творческому осмыслению художниками национально-романтического направления Виктора Васнецова, Елены Поленовой, Александра Головина, Сергея Малютина, Николая Рериха изобразительного языка и орнаментальных форм народного и древнерусского искусства, к их трансформации в новую пластическую систему русского модерна. "
     
  13. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Побывала я тут не столь давно в Музее Ар-Деко близ Нескучного сада.
    И долго не хотелось мне про этот музей рассказывать.

    Дело в том, что блестящие произведения искусства, выполненные в этом стиле: мебель, фрески, картины, статуэтки, светильники и проч., меня совсем не порадовали.
    Отдает он примитивным телесным позитивизмом, не знающим сомнений.
    Всеобщей физкультурной и гимнастической мобилизацией на благо человечества.
    Футуристической рубленостью.
    С оттенком порочности, претендующей на утонченность, балансирующей на грани полного соскальзывания в пошлость.
    Особенно неприятно изобилие женских образов, от которых начинает рябить в глазах.(
    Кинематографические женские персонажи либо холодны, как лед, либо откровенно глупы.
    Что глубоко возмущает.

    Сказать честно - искусство ар-деко (и музей, соответственно) - откровенно сексистские, шовинистические, и вообще все это никуда не годится.

    Тем не менее, мебель местами хороша - особенно столики из закаленного стекла с коваными ножками, фрески в золотом фоне... Можно найти идеи для оформления своего дома, если позволяют средства, поскольку данный стиль - неприлично дорог, в силу популистической пошловатости и игры на потеху безвкусию столь же неприлично богатых буржуа, трясущих жирными кожаными кошельками где-нибудь в раззолоченном ресторане многопалубного трансокеанского лайнера - перед своей содержанкой. Стиль, безусловно, бордельный и выраженно проституцкий - дорогих борделей, с полноватой мамой- начальницей в платье из темного панбархата и с длинной ниткой жемчужных бус на начинающей стареть шее...
    Грустно...

    А так, есть книжка интересная. Про ар-деко.

    Мария Рубинс.

    "Однако самое яркое воплощение «эпоха джаза» находит в Елене, которую автор даже наделяет «джазовой» фамилией – Армстронг. Елена отнюдь не является экстравагантной, бросающей вызов социальным нормам гарсонн, которых мы встречаем в других текстах, но при этом она, безусловно, «современная женщина», сразу привлекающая внимание уверенностью в себе, независимым поведением, манерой говорить «с простотой и свободой». О ее прошлом можно судить лишь по полунамекам на многочисленные любовные связи. Известно также, что она жила в разных странах (России, Америке, Англии, Австрии, Франции); о ее космополитизме свидетельствует и неопределенный иностранный акцент. Внешне Елена соответствует женскому типу эпохи ар-деко, который запечатлен на портретах Лемпицки: эмансипированная, опытная женщина с равнодушным взглядом и чувственным ртом, подчеркнутым яркой помадой. Лемпицка часто изображала своих моделей обнаженными, акцентируя крупный торс и колени и создавая резкий контраст между белизной кожи и красным лаком для ногтей. В героине Газданова много от этого стереотипного облика. Повествователь постоянно привлекает наше внимание к ее красивому лицу, чистому лбу, наполовину прикрытому шляпой, небольшим серым глазам. В первый вечер, когда они с Еленой едут в такси по ночному Парижу, он отмечает у нее «отсутствующее выражение» .

    Он часто упоминает ее «большой рот с полными и жадными губами», «неподвижное лицо с красными губами» ; «чувственное движение ее губ и зубов», ее «улыбающийся рот, ее ровные крепкие зубы и тускло-красный цвет ее немного накрашенных губ» . Герой романа сразу же откликается на «враждебную притягательность» Елены, а его эротические фантазии просыпаются при взгляде на ее колени. Он обращает особое внимание на детали ее туалета, взгляд его задерживается на платье из плотного бархата с «длинным рядом бархатных пуговиц на спине» . Обсуждая архетипические черты женских образов у Газданова, Е. Проскурина отмечает их несоотносимость с эстетическим и поведенческим каноном, сложившимся в классической русской литературе, который предполагал акцентирование внутреннего плана, и соответственно из внешних черт особое внимание отводилось глазам как «зеркалу души».

    Действительно, на фоне хрестоматийных героинь с неброской, а иногда и подчеркнуто непривлекательной внешностью (от Татьяны Лариной и Марьи Болконской до Сони Мармеладовой) эротическая доминанта в облике героини Газданова обращает на себя особое внимание.

    В соответствии с эстетическим каноном своего времени, когда сильное, подвижное тело считалось эталоном элегантности, герой Газданова восхищается «быстротой и точностью» движений Елены и «ее стремительной походкой, мгновенностью и безошибочностью ее физических рефлексов». Он обращает внимание читателя на ее «тело с напряженными мускулами под блестящей кожей ее рук» . Сияющая кожа обнаженных моделей была характерной чертой живописи ар-деко. Критики восхищались «керамическим» блеском кожи созданных Лемпицка женских образов – «Прекрасной Рафаэлы» (1927) и «Обнаженной на фоне яхт» (1931). Для достижения этого эффекта художница использовала сильный свет прожектора, применяющегося в фотолаборатории. Таким образом, в живописи активно использовались приемы из смежной области, а литература в свою очередь стремилась воспроизводить живописные эффекты своими средствами.

    В романе есть еще один женский персонаж, и в нем экстравагантные вкусы того времени доведены почти до пародии. Это любовница гангстера Пьеро по прозвищу Пантера: «У нее были огромные, дикие глаза синего цвета под синими же ресницами, туго вьющиеся черные волосы, которым никогда не нужна была никакая прическа, очень большой рот с крупными, всегда густо накрашенными губами, маленькая грудь и гибкое тело» . В описании отмечено не только злоупотребление косметикой, но и новая концепция женского тела, атлетического, мускулистого, андрогинного.

    Следуя парадигме ар-деко и подтверждая свой статус современной женщины, Елена питает особую страсть к автомобилям. Следует, однако, отметить, что замысел сделать героиню опытным водителем возник у Газданова не сразу. Но по мере того как автор восстанавливал культурный код межвоенного периода, Елена становилась все более искушенной. В романе также появляется самый модный автомобиль «золотых двадцатых», красный «Бугатти» – он, однако, принадлежит колоритному гангстеру, не отличающемуся изысканным вкусом.

    В описании квартиры Елены Газданов подчеркивает насыщенные контрастные цвета – синий ковер и мебельную обивку, апельсины (целые и разрезанные пополам), лежащие на овальном желтом блюде. Непосредственная близость синего, желтого и оранжевого соответствуют приему «симультанных контрастов», который изобрели Робер и Соня Делоне для передачи внутренней динамики через соположение основных и дополнительных цветов. По этому принципу они создавали не только картины. Соня Делоне спроектировала целый «симультанный бутик» для Всемирной выставки 1925 года, а также создавала «симультанные платья», которые шили из лоскутков цветных материй разных геометрических форм – они стали эталоном моды ар-деко. Ее искусство симультанных контрастов распространялось и на дизайн автомобилей.


    [​IMG]
    Рис. 10. Соня Делоне на фоне «Ситроена Б-12». 1925.

    Французский фотограф. Частная коллекция / Bridgeman Images


    Кроме того, сочетание овалов, сфер и полусфер (овальная тарелка, апельсины, половинки апельсинов) в описании комнаты Елены еще раз отсылает к кубизму, который оказал большое влияние на ар-деко. Основными приемами кубистов были расчленение предметов на геометрические фигуры, смещение плоскостей, искажение ракурсов, нарушение пропорций. Как уже говорилось, фрагментация и последующая механическая компоновка отдельных частей, приводящая к остранению и дегуманизации реальности, была характерна для эстетики 1920-х годов. Газданов охотно пользуется этими эстетическими принципами – фрагментация и диссонанс становятся лейтмотивами его романа. Именно через женский образ происходит у Газданова осмысление современности в ее главных атрибутах – искусственности и остраненности. Повествователь то и дело возвращается к тревожащей, «странной дисгармонии, почти анатомической» лица Елены, к несоответствию между ее «высоким и очень чисто очерченным лбом» и «жадной улыбкой». Еще одной метафорой фрагментации становится пластика чернокожей танцовщицы из джаз-клуба:

    Огромная негритянка исполняла с необыкновенным искусством танец живота; я смотрел на нее, и мне казалось, что она вся составлена из отдельных частей упругого черного мяса, которые двигаются независимо один от другого, как если бы это происходило в чудовищном и внезапно ожившем анатомическом театре.


    Еще одним продуктивным способом воссоздания атмосферы «эпохи джаза» Газданову служат отсылки к джазовой музыке и танцам. Как отметил В. Хазан, в литературе русского зарубежья была хорошо разработана «дансинговая тема, шире – эротико-музыкально-танцевальный топос как один из элементов культуры и индустрии европейских развлечений, причем с хорошо осязаемыми эротическими подтекстами.

    Описания танцевальных номеров в парижских ночных клубах или фокстрота, который Елена исполняет на палубе океанского лайнера, перекликаются с целым рядом эмигрантских текстов, в которых этот топос служит одним из маркеров эпохи.

    Чернокожая исполнительница танца живота, «голые мулатки» в клубе на Монмартре, равно как и горничная Елены, «огромная мулатка», появляются в романе как отсылки к моде на экзотические, не-европейские культуры, особенно африканское искусство и эстетику. После Первой мировой у французов проснулось интеллектуальное любопытство в отношении их африканских территорий, кульминацией которого стала масштабная колониальная выставка, открытая в Париже в 1931 году. На ней не только были представлены достижения и красоты колониального мира во всем их разнообразии, ее задачей было также продемонстрировать цивилизаторскую роль Франции.

    Интерес французов к африканской эстетике еще больше усилился в 1925 году, когда сердца парижской публики покорило шоу Жозефины Бейкер «Негритянское ревю» (La revue nègre). Афроамериканская танцовщица на долгие годы стала звездой французской сцены. Темная кожа внезапно вошла в моду, пробудив в бледноликих европейках страсть к загару. Широко рекламировался крем для загара «Масло Бейкер», каждую баночку с которым украшал портрет дивы. Хотя Бейкер была родом из США, а не из одной из французских колоний, в коллективном воображении она превратилась в первобытную танцовщицу из дикого африканского племени. Бейкер потакала пристрастиям французов, усматривая в этом ключ к успеху, и с большим рвением исполняла роль прекрасной дикарки. В своем самом известном номере она появлялась практически обнаженной, в одной лишь юбочке из шкурок банана, и бешено вращалась, исполняя африканскую пляску.


    [​IMG]
    Рис. 11. Жозефина Бейкер в костюме из шкурок банана. 1927.

    Частная коллекция Prismatic Pictures / Bridgeman Images


    Выразительная мимика Бейкер – она как никто умела закатывать глаза или сводить их к переносице – напоминает выражения лиц на африканских масках, которые были в большой моде среди художников и коллекционеров 1920-х годов. Ман Рэй даже создал фотопортрет знаменитой музы монпарнасских художников Кики, на котором ее лицо с закрытыми глазами покоится рядом с африканской маской из черного дерева («Черное и белое», 1926). Как пишет Филипп Девитт, «в глазах представителей художественного авангарда… негритянский мир был спасителем дегуманизированного Запада: на фоне европейского рационализма… африканцы стали символом свободы, духовности, непосредственности. Неевропейские, африканские и иные «примитивные» культуры считались источниками энергии и жизненных сил, которых в период послевоенного кризиса так не хватало Европе. Интерес к творческому потенциалу африканской культуры, выраженный у Газданова, коррелирует с разработкой негритянской тематики (négritude) у современных ему французских писателей.

    Наряду с поездами, аэропланами, океанскими лайнерами и автомобилями к излюбленным локусам в романах ар-деко относятся казино, ночные клубы, биржа, отели Лазурного Берега и горнолыжные курорты. Но с еще большим рвением писатели межвоенных десятилетий эксплуатировали семиотический потенциал киностудий и мюзик-холлов. С конца 1910-х годов парижская публика была очарована иностранными танцовщицами, от Маты Хари и Айседоры Дункан до Жозефины Бейкер, которая сделала музыкальное ревю невероятно популярным. Писатели, однако, высокомерно относились к новому сценическому жанру. В «Молодом европейце» Дриё ла Рошель использует мюзик-холл как метафору современной культуры, которая, как он считает, неуклонно приходит в упадок. В его описании мюзик-холл превращается в транслокальное пространство, которое подавляет всякую самобытность, различия, индивидуальность. Отрицая «неопределенные достоинства национального гения», мюзик-холл заставляет всю планету говорить на одном языке: как в Средневековье путешественник испытывал ощущение знакомого пространства, попадая в церковь, так современный космополит обретает привычные ориентиры, наблюдая за знакомым ритуалом в любом мюзик-холле мира. Мюзик-холлы, построенные с одинаковым безвкусием, предлагают единственное «экуменическое удовольствие», доступное современному человеку, – единообразное шоу с идентично одетыми безликими «герлз» разного этнического происхождения, вышколенными для соответствия одному и тому же трафарету, а не для проявления индивидуального таланта. «Общепланетная цивилизация», которую пропагандируют мюзик-холлы, построена на «хаотическом метиссаже». Даже различия между нациями и классами сливаются в некое аморфное «промежуточное состояние». В глазах героя Дриё ла Рошеля зрители представляют собой зеркальное отображение «безродных» исполнителей на сцене: «Я нахожусь между сценой и зрительным залом, между двумя толпами – элиты и масс, – которые вожделеют друг друга, похожи друг на друга, перемешиваются и отрицают друг друга". Притом что эти люди преследуют только личные интересы, они ведут «параллельные жизни», поскольку собственную судьбу способны вообразить лишь как отражение «коллективной мечты». По сути, мюзик-холл в изображении Дриё ла Рошеля наделен всеми чертами транснациональной культуры ар-деко, а его глобальное распространение подписывает смертный приговор уникальности «старой Европы». Свои пессимистические выводы писатель еще отчетливее сформулировал в статье «Идея декаданса» (1928): «Я провел своего молодого европейца по мюзик-холлу и заставил его задуматься над смыслом нашей цивилизации. Все его мечты сошлись в финальной точке, идее декаданса». Дриё ла Рошель утверждает, что критика декаданса – вообще распространенная тема современной литературы, и среди своих единомышленников называет Поля Валери, Андре Жида, Поля Морана и Франсуа Мориака..."

    (Из книги "Русский Монпарнас: парижская проза 1920-1930 - х годов в контексте транснационального модернизма".
     
    Ондатр нравится это.
  14. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Кстати, что интересно, вот эта самая Джозефина Бейкер - Принцесса Там-Там и Зузу - усыновила 12 детей.
    Ей не разрешали танцевать в Будапеште, Риме, Мюнхене...
    Зато прочие города Европы были покорены ее манерой. У нее леопард жил, однажды он прыгнул в оркестровую яму... "Черная Венера" - так ее звали.
     
  15. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Вот несколько видео ее т.н. африканских танцев. :)
     
    Ондатр нравится это.
  16. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098


    Как видите, атмосфера дорогого борделя присутствует всюду.
     
    Ондатр нравится это.
  17. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.743
    Симпатии:
    2.098
    Ну, и последнее - видимо, из-за таких танцев ее и не пускали в Рим. :)

    Конечно, это не для Вечного города, но зато - для Копакабаны. :) :)

     
    Ондатр нравится это.

Поделиться этой страницей