Мы все время, читая Евангелия, сравниваем себя с апостолами. И возмущаемся фарисеями и книжниками. А не стали ли мы сами ими? С нашей уверенностью что .... вот мы теперь прочно и навсегда обосновались "на седалище Моисеевом". "и не думайте говорить в себе: "нам отцами нашими и преданием заповедано ЕВУ", ибо говорит Господь нам: "Бог может из камней сих воздвигнуть наиправославнейших православных"*. * /"и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Лук.3:8)/ Так что читаю Евангелия не с горделивым чувством, а с покаянным; не "ну как же они, эти евреи могли Его не признать?" а "Ну как и я бы была среди Его гонителей". Вдруг поняла: кто мнит себя мытарем - ФАРИСЕЙ кто мнит себя фарисеем - МЫТАРЬ. Да не отнимется у нас обетование по лени душевной и высокомерию нашему! Да не оставится дом наш пуст! Да не будет передано избранничество другим, достойнейшим! Да не будет сего!
1. Не нахожу ничего восхитительного, то что мы, христиане, не только "лжеименным разумом" читаем и "думаем что понимаем" духовные вещи в Евангелиях, но просто не знаем значения слов. "Фарисей" переводится примерно как "праведник"; современный перевод - "добрый христианин" "или "благочестивый христианин" Если этого не понимать, то не упасемся от "закваски фарисейской" и будем продолжать молиться молитвой фарисея, а не мытаря --"Господи, благодарю Тебя, что Ты не сделал меня таким, как этих отвергших тебя фарисеев и евреев" Фарисей и книжник - не ругательные слова (как в православии). Фарисейство в том, что относим мы эти слова НЕ К СЕБЕ - в этом и есть духовная ловушка "закваски фарисейской" --------- \\фарисеи - оппоненты Христовой Истины!\\ ==== 2. Это просто наше привычное прочтение А вот Иисус утверждал именно это "если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, - не войдете в Царствие Небесное. "Итак, то что ОНИ (фарисеи) ДЕЛАЮТ - ДЕЛАЙТЕ И ВЫ...." (Нагорная проповедь) --- \\Фарисей для нас имя нарицательное и оно стерто из нашего обихода. И слава Богу.\\ === 3. Вот и я о том. Думая, что фарисеи остались в прошлом - мы безоружны перед фарисеем в СЕБЕ. Нам Христос сказал: "бойтесь закваски фарисейской" - а мы - "а чего тут бояться-то: мы ж не фарисеи?!" И это имхо - не "слава Богу"
Зачем это уточнять? Есть ОПАСНОСТЬ Опасность тонкого самодовольства. Опасность замедления духовного продвижения. Опасность самоуспокоенности. Вот почему Иисус для спасения ВСЕХ применял разные - противоположные средства: грешных - ободрял, праведных - стращал (как и Иоанн Креститель, с которым у Иисуса поначалу было много общего) "порождения ехидны! кто дал вам мысль бежать будущего гнева!" /Мф. 3:7/ Только ребенок мог бы предположить, что Иисус с Иоанном перевернули все шиворот-навыворот, сделали мешанину из хорошего и плохого, добра и зла низвергли и на части разнесли "ценностей незыблемую шкалу" (лестницу) /о. Мандельштам/, - а фарисеев на полном серьезе и окончательно честили "порождениями ехидны".