Они великолепны! Античных кор и куросов не напоминает? Мне - очень. Я имею в виду прародителей. ) То же выражение лица - особенно, у Евы.
выражение лица у неё вот такое ) Кстати, телосложение у неё 12-14 летней девушки. Этот возраст явно и диктовал тогдашний идеал женской красоты.
Оценивая уровень развития этого общество , я бы использовал придуманный мной термин "премодернизация" ) Причём делающая первые шаги. Она проявлялась в готическом искусстве, в рыцарском идеале, в появлении настоящего и сословного государств, в таких фигурах как Фридрих 2 Штауфен и Людовик Святой. В ц-мемовом плане это время , когда устойчивая ц-мемовая пирамида - синие брахманы, красные кшатрии, фиолетовые вайшьи - начинает размываться - т.е. появляются и синие кшатрии, красные вайшьи )
Если захотите, в этом месте мы можем временно прервать последовательное географическое повествование и совершить прыжок через весь континент - в Японию, где развивалось общество имевшее много параллелей с западноевропейским. А потом снова вернуться в Европу.
просто я выделяю такую стадию развития общества как премодерн ) это высшая стадия достигаемая традиционным обществом. соответственно, процесс перехода к ней я назвал премодернизацией )
А можно показать финальную стадию готической миниатюры, на пике расцвета? Для наглядного сравнения. И к каким годам этот расцвет относился? Готический стиль в целом странно воспринимается мной. Особенно в архитектуре. Не как принято - как полётный, возвышенный, устремлённый, высокий, утончённый... а напротив - как довольно мрачный, тяжёлый, резкий, в чём-то даже угнетающий (в его однородно тёмных тонах, например, в тяжеловесности скульптурных нагромождений) и несколько агрессивный - в многочисленности непропорционально вытянутых, слишком прямых вертикалей, в чрезмерной угловатости и обилие симметрий, в отсутствии закруглённости и плавности, гибкости. Он и самый причудливый из всех, мистичность в нём как бы обнажена и защищена всеми этими "гаргульями" (в общем смысле слова), присутствие которых ощущается даже в их отсутствии. Воспринимается как диковинка, пожалуй, и только. Откуда может идти такое восприятие? Прошу прощения за небольшое отклонение от темы.
ну я подозреваю, что в прошлых жизнях у тебя были не самые приятные воспоминания связанные со средневековым Западом ) (для моей мамы, кстати, это тоже совершенно чужой и враждебный мир) 15 век
Да, перемены существенные. Ну, не то чтобы совсем уж враждебный, но чуждый несомненно. Не может же быть всё родным на этом свете? ) К тому же, думаю, многие пострадавшие в ту эпоху перерождаются до сих пор и содрогаются, оборотившись. ) Да и не только пострадавшие. А я думала, может быть есть и объективные причины такого восприятия. Ну неохота было вспоминать )
Кстати, довольно изящное лицо. ) Но - что понятно, и отлично передано скульптором - с печатью нелегкого раздумья.
Итак, Япония. По численности населения (в нач. 13 в. более 10 миллионов) это большое европейское королевство, вроде Франции. От всех соседей Япония отличалась своей выраженной "феодальностью" и господством военного сословия. Если же сравнивать с Европой, то по большинству параметров (но не по всем), Япония будет "отставать". Для неё это тоже эпоха "большой распашки", роста населения и относительного изобилия. Но внутренняя торговля ещё только начинала развиваться - купцы уже объединялись в гильдии (под протекцией крупных феодалов), появлялись первые ярмарки, но торговые города ещё не появились. С дорогами было ещё хуже чем в Европе (где к кон. 12 в. их стали снова строить, как и мосты) - там ещё действовали некоторые римские, а в Японии старинные магистрали годились только как границы полей. Но народ по стране уже стал бродить - в 13 в. появилась мода на паломничество, кроме монастырских бесплатных ночлегов появились и первые постоялые дворы. Ремесло во многоим оставалось домашним- крестьянским. Настоящих городов в Японии было три: Нара - культовый центр древних школ со знаменитыми храмами и монастырями, Киото (Хэйян) - официальная столица - резиденция императора и тоже важный культовый центр, и Камакура - реальная столица - местонахождение правительства - бакуфу (буквально "полевая ставка"). Это были города не ремесленников и торговцев, а монахов и феодалов с обслугой (в Камакуре количество торговцев даже было ограничено специальным указом). Заметными центрами были большие монастыри. Денег в Японии не чеканили, а пользовались привезённой из Китая медной монетой. С точки зрения хозяйствования Япония конечно отличалась от Европы - это была страна ирригационного интенсивного рисоводства. Урожаи были 16-17 центнеров с гектара, против 3-7 европейских. Скота почти не было (птица разве), корова была вымирающим видом. Охота была, но резко уступала рыболовству. разница в питании между сословиями была незначительной - рис, рыба, много овощей. Сакэ по праздникам (его в частности варили в храмах и монастырях). Но в Камакуре его запрещалось продавать. Жильё и быт знати и простолюдинов тоже отличались не столь резко. Конечно аристократические усадьбы Хэйана были масштабными, а дома военной знати отличались стенами , крепкими воротами и стражей. Но всё было деревянным и одноэтажным.
Япония чем-то напоминает прежнюю Европу, когда ещё живо было римское наследие. Так и тут сосуществовали старый и новый мир, старая и новая столица. Старый мир - это мир аристократов и больших монастырей - рафинированной, даже декадентской культуры. Де юре им принадлежала большая часть страны, но де факто распоряжаться своими владениями они не могли, получая только долю феодальной ренты (процентов 30). Этого не хватало на прежний роскошный образ жизни и знатные семейства постепенно разорялись. свёртывалась и столичная элитарная система образования (на востоке Японии, в землях бакуфу, вообще была одна высшая школа, частная). Центрами учёности всё больше становились монастыри. "Латынью" для Японии был китайский. Но языком управления стала т.с. "вульгарная латынь" - китаизированный японский разговорный. Последняя решающая битва между старой и новой столицами произошла в 1221 г. и императорские войска была разгромлены. Сразу 4 императора (правящий и три отрекшихся - главным был экс-император Готоба - поэт и оружейник) были сосланы, а их сторонники казнены. После этого император не командовал даже собственной гвардией. Главной его функцией стало присвоение старинных чинов, которые очень высоко ценились, реальные правители страны в этой аристократической табели о рангах были ближе к низу). Впрочем, в Камакуру вызвали малолетнего отпрыска знатнейшей в стране фамилии Фудзивара, чтобы сделать его сёгуном - верховным феодальным сузереном от имени которого действовало бакуфу. Это стало необходимым в связи с пресечением правящего рода Минамото. До своей смерти в 1225 страной фактически правила вдова старого сёгуна - монахиня Масако. Затем от имени сёгуна стал править регент - сиккэн - из рода Ходзё. Сёгун же стал просто центром малого аристократического двора в Камакуре, где пытался завести хэйанские порядки. Аристократы знали по-китайски, любили праздность, роскошь и пышные церемонии, писали стихи. Новая же военная знать во главе с Ходзё было демонстративно аскетична, превыше всего ценила верность. Указы сиккэна велели обходится без сладостей и сакэ, есть раз в сутки и т.д. Ей больше импонировала "дешёвая религия" в лице дзэн.
Феодализм по-японски выглядел так: Основной единицей была феодальная вотчина-сёэн, состоящая из крестьянских наследных наделов, поля были маленькими поэтому и сами вотчины были не велики. Крестьяне имели право продать землю и уйти. С каждым сёэном было связано множество фьёфов-сики - дающими право на получение части ренты. Эти сики наследовались, продавались, давались в приданное, дробились и т.д. Держатели этих сики и были военным сословием- самураями. В старые времена они как бы были вассалами владельца сёэна , но уже давно реально вступили совсем в другие вассальные отношения - по отношению к главам своих линьяжей, и более всего к бакуфу. После победы в 1221 бакуфу конфисковало 3000 сёэнов и передало своим вассалам. Но помимо этого в каждый сёэн им был назначен наследный управляющий-дзито. Фактически именно эти дзито- вассалы бакуфу - и стали реальными помещиками - осуществляющими полицейскую и судебную власть, собирающими налог и ренту (отсылая её часть официальному владельцу) и сеньорами для держателей прочих сики. Дзито контролировались сюго - военными губернаторами провинций - носителями высшей военной , полицейской и судебной власти. Наряду с ними в провинции был и аппарат назначаемый из Хэйана - это было что-то среднее между синекурами и "буржуазными специалистами" (владеющими грамотой и законами). Сюго контролировались инспекторами, а над ними был высший суд, кадровое ведомство - самурай-дакоро и канцелярия бакуфу. В 1232 г. бакуфу издало новый свод законов - Дзёэй сикимоку. Он был прост и чёток, правда с правовой наукой не связан. В принципе он был обязателен только для вассалов бакуфу, но быстро стал использоваться повсеместно. Вообще и современники и исследователи отмечают быстрый, справедливый и беспристрастный суд военного режима. (основанный на изучении доказательств) . Новый закон предусматривал смертную казнь (явочно давно введённую, в то время как старый кодекс предусматривал только ссылку). С воров и грабителей взыскивали двойную сумму украденного, а если общая сумма превышала стоимость полутора тонн риса - казнили). сиккэн управлял страной с помощью гос. совета из 15 человек. решения издавались от имени совета анонимно. Сиккэн Ясутоки Ходзё отличался демонстративной скромностью, бережливостью, любовью к родне (своих братьев -заговорщиков он только сослал, а их сторонников не тронул), за бедных вассалов он платил проценты по займам, а за самых бедных и долги. Поэтому его любили. это были старые бюрократические ранги, которые реально уже ничего не значили. но формально знать продолжала в течении жизни продвигаться по старинной административной лестнице. это были весьма почётные звания. военной знати они тоже присваивались и далеко не высшие. Я жалею людей. Я презираю людей. Я отчаялся думать О печалях этого мира И в свою печаль погрузился
Военное сословие не было до конца закрыто. Но это было рыцарское сословие- мастера конного и рукопашного боя. Вместо турниров у них были большие соревнования по конной стрельбе из лука. В отличие от европейских собратьев, религия для них была не столь важна. Буддийская церковь тоже состояла из ряда школ-орденов, но параллельно процветало и язычество-синто, и новые "ереси" . Многие (если не большинство) монашеских "орденов" де факто уже были "духовно-рыцарскими" - поскольку монахи отличались воинственностью и любовью к уличным боям. В войне 1221 г. на стороне императора сражались 10 000 монахов из Нары и 2000 горных монахов-ямабуси.