китайская литература этого времени в большей степени характеризуется расцветом драматургии, чем поэзии, бурным развитием оперы. Но тем не менее:
Ты - то же, что я, Я - то же, что ты. И с нами - большая любовь. А там, где большая любовь, там огонь, Пылающий в жарких сердцах. Вот глину беру И твой образ леплю, Леплю заодно И себя. Слеплю, И все вдребезги разобью, Осколки смешаю в воде. И снова Лепить буду, милый, тебя, И снова Себя слеплю. Ты будешь присутствовать В глине моей. А я в твою глину войду. Пока мы живем, Будем плотью одной, Умрем - Будет вместе наш прах.
Какая утончённость. Автор не известен? А сюжет? И драконьи мотивы очень симпатичны. Пожалуй, не встречала ничего более созвучного. А ведь ушёл же! Наш человек. (Вики)
Как это место отличается от того, что многими столетиями позже описывал в своих путевых заметках Н.И. Рерих.
Одорико: Я направился в другую очень обширную провинцию, носящую название Тибот [Тибет] и лежащую на пути в Индию. Это царство подвластно великому хану (magno Cani). Здесь можно найти хлеб и воду в таком величайшем изобилии, как нигде на свете. Жители этой страны живут в шатрах из черного войлока. Их главный город очень красив и построен весь из белого камня, а его улицы хорошо вымощены. Он называется Гота [Лхасса]. Никто в этом городе не осмеливается пролить кровь человека или даже животного из благоговения перед идолом, которому здесь поклоняются. В этом городе живет Обасси — так называют они на своем языке местного папу. Он глава всех идолопоклонников и по своему усмотрению распределяет доходы страны..
Здесь интересно о хронистах, впервые посетивших монголов и далее... http://drevlit.ru/texts/j/jurden_vved.php
Южные вассалы Карта отражает границы примерно 1290 года. К 1309 г. Сукотаи уже завоевала Лопбури (зелёный) и весь Малакский п-ов. Возможно вы помните , что с нач. 13 в. пришли в движение тайские племена - начав локальное "великое переселение". Вот Сукотаи, Чиенгмай и шанские княжества - это новые политии, созданные тайскими варварами. а Камбоджа, Паган, Дайвьет - старые царства, пытающиеся их отразить.
Бирма В Бирме последним анклавом старой цивилизации остался Паган с окрестностями , это был полуопустевший город с 5000 храмов и ступ, живущий за счёт паломников. Там правил царь из древней династии, который официально и утверждался на престоле в Пекине. Но реально он был посажен шанскими князьями. Карательный монгольский поход 1300-3 против царя-узурпатора привёл только к тому , что ион и князья формально признали себя вассалами. К северу находились владения трёх шанских князей-братьев, а ещё дальше многочисленные шанские вождества. Шаны, впрочем, приняли буддизм тхеравады. На окраинах отделились Аракан и Пегу - Пегу это монское государство на юге, там сел Вареру - тоже шан по национальности - вассал Сукотаи и Юань. Описание Марко Поло Город и государство Чиенгмай, были основаны в 1290-х тайским правителем Менграем на завоёванных землях монов.
Вьетнаму (Дай Вьету) для того чтобы удержать статус формального вассала , а не быть втянутым в Юань, пришлось выдержать две тяжёлые войны. (мастерами партизанской войны вьетнамцы показали себя уже тогда). Государственной религией был чань - в 1299 все школы были объединены в одну - Чук Лам - во главе с постригшимся императором Чан Нян Тонгом В описываемое время Вьетнам с трудом удерживал натиск тайских племён на границе, а на юге оказался втянуты в в войну с Тямпой (на карте жёлтая) - вьетнамская принцесса была замужем за тямским королём, калымом за неё были две провинции, овдовев, она должна была совершить самосожжение-сати (в Тямпе господствовал индуизм) - но вьеты провели спецоперацию и выкрали её, а провинции не отдали. Описание Тямпы у Одорико Марко Поло Но и в этой индуской стране началась "варваризация" - с сер. 13 в. исчезают надписи на санскрите.
Камбоджу подробно описал юаньский посл Чжоу Догуань. Но к сожалению, русского перевода я не обнаружил. Несмотря на закат, империя всё ещё производила сильное впечатление. Башни Анкгора сияли золотом и медью. Золотые львы стерегли мост. Страной правил божественный король, сочетающийся священным браком с девятиглавой змеёй... По словам посла, жизнь в Камбодже легка - легко растить рис (4 урожая в год, рис главная статья экспорта), легко купить мебель, легко уговорить женщин на секс (они вообще ужасно сексуально озабочены и непостоянны). Смущал его обычай торжественной ритуальной дефлорации 11-летних девочек, и свобода гомосексуализма . Но в стране продолжала кипеть религиозная борьба. Полвека царствовал воинствующий шиваит Джаяварман 8 - который истребил буддизм махаяны. Но просмотрел начало широкого распространения в народе буддизма тхеравады. В 1295 престол оказывается у полководца Индравармана 3 - буддиста -тхеравадина (по причине его вассальной присяги и приезжал Чжоу). Но в 1308 Индраварман постригся в монахи, а престолом овладел шиваит Индраджаяварман - который начал новую серию гонений на буддизм.
Сукотаи Было самым сильным королевством региона. А его глава и основатель Рама Камхенг - самым верным вассалом Юань - он ездил в Пекин 4 раза. Он с самого начала сознательно строил своё государство как антитезу Камбодже. Вместо древней империи новый мир - пришлых племён. Вместо бога-царя гуманный и либеральный правитель -тхеравадин. свобода торговли, гарантии частной собственности, аппарат по китайскому образцу, децентрализация. Фактически это было варварское королевство, переходящее к дружинному, основой которого был народ войско и сотенно-тысячная организация. Царь в столице, 4 удела сыновей по сторонам, а дальше вассальные княжества и вождества с местными или тайскими династами. Главное условие - не вести войны и не мешать торговцам. Как рисопроизводящая страна, Сукхотаи стала сильным торговым конкурентом Камбоджи. Приглашались новые тайские переселенцы - целыми вождествами (мыангами) и обустраивались за гос. счёт. Местные монские крестьяне оставались крепостными - прикреплялись к тайским общинам и отбывали за них повинности. Ремесленники селились слободами в королевских замках. Китайские мастера научили тайцев производить фарфор. С юга были приглашены знатоки Дхаммы. языком культуры стал палийский . главной школой буддизма- Лесная. (на юге, правда, учителями населения были риши - индуисты-отшельники) Княжества Суматры наступление Сукхотаи на Суматру было остановлено юаньским посольством 1295 г. - поскольку тамошние князья (среди которых было два мусульманина) напрямую обратились в Империи за покровительством. Марко Поло Одорико когда описывается дикость местных нравов и прочее людоедство, надо представлять, что речь естественно идёт не о прибрежных городах-государствах, а о их ближайшем первобытном окружении.